Меню Закрыть

Пособия на уроках сольфеджио

Оглавление:

Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио. Комплект № 2. Тональность (5 плакатов)

Педагоги из разных регионов страны подтвердят, насколько легче и приятнее стало работать теперь на уроках сольфеджио с наглядными пособиями по сольфеджио, выпущенными Издательским домом «Классика- XXI ». Это долгожданный второй тираж.

Теперь не нужно использовать самодельные, пожелтевшие от времени схемы, не нужно рисовать их на доске. Опытные педагоги-составители и дизайнеры все сделали за вас. И не просто изложили необходимый материал, а еще и правильно скомпоновали его, расставив нужные смысловые акценты.

Незаменимый компонент учебного процесса в ДМШ и ДШИ.

Содержание комплекта:

Плакат 1. Квинтовый круг тональностей
Плакат 2. Тональный «градусник»
Плакат 3. Параллельные и одноименные тональности
Плакат 4. Родственные тональности
Плакат 5. Типы модулирования: отклонение, модуляция, сопоставление

Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио. Комплект № 1. Гамма, лад (5 плакатов)

Педагоги из разных регионов страны подтвердят, насколько легче и приятнее стало работать теперь на уроках сольфеджио с наглядными пособиями по сольфеджио, выпущенными Издательским домом «Классика- XXI ». Это долгожданный второй тираж.

Теперь не нужно использовать самодельные, пожелтевшие от времени схемы, не нужно рисовать их на доске. Опытные педагоги-составители и дизайнеры все сделали за вас. И не просто изложили необходимый материал, а еще и правильно скомпоновали его, расставив нужные смысловые акценты.

Незаменимый компонент учебного процесса в ДМШ и ДШИ.

Содержание комплекта:

Плакат 1. Строение гаммы. Мажор. Минор
Плакат 2. Виды мажора
Плакат 3. Виды минора
Плакат 4. Хроматическая гамма
Плакат 5. Лады народной музыки

Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио. Комплект № 3. Ступени, интервалы (5 плакатов)

Педагоги из разных регионов страны подтвердят, насколько легче и приятнее стало работать теперь на уроках сольфеджио с наглядными пособиями по сольфеджио, выпущенными Издательским домом «Классика- XXI ». Это долгожданный второй тираж.

Теперь не нужно использовать самодельные, пожелтевшие от времени схемы, не нужно рисовать их на доске. Опытные педагоги-составители и дизайнеры все сделали за вас. И не просто изложили необходимый материал, а еще и правильно скомпоновали его, расставив нужные смысловые акценты.

Незаменимый компонент учебного процесса в ДМШ и ДШИ.

Содержание комплекта:

Плакат 1. Устойчивые и неустойчивые ступени
Плакат 2. Главные и побочные ступени
Плакат 3. Буквенные обозначения звуков
Плакат 4. Простые интервалы. Составные интервалы
Плакат 5. Виды интервалов. Обращения интервалов

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Разделы: Музыка

Количество детей: 12 человек

Возраст детей: 7 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Раздел программы, к которому относится занятие: занятие затрагивает все разделы программы

Цель занятия: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий

Задачи занятия:

  • Обучающие: закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык точного интонирования на основе песенок-попевок, навык восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, навык интонирования и определения на слух интервалов.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность, собранность.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет

Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”.

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.

Форма занятия: Групповая

Методические приёмы: Объяснение педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры, работа с наглядными пособиями.

Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы).

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Вводная часть – 3 минуты
  3. Основная часть – 35 минут
  4. Заключительная часть – 3 минуты
  5. Подведение итогов занятия – 2 минуты

Ход занятия

Организационный момент.

Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося учебных пособий, нотных тетрадей); настройка внимания учащихся.

Вводная часть.

Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио” (Приложение 1)

Основная часть.

1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала

  1. Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие
  2. Пение песенок – попевок (Приложение 2)
  3. Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”.
  4. Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur (Приложение 3).

2. Метроритмическое освоение изучаемого материала

  1. Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм.
  2. Дидактическая игра “Ритмохлопы” (Приложение 3).
  3. Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов.

3. Диктант

  1. Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.

4. Интервалы.

  1. Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов
  2. Исполнение: “Песенка про интервалы” (Приложение 1)
  3. Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек.

5. Теоретические сведения.

  1. Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки.
  2. Дидактическая игра “Динамический поезд” (Приложение 3)

Заключительная часть.

Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” — канон (Приложение 1)

Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера).

Подведение итогов занятия.

В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов.

Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.

На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме.

Цель и задачи занятия выполнены.

