Меню Закрыть

Доклад ликвидация ссср и образование снг

Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности

19 августа 1991 г., когда Президент СССР М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, в Москве была предпринята попытка государственного переворота. Группа путчистов во главе с вице-президентом СССР Г.И. Янаевым, премьер-министром В.С. Павловым, председателем КГБ СССР В.А. Крючковым, министром обороны Д.Т. Язовым объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), к которому перешла вся полнота государственной власти. Президент СССР «по состоянию здоровья» был отстранен от должности, а исполняющим обязанности Президента был объявлен Янаев. Были запрещены митинги и демонстрации. В Москву были введены танковые подразделения.

Однако планам путчистов не суждено было сбыться. Решительными действиями российского руководства и, прежде всего, Б.Н. Ельцина, объявившего членов ГКЧП вне закона и получившего поддержку армии и мирового сообщества, путч был подавлен, а путчисты арестованы. М.С. Горбачев вернулся из Фороса в Москву.

Неудавшийся переворот дал толчок к распаду СССР. О выходе из Союза заявили Латвия, Литва и Эстония, что было оформлено Указом М.С. Горбачева. 24 августа была провозглашена независимость Украины. На прошедшем 1 декабря 1991 г. референдуме 90,32% всех граждан Украины проголосовали за независимость. После этого стало ясно, что распад СССР неизбежен.

Собравшиеся 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Белоруссия, Беловежская пуща) лидеры трех из четырех стран учредительниц СССР: Б.Н. Ельцин – Россия, Л.М. Кравчук – Украина и С.С. Шушкевич – Белоруссия – констатировали, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование. Там же они составили и подписали документ о создании нового союза – Содружества Независимых Государств.

Доклад ликвидация ссср и образование снг

Распад СССР и образование СНГ

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. — Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган — Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства — ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси — Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства — учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

— сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

— сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

— борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа — договор о ССГ и соглашение о СНГ — и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества — Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ — Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Доклад ликвидация ссср и образование снг

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование — Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать — Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
— констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
— сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
— создавались высшие органы власти СНГ — Совет глав государств и Совет глав правительств;
— объявлялся открытый характер Содружества.

Распад СССР и образование СНГ, суверенитет России

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербай­джанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвий­ская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Уз­бекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в прин­ципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в от­крытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народ­нохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряжен­ность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно уси­ливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей сре­ды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыль­ской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям рес­публик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народ­ные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украи­не, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из соста­ва СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению про­блем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против руси­фикации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначе­ние Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем ком­партии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недоволь­ство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о де­портациях населения из прибалтийских государств и из западных рай­онов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Уча­стились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфлик­тов.

Смотрите так же:  Возврат взноса в компенсационный фонд

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербай­джаном из-за Нагорного Карабаха территории, населенной по пре­имуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Ферга­не. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результа­тов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требова­ниями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в респуб­ликах официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспече­нии реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления эконо­мики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленче­ских структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представите­ли народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достиже­ние полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верхов­ный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Лит­вой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР 1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декла­рацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом — А.В. Руц­кой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и по­рядке его заключения». В документе отмечалось, что основой обнов­ленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских дек­ларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределе­ние и демократическое развитие, территориальная целостность. В соот­ветствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референ­дум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как феде­рации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись пере­говоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов вла­сти и управления, принятие новой Конституции, изменение избира­тельной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углу­били раскол в обществе. Приверженцы М.С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Группаученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подго­товленный к подписанию документ был расценен как результат капиту­ляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в рес­публиках. Противники нового договора справедливо опасались, что де­монтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпри­нята попытка положить конец политике реформ и остановить развал

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева — в связи с состоянием его здоровья — исполнять прези­дентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинга и забастовки. Было объяв­лено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и полити­ческого кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление по­рядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддерж­ки членам ГКЧП. Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ель­цина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совеща­ние руководителей трех суверенных государств — России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окон­чании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Не­зависимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Незави­симых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение совет­ского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие пар­тийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федера­ции эти задачи предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддер­живающим его демократическим силам.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Распад СССР и создание СНГ

