Меню Закрыть

Итигэлов завещание

Духовное завещание Пандита Хамбо Ламы XII Великого Д.Д.Итэгэлова.

Послание Хамбо Ламы Итигэлова своему народу

Благословенный Тремя драгоценностями незабвенного Ламы
Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,
Создавая возможность десяти важных встреч.
Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.
Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.
Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?
Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,
Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.
Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?
Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!
Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!
Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!
К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться.
Отдавшись обману опасных для жизни деяний,
Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,
Подгоняемый красной энергией кармы своей,
Ведущий на встречу к хозяину смерти.
Во время одинокого ухода в следующий мир,
Все твое богатство, родные, близкие,
Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.
Эти богатства безумно собранные и накопленные,
Превратятся в особый яд и станут бесполезными,
Так учили все предыдущие Будды.
Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня
Практику Десяти Благих Деяний – незамедлительно.
Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,
Когда пребываю в данной жизни.

Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева

Этигэл , если можно, помогите понять вот эти строки:

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,
Создавая возможность десяти важных встреч.
Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.
Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

1. о каках встречах идёт речь?
2. говоря о молодом друге, кто имеется ввиду?
3. что такое пять Скандх?

спасибо Вам огромное, что разъяснили! Это же так важно понимать послание Хамбо Ламы Итигэлова.
Да, про молодого друга я тоже подумала, что в молодости, когда все стремятся к накоплению богатства самые важные богатства являются нематерьяльные, а именно благодеяния.

Жаль, что последнее сообщение не поняла) Перевод я взяла с сайта, вот ссылка на него: www.etegelov.ru
это же Вы мне ссылку дали на него 🙂

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами.

а как можно понять эту строчку? Пять Скандх — это пять чувств, тогда какая параллель с горой Сумеру?

9-го сентября Хамбо лама Этигэлов проявился затягивающим на себе пояс, будто собирался в дальнюю дорогу.

Здесь хотелось бы разъяснить смысл пояса. Для монахов это имеет другое значение, ведь высшей точкой практики лам является: забыть про своё эгоистическое существование и в помощи для своих окружающих и жить во благо народа. Поэтому монах, надевая пояс должен начитывать «СОЛДЭБ МАНЗУШРИ» размышляя об обуздывании своего сознания и подавлении трех ядов (невежество, гнев и страсть).
По традиции у бурят пояс означает силу и волю мужчины. Также означает крепость семейных уз, способность мужчины сохранить семью как одно целое. Поэтому, пояс использовался в обряде «даллага» (обряд призвания счастья и удачи), для повышения энергетики в семье. Также во время ночного сна мужчина клал пояс у изголовья, что обозначает почитание семейных уз.
Мужчины ни в коем случае не должны давать возможность опоясывать себя не своими женами, если таковые существуют. Во избежание распыления семьи.
Естественно мужчина не должен дарить кому-либо свой пояс. Но бывают исключительные случаи, когда сваты обменивались поясами, обозначающее единение этих двух семей.
И было редким случаем, чтобы бурят не умел бороться. И поэтому пояс (бусэ) использовался во время национальной борьбы (бухэ барилдаан) как отличительный знак мужчины.

Краткое разъяснение составил: Раднаев Гомбо Багша, дом № 40 / б.

10-го сентября Хамбо Лама Этигэлов проявился в йогическом движении.

В тантре все движения наделяются смыслом, они являются важной частью практики, как например шагжа (мудра). В одном из прошлых рождений, Хамбо Лама, будучи Гунга Одченом, усердствовал в такой практике, о чем говорится в «Восхвалении 12-ти перерождений»:

«Покой и движение, в них основа одна,
Разными методами искусного ума постиг.
Беспрепятственность ума развивая, Очень способного,
К стопам Гунга Одчена преклоняюсь»

Таким образом, Хамбо Лама напоминает нам о важности бдительности и осознанности при телодвижениях, и особенно при различных практиках тантры.

Краткое разъяснение составил: Засаг Лама, дом № 37

22-го по лунному 11-го сентября, проявилось «тиб.Бабо Жигжед»-(одиночный герой-санскр.Ямантага).

Таким образом, можно понять что, сегодня день благоприятен для подавления негативной энергии.

О чем в тексте «одиночного героя» говорится:
— «из сущности пустоты являя себя героем Будды Маньзушри, приглашаю всех Будд в образе Великолепного
Ямантаги. Растворяю в себе, и сам преображаюсь в огромного ваджродержавца с черно-синим цветом тела,
девятью ликами, тридцатью четырьмя руками и шестнадцатью ногами…….. возвышенной форме, превосходно суровой, герою с высшим полем деятельности,
способному усмирять трудно усмиряемых
одиночному герою поклоняюсь.
…..Ты есть совершенство величия, тело твое свободно
от любви и ненависти, но ради усмирения всего негативного в трех мирах, ты из сострадания явился в теле свирепого Победителя, Бхайрава Ямантага, тебе поклоняюсь».

Из трех видов Идама, Ямантага служит начальной практикой для усмирения препятствия в практике.
Затем чтобы без препятсвенно осуществить далее практику идамов Гухъясамаджа и Чакрасамвара.

Краткое разъяснение составил Самдан багша дом №40\в

23-го числа по лунному календарю, Хамбо Лама Этигэлов проявился в образе I-го Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева.

