Меню Закрыть

Полномочия премьер министра в парламентской республике

Полномочия премьер министра в парламентской республике

38. Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

Парламентарная (парламентская) республика

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разно­видность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не пар­ламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болга­рии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограни­ченными, а реальная исполнительная власть осуществляется прави­тельством.

Главное в характеристике парламентарной республики состоит в том, что верховенство в ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом политическую ответственность и уходит в отставку в случае получения вотума недоверия со стороны парламента. Конечно, и в этих условиях осуществляется принцип раз­деления властей, ибо исполнительная власть в лице правительства, обладая известной самостоятельностью, может в случае выражения ему вотума недоверия парламентом обратиться к президенту с предло­жением распустить парламент и назначить новые выборы. В целом же правительство при такой форме правления находится в определенной зависимости от парламента: во главе правительства обычно стоит лидер партии, имеющей большинство в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

Политико-правовой статус президента в парламентарной респуб­лике во многом схож со статусом монарха в современной парламент­ской монархии. Он так же, как правило, отдален от текущих политичес­ких процессов и не осуществляет реального правления в стране. В от­личие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентарной монархии, по инициативе правительства и с помощью контрассигнации. Так, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министра­ми тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от боль­шинства парламента. В таких республиках именно парламент, как пра­вило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правитель­ство и министров.

Акты, издаваемые президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответ­ствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или от­дельными министрами. Президент в таких республиках обычно не об­ладает правом отлагательного вето по отношению к принятым парла­ментом законам, а если формально и обладает, то практически не ис­пользует его, как и монарх в парламентской монархии. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе реше­ния парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел.

Парламентская республика обладает своими достоинствами. По сравнению с президентскими республиками, она по своему характеру и принципам организации и функционирования серьезно суживает возможность возникновения противостояния исполнительной и зако­нодательной ветвей власти, отдавая явный приоритет последней. Одер­жав победу на парламентских выборах, особенно в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парла­мента, что не может не сказаться серьезно на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завое­вать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных прави­тельств, отражающих интересы различных парламентских фракции, то это в свою очередь может создавать возможность серьезной нестабиль­ности в осуществлении исполнительной власти при данной форме го­сударственного правления. В Италии, являющейся одной из классичес­ких парламентских стран, например, за полвека с небольшим после­военного периода сменилось около полусотни правительств.

С целью сглаживания этого недостатка парламентской республи­ки в ней за последнее время нередко вводятся определенные ограни­чения, преграды на пути слишком частого устранения парламентом правительства. Так, в ряде стран (Перу, Португалия, Молдова и др.) предложение о вотуме недоверия правительству может быть внесено только не менее чем четвертой или третьей частью депутатов парла­мента. Ясно, что это серьезно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Этим же целям служат и такие нормы, которые требуют для отставки правительства вынесения вотума недоверия правительству дважды, устанавливают невозможность внесения резо­люции о таком недоверии в течение определенного срока (например, в течение года после выборов в парламент или после создания прави­тельства, ряда месяцев после предыдущего голосования по такому вотуму и т.д.). В законодательстве ФРГ, Польши, Венгрии, Болгарии и некоторых других стран предусмотрена возможность вынесения так называемого конструктивного вотума недоверия, при котором недо­верие выражается не всему правительству, а только его главе и при условии, если одновременно будет назван преемник действующего главы правительства.

География парламентарных республик довольно широка. Такими республиками только в Европе являются ФРГ, Италия, Греция, Пор­тугалия, Австрия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Ирландия, Чехия, Словакия, Украина, Эстония, Молдова и др.; в Азии — Индия и Турция и многие другие. Немало таких республик и среди африканских и латиноамериканских стран.

Далеко не всегда данная форма государственного правления прямо закрепляется в конституциях, хотя в некоторых из них это имеет место. В Конституции Греции (ч. 1 ст. 1) говорится, что «государственный строй Греции — парламентская республика». Но главное, конечно, не в наличии соответствующих конституционных формул, а в существе ре­альной организации и функционирования власти, в действительных месте и роли парламента, правительства и президента, прежде всего в характере взаимоотношений парламента и правительства. Возьмем Италию, Конституция которой не содержит понятия «парламентарная республика», но структура высших органов государственной власти, их конституционный статус и взаимоотношение между ними являются достаточно типичными для парламентарной республики.

