Меню Закрыть

Лицо впервые назначенное на должность прокурора

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1

1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

3. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».

4. В отсутствие Генерального прокурора Российской Федерации или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

6. Сообщение о назначении Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 138-ФЗ в пункт 7 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерации представляет лично на заседании палаты.

16.5. Прокуратура

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями)* прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Систему прокуратуры РФ составляют:

а) Генеральная прокуратура РФ;

б) прокуратуры субъектов Федерации, а также приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

в) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, специализированные прокуратуры.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.

В системе прокуратуры Российской Федерации действуют также научные и образовательные учреждения.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Другие прокуроры на территории РФ также назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с законом прокурором может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способный – по состоянию здоровья – выполнять возлагаемые на него обязанности. Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должность прокурора республики в составе Российской Федерации, прокурора края, области, прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж прокурорской или следственной работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор:

1) за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законом органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания в отношении подсудимого.

Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор или его заместитель вправе вносить в соответствующие органы представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, который полномочен устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и российским законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации.

Конституция РФ, в отличие от прежней, не устанавливает подотчетность Генерального прокурора РФ парламенту России, не закрепляет за Генеральным прокурором РФ право законодательной инициативы. Вместе с тем Закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ, а также Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению.

Не обладая правом законодательной инициативы, прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, которым принадлежит право законодательной инициативы, свои предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с законодательством прокуратура РФ осуществляет также координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В этих целях прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, истребовать статистическую и другую необходимую информацию.

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от государственных, муниципальных, общественных органов. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут также являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Кроме того, прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.

Установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Так, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Прокуратура РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений.

В состав народных прокуратур различных ступеней входят: главный прокурор, заместители главного прокурора и прокуроры. Главные прокуроры единолично руководят работой народных прокуратур.

Пример страны четвертой группы – Великобритания, где прокуратуры нет. … Суды осуществляют правосудие, а прокуратура содействует им в .

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на территории РФ законов.

В одних странах (США, Япония, Польша и др.) прокуратура входит в состав министерства юстиции, а министр юстиции одновременно выступает и качестве генерального прокурора.

Прокуратура построена на начале независимости ее от суда. … Постановления следователя приводятся в исполнение прокуратурой., причем в случае несогласия прокурор республики в суточный срок.

Статья 129. 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Смотрите также: Административное право. Прокуратура Российской Федерации. … Компетенция. Народные прокуратуры различных ступеней .

Раздел: Экономика. Прокуратура. … Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Лицо впервые назначенное на должность прокурора

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров

В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

  • имеет гражданство иностранного государства,
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным,
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока,
  • имело или имеет судимость,
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника,
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Согласно ст.4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры не могут:

  • быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления,
  • являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности,
  • совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации,
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Смотрите так же:  Договор ссуды схемы

На лиц, занимающих должности прокуроров, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для государственных служащих.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прокурорским работникам запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. замещать должность гражданской службы в случае:
    • избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
    • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  3. осуществлять предпринимательскую деятельность;
  4. приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  6. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  7. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  8. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  9. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  10. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  11. принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  12. использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  13. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  14. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  15. прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  16. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  17. заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На основании ст.18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ прокурорский работник обязан:

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
  4. не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  7. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  8. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  9. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  10. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  11. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  12. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  13. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Требования к прокурору при трудоустройстве

Отбор в Прокуратуру Российской Федерации начинается уже после окончания школы. Например, Прокуратура г. Москвы проводит конкурсный отбор кандидатов в абитуриенты МГЮУ имени О. Е. Кутафина и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Заключившие контракт на целевую подготовку получают возможность льготного поступления в вуз, а после его окончания они обязаны отработать в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Во время учебы студенты имеют возможность получить первый опыт работы в рамках учебной практики. На этом этапе, как правило, происходит знакомство со структурой прокуратуры.