Данное проявление еще раз доказывает нам, что Этигэлэй Хамбо является перерождением I-го Хамбо Ламы. И тот кто почитает и поклоняется Хамбо Ламе, также поклоняется Заяеву, который принес Драгоценное Учение Будды в Россию. Мы нынешнее поколение не должны забывать об этом великом подвиге. И сейчас Хамбо Лама Заяев продолжает развивать буддизм в лице Хамбо Ламы Этигэлова.

Также данное проявление может говорить нам о приближении большого молебна, который состоится на родине Заяева, у подножья горы Отсон Хан. Там наши ламы во главе с Хамбо Ламой Дамба Аюшевым, осветят статую Ошор Вани. Ведь это священное место является обителью Будды Ваджрапани, который является хранителем тайных Учений. И кто желает познать эти Учения, может поехать туда и принять участие, в этом большом празднике, также можете остаться там на несколько дней для практики Шагдар сахюсана.

Краткое разъяснение составил: Пандэ Багша, дом № 4

13-го сентября рядом с Хамбо Ламой Этигэловым проявился Йогин аскет, он сидел в позе лотоса.

Среди всех 12-ти перерождений Хамбо Ламы Этигэлова, на ум приходит йогин-аскет Дубчен Дармава, который является шестым перерождением. Он был сыном тибетского Царя, также он является одним из 84-ех махасиддхов. Возможно, проявившийся Йогин и есть Дармава.
84 махасиддхи представляют тех, кто за прошедшие несколько столетий достиг прямой реализации учения Будды. Они являют собой, в частности, расцвет тантpической традиции в поздний пеpиод pазвития индийского Буддизма. Эта традиция была наиболее влиятельна с VIII по XII век. Когда Буддизм пустил корни в Тибете, махасиддхи поддерживали важнейшие связи между Тибетом и Индией, дав начало линиям, которые продолжаются и в настоящее время.
Большинство махасиддхов выбирали новые пути. В отличие от монахов, многие из них не изучали подготовительных текстов, но мгновенно и полностью отдавали себя пpевpащению наставлений в опыт. Подчеркивание роли практики отвечало глубокому оптимизму буддийской традиции, дающей возможность собственными силами, обрести несравнимую энергию и свободу. Все, что необходимо, это — руководство учителя и стремление пройти путь полностью. Они умели летать по воздуху, обращать железо в золото, проходить сквозь огонь, останавливать солнце; они были причиной многих необычных происшествий. В то же время они усиленно распространяли Учение, и каждый из них представляет собой яркий пример успеха в практиках Ваджраяны, живое воплощение Дхармы.
Думаю, что этим проявлением Хамбо Лама указывает на важность практики аскезы. Конечно, для этого требуется опытный Учитель. Поэтому те, кто желает заняться аскезой должны для начала найти учителя, взять необходимые установки, а затем заняться практикой.

Краткое разъяснение составил: Жалсан лама

16 сентября, 28 числа по лунному календарю Хамбо Лама Этигэлов проявился в образе подающего правую руку.

Этот жест означает парамиту Даяния. В Праджня-Парамите сказано; Даяние — это щедрость, оно имеет четыре определения:
1. это избавление от жадности и одним из семи привязенностей.

3.осуществление желаний других (существа, нуждающиеся в подаянии).

4.вступление на путь одной из трех колесниц, путем практики подаяния.

В этот день верующим надо постараться подавить в себе жадность, и делать больше подаяния.

Краткое разъяснение составил: Раднаев Гомбо Багша, дом № 40 / б.

Итигэлов завещание

Феноменальное явление Хамбо Ламы Итигэлова в 2002 году вызвало в мировом сообществе необычайный интерес. 10 сентября этого года на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, главы буддистов Восточной Сибири, который был похоронен 15 июня 1927 года. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилось. Как тело Хамбо Ламы сохранилось в таком состоянии – осталось загадкой. Это явление широко обсуждалось в прессе, был создан фильм, собрано много материала о жизни и деятельности Итигэлова, проводились круглые столы, конференции, но ясного объяснения этого феномена пока мы не услышали. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Ныне живущие ламы высказали мнение, что благодаря духовной практике и медитации он сумел сохранить тело, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.

Изучение выдающейся личности лидера буддистов и известного общественного деятеля XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржи Итигэлова, осмысление и понимание его духовного завещания, глубокий научный анализ его философских и медицинских трудов является достойной задачей светской науки. Институт Итигэлова осуществляет активный процесс сбора информации об основных вехах жизни, духовной и светской деятельности XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Созданы и продолжают пополняться базы: архивных материалов, интервью с земляками, видео-фотодокументов, публикаций в СМИ, проводится социологический опрос паломников. Эти материалы являются источниками для сбора фактической информации о влиянии феномена Хамбо Ламы Итигэлова на общество.

Примечания:
В исторических и современных источниках и архивных документах существует различное написание фамилии XII Пандито Хамбо Ламы: Этигэлэй, Этигэлов, Итэгилов и др. Традиционной Буддийской Сангхой России принято написание фамилии в соответствии с сохранившейся его собственноручной подписью на русском языке.

Итигэлов и пустота

Правду об Итигэлове, ломающую привычную картину мира, хотят знать немногие. Люди судят по себе. Им важно доказать себе, что все — такие же, что жить можно только так, как они. Людям приятно было бы услышать, что Пушкин стрелялся на дуэлях.

