Меню Закрыть

Товарищество собственников жилья отчетность

Бухгалтерская отчетность ТСЖ

Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерская отчетность ТСЖ (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Бухгалтерская отчетность ТСЖ

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бухгалтерская отчетность ТСЖ

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Бухгалтерская отчетность ТСЖ

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Налоговый и бухгалтерский учет отчетности ТСЖ на УСН в 2018

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) наряду со всеми юридическими лицами обязано предоставлять определённую отчётность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье расскажем про отчетность ТСЖ, поговорим о видах, сроках сдачи, льготах.

Какую отчётность должно сдавать ТСЖ

В соответствии с п.2 ст.291 Гражданского кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Согласно законодательству Российской Федерации ТСЖ обязано предоставлять следующую отчётность:

  • Бухгалтерская отчётность.
  • Налоговая отчётность.
  • Отчёты по уплате страховых взносов.
  • Статистическая отчётность.
  • Раскрытие информации. Именно о данных видах отчётности подробно будет представлена информация далее.

Порядок бухгалтерского учёта для ТСЖ

Несмотря на то, что некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной деятельности (п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)), тем не менее, в соответствии с п.1 ст.32 Федерального № 7-ФЗ некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При составлении бухгалтерской отчётности необходимо руководствоваться Информацией Минфина России от 24 декабря 2015 г. № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций», где сказано о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации состоит из:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление промежуточной отчётности, что подразумевает под собой предоставление Бухгалтерского баланса. В случае, если за отчётный период прибыль не превысила трёх миллионов рублей – ТСЖ имеет право предоставить упрощённую форму годовой бухгалтерской отчётности, что включает в себя предоставление:

  • Бухгалтерского баланса. Читайте также статью: → «Бухгалтерский баланс 2018: бланк, заполнение».
  • Отчёта о целевом использовании средств.

Формы документации представлены в Приказе Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. № 154н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего ОСНО

Согласно ст.246 Налогового кодекса РФ ТСЖ признано налогоплательщиком, обязанностью которого является ведение налогового учёта и предоставление налоговой отчётности. Так, ТСЖ, применяющее Основную систему налогообложения (ОСНО), предоставляет стандартную налоговую отчётность. Согласно п.2 ст. 289 некоммерческие организации имеют право предоставлять налоговую декларацию по упрощённой форме по истечении отчётного периода.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а так же формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».

Упрощённая форма декларации – это 2 листа:

  • лист (страница 001): перечислены налоги, по которым ТСЖ признано налогоплательщиком, но при этом объектов налогообложения в отчётном периоде не было;
  • лист (страница 002): заполняется согласно п. 15 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом № 62н от 10 июля 2007 г. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения».

Помимо налоговой декларации ТСЖ, применяющее ОСНО, обязано предоставлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, т.к. согласно п.1 ст.143 НК РФ ТСЖ является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Читайте также статью: → «Заполнение декларации по НДС в 2018 году».

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 г. № 35171).

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего УСН

ТСЖ, согласно ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая так же предполагает ведение чёткого налогового учёта. ТСЖ обязано предоставлять налоговую декларацию независимо от полученных доходов в истекшем отчётном периоде.

Помимо обязательного представления налоговой декларации, ТСЖ, согласно ст.346.24 НК РФ, в обязательном порядке должно вести учёт доходов и расходов в книге учёта доходов и расходов.

В отличие от ТСЖ, применяющего ОСНО, налогоплательщики на УСН освобождены от:

  • уплаты НДС;
  • налога на имущество;
  • отчётность по данным видам налога ТСЖ предоставлять не нужно.

Основные проводки по бухгалтерскому учёту ТСЖ

Согласно Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) бухгалтерский учёт ТСЖ ведёт, применяя счета бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.

Необходимо помнить: учёт взносов собственников жилья ведётся на счёте 86, а учёт поступлений денежных средств от деятельности, приносящей доход, на счёте 90. Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки».

Сроки сдачи отчётности для ТСЖ

Согласно ст.15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) отчётным периодом для годовой бухгалтерской отчётности является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Отчётный период может быть другим в следующих случаях:

  • организация ТСЖ;
  • реорганизация ТСЖ;
  • ликвидация ТСЖ.

