Меню Закрыть

Приказ о выезде военнослужащих за границу

Оглавление:

Каков порядок выезда за границу военнослужащих и лиц, имеющих доступ к гостайне?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Отдельные категории граждан, в том числе военнослужащие и граждане, допущенные или ранее допускавшиеся к сведениям, отнесенным к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах, в частности, на выезд за границу (ст. 24 Закона от 21.07.1993 N 5485-1; пп. 1, 2, 7 ст. 15 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

1. Основания временного ограничения прав граждан на выезд за границу

К основаниям временного ограничения прав граждан РФ на выезд за границу относятся, в частности (пп. 1, 2, 7 ст. 15 Закона N 114-ФЗ):

1) призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу — до окончания срока службы;

2) государственная служба (работа) в органах ФСБ — до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);

3) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к гостайне, и заключение трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из РФ, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или законодательством о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.

По общему правилу срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица с данными сведениями. При сохранении степени их секретности этот срок может быть продлен, однако он не должен превышать в общей сложности десяти лет, включая срок, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица с данными сведениями.

Оформление гражданам допуска к гостайне осуществляется по месту работы (службы) либо военным комиссариатом по месту воинского учета. Допуск граждан к гостайне предусматривает письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав. Соответствующие обязательства граждан отражаются в трудовом договоре (контракте) либо, если он не заключается, оформляются в виде расписки (п. 5, пп. «б» п. 7, п. 10 Инструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63).

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ уполномоченный орган в сфере внутренних дел или его территориальный орган выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются, в частности, основание и срок данного ограничения (ст. 16 Закона N 114-ФЗ).

2. Порядок оформления документов на выезд за границу

Выезд из РФ и въезд в РФ возможен при наличии у российского гражданина паспорта (заграничного, дипломатического или служебного) (ст. 7 Закона N 114-ФЗ).

При этом для выезда за границу военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, должны получить разрешение командования (ст. 19 Закона N 114-ФЗ).

Порядок получения паспорта регламентируется правовыми актами соответствующих федеральных органов. Рассмотрим его на примере порядка, утвержденного для военнослужащих внутренних войск МВД России. Для получения паспорта рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте рапорт (заявление) на имя уполномоченного должностного лица

Если рапорт подан военнослужащим, осведомленным в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, то решение должностного лица на выезд из РФ и возможности выдачи паспорта или о временном ограничении права военнослужащего на выезд из РФ принимается на основании документально подтвержденных фактов доступа военнослужащего к указанным сведениям с учетом их актуальности на момент рассмотрения представленного рапорта (п. п. 3 — 5 Порядка, утв. Приказом МВД России N 378).

Примечание. Решение об ограничении права на выезд из РФ может быть обжаловано в Межведомственную комиссию, а также в суд ( ст. 17 Закона N 114-ФЗ; п. 7 Порядка).

В случае если уполномоченным должностным лицом дано разрешение на получение паспорта, завизированный рапорт передается в кадровый орган (п. 8 Порядка).

Военнослужащие, осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях, составляющих гостайну, также подают рапорт на имя уполномоченного должностного лица. При этом начальник режимно-секретного подразделения делает запись на рапорте об отсутствии допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Поданный рапорт визируется уполномоченным должностным лицом и передается в кадровый орган (п. п. 13, 14 Порядка).

Шаг 2. Дождитесь согласования от органа безопасности

Кадровый орган представляет сформированный пакет документов военнослужащего в уполномоченное подразделение органов безопасности для согласования. После получения такого согласования военнослужащему выдается справка, разрешающая получение паспорта, которая представляется в государственный орган, оформляющий паспорт (п. п. 9 — 10 Порядка).

Шаг 3. Получите паспорт для выезда за границу

Военнослужащие самостоятельно получают паспорт (нового или старого образца), приложив к соответствующему заявлению необходимые документы и вышеуказанную справку. Оформление и выдачу паспорта осуществляет МВД России (п. 11 Порядка; п. п. 24, 28.1.1 — 28.3.7, 30 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 26.03.2014 N 211; п. п. 24, 26, 27, 28 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 15.10.2012 N 320; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Срок оформления паспорта гражданину, имеющему (имевшему) допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к гостайне, не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче паспорта (ч. 5 ст. 10 Закона N 114-ФЗ).

