Меню Закрыть

Екп аис налог 3

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2016 г. № БС-4-11/[email protected] “Об организации работы”

ФНС России для организации работы по приему, регистрации и обработке в АИС «Налог-3» заявлений о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, и в дополнение к письму МИ ФНС России по ЦОД от 19.09.2016 № 01-12/[email protected] об изменении на контуре промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» шаблона «Подтверждение социального вычета», направляет:

— порядок взаимодействия отделов территориальных органов ФНС России при приеме, регистрации и обработке в АИС «Налог-3» заявлений налогоплательщиков, представляемых в налоговый орган для подтверждения права на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Порядок взаимодействия) (приложение 1);

— инструкции на рабочие места для сотрудников территориальных органов ФНС России, осуществляющих прием и регистрацию (приложение 2), ввод и проверку заявлений налогоплательщика на выдачу уведомления о подтверждении права налогоплательщика на получение социального вычета (далее — Инструкции на рабочие места) (приложение 3).

В случае выявления ошибок в работе программного обеспечения, аналогичных замечаниям, указанным в приложении 4, и предложениям, указанным в приложении 5, необходимости направлять заявки на сайт технической поддержки в соответствии с Временным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 25.05.2015 № ММВ-7-6/[email protected], не имеется.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения работы и корректного отображения в формируемых документах лиц, ответственных за подписание документов по данной задаче, в подсистеме «Кадры» на промышленном контуре необходимо настроить подписи, согласовав подписантов с отделом камеральных проверок, осуществляющих проверку заявлений налогоплательщиков.

Приложение: файл «Приложение.rar».

Порядок взаимодействия отделов территориальных органов ФНС России
при приеме, регистрации и обработке в АИС «Налог-3» заявлений налогоплательщиков, представляемых в налоговый орган для подтверждения права на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. В настоящем порядке используются следующие сокращения:

АИС «Налог-3» — автоматизированная информационная система ФНС России нового поколения.

Программное обеспечение — программное обеспечение транзакционных подсистем налогового администрирования АИС «Налог-3», реализующее автоматизацию технологического процесса 103.06.06.00.0090 «Подтверждение права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации».

Заявление — заявление налогоплательщика и комплект подтверждающих документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения права на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

УФНС — Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации

ИФНС — Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Исходящий документ — сформированный в ИФНС (УФНС) документ для налогоплательщика.

ОРН — Отдел ИФНС (УФНС), осуществляющий функции работы с налогоплательщиками.

ОКП — Отдел ИФНС (УФНС), осуществляющий камеральные проверки деклараций и расчетов физических лиц.

ОУН — Отдел ИФНС (УФНС), осуществляющий функции учета налогоплательщиков.

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации.

1.2. Настоящий порядок определяет последовательность и процедуры взаимодействия отделов ИФНС (УФНС) при приеме, регистрации и обработке Заявлений.

2. Порядок выполнения работ

2.1. Действия сотрудника ОРН по приему и регистрации Заявлений представленных после ввода в промышленную эксплуатацию Программного обеспечения.

2.1.1. Осуществляет прием Заявлений от налогоплательщиков в соответствии с ИРМ-05.03.13-1.

2.1.2. Осуществляет регистрацию Заявления в АИС «Налог-3» в соответствии с ИРМ-05.03.13-1.

2.1.3. Проводит визуальный поиск по БД налогоплательщиков, не идентифицированных автоматически. В случае неуспешной идентификации налогоплательщика по Заявлению и отсутствия в прилагаемом к Заявлению пакете документов копии документа, удостоверяющего личность физического лица, формирует налогоплательщику информационное письмо в соответствии с ИРМ-05.03.13-1.

2.1.4. При выявлении расхождений в сведениях указанных налогоплательщиком и сведениях, имеющихся в налоговом органе, направляет в ОУН служебную записку «О выявлении расхождений в сведениях указанных налогоплательщиком и сведениях, имеющихся в налоговом органе» в соответствии с ИРМ-05.03.13-1.

2.1.5. Передает Заявление в ОКП для дальнейшей обработки в соответствии с ИРМ-05.03.13-2.

2.1.6. Получает от ОКП утвержденные Исходящие документы для вручения их налогоплательщику в соответствии с ИРМ-05.03.13-1.

2.1.7. Осуществляет вручение документов в соответствии с ИРМ-05.03.13-1.

2.2 Действия сотрудника ОКП по обработке Заявлений представленных после ввода в промышленную эксплуатацию Программного обеспечения.

2.2.1. В соответствии с ИРМ-05.03.13-2 принимает от сотрудника ОРН зарегистрированные Заявления.