В этих случаях отчётным периодом является тот период, в который ТСЖ вело свою деятельность в календарном году. При этом стоит отметить, что в случае, если ТСЖ было организовано после 30 сентября – первым отчётным периодом будет являться период с даты регистрации ТСЖ по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Пример 1. ТСЖ организовано 08.10.2016 г. Первый отчётный период: 08.10.2016 г. – 31.12.2017 г. Годовая бухгалтерская отчётность будет представлена именно за это время. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ последнюю бухгалтерскую отчётность предоставляет ликвидационная комиссия, либо арбитражный управляющий (если ТСЖ признано банкротом). Последняя бухгалтерская отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения записи о ликвидации ТСЖ в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пример 2. ТСЖ реорганизовано 05.04.2017 г. Отчётным периодом за 2017 г. будет являться период с 01.01.2017 г. по 04.04.2017 г. За этот период и предоставляется годовая бухгалтерская отчётность. Срок сдачи бухгалтерской отчётности: до 31 марта года, следующего за истекшим отчётным периодом. Срок сдачи налоговой декларации зависит от системы налогообложения, применяемой ТСЖ:

Общая система льгот по НДС для ТСЖ

Согласно пп. 29, 30 п. 3 ст.149 НК РФ ТСЖ освобождается от уплаты НДС в случае:

  • осуществления реализации коммунальных услуг, предоставляемой ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  • реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Государственная информационная система для ЖКХ

В Российской Федерации создана и функционирует государственная информационная система ЖКХ, которая регулируется Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями). Целью государственной информационной системы ЖКХ является доведение до граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) — единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Типовые ошибки ведения отчётности

Несмотря на обилие и доступность информации об особенностях ведения отчётности ТСЖ, всё же допускаются некоторые ошибки, влекущие за собой наложение штрафных санкций:

  • нарушение сроков сдачи отчётности;
  • предоставление налоговой декларации, не соответствующей системе налогообложения, применяемой ТСЖ;
  • неверное оформление бухгалтерских проводок;
  • исчисление и уплата НДС в случае освобождения от уплаты.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Я с недавнего времени являюсь бухгалтером ТСЖ. Председатель забыла перейти на УСН, хотя я была уверена, что переход был осуществлён. Декларацию сдала по УСН. Чем нам это грозит?

В Вашем случае сдача налоговой декларации УСН является нарушением, т.к. ТСЖ применяет ОСНО, что грозит наложением штрафных санкций со стороны ИФНС.

Смотрите так же:  Нотариус клименкова краснодар

Вопрос №2. Поступление денежных средств ТСЖ за 2016 год не превысило 3 000 000 рублей. Нужно ли предоставлять отчёт о целевом использовании средств?

Да, Вам необходимо предоставлять отчёт о целевом использовании средств, т.к. данный документ является обязательным при предоставлении бухгалтерской отчётности.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Аудит отчетности товариществ собственников жилья Мироненко Валентина Михайловна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мироненко Валентина Михайловна. Аудит отчетности товариществ собственников жилья : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.12 / Мироненко Валентина Михайловна; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2009.- 291 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/1174

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. РОЛЬ АУДИТА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15

1.1. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации 15

1.2. Обеспечение социальной защиты населения в товариществах собственников жилья. (Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) 34

1.3. Особенности бухгалтерского учета и аудита отчетности товариществ собственников жилья, вызванные отраслевыми и общеэкономическими факторами 44

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ 60

2.1 . Теоретические основы аудита товариществ собственников жилья 60

2.2. Методы сбора аудиторских доказательств применяемых для аудита жилищно-коммунального хозяйства 78

2.3. Предварительная стадия аудита 86

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТА ОТЧЕТНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ 100

3.1. Аудит смет доходов и расходов товариществ собственников жилья 100

3.2.Аудит применяемых льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в товариществе собственников жилья 112

3.3.Подготовка отчетности аудиторской организацией по результатам аудиторской проверки 139

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проводимая в настоящее время

жилищная реформа предусматривает коренное изменение методов и подходов к финансированию и управлению системой жилищно-коммунального хозяйства.

Основной целью реформы является перевод жилищно-коммунальной сферы на самофинансирование и создание новых оригинальных походов к управлению жилищно-коммунальным хозяйством, основанных на самофинансировании и самоуправлении, наилучшем использовании ресурсов, выявлении внутренних резервов удешевления и улучшения, предоставляемых собственникам жилья услуг.

Одним из видов финансового контроля для организаций жилищно-коммунального хозяйства является аудиторский финансовый контроль. Однако, качество услуг, оказываемых отечественными аудиторскими фирмами компаниями, в том числе и предприятиям жилищной отрасли, часто не соответствует требованиям, предъявляемым к контролю собственниками помещений. Такая ситуация не может не сказываться негативно на обШ еМ состоянии российской системы аудита.