3. Порядок хранения и выдачи паспорта

Порядок хранения и выдачи паспортов также регламентируется правовыми актами соответствующих федеральных органов.

Так, например, военнослужащие и гражданский персонал органов ФСБ, имеющий допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, сдают паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после его получения в уполномоченных государственных органах, а также после возвращения из поездки за границу.

Гражданский персонал, имеющий допуск к секретным сведениям, сдает паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после принятия решения о временном ограничении права на выезд за границу.

Находящийся на хранении паспорт выдается военнослужащим для выезда за границу при наличии решения о возможности выезда за границу.

По возвращении из поездки за границу военнослужащие в пятидневный срок представляют непосредственному начальнику отчет о выезде за границу (п. п. 7 — 9 Инструкции, утв. Приказом ФСБ России от 17.04.2012 N 179).

Как оформить загранпаспорт и каков срок его действия? >>>

Как заполнить заявление на получение загранпаспорта нового поколения? >>>

Решение Верховного Суда РФ от 27 октября 2011 г. N ГКПИ11-1392 О признании недействующими пунктов 5, 157 Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. приказом Министерства обороны РФ от 31 июля 2006 г. № 250дсп

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре Ивашовой О.В., с участием прокурора Любимовой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Морараш В.В. о признании частично недействующей Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250дсп, установил:

приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250дсп утверждена Инструкция об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Инструкция). Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 сентября 2006 г. № 8235.

Морараш В.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных со сведениями, составляющими государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам. Из заявления следует, что фактически заявителем оспариваются пункты 5, 157 Инструкции.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что оспариваемые положения противоречат статье 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ), согласно которой право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне. Каких-либо ограничений для граждан, допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, данный Закон не содержит.

Как указано в заявлении, Морараш В.В. работала в военном комиссариате на различных должностях гражданского персонала, на основании оспариваемых норм была лишена допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и в связи с этим уволена.

В судебное заседание заявитель не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Министерство обороны Российской Федерации в письменных возражениях указало на то, что Инструкция утверждена в пределах предоставленных Министерству полномочий. Ограничения для гражданского персонала, установлены оспариваемыми нормами в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598 «О порядке оформления разрешения на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598), статьей 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1) и не противоречат положениям Трудового кодекса Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации в своих возражениях указало, что оспариваемые положения пунктов 5, 157 Инструкции носят разрешительный характер и поэтому нуждаются в корректировке, но поскольку прав и законных интересов заявителя не нарушают, просило в удовлетворении заявления отказать.

Смотрите так же:  Женщины в разводе льготы

Выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Виноградова В.В., Калашникова А.Н., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Любимовой И.Б., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству обороны Российской Федерации пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статьями 8, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598, и определяет порядок проведения мероприятий, связанных с выездом из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает право человека покидать любую страну, включая свою собственную.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Федеральным законом.

Так, в силу подпункта 1 статьи 15 названного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при допуске его к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, если он заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с данным Федеральным законом.

Кроме этого, статьей 19 этого же Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Одним из таких ограничений является ограничение права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

По смыслу приведенных норм, право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих.

Инструкцией предусмотрено, что военнослужащие (лица гражданского персонала) для получения разрешения на выезд за границу по частным делам обращаются по подчиненности с рапортом (заявлением). Военнослужащие (лица гражданского персонала), осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях составляющих государственную тайну, при положительном рассмотрении рапорта (заявления) соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил, указанными в пункте 5 Инструкции, в установленном порядке выезжают за границу (пункт 157); решение о выезде из Российской Федерации военнослужащих (лиц гражданского персонала) в каждом конкретном случае принимается должностными лицами, указанными в подпункте «б» пункта 5 Инструкции, в отношении подчиненных им военнослужащих (лиц гражданского персонала), осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выезжающих за границу по частным делам (абзац второй подпункта «в» пункта 5).

Таким образом, оспариваемыми положениями Инструкции установлен разрешительный порядок выезда за пределы территории Российской Федерации не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала, в т.ч. осведомленных в секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленные в сведениях, составляющих государственную тайну, что не соответствует статьям 15, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ и ограничивает право этой категории граждан на выезд из Российской Федерации.