Правду об Итигэлове, ломающую привычную картину мира, хотят знать немногие. Люди судят по себе. Им важно доказать себе, что все — такие же, что жить можно только так, как они. Людям приятно было бы услышать, что Пушкин стрелялся на дуэлях “для имиджа”. Что Новый Завет писали, рекламируя для туристов Иерусалим. Что Будда — лишь эффективный пиар-проект…

Россия жива не благодаря ценам на нефть. И “Газпром” ни при чем, и даже В.В.Путин. Нас спасают старухи, молящиеся в церквях, на последние гроши ставящие свечки Богородице. Но Россия уходит с Дальнего Востока и Сибири, русские уезжают и из Бурятии. Здесь православных бабок все меньше. Почему эту землю еще не разодрали на ресурсы Китай, Япония и США? Бурятские ламы знают, конечно, ответ, но они не любят разглагольствовать. Упоминают лишь, что XII Пандито Хамбо лама Итигэлов, вступая в должность, присягал императору Николаю II. А все, что делал Итигэлов, для бурятских буддистов свято.

Смотрите так же:  Заявление на оплату проезда ребенка

Не буддисты, а депутаты Госдумы, обсуждая феномен Итигэлова, заявили, что Россия именно ему обязана и сохранностью своих восточных рубежей, и стабилизацией экономики.

Приезжавший в Иволгинский дацан первый вице-премьер Сергей Иванов сказал, что Итигэлов “продолжает служить России”, а вице-адмирал Валерий Дорогин, депутат Думы, назвал его “составляющей национальной безопасности”. Вот и давно исследующие феномен Итигэлова ученые университета “Дубна” заявили, что ментальное тело Хамбо ламы распространяется на 18-20 тыс. километров. И связали с этой силой сакральные явления, все чаще проявляющиеся на территории этнической Бурятии.

Опровергать или аргументировать справедливость таких утверждений бесполезно, люди всегда искали некий “пятый элемент”, магическое звено в цепи вещей и событий, способное здесь, в этом мире, спасти и сохранить. Рациональный рассудок тут совершенно ничего не значит, потому что беспомощен. Просто зафиксирую: когда Итигэлов вернулся к нам, действительно произошло некое успокоение России — прекращение войны в Чечне, локальных гражданских войн в крупных городах за собственность. Цены на нефть опять же. А почему трубу от Байкала президент вдруг отвел, и президент ли? Что до гонений на олигархов, то Итигэлов в своем послании потомкам предупреждал: “Богатства, безумно собранные и накопленные, превратятся в особый яд”.

Земная жизнь Итигэлова

Поскольку речь пойдет о вещах, которые людям, не знакомым с буддизмом, покажутся нереальными, скажу сразу о своих источниках информации. Янжима Васильева, внучатая племянница Хамбо ламы Итигэлова и директор Института его имени, рассказывая о земном пути своего великого родственника, опирается на собранные ею свидетельства земляков, полсотни архивных источников, государственных и монастырских. Она сразу предупредила, что есть три версии биографии Итигэлова: от рождения, 1852 года, до 1895-го. Все архивно подтверждены, но противоречат друг другу.

Также информация получена от Ганжур ламы, ректора буддийского Университета, Бимба ламы, хранителя драгоценного тела Итигэлова, и XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Каждый из них внес в повествование о земных жизнях Итигэлова яркие краски.

Итак, считается, что Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Тем не менее ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Правда, по мужской линии, женщины не вписывались. И род отца известен, о матери — ноль сведений. Мальчик рос сиротой — случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Преимущество жизни родом. Хамбо лама Аюшеев полагает, что Итигэлов — неземного происхождения.

Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо ламой. Над ним смеялись. Однажды он появился верхом на быке с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение. Действительно, все было предрешено. Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы. Эти дети были земными воплощениями Будды долголетия и Будды мудрости. Монахи Анинского дацана ответили вежливым отказом: “Боги сами знают, где им рождаться”. А еще его учителем был ширээтэ (настоятель) Анинского дацана, земное воплощение Будды сострадания. Он назначил студенту содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел поочередно платить эти деньги. Жители Ойбонта более 15 лет вносили также плату за освобождение Даши Доржо от воинской повинности — он считался выходцем из казачьего сословия.

А когда в 1911 году Итигэлову было начертано стать главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья, вдруг разом решились все преграды его избранию. Множество людей вокруг — от лам до губернатора Восточной Сибири — совершают поступки, которые помогают свершиться судьбе Итигэлова. Аюшеев: “Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова”.

По свидетельствам лам, при жизни Итигэлов говорил, что знает о трех своих реинкарнациях. Так, для верующих он неоспоримо был перерожденцем первого Хамбо ламы Заяева — основателя буддизма в России. Заяев родился в 1702 году. Прожил 75 лет и, уходя, пообещал ученикам вернуться. В 1852 году, через 75 лет после смерти Заяева, родился Итигэлов. Он тоже проживает 75 лет. И возвращается к нам вновь через 75 лет. То есть четырежды повторяется число 75. Когда Итигэлов вступил в должность Хамбо ламы, прихожане Цонгольского дацана, затапливаемого во время наводнений, обратились к нему с просьбой определить новое место для постройки храма. Он указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Заяева. И там действительно обнаружили его личные вещи и впоследствии построили новый дацан.