Повышение качества аудиторской деятельности является основным направлением реформирования современного аудита, как в России, так и в других странах мира. В этой связи все большее внимание уделяется разработке стандартов проведения аудиторской проверки, контролю за их использованием и оценке качества аудита на всех его стадиях (при подготовке аудиторской проверки, при ее проведении и при формировании выводов аудитора). Жилищно-коммунальное хозяйство относится к числу отраслей, имеющих серьезную отраслевую специфику, что необходимо учитывать при проведении аудиторской проверки товариществ обственников жилья. Необходимость разработки отраслевых подходов к аудиту объектов жилищно-коммунального хазяйства, учитывающих специфику, как финансовой отчетности, так и необходимость аудирования, по заданию собственников, всей деятельности организации, определили актуальность выбранной темы исследования-

4 Учитывая, что предприятия жилищно-коммунальной сферы достаточно

разнообразны по собственности и сферам деятельности, возникает необходимость разработки методических рекомендаций, привязанных к отдельным группам предприятий. Особую актуальность приобретают разработки методики аудита для товариществ собственников жилья, поскольку это новые формирования, отвечающие требованиям рыночных отношений в жилищной сфере. Многие товарищества собственников жилья, нуждаются в разработке собственных корпоративных стандартов по бухгалтерскому учету и внутреннему контролю, учитывающие специфику собственности, осуществления деятельности, ведения жилищного хозяйства, производства, анализа и систематизация результатов их деятельности, в чем могут оказать содействие аудиторские фирмы, оказывающие услуги жилищно-коммунальному хозяйству.

Исследования показали, что отраслевые особенности деятельности товариществ собственников жилья, которые с некоторых пор занимают существенный удельный вес в жилищной сфере в России, проявляются в наиболее полной мере при формировании сметы доходов и расходов. В этой связи разработка специальных методических положений и рекомендаций по аудиту товариществ собственников жилья, как важной группы предприятий жилищной сферы, является актуальной.

В связи с вышеизложенным, в ходе исследования были изучены отраслевые особенности товариществ собственников жилья и разработаны предложения по их аудиту.

Степень разработанности темы диссертации. Общим теоретическим и практическим проблемам внешнего аудита посвящены исследования многих российских и зарубежных авторов. Среди отечественных разработок следует выделить работы Барышникова Н.П., Бычковой СМ., Гиляровской Л.Т., Данилевского Ю.А., Дардик В.Б., Кришталевой Т.И., Лабынцева Н.Т., Мельник М.В., Овсийчук М.Ф., Островского О.М., Петровой В.И., Подольского В.И., Рогуленко Т.М., Соколова Я.В., Суглобова А.Е., Шеремета А.Д и др. В

5 зарубежной литературе вопросы аудита рассматривались в трудах таких

ученых, как Ф.Л. Дефлис, Г.Р. Дженик, Дж. Лоббек, В.М. О’Рейли, Дж.

Робертсон, М.Б. Хирш.

В мировой практике аудиторская деятельность регламентируется специальными правилами — международными стандартами аудита (МСА). В России нормативную базу по общим принципиальным требованиям к аудиту составляют Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №П9-Ф3 (ред. от 03.11.2006) и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые легли в основу разработки положений, обоснованных в диссертации.

Работы вышеуказанных авторов, и нормативные акты, рассматривают в значительной степени общеметодологические вопросы. Отраслевая специфика аудита конкретных организаций разрабатывается аудиторскими организациями и закрепляется во внутрифирменных аудиторских стандартах и методических рекомендациях.

Анализ литературы и методических материалов показал, что вопросы проведения аудита организаций жилищно-коммунальной сферы, на сегодняшний день освещены явно недостаточно, в связи с чем можно констатировать, что отсутствуют методические подходы к аудиту товариществ собственников жилья.

Недостаточная исследованность данного вопроса и возросшая необходимость его изучения обусловили выбор темы настоящей диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теоретичесішх подходов и разработке методических рекомендаций по аудиту отчетности в системе жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования (товарищества собственников жилья).

Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

уточнено содержание аудита отчетности товариществ собственников

жилья в жилищно-коммунальной сфере;

выявлены недостаточности методологического и организационного обеспечения аудита товариществ собственников жилья;

обоснована целесообразность проведения независимого аудита отчетности товариществ собственников жилья в условиях развития местного самоуправления на основе самофинансирования и соответствия финансовых и материальных ресурсов объему возлагаемых на товарищества функций и задач;

определены организационно-методические аспекты аудита товариществ собственников жилья, включающие сущность, основные принципы, цель, задачи и методы аудита, эффективные приемы сбора аудиторских доказательств;

разработана типовая методика аудита отчетности товариществ собственников жилья, учитывающая общепринятые методологические основы аудиторской деятельности, и особенности аудиторских проверок товариществ собственников жилья, связанные со спецификой их деятельности и порядком ведения бухгалтерского учета, в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации;

предложен внутрифирменный стандарт аудита «Цели и основные принципы, связанные с аудитом отчетности товариществ собственников жилья», определяющий сущность, принципы, цель и основные задачи аудита с учетом специфики деятельности жилищно-коммунального сектора экономики, использование которого в ходе аудита поможет аудиторской организации получить признание на рынке аудиторских услуг;

разработана методика аудита отчетности товариществ собственников жилья, учитывающая общепринятые методологические основы аудиторской деятельности и выявленные отраслевые особенности, определены мероприятия проведения аудиторской проверки, включающие: предварительное ознакомление с деятельностью товарищества собственников жилья; планирование аудиторской проверки; получение аудиторских доказательств;

7 контакты с руководством, собственниками жилья; обобщение выводов,

выражение мнения аудитора о результатах проверки;

сформирована методика проведения предварительного ознакомления с деятельностью товариществ собственников жилья и порядок планирования аудита; уточнен порядок проведения аудита смет доходов и расходов товариществ собственников жилья по существу и подходы к выражению мнения аудитора о достоверности соответствующих показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности;

предложен комплекс рабочих и отчетных документов, фиксирующих аудиторские доказательства, получаемые на предварительном, основном и заключительном этапах аудита товариществ собственников жилья.

Область исследования. Исследование проведено в соответствии с п. 2.1. «Методология и технология аудита», п. 2.4. «Методология разработки программ аудита и плана проверок» специальности 08.00.12. «Бухгалтерский учет, статистика» паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Предметом исследования является комплекс теоретических и методических положений по аудиту отчетности товариществ собственников жилья.

Объектом исследования является процесс проведения аудиторской проверки отчетности товариществ собственников жилья.

Теоретической и методологической основой исследования является применение объективных принципов научного познания. Базой исследования являются фундаментальные концепции и гипотезы, сформировавшиеся в отечественной и зарубежной литературе в области бухгалтерского учета и аудита, законодательные и нормативные акты РФ, международные стандарты по бухгалтерскому учету и аудиту. Автор также учитывает опыт разработки корпоративных стандартов аудита крупных аудиторских компаний.

Информационную базу исследования составляют рабочие документы аудиторов и аудиторские отчеты, сформированные при проведении аудиторских проверок товариществ собственников жилья, их бухгалтерская

8 отчетность, результаты аналитических исследований, опубликованные в

периодической печати и электронной сети Интернет, а также другие

практические материалы, связанные с проведением аудита товариществ

Методы исследования. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания и специальные методы анализа, включая методы абстракции и оценки причинно-следственных связей, методы выборки, наблюдения, сравнения, группировки и обобщения. При разработке основных положений исследования были использованы экономико-статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экспериментальный методы, обоснование ряда практических предложений с использованием статистических методов обработки и анализа экономической информации и. монографических обследований отдельных аудиторских и некоммерческих организаций, товариществ собственников жилья.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей проведения аудита отчётности товариществ собственников жилья, связанных со спецификой их деятельности и порядком ведения бухгалтерского учета, и в разработке методики его проведения. Научную новизну содержат следующие положения диссертации:

1. Теоретически обоснованы особенности аудиторских проверок
товариществ собственников жилья, определяемые отраслевой спецификой,
общеэкономическими факторами и реформированием жилищно-коммунальной
отрасли, в частности — изменением форм собственности, организационных
структур и стратегии финансирования и развития, а также государственным
регулированием отрасли.

2. Разработан внутрифирменный стандарт аудита «Цели и основные
принципы, связанные с аудитом отчетности товариществ собственников
жилья», определяющий сущность, принципы, цель и основные задачи аудита (С
учетом специфики деятельности жилищно-коммунального сектора экономики).