Стоит отметить, что на практику в прокуратуру направляются студенты не всех вузов, а лишь тех, с которыми сотрудничает прокуратура (хотя ничто не запрещает направить обращение от другого вуза по конкретному студенту). Прокуратура г.Москвы, к примеру, сотрудничает с Институтом прокуратуры и Институтом права МГЮУ имени О.Е. Кутафина, юридическими факультетами Академии Генеральной прокуратуры, МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Для соискания должности прокурора проводится конкурс, при этом соискатель должен соответствовать следующим параметрам:

  1. Наличие высшего юридического образования по образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.
  2. Обладание волевыми качествами личности.
  3. Способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности (проводится соответствующая проверка).
  4. Для помощников утверждены квалификационные характеристики, на которые следует равняться (Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.11.2011 N 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора»).
  5. Отсутствие «противопоказаний» (наличие судимости, гражданства иного государства, недееспособность и пр.).
  6. Для определенных должностей достижение возраста и наличия стажа (например, на должность прокурора города, района назначается гражданин не моложе 27 лет со стажем работы не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов).

Лицо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает Присягу прокурора.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

1. Прокуратура Российской Федерации

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Единую систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, иные территориальные прокуратуры.

Генеральным прокурором Российской Федерации моїут быть образованы специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей и районов.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры на территории Российской Федерации также назначаются Генеральным прокурором РФ.

В соответствии с законом прокурором может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способный — по состоянию здоровья — выполнять возлагаемые на него обязанности. Липо, впервые назначенное на должность прокурора, принимает присягу.

На должность районного, городского прокурора назначаются лица не моложе 25 лет.

На должность прокурора республики в составе РФ, прокурора края, области, прокуроров городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Органы прокуратуры, образующие единую систему, осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных и иных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации.

Закон РФ «О прокуратуре РФ» устанавливает, что воздействие (в какой бы то ни было форме) органов государственной власти и их должностных лиц, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации на прокурора (с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности) влечет за собой установленную законом ответственность.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности, социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан всюду и во всем на территории Российской Федерации. В этих целях прокуратура осуществляет надзор:

1) за исполнением законов местными представительными органами власти, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, должностными лицами, общественными объединениями;

2) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом;

4) за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требуюших непосредственного прокурорского реагирования.

Деятельность прокуратуры не сводится только к надзору. Прокуратура — это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Для этого в ее состав входят следователи и следователи по особо важным делам.

Следователями прокуратуры могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образованы и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Для осуществления своих функций прокуроры наделены соответствующими полномочиями.

В случае установления факта нарушения закона прокурор:

— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию не судебными, а иными органами;

— опротестовывает противоречащие закону акты;

— возбуждает уголовное дело или производство по поводу административного правонарушения;

— вносит представление об устранении нарушений закона.

Протест на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором или его заместителем либо в суд, либо в тот или иной орган власти, либо должностному лицу, издавшим этот акт. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. В случае же принесения протеста на решение местного представительного органа власти на ближайшей ею сессии.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган власти, общественную, политическую организацию или должностному лицу, которые полномочны устранить нарушение закона. Это представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства по поводу административного правонарушения. Прокурор вправе принять к своему производству (а также поручить другому, подчиненному ему прокурору или следователю) расследование любого преступления.

Смотрите так же:  Образец заявления на развод и алименты на себя и на ребенка через суд

В соответствии с законом прокуратура осуществляет собственные полномочия, не подменяя органы государственного и хозяйственного управления и контроля, не вмешиваясь в онера-тивно-хозяйственную деятельность.

Осуществляя надзор за законностью издаваемых выборными или иными органами правовых актов, прокуроры не могут быть их членами. Не допускается законом создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры.

Закон закрепляет гарантии неприкосновенности прокуроров. Так, уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника может быть возбуждено только с согласия вышестоящего прокурора (за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом). Не допускается привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

Лицо впервые назначенное на должность прокурора

Сотрудник прокуратуры : основы правового статуса

Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы[1]. Таким образом, Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г . «О Прокуратуре РФ» (далее — ФЗ № 2202-1) отождествляет понятия «прокурорский работник» и «государственный служащий». Но поскольку речь идет о государственной службе, то более корректно будет использовать терминологию служебного права, а именно «служащий» и «сотрудник». Служащий прокуратуры РФ — физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном Законом о прокуратуре порядке и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных прав и обязанностей.

Основные признаки, присущие сотруднику прокуратуры РФ

Сотрудник прокуратуры РФ:

1. Физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации.

2. Замещает должность государственной службы в органах прокуратуры РФ. Согласно ст. 8 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.04 «О государственной гражданской службе» (далее — ФЗ №79), должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральными законами и указом Президента РФ.