Смотрите так же:  Исковое заявление домофон

Президент Италии избирается парламентом при участии делегатов от каждой области страны (ст. 63). Он является главой государства и представляет национальное единство (ст. 87). Никакой акт Президента недействителен, если он не контрассигнован предложившими его ми­нистрами, которые за этот акт ответственны (ст. 89). Президент назна­чает Председателя Совета министров и по его предложению министров (ст. 92). Правительство получает доверие обеих палат Парламента и каждая из этих палат может выразить ему недоверие (ст. 94) и т.д. В Германии Президент также избирается Федеральным собранием, в которое входят члены Бундестага и представители земель (ст. 54); он не входит ни в состав правительства, ни в законодательный орган ФРГ или какой-либо земли (ст. 55); его акты контрассигнуются Федераль­ным канцлером или компетентным министром (ст. 59). Федеральный канцлер как глава правительства избирается Бундестагом по предло­жению Президента (ст. 63); федеральные министры назначаются и увольняются Президентом по предложению канцлера; Бундестаг может выразить недоверие канцлеру лишь путем выборов большинст­вом голосов его преемника и обращения к Президенту с просьбой об отстранении канцлера от должности, а Президент должен удовлетво­рить эту просьбу и назначить избранное лицо (ст. 67) и т.д. В Греции Президент также избирается парламентом (ст. 30); ни один акт Прези­дента (за редким исключением) не имеет силы и не приводится в ис­полнение без контрассигнации соответствующего министра (ст. 35); Президент назначает Премьер-министра и по его предложению назна­чает и увольняет остальных членов правительства и заместителей ми­нистров, Премьер-министром назначается лидер партии, располагаю­щей абсолютным или относительным большинством мест в парламенте (ст. 37); Президент освобождает правительство от его обязанностей, если оно подало в отставку или получило вотум недоверия от парла­мента (ст. 38) и т.д.

Парламентская республика

Парламентская республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом – премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Встречаются также смешанные республиканские формы правления, сочетающие в себе черты и президентской, и парламентской республики. К таким относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации 1993 г . также устанавливает смешанную президентско-парламентскую форму правления в России.

Парламентарная ( парламентская ) республика . … С целью сглаживания этого недостатка парламентской республики в ней за последнее время нередко вводятся определенные ограничения, преграды на.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за.

Парламентская республика – третья форма государства, наиболее полно реализовалась во Франции. Согласно конституции 1875 г . законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из.

Оба этих института обычно имеются как в президентской, так и в парламентской республике . Но характер взаимоотношений органов исполнительной и законодательной (представительной) властей у.

Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки.

Формы государственного правления

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в го­сударстве.

По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по на­следству, независимо от воли избирателей.

Монархии делятся на абсолютные и кон­ституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

Монархия как форма правления сохраняется сегодня в 1/3 стран мира.

В республике источником власти является народное большинство, и высшие орга­ны власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.

В парламентской республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).

а) является номинальным гла­вой государства (т.е. его пол­номочия ограничены предста­вительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, пар­ламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

а) формирует правительство;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и ис­полнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

Президентская республика.

В президентской республике члены правительства назна­чаются президентом и подот­четны только ему (т.е. правительство форми­руется президентом).

а) является одновременно главой госу­дарства и главой исполнитель­ной власти;

б) избирается народом;

в) политической ответственно­сти перед парламентом не не­сет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку).

Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»:

1) президенту нужна поддержка пар­ламента в вопросах бюджета;

2) он не может распустить пар­ламент.