3. Выделены организационно-методические аспекты аудита товариществ

9 собственников жилья, включающие сущность, основные принципы, цель,

задачи и методы аудита, эффективные приемы сбора аудиторских

4. Определены важнейшие элементы методики аудита отчетности

товариществ собственников жилья, учитывающей общепринятые

методологические основы аудиторской деятельности, и выявленные отраслевые

особенности товариществ собственников жилья, определены мероприятия

проведения аудиторской проверки, включающие: предварительное

ознакомление с деятельностью товарищества собственников жилья;

Смотрите так же:  Подача заявления в суд несовершеннолетним лицом

планирование аудиторской проверки; получение аудиторских доказательств;

контакты с руководством, собственниками жилья; обобщение выводов,

выражение мнения аудитора о результатах проверки;

5. Приведён перечень аналитических процедур по предварительному
ознакомлению с деятельностью аудируемого товарищества собственников
жилья, необходимых для дальнейшего проведения аудиторской проверки,
предложены формы рабочих документов аудитора для представления
результатов проведенных аналитических и плановых процедур на
предварительной стадии аудита с учетом выявленной отраслевой специфики.

6. Разработана методика проведения проверки смет доходов и расходов
товариществ собственников жилья, содержащая детальное описание порядка
проведения проверки, обоснованности применяемых тарифов и платежей за
услуги правления товарищества по управлению домом и обеспечению условий
для проживания.

7. Раскрыты особенности процедур проверки обоснованности
применяемых льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

8. Предложены рекомендации по формированию мнения аудитора о
достоверности соответствующих показателей финансовой (бухгалтерской)
отчетности товариществ собственников жилья на основании результатов
проведенного аудита отчетности и эффективности деятельности
администрации товариществ собственников жилья.

10 9. Сформирована совокупность необходимых рабочих и отчетных

документов аудитора для фиксирования результатов аудита достоверности

отчетности, эффективности функционирования администрации товарищества

собственников жилья по управлению многоквартирным домом, выполнению

правлением товарищества требований собственников по оптимальному выбору

способов управления, содержания и оплаты расходов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в

разработке методических рекомендаций по проведению аудита товариществ

собственников жилья, включая:

методические рекомендации по выявлению особенностей деятельности аудируемого объекта;

обоснование плана pi программы проведения аудиторской проверки;

рекомендации по набору аудиторских процедур при проверке по существу и порядку их документирования;

методика проведения аудиторской проверки отчётности товариществ-собственников жилья.

Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, ориентированы на широкое использование при разработке внутрифирменных стандартов проведения аудита и на процесс проведения аудиторских проверок на предприятиях жилищно-коммунальной отрасли.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования обсуждены на международных конференциях: Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2007» (г. Москва, ГУУ, октябрь 2007), конференции молодых ученых «Некоторые особенности современного развития экономики России» (г. Москва, МГУПИ, апрель 2007); 23 Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления — 2008» (г. Москва, ГУУ, февраль 2008); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2008» (г. Москва, ГУУ, октябрь 2008).

Основные положения использованы в учебном процессе Государственного университета управления, Московского экономического института (справка от 21 октября 2008 года №29-58), при изучении дисциплин «Аудит», «Основы аудита», «Внешний аудит».

Разработанная система внутрифирменных регламентов и стандартов по аудиту организаций жилищно-коммунальной сферы, рабочие документы аудитора по определению особенностей деятельности товариществ собственников жилья, план и программа проверки, методика процедур сбора аудиторских доказательств по проверке сметы доходов и расходов, полноты и точности применяемых льгот по оплате жилья, оценке эффективности деятельности правления товарищества собственников жилья, рекомендации по исправлению ошибок в учете и отчетности товариществ, предложения по организации документооборота и учета применяются в ООО «Аудиторская фирма Совет» (акт от 10 апреля 2007 года №36).

Результаты исследования прошли апробацию в ООО «Гарантия — Аудиторская фирма» (акт от 10 октября 2008 года, № 12), где используются внутрифирменные стандарты «Цели и основные принципы, связанные с аудитом отчетности товариществ собственников жилья», «Аудит системы документооборота в товариществах собственников жилья», «Письмо-согласие о проведении аудита в ТСЖ», предложенные процедуры по сбору аудиторских доказательств и порядку их регистрации в аудиторских файлах, рабочие документы по контролю качества аудита.

Предложения по организации предварительной стадии аудита товариществ собственников жилья, методические подходы к сбору аудиторских доказательств и оценке результатов аудита используются товариществами собственников жилья для подготовки к аудиторской проверке и проведения самообследования достоверности отчетности.