Между тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Довод представителей Министерства обороны Российской Федерации о том, что ограничение на выезд за границу может быть установлено любому лицу, в т.ч. гражданскому служащему, если это оговорено в трудовом договоре, независимо от степени секретности носителей, основан на неправильном толковании закона.

Кроме того, согласно пункту 122 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г., ограничение на выезд из Российской Федерации не может быть применено в отношении работников, не осведомленных в сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Морараш В.В. удовлетворить частично. Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 157 Инструкции об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250дсп, в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250дсп утверждена Инструкция об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г. заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 157 Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам.

При вынесении решения суд исходил из следующего.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Федеральным законом.

Так, в силу подпункта 1 статьи 15 названного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при допуске его к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, если он заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с данным Федеральным законом.

Кроме этого, статьей 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Одним из таких ограничений является ограничение права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

По смыслу приведенных норм, право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих.

Инструкцией предусмотрено, что военнослужащие (лица гражданского персонала) для получения разрешения на выезд за границу по частным делам обращаются по подчиненности с рапортом (заявлением). Военнослужащие (лица гражданского персонала), осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях составляющих государственную тайну, при положительном рассмотрении рапорта (заявления) соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил, указанными в пункте 5 Инструкции, в установленном порядке выезжают за границу (пункт 157); решение о выезде из Российской Федерации военнослужащих (лиц гражданского персонала) в каждом конкретном случае принимается должностными лицами, указанными в подпункте «б» пункта 5 Инструкции, в отношении подчиненных им военнослужащих (лиц гражданского персонала), осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выезжающих за границу по частным делам (абзац второй подпункта «в» пункта 5).

Смотрите так же:  Документы для вступления в наследство после смерти супруга

Таким образом, оспариваемыми положениями Инструкции установлен разрешительный порядок выезда за пределы территории Российской Федерации не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала, в т.ч. осведомленных в секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленные в сведениях, составляющих государственную тайну, что не соответствует статьям 15, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ и ограничивает право этой категории граждан на выезд из Российской Федерации.

Между тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2011 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения (Дело № ГКПИ11-1392, КАС11-732).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Выезд за границу

Выезд за границу

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014)
Статья 15. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»
I.3. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска лиц к государственной тайне:
первая форма — для лиц, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для лиц, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для лиц, допускаемых к секретным сведениям.

Посему персонал с третьей формой допуска ограничений по выезду из РФ не имеет.
Это без учетов указаний и телеграмм.

Новые правила выезда за границу РФ для военнослужащих, сотрудников госструктур

Новые правила выезда за границу РФ для военнослужащих, сотрудников госструктур

Позволить себе провести отпуск за рубежом может далеко не каждый россиянин. И речь не всегда идет о финансовых проблемах. Законодательно ограничен выезд за границу госслужащим целого ряда организаций. Некоторые такие запреты зафиксированы в законодательстве, хотя многие носят рекомендательный характер.

Кто не сможет выехать

Запрет на посещение некоторых стран для многих категорий госслужащих был введен в 2016 году. Он действует в случаях, когда работа сотрудника связана с секретными данными или для служащих силовых ведомств. Период ограничений составляет время, прописанное в контракте госслужащего или его трудовом соглашении.

Несмотря на существование ограничений, бывают ситуации, когда поездка необходима. Запрет на выезд сотрудникам МВД за границу можно обойти законным путем — надо получить разрешение командования. Такой разрешительный документ обязаны получать служащие таких структур:

  • военное ведомство;
  • внешняя разведка;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС;
  • структуры исполнения наказаний.

Ограничения выезда за границу гражданского персонала МО РФ и других ведомств накладываются преимущественно по двум причинам. Первая направлена на охрану государственной тайны, а вторая — результат сложной политической обстановки. Законодательный запрет поездок за границу на этих основаниях имеет рекомендательный характер, но, несмотря на это, на практике его нелегко обойти.

Необходимость беречь государственные секреты, а также осложнение международных отношений привели к ограничениям выезда госслужащих. Для военнослужащих составлен список держав, в которые выезд запрещен. Но есть и государства, для поездок в которые отсутствуют ограничения.

Куда выезд запрещен

Этот перечень возглавляют США и страны НАТО. Из-за неспокойной политической ситуации военнослужащим запрещено ездить отдыхать в Египет, Турцию, Израиль. Нельзя посещать мусульманские страны с сильными позициями ваххабитов. Вполне объяснимо, что запрет касается Украины, Прибалтийских государств.