3. Обладает установленным кругом прав и обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов прокуратуры.

4. Поскольку служба в органах прокуратуры — это федеральная государственная служба, то финансирование данной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

5. Служащим прокуратуры РФ, в соответствии со ст. 41 ФЗ №2202-1, присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утвержденным указом Президента РФ №659 от 30 июня 1997 г . Классный чин — это специальный служебный разряд, персональное звание сотрудника прокуратуры. Установлены классные чины:

младший советник юстиции;

старший советник юстиции;

государственный советник юстиции 3 класса;

государственный советник юстиции 2 класса;

государственный советник юстиции 1 класса;

действительный государственный советник юстиции.

Классные чины присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы. Присвоение очередного классного чина свидетельствует о служебном и профессиональном росте работника.

6. Сотрудники прокуратуры имеют форменное обмундирование. Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г . №352 утверждены нормы выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины. Форменное обмундирование сотрудника прокуратуры включает в себя китель, брюки (юбку), рубашку, галстук. Расположение и детали отдельных элементов формы должны строго соответствовать стандартам. Знаки различия на погонах устанавливаются в зависимости от классного чина.

Таковы, на наш взгляд, основные признаки сотрудника прокуратуры РФ.

Прокуроры и прокурорские работники

В законе для обозначения должностных лиц прокуратуры используются понятия «прокурор» и «прокурорский работник», и ст. 54 ФЗ №2202-1 перечисляет должности, подпадающие под эти понятия.

Понятие «прокурор» используется для обозначения руководителей прокуратур различного уровня, а также сотрудников, занимающих должности прокуроров управлений и отделов, прокуроров-криминалистов, помощников прокуроров. Ряд полномочий по реагированию на выявленные нарушения законности и предупреждению правонарушений вправе реализовывать только прокуроры по должности и их заместители, поэтому в п.1 ст. 54 ФЗ №2202-1 указаны конкретные нормы закона, где наименование «прокурор» включает всех вышеперечисленных работников прокуратуры[2].

Под прокурорскими работниками понимаются не только прокуроры и следователи, но и другие сотрудники органов и учреждений прокуратуры. К ним относятся научные и педагогические работники научно-исследовательских и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ, а также специалисты, которым присвоены классные чины (воинские звания).

Важно заметить, что ФЗ №2202-1 все же выделяет в отдельную категорию прокуроров и следователей органов прокуратуры, устанавливая для них либо дополнительные требования и ограничения (п. 3 ст. 4, ст. 40 ФЗ №2202-1), либо, наоборот, специальные льготы, дополнительные меры правовой и социальной защиты (ст. 41, 42, п. 3 ст. 43, п. 2 ст. 44, ст. 45 ФЗ №2202-1)[3].

Профессиональная деятельность служащих прокуратуры

Профессиональная деятельность служащих прокуратуры является сложной и многогранной. Основные направления, цели и задачи работы, служебные обязанности их определяются функциями органов прокуратуры, перечисленными в ФЗ №2202-1. Анализируя данные функции, а также содержание и условия практической работы, можно вычленить ряд особенностей прокурорской профессиональной деятельности.

Первая особенность, которую необходимо отметить при анализе профессиональной деятельности сотрудника прокуратуры, — это ее жесткая правовая регламентация. Как уже отмечалось, основные направления, цели и задачи прокурорского надзора, служебные обязанности прокурора указаны в ФЗ №2202-1. Кроме того, порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе, иных законодательных актах и нормативных подзаконных материалах (в приказах и распоряжениях Генерального прокурора, прокуроров субъектов РФ, в должностных инструкциях и т.д.), конкретизирующих и уточняющих требования законодателя. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют порядок, сроки и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестование приговоров в кассационной инстанции, подачи исков, жалоб и т.д.). Отступление от этих требований рассматриваются как нарушения закона, свидетельствует о низком уровне профессиональной квалификации. Данная особенность прокурорской деятельности способствуют формированию у субъекта уважения к закону, стремлению строго придерживаться правовых норм. Потребность соблюдать правовые нормы — одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей служащего прокуратуры.

Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий, использование которых, в случае необходимости — в принудительном порядке, нередко существенно затрагивает интересы граждан, различных юридических лиц, организаций и ограничивает их права[4]. Поэтому применение власти требует от сотрудника прокуратуры высокого уровня персональной ответственности за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.

Еще одной характерной особенностью деятельности прокурора является его особый статус, правовая самостоятельность и независимость от влияний, исходящих от любых органов государственной власти и должностных лиц (принцип независимости органов прокуратуры). Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки своим внутренним убеждениям.

Профессиональная деятельность сотрудника прокуратуры имеет следующую характерную особенность: большое количество контактов с различными людьми, с которыми прокурору по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти и управления, личное участие прокурора в следственных действиях при руководстве расследованием преступлений, выступление в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя — все это различные типы ситуаций, в которых реализуется коммуникативная деятельность прокурора, осуществляемая в процессуальной или непроцессуальной форме.

По своему психологическому содержанию работа прокурора является крайне конфликтной[5]. Нередко, отстаивая законность, он сталкивается с открытым или скрытым противодействием со стороны нарушивших закон лиц, которые пытаются уклониться от ответственности, в той или иной форме оказать на него давление, повлиять на принимаемые решения. Если ставки в таком противоборстве достаточно велики, то в ход идут самые разнообразные приемы воздействия на «непонятливого» прокурора: фабрикация соответствующего общественного мнения, попытки опорочить, дискредитировать его, нередко с использованием средств массовой информации, «телефонное право», вплоть до прямых угроз жизни и здоровью прокурора, а также его родным и близким. Тем самым, деятельность прокурора отличается экстремальностью[6], высокими эмоциональными и психологическими нагрузками.

Кроме того, напряженность в работе прокурора связана с необходимостью интенсивного анализа большого объема сложной многообразной информации (а также дезинформации) в условиях острого дефицита времени. Нервно-психические перегрузки зачастую усугубляются нерегулярной сменой условий и темпа труда, нарушениями привычной суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от регулярного отдыха, а также нередко слабой материально- технической оснащенностью, отсутствием необходимой оргтехники, средств связи и транспорта.

Итак, основные признаки сотрудника прокуратуры и особенности, свойственные службе в органах прокуратуры, представляют собой единый комплекс, отличающий ее от иных видов государственной службы. Это дает возможность при дальнейшем развитии законодательства о государственной службе в РФ ставить вопрос о выделении прокурорской службы в отдельный вид государственной службы.

Характеристика правового статуса государственного служащего прокуратуры

«Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством»[7].

Естественно, что правовой статус государственных служащих различается в зависимости от замещаемых должностей, от уровня государственной службы.

Статус государственного служащего приобретается с момента заключения служебного контракта и издания приказа о назначении на должность либо с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа, в некоторых случаях — с момента принятия присяги.

Итак, что касается непосредственно сотрудников прокуратуры РФ, то возникновение правового статуса характеризуется сложным фактическим юридическим составом: кроме обычного служебного контракта необходим специфический акт — назначение на должность[8].

Утрачивается статус государственным служащим с момента прекращения государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры, а именно при увольнении прокурорского работника.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает присягу. Присяга принимается в месячный срок после аттестации на должность прокурора или следователя. Содержание присяги отражено в ст. 40 ФЗ №2202-1. Но присяга не влияет на приобретение определенного правового статуса — это лишь дань традиции. Принятие присяги является обязательным только у военнослужащих, так как с ней связано наступление правовых последствий. Однако существует мнение, что присяга — это не торжественный ритуал, а юридическое обязательство сотрудника прокуратуры, хотя и сформулированное с помощью неправовых категорий[9]. Так, составляющие присяги имеют свойство юридических обязательств, например: «соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ», «строго хранить государственную и охраняемую законом тайну», и за несоблюдение их служащего прокуратуры можно привлечь к ответственности[10].

Так как служба в органах прокуратуры является государственной гражданской службой, то и основы правового статуса сотрудника прокуратуры регулирует ФЗ №79.

Права и обязанности служащего органов прокуратуры

Как права служащего органов прокуратуры, так и их обязанности можно разделить на следующие группы:

1. Общие права и обязанности

Общие права и обязанности закреплены в ФЗ №79. Данные права и обязанности имеет не только работник прокуратуры, но и каждый государственный служащий. В ст. 14 ФЗ №79 закреплены следующие права:

— на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

— на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

— на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

— права, связанные с карьерой служащего: на должностной рост на конкурсной основе, на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

— на материальное обеспечение, отдых, на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

— на защиту: ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; защита своих прав и интересов, включая обжалование и в судебном порядке, государственная защита жизни и здоровья.

