Меню Закрыть

Борьба за наследство безуховых

Встреча Бориса Трубецкого и Пьера в доме старого графа Безухова. (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы 19 века. Огромное произведение, запечатлевшее переломный момент в жизни русского общества, народа, поставило множество проблем: общественно – политических, нравственных, исторических, философских. Писателю удалось воссоздать подлинную атмосферу начала 19 века, показать настоящее лицо светского общества, определить границу, отделяющую жизнь дворянства от жизни народа.

Эпизод встречи Бориса Друбецкого и Пьера в доме старого графа Безухова очень важен не только для лучшего понимания характеров этих героев, но и для понимания той атмосферы лицемерия, двуличия, корысти, царившей в светском обществе.

Старый граф Безухов при смерти. У него огромное состояние, на которое претендуют многие: князь Василий Курагин, три сестры, родственницы графа, княгиня Друбецкая и ее сын Борис. Друбецкие не родственники графа, но Борис — его крестник, он может рассчитывать на какую-часть наследства. Но самый главный претендент на наследство — Пьер, незаконный сын графа. Если, по просьбе умирающего графа, он будет признан законным наследником, то все состояние достанется ему, а уже известно, что письмо с такой просьбой написано государю и что в этой просьбе, конечно, не откажут.

В доме умирающего графа в течение многих дней суетятся те, кто хочет получить наследство. Только Пьер, который отца практически не знал, потому что воспитывался за границей, менее всех думает о наследстве. Пьер еще не испорчен светским обществом, это человек наивный, искренний, простодушный, умный, но бесхитростный и не умеющий распознать лицемерную игру тех, кто готов на все ради денег. Он живет в доме своего отца, но его к отцу не пускают, и ему нечем заняться. Вот в такой момент к нему и приходит Борис Друбецкой. Это молодой человек, воспитывавшийся какое-то время в семье Ростовых, так как был из обедневшего рода. Его мать, княгиня Друбецкая, была готова ради своего сына на все: и унижаться перед Курагиным, чтобы добиться для сына выгодного назначения на службу, и выжидать момент в доме умирающего графа Безухова, чтобы получить от него хоть что-нибудь. Она посылает Бориса к Пьеру, чтобы тот передал ему приглашение на именины в дом Ростовых. Но главная цель прихода Бориса совсем другая.

Пьер не узнает Бориса, он, как пишет Толстой, «решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся». Борис не торопится назвать себя, изначально ставя Пьера, и без того не умеющего себя держать в обществе, в неловкое положение. «Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза». Борис передает приглашение на обед к Ростовым, Пьер принимает его за сына графа Ростова, и только в этот момент Борис называет себя.

Почему так держится Борис? Он умело использует ситуацию, ставя своего собеседника в щекотливое положение, особенно принимая во внимание робость и застенчивость Пьера. С первого же момента встречи он хочет поставить себя в более выгодное положение: он свободно держится, смело разговаривает, так что Пьер боится, как бы Борис не сказал чего-то лишнего, из-за чего Пьеру будет стыдно. Пьер пытается перевести разговор на политику, рассуждает о Булонской экспедиции, но Борис сразу сворачивает эту тему, навязывая Пьеру другую: «Мы здесь, в Москве, больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой….Теперь говорят про вас и про графа.» И дальше Борис говорит о наследстве, о том, кому граф оставит свое состояние. Пьеру слышать все это очень тяжело, весь этот разговор тягостен для него, но он еще не понимает, к чему клонит его собеседник. Наконец-то Борис переходит к сути: «А вам должно казаться, — говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, — вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что-нибудь от богача». Но это не просто должно казаться, как говорит Борис, так оно и есть, и Пьер так и думает в этот момент. Но далее идет неожиданный для Пьера поворот разговора, неожиданный потому, что Пьер и предположить не может столько хитрости и лицемерия в таком молодом человеке. Борис говорит: «Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него». Пьер в первую минуту ничего не понимает, но потом, поняв, испытывает чувство стыда и досады. А Борис «сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен». Пьер принимает слова Бориса за чистую монету, он сам благородный человек и всех остальных считает такими же. «Вы удивительный человек, — говорит Пьер Борису. — То, что вы сказали, очень хорошо, очень хорошо…Я очень рад, что познакомился с вами». Он пожимает Борису руку, начинает рассказывать то, что обычно не говорят не очень знакомым людям: о том, что отец не звал его, что Пьер испытывает к нему жалость, как к человеку. Но Борис прерывает его, переводя разговор на политику. За ним посылает мать, и Борис уходит, видимо, довольный тем, что добился своего. Какова же цель Бориса? Он хотел проявить себя благородным и порядочным человеком, показать Пьеру, что их семейство не претендует на наследство, хотя на самом деле все было наоборот. Сразу после смерти старого графа Безухова, после победы, одержанной за мозаиковый портфель и за письмо к царю, которое находилось в нем, княгиня Друбецкая напомнит Пьеру, что отец его обещал не забыть Бориса. Конечно, добрый Пьер не отказал ей в просьбе. Но после ухода Бориса Пьер улыбался, вспоминая « об этом милом, умном и твердом молодом человеке». Более того, он испытывал к нему «беспричинную нежность». Как ни странно, ни умный и порядочный Пьер, ни в дальнейшем умный и проницательный князь Андрей не смогли увидеть за маской воспитанности и благородства жажду богатства, алчность, лицемерие, бессердечие и умение сыграть на слабых сторонах других людей. Таков Борис, плоть от плоти того лицемерного светского общества, которое не принимают любимые герои Толстого. Разговор Бориса и Пьера нам дает понять и доброту, бескорыстие, порядочность Пьера, и расчетливость, корыстность, лицемерие Бориса. В дальнейшем эти черты героев только усугубятся. Борис добьется всего, чего хотел, женившись по расчету на богатой Жюли Карагиной, и потеряет те хорошие качества, еще оставшиеся в нем. Пьер найдет свое счастье в единении с народом и служении ему, поэтому-то он и является любимым героем Толстого. Каждый персонаж Толстого, будь то главный герой романа Пьер, Борис, или любой другой персонаж показан автором в развитии, в динамике; на протяжении всего романа мы следим за их судьбами, за их характерами, и в этом сказалось огромное мастерство и гений Толстого, сумевшего каждого своего героя наделить индивидуальностью и своеобразием.