В списке перечислены 150 стран, но в связи с постоянно меняющейся политической обстановкой в мире, в случае предполагаемой поездки госслужащего за границу рекомендуется удостовериться, нет ли этой страны в его составе. Найти нужные сведения можно на сайте МИДа.

Туроператор САН-ТУР предлагает военнослужащим, сотрудникам госструктур:

— получить «из первых рук» специально разработанные туры с прямым перелетом в страну, в которую выезд разрешен: : Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Доминиканская Республика, Индия, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Казахстан, Куба, Камерун, Киргизия, Китай, Марокко, Мьянма, Намибия, Никарагуа, ОАЭ, Оман, Таиланд, Таджикистан, Тунис, Шри-Ланка, ЮАР. (всего 27 стран ) Исключены из предыдущего перечня страны: Андорра, Венгрия, Молдавия, Норвегия, Словения, Украина, Хорватия и Черногория.

— подобрать для вас тур как по индивидуальным маршрутам, так и по массовым направлениям;

— скидки на все туры от 3-7%. Бронирование туров для военнослужащих, сотрудников госструктур — по ссылке.

Адрес: 125252 г. Москва, ул. Зорге, 18.

Контакты: +7 (495) 774-37-38, WhatsApp: +7 (985) 774-37-38. Обращайтесь в любое время, ответим на все Ваши вопросы.

Особенности для военнослужащих

Выезд военнослужащих за границу в 2018 году регламентирован законом 114-ФЗ (от 15.08.1996 в редакции от 29.07.2017). Исходя из его положений, ограничения применяются к следующим категориям служащих:

  • допущенных к государственным секретам. Для этих граждан ограничения остаются действительными в отрезок времени в 5 лет от того дня, когда они последний раз имели дело с секретными сведениями. Это общая практика, но в некоторых особых случаях срок увеличивается до 10 лет;
  • контрактникам ФСБ, пока не закончился контракт;
  • служащим в рядах Вооруженных сил (ВС).

Подобные ограничения не распространяются на членов семей военнослужащих — они могут беспрепятственно выезжать за рубеж. Выезд за границу военнообязанного ничем не ограничен. Однако не стоит планировать заграничные поездки на период призыва в ряды ВС. Когда возникает острая необходимость в поездке за границу, военнослужащий должен написать раппорт, и если ответ командования будет положительным, ему выдадут на руки справку, разрешающую получить загранпаспорт и выехать за рубеж.

Представителям силовых структур

Служба в силовых структурах накладывает на человека некоторые ограничения. Прежде всего, это организация режима секретности при выезде за границу. Все служащие силовых структур повинуются системе, при которой обязательно подчинение по вертикали власти. С целью сохранности секретной информации, к которой имеет доступ служащий силовых структур, выехать за границу он может только с позволения командования.

Чтобы получить его, сотрудник пишет рапорт на выезд за границу. В нем он указывает страну посещения, период нахождения, цель поездки. В раппорте надо описать маршрут, вид транспорта. Служащий силовой структуры должен перечислить и лиц, в сопровождении которых он планирует выезд за границу, источник финансирования поездки. Заявление на выезд за границу госслужащим составляется по типовой форме, изучить образец можно на нашем сервисе.

Сотрудникам МВД

Ограничения выезда на отдых за рубеж сотрудникам МВД связаны с тем, что полицейские, следователи, чиновники миграционных структур, служащие Госнаркоконтроля по долгу деятельности допускаются к секретным сведениям. Ограничения носят характер рекомендации. Куда можно ехать отдыхать сотрудникам полиции, проще всего уточнить на сайте МИДа, где актуализируются списки стран, поездки в которые не рекомендуются. Снять ограничения можно путем подачи рапорта руководству.

Выясняя ответ на вопрос, могут ли работники прокуратуры выезжать за границу, стоит вспомнить приказ Генерального прокурора 2014 года (№ 201). Этот документ накладывает ограничения на заграничные поездки работников органов надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов. Основанием для издания приказа стала усложнившаяся международная ситуация, санкционная политика стран Запада в отношении России и увеличение количества провокаций и вербовочных мероприятий по отношению к ее гражданам.