2.2.2. Осуществляет ввод Заявления в соответствии с ИРМ-05.03.13-2.

2.2.3. Проверяет результаты идентификации налогоплательщика, при необходимости доопределяет ФЛ по витрине ЦУН.

2.2.4. На основании представленных налогоплательщиком документов принимает решение о подтверждении или об отказе (полном или частичном) в подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

2.2.5. Подготавливает и утверждает Исходящий документ в соответствии с ИРМ-05.03.13-2.

2.2.6. Утвержденные Исходящие документы передает сотруднику ОРН для вручения налогоплательщику.

2.3 Действия сотрудника ОКП по вводу и обработке Заявлений представленных до ввода в промышленную эксплуатацию Программного обеспечения.

2.3.1. В соответствии с Приказом ФНС России от 11.12.2015 г. № ММВ-7-11/[email protected] «О создании Журнала «Подтверждение права НП на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ», письмом ФНС России от 17.02.2016 № БС-4-11/[email protected] обеспечивает ввод данных Заявлений налогоплательщиков и выданных налогоплательщикам Уведомлений (Сообщений об отказе), в целях наполнения журнала «Подтверждение права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации» сведениями об Уведомлениях (Сообщениях об отказе в выдаче уведомлений), выданных налоговыми органами до ввода в промышленную эксплуатацию Программного обеспечения.

Федеральная налоговая служба

Инструкция
для сотрудников территориальных органов ФНС России в условиях эксплуатации АИС «Налог-3»
по исполнению операций технологического процесса
103 06 06 00 0090

Прием, регистрация заявлений НП на выдачу уведомления о подтверждении права НП на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогового агента, представляемых в НО.

1. Общие положения

Инструкция предназначена для сотрудника территориального органа ФНС России (далее — Сотрудник), осуществляющего прием и регистрацию заявлений налогоплательщика на выдачу уведомления о подтверждении права НП на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), у налогового агента, представляемых в НО (далее — Заявление НП).

Сотрудник должен знать нормы действующего законодательства, нормативные правовые и ведомственные документы (приказы, методические рекомендации и т.п.) по вопросам представления налогоплательщику социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, у налогового агента, настоящую Инструкцию.

Сотрудник должен владеть следующими навыками:

— умение работать с WINDOWS интерфейсом;

— умение работать с интерфейсом единого клиентского приложения АИС «Налог-3» (далее — ЕКП).

2. Требования к рабочему месту

Рабочее место сотрудника должно быть оборудовано в соответствии с общими требованиями к рабочему месту (стол, стул), полками для складирования документов, персональным компьютером, принтером.

3. Права пользователя

Для выполнения работ в соответствии с настоящей инструкцией сотрудник должен быть подключен в АИС «Налог-3» к шаблону доступа «Подтверждение социального вычета».

4. Перечень работ (функций)

Сотрудник налогового органа (далее — НО) выполняет следующие действия:

4.1. Прием пакета документов, предоставляемых налогоплательщиком для подтверждения права на получение социального налогового вычета по пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ у налогового агента.

4.2. Регистрация Заявления НП и документов, подтверждающих право на получение социального налогового вычета по пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ у налогового агента. Идентификация налогоплательщика, представившего заявление.

4.3. Передача пакета документов на следующий этап обработки.

4.4. Вручение налогоплательщику выходных документов, сформированных по результатам проверки Заявления НП.

5. Порядок выполнения работ

Сотрудник выполняет следующие действия:

5.1. Принимает Заявления НП с прилагаемым пакетом документов, подтверждающих понесенные им расходы:

— непосредственно от налогоплательщика;

— от сотрудника отдела общего обеспечения (в случае представления по почте).

5.2. Регистрирует Заявление НП в АИС «Налог-3» в режиме «Налоговое администрирование/ Физические лица/3.03 Сведения о социальном вычете по пп.2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ/1. Регистрация заявлений ФЛ на выдачу уведомления».

При регистрации Заявления НП в раскрывающихся блоках формы регистрации последовательно указывает реквизиты НП, представившего Заявление НП (ИНН, ФИО, ДУЛ), реквизиты Заявления НП, реквизиты прилагаемых к Заявлению НП документов — наименование, дата и номер.

В блоке «Сведения о налогоплательщике» вводит ИНН, ФИО физического лица (далее — ФЛ), указанные в Заявлении НП.

В блоке «Документ, удостоверяющий личность ФЛ» вводит реквизиты документа, удостоверяющего личность ФЛ и дату рождения ФЛ, указанные в Заявлении НП.

После заполнения в раскрывающихся блоках формы регистрации реквизитов налогоплательщика, представившего Заявление НП, проводит идентификацию налогоплательщика в ПОН ИЛ путем нажатия кнопки «Идентифицировать».