Главная > Реферат >История

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Аграрный Университет

Кафедра: Общественные дисциплины

На тему: Распад СССР и создание СНГ

Проверил (а): ______________________________

Вступление
Глава I. Дезинтеграционные процессы в СССР
1. Противостояние центра и республик
2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов
3. Пробы укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс
Глава II. Распад СССР
1. Возобновление Новоогаревского процесса
2. Проект контракта ОССГ
3. Создание СНГ
Глава III. Становление и развитие СНГ
1. Причины интеграции
2. Наша родина — СНГ
3. Документы Содружества
Заключение
Список используемой литературы

В декабре 1991 года Альянс Русских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о разработке на местности бывшего СССР нового межгосударственного образования — Содружества Независящих Стран.
Дезинтеграционные процессы начались в Русском Союзе уже посреди 1980-х гг. В этот период в критериях ослабления идеологического диктата и всесилия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется много этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (к примеру, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским управлением, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились дела меж титульными цивилизациями и русскими. Управление Русского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост государственного самосознания всех наций». Но, как оказывается, у управления страны не было програмки решения государственных заморочек, умения вовремя и отлично реагировать на обострение этнических конфликтов. В итоге вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Пробы решить делему национализма при помощи войск не привели к положительным результатам, а еще более подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.
Ослаблению союза содействовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, очевидно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у управления союзных республик.
Центр не сумел выработать новенькую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В итоге всего этого государственный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против одного страны.
В данной работе мы попытаемся проследить главные этапы распада СССР и установления новейших взаимоотношений меж бывшими русскими республиками в рамках СНГ.

ГЛАВА I. ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

Национализм и сепаратизм проявились в 1-ые же годы перестройки. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана заместо Кунаева был назначен Колбин, тыщи юных казахов устроили беспорядок. Погибли двое российских дружинников, выше тыщи человек обратились за помощью в мед учреждения. Для восстановления порядка были использованы войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все пробы приостановить этот конфликт ни к чему не привели.
Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Больший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.
Одной из форм данной борьбы стала критика русской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать скрытые протоколы, поведать общественности о массовых департациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил конфигурации и дополнения к Конституции республики, дозволяющие её высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Сразу была принята декларация о суверенитете республики. 17-18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса муниципального. Подобные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Фаворит литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение её полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.
В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Управление Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено навести в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти действия отдали мощнейший толчок развитию государственного движения в Грузии.
В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем более радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители государственных движений не достигнули поддержки собственных требований.
Потерпев поражение на съезде, националисты попробовали решить вопросец о независимости в Верховных Советах собственных республик. Политическая борьба в республиках достигла необычной остроты. Республиканские компартии пробовали противостоять набиравшим силу государственным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Рвение управления неких республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались плохими для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большая часть получили сторонники государственной независимости, которые стали решать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в каких коммунисты получили большая часть голосов на выборах, Верховные Советы один за иным стали принимать Декларации о государственном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.
В стране начались так называемые «парад суверенитетов» и «война законов». 12 июня 1990 г. была принята декларация о муниципальном суверенитете РСФСР («за» — 907 депутатов, «против» — 13, «воздержалось» — 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля — декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре — Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне такого же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила остановить на местности республики действие Указа Президента Русского Союза «О запрещении сотворения вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии орудия в вариантах его незаконного хранения».
В сентябре Президиум Верховного Совета Украины особым указом запретил продажу за границы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных размеров её вывоза. В конце 1990 г. Наша родина решила в 5 раз уменьшить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50-летия провозглашения Русской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в каком 21 июля оценивалось как «день обиды, позора и несчастья». Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года «О вступлении Латвии в состав СССР», не имеющей силы с момента её принятия.
Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о собственном муниципальном суверенитете объявили Монгольская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Русская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Русский Альянс оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пробовали приостановить процессы суверенизации.
Сделать это при помощи военной силы оказалось для центра проблематично. В вариантах внедрения войск управление страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские действия 1989 г., а потом пробы силовыми способами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического управления свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: «События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением полосы президентской власти, ради которой она была сотворена. И потому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы благодаря чему поводу. Действия в Прибалтике появились в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей другой национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такового рода стычки и побоища просто могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся катастрофы, а не в которых мифических приказах сверху. Как Президент вижу главную задачку в том, чтоб не допустить эскалации противоборства, восстановить обстановку. Совместно с тем, недопустимы никакие самовольные деяния со стороны войск».*