Каждый сотрудник ФСБ при поступлении на службу заключает служебный контракт. Могут ли сотрудники ФСБ выезжать за границу? На время действия контракта это запрещено. Исключения возможны только при наличии уважительных поводов для поездки:

  • тяжелая болезнь ближайших родственников, проживающих за границей;
  • на похороны, посещение захоронений членов семьи;
  • по вопросам наследования имущества;
  • с целью лечения (если адекватное невозможно получить в РФ).

Поездка станет возможна после подачи рапорта для снятия ограничений на выезд за рубеж. Если состояние здоровья иностранных родственников или служащего ФСБ не вызывает опасения, подать рапорт надо за три месяца до поездки за границу. К обращению прикрепляются бумаги, подтверждающие основания для снятия ограничения на выезд в другую страну. После получения разрешения от руководства ФСБ, служащий может выехать за границу. По окончании поездки он должен сдать загранпаспорт уполномоченному лицу учреждения на хранение.

Военнослужащим Росгвардии

Эта, недавно созданная приказом Президента силовая структура, была сформирована на основе войск МВД. Разрешен ли выезд за границу сотрудникам Росгвардии? Следует отметить, что личный состав этой структуры формируется за счет гражданских сотрудников и военных, которые набираются по контракту и из числа призывников. Исходя из этого, выезд за границу этих категорий регулируется разными порядками и подчиняется соответствующим правилам.

Работникам таможни

Как и специалистам многих других государственных и силовых структур, сотрудникам таможни не рекомендован выезд за границу. Но ограничения наложены только на тех представителей таможенной службы, которые имеют доступ к государственным тайнам. Этим служащим снять ограничение можно путем написания соответствующего рапорта на имя вышестоящего руководства.

Сотрудникам МЧС

В структуре МСЧ присутствуют и воинские подразделения, но есть и гражданские сотрудники. Приказ МЧС о выезде за границу 2018 года регулирует выезд должностных лиц, допущенных к сведениям с грифом «Государственная тайна». Такой порядок существовал и ранее. Ограничения на выезд прочих служащих МЧС носят рекомендательный характер. Выезд за границу они осуществляют с учетом политической обстановки в посещаемой стране и личных жизненных обстоятельств.

Смотрите так же:  Льготная пенсия овд

Процедура получения разрешения на поездку

Для сотрудников вышеописанных структур, имеющих доступ к гостайне, ограничения на заграничные путешествия снимаются в следующем порядке.

  1. Госслужащий, в планах у которого стоит выезд за границу, должен написать на имя руководителя заявление (рапорт). В документе фиксируются следующие сведения: страна, выбранная для визита; цель путешествия; дата выезда и возвращения; источник финансирования; транспорт; реквизиты турагенства, приглашающего лица.
  2. Командование на рапорте ставит отметку о степени доступа к секретам государства сотрудника, в случае положительного решения — разрешительную визу, передает в отдел кадров учреждения.
  3. Уполномоченный сотрудник проверяет рапорт и отмечает наличие или отсутствие ограничений на заграничные поездки, на основании которых выдается разрешение или отказ.

Существуют и иные ограничения для граждан РФ при выезде за границу. Они налагаются на лиц независимо от их места работы и регулируются наличием банковского, коммунального долга, неоплаченных штрафов, налогов, алиментов. Где проверить задолженность перед выездом за границу? Каждый гражданин должен знать о наличии обязательств, но, тем не менее при планировании отпуска с поездкой за границу следует уточнить, нет ли ограничений из-за долгов.

Есть разные методы проверок. Наиболее простой — через интернет. Онлайн-проверки позволяют сделать ведомства на своих официальных сайтах: налоговой службы, судебных приставов. Проверить неоплаченные штрафы можно на «Госуслугах». Уточнить наличие банковской задолженности можно быстро через службу кредитных историй.

Если ограничений нет, какие документы нужны при выезде за границу? Помимо загранпаспорта, при поездке в страну с визовым режимом надо оформить визу, туристический ваучер, приглашение, медицинскую страховку. Это основные документы, перечень которых может быть расширен, так как для посещения некоторых стран выставлены дополнительные требования.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 28 Ноябрь 2018 в 0:02 и находится в рубриках Новости.