Первое «но» связано с меха­низмом сдержек и противовесов, на основе которого функционирует система государственной власти в президентской республике. Меха­низм сдержек и противовесов — это, другими словами, механизм взаимного ограничения властей. Его особое значение в президентской республике обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от парламентской республики, где правительство формируется парламентом, здесь парламент и президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения физического состава прави­тельства, т.е. не име­ет права отправить правитель­ство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого влияния парламента на по­литику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюдже­та. Корректируя доходные и расходные статьи при обсуждении проекта бюджета, парламент тем самым определяет финансовые параметры политики правительства, а значит, и саму эту политику. Таким образом, процедура утверждения бюджета парламентом в президентской республике приобретает второй смысл, которого она не имеет в парламентской республике: это важней­ший элемент механизма сдержек и противовесов властей, т.е. важнейшее средство влияния парламента на правительство в усло­виях, когда парламент не может отправить правительство в отставку.

Второе «но» связано с тем, что президент в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной власти в его руках как главы исполнительной власти. Тем самым нарушается основополагающий принцип демократии – разделение властей. В парламентской же республике президент может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава государства выступает в качестве арбитра в случае спора между парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинте­ресованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;

г) является верховным главнокомандующим;

д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.

а) решает вопросы бюджета;

б) имеет право вето на должностные назначения президента;

в) вправе начать процесс им­пичмента против президента.

Смотрите так же:  Пособие дошколят

Сутью президентской республики является сотрудничество законо­дательной (в лице парламен­та) и исполнительной (в лице президента) власти.

Полупрезидентская республика.

В полупрезидентской республике правительство:

а) формируется совместно пре­зидентом и главой правитель­ства;

б) несет двойственную ответст­венность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

а) избирается народом;

б) имеет право распустить пар­ламент;

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного по­ложения, но на это время ут­рачивает право роспуска пар­ламента.

а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парла­ментской и президентской рес­публик.

ПЕРВЫЙ ПРЕМЬЕР ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Политическая коалиция взяла на себя серьезную ответственность, осознавая ее масштабы, и готова своей последовательной работой идти вперед по пути развития страны, повышения благосостояния и обеспечения более качественных условий для нашего населения, заявил в НС после своего избрания теперь уже премьер-министр Серж Саргсян.

17 апреля парламент выбрал первого премьер-министра парламентской республики. За выдвинутую коалиционными фракциями РПА и АРФД кандидатуру Сержа Саргсяна проголосовали 77 депутатов — в том числе из оппозиционной фракции «Царукян», еще 17 оппозиционеров из фракций «Царукян» и «Елк» высказались против. В тот же день президент Армен Саркисян подписал указ о назначении Сержа Саргсяна премьер-министром РА.

Новое начало

Так охарактеризовал претворение в жизнь конституционных изменений Серж Саргсян, выступая в НС в качестве кандидата в премьеры, отметив, что, как и при любом начинании, очень важен старт.

ПО ЕГО СЛОВАМ, ЭТО ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА страны с парламентской моделью государственного управления, понадобятся еще годы, чтобы все эти новые для нас процессы стали традиционными. И на данный момент самое главное то, что все происходит в соответствии с буквой и духом Конституции.

Саргсян согласен, что ни одна из существующих моделей управления не может считаться совершенной. Если в первые годы независимости наиболее важным было институциональное становление политической власти, иными словами, политическая стабильность и управляемость, то сегодня эти задачи решены, и теперь имеет место переход к динамичному развитию. Если раньше не было альтернативы президентской и полупрезидентской модели правления, то на сегодня очевидной становится эффективность парламентской системы. Поскольку именно в ее условиях теперь можно решить остающуюся в приоритете задачу иметь сбалансированную, контролируемую и ответственную власть.

Без системных конфликтов

Наряду с отведенной парламенту ключевой ролью правительству также предоставлена самостоятельность в вопросах разработки и реализации внутренней и внешней политики страны, а механизмы сотрудничества между законодательной и исполнительной властями нацелены на избежание системных конфликтов, сказал Саргсян, подчеркнув контрольные функции парламента и роль оппозиции в данном вопросе.