Проверяет наличие ФИДа в регистрационной карточке по итогам идентификации налогоплательщика в ПОН ИЛ.

В случае отсутствия ФИДа осуществляет визуальный поиск ФЛ по БД. Для этого в блоке «Сведения о налогоплательщике» нажимает кнопку «Поиск ФЛ по БД». На экран при этом выводится вспомогательная форма «Выбор данных» для задания инспектором данных для поиска. Сотрудник задает условия поиска ФЛ по БД (по одному или нескольким реквизитам ИНН, ФИО ФЛ, ДУЛ, дата рождения) и нажимает кнопку «Обновить». На экран будут выведены ФЛ, отвечающие заданным данным для поиска в ПОН ИЛ. Далее выбирает требуемое ФЛ из списка и нажимает кнопку «ОК». В результате в Заявлении НП заполняются блоки «Сведения о НП» и «Документ, удостоверяющий личность ФЛ» данными найденного ФЛ из ПОН ИЛ (показатель «ФИД ФЛ», ДУЛ, дата рождения).

Если по окончании работ по визуальной идентификации ФЛ в ПОН ИЛ показатель «ФИД ФЛ» не определен, то идентификация ФЛ завершена неуспешно и требуется выполнить доопределение ФЛ на рабочем месте ИРМ-05.03.13-2 в соответствии с п. 6.3.1.

Если по результатам успешной автоматической идентификации налогоплательщика сведения о дате рождения и/или атрибуты удостоверения личности отличаются от сведений, указанных налогоплательщиком в Заявлении НП, сотрудник вносит в блок «Документ, удостоверяющий личность ФЛ» корректирующие данные по сведениям, указанным налогоплательщиком в Заявлении НП. Делает ксерокопию документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, если ксерокопия документа не приложена к Заявлению НП, представленного налогоплательщиком лично. Формирует служебную записку «О выявлении расхождений в сведениях, указанных налогоплательщиком, и сведениях, имеющихся в налоговом органе» не позднее рабочего дня, следующего за датой регистрации Заявления НП.

При неуспешной идентификации физического лица по Заявлению НП, представленному по почте, и отсутствии в прилагаемом к Заявлению НП пакете документов копии документа, удостоверяющего личность физического лица, формирует физическому лицу информационное письмо «О невозможности приема и рассмотрения Заявления НП», в связи с отсутствием сведений в отношении физического лица в информационных ресурсах налоговых органах и необходимости повторно представить в налоговый орган Заявление НП и прилагаемые к Заявлению НП документы, в том числе, копию документа, удостоверяющего личность. Заявление НП в данном случае не подлежит регистрации в АИС «Налог-3».

В блоке «Сведения о документе» вводит дату документа (по умолчанию текущая дата), дату поступления в НО, дату отправки по почте (при наличии), способ представления, количество страниц Заявления НП, год подачи Заявления НП (по умолчанию значение текущего года). Формирует учетный номер при помощи кнопки «Получить». При этом автоматически сформируется учетный номер вида GUID.

В блоке «Прилагаемые документы» вводит реквизиты каждого прилагаемого к Заявлению НП документа при помощи кнопки «Добавить» и вспомогательной формы «Прилагаемые документы». На вспомогательной форме выбирает из справочника вид прилагаемого документа, вводит дату и номер прилагаемого документа (при наличии), дату поступления в НО, количество страниц прилагаемого документа. В случае ошибки ввода введенные реквизиты прилагаемого документа можно откорректировать при помощи кнопки «Редактировать» или удалить при помощи кнопки «Удалить».

При нажатии кнопки «Зарегистрировать» регистрирует Заявление НП в подсистеме «Управление документами» АИС «Налог-3» (далее — подсистема УД) с присвоением регистрационного номера. В результате автоматически формируется пользовательское задание на ввод.

Сотрудник проставляет на бумажном экземпляре Заявления НП регистрационный номер, присвоенный в УД, указанный в ветке: «Налоговое администрирование\Физические лица\3.03 Сведения о социальном вычете по пп.2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ\5. Журнал мониторинга обработки Заявлений, представленных в НО».

Состояние стадии обработки представленных в НО заявлений ФЛ о подтверждении права на получение социальных вычетов по пп. 2 и 3 ст. 219 НК РФ можно проанализировать в Журнале мониторинга в режиме «Налоговое администрирование\Физические лица\3.03 Сведения о социальном вычете по пп.2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ\5. Журнал мониторинга обработки Заявлений НП, представленных в НО». Поиск заявлений осуществляется по значению реквизита «регистрационный номер ТПС ФЛ».