Смотрите так же:  Федеральный закон от 30 мая 2001 г 70-фз

Весной 1991 г. союзные власти попробовали оказать силовое давление на управление Рф. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами-коммунистами снятие Б. Ельцына с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцына не состоялось. Наиболее того, было принято решение о внедрении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был обязан признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.
Противостояние русских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Почти все республики не решали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Дела управления Рф и Союза начали обостряться опосля принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противоборства меж ними содействовало и различное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Русское управление не скрывало собственного рвения трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противоборства заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцына и русские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и необходимо срочно поменять курс реформ. Консерваторы призывали возвратиться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы — к буржуазным. И те, и остальные подвергали твердой критике М. Горбачева.
М. Горбачев был обязан маневрировать меж 2-мя этими последними точками зрения, не решаясь прибегнуть к твердым мерам по восстановлению прежнего СССР либо разорвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Но повышение властного статуса не сумело спасти его от утраты авторитета посреди людей. Не считая того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост нужной легитимности, что в суровой степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.
В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некие уступки республикам, на подписание нового союзного контракта. Пожалуй, у него не было другого выхода. По неким оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля — завершить удачно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Альянс в качестве Федерации, бросить за центром очень огромные возможности, подписать Союзный Контракт как можно скорее. Посреди ноября 1990 г. президент СССР на заседании управляющих союзных республик предложил програмку из 8 пт по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большая часть предложений было ориентировано на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось перевоплотить Совет Федерации в неизменный орган, состоящий из управляющих республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив её конкретно президенту. Не считая того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите неких категорий людей и т. д. Фавориты республик этот план не одобрили.
Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента доп возможностями. А именно, он получил право конкретно управлять правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Сохранности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.
Но реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабла. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало менее 40 % запланированных денежных поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Русского Союза. В нем приняло роль население 9 союзных республик. Большая часть проголосовало за сохранение обновленного Союза.
Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного страны. Но время уже было упущено. Некие республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах роли.
Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили заглавие Новоогаревского процесса, по наименованию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли роль 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Для почти всех решение Горбачева начать переговоры стало нежданностью. Б. Ельцын говорит об этом так: «Совещание в Ново-Огарево было для меня сюрпризом. То, что произнёс на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания».
По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники сделали совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В заявлении говорилось: «Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению работающих законов впредь до принятия нового Союзного контракта и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового контракта суверенных стран с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума. В течение всего переходного периода обязана обеспечиваться обычная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней. Беря во внимание только острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми пробы достигать политических целей методом подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению имеющихся законно избранных органов гос власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик».

В ходе дальнейших переговоров были выработаны проекты новейших документов о Союзе Суверенных Русских Республик, предполагавшие создание практически конфедеративного страны. Права республик значительно расширялись. А именно, были достигнуты договоренности об установлении таковой системы отчислений налогов, чтоб республики передавали в центр фиксированный процент от собственных доходов. Фаворитом в переговорах со стороны республик была Наша родина, Б. Ельцын. По его словам, «как правило, приходилось брать инициативу на себя, ежели речь шла о принципиальном вопросце. И спорить. Это всех устраивало. При существовании 2-ух полюсов всем остальным было комфортно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных заморочек на себя».*

К лету 1991 года большая часть спорных заморочек удалось решить. Подписание союзного контракта было намечено на 20 августа.
Подписанию контракта помешали действия 19-21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был сотворен Муниципальный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в собственной резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Русского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские действия радикально воздействовали на предстоящее развитие событий, на судьбу Русского Союза.