Список использованной литературы

  1. Берак О.Л. Школа ритма. — М.: Классика XXI, 2010.
  2. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. — М.: Музыка, 2008.
  3. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. — М.: Музыка, 2011.
  4. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  5. Каноны для детского хора/Сост. Струве Г. — М.: Кифара, 2010.
  6. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. — М.: Классика XXI, 2009.
  8. Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.

В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Смотрите так же:  Исковое заявление о признании малоимущим

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.

Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Методическая разработка «Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ»

XXI век с его стремительным ростом научно-технического прогресса и мобильностью выдвинул перед образованием и, в частности, перед музыкальным образованием, важные задачи – формирование творческой личности способной осваивать новые идеи, быть конкурентноспособной в новых социальных условиях.

В цикле преподаваемых дисциплин в детской музыкальной школе огромную роль играет предмет сольфеджио, который призван дать учащемуся прочную основу для его дальнейшего музыкального развития, для развития его музыкальных способностей.

Цели и задачи сольфеджио:

Дать учащемуся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.

Выработать у учащегося элементарные музыкально-технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и дальнейшего музыкального развития.

Заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать

верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

Сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Появившиеся в последние годы новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки широко распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.

В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Когда маленький ученик приходит на урок сольфеджио, на него буквально обрушивается огромное количество информации: множество новых терминов, иностранных слов и их значений. Необходимо стремиться приблизить их к пониманию детей, ведь добиться интереса к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, доступными для наивно-сказочного восприятия малышей.

Как заинтересовать современного информированного ребёнка?

На уроке сольфеджио нужны не только слуховые, осязательные и двигательные упражнения, но и зрительные. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, весь материал даётся в игровой форме. Игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная деятельность, которая заключается в том, что подчинена единой, чётко сформулированной учебной задаче – теме. Хорошие помощники в этом – яркие наглядные пособия. При их применении в обучении, наглядные пособия помогают малышам легче усваивать новые знания.

Я постараюсь поэтапно рассказать о применении наглядно-игровых пособий, начиная с первого класса.

На самом раннем этапе, на первых уроках при изучении правописания нот на нотном стане используются настольные клавиатуры с пуговичками-«нотками». Пуговицы двух противоположных цветов. Вначале в своей работе я использовала пуговицы на лесках, но в процессе работы от лески отказалась. Дети ещё плохо пишут

ноты, а некоторые вообще не умеют писать. Они не понимают, что такое линеечки («полоски», как они называют) на нотном стане и пишут ноты в промежутках между

ними. Данное пособие помогает экономить время. Дети выкладывают «головки ноток», знакомясь с мелодическим, горизонтальном расположением нотного звукоряда вверх и вниз. Для слухового восприятия преподаватель иллюстрирует как это звучит на инструменте. Гармоническое расположение – выкладываем «нотки» вертикально только на линейках и рядом – только между линейками. Все виды работ постоянно закрепляются на последующих уроках, пока не усвоятся.

Среди наглядных пособий, широко используемых в классе, обязательным условием является опора на фортепианную клавиатуру, которая используется как эффективное наглядно-вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала. Клавиатуры располагаются на столах перед каждым ребёнком в течение всего периода обучения в школе. Во-первых, именно в клавиатуре «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте. Во-вторых, наличие клавиатуры предоставляет возможность каждому ученику непосредственно участвовать в практических формах работы. Клавиатура применяется в различных упражнениях по музыкальной грамоте, где требуется наглядность при построении интервалов, аккордов, пении гамм разных тональностей и их видов.

Итак, при прохождении регистров, октав, движения вверх (вправо) и вниз (влево), знакомством с клавишей «до», пользуемся настольными клавиатурами: указательными пальцами обеих рук «играем» с проговариванием или пением звуков по клавишам правой рукой (левой «стоим» на клавише «до») под подыгрывание педагогом на фортепиано вверх. Дойдя до октавы (клавиши «до») звучит вопрос: как называется это расстояние? Ответ – октава. Затем двигаемся так же вниз.

На клавиатурах же знакомимся с полутонами: показать на соседних белых полутон; между белой и чёрной клавишами. Тоны – на белых и на чёрных.

Затем показываем и поём под фортепиано: «до» — «ре» — целый тон, «ре» — «ми» — целый тон, «ми» — «фа» — полутон, «фа» — «соль» — целый тон, «соль» — «ля» — целый тон, «ля» — «си» — целый тон, «си» — «до» — полутон. Затем выкладываем тоны одним цветом, полутоны – другим пуговички на нотных станах и так же поём. Это позволяет зрительно выучить расположение нот и «увидеть» тоны и полутоны. Позднее из этих тонов и полутонов вырастет строение мажорной гаммы.