Научное исследование проведено в рамках НИР ФГОУ ВПО «Государственный университет управления» в соответствии с комплексной темой «Совершенствование бухгалтерского учета, анализа и аудита в свете

12 «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», № госрегистрации 01200612115. Коды ГРНТИ — 06.81.85. Прикладное исследование «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в отраслях непромышленного производства»

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ общим объемом 15,2 п.л.

Структура диссертации определена логической последовательностью исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, определены предмет и объект исследования, обоснована научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе «Роль аудита в повышении качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» обоснована роль аудита в обеспечении социальной защиты жильцов в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства, обоснованны особенности аудиторских проверок товариществ собственников жилья, вызванные отраслевыми, общеэкономическими и факторами, связанными с государственным регулированием отрасли.

Во второй главе «Организационно-методические аспекты аудита товариществ собственников жилья», рассмотрены теоретические основы аудита товариществ собственников жилья, методика проведения предварительного ознакомления с деятельностью аудируемого товарищества, порядок планирования аудита.

В третьей главе «Методика аудита отчетности товариществ собственников жилья» представлена методика аудита смет доходов и расходов, целевого использования полученных от собственников и государства средств, рассмотрены вопросы, связанные с процедурами проведения аудита применяемых льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

13 разработан порядок формирования мнения аудитора о достоверности

показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности товариществ

собственников жилья и оценке эффективности деятельности администрации

товарищества, подготовки отчетности и рекомендаций аудитора по результатам

В заключении сформулированы основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования.

В приложениях к работе представлена отраслевая статистика и формы, разработанных автором отчетных и рабочих документов аудитора, заполняемые при аудите деятельности товариществ собственников жилья.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

Как показали исследования, товарищества собственников жилья являются перспективной формой самоорганизации собственников квартир по управлению многоквартирным домом в рамках проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства. С вступлением с 1 марта 2005 г. в законную силу Жилищного кодекса, Товарищества собственников жилья получили широкое распространение, как форма организации пользования помещениями в многоквартирном доме.

В соответствии с Жилищным Кодексом Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. [4]

Товарищество собственников жилья может быть создано как в сданном в эксплуатацию, так и в строящихся многоквартирных домах лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах.

При создании товариществ собственников жилья путём реорганизации Жилищного кооператива в соответствии с п. 5 ст. 58, ст.59 ГК РФ ко вновь созданному юридическому лицу переходят права и обязянности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Бухгалтер ЖСК должен составить передаточный акт на основе бухгалтерского баланса. [1,2,4]

Специфика данного вида некоммерческой организации закрепляется в уставе товарищества, который принимается на общем собрании, большинством голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

Товарищество собственников жилья по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам членов товарищества, а члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества. [2,4]

Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.

Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Привлекательность данной формы управления многоквартирным домом обусловлено тем, что при функционировании товариществ имеется ряд преимуществ для собственников квартир. [4, 30] Так, с созданием ТСЖ:

— появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал, колясочная и т.п.), рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.;

— возникают условия для экономного расходования воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий;

— смета ТСЖ на год утверждается общим собранием, что позволяетустановить размер ежемесячной квартплаты для каждого домовладельца.

При профессиональном управлении ТСЖ данные преимущества могут выражаться в отсутствии роста квартплаты при качественном обслуживании дома. На практике это может быть обеспечено только при высокой активности собственников квартир, организации высокопрофессионального управления, действенного финансового контроля над деятельностью ТСЖ, соблюдением интересов собственников.

История развития правовой и организационной базы товарищества собственников жилья (ТСЖ) берет свое начало с начала прошлого века, когда президиум Моссовета еще 3 сентября 1921 г., утвердил Положение о жилищных товариществах. Предполагалось, что эти товарищества будут заботиться о сохранности жилого фонда. В дальнейшем практика пошла по пути создания жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), члены которых не являлись собственниками жилья.

Новое развитие данные вопросы получили в последнее десятилетие. Это связано, прежде всего, с широким распространением в девяностых годах частной собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, что породило проблему содержания инфраструктуры зданий. Решение этой проблемы государство переложило на самих собственников жилья, предложив им объединиться в товарищества. В Законе РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»[6], был впервые закреплен новый правовой институт, в котором понятия «кондоминиум» и «товарищество собственников недвижимости в жилищной сфере» отождествлялись. Правовой статус ТСЖ определен Указом Президента РФ от 23.12.1993 N 2275 «Об утверждении Временного положения о кондоминиуме»[29], в котором ТСЖ именовались «товариществами домовладельцев». Затем появился Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» [12] (далее — Закон о ТСЖ). Теперь создание и деятельность ТСЖ регулируются новым Жилищным кодексом [4] (далее — ЖК РФ).