ГЛАВА II. РАСПАД СССР

На августовские действия все республики отреагировали заявлениями о гос независимости. «В политическом смысле принцип управления центра так сильно скомпрометировал себя, что республикам ничего не оставалось другого, как выбирать путь самостоятельного развития. Заместо постепенного и мягенького перехода от унитарного Союза к Конфедерации мы получили полный вакуум политического центра. Центр в лице Горбачева был вполне деморализован. Он растерял кредит доверия у возрождающихся государственных государств*. Центральный механизм власти и управления «был так разлажен, что никакие самые своевременные и рациональные решения не имели шансов быть проведенными в жизнь: Республиканские власти все почаще воспринимали к выполнению лишь те распоряжения центральных министерств, какие им были выгодны. В центре нарастала чехарда в связи с тем, что власть де факто раздвоилась меж Кремлем и Белоснежным Домом».*

Позиции союзных властей и М. Горбачева существенно ослабели. Практически Горбачев оказался в полной зависимости от русского управления и обязан был солидаризироваться с действиями Ельцына. Ельцын, в свою очередь, попытался сконцентрировать власть в собственных руках. Еще в дни путча он принял указ «О прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР на местности России». Вся союзная собственность на местности РСФСР указом Ельцына была подчинена Рф. 25 августа Горбачев заявил о сложении с себя обязанностей Генерального секретаря и о роспуске ЦК КПСС. Назначения на важные союзные посты осуществлялись по прямому указанию Ельцына. Так, сразу же опосля путча Горбачев провозгласил новейших председателя КГБ, министров обороны и иностранных дел. Ельцын был категорически против, именовал свои кандидатуры. Горбачев был обязан согласиться.
На Внеочередном съезде народных депутатов СССР, состоявшемся 2 — 5 сентября, руководители 10 союзных республик предложили съезду самораспуститься и сформировать межреспубликанские структуры власти на переходный период до заключения нового союзного контракта. Съезд эти предложения принял. Высшим представительным органом власти стал Верховный Совет. Заместо кабинета министров создавался Межреспубликанский экономический комитет. Большая часть союзных министерств ликвидировалось. Не считая того, создавался Совет глав стран (Госсовет), в который входили президент СССР и фавориты республик.
Первым актом Госсовета стало признание независимости Прибалтийских стран. Госсовет также должен был создать проект Союзного Контракта. Конкретно разработку взяли на себя Горбачев и Ельцын. Наибольшую заинтересованность в разработке нового Союза показал М. Горбачев. Наряду с контрактом он предлагал республикам подписать Экономическое соглашение, чтоб «не потерять» республики, которые не готовы войти в Альянс. Б. Ельцын представил собственный вариант контракта, который подразумевал, по словам М. Горбачева, образование общества типа СЭС, но с еще больше ослабленными функциями центральных органов.

Горбачев и остальные республиканские фавориты высказались против такового варианта, и было решено возобновить работу на базе августовского проекта.
М. Горбачев огромную часть вины за неудачу переговоров ложит на Ельцына, говоря, что он «играл более деструктивную роль, стремился захватить как можно больше власти, склонялся к идее отгородиться от остальных республик и т. д.» В данной ситуации немаловажную роль сыграла Украина. Украинский Верховный Совет 24 августа назначил независимость республики и провозгласил на 1 декабря 1991 г. референдум для утверждения этого решения, и выборы президента Украины. В силу этого происшествия управляющий Украины Л. Кравчук отрешается подписывать какие-либо новейшие варианты союзного контракта до итогов декабрьского референдума. Дальше Горбачев отмечает, что «наиболее жесткими сторонниками Союза были руководители среднеазиатских республик и в особенности президент Казахстана Н. Назарбаев».* Но и они не показали настойчивости, отдавая инициативу Ельцыну, ожидая определенности в позиции Украины. Новоогаревский процесс длился, но результатов не было.