На ранних этапах музыкального образования особенно хороши различные наглядные приёмы в развитии вокально-интонационных навыков – столбица, ручные знаки.

Болгарская «Столбица» получила широкое распространение благодаря наглядным пространственно-высотным соотношениям. Это шкала ступеней, обычно на полторы октавы, с выделением устойчивых звуков. Для наглядности ступени раскрашены в разные цвета, например, I , III , V – в красный, как наиболее выделяющийся, II, VII – в фиолетовый, IV, VI – в синий. С помощью столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов.

На пособии для каждого ученика располагаются столбица, соответствующая мажору, а рядом для сравнения – минору. Кроме того, на минорной столбице рядом с изменяемыми ступенями в гармоническом (VII ступень) и мелодическом (VI, VII) видах минора помечены стрелками, что должно подсказывать об их повышении. Я располагаю ступени на разном расстоянии, что должно соответствовать тонам и

полутонам. Первоначально со столбицей мы знакомимся при прохождении мажорной

гаммы (разных тональностей). Поём, показывая пальцем или карандашом, ступенями, а затем с названием звуков, гамму, устойчивые ступени, разрешение неустойчивых

ступеней. Закрепляем на клавиатурах с подключением опевание устойчивых ступеней.

При прохождение минора, сравниваем с мажорной гаммой – какие ступени в миноре ниже и видим, чем отличаются виды минорных гамм. Работа продолжается как и в мажоре.

«Столбица» универсальна: ею можно пользоваться как в младших, так и в старших классах.

По столбице предпочтительнее работать всей группой, хором. Только тогда достигается эффект лёгкости, «раскованности» пения, «вычищается» строй, дети испытывают удовольствие от пения.

К оригинальным и ценным учебным средствам относятся ручные знаки ладовых ступеней. Ручные знаки выполняются на разной высоте в соответствии с относительной высотой звуков. Мы поём их по наглядному пособию, вывешенному на стене. Так же, как и столбицы, изображены не только ступени мажора, но и рядом – III, VI, VII ступени натурального минора. Когда поём ступенями виды минора по мажорной гамме, переходя на эти ступени в миноре, наглядно видим различие этих ступеней. Так же при пении гармонической минорной гаммы наглядно видно, что II, VII ступени разные. А при пении мелодической гаммы, видим, что при движении вверх отличается только III ступень.

Таким образом, наглядно изображается звуковысотное движение мелодии. Ручные знаки помогают с самого начала создать у детей ясные слуховые представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской психике.

При прохождении интервалов, вдруг выясняется, что тоны и полутоны, «выложенные» пуговичками на нотных станах, оказываются интервалами – малыми и большими секундами. Закрепляем пение и показ их, а так же обращение больших в малые, а малые в большие по клавиатурам.

А терции «выкладываем» в гармоническом расположении: большие одного цвета, малые – другого. Ориентируемся по клавиатурам: в больших терциях между тремя белыми клавишами – две чёрные – 2 тона, а в малых – 1 чёрная – 1 тон + полутон – полтора тона. Так же всё закрепляем на клавиатурах с превращениями больших – в малые, малых – в большие. И тут же проходим виды голосоведения – параллельное. И тут же проходим параллельные тональности: в малых терциях верхний звук – тоника мажора, а нижний – минора. Играем в загадки: преподаватель называет в малых терциях тонику (верхняя пуговичка), например, Фа мажор, а дети отвечают, глядя на нотные станы – ре минор. В фа мажоре? Ответ: си бемоль (исключение в бемольных тональностях). Значит и в ре миноре? Ответ – си бемоль; и т.д.

Выясняем, что большие терции расположены на I, IV, V ступенях. Поём: «Где большие терции? Вот большие терции – все на главных ступенях: до – ми, фа – ля, соль – си, до (вводная ступень разрешается в тонику). Выясняется различие между устойчивыми ступенями и главными.

При прохождении главных трезвучий, «докладываем» пуговички того же цвета к

большим терциям и поём: «Мы поём главные трезвучи – я – я – я; до-ми-соль, фо – ля – до, соль – си – ре, до – до — до. На доске выписывается эта последовательность и

объясняется правило разрешения Д53 в Т.

При пении трезвучий от звука используется клавиатура, по которой поются одноимённые трезвучия и наглядно видно, что меняется III ступень.

В общем это лишь некоторые виды работы с наглядными пособиями. Для фантазии педагога нет предела.

Неотъемлемой частью развития музыкальности детей является развитие музыкально-ритмического чувства.