Последние три группы прав — это личные права государственного служащего, которые призваны косвенно обеспечить эффективную деятельность.

ФЗ №79 в ст. 15 называет двенадцать общих для всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний. Общеслужебные обязанности можно подразделить на следующие две группы[11]:

— обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий: соблюдать Конституцию РФ, законы РФ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения руководителей; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

Смотрите так же:  Какой налог на ваз 2112

— обязанности обеспечить наиболее эффективное исполнение должности: соблюдать служебный распорядок; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; беречь государственное имущество; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством; сообщать нанимателю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей.

2. Функциональные (или специфические) права и обязанности

Законодательно они закреплены в ФЗ №2202-1. Функциональные права и обязанности служащего прокуратуры РФ производны от задач и функций прокуратуры РФ, а именно непосредственно связаны с главной функцией — надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Ст. 1 ФЗ №2202-1 перечисляет и иные функции, которые выполняет прокуратура РФ. Служащий прокуратуры при осуществлении возложенных на него функций вправе[12]:

— требовать от руководителей и должностных лиц указанных органов (федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов;

— опротестовать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносить представление об устранении нарушений закона и т.д.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор обязан[13]:

— рассматривать заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Каждое устное или письменное обращение о нарушениях прав и свобод человека и гражданина должно быть рассмотрено прокурорами в установленный срок. При необходимости по этим обращениям проводится проверка. Заявителю дается мотивированный ответ о результатах рассмотрения его сообщения;

— мразъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

— реализовать комплекс мер по пресечению и предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к уголовной ответственности лиц, нарушивших закон, возмещению причиненного ущерба.

Функциональные права и обязанности устанавливаются также и Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным, Арбитражно-процессуальным кодексами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность территориальных и специализированных прокуратур РФ (транспортные, военные, природоохранные, закрытых административно-территориальных образований, исправительных учреждений).

3. Должностные права и обязанности

Их многообразие обусловлено, в первую очередь, разнообразием должностей и должностных обязанностей. Должностные обязанности сотрудника прокуратуры, как и должностные права, стоят в прямой зависимости от основной деятельности прокуратуры и выражают полномочия государственного органа. В настоящее время должностная инструкция устанавливает должностные права и обязанности, которые, конечно, должны быть зафиксированы в должностном регламенте. Ст. 47 ФЗ №79 непосредственно посвящена должностному регламенту, определяя, что он должен включать в себя. На сегодняшний день существует необходимость принятия должностных регламентов в соответствии с вышеназванной статьей взамен устаревших должностных инструкций.

Ограничения — это еще один из наиболее значимых элементов правового статуса государственного служащего. Ограничения связаны с гражданским состоянием гражданина, который не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе. На служащих прокуратуры распространяются все ограничения, установленные для гражданских служащих ст. 16 ФЗ №79.

Учитывая специфику государственной службы в органах прокуратуры, ограничения возрастного, социального, физиологического, правового и профессионального характера — в форме требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, — устанавливает ФЗ №2202-1 (ст. 40). Так, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если оно, например, не достигло определенного возраста, не имеет российского гражданства, имело или имеет судимость, заболевание, которое будет препятствовать исполнению служебных обязанностей, признано недееспособным или ограниченно дееспособным.

Запреты как элемент правового статуса устраняют признаки негативного влияния на деятельность, определяемую как государственная служба. Запреты рассматриваются как вид обязанностей, выраженных в бездействии. Ст. 17 ФЗ №79 в полной мере распространяется на сотрудников прокуратуры РФ как на гражданских служащих. Они не могут:

участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации;

получать в связи с исполнением своих должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц;

замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в орган местного самоуправления;

заниматься предпринимательской деятельностью;

допускать публичные высказывания, суждения, оценки в средствах массовой информации и т.д.[14].