Крайнее совещание Госсовета состоялось 25 ноября. На нем Б. Ельцын потребовал заменить формулу «Союзное государство» на «Союз государств» и заявил об отказе подписывать текст до рассмотрения его Верховным Советом Рф. Остальные республиканские фавориты также требовали все большей независимости от центра. Все желали поднять собственный статус, стать равноправными членами ООН. М. Горбачев пробовал уверить их продолжить работу и подписать, в конце концов, контракт. Но он уже ничего не мог поделать «с почувствовавшими вкус свободы руководителями союзных республик».

В конце концов разработанный компромиссный вариант никто подписывать не стал. По сути, это был приговор новоогаревскому документу. Все таки М. Горбачев не терял надежды. На пресс-конференции 25 ноября он заявил, что в «скором времени контракт будет подписан. 27 ноября проект контракта был опубликован в печати.
Согласно проекту, новое союзное правительство — Альянс Суверенных Стран — объявлялся конфедеративным государством, правопреемником СССР. Республики, входящие в Альянс, имели статус суверенных стран, сохраняющих за собой «право на решение всех вопросцев собственного развития»*, «самостоятельно определяющих свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления», являющихся субъектами интернационального права, сохраняющих право вольного выхода из Союза.

Органами Союза являлись: двухпалатный парламент — Верховный Совет Союза, имеющий право издавать общесоюзные законы, принимать союзный бюджет, решать вопросцы войны и мира; Президент Союза, выступающий гарантом соблюдения Контракта, представляющий Альянс в отношениях с забугорными государствами, также являющийся Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза; Муниципальный Совет Союза, создающийся для «согласования более принципиальных вопросцев внутренней и наружной политики, затрагивающих общие интересы государств-участников Договора», в составе Президента Союза и высших должностных лиц государств-участников; Правительство Союза, подчиняющееся Президенту и ответственное перед парламентом, формирующееся Президентом по согласованию с верхней палатой парламента — Советом республик; Верховный и Высший арбитражный Суды Союза.

Смотрите так же:  Договор оказания услуг по монтажу образец

Контракт предугадывал единые Вооруженные Силы с централизованным управлением, но страны, входящие в Альянс, имели право создавать собственные вооруженные формирования, функции и численность которых определялись особым соглашением.
О разграничении возможностей и предметов ведения центральных и республиканских властей в проекте говорилось в самом общем виде. Констатировалось, что государства-участники образуют единое экономическое и политическое место. Устанавливались сферы совместного ведения, по которым должны были заключаться надлежащие многосторонние договоры и соглашения: об экономическом обществе; о совместной обороне и коллективной сохранности; о координации наружной политики; о координации общих научно-технических, экологических программ; о защите прав человека и государственных меньшинств; в области энергетики, транспорта, связи, космоса; о сотрудничестве в области образования и культуры; о борьбе с преступностью. Возможности союзных органов определялись республиканскими. В предстоящем предусматривалась выработка процедур согласования решений и их выполнения. Союзный бюджет также разрабатывался методом особенного соглашения.
Анализ данного проекта союзного контракта дозволяет сделать вывод, что республики наделялись широкими возможностями, имели возможность методом особых договоров с центром получить доп права и возможности. При всем этом республики имели перед Союзом минимум обязательств. Разумеется, что рвение республиканских фаворитов обрести всю полноту гос власти сыграло в их нежелании подписывать контракт решающую роль.
Совсем вопросец о Союзе решил референдум на Украине. Большая часть принявших роль в голосовании обитателей республики высказались за независимость. Сразу Л. Кравчук был избран президентом, и, делая упор на итоги референдума, отказался подписывать союзный контракт. Б. Ельцын сразу же декларировал признание Россией независимости Украины.
8 декабря в Белоруссии президенты Рф и Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич провели переговоры, результатом которых стало решение о денонсации союзного контракта 1922 года и прекращении существования СССР. Сразу они договорились о разработке нового объединения — Содружества Независящих Стран. Эти соглашения были поддержаны руководителями остальных республик, входивших в СССР. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще 8 республик — Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В этих критериях М. Горбачеву, назвавшему Беловежские соглашения вероломством, не оставалось ничего другого, как уйти в отставку. 26 декабря он объявил о прекращении возможностей выполнения им функций президента СССР в связи с исчезновением самого страны. В тот же день союзный парламент принял декларацию о прекращении существования СССР.
Объясняя предпосылки решений, принятых 8 декабря 1991 г., Б. Ельцын пишет: «Подписывая это соглашение, Наша родина выбирала другой: мирный, демократический, не имперский путь развития. Она выбирала новенькую глобальную стратегию: отрешалась от обычного вида «властительницы полумира», от вооруженного противоборства западной цивилизации, от роли жандарма в решении государственных заморочек: мысль заключалась в том, чтоб резко поменять политический климат: Беловежское соглашение, как мне тогда казалось, было необходимо прежде всего для того, чтоб резко усилить центростремительные тенденции в развалившемся Союзе, провоцировать договорный процесс. Удивительно слышать, что наши деяния были ориентированы на согласованный разрушение Союза, его внезапное ликвидирование: СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранить единое геополитическое пространство».