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 179 г. Москва «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и граж данского персонала органов федеральной службы безопасно сти из Российской Федерации по частным делам»

Изменения и поправки

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24451

В целях реализации Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 1 , Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» 2 , Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» 3 , постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» 4 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам.

2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 17 апреля 2003 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2003 г., регистрационный N 4527) и от 24 ноября 2010 г. N 580 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2010 г., регистрационный N 19285).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и Управление собственной безопасности ФСБ России.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Директор А. Бортников

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52 (ч. I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, ст. 28, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. I), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340.

2 Российская газета, 1993, 21 сентября, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267, N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5929; 2008, N 14, ст. 1412.

Инструкция о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам

1. Право на выезд военнослужащих органов федеральной службы безопасности 1 , федеральных государственных гражданских служащих и работников 2 органов безопасности из Российской Федерации по частным делам 3 может быть временно ограничено до окончания срока контракта о прохождении военной службы, служебного контракта, трудового договора 4 , а также в иных случаях, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

2. Военнослужащие и гражданский персонал выезжают за границу с разрешения должностных лиц органов безопасности, которым предостав лено право разрешать выезд за границу 5 , перечень которых определяется Директором ФСБ России 6 .

3. Для оформления решения о возможности выезда за границу и при необходимости оформления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации 7 , военнослужащие и гражданский персонал не позднее чем за три месяца до планируемого выезда (за исключением случаев, связанных с тяжелым состоянием здоровья или смертью близких родственников 8 , близких родственников супруга (супруги), и иными обстоятельствами, не терпящими отлагательства) подают рапорт (заявление) на имя уполномоченного должностного лица (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

4. По результатам рассмотрения рапорта (заявления) принимается решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации 9 (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

При этом в отношении военнослужащих и гражданского персонала, имеющих допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, также принимается решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы защиты государственной тайны.

Военнослужащие и гражданский персонал, в отношении которых составлено решение, знакомятся с его содержанием под роспись с проставлением даты ознакомления.

5. Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих, а также гражданского персонала, ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих случаях:

— необходимость посещения родителей, родителей супруга (супруги);

— тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, близких родственников супруга (супруги), на основании подтверждающего болезнь или смерть близкого родственника документа, оформленного в установленном порядке;

— необходимость прохождения лечения;

— посещение могил близких родственников;

— принятие мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации.

В других исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих и гражданского персонала по согласованию с Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора — руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России — руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, статс-секретарем — заместителем Директора ФСБ России, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России 10 .

Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненного гражданского персонала, не ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, и в иных случаях и на иной срок.

6. Для оформления военнослужащему паспорта подразделение кадров органа безопасности (войсковой части), наделенного полномочиями выдавать справки установленной формы 11 , при наличии решения о возможности выезда за границу выдает справку военнослужащему для представления в соответствующий уполномоченный государственный орган.

7. Военнослужащие и гражданский персонал, имеющий допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, сдают паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после его получения в уполномоченных государственных органах, а также после возвращения из поездки за границу.

Гражданский персонал, имеющий допуск к секретным сведениям, сдает паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после принятия решения о временном ограничении права на выезд за границу.

8. Находящийся на хранении паспорт выдается военнослужащим и гражданскому персоналу для выезда за границу при наличии решения о возможности выезда за границу.

9. По возвращении из поездки за границу военнослужащие и гражданский персонал в пятидневный срок представляют непосредственно му начальнику отчет о выезде за границу.

1 Далее — военнослужащие, органы безопасности соответственно.

2 Далее — гражданский персонал.

3 Далее — за границу.

4 Подпункт 7 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

5 Далее — уполномоченное должностное лицо.

6 Военнослужащие, замещающие отдельные должности, выезжают за границу в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 38-рп.

7 Далее — паспорт.

8 Близкими родственниками согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации являются родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 11; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 30, ст. 3808; 2008, N 17, ст. 1756; N 27, ст. 3124; 2010, N 52 (ч. I), ст. 7001; 2011, N 19, ст. 2715; N 49 (ч. I), ст. 7041).

9 Далее — решение, если не оговорено иное.

10 Согласование осуществляется по линии курирования (подчиненности). Применительно к военно служащим и гражданскому персоналу территориальных органов безопасности согласование осуществляет ся с руководителем Службы организационно-кадровой работы ФСБ России.

11 Форма справки приведена в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598.