На уроках сольфеджио используются различные способы, методы и приёмы, специально направленные на его развитие. Это могут быть конкретные упражнения, оригинальные учебные и творческие задания, специальные средства обучения, наглядные пособия и т.п.

В этой работе мы говорим о применении наглядных пособий.

Подача материала по прохождению ритмов отстаёт от практической работы на уроках по специальности. Преподаватели жалуются, что дети играют сложные ритмически пьесы, а у сольфеджио – свои правила.

Поэтому уже на первоначальном этапе работы я применяю ритмические карты с разными ритмическими группами.

Большой интерес вызвали у меня некоторые методические приёмы по освоению метроритма у преподавателя одной из московских школ – Е.Золиной, на одном из уроков которой мне пришлось поприсутствовать.

Вместо традиционной подтекстовки основных ритмоформул (4 шестнадцатые – тири – тири, восьмая и 2 шестнадцатых – ти – тири, короткий пунктир – тай – ри и т.д.), малопонятных детям, она использует определённые слова, более близкие детям: 4 шестнадцатые – побежали, восьмая и 2 шестнадцатые – ма-а-мочка, 2 шестнадцатые и восьмая – малыши, внутритактовая синкопа – синко-о-па, короткий пунктир – ска-а-чем и т.п.

Смотрите так же:  Федеральный закон о безопасности пищевой продукции

При прохождении ритма поначалу проходятся простейшие ритмы. По карточкам над доской выкладывается ритмические упражнения, которые дети пишут в тетради на любой нотке (кстати, и изучается правописание штилей) и выполняются группировки в изучаемых размерах. И вводится работа со сложными ритмами по картам. Дети отстукивают ритмические упражнения со счётом (в помощь преподавателям-инструменталистам).

При прохождении более сложных ритмов уделяется подробное освоение ритмических групп в одноголосных упражнениях по ритмическим картам, выложенным на столах: с отстукиванием и проговариванием указанными ритмосимволами, затем со счётом; с дирижированием с проговариванием ритмосимволами. Следующие виды работы: пение простейших мелодий с отстукиванием подписанноых под мелодиями изучаемых ритмических групп; исполнение ритмического двухголосия (1 группа ладошами отстукивают нижний голос, а 2 – карандашами – верхний и наоборот), отстукивание ритмов с ихи проговариванием и одновременным отстукиванием левой рукой по столу долей пример – сборники-тетради с домашними заданиями Е.Золиной).

Очень нравятся детям ритмические устные диктанты с выкладыванием ритмических карточек и последующим их пропеванием с тактированием.

Очень важно при прохождении ритмических групп, выкладыванием устных

ритмических диктантов пользование пособием, которое я называю «ритмо – доли». Над доской располагается пособие из двух колонок. В первой располагаются ритмические группы, входящие в одну четверть: например, четверть, 2 восьмые, 4 шастнадцатые, короткий пунктир и т.д. во вторую колонку – ритмические группы на две доли: долгий пунктир, половинная, синкопа…

При выкладывании ритмических карточек, составленных из этих группировок, дети тактируют и определяют , сколько нот приходится на 1 взмах и находят подходящие карточки.

С возрастом дети сами загадывают ритмические загадки друг другу с выкладыванием заданного ритма и дальнейшего его пропевания ритмосимволами с тактированием.

В конце хочется добавить, что не стоит перегружать стены класса множеством наглядных пособий: это будет отвлекать учащихся. Лучше вывешивать таблицы по мере надобности. Постоянными могут быть таблицы с аккордами и другие, те, которые используются на каждом уроке.

Многие теоретические темы требуют не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций, и здесь яркие наглядные пособия, да ещё и используемые в игровой форме на уроке сольфеджио очень помогают ученикам.

Роль же учителя на уроке заключается в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном поиске, движении, размышлении. Идеальная форма занятий – это диалог, когда учитель так выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего рода открытиям, самостоятельным выводам по теме урока.

Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М. 2002

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М. 1986

Давыдова Е.В. Сольфеджио. 3кл. Методическое пособие. М. 1976

Дадионов А.Е. Дидактические игры на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе. М. 2002

Дадионов А.Е. Ритмическое воспитание на уроках сольфеджио в музыкальной школе. М. 2002

Наглядные пособия на уроках сольфеджио

В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио. Комплект № 5. Виды аккордов. Трезвучия и их обращения (5 плакатов)

Комплект № 5. Виды аккордов. Трезвучия и их обращения

1. Виды аккордов.
2. Обращения трезвучия. Обращения септаккорда.
3. Трезвучия.
4. Секстаккорды.
5. Квартсекстаккорды.