Путь исканий Пьера Безухова

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества.
Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.
После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера. Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.
Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь. ” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.
Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. “ Что дурно? Что хорошо?” — вот вопросы, волнующие героя. Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева — члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.
Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.
В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”.
Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.
В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство — это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.
Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.
Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”. Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.
В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”. Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”.
Проснувшись однажды, он взял пистолет», кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения.
На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.
Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.
Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.
В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.
Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров — необходимость преобразований. Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное счастье, пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.

Смотрите так же:  Лишение прав водительский стаж

101643 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Путь исканий Пьера Безухова

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Конспект урока «Поиск плодотворной общественной деятельности Пьером Безуховым»

Разделы: Литература

Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков.

Цели урока: Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героя.

  • Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героя ;
  • Знакомимся с текстом произведения;
  • Отмечаем логику развития тем в истории русской литературы.
  • Учимся анализировать текст с позиции темы;
  • Учимся строить полный ответ и логику ответов на вопросы в разрешении проблемного вопроса.

Задача урока: Проследить исторические процессы в стране через судьбу героя, его нравственные поиски смысла жизни.

Быть самим собою,
Отыскивать в глубине своей
Самого себя – в этом вся
Жизненная задача человека.
В. Вересаев

Оборудование: проектор, экран, презентация, диск с фильмом «Война и мир», текст романа «Война и мир».

Учитель: Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, и с первых же страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера: какое же начало в нём победит. (1-й слайд)

– Как проявляются эти противоречия?

– На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского? (дружба героев строится на общности интересов, поэтому князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.)

– Каковы развлечения общества Курагина, Долохова? (сообщение ученика: развлечение светской молодёжи, участие Пьера в кутежах)

Итак: Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечение светской молодёжи представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

– История борьбы за наследство умирающего графа Безухова. (сообщение учащегося)

– Что дают нам эти сцены для понимания характера Пьера? (Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру-наследнику.)

Женитьба Пьера на Элен Курагиной (сообщение учащегося) – 2-й слайд.

– Почему Пьер женился на Элен? (С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. НО ЭТОТ БРАК БЫЛ ЗАКОНОМЕРЕН И ДЛЯ Пьера, потому что не только его должны были обмануть, Но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.)

Назовите основные отличительные черты характера Пьера.

– Для Пьера свойственны истинная доброта и человечность.

– Вспомним эпизод дуэли между Пьером и Долоховым (краткий пересказ).

– Хотел ли Пьер этой дуэли? (Нет, не хотел)

– А Долохов? (Ему было всё равно, т.к. он гусар и привык к дуэлям)

– Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека. (Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, Но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить)

Вывод: – Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Пьер испытывает первый духовный кризис: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем? – спрашивает он себя.