Схожая точка зрения не лишена оснований. Опосля августа 1991 года центробежные тенденции получили мощнейший толчок. И без того ослабленные союзные структуры не выдержали. СССР стремительно распадался. Политические расчеты и амбиции не дозволили руководителям республик придти к согласованию интересов в рамках ослабленного Союза. Но они также соображали, что сразу с распадом страны рвались экономические связи и, что это будет иметь отрицательные последствия для экономик новейших независящих стран.
Сложнее ответить на вопросец, представляли ли они масштабы этих последствий. Во всяком случае, Президент Рф относился к этому вопросцу достаточно просто, рассуждая о том, что «части бывшего Русского Союза все равно останутся в зоне общего сотрудничества, и культурная, бытовая, финансовая и политическая интеграция рано либо поздно сделает свое дело».

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СНГ

То, что было просто на словах, на самом деле оказалось еще труднее. Сначало страны-члены СНГ не проявляли активности и рвения к сотрудничеству, к сближению экономик в рамках содружества. По мнению Е. М. Примакова, «образование СНГ было продиктовано быстрее рвением притупить остроту негативной внутренней реакции, наружная, в основном, была противоположной — на распад великого государства».*

В работах, посвященных СНГ, также отмечается, что сначала 1990-х годов в Рф у значимой части политической элиты возникло убеждение, что остальные союзные республики жили за счет РСФСР, являлись и являются тормозом для её развития. Потому хорошим для Рф признавалось политика дистанцирования от их и сразу сближение с наиболее западными партнерами.
С 1996 года вышло изменение концепции внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Новый министр иностранных дел Е. Примаков заявил, что «отношения со странами СНГ являются основным ценностью наружной политики России».

К жизненно принципиальным русским интересам на местности всего бывшего СССР были отнесены: налаживание на новой базе хозяйственных и транспортных связей; урегулирование конфликтов и достижение стабильности на русских границах, оборона наружных рубежей СНГ; гармонизация внешнеполитических курсов; создание 1-го военно-стратегического места; создание одного информационного места; защита прав этнических россиян.
Интеграция в рамках постсоветского места рассматривалась как инструмент повышения значимости внешнеполитического потенциала Рф на интернациональной арене.
Объективной основой интеграции бывших республик СССР являются социально-экономические причины, общность обычных долголетних кооперативных связей. Оказавшись опосля 1991 г. в различных государствах, отгороженных политическими, денежными и иными барьерами, компании и сейчас нуждаются в тесных контактах. Разрыв стабильных экономических связей меж бывшими русскими республиками на первом шаге русских реформ (1992-93 гг.) был «причиной падения валового внутреннего продукта Рф приблизительно наполовину, еще около четверти этого падения приходится на разрыв связей с бывшими странами СЭВ и только оставшаяся четверть была, фактически, следствием проводимых реформ».
Наша родина продолжает предоставлять безвозмездные субсидии странам СНГ. Размер данной помощи измеряется млрд и десятками млрд баксов США. Расчеты министерства экономики и Госкомстата демонстрируют, что соотношение цен на ввозимые в Россию сельскохозяйственные сырье и продукты питания и вывозимые из Рф энергоносители очень невыгодно для нее.
Фактором интеграции является также «необходимость обеспечения оборонной сохранности. Сама Наша родина может создавать только около 18 % систем современного вооружения, все остальное — лишь в кооперации со странами СНГ. Любые перспективы развития оборонной индустрии как в Рф, так и в странах СНГ связаны с выработкой единой оборонной политики».