Два года назад лама Жаргал Дугданов среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане Иволгинского дацана, обнаружил ранее не известную рукопись Итигэлова. На пяти листах на тибетском языке он рассказывает о 12 своих реинкарнациях на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии. Итигэлов рассказывает, как в прошлой жизни, будучи Заяевым, он преподносит поочередно подношения в виде золота, серебра и кораллов Далай-ламе, Панчен-ламе и буддийским божествам и получает от них сведения о своих предыдущих жизнях. Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев: “Если бы в этой книге была допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела”.

Николай II и царская семья почитали Итигэлова (бурятские ламы, напомню, врачевали венценосных особ), у него было немало российских наград. Родной же народ, буряты, еще при жизни начали его боготворить. В 1903 году, когда его назначили ширээтэ Янгажинского дацана, все свое состояние он пожертвовал на строительство новых дуганов в честь воинов, погибших в Русско-японской войне. Три сотни янгажинских казаков получили от него благословение, отправляясь на фронт Первой мировой войны, и никто из них не погиб, все вернулись домой. Итигэлов создает “Общебурятское общество” — для помощи фронту. Объединив 120 религиозных и светских лиц, Итигэлов собирал деньги для раненых и их семей, организовывал лазареты, отправил эмчи-лам в прифронтовые госпитали. На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.

Иллюзий относительно советской власти Итигэлов не питал. В отличие от коллег, надеявшихся, что буддийская религия позволит мирно ужиться с новым режимом. Увы, вскоре ламы выяснили, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм. И коммунисты выбирали одну из крайностей (мы как наследники большевиков тоже вот пытаемся понять: живой Итигэлов или мертвый, иного какого-то состояния мы в толк взять не можем). Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от крайних суждений: ни любви, ни ненависти — лишь сострадание.

Сосуществовать с большевиками не получилось, часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни — все, как предрекал Итигэлов. Буддийские святыни уничтожили. Янгажинский дацан стерли в пыль — степь была белой от нее, от клочков рукописей. А в Анинском дацане в развалинах взорванного центрального дугана устроили скотобойню.

Но все это произошло после ухода Итигэлова. Сам он эмигрировать и не пробовал, сказал о комиссарах: “Меня они не возьмут”. Так и вышло.

Ходит много легенд об арестах бурятских йогинов. Энкавэдэшники много раз приходили за одним из лам. Гужи Дашинима сидел у них на виду и читал, но те его не видели. Когда им эти игры в прятки надоели, они стали угрожать ученикам ламы, и тогда он решил отдать себя в руки новой власти. Однако вскоре конвоиры нашли его мертвым — лама, войдя в самадхи, покинул тело. Ганжур лама сказал мне: в те времена это было еще в порядке вещей — ламы летали, проходили сквозь стены, моментально преодолевали громадные расстояния, ходили и ездили на конях по воде, аки по суху.

Относиться к рассказам о сверхъестественных силах бурятских йогинов можно как к легендам, но Янжима ссылается, например, на сохранившееся официальное полицейское донесение. Из него следует, что в мае 1917 года (революционные безобразия уже происходили) вернувшиеся фронтовики в Тамчинском дацане устроили потасовку и пьянку. Итигэлов, узнав об этом, помчался в дацан — на коне проскакал по поверхности Белого озера (сейчас называется Сульфатное) как по мощеной дороге. Затем прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассек водную гладь и по сухому дну ринулся напрямик к дацану. Когда выскочил на берег, воды сомкнулись за ним. Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в дацане дебоширов и очистили оскверненную территорию. Оставшиеся, увидев Хамбо ламу, в страхе разбежались.

Итигэлов, практик высочайшего уровня, говорят, мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее, превращаясь в точку.

В 1917 году Итигэлов оставил пост Пандито Хамбо ламы. Написал послание потомкам, обнаружено оно было лишь в 1998 году в библиотеке Иволгинского дацана. Он знал, что вернется в вечном теле. 15 июня 1927 года Итигэлов в состоянии медитации погрузился в нирвану. Перед этим обратился к монахам с просьбой почитать ему специальную молитву — благопожелание уходящему. Ею провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение. Смущенные ученики не могли решиться на эту молитву при живом Учителе, тогда Итигэлов начал ее сам. Монахи вынуждены были подхватить ее. В позе лотоса, в которой Хамбо лама перестал дышать, тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Хухэ-Зурхэн. Перед тем, как уйти окончательно, он отдал четкие распоряжения, как его похоронить и когда навещать — первый раз через 30 лет.

Жизнь после смерти

Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м — на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной — сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Убедившись в неизменности тела Итигэлова, ламы сменили ему одежду и бумхан. Такой же ритуал был проведен в 1973 году. Тогда он был связан с сильнейшим наводнением, отрезавшим на месяц Иволгинский район от Улан-Удэ.

Нынешний хранитель тела Итигэлова Бимба лама очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать “его сокровенное”. Тем не менее он не скрывает — всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Он видел во сне свою встречу с великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, — дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. 7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения. Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.

Смотрите так же:  Купить пособие зеленая тропинка

Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью. Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук. У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах. Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови. Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан.

На опознание пригласили видевшего ламу до 1927 года Бимбу Цыбикова, 1910 года рождения, кандидата исторических наук. По его словам, Хамба лама был небольшого роста и очень худой, и стал сейчас еще меньше. Но он сразу узнал черты лица Итигэлова — они нисколько не изменились.