Формат таблицы 42х60 см, бумага мелованная 200 г/м3.

Работа в «Классике-XXI»

Мы всегда рады единомышленникам!

Если Вы умеете работать с соц. сетями, жить не можете без творчества во всех его проявлениях, без взаимодействия с бесконечным множеством интересных людей, если у Вас есть собственные идеи живых издательских проектов (научных, просветительских и прочих) или же у Вас другие таланты, необходимые для того, чтобы хорошие книги находили хороших людей, присылайте информацию о себе на электронную почту: [email protected]

Если вы не нашли нужное издание на нашем сайте, сообщите нам:

Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио. Комплект № 2. Тональность (5 плакатов)

Педагоги из разных регионов страны подтвердят, насколько легче и приятнее стало работать теперь на уроках сольфеджио с наглядными пособиями по сольфеджио, выпущенными Издательским домом «Классика- XXI ». Это долгожданный второй тираж.

Теперь не нужно использовать самодельные, пожелтевшие от времени схемы, не нужно рисовать их на доске. Опытные педагоги-составители и дизайнеры все сделали за вас. И не просто изложили необходимый материал, а еще и правильно скомпоновали его, расставив нужные смысловые акценты.

Незаменимый компонент учебного процесса в ДМШ и ДШИ.

Содержание комплекта:

Плакат 1. Квинтовый круг тональностей
Плакат 2. Тональный «градусник»
Плакат 3. Параллельные и одноименные тональности
Плакат 4. Родственные тональности
Плакат 5. Типы модулирования: отклонение, модуляция, сопоставление

Урок по методики преподавания сольфеджио «Игровые формы работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок по методике преподавания сольфеджио со студентами 3 курса отделения «хоровое дирижирование» Петрозаводского музыкального колледжа им. К.Э. Раутио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ»

Урок подготовила и провела: Ковалькова А. В., преподаватель теоретических дисциплин МКОУ ДОД «Школа искусств Пряжинского района».

Цель : Показать различные игровые формы и методы работы по основным разделам предмета сольфеджио.

Задачи: 1. Развитие интереса будущих преподавателей к предмету сольфеджио.

2. Развитие умения применять знания на практике.

Урок построен в форме практического занятия — при использовании игровых форм работы студенты становятся полноправными участниками процесса обучения, тем самым проявляя большую активность. Применение дидактического материала, по сравнению с традиционной формой беседы, имеет методические преимущества: высокая степень наглядности, прекрасная возможность объяснять материал в доступной форме, приводить примеры наглядно, а не на словах. Отсюда следует и большая заинтересованность студентов происходящим процессом.

Все мы знаем, что средством познания мира для детей является игра. Игровые ситуации на уроке должны способствовать тому, чтобы учеба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни.

У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого, кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец, игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.

Любое учебное руководство для учащихся младшего возраста должно быть, прежде всего, игровым пособием. Вся задача здесь заключается в том, чтобы направить игру в нужное для учебы русло.

Благодаря игровым формам работы ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок.

Игровые методики на уроках сольфеджио позволяют сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися теоретических знаний.

Применение наглядно – игровых пособий в курсе сольфеджио особенно продуктивно в работе с детьми младшего школьного возраста (6 – 9 лет). Известно, что в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого возраста, как правило, еще развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания в наглядно-игровой форме. Именно опора в обучении на игру как естественную форму существования ребенка, выводит его из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным, и что важно – влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).

(Все предложенные ниже примеры проигрываются со студентами, помогая пережить в действии игры, которые они будут впоследствии применять в своей педагогической практике).

1.Тема: «Динамические оттенки».

1. Игра – тест «Проверь себя».

Перед учащимися лежат карточки со всеми изучаемыми динамическими оттенками ( p , mp , pp , f , mf , ff ). См. фото № 1

Задание – расположить карточки в строгой последовательности от самого тихого к самому громкому или наоборот (обычно это задание вызывает у учащихся сложность в определении местоположения знаков умеренного звучания – mp и mf ).

— Для игры у каждого ребенка должны быть карточки с изображением контрастных динамических оттенков – f и p , ff и pp (умеренные обозначения не берем).

К этому моменту дети должны усвоить их значение. Педагог исполняет контрастную по динамике музыку – учащиеся реагируют на эти изменения, поднимая нужную карточку.

— Карточки находятся у педагога, по знаку которого учащийся начинает петь какую-либо (заранее оговоренную) песню. Педагог в произвольном порядке показывает учащемуся карточки ( p , f , pp , ff ), учащийся должен менять динамические оттенки в процессе исполнения песни согласно обозначениям на карточках.