В качестве социокультурного фактора объединения государств СНГ выступает «цивилизованное единство» населения, схожесть социальной структуры, степень образования, общий исторический опыт и традиции. В СНГ опосля распада СССР осталось 25 млн российских. Непростая социально-экономическая и политическая ситуация в этих странах приводит к эмиграции значимой части российских на историческую родину.
Как видим, у государств СНГ и, а именно, у Российской Федерации довольно обстоятельств для объединения. Не случаем со времени сотворения содружества странами-участницами было подписано множество договоров и соглашений, направленных на поддержание единства.

В особенности активная и действенная политика в данной области стала проводиться Россией, которая является ядром интеграционных действий, и иными странами СНГ с середины 90-х годов. В рамках СНГ сотворен Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является постоянно работающим координирующим органом Содружества. 26 мая 1995 г. была принята конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ, деятельность которой ориентирована на создание законодательной базы для сотрудничества. Межпарламентская Ассамблея организует международные конференции и семинары, «круглые столы», мероприятия, связанные со значительными событиями в политической и культурной жизни стран Содружества. С 1997 г. в Санкт-Петербурге проводится ежегодный экономический форум, ставший новой организационной формой интеграции государств Содружества и их взаимодействия с иными государствами. 26 мая 1996 г. был подписан контракт о сотрудничестве в охране границ государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество. В согласовании с сиим контрактом, Наша родина участвует в охране границ ряда стран. Это в особенности принципиально для Рф поэтому, что практически южные границы СНГ являются и русской границей. На облагораживание границы с Казахстаном у Рф нет средств. Не считая того, не последнюю роль тут играет внутриполитический моральный фактор.
29 марта 1996 г. президентами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Киргизской республики был подписан Контракт об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях в целях сотворения общества встроенных стран. Стороны договорились навести совместные усилия на поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культурной и социальной сферах, при соблюдении суверенитета государств-участников. В 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан. Был сотворен Межпарламентский комитет, направивший свои усилия на налаживание межпарламентского сотрудничества в целях сближения государственных законодательств стран-участниц. В рамках контракта планировалось создать межгосударственные финансово-промышленные группы, совместные компании и остальные организационно- хозяйственные структуры, дозволяющие гибко реагировать на конфигурации во внутреннем и наружном рынках. Принципиальным фактором для предстоящего развития сотрудничества является урегулирование вопросца о взаимных долгах.
Важным политическим событием для СНГ стало подписание контракта о сотрудничестве меж Россией и Белоруссией. Процесс объединения 2-ух государств, начавшийся в 1996 году, не останавливается до сих пор, невзирая на имеющиеся трудности как объективного, так и субъективного характера.
Российская Федерация воспринимала роль в урегулировании региональных конфликтов на местности СНГ: грузино-абхазского, грузино-южноосетинского, ситуации вокруг Нагорного Карабаха, приднестровской трудности, междоусобного кризиса в Таджикистане. К разрешению конфликтных ситуаций привлекаются русские военные миротворческие силы.
Наряду с интеграционными действиями в Рф и странах СНГ существовали и остальные явления: усиление противодействия Рф снутри Содружества.