Смотрите так же:  Штраф за легковой прицеп

5.3. Направляет не позднее рабочего дня, следующего за датой регистрации Заявления, служебную записку «О выявлении расхождений в сведениях, указанных налогоплательщиком, и сведениях, имеющихся в налоговом органе», подготовленную в соответствии с пунктом 5.2., в отдел, в функции которого входит учет налогоплательщиков.

5.4. Передает по описи комплекты документов, предоставляемые налогоплательщиком для подтверждения права на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219, у налогового агента, сотруднику, осуществляющему ввод и проверку документов на рабочем месте ИРМ-05.03.13-2.

5.5. Получает по описи с рабочего места 05.03.13-2 сформированные выходные документы (далее — Документы).

5.6. Осуществляет вручение Документов или информационных писем «О невозможности приема и рассмотрения Заявления НП» следующими способами:

— осуществляет уведомление налогоплательщика по телефону, указанному в Заявление НП о возможности вручения лично;

— в случае отказа налогоплательщика от получения Документов лично, либо невозможности связаться с налогоплательщиком по телефону, включает Документы в почтовые отправления по адресу, указанному в Заявлении НП и передает в установленным порядком в общий отдел для отправки по почте.

6. Перечень регламентирующих документов

— Налоговый кодекс РФ. Статья 219. Социальные налоговые вычеты;

— Приказ ФНС России от 11.12.2015 г. № ММВ-7-11/[email protected] «О создании Журнала «Подтверждение права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации» ;

— Руководство пользователя по технологическому процессу «05.03.13. Подтверждение права НП на получение социальных вычетов, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст. 219 НК РФ».

Федеральная налоговая служба

Инструкция
для сотрудников территориальных органов ФНС России в условиях эксплуатации АИС «Налог-3»

по исполнению операций технологического процесса
103 06 06 00 0090

Ввод и проверка Заявлений НП на выдачу уведомления о подтверждении права НП на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогового агента, представляемых в НО. Формирование исходящих документов по результатам проверки Заявлений НП.

1. Общие положения

Инструкция предназначена для сотрудника территориального органа ФНС России (далее — Сотрудник), осуществляющего ввод и проверку заявлений налогоплательщика на выдачу уведомления о подтверждении права НП на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), у налогового агента, представляемых в НО (далее — Заявление НП), и формирование исходящих документов по результатам проверки.

Сотрудник должен знать нормы действующего законодательства, нормативные правовые и ведомственные документы (приказы, методические рекомендации и т.п.) по вопросам представления налогоплательщику социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, у налогового агента, настоящую Инструкцию.

Сотрудник должен владеть следующими навыками:

— умение работать с WINDOWS интерфейсом;

— умение работать с интерфейсом единого клиентского приложения АИС «Налог-3» (далее — ЕКП).

2. Требования к рабочему месту

Рабочее место сотрудника должно быть оборудовано в соответствии с общими требованиями к рабочему месту (стол, стул), полками для складирования документов, персональным компьютером, принтером.

3. Права пользователя

Для выполнения работ в соответствии с настоящей инструкцией сотрудник должен быть подключен в АИС «Налог-3» к шаблону доступа «Подтверждение социального вычета».

4. Обязанности пользователя.

В ходе работы с Заявлением НП сотрудник контролирует соблюдение срока, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

5. Перечень работ (функций)

Сотрудник налогового органа (далее — НО) выполняет следующие действия:

5.1. Ввод Заявления НП и прилагаемых документов, предоставляемых налогоплательщиком для подтверждения права на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, у налогового агента.

5.2. Проверка пакета документов, подтверждающих право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, у налогового агента.

5.3. Формирование исходящих документов по результатам проверки.

5.4. Передача для вручения (отправки) налогоплательщику выходных документов, сформированных по результатам проверки Заявления НП.

6. Порядок выполнения работ

Сотрудник НО выполняет следующие действия:

6.1. Принимает по описи Заявления НП с прилагаемым пакетом документов, подтверждающих понесенные им расходы, от сотрудника, ответственного за прием и регистрацию сведений (ИРМ-05.03.13-1).

6.2 Осуществляет запуск пользовательского задания (далее ПЗ-1) «Ввод Заявления НП на выдачу уведомления о подтверждении права на получение социального вычета по пп.2 и 3 п.1 ст. 219 НК РФ», которое формируется по окончании регистрации комплекта документов.

Отбор необходимого пользовательского задания осуществляется в дереве пользовательских заданий в папке «Общие задания/Физические лица/3.03 Сведения о социальном вычете по пп.2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ/Ввод Заявлений ФЛ на выдачу уведомлений» путем ввода регистрационного номера ТПС ФЛ, либо ИНН и ФИО налогоплательщика, в условия фильтра в поле «Идентификатор».