ПО ЕГО СЛОВАМ, В СТРАНАХ, ИМЕЮЩИХ ПАРЛАМЕНТСКУЮ ФОРМУ правления, премьер-министр является руководителем партии власти. Играя ключевую роль, премьер-министр при этом ни в коем случае не может быть приравнен к президенту в полупрезидентской модели управления, поскольку, в отличие от последнего, постоянно находится под контролем парламента. Премьер может меняться исходя из политической конфигурации. И с этой точки зрения важны роль и полномочия, отведенные парламентскому меньшинству. Последнему Основной Закон предоставил равноценные его роли и весу полномочия, позволяющие сбалансировать исполнительную власть. Механизмы парламентской формы правления, как отметил Саргсян, исключают наличие противоречий между правительством и парламентским большинством, так же как и премьер-министра, не пользующегося поддержкой парламентского большинства.

Побег от личной ответственности неприемлем

Это первые выборы премьер-министра парламентской республики, и при условии отсутствия у нашей страны собственного опыта приходится руководствоваться политическим опытом государств с парламентской формой правления, заявил Серж Саргсян.

«ДЛЯ ЭТОЙ СИСТЕМЫ ХАРАКТЕРНО, КОГДА СУЩЕСТВУЕТ СОРАЗМЕРНАЯ ПРАВАМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ , в том числе политическая. В рамках этой системы премьер-министром становится лидер политической силы, которая сформировала большинство в парламенте, и это не случайно. Это также призвано обеспечить личную ответственность политического лидера за данную политическую силу. В случае Армении я считаю ошибочным, антисистемным так называемые механизмы скрытого управления, когда, не имея никаких должностей, лидер политической силы может фактически осуществлять государственное управление. Это средство, с помощью которого можно держаться в стороне от ответственности, способ найти козла отпущения.

В случае страны, которая с двух сторон подвергнута блокаде и фактически находится в состоянии войны, когда лидер правящей партии попытается фактически осуществлять функции премьер-министра посредством другого лица, это, по сути, не только будет слабостью и побегом от ответственности, но и подвергнет опасности вертикаль власти, внедрит элементы необоснованного двоевластия со всеми вытекающими из этого последствиями. Это особенно опасно в случае необходимости общегосударственной мобилизации и концентрации всех ресурсов для нейтрализации опасности, то, от чего, к сожалению, мы не гарантированы. Для меня как для руководителя РПА побег от личной ответственности неприемлем: я этого никогда не делал и делать не собираюсь», — заявил Серж Саргсян.

Лично и коллективно

Несмотря на подчеркнутую роль премьер-министра в государствах с парламентской моделью правления данная форма правления тем не менее отличается деперсонализацией и элементами коллегиального управления, заявил Саргсян в ответ на вопрос о сочетании личной и коллективной ответственности при парламентской системе.

ДЕПУТАТА, В ЧАСТНОСТИ, БЕСПОКОИЛИ РИСКИ, КОТОРЫМ МОГУТ ПОДВЕРГАТЬСЯ вопросы безопасности при парламентской модели правления. «Так, в соответствии с Конституцией, Вооруженные силы подчиняются правительству, не премьеру, то есть коллегиальному органу. Однако это не умаляет роли конкретно министра обороны, наоборот: роль главы Минобороны повышается. Кроме того, Конституцией уточнены функции Главного штаба, что, естественно, приводит также к повышению личной ответственности главы штаба.

Наконец, за коллегиальные действия правительства ответствен в первую очередь премьер-министр», — отметил Серж Саргсян.

Приоритет номер один

Это, согласно Сержу Саргсяну, как и прежде, безопасность. Наша позиция относительно мирного урегулирования проблемы Арцаха остается неизменной, а последовательное повышение мощи и модернизация армянской армии — каждодневной работой, заявил он.

«ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС НЕ ВНУШАЕТ ОПТИМИЗМА, ОН ПРОСТО СТОИТ, поскольку ожидания Азербайджана нереальны и неприемлемы для нас, — сказал Саргсян, отвечая на вопрос о будущем карабахского урегулирования. — Предпринимаются все возможные меры, чтобы достигнутые договоренности были стабильны и стали основой для успешного завершения переговоров. Мы желаем мирным путем решить проблему, это возможно, если руководство Азербайджана отбросит свои представления, что взаимные уступки — это лишь уступки со стороны Арцаха и Армении». По его словам, позиция армянской стороны вполне воспринимается как сопредседателями МГ ОБСЕ, так и руководителями стран-сопредседателей.