! Роль ведущего может выполнять другой учащийся.

2. Тема: «Запись нот. Клавиши»

1. «Нотное лото» (наглядное пособие большие и маленькие карточки с изображением нот) См. фото № 2, 3

— Большие карты раздаются детям. Педагог перемешивает маленькие карточки и достает их одну за другой, называет изображенные на них ноты.

Задача ребенка – найти на своей большой карте нужную ноту. После этого ему вручается карточка, которую он кладет на соответствующее место в карте. Игра прекращается, когда кто-то из учащихся полностью закрывает свою карту (наиболее продуктивно пройдет эта игра, если в качестве ведущего будет выступать один из учащихся).

2. «Отгадай ребус» (наглядные пособия: клавиши, ноты). См. фото № 4, 5, 6, 7

В предложенных изображениях клавиш и нот зашифрованы слова.

Задача ребенка – разгадать «спрятанные» слова.

3. Тема: «Ритм. Метр»

Известно, что именно в этой области теоретических знаний у большинства детей традиционно возникают затруднения.

Работа над ритмом и метром является одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (сольфеджио, специальность, хоровой класс и др.), поэтому ритмическое сольфеджио в ряду других важнейших составляющих каждого урока – интонационных упражнений, сольфеджирования по нотам, музыкального диктанта и пр.

В данном разделе представлены различные ритмические игры, выполняющие обучающую функцию: в процессе игры ребенок живее и быстрее воспринимает непростой теоретический материал – соотношение длительностей, разного рода ритмические сложности (пунктирный ритм, синкопы, триоли и пр.).

1. «Узнай длительность» (наглядное пособие – кубик с изображением длительностей). См. фото № 8

Игра предназначена для начального периода освоения музыкальной грамоты. Подбрасывается кубик с изображением длительностей, и учащийся должен как можно быстрее определить ту длительность, которая на нем «выпала».

Смотрите так же:  Как выбить алименты если пристав бездействует

В игре, аналогичной предыдущей, используется кубик с изображением музыкальных пауз разной длительности. См. фото № 8

3. «Найди каждой длительности соответствующую паузу (и наоборот)».

Наглядное пособие – карточки с изображением длительностей и пауз. См. фото № 9

Карточки показывает учитель или один из учащихся, а остальные подбирают соответствующие паузы или длительности.

4. «Пирог» — наглядное пособие для первого знакомства с длительностями. См. фото № 10

Незаменимый материал для первоначального освоения длительностей, помогает детям лучше воспринимать соотношение длительностей друг с другом. Дети могут использовать разрезной вариант и составлять свои «пироги» из различных длительностей с последующим озвучиванием ритма ( простучать или прохлопать со счетом вслух).

5. «Ритмическое лото» (наглядное пособие – большие и маленькие карточки с ритмическими рисунками). См. фото № 12, 13

— Большие карты раздаются детям. Педагог перемешивает маленькие карточки и достает их одну за другой, стучит изображенный на них ритмический рисунок.

Задача ребенка – найти по слуху на своей большой карте нужную ритмоформулу и озвучить её еще раз в проверочных целях (можно со счетом вслух). После этого ему вручается карточка, которую он кладет на соответствующее место в карте. Игра прекращается, когда кто-то из учащихся полностью закрывает свою карту.

! Могут быть другие варианты игры в ритмическое лото, например, в роли ведущего выступает учащийся, а педагог садится на его место и становится участником и т.п.

6. «Подбери карточки к заданному размеру» (наглядное пособие – маленькие карточки от ритмического лото). См. фото № 13

Игра направлена на развитие чувства метра.

Педагог показывает детям маленькие карточки от ритмического лото и объясняет, что каждая карточка – это один такт. Далее эти карточки-такты с различными вариантами ритмических рисунков педагог выкладывает на стол и приглашает двоих детей, каждому из которых задается свой размер:

Одному – 2/4, другому – 3/4.

Задача № 1 – выбрать из имеющихся карточек ритмические рисунки, подходящие к заданному размеру.

Задача №2 – выложить выбранные карточки в единую ритмическую последовательность и озвучить ее (простучать, прохлопать), акцентируя сильные доли.

4. Тема: «Тональности» (наглядное пособие – карточки с названием тональностей). См. фото № 14, 15

1. «Параллельные тональности».

Карточки лежат в произвольном порядке вверх русскими (латинскими) обозначениями.

Задание – для каждой тональности найти параллельную и разложить их парами.

Аналогичные задания найти:

2. «Одноименные тональности».