При запуске ПЗ-1 на экран предлагается форма ввода, которая состоит из блоков и продолжает форму регистрации.

6.2.1. В блоке «Сведения о суммах социальных налоговых вычетов» вводит суммы социальных налоговых вычетов (в руб. и коп.), заявленные налогоплательщиком в Заявлении НП, при этом общая сумма социальных налоговых вычетов формируется автоматически путем суммирования заявленных сумм по различным основаниям (в руб. и коп.).

6.2.2. В блоке «Сведения о налоговом агенте» вводит данные по налоговому агенту, указанные налогоплательщиком в Заявлении НП:

— для ЮЛ — ИНН, КПП;

— для ИП — ИНН, ФИО индивидуального предпринимателя.

6.2.3. В блоке «Сведения ввода» вводится адрес места жительства НП в том виде, в каком он заполнен в Заявлении НП.

6.2.4. В блоке «Сведения ввода» после того, как сотрудник принял решение об окончании ввода, он выставляет признак «Признак окончания ввода» и проставляет дату ввода (по умолчанию дата ввода является текущей датой). При этом сохраняется ФИО инспектора, завершившего ввод Заявления НП.

6.2.5. Если Заявление НП уже обработано до начала работы в АИС «Налог-3», то в блоке «Сведения ввода» инспектор должен ввести показатель «Присвоенный номер в ИФНС для бумажного документа», т.е. номер Заявления НП, присвоенный в НО при его обработке вне работы в АИС «Налог-3».

Если обрабатывается новое представленное Заявление НП уже в рамках работы в АИС «Налог-3», то ввод данного показателя не осуществляется.

6.3. Проводит проверку предоставленных налогоплательщиком сведений для подтверждения права на получение социального вычета по пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в режиме «Налоговое администрирование/ Физические лица/3.03 Сведения о социальном вычете по пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ/2. Проверка заявлений ФЛ»:

6.3.1. Проверяет результаты автоматической идентификации налогоплательщика.

Если показатель «ФИД ФЛ» не определен и Заявление НП находится в состоянии обработки «требует доопределения», то в дереве пользовательских заданий папка «Общие задания»/ «Физические лица»/папка «3.03 Сведения о социальном вычете по пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ»/ветка «Доопределение ФЛ, представившего заявление на выдачу уведомления» сотрудник осуществляет визуальную идентификацию ФЛ по витрине ЦУН. После того, как определен ФИД ФЛ, ПЗ на доопределение ФЛ закрывается и Заявление НП переходит на стадию проверки.

6.3.2. Проверяет результаты автоматической идентификации налогового агента.

Если на этапе автоматизированной проверки Заявления НП по окончании работы ПЗ-1 показатель «ФИД» налогового агента не заполнен, то идентификация завершена неуспешно и требуется выполнить визуальную идентификацию налогового агента.

Сотрудник НО заполняет идентификационные данные налогового агента:

— для ЮЛ — ИНН, КПП;

и запускает процедуру идентификации в блоке «Сведения о налоговом агенте» при нажатии кнопки «Идентифицировать». Если налоговый агент идентифицирован, то заполняется показатель «ФИД», а также другие учетные данные налогового агента:

— для ЮЛ — ИНН, КПП, наименование налогового агента, адрес места нахождения;

— для ИП — ИНН, ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства.

В случае неуспешной визуальной идентификации осуществляет визуальный поиск налогового агента по БД. В блоке «Сведения о налоговом агенте» нажимает кнопку «Поиск по БД». На экран при этом выдается вспомогательная форма «Выбор данных» для задания инспектором данных для поиска.

Сотрудник задает одно или несколько условий поиска налогового агента по БД:

— для ЮЛ — ИНН, КПП, наименование налогового агента, адрес места нахождения, тип налогового агента;

— для ИП — ИНН, ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, тип налогового агента.

и нажимает кнопку «Обновить». На экран будут выведены налоговые агенты, отвечающие заданным данным для поиска в ПОН ИЛ. Далее выбирается требуемый налоговый агент из списка и нажимается кнопка «ОК».

6.3.3. Формирует Сообщение об отказе в выдаче подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ (далее — Сообщение об отказе в выдаче уведомления) по причине отсутствия сведений о налоговом агенте в базе данных налогового органа.