Пьер и масонское общество. (3-й слайд)

Учитель: Пьер после разрыва с женой хотел найти новую истину.

Поступление Пьера в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он считал себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: « Я вас люблю». А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам виноват, женившись, не любя, подвергает Пьера в глубочайший кризис. Материально обеспеченному Пьеру кажется, что не в деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним в дороге.

– Как изменился Пьер после разговора с Баздеевым? О чём они говорили? («он твёрдо верил в возможность братства, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.» Это разговор не только о Боге, но и о месте человека в жизни. Пьеру ненавистна его теперешняя жизнь, и Осип Алексеевич призывает: «…измени её, очисти себя…»)

– Почему Пьер будучи атеистом и считая религию «несправедливою» вступает в масонское общество? (Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.)

Какую деятельность ведёт в нём П. Безухов? (рассказ ученика: том 1, ч. 2, гл 10.)

– Почему Пьер разочаровался в масонстве? (Убеждается. что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу понял, что она не будет принята.)

Учитель: Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенных норм общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах

Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством.

Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.

Толстой оставляет героя накануне событий 1812 года в том же тупике неразрешённых вопросов, как и в момент его разрыва с женой.

Весь путь, проделанный им самостоятельно в течение этих лет (1805-1812), не приводил ни к чему.

Но это не значит, что проблема жизни Пьера Безухова была вообще неразрешима. Возрождение героя было возможно, но не на пути личного самосовершенствования и либеральной деятельности…

1812 год. Бородино в жизни Пьера.

– Разговор с князем Андреем накануне Бородинского сражения.

– Сражение (фрагмент видеофильма. Диск).

Беседа по вопросам:

– Что происходит в душе Пьера по дороге на Бородинское поле?

– Почему день накануне Бородинской битвы Толстой показал глазами Пьера?

– Что такое, по Толстому, чувство патриотизма?

– О чём говорят Пьер и князь Андрей накануне Бородинского боя?

– Почему объяснения Болконского были так важны для Пьера?

– Что наблюдает Пьер на батарее Раевского?

– Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?

– Какие поступки собирался совершить Пьер оставаясь в Москве, и какие совершил?

– Почему поступки Пьера в осаждённой Москве рисуются в нелепом и смешном виде?

Вывод: Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят».

Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует.

Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.

– Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами., где он встречается с Платоном Каратаевым.

Беседа по вопросам.

– Почему Пьер оказался в плену?

– Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира, и в человеческую, в свою душу»?

– Кто такой Платон Каратаев (сообщение уч-ся)

– Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

– В чём Платон Каратаев видел смысл человеческой жизни?

– Может ли Каратаев стать народным вожаком?

– Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?

– Что принимает и что не принимает Пьер в Каратаеве?

Вывод: Встреча с Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.

Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго, круглого»: незыблемая вера в жизнь. Любовь к труду. Бескорыстная любовь ко всем людям. Терпение и служение. Смысл жизни в любовном единении людей. Жизнь отдельного человека – частица целого.

Пьер возрождается духовно. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира.

Эпилог.

Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.

Главная мудрость, к которой он пришёл: «…ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

Счастливый муж и отец. Человек, высказывающийся в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.

– В чём смысл спора Пьера с Николаем Ростовым?

– Почему Пьер считает, что Каратаев не одобрил бы его?

Домашнее задание: Два полководца в романе « Война и мир». Кутузов и Наполеон. (т.3, ч.2, гл. 33 -38).

«Князь Василий Курагин»

Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он был «в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица.» Говорил князь «на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку», «говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы». В глазах светского общества князь Курагин — уважаемый человек, «приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся». На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий » знал, что влияние в свете — капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние». Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он почувствовал «что-то вроде укора совести», так как она напомнила ему, что «первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу».

Смотрите так же:  Санитарно-гигиенические требования к производству молока

Излюбленный прием Толстого — противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

Поскольку кончина графа была неминуема, в первую очередь родственников волновало завещание. Князь Василий убедил старшую из трех княжон, племянниц графа, живших у него в доме, обратиться к умирающему с просьбой о пересмотре завещания. Князь предполагал, что граф написал письмо государю с просьбой признать Пьера законным сыном. Это обстоятельство дало бы право Пьеру владеть всем огромным состоянием единолично, что было крайне невыгодно для князя.

Показательна сцена борьбы за «мозаиковый портфель».
«…В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем-то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что-то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:
— Не могу видеть эту женщину.
— Catiche a fait donner du the dans le petit salon,— сказал князь Василий Анне Михайловне.— Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque chose, autrement vous ne suffirez pas .

Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon …»
«…Пьер оглянулся вопросительно на свою руководительницу и увидел, что она на цыпочках выходила опять в приемную, где остался князь Василий с старшею княжной. Пьер полагал, что и это было так нужно, и, помедлив немного, пошел за ней…»
«…Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
— Я и не знаю, что в этой бумаге,— говорила княжна, обращаясь к князю Василию и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках.— Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага.

Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу…»

«…Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы за портфель…»
«…Интриганка! — прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.

— Oh! — сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал.— Chest ridicule. Voyons , пустите. Я вам говорю…»
«…— Помните, что вы будете отвечать за все последствия,— строго сказал князь Василий,— вы не знаете, что вы делаете.

— Мерзкая женщина! — вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель. Князь Василий опустил голову и развел руками…»
«…Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна, с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.

— Да, радуйтесь теперь,— сказала она,— вы этого ждали. И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
— Ах, мой друг! — сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем.— Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Мне шестой десяток, мой друг. Ведь мне. Все кончится смертью, все. Смерть ужасна.— Он заплакал…»

Графская родня осталась ни с чем. Наследником стал
«незаконный», не имевший не малейшего понятия о закулисной
возне и чьих-то меркантильных интересах Пьер. Но Курагин и здесь не отступает.
«Князь Василий не обдумывал своих планов», но как светский человек никогда не упускал возможности использовать влиятельное лицо. Именно поэтому он «делал все, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери». «Более всех других. как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухова он не выпускал из рук Пьера». Из прежнего холостого общества Пьера многих не было в Петербурге. «Все время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия — в обществе старой толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него».

На одном из вечеров у Анны Павловны Пьер почувствовал к Элен нечто иное, нежели дружеское расположение как к человеку, знакомому с детства. Он пытался бороться с возникшим желанием. «Он говорил себе, что это невозможно, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке». Однако участь его была предрешена. «Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее». В день именин Элен не без давления со стороны князя Василия Пьер произнес заветные слова. «Через полтора месяца он был обвенчан». Так завершилась борьба В.Курагина за наследство князя Безухова.

Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении «пристроить» своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей. «…И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас». На что князь ответил: «Что же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец».

Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер «женить блудного сына Анатоля» на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: «она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно». При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Образ и характеристика старого графа Безухова в романе «Война и мир»: внешность и характер (отец Пьера Безухова)

Старый граф Кирилл Безухов в романе «Война и мир» является одним из второстепенных героев произведения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика графа Кирилла Безухова в романе «Война и мир»

Кто такой граф Кирилл Безухов?

В начале романа старый граф Безухов умирает от инсульта (том 1 часть 1 глава XXI). После его смерти сын, Пьер Безухов, получает огромное наследство и титул графа.

Образ и характеристика старого графа Кирилла Безухова

Полное имя героя — Кирилл Владимирович Безухов:
«. графа Кирилла Владимировича. «

Внешность графа Кирилла Безухова:
«. старик был хорош еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала. »

«. и с теми же характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-желтом
лице. »
«. обе толстые, большие руки его были выпростаны из-под одеяла и лежали на нем. »
«. красно-желтой головы с седою гривой. »
«. высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. »
«. красивый рот. »
«. приложился к ширококостной и мясистой руке. «

У графа Кирилла Безухова есть много незаконнорожденных детей:
«. Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был. »
«. Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный. »
«. У него их двадцать незаконных, я думаю. » (о детях старого графа)

Старый граф Безухов сильно болеет в начале романа:
«. Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас…»
«. здоровье его и так было плохо. »
«. Граф очень, очень болен . »

Борьба за наследство и родственники графа Безухова

Дом старого графа Кирилла Безухова

«. Великолепная приемная комната была полна. »
«. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. »
«..Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру. »
«. Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую
персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая
красного дерева кровать под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло. »
«. с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, к высокой кровати под шелковыми занавесами. маленькой круглой гостиной перед столом. »
«. Пьер хорошо помнил эту маленькую круглую гостиную с зеркалами и маленькими столиками. Во время балов в доме графа Пьер, не умевший танцевать, любил сидеть в этой маленькой зеркальной и наблюдать, как дамы в бальных туалетах, бриллиантах и жемчугах на голых плечах, проходя через эту комнату, оглядывали себя в ярко освещенные зеркала. «

Это был цитатный образ и характеристика старого графа Кирилла Безухова (отца Пьера Безухова) в романе «Война и мир»: описание внешности и характера героя, описание дома графа Безухова и т.д.