Ст. 4 ФЗ №2202-1, устанавливая ряд следующих запретов, тем самым выделяет особенности государственной службы в прокуратуре РФ:

прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления;

все сотрудники прокуратуры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности;

служащие прокуратуры не вправе совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Обеспечение личной безопасности прокуроров и следователей

Для обеспечения эффективной личной защиты прокуроров и следователей ФЗ №2202-1 предусматривает право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств (ст. 45). Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1999 г . №708 «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей» утвержден перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, состоящего на вооружении прокуратуры РФ и предназначенного для личной защиты, и патронов к нему — пистолетов и револьверов калибра 9 мм и пистолетов калибра 5,45 мм . Приказом Генерального прокурора РФ от 11 августа 1999 г . №56[15] утверждена Инструкция об организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему в органах прокуратуры РФ, в соответствии с которой оружие прокурорам и следователям выдается в случаях, когда выполнение ими профессиональных обязанностей сопряжено с опасностью нападения или причинения вреда жизни и здоровью для них самих, членам их семьи и, как правило, на период существования угрозы нападения либо причинения вреда.

Решение о выдаче оружия прокурорам и следователям принимается с учетом характера служебной деятельности и конкретной ситуации, их личной дисциплинированности, состояния здоровья и только после сдачи зачетов по устройству пистолета (револьвера), знанию мер безопасности, правил ношения, хранения и применения, навыкам обращения с ним.

В служебных удостоверениях прокуроров и следователей делается специальная отметка об их праве на ношение и хранение указанных средств защиты. Хранение оружия осуществляется в личном сейфе (металлическом шкафу) в служебных помещениях и по месту жительства прокуроров и следователей.

Для сотрудников прокуратуры России установлен ряд государственных гарантий при прохождении ими службы. Они связаны не только с обеспечением оплаты служебной деятельности, времени отдыха, надлежащих условий труда, но включают и обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета. Страховые суммы выплачиваются в случаях[16]:

гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, — их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя;

причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания;

причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшим профессиональной деятельностью, — в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке.

Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в перечисленных случаях является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) прокурора или следователя, причинении им телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего им имущества, которым установлено, что события не связаны с их служебной деятельностью.

Для сотрудников предусмотрены также гарантии социально-бытового характера — транспортные, жилищные, медицинские и иные. Все это зафиксировано в ст. 44 ФЗ №2202-1. Заметим, что объем льгот зависит от должности служащего прокуратуры — в наибольшей степени государство осуществляет социальное обеспечение прокуроров и следователей.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г . №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»», а именно ст. 11 вносит следующие изменения относительно социальных гарантий сотрудника прокуратуры РФ:

1. Сотрудники прокуратуры в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте определяется Правительством РФ. При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.

2. Прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры РФ, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Однако органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам или следователям во внеочередном порядке, но не позднее 6 месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. В жилых помещениях, занимаемых прокурорами или следователями, во внеочередном порядке установка телефона осуществляется по действующим тарифам. Занимаемые прокурорами и следователями жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта РФ не менее 10 лет.

Детям прокуроров и следователей во внеочередном порядке выделяются места в детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях.

Все указанные льготы предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Надлежащий интерес к государственной службе в органах прокуратуры и усиление ее влияния на результаты надзорной и иной деятельности возникают тогда, когда создается общественное признание и осознается значимость этой службы. В этих целях важно нормативно закрепить и реально обеспечить права, обязанности, государственные гарантии, существенные по своему содержанию и соответствующие сложности и ответственности возложенных на прокуратуру задач. На наш взгляд, перечень данных элементов правового статуса государственных служащих органов прокуратуры не должен быть исчерпывающим, а наоборот, его нужно уточнять, совершенствовать с учетом специфики характера и условий деятельности прокуратуры, а по мере необходимости — дополнять новыми видами.

Рассмотренные элементы правового статуса сотрудников прокуратуры подтверждают значимость и обоснованность законодательного признания службы в органах прокуратуры как одного из важнейших видов федеральной государственной службы, значимых для укрепления государства.

[1] «О Прокуратуре РФ»: Федеральный закон №2202-1 от 17 ноября 1992 г . Ст. 40. П. 1.

[2] Кожевников О.А, Кравчук В.В. Комментарий к федеральному закону «О Прокуратуре РФ». Екатеринбург: Уралюриздат, 2004. С. 156.

[3] Головина С.Ю. Правовое регулирование труда прокурорских работников. Екатеринбург, 2003. С. 11.