6.3.4. Проверяет полноту и правильность заявленных налогоплательщиком суммовых показателей:

— проверяет полноту и достоверность представленных налогоплательщиком документов;

— анализирует результаты автоматизированной проверки;

— проверяет подтверждаемые суммы социальных налоговых вычетов, сформированные по результатам автоматизированной проверки на основе представленной налогоплательщиком информации, а также в соответствии с ограничениями, установленными НК РФ.

— устанавливает наличие ранее выданных уведомлений в том же отчетном периоде в блоке «Результаты проверки» по таблице результатов проведенных автоматизированных проверок с кодом «2» «Наличие ранее выданного уведомления».

— проверяет соблюдение ограничений по сумме заявленного вычета, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

6.3.5. По результатам проверки заявления устанавливает следующее:

— факт достаточности представленных налогоплательщиком документов и отсутствие ранее выданных уведомлений в том же отчетном периоде.

— факты, препятствующие подтверждению сумм социального вычета налогоплательщику (неполного представления документов, неправомерной оплаты расходов, отсутствия соответствующих лицензий и пр.) или их отсутствие.

6.3.6. Проводит проверку подтверждаемой суммы социальных налоговых вычетов, сформированную по результатам автоматизированной проверки на основе представленной налогоплательщиком информации.

При наличии в таблице результатов записей проверок:

— с кодом «4 — нет сумм в заявлении» данные в блоке «Сведения о суммах социальных налоговых вычетов» не корректируются. Отсутствие сумм является причиной для отказа в подтверждении права на получение социального вычета;

— с кодом «5 — сумма социального вычета превышает 120 тысяч рублей», кодом «6 — сумма социального вычета превышает 50 тысяч рублей», с кодом «8 — нет заявленной общей суммы социального вычета » корректирует подтверждаемые суммы социальных вычетов в блоке «Сведения о суммах социальных налоговых вычетов. В графе «Подтверждено ИФНС» указывает сумму вычета по данным налогового органа. (При полном отказе сумма вычета равна нулю).

После этого сохраняет откорректированные суммы и повторно запускает автоматизированную проверку в блоке «Результаты проверки», нажав кнопки «Сохранить» и «Проверить повторно».

6.3.7. Оформляет результат рассмотрения и проверки заявления и представленных документов в виде Докладной записки НО, которую по нажатию кнопки «Регистрация док.записки» регистрирует в подсистеме «Управление документами» АИС «Налог-3» (далее — подсистема УД) с присвоением регистрационного номера, который отображается в блоке «Результаты проверки».

Показатели докладной записки: Сведения о налогоплательщике, Сведения о представленных документах к Заявлению НП, Сведения о заявленных налогоплательщиком суммах социальных вычетов, Сведения о подтверждаемых НО суммах социальных вычетов — формируются автоматически на этапе автоматизированной проверки.

При визуальной проверке на форме докладной записки сотрудник выбирает из справочника причины, по которым у налогоплательщика отсутствует (полностью или частично) право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. В случае выбора иной причины отказа, вводит причину отказа в произвольном виде в соответствующее текстовое поле и нажимает кнопку «Сохранить».

6.3.8. Формирует электронный образ докладной записки установленной формы и распечатывает докладную записку в одном экземпляре по результатам проверки Заявления НП и прилагаемых к нему документов по нажатию кнопки «Печать докладной записки».

6.3.9. Если по результатам проведенной проверки и формирования Докладной записки НО у налогоплательщика частично отсутствует право на получение социальных налоговых вычетов, подготавливает Сообщение о проверке НП, где указываются причины отказа по которым у него частично отсутствует право на получение социальных налоговых вычетов. Осуществляет регистрацию документа в подсистеме УД с присвоением регистрационного номера путем нажатия кнопки «Регистрация сообщения», формирует электронный образ и распечатывает в двух экземплярах Сообщения о проверке НП по результатам проверки Заявления НП и прилагаемых к нему документов путем нажатия кнопки «Печать сообщения о проверке».

Смотрите так же:  Нотариус недвижимость 2018

6.3.10. Если Заявление НП уже обработано в НО до начала работы в АИС «Налог-3» в данной части и выполняется доввод сведений для наполнения Журнала, то в блоке «Результаты проверки» инспектор должен ввести показатель «Присвоенный номер в ИФНС для бумажного документа» для Докладной записки НО или Сообщения о проверке НП, т.е. номера данных документов по результатам проверки, присвоенный НО при их формировании вне работы в АИС «Налог-3».

6.3.11. Принимает решение об окончании проверки, устанавливает соответствующий признак «Признак завершения проверки» и дату завершения проверки (по умолчанию текущая дата). Заявление НП при этом переводится в состояние окончания проверки.

6.4. В случае принятия решения о подтверждении формирует Уведомление о подтверждении права НП на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ (далее — Уведомление).