Из “акта наружного осмотра эксгумированного трупа”, подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: “Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено”.

Сначала для ламы соорудили саркофаг из стеклопакета, затем решено было заказать на Красноярском заводе “Бирюса” два холодильника. Однако в розетку их включать не пришлось — нет надобности. Итигэлова защищать от времени не нужно. Стекло лишь предохраняет от пыли. Монахи говорят, что иногда оно запотевает изнутри. Переодевает Итигэлова Бимба лама, он же ухаживает за телом, обтирая его полотенцем. Из Музея истории Бурятии вернули одежду Хамбо ламе. Новые халаты сшила швея из Верхней Иволги. Доктор Алексей Ажеев говорит, что чувствовал, как Итигэлов покатывался со смеху, когда они с коллегами измеряли его тело. (В дацане вообще не всегда понимаешь, о ком тебе сейчас говорят — о давно умершем ламе или о живом. О чьих эмоциях, чьем смехе, чьей живой реакции рассказывают.)

В декабре 2004 года в повторном обследовании участвовал завотделом идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ Виктор Звягин. Кроме того, для экспертизы в Москве Звягину были переданы образцы волос, кожи, которая сама отшелушилась, и срез ногтя с ноги ламы. Из его комментариев: “Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамбы ламы производит впечатление тела живого человека… Для меня было большой неожиданностью, когда мы сделали инфракрасную спектроскопию образцов тканей и убедились, что их состав мало чем отличается от состава таких же тканей у живого человека… Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили”. Военные медики изучили ядро клетки ядерно-резонансным методом. Их вывод: клетка жива и ядро цело.

Приключения души

Далай-лама сказал, что Итигэлов еще не достиг состояния Будды, но движется к этому. А Богдо Геген IX считает, что лама уже вышел за пределы сансары, прекратив перерождения. Тем временем люди, которые наблюдают ламу на протяжении этих лет, отмечают, что у него подросли и потемнели волосы и несколько изменился цвет кожи — в некоторых местах она побурела, где-то стала золотистой. На мой вопрос, прецедент ли это в буддизме, Ганжур лама ответил отрицательно. О попытках сохранения тел учителей известно со Средних веков. Решив уйти из этой жизни, они могут погружаться в состояние самадхи и очищать тело так, что после смерти оно сохраняется.

Остается верить на слово: в самадхи жизнедеятельность “грубого тела” совсем останавливается либо жизненные процессы замедляются в миллионы раз. Происходит это под сознательным контролем йогина — его “тонкое тело” продолжает жить. Иначе говоря, Итигэлов замедлил, почти остановил время. Тело лишь кажется умершим, в нем оставлена жизненная энергия, и его надо охранять от внешнего воздействия. Поэтому перед погружением в самадхи монахи и удалялись в недоступные для других пещеры. Кто не слышал преданий о тибетских пещерах, в которых застывшие йогины “сидят” уже много веков?

Услышал я и несколько иное объяснение (вообще, как вы поняли, иерархи буддизма демонстрируют завидный плюрализм мнений относительно состояния Итигэлова). Его душа, достигшая просветления, вне тела, но имеет с ним связь. И — может вернуться.

Как бы то ни было, человечеству ранее не удавалось удостовериться в успехе сохранения тела после смерти в неизменном виде. Аналогов нетленности, которые существовали бы сегодня или о них было бы известно по архивным записям, нет. Единственный пример, о котором упоминала и Янжима, и Ганжур лама, — это Богдо Зонхава. На восьмой день после ухода из этого мира у него начали расти волосы, и его поместили в ступу. Она находилась в Лхасе, в 1959 году китайские военные ее взорвали.

Кстати, ламы говорят, что на основе сочинения Богдо Зонхавы “Хвала взаимозависимому происхождению” (коренному тексту по пустотности всех явлений) Итигэлов сделал “всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого, практического постижения пустоты — великой реальности всех явлений”. Ну, как бы попроще… Эксперт Елена Александровская сообщила, что в образцах тканей тела Итигэлова отсутствуют железо, цинк, серебро, йод, либо их ничтожно мало. “Такое чувство, что там, внутри, пустота! Куда все девалось?” Она предполагает, что эта совершенная пустота подавила все бактерии.

Правда, ее отчет Институт Итигэлова переправил для оценки в РАН, и оттуда ответили, что это очень грубый анализ, погрешность велика. И поскольку ученые стали нарушать договоренности — такое исследование не планировалось, образцы тканей 3 января 2005 года решено было вернуть на родину. Это сопровождалось некрасивой историей: профессора Звягина предупредили, что фото великого ламы без одежды (его разрешили сделать для антропологических исследований) не должно просочиться в бульварную прессу. Но именно так и случилось.

Оставляя завещание, Итигэлов знал, что его тело тлен не тронет. Но фокус в том, что эта пустота — не только постигнутая и осмысленная, Хамбо лама из нее, не зависящей от наших времени и пространства, следит за нашим миром и разговаривает с нами. В январе 2003 года он вдруг начал терять вес, и за стеклом, где он находился, влажность почему-то зашкалила за 96%. Так продолжалось три дня, во время которых окружающие ломали голову, что предпринять. Всегда считалось, что Итигэлов в 1922 году погрузил в землю четыре священных сосуда. Там хранились драгоценности, лекарственные травы, сакральные вещи — чтобы гармонизировать отношения с хозяином той местности (в Бурятии силы природы одухотворены: скажем, мимо какой горы ни едешь, тебе обязательно поведают, кто у нее хозяин — мужчина или женщина, и почему хозяйка этой горы, которой во время войны ходили молиться земные женщины, подпустила к себе дачи горожан, а хозяин вон той горы разрешил лишь военным разместить на верхушке локаторы).