Как шла битва за наследство графа безухова кто в ней учавствовал?

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Война и мир (Толстой)/Том I/Часть I/Глава XVIII

— N’est-ce-pas? [2] — сказала княжна, вздыхая. — Так можно ему пить?

— Он принял лекарство?

Смотрите так же:  Отчетность лукойл рсбу

Доктор посмотрел на брегет.

— Возьмите стакан отварной воды и положите une pincée (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincée ) de cremortartari [3] …

Не пило слушай, — говорил немец-доктор адъютанту, — чтопи с третий удар шивь оставался.

— А какой свежий был мужчина! — говорил адъютант. — И кому пойдет это богатство? — прибавил он шепотом.

Окотник найдутся, — улыбаясь, отвечал немец.

Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец-доктор подошел к Лоррену.

— Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? — спросил немец, дурно выговаривая по-французски.

Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.

— Сегодня ночью, не позже, — сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.

В комнате было полутемно, только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была уставлена мелкою мебелью шифоньерок, шкафчиков, столиков. Из-за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.

— Ах, это вы, mon cousin ?

Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.

— Что, случилось что-нибудь? — спросила она. — Я уже так напугалась.

— Ничего, все то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, — проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. — Как ты нагрела, однако, — сказал он, — ну, садись сюда, causons [4] .

— Я думала, не случилось ли что? — сказала княжна и с своим неизменным, каменно-строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.

— Хотела уснуть, mon cousin , и не могу.

— Ну, что, моя милая? — сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.

Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.

Княжна, с своею несообразно-длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.

— А мне-то, — сказал он, — ты думаешь, легче. Je suis éreinté comme un cheval de poste [5] ; a все-таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.

Князь Василий замолчал, и щеки его начали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались.

Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.

— Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, — продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, — в такие минуты, как теперь, обо всем надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь…

Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.

— Наконец надо подумать и о моем семействе, — сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, — ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?

Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…

— Я об одном не перестаю молить бога, mon cousin , — отвечала она, — чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…

— Да, это так, — нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, — но, наконец… наконец, дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он все имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.

— Мало ли он писал завещаний, — спокойно сказала княжна, — но Пьеру он не мог завещать! Пьер незаконный.

— Ma chère, — сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, — но что, ежели письмо написано государю и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…

Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают, что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.

— Я тебе скажу больше, — продолжал князь Василий, хватая ее за руку, — письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно или нет. Ежели нет, то как скоро все кончится, — князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами все кончится, — и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит все.

— А наша часть? — спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто все, но только не это, могло случиться.

— Mais, ma pauvre Catiche, c’est clair comme le jour [6] . Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо и уничтожены ли они. И ежели почему-нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…

— Этого только недоставало! — перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. — Я женщина; по-вашему, мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un bâtard , — прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.

— Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна, как ты не понимаешь: ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, — стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухов, и тогда он по завещанию получит все. И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s’en suit [7] , ничего не останется. Это верно.

— Я знаю, что завещание написано; познаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, — сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.

— Милая ты моя княжна Катерина Семеновна! — нетерпеливо заговорил князь Василий. — Я пришел к тебе не затем, чтобы пикироваться с тобой, а затем, чтобы, как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.

Видимо, что-то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.

— Это было бы хорошо, — сказала она. — Я ничего не хотела и не хочу.

Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.

— Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, — сказала она. — Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.

— Да, но ты не одна, у тебя сестры, — ответил князь Василий.

Но княжна не слушала его.

— Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…

— Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? — спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.

— Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.

Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.

— Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что все это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…

— Тех людей, которые всем пожертвовали для него, — подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, — чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, — прибавила она со вздохом, — я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.

— Ну, voyons [8] , успокойся; я знаю твое прекрасное сердце.

— Нет, у меня злое сердце.

— Я знаю твое сердце, — повторил князь, — ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison [9] , пока есть время — может, сутки, может, час; расскажи мне все, что ты знаешь о завещании, и главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание — свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.

— Теперь я все поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, — говорила княжна.

— Не в том дело, моя душа.

— Это ваша protégée , ваша милая Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.

— Ne perdons point de temps [10] .

— Ах, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно на Sophie , — я повторить не могу, — что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.

— Nous y voilà [11] , отчего же ты прежде ничего не сказала мне?

— В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, — сказала княжна, не отвечая. — Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, — почти прокричала княжна, совершенно изменившись. — И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу все, все. Придет время!