Обозначились и страны, которые выступили активной оппозицией Рф. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Руководители этих государств стремятся доминировать в собственных регионах, строить взаимоотношения с Россией в большей степени на двустороннем уровне.
Непросто складывались дела Рф с Украиной. Одной из главных заморочек в их взаимоотношениях была неувязка Крыма. Крымский полуостров, бывший частью РСФСР, в 50-е годы передал Украине Н. С. Хрущев. К данной чисто территориальной дилемме добавилась неувязка Черноморского Флота. Опосля длительных и томных переговоров выходом из спорной ситуации была признана долгосрочная аренда Севастополя Россией в качестве базы русского Черноморского Флота. Это соглашение содействовало подписанию всеобъятного российско-украинского контракта в 1998 году.
Противники интеграции государств СНГ есть как в странах Содружества, так и за его пределами. На Западе существует мысль об угрозы так называемого «СССР-2» как факторе усиления Рф в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Запад активно способствует роли членов СНГ в системе «Партнерство во имя мира», способствуя сближению этих государств с НАТО.
Значимой неувязкой СНГ остается «разноскоростность» интеграции в рамках Содружества, различия в направлениях и сроках воплощения странами реформ. Не выработан четкий механизм выполнения принятых решений, поступательного движения от обычных форм к наиболее сложным.
Политическое управление Российской Федерации считает хорошим вариантом в отношениях со странами близкого зарубежья вести курс на всестороннюю интеграцию в рамках единой для всех стратегии. Но, по данным Совета по наружной и оборонной политике при Президенте Российской Федерации, «в отношениях со странами СНГ, обычно, длятся дезинтеграционные процессы. Это выражается в последующем: в большинстве случаев миниатюризируется размер экономических связей меж Россией и этими странами; нарастают различия в публичном и соц устройстве, в уровнях экономического развития; сильны рвения к разъединению, только политического характера».

СССР прекратил существование накануне собственной 69-й годовщины с момента образования. Его распад стал результатом действия целой череды событий. К субъективным факторам относятся просчеты либо, напротив, целенаправленные деяния тех либо других политических фаворитов в процессе, приведшем к исчезновению Русского Союза с политической карты мира.
Но, непременно, основными стали конкретные предпосылки распада СССР. К ним исследователи относят недочеты национально-территориального устройства Союза. Страны, подобные СССР, рано либо поздно разрушаются. Народы, имеющие в рамках таковых «империй» свою государственность, стремятся обрести полную независимость. В разных источниках обращается внимание на то, что в 1917-1921 гг. Независящими пожелало стать большая часть национально-территориальных окраин Русской империи. Образовать единое правительство удалось лишь силой. В стране было сотворено централизованное авторитарно-тоталитарное правительство, которое не могло существовать в критериях политического плюрализма. Цементирующим элементом СССР было единовластие КПСС. Утрата компартией монополии на власть в итоге политических конфигураций, произошедших в стране, содействовала тому, что распад Союза стал быстрым.
Одним из основных причин развала СССР стал экономический кризис. Недовольство своим постоянно ухудшающимся социально-экономическим положением люди переносили на не справлявшихся со своими многофункциональными обязанностями правительство и аппарат управления, которые не смогли предложить новейшие действенные формы экономического и политического развития. Крайняя попытка решить делему при помощи военной силы в августе 1991 года совсем подорвала авторитет союзного управления. Инициатива оказалась в руках республиканских властей, которые вначале стремились к независимости собственных республик.
Пытаясь смягчить последствия распада, большая часть республик объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении Содружества, новейшие независящие страны не смогли скоро сделать действенное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и культурной близости, также практические суждения диктуют странам Содружества необходимость активизации их усилий в направлении предстоящего развития интеграционных действий в СНГ.

Список используемой литературы

1. Проект Контракта о Союзе Суверенных Стран // Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.
2. История Рф: новейшее время (1945-1999). М., 2001.
3. Новая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.
4. Аврус А. И., Голуб Ю. Г. Отечество в ХХ веке: от Русской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.
5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.
6. Ельцын Б. Н. Записки президента. М., 1994.
7. Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999.
8. Наша родина сейчас: Политический портрет в документах: 1985-1991. М., 1991.
9. Соргин В. Политическая история современной Рф: 1985-1994. М., 1994.
10. Стратегия для Рф: повестка дня для президента-2000. М., 2000.