Так вот, чтобы уточнить сведения об этих “стабилизаторах земли”, ламы срочно поехали к старикам, и одна 90-летняя бабушка вдруг рассказала, что сосудов таких на самом деле не четыре, а пять. Когда его, пятый, нашли и провели обрядовые действия, вес Итигэлова сразу пришел к прежним 41 кг, влажность за стеклом пришла в норму. В мае 2003 года ламы подняли еще один сосуд и копию его погрузили под строящийся в дацане дворец Итигэлова. А оригинал, обновив, вернули на место.

Сегодня считается, что великим ламой написано более 50 философских книг. Большинство — под сакральными именами, их авторство продолжают устанавливать и сейчас, переводить (на русский язык пока получается плохо, теряется смысл), пытаться дешифровать и трактовать. Не все рукописи еще найдены. Ганжур лама полагает, что Итигэлов сам решает, когда их нам дать. Смотрит, когда мы до них дозреваем.

Но главная книга, говорят ламы, — это его тело. Учебник, наглядно рассказывающий о возможностях человека.

За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза. В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. Таково свидетельство Константина Жалсараева, он был рядом. С того дня он решил работать в Институте Итигэлова волонтером.

И еще. За время пребывания в Иволгинском дацане мне стало очевидно: огромный объем информации ламы сознательно не обнародуют. Их можно понять. Берегут и Итигэлова, и свою жизнь от нашего “доброго” мира.

Уж они-то знают: люди судят по себе. Им важно доказать себе, что все — такие же, что жить можно только так, как они. Людям приятно было бы услышать, что Пушкин стрелялся на дуэлях “для имиджа”. Что Новый Завет писали, рекламируя для туристов Иерусалим. Что Будда — лишь эффективный пиар-проект.

Правду об Итигэлове, ломающую привычную картину мира, хотят знать немногие. Что ж, нам в этом мире, в отличие от Итигэлова, жить и умирать.

Нетленный лама то худеет, то поправляется

Монахи запретили ученым исследовать удивительным образом сохранившееся тело ламы Итигэлова, умершего 78 лет назад.

Вернулся, как и обещал

Уже два с половиной года прошло с тех пор, как на кладбище под Улан-Удэ откопали тело бывшего главы буддистов России Хамбо ламы Итигэлова, умершего 78 лет назад (« КП » писала об этом 19 октября 2002 года, 2 и 4 декабря 2004 года). Тогда, в сентябре 2002 года, медэксперты, присутствовавшие при эксгумации, были потрясены. У Итигэлова были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локтевые суставы подвижны. Тело благоухало. Неприятного запаха нет и по сей день. Лама не лежал, как мумия, а сидел в кедровом ящике в позе лотоса.

— Умер Итигэлов необыкновенно, — рассказывает о своем уникальном предке Янжима Дабаевна. — После того как в 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России, он десять лет совершенствовал свой дух. И 15 июня 1927 года собрал своих учеников, сел в позу лотоса и попросил читать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему», которую обычно адресуют покойному. Ученики удивились: «Почему мы должны читать эту молитву вам — живому?» Тогда он прочел ее сам и перестал дышать. Это поразило даже монахов, посвященных в тайны медитации.

Монахи откопали ламу в 1957 году. И, увидев, что тело не разложилось, захоронили вновь. Если бы оно разложилось, то по буддийским законам тело бы обязательно сожгли.

В сентябре 2002 года лама и в самом деле вернулся. Сейчас он восседает под стеклянным колпаком в Иволгинском дацане (монастыре). И до сих пор не подвергся гниению — при обычной комнатной температуре.

— Все буддисты считают, что вернулся бог, — говорит Янжима Дабаевна. — Для нас это святыня. С ним нельзя себя вести, как с обычным человеком. И мне до сих пор говорят: какое право вы имели допускать до тела ученых?!

Смотрите так же:  Полномочия палата общин

У него пульсирует мозг

Янжима Дабаевна не только родственница великого святого, но и директор созданного в 2002 году Института Пандито Хамбо ламы Итигэлова, цель которого — сохранить наследие «воскресшего бога». И как руководитель она посчитала правильным научно зафиксировать феномен, но не вскрывая тело. Собрали волосы, которые упали с головы ламы, отшелушившуюся кожу и состригли четыре миллиграмма ногтя с ноги. Эти образцы позволили исследовать заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктору Звягину и профессору Российского гуманитарного государственного университета Галине Ершовой. Полученные результаты ошеломили самих экспертов: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека!

Профессор Ершова, например, прикоснувшись к его рукам, почувствовала их теплоту. А монах, сопровождавший Ершову , при ней снял шапку с головы Итигэлова, вытер с его лба пот (!) и обтер о руку Ершовой со словами: «Вспотел Учитель. » Женщина была потрясена. Есть даже свидетели, которые уверяют, что лама открывал глаза.