Уроки апрельской войны

Их, согласно Саргсяну, несколько. По его словам, апрельская война 2016 года одновременно была и не была сюрпризом. Прежде всего в том смысле, что ожидать ее можно было, но всегда была надежда, что противник будет руководствоваться здравой логикой и не пойдет на шаги, которые принесут ущерб обеим сторонам.

«В ЭТОМ ПЛАНЕ МЫ УРОКОМ НОМЕР ОДИН ДОЛЖНЫ ПОСЧИТАТЬ ТО, ЧТО ОТНЫНЕ еще очень длительное время мы никогда не должны питать надежд, что руководство Азербайджана оставит свои подходы и желание решить вопрос силой», — сказал Саргсян, добавив: насколько они смогли достичь своих целей, — очевидно, сегодняшняя картина на линии соприкосновения говорит о том, что им это не удалось.

Еще один извлеченный урок: на протяжении длительного времени уделять огромное внимание реформам в наших ВС, закупке вооружений, производству отечественного вооружения. И, что не менее важно, чтобы боевой дух армянского солдата и офицера всегда были на высоком уровне. «Осуществленные за эти два года реформы свидетельствуют о том, что более мы не те, что были до апреля 2016-го», — сказал Саргсян.

Работа на улучшение

Все направления реализуемой политики будут рассматриваться в аспекте улучшения демографической ситуации в Армении, заявил Саргсян, добавив, что параллельно с обеспечением динамичного развития важна последовательная работа по созданию условий для достижения намеченных демографических показателей.

ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ ОППОЗИЦИИ О ГАРАНТИЯХ УСПЕХА В ОБЛАСТИ ДЕМОГРАФИИ , экономики, социальной политики, Саргсян заметил: заявить, что в обозримой перспективе все указанные проблемы полностью будут решены, он не может. «Именно наличие этих проблем привело нас к конституционным изменениям, которые позволят сконцентрировать силы на решении этих задач. Впрочем, проблема миграции характерна практически для всех стран, просто в условиях нашей немногочисленности вопрос еще более усугубляется», — сказал он.

Чтобы составить верное представление, прежде всего нужно взглянуть на достижения последних 10 лет, посоветовал оппозиционерам Саргсян, отметив, что картина не так удручающа, как они пытаются ее представить: ВВП возрос в 2,1 раза, ВВП на душу населения — в 2,2 раза, и таких радужных показателей можно привести множество.

Смотрите так же:  Подоходный налог с инвалидов 1 группы

В качестве приоритетных направлений экономической политики Саргсян отметил ИТ, легпром, фармацевтическую отрасль, добавив, что налицо нераскрытый сельхозпотенциал и уже через 5-7 лет эта сфера расцветет. «Мы продолжим политическое и экономическое сотрудничество с нашим стратегическим союзником Россией, дружественные отношения с Ираном, Евросоюзом, США, Китаем. Эти страны имеют важнейшее значение для региона. Наша общая идеология — выигрывать за счет сотрудничества, а не играть на конфликтах других стран, это предельно опасно, и в регионе у нас есть примеры того, как опасно играть на противоречиях других государств», — сказал Саргсян.

История даст свою оценку

Такую фразу не раз пришлось слышать из уст как оппозиционеров, так и республиканцев. Первые произносили ее, намекая на отрицательную оценку, вторые, разумеется, — на положительную.