3. «Родственные тональности».

4. «Латинское обозначение».

5. «Энгармонически равные тональности» — здесь необходимо помнить, что в музыкальной практике существует только 3 случая энгармонического родства в мажоре и 3 в миноре.

6. «Найти знаки в тональностях» (добавляются карточки с обозначением ключевых знаков). См. фото № 16, 17

Использовать правило появления знаков при ключе: последний диез всегда относится к VII ступени, предпоследний бемоль всегда относится к I ступени (определяем по мажорным тональностям).

К обозначениям тональностей подобрать верные ключевые знаки.

7. «По знакам определить тональности» — к карточкам с обозначением ключевых знаков подобрать нужные тональности.

8. «Квинтовый круг тональностей». См. фото № 18

Выложить попарно все тональности в виде квинтового круга (можно добавить карточки с ключевыми знаками).

9. Игровой тренинг «Лабиринт».

Тренинг направлен на формирование навыка свободной ориентации учащихся в квинтовом кругу тональностей.

— Педагог называет учащимся исходную тональность. Далее – от нее следует цепочка определений новых тональностей по принципу каждую последующую искать от предыдущей.

Например : Называется исходная тональность ре мж, далее — нужно найти параллельную ей тональность ( си мн ), далее – одноименную уже к си мн ( си мж ), далее – энгармонически равную (си мж = до бемоль мж ) и т.д.

Учащийся выкладывает перед собой всю цепочку получаемых тональностей, конечную из которых показывает педагогу, если ответ учащегося (последняя карточка) неверен, то педагог анализирует с ним всю цепочку, обнаруживая ошибку.

5. Тема: «Интервалы» (наглядное пособие карточки с обозначениями интервалов и с обозначением количества тонов). См. фото № 19, 20

1. «Слуховой анализ» — в традиционной игровой форме. Педагог в произвольном порядке играет интервалы.

Задача ребенка — определить на слух интервал и поднять соответствующую карточку (можно усложнить это задание: проигрывать интервалы не по одному, а в виде цепочки – соответственно, учащиеся тоже выкладывают цепочку).

2. «Тесты на знание качественной характеристики интервалов».

Перед учащимся в произвольном порядке лежат карточки с названиями интервалов (или количеством тонов).

Задания : — выложить от самого маленького к самому большому (и наоборот)

— найти к каждому интервалу соответствующее количество тонов (и наоборот). См. фото № 21

Карточки может выбирать педагог или кто-то из учащихся.

3. «Найди пару». Тема – обращение интервалов.

Учащийся должен разложить лежащие карточки с интервалами попарно по принципу интервал и его обращение.

4. «Консонансы и диссонансы».

Разложить по группам:

Весьма совершенные консонансы – ч1, ч8

Совершенные консонансы – ч4, ч5

Несовершенные консонансы – м3, б3, м6, б6

Диссонансы – м2, б2, м7, б7, тритоны

5. Практикум по построению интервалов.

Учащийся перемешивает карточки, достает из стопки карточку с каким-либо интервалом и строит его на фортепиано или в тетради. Варианты заданий могут быть самыми разными:

— построение интервалов только от одного звука, или от разных звуков (можно использовать нотное лото).

— только вверх или только вниз

— как вариант повышенной сложности выстраивается цепочка интервалов (педагог называет только первый звук, от которого строится первый интервал, каждый последующий должен начинаться от звука, полученного после построения предыдущего материала).

6. Итоговый зачет (контрольный урок) по темам:

«Ступеневые и тоновые характеристики интервалов»

«Консонансы и диссонансы».

— Учащийся перемешивает свою стопку карточек, вынимает их по очереди и дает полную характеристику каждого интервала.

Например : выпадает карточка с обозначением б2

Ответ учащегося: «Интервал секунда относится к диссонансам, содержит 2 ступени, бывает большой и малой; б2 содержит 1 тон, м2 – пол тона; обращается в септиму».

стопка карточек находится у педагога, он вытаскивает в произвольном порядке одну и называет имя учащегося, которому предстоит в развернутой форме рассказать о данном интервале.

Можно провести контрольный урок в форме викторины – соревнования с 2-мя командами. Игра станет еще более увлекательной, если помимо вышеуказанных заданий в ней будут присутствовать иные формы работы – слуховой анализ, построение от звука устно или на инструменте с его последующим интонированием, конкурс капитанов и т.п.

7. Интервалы в тональности (добавляются карточки с цифровым обозначением ступеней). См. фото № 22

Построение и пение интервалов от указанных ступеней в мажоре и в миноре с разрешением.