По нашему мнению понятие ТСЖ в новом законодательстве принципиально не изменилось. Можно согласиться с мнением правоведов, которые считают ТСЖ разновидностью потребительского кооператива.

Товарищество собственников жилья является полноценным и перспектиным участником жилищно-коммунальной сферы, отвечающей задачам реформирования и организации рыночных отношений в данной области. Жилищная сфера является составной частью народного хозяйства, включающей строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной системой, в состав которой входит 34 вида деятельности в 12 подотраслях, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг, а также жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, электрогазотеплоснабжение, ремонт не только жилья, но и дорог, мостов и набережных, уборка улиц, сбор и утилизация бытовых отходов и мусора. Одной из движущих сил экономики в целом является рынок жилья (приложения 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4). Являясь мультипликатором развития экономики регионов, он создает условия для развития коммунальных услуг и смежных производств, повышению занятости населения, касается ресурсного потенциала любой территории и местного самоуправления, государства в целом. Следует анализировать также и общеэкономическое значение рынка, состоящее в том, что он открывает широкие возможности для свободного и быстрого передвижения капитала из одной отрасли в другую в зависимости от изменений экономики. Создает условия для развития смежных производств, заинтересованности работников в интенсификации труда. Другими словами является одной из движущих сил экономики в целом. [172]

Смотрите так же:  Газовое отопление требования

Теоретические основы аудита товариществ собственников жилья

Специфика деятельности жилищно-коммунального сектора экономики определила необходимость формулирования сущности, цели и задачи аудита, применительно к исследуемой сфере деятельности.

В рыночных условиях аудит становится той необходимой составляющей контроля, который определяет параметры осуществления функций и элементов управления в исследуемой сфере. Исследование сложившейся литературы по теоретическим и методологическим аспектам аудита товариществ собственников жилья, позволило выявить недостаточную изученность данного аспекта и необходимость обоснования теоретического обоснования сущности аудита товариществ собственников жилья, его цели и задачи. Как показывают исследования, авторы трактуют данные понятия по-разному. разному, что определяет необходимость установления и детализации данного понятия во внутрифирменных регламентах аудиторских организаций. Так, основным определением, которым следует руководствоваться можно считать определение, представленное в Законе «Об аудиторской деятельности» «аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». [11]. Аналогичные определения дают ряд авторов. Так, П.И. Камышанов трактует аудит как «. независимую экспертизу финансовой отчетности» [174], А.Э. Арене — как «. проверку, результатом которой является формирование мнения о верности и объективности финансовой отчетности» [101], Другие авторы, к числу которых относится и автор исследования, более широко раскрывают данное понятие, вкладывая в него системный смысл. Следует считать убедительной формулировку Ю.А. Данилевского, представляющего аудит как «независимую проверку годовой финансовой отчетности, составленной хозяйствующими субъектами в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, с целью установить достоверность, полноту, точность отражения активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов» [17], В.Д.Андреева, усиливающего определение: «аудит — это независимая экспертиза и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности» [98] и другие.

Ряд авторов, к аудиту относят не только сам процесс проведения аудита, но и сопутствующих ему услуг. Так, по мнению Подольского В.И., аудит это «предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономического субъекта, а также оказанию иных аудиторских услуг». Еще более широко данное понятие трактуется Лапиным Е. — «аудит — это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов, а также оказанию аудиторских услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах, бухгалтерской отчетности, анализ хозяйственно — финансовой деятельности, оценка активов и пассивов организации, консультации по вопросам финансового, налогового, банковского и иного предпринимательского законодательства РФ, проведение обучения по профилю своей деятельности» [192]. По мнению автора, для получения признания на рынке аудиторских услуг и расширения понятия аудита и аудиторской деятельности применительно к деталям конкретного направления проверки и сферы деятельности, аудиторские организации обязаны иметь внутрифирменные стандарты, учитывающие специфику проверки. По мнению автора, этот подход закреплен и в основных зарубежных регламентах аудита. Так, по определению Американской ассоциации по бухгалтерскому учету и Американского института присяжных бухгалтеров, аудит — это «. системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям» [150], что предполагает возможность (и необходимость) конкретизации упомянутых в определении терминов «данных», «действий», «событий», «критерий».