ЕЛКОВЦЫ ПЕРЕЧИСЛЯЛИ, ЧТО НЕ СДЕЛАНО, РЕСПУБЛИКАНЦЫ ЗАГИБАЛИ ПАЛЬЦЫ, ПЕРЕЧИСЛЯЯ ДОСТИЖЕНИЯ . Саргсян в своей заключительной речи согласился и с теми, и с другими, отметив при этом, что некоторые заявления оппозиционеров были несправедливы, а приведенные ими показатели — на любительском уровне. «Последние 10 лет — история нас всех, а не Сержа Саргсяна, и не нужно любой ценой очернять ее, лишь бы оправдать свои пессимистичные оценки. История даст свою оценку», — заключил Серж Саргсян.

Армения переходит к парламентской республике. Как это отразится на связях с Россией?

Власти предержащие в Армении намерены избрать нового президента, завершив неоднозначный переход страны к парламентской системе правления. Правящая Республиканская партия Армении (РПА) утверждает, что реформа демократизирует политическую сферу страны, но критики говорят, что она устранит последние возможности для прихода к власти подлинной оппозиции.

Согласно результатам прошедшего в 2015 году спорного референдума о внесении изменений в конституцию, по истечении срока полномочий президента Сержа Саргсяна в апреле этого года пост премьер-министра станет самым влиятельным в стране, а президентство превратится в церемониальную роль.

Пока никто не выдвинул свою кандидатуру против подобранного Саргсяном преемника. Ожидается, что в ближайшие дни парламент Армении изберет президентом бизнесмена Армена Саркисяна, сейчас являющегося послом в Великобритании.

Многие считают, что затем Саргсян намерен пересесть в кресло премьер-министра.

С 2007 года правящей партией в Армении является РПА. И Саргсян пока не проявлял намерения покинуть свой пост.

«Я не знаю, какой будет политическая ситуация в 2018 году, но если возглавляемая мной политическая сила победит на предстоящих выборах […] Я буду играть определенную роль в обеспечении безопасности нашего народа, — сказал Саргсян в марте 2017 года. — Я не знаю, в какой роли, но я определенно буду чем-то полезен».

Ожидается, что после президентских выборов РПА назначит Саргсяна премьер-министром. Либо он может остаться председателем правящей партии и фактически серым кардиналом.

По словам критиков, отказ от прямых выборов президента ослабит способность населения сдерживать авторитарные тенденции властей.

Армении угрожают санкции из-за России?

О чем промолчал Саргсян?

ОДКБ — союзник Армении?

Соглашение Армении с ЕС: угроза для России?

Почти все предыдущие выборы в Армении были предметом ожесточенных споров, а оппозиционные силы обвиняли правительство в жульничестве начиная с 1990-х годов. В марте 2008 года, после выборов, приведших Саргсяна к власти, разразились протесты, которые были подавлены правительственными силами. Погибли десять человек.

«Существует миф, что парламентская система несет демократию, — сказал Золян. — Это во многом связано с провалом президентских систем в регионе после развала Советского Союза. Но совершенно не исключено, что власти предержащие смогут манипулировать и этими системами».

Подобные махинации действительно становятся нормой в регионе, непривычном к демократии.

В России в 2008 году Владимир Путин поменялся местами со своим премьером Дмитрием Медведевым, чтобы формально соблюсти положение конституции, позволяющее президентам занимать свой пост только два срока подряд. Немногие полагали, что Медведев обладал какой-либо реальной силой, и их часто шутливо называли «тандемом». Путин пересел обратно в президентское кресло в 2012 году. В Азербайджане в 2016 году президент просто изменил конституцию, чтобы продлить свой срок, в то время как соседняя Грузия, как и Армения, перешла к парламентской форме правления, чтобы создать возможность для тогдашнего президента Михаила Саакашвили сохранить власть. Но Саакашвили неожиданно потерпел поражение на парламентских выборах 2012 года, проиграв созданному миллиардером Бидзиной Иванишвили альянсу «Грузинская мечта».

«Если в Армении получится то, что не удалось в Грузии, это может стать примером для авторитарных режимов по всему региону», — сказал Золян.

События в Армении, связанные с внесением поправок в конституцию, безусловно, имеют отличительные черты захвата власти.

«Практически не было общественного обсуждения поправок к конституции, — сказал Степан Григорян, бывший советник министра иностранных дел Армении. — Большинство людей не понимают сути новой системы. Многие, например, спрашивают меня, когда будут следующие президентские выборы!»