Показатели выдаваемого налогоплательщику документа формируются в блоке «Сведения о сформированном уведомлении» режима «Проверка заявлений ФЛ» автоматически на основе введенных данных Заявления НП и результатов проверки. После выбора вида формируемого документа «уведомление» документ автоматически регистрируется в ТПС ФЛ с присвоением регистрационного номера и номера для данного вида документа, даты документа, а также регистрируется в подсистеме УД. Электронный образ выдаваемого налогоплательщику документа визуализируются на экран при нажатии кнопки «Просмотр и печать».

6.5. В случае принятия решения об отказе в подтверждении формирует Сообщение об отказе в выдаче уведомления.

Показатели выдаваемого налогоплательщику документа формируются в блоке «Сведения о сформированном уведомлении» режима «Проверка заявлений ФЛ» автоматически на основе введенных данных Заявления НП и результатов проверки. После выбора вида формируемого документа и указания причины отказа документ автоматически регистрируется в ТПС ФЛ с присвоением регистрационного номера и номера для данного вида документа, даты документа, а также регистрируется в подсистеме УД. Электронный образ выдаваемого налогоплательщику документа визуализируются на экран при нажатии кнопки «Просмотр и печать».

6.6. После того, как сформирован исходящий документ НП (Уведомление, Сообщение об отказе в выдаче уведомления, Сообщение о проверке НП), принимает решение об окончании обработки заявления и в блоке «Сведения о сформированном уведомлении» режима «Проверка заявлений ФЛ» выставляет признак «Признак завершения обработки».

6.7. Выходные документы в двух экземплярах и Докладную записку НО представляет на подписание ответственному должностному лицу.

В случае подтверждения всей суммы заявленного налогоплательщиком социального налогового вычета на подписание ответственному должностному лицу представляется Докладная записка НО и Уведомление.

В случае частичного подтверждения сумм заявленного налогоплательщиком социального налогового вычета — Докладная записка НО, Уведомление и Сообщение о проверке НП.

При полном отказе в подтверждении заявленных налогоплательщиком сумм социального налогового вычета на подписание ответственному должностному лицу представляется Докладная записка НО и Сообщение об отказе в выдаче уведомления.

После утверждения ответственным должностным лицом, докладная записка и один экземпляр документов остается в НО для дальнейшего хранения. Второй экземпляр документов передается по описи сотруднику, ответственному за прием и регистрацию сведений (ИРМ-05.03.13-1).

6.8. Если Заявление НП уже обработано в НО до начала работы в АИС «Налог-3» в данной части и выполняется доввод сведений для наполнения Журнала, то в блоке «Сведения о сформированном уведомлении» инспектор должен ввести признак «Присвоенные реквизиты в ИФНС для бумажного документа» для уже выданного НП Уведомления (Сообщение об отказе в выдаче уведомления) и указать их дату и номер, т.е. номера данных документов по результатам обработки Заявления НП, присвоенные НО при их формировании вне работы в АИС «Налог-3».

7. Перечень регламентирующих документов

— Налоговый кодекс РФ. Статья 219. Социальные налоговые вычеты;

— Приказ ФНС России от 27.10.2015 г. № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы уведомления налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации»;

— Приказ ФНС России от 11.12.2015 г. № ММВ-7-11/[email protected] «О создании Журнала «Подтверждение права «Подтверждение права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации»;

— Руководство пользователя по технологическому процессу «05.03.13. Подтверждение права НП на получение социальных вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ».

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3″)»

В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») (далее — Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

Положение
об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected])

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — АИС «Налог-3»), структуру и основные функции АИС «Налог-3», пользователей АИС «Налог-3», порядок обеспечения доступа к АИС «Налог-3», правовой статус программно-технических средств АИС «Налог-3», правила информационного взаимодействия АИС «Налог-3» с иными информационными системами.

II. Назначение и задачи АИС «Налог-3»

2. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

3. АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

4. АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

К дополнительным задачам относятся:

а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

III. Пользователи АИС «Налог-3»

5. Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются:

а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее — налоговые органы);

б) организации, подведомственные ФНС России.

Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи).

IV. Основные принципы построения и функции АИС «Налог-3»

6. Основными принципами построения АИС «Налог-3» являются:

а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС «Налог-3», у источника информации;

в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС «Налог-3»;

г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС «Налог-3», к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

д) открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

е) единство используемых в АИС «Налог-3» терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС «Налог-3»;

з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС «Налог-3», за исключением информации ограниченного доступа.

7. АИС «Налог-3» обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС «Налог-3», и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

V. Компонентный состав АИС «Налог-3»

8. К основным компонентам АИС «Налог-3» относятся:

а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

б) децентрализованные компоненты.

VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС «Налог-3»

9. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Под информационным взаимодействием АИС «Налог-3» и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС «Налог-3» информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС «Налог-3», а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС «Налог-3».

10. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС «Налог-3» на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

При организации взаимодействия АИС «Налог-3» и иных информационных систем применяется, в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Смотрите так же:  Пожизненное наследуемое владение перевод в собственность

11. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС «Налог-3»;

б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС «Налог-3», о сбоях и нарушениях в работе АИС «Налог-3» и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС «Налог-3» и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС «Налог-3» в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации — обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

12. Технологические средства АИС «Налог-3» обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС «Налог-3» включая справочники и классификаторы, используемые АИС «Налог-3».

Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС «Налог-3», а также порядок их формирования и ведения в АИС «Налог-3» устанавливаются ФНС России.

Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС «Налог-3», осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

13. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС «Налог-3», посредством:

а) аутентификации и авторизации пользователей АИС «Налог-3», осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС «Налог-3»;

б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

14. Технические и программные средства АИС «Налог-3» в части защиты информации, содержащейся в АИС «Налог-3», соответствуют:

а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

в) постановлению Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (далее — Постановление N 1119 от 01.11.2012);

г) приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» (далее — приказ ФСТЭК N 17 от 11.02.2013);

д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013. N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

15. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают:

а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС «Налог-3» для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС «Налог-3» информации;

б) авторизацию зарегистрированных в АИС «Налог-3» пользователей с использованием специализированных средств управления доступом;

в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС «Налог-3»;

г) возможность поиска и получения пользователями АИС «Налог-3» текстовой информации и агрегированных статистических данных;

д) разделение автоматизируемых функций АИС «Налог-3» на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые «налоговым автоматом»;

е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС «Налог-3», и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;

ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;

з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС «Налог-3».

16. Лингвистические средства АИС «Налог-3» обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС «Налог-3» к содержащейся в АИС «Налог-3» информации на русском языке.

17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС «Налог-3», а также подсистем АИС «Налог-3», устанавливаются ФНС России.

VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС «Налог-3»

18. Процесс развития АИС «Налог-3» направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.

19. Перевод децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:

а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;

б) сохранение инвестиций;

в) обеспечение непрерывности технологических процессов;

г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;

д) обеспечение целостности и консистентности данных.

20. Функции централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3», находящихся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.

21. При переводе децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:

а) использование единой нормативно-справочной информации;

б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;

в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонентов в централизованные (в федеральное хранилище);

г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонентов АИС «Налог-3» в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;

д) поддержка единого авторизационного пространства для обеспечения непрерывности технологических процессов;

е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.

22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.

VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС «Налог-3»

23. Доступ к АИС «Налог-3» предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.

24. Регистрация в АИС «Налог-3» пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.

25. В целях организации работы с АИС «Налог-3» пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:

24.1. Для внешнего взаимодействия:

а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;

б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;

в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС «Налог-3» в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.

24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:

а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;

б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС «Налог-3» на очередной год;

в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.

26. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС «Налог-3» для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.

27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС «Налог-3» осуществляется с использованием специализированных средств управления доступом.

28. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС «Налог-3» ФНС России.

29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

30. Доступ к информации, содержащейся в АИС «Налог-3», обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

IX. Правовой режим программно-технических средств АИС «Налог-3»

31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3» приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

33. Совокупность программного обеспечения АИС «Налог-3», а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3».

Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС «Налог-3» устанавливается приказом ФНС России.

X. Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3»

34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС «Налог-3», является ФЦОД ФНС России в г. Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. N 995 Система ЦОД Минфина России.

35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти, входят Федеральный центр обработки данных в г. Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г. Городец Нижегородской области.

XI. Порядок развития АИС «Налог-3»

36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС «Налог-3», включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утверждаемым приказом ФНС России.

XII. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3»

37. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3» регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.

38. Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

Техническая поддержка пользователей АИС «Налог-3» осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.

Обзор документа

Утверждено положение об автоматизированной информационной системе ФНС России (АИС «Налог-3»).

Оно определяет назначение и задачи АИС «Налог-3», ее структуру, основные функции и пользователей, а также порядок обеспечения доступа, правовой статус программно-технических средств, правила информационного взаимодействия указанной системы с иными информационными системами.

АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач ФНС России. Она направлена, в частности, на обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика; создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации; гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации и др.

Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются налоговые органы и организации, подведомственные ФНС России.

Доступ к указанной системе предоставляется пользователям с использованием специализированных средств управления доступом.

Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: