Меню Закрыть

Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов бессрочная

Оглавление:

Срок действия лицензий на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов и эксплуатацию химически опасных производственных объектов

Предприятие имеет бессрочную лицензию от 08.12.2009 на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» и лицензию от 05.09.2008 на вид деятельности «Эксплуатация химически опасных производственных объектов», предоставленную на срок до 05.09.2013. Документы на переоформление лицензии были поданы в Енисейское управление Ростехнадзора 18.06.2013. Документы были возвращены с сопроводительным письмом, где сказано, что провести проверку в установленные сроки по причине изменения законодательства не предоставляется возможным, пакет документов возвращается. Действие лицензии на вид деятельности «Эксплуатация химически опасных производственных объектов» заканчивается 01.09.2013. В соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона 22-ФЗ от 04.03.2013 «О внесении изменений в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии сохраняют свое действие и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов.

Предприятию предоставлена лицензия на вид деятельности «Эксплуатация химически опасных производственных объектов» 01.09.2008 (а именно до 01.07.2013).

Просим вас разъяснить, в течение какого срока лицензия будет сохранять свое действие и порядок действий предприятия по дальнейшему ее переоформлению.

Предоставленные вам лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и на эксплуатацию химически опасных производственных объектов действуют бессрочно, переоформлять их не требуется. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Перечень видов деятельности, в том числе в области промышленной безопасности, на которые требуются лицензии, приведен в ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

До вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» лицензированию подлежал такой вид деятельности как «эксплуатация химически опасных производственных объектов» (абз.13 п.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

О действии лицензий, которые были выданы до вступления в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (03.11.2011) см.ст.22 указанного федерального закона.

В соответствии с п.3 и 4 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на указанные в части 1 статьи 12 указанного Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу указанного Федерального закона (03.11.2011), действуют бессрочно. Предоставленные до дня вступления в силу указанного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Обращаю ваше внимание на то, что ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривал в абз.30 п.1 ст.17 лицензирование «эксплуатации химически опасных производственных объектов».

Таким образом, наименование лицензируемого вида деятельности «эксплуатация химически опасных производственных объектов» не изменилось. Следовательно, если ваша лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов содержит перечень работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе указанного вида деятельности, то она действует бессрочно, переоформление не требуется.

В соответствии с п.5 ст.10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333_33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу указанного Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Таким образом, предоставленные вам лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и на эксплуатацию химически опасных производственных объектов действуют бессрочно, переоформлять их не требуется. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Обращаю ваше внимание на то, что опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов до вступления в силу Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ (15.03.2013) подлежат перерегистрации с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года (статья 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ).

В настоящее время на основании абз.12 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III класса опасности

Вам необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1, 2, 3 класса опасности?

Обратившись к услугам Инженерно – консалтингового центра «ЭкспертПро», вы получаете сразу комплекс услуг, избежав ненужных хлопот и затратив минимум усилий и времени.

Специалисты нашей компании проведут анализ имеющейся документации и ситуации в целом на соответствие опасного производственного объекта лицензионным требованиям. При необходимости, мы разработаем программу устранения несоответствий, которые мы так же можем взять на себя. После приведения объекта в соответствие лицензионным требованиям мы подготовим все необходимые документы для получения лицензии и организуем подачу документов, а также проконтролируем все сопутствующие действия.

Взрывопожароопасные производственные объекты подлежат обязательному лицензированию в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Получение Лицензии Ростехнадзора на ОПО

Лицензия на эксплуатацию ОПО

Этот документ является основным документом, подтверждающим законность определенного рода деятельности:

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (взрывопожароопасный и/или химически опасный производственный объект l, ll и lll класса опасности) обязана получить Лицензию на ОПО.

В случае отсутствия Лицензии на эксплуатацию ОПО (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, лицензии на эксплуатацию химически опасного объекта) организации грозят штрафы и приостановка деятельности до устранения всех нарушений.

Документ регламентирующий получение Лицензии: Постановление правительства №492 от 10 июня 2013 года «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Смотрите так же:  Госпошлина замены прав по истечению срока в 2018 году

Скачать Постановление правительства №492 от 10 июня 2013 года.

Лицензирование ОПО: порядок получения

Для получения лицензии предприятие должно обратится в соответствующий надзорный орган самостоятельно или прибегнуть к помощи профессионалов. При этом из-за необходимости в большой информированности при решении данного вопроса самостоятельное получение лицензии очень затруднительно.

Мы занимаемся разработкой многих видов разрешительных документов в области промышленной безопасности, а так же сопровождением при их согласовании в контролирующих органах, поэтому точно знаем, как осуществить получение, продление или переоформление лицензии на ОПО и поможем Вам решить множество вопросов, касающихся данного вопроса.

После подготовки заявления и подачи документов на получение лицензии на ОПО, инспектора ведомства рассматривают предоставленный пакет документов, после чего принимают решение об их соответствии или несоответствии лицензионным требованиям. Вся документация должна быть подготовлена профессионально.

В случае некомплектности пакета документов (документы на лицензию ОПО) или несоответствия представленной информации, в получении лицензии на эксплуатацию ОПО может быть отказано.

Во избежании проблем с оформлением документации и получения лицензии лучше обратится к услугам профессионалов. Специалисты нашей компании помогут Вам получить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта в кратчайшие сроки, избавив от лишних переживаний и сэкономив Вам времени.

Продление Лицензии и последствия отсутствия лицензии на предприятии

Так как срок действия лицензии на ОПО определен Федеральным Законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», то лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности являются бессрочными.

Лицензии, выданные Ростехнадзором ранее с указанием в них срока окончания действия переоформлению не подлежат.

Штраф за отсутствие лицензии Ростехнадзора

Ответственность за отсутствие Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности определена статьей 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;

— на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;

— на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;

— на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;

— на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечание 1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности ОПО понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством РФ.

Примечание 2. За административные правонарушения, предусмотренные статьей 9.1 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как юридические лица.

Как определяется стоимость получения лицензии?

Полная цена услуг по оформлению Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта 1, 2 и 3 класса опасности всегда определяется индивидуально, после проведения аудита на соответствие лицензионным требованиям.

Стоимость получения Лицензии очень сильно зависит текущей ситуации на предприятии относительно выполнения / невыполнения лицензионных требований.

Обратившись к нам Вы получите бесплатный аудит Вашего предприятия и полную (реальную) стоимость услуг «под ключ».

Получение Лицензии Ростехнадзора на ОПО

Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III класса опасности

Эксплуатация взрывопожароопасного и химически опасного ПО невозможна без специального разрешения, положительного экспертного заключения или декларации относительно промышленной безопасности ОПО. Лицензия является официальным документом, регламентируемым правовыми актами — Положением «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» и ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Осуществляет лицензирование уполномоченный территориальный орган в лице Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному контролю, то есть Ростехнадзор. Срок действия разрешения бессрочное, при условии неизменности прописанных в документе положений. Для объектов 4 класса опасности лицензия не предусматривается.

На что выдается разрешение?

Утверждается заключение на определенные виды деятельности:

  • применение, получение, хранение, эксплуатацию, транспортировку, оборот и утилизацию опасных веществ, несущих угрозу окружающей среде и здоровью человека;
  • использование на предприятии оборудования, функционирующего от пара, воды или газа под высоким давлением — более чем 0,07 мегапаскаля;
  • проведение горнодобывающих работ, а также действия по переработке полезных ископаемых;
  • получение цветных и черных металлосплавов с использованием приборов, рассчитанных на объем в 0,5 т и более.

Дополнительно в постановление РФ в 2014 году включено лицензирование переработки и хранения растительного сырья, включая зерно, вследствие которых образуются пылевоздушные смеси повышенного риска возгорания.

Порядок оформления разрешения

Для получения лицензии на эксплуатацию опасных ОПО, в контролирующий организацию (Ростехнадзор) соискателю нужно предоставить:

  • письменное заявление в соответствии с формой ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • копии документов, подтверждающих законность промышленной деятельности, а также правомерность использования строительного объекта;
  • реквизиты документов о вводе производства в работу и техническом соответствии устройств;
  • дубликаты страховок, договоров с аварийно-спасательными службами, планов мероприятий по устранению и локализации аварий ПО, аттестации руководителя и пр.;
  • копию положения о промбезопасности;
  • перечень систем управления и приборов контроля и т. д.

Более подробно о списке документов изложено в Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически небезопасных ПО 3-х классов опасности.

Срок