Аудит смет доходов и расходов товариществ собственников жилья

Даже при отсутствии у ТСЖ коммерческой деятельности, образуется экономия средств, примерно в размере 10% от годовой совокупной платы жильцов. Для дома в 450 квартир это около 800 000 руб. Аудитору следует дать заключение об оптимальности установления платы для собственников жилья, эффетивности использования временно свободных средств. В частности, следует установить, приносят ли доход временно свободные средства, где они хранятся, оптимальны ли условия для их хранения и обеспечения доходности.

В ходе проверки смет ТСЖ, аудиторы как независимые профессионалы, проверяют бухгалтерскую отчетность, осуществляют экспертизу платежей и взносов членов ТСЖ на предмет экономической обоснованности статей расходов, осуществляют консультации по бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, правовым вопросам.

Особый раздел проверки составляет аудит доходных источников ТСЖ, которые в соответствии с Жилищным Кодексом состоят из:

— обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов ТСЖ;

— субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг;

— доходов от хозяйственной деятельности;

— прочих поступлений [4].

Аудитору следует проверить законность осуществляемой ТСЖ предпринимательской деятельности. Являясь некоммерческой организацией, ТСЖ вправе вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано [2,4,5].

При этом законодательством РФ установлены ограничения на предпринимательскую деятельность отдельных видов НКО. В частности, перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, закрыт и включает следующее [4, п. 2 ст. 152]:

— обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

— строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

— сдачу в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме.

Аудитор проверяет также точность налогообложения прибыли, так как ТСЖ является плательщиком налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ[15]. С этой целью целесообразно квалифицировать перечисленные выше виды доходов для целей налогообложения прибыли. Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом ст. 251 НК РФ предусмотрен ряд доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, таких как — целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Аудитору следует проверить точность отнесения к целевым поступлениям на содержание товарищества и ведение ею уставной деятельности доходов ТСЖ. Так, в частности, к не учитываемым при налогообложении прибыли могут быть отнесены вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Особое внимание необходимо обратить на то, что взносы должны бытьосуществлены в соответствии с законодательством. Аудитор устанавливает все ли взносы, уплачиваемые членами ТСЖ (собственниками помещений в многоквартирном доме), являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению. С этой целью целесообразно проверить правильность оформления вступительных и иных взносов членов ТСЖ, обязательных платежей. Несмотря на то, что деятельность по управлению домом, содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества является уставной для ТСЖ, обязательные платежи не могут быть признаны целевыми поступлениями на содержание НКО и ведение уставной деятельности, так как перечень целевых поступлений закрытый и не предусматривает таких доходов, как обязательные платежи членов ТСЖ. Аудитору следует проверить обоснованность внесения членами ТСЖ обязательных платежей и взносов, установленных органами управления ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание, и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, которые могут быть классифицированы как обязательные платежи, взносы, но не как вступительные или членские взносы. Следует установить порядок формирования и размер таких платежей и взносов членов ТСЖ, определяется ли он органами управления ТСЖ в соответствии с его уставом (п. 8 ст. 156 ЖК РФ). При этом, размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 ЖК РФ). Плата членов ТСЖ либо ЖСК за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг.

Из законодательного определения ТСЖ следует, что ТСЖ создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, поэтому ТСЖ оказывает собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по его управлению и эксплуатации. Если в многоквартирном доме есть собственники помещений, которые не пожелают вступить в ТСЖ, то с ними закон обязывает товарищество заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ст. 138 ЖК РФ). В соответствии с этими договорами собственники вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Такие поступления можно однозначно квалифицировать как выручку от оказания услуг ТСЖ. Более того, указанные платежи для организаций — собственников помещений в доме будут являться расходами по оплате эксплуатационных, коммунальных услуг, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. При этом их нельзя учесть на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ как целевые членские взносы в НКО.

Аудитор должен осуществить проверку элементов обязательных платежей членов ТСЖ с точки зрения налогообложения доходов ТСЖ по входящим в него элементам (плата за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги). При этом аудитору следует иметь в виду, что услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме являются теми видами хозяйственной деятельности, которые в соответствии с Жилищным Кодексом, разрешено вести ТСЖ. Поэтому признание дохода ТСЖ в виде платы за содержание и ремонт в качестве налогооблагаемой выручки от реализации представляется правомерным и справедливым. Но при этом ТСЖ вправе учитывать в составе расходов обоснованные и документально подтвержденные затраты, связанные с содержанием и ремонтом имущества, что и следует проверить аудитору.