Пример : Задание –построить секунду на II ступени в тональности соль мажор и разрешить.

Ученик должен указать какая секунда образуется на II ступени мажора и в какой интервал она разрешается: б2 на II ст. б3 на I ст.

1.Аккорды в тональности.(наглядное пособие – карточки с обозначением аккордов в тональности, карточки с обозначением ступеней) См. фото № 23, 24

— Педагог называет аккорды (или вытягивает карточки с обозначением аккордов).

Задача ребенка — найти ступень, на которой строится указанный аккорд (выложить карточки). См. фото № 25

— Педагог называет ступень и вид мажора — минора ( или вытягивает карточки с обозначением ступеней).

Задача ребенка — перечислить аккорды, которые строятся от заданной ступени (выложить карточки).

— Построение аккордовых последовательностей, с последующим интонированием (по заданию педагога).

— Определение на слух .

Педагог проигрывает аккорды в произвольном порядке или аккордовую последовательность.

Задача ребенка – поднять соответствующую карточку с обозначением аккорда или выложить последовательность.

Контрольный урок: так же, как интервалы (вытягиваем карточку – даем полную характеристику аккорда)

2. Аккорды от звука (наглядное пособие – карточки с обозначением аккордов от звука, карточки с изображением интервального состава аккордов). См. фото № 26, 27, 28

— Найти соответствующее аккорду строение (интервальный состав) или наоборот – к интервальному составу подобрать соответствующий аккорд. См. фото № 29

— Найти пару аккорду (обозначение от звука – соответствующее обозначение в тональности), например D 7(в тональности) = м.М7 (от звука).

— Построение заданных аккордов (можно вытягивать карточки) с последующим интонированием (можно использовать нотное лото для определения звука, от которого будет построен аккорд).

Построение аккордов возможно от одного звука или от разных, вверх или вниз, с определением тональности (можно использовать карточки с обозначением тональностей).

В зависимости от особенностей детей, учебного плана, уровня подготовки детей, их возраста и психологического восприятия, данные формы работы можно комбинировать, варьировать, находить формы занятий, которые подходят конкретной группе учащихся.

Можно сочетать игровые формы работы по разным темам с целью их параллельного освоения учащимися.

А также творчески варьировать задачи и способы их решения, изобретать новые виды работы.

Я надеюсь, что данные виды работы вас заинтересовали, и вы будете успешно применять их в своей педагогической практике.

Желаю всем успехов и хорошего настроения!

(Урок подготовлен на основе игровой методики Камаевых)

Приложение: — фото наглядных пособий

Наглядно — игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ (дидактический материал)

Курск, МБОУ ДОД №9,

преподаватель теоретических дисциплин.

Наглядно – игровые пособия на уроках сольфеджио в ДШИ

1.Разложить карточки с понятиями и терминами на соответствующие лепестки, по принципу лото.

2. Выбрать для игры собачку и заработать косточку, чтобы ее «покормить», правильными ответами. Победителю — суперприз.

3.Узнать знаки, вырезанные из картона, с закрытыми глазами, на ощупь.

5.Открыв одно окошко, назвать «соседей» по этажу.

6.Солнце закрывается тучами. С каждым правильным ответом одна туча убирается, и в конце радуемся солнышку.

7.На каждой грани кубика — вопрос или задание.

8.Нота- «путешественница». Используется для запоминания расположения нот, правила написания штилей, узнавания по показу выученных мелодий, исправления ошибок Незнайки, для показа движения мелодии при написании диктанта.

9.Игра «Человек рассеянный».

Выбираем, куда он направляется (в школу, зоопарк, на рыбалку и т.д.). Договариваемся, через какую дверь он все время будет возвращаться домой: через II или VII ступень.

Начинаем: поем I-II, дети придумывают, что он забыл (билет, фотоаппарат, подарок, выключить утюг и т.д.), возвращаемся через выбранную ступень. И так поднимаемся каждый раз на одну ступень выше и возвращаемся, пока не дойдем до цели — верхней тоники. Можно вернуться обратно.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Также вас может заинтересовать

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем).

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию

Министерство образования и науки
Российской федерации

День Победы.
70 лет

Официальный сайт Рособрнадзора

Министерство труда и социальной защиты РФ

Российское Образование
Федеральный портал

Портал общероссийской системы оценки качества образования

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Учредитель — Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор — Ковалев Д.С. Телефон 8(812)318-72-63 Электронный адрес [email protected] Политика конфиденциальности.

© 2008 – 2018 Все права защищены. 6+

Лучшие документы для Вашего портфолио!

Широкий выбор документов с официальным статусом.