Похоже, что и внутренние органы целы, отмечают эксперты. Вот только кровь из жидкой стала желеобразной. Но она есть, чего не должно быть у человека, умершего 78 лет назад. А очень известный мануальный терапевт Алексей Ажеев, который наблюдает тело с 2002 года, даже нащупал своим особым способом пульсацию мозга. По его мнению, у живых мозговые полушария выдают 3 — 4 «всплеска» в минуту, а у неподвижного Итигэлова — 1 в минуту.

— Уникальное явление, которое не имеет аналогов в мире, конечно, не дает ученым покоя, — сокрушается Янжима Дабаевна. — И они после того, как уже установили, что клетки у него живые, решили исследовать тело еще глубже: просветить рентгеном и сделать томографию. Итигэлов же, уходя, в своем завещании распоряжения об исследовании своего тела не отдавал. А мы, буддисты, подчиняемся слову Учителя. Поэтому 3 января 2005 года официально все эксперименты по «делу Итигэлова» закрыты.

— Итигэлов — не экспонат для опытов. И нам ничего доказывать не надо: мы знаем, что он жив.

Стетоскоп к груди не прикладывали

— Кожа у ламы со временем не чернеет?

— Нет. Иногда она только становится тверденькая. 4 ноября прошлого года мы с профессором Ершовой потрогали его лицо — оно было очень мягкое и гладкое. А через некоторое время затвердело. Врач Алексей Ажеев объясняет это процессами, происходящими внутри любого живого организма. Есть такой термин «руки прачки». Когда руки постоянно находятся в воде, то они должны разбухнуть, а они съеживаются. Это организм балансирует, чтобы не выпустить влагу из себя. Такой же эффект у Итигэлова: у него вес то увеличивается, то уменьшается.

— Вы еще его и взвешиваете?

— Да. Он весит в среднем 41 кг, но периодически теряет или прибавляет в весе один килограмм.

— А сердце работает?

— Не скажу. Стетоскоп к груди не прикладывали.

— Говорят, что тело могло сохраниться благодаря соли, которой оно было засыпано.

— Мы до сих пор не знаем, кто и когда насыпал соль в кедровый ящик с ламой. Не факт — что это было сделано со дня захоронения. Кроме того, соль местами нанесла вред его коже — высушила.

— Янжима Дабаевна, а как вы сами объясняете нетленность тела вашего родственника?

— Он смог достичь состояния, о котором писал знаменитый буддийский монах Богдо Зонхавы в своем сочинении «Хвала взаимозависимых происхождений» еще в XV веке. А Итигэлов написал комментарий к этой книге — о том, как практически достичь этого необыкновенного состояния, которое по нашей терминологии называют «пустотностью». И пробрести сверхъестественные способности.

— Какими паранормальными способностями лама обладал?

— Например, согласно сохранившемуся официальному полицейскому донесению, Итигэлов на коне однажды проскакал по поверхности Белого озера (сейчас называется Сульфатное), как по мощеной дороге. Мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, так он тотчас оказывался за километр от нее , превращаясь в точку.

— А как он достиг этой самой «пустотности»?

— Я задавала этот вопрос нынешнему главе буддистов Хамбо ламе Аюшееву. Он ответил: «Если бы я знал, как это сделать, то меня не было бы в этом мире страданий».

Переселение душ?

Но есть и другая загадка. Буддисты верят, что второе пришествие Итигэлова связано с тем, что он претерпел реинкарнацию — переселение душ. Мол, в Итигэлова вселилась душа первого главы буддийской церкви Пандито Хамбо ламы Заяева, основателя буддизма в России.

— Нас убеждают в этом интересные цифры, — продолжает рассказ Янжима. — Заяев родился в 1702 году. Он прожил ровно 75 лет и в 1777 году умер. Но, уходя из этой жизни, он своим ученикам сказал: я к вам вернусь. И в 1852 году, ровно (!) через 75 лет, родился Хамбо лама Итигэлов. Он тоже проживает 75 лет и уходит от нас со словами «я вернусь к вам через 75 лет». В итоге четыре раза повторяется это мистическое число — 75 лет.

— Ваш предок более двадцати лет изучал фармакологию, тибетскую медицину. Может, он изобрел эликсир бессмертия?

— Если бы это было так просто, то многие ламы смогли бы воспользоваться этим рецептом.

— Что вы чувствуете, когда проходите мимо своего предка?

— Как будто вы входите в темную комнату и вдруг ощущаете, что там кто-то есть — теплый, живой, чувствующий.

Семь раз в году, по большим буддийским праздникам, к Итигэлову выстраиваются огромные очереди. Вот эти дни на 2005 год: 24 апреля, 23 мая, 10 июля, 27 сентября, 24 октября, 26 ноября и 29 января 2006 года. Нетленное тело уже посетили более 70 тысяч верующих. Некоторые во время поклонения даже чувствуют его прикосновение.

— Нас потрясает то, — объясняет Васильева , — что, оставляя свое завещание, Итигэлов знал — через десятки лет его тело останется нетленным.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ Виктор ЗВЯГИН:

— Есть малоизвестные способы бальзамирования и естественного сохранения тел. Но, для того чтобы до конца изучить феномен Итигэлова, нужны дальнейшие изучения внутренностей тела, короба, в котором были погребены мощи, и места захоронения. Но монахи запретили нам это делать.

— Так живой лама или нет? — спрашиваю я.