Более того, референдум в декабре 2015 года по поводу внесения изменений в конституцию и ограничения полномочий президента был омрачен многочисленными нарушениями и обвинениями в злоупотреблениях, подрывавших веру общества в новую систему.

Неясно также, как реформа отразится на экономическом будущем страны и тесных отношениях Армении с Россией.

«Сейчас самый большой вопрос — что будет с нынешним премьер-министром Кареном Карапетяном, — сказал ереванский журналист и аналитик Эмиль Даниелян. — Как ни парадоксально, он одновременно и реформатор, и очень близок к России, наработав связи за десять лет работы в российском энергетическом гиганте Газпром».

После назначения Карена Карапетяна в 2016 году миллиардер Самвел Карапетян (однофамилец премьера), построивший бизнес-империю в России, стал влиятельной фигурой в Армении. Премьер-министр и российский миллиардер поддерживают близкие отношения. Последний в прошлом месяце даже одолжил премьеру свой самолет, чтобы тот мог съездить на Всемирный экономический форум в Давосе.

Самвел Карапетян также планирует построить в Армении две гидроэлектростанции и один завод для утилизации мусора с целью выработки энергии. Общая сумма инвестиций составит около 470 миллионов долларов. Сместив премьера, власти могут поставить под угрозу эти проекты, считает Даниелян.

Олигарх высказался с решительной поддержкой премьер-министра. «Мы будем защищать и поддерживать его [премьер-министра], и я уверен, что в ближайшее время голы будут забиваться каждый день», — сказал он журналистам в марте прошлого года.

«Трудно будет уволить Карапетяна», — сказал Даниелян. Коррупция и плохой деловой климат являются приоритетными вопросами для многих избирателей, а премьер-министр, по мнению Даниеляна, является единственным представителем политического истеблишмента, обладающим «знаниями и политической волей, чтобы воплотить эти реформы в жизнь».

Проблема коррупции снова вышла на первый план после начала боевых действий в Нагорном Карабахе в апреле 2016 года. Сообщения о неадекватном снабжении вдоль линии фронта подтвердили подозрения о коррупции в оборонном секторе.

Ухудшение ситуации в области безопасности также вызвало политический кризис. В июле 2016 года группа вооруженных людей взяла штурмом полицейский участок в Ереване, захватив несколько заложников. Их ключевым требованием была отставка президента Саргсяна. Двухнедельное противостояние привело к гибели двух полицейских и беспорядкам по всему городу в ответ на действия правительства по разрешению кризиса. Согласно результатам опроса, проведенного через год после тех событий, 38 процентов респондентов поддержали действия группы и только 16 процентов осудили их.

«У нас нет реальной партийной системы, — сказал бывший советник МИД Григорян. — Я опасаюсь, что деградация нашей политической системы создаст почву для еще более крайних действий в будущем».

Политическое пространство страны давно выхолощено: правящая партия использует административный ресурс, фактически закрывая прочим силам доступ к власти. В преддверии парламентских выборов в прошлом году расследование, проведенное неправительственной организацией «Союз информированных граждан», выявило, что 114 из 136 опрошенных директоров школ признались, что агитировали в школах за РПА. Сообщения об этом вызвали скандал.

«Люди и в прошлом всегда скептически относились к политике, но всегда была надежда, что оппозиция может по-настоящему бросить вызов, — сказал Золян. — Границы между партией и государством уже стерлись, среди населения растет апатия. В краткосрочной перспективе подобная система обеспечивает пассивность населения, но в долгосрочной перспективе напряженность внутри системы может привести к насилию».

Но пока Ереван, похоже, живет обычной жизнью.

«Честно говоря, я не знал даже, что будет новый президент, — сказал Армен Варданян, специалист по ремонту самолетов, работающий в Объединенных Арабских Эмиратах. — Ни я, ни моя семья здесь, в Ереване, не принимают участия в политике. Мы все знаем результаты выборов до того, как они состоятся, так что какой смысл?»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.