— Да вы что? С ума сошли? Конечно же, он мертвый. Просто нам пока не удалось установить, почему ткани тела не разложились. А загадка тут и впрямь мирового уровня.

Дорогие читатели, а как вы думаете, почему тело ламы Итигэлова, захороненное десятки лет назад, до сих пор не подверглось гниению? Присылайте свои соображения по электронной почте [email protected] или по адресу: «Комсомольская правда», ул. «Правды», д. 24, Москва , 125993, 6-й этаж.

А также звоните по телефону (095) 257-59-53.

«Счастье не за горами» вновь вернулось на набережную Камы

В Перми установили обновленный арт-объект, ранее испорченный вандалом [видео]

Австралийская прапраправнучка Айвазовского: Я открыто говорю о своих визитах в Крым

Родственница знаменитого мариниста посетила аэропорт Симферополя, который теперь носит имя ее предка [фото]

Русский бизнес — безжалостный и беспощадный: Нам впаривают набитые стеклом «лечебные» матрасы, наваривая на этом миллиарды

Журналист «КП» попытался разобраться, почему в нашей стране процветает сомнительный бизнес по продаже больным втридорога иллюзий выздоровления. И государственная машина ничего не может с этим поделать [Часть 1]

Адвокат Кокорина: Будем обжаловать решение суда о продлении ареста

Юрист отметил, что на данном этапе вопрос примирения сторон не имеет смысла

Пассажиры эконом-класса «Аэрофлота» смогут заранее выбрать места в самолете

Авиакомпания вводит новые услуги для пассажиров

Уволенный директор волгоградской школы обвиняет чиновницу из отдела образования в харассменте

Андрей Крапивин считает, что лишился работы только из мести отвергнутой дамы, и подал в суд.

Кому лютый мороз, а кому повод для селфи: в Красноярском крае декабрь начался с -35 и ниже

Автобусы не вышли на линию, занятия в школах отменили, а таксисты взвинтили цены

«Они еще стриптиз-клуб не открыли?»: Татарстанцы раскритиковали эротический календарь с раздетыми сотрудницами кранового завода

Впрочем, ценителей подобного творчества хватает [Фото]

«Великие имена России»: названы лучшие команды волонтеров

В проекте приняли участие 10 тысяч общественников по всей стране

Как научить мозг легко воспринимать полезную информацию

Философ-космист и основатель института Ритмологии Евдокия Лучезарнова рассуждает на злободневную тему

В Москве объявили победителей национального конкурса «Доброволец России 2018»

Международный форум волонтеров собрал 15 тысяч участников со всех регионов

«Когда педагоги не слышат детей, конфликты принимают уродливые формы»: В омском минобре отреагировали на травлю школьника, устроенную учителями

Мальчик из-за стресса даже попал в больницу

В российских регионах начали ликвидацию нелегальных свалок автомобильных шин

Организаторы эко-проекта планируют дать старым покрышкам вторую жизнь

«Чтобы были видны скулы»: 14-летние модели-близняшки довели себя до анорексии

Даша во всем стремилась быть первой, и в итоге высохла до 36 килограммов. А Маша — до 40 [видео]

Рост зарплат, «Ленинградский гектар», сокращение чиновников и поддержка малого бизнеса

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подвел итоги уходящего года и рассказал о планах на будущее

«Вместо врачей мама возила их на показы»: директор модельного агентства рассказала об анорексии 14-летних сестер-близняшек

На все уговоры проверить дочек, которые весили 36 и 40 килограммов, женщина отвечала отказом

Жизнь, как в кино: вещи из известных фильмов, которые можно запросто купить по объявлению

«Комсомолка» заглянула на сайты частных объявлений и нашла бутыль из «Самогонщиков», железный трон из «Игры престолов» и много чего еще интересного

СК поблагодарил волонтеров, которые помогают разыскивать похищенных детей

В первом полугодии 2018 года объявили в розыск 6 221 несовершеннолетних

В меню ресторана «Г…но» — яблочки в карамели и свежая репа с облепихой

И вообще это очень милое место — жаль только, открылось ровно на один день [видео]

Мать собрала с благотворителей 5 миллионов рублей на лечение несуществующей онкологической болезни собственного ребенка

Родительница подделывала в фотошопе чеки из аптек и заключения врачей

Воронеж выбрал Петра I, а Мурманск — Николая II

Россияне дали аэропортам имена выдающихся деятелей

За спасение детей суровым уральским охотникам чиновники в благодарность подарили педикюрные наборы

Двое мужчин из села Чуваки, что в Пермском крае, нашли заблудившихся в лесу детей

Устоит ли Москва как Третий Рим: к чему может привести новый церковный раскол в православии

Спецкор «КП» Дарья Асламова пообщалась в Греции с теологами и верующими, чтобы понять, почему политика для Фанара стала важнее веры [Часть 2]

Две осетинские девочки взяли гран-при в детском конкурсе «Мисс мира»

Самыми красивыми в своих возрастных категориях стали 6-летняя Лаура Езеева и 11-летняя Дина Кабисова

Юные конструкторы будущего

В Иркутске прошел шестой технологический фестиваль «РобоСиб»

Форум «Электрические сети»: Три шага к цифровизации

Глава группы компаний «Россети» Павел Ливинский рассказал, что нужно сделать для перехода в новую эру энергетики

Возрастная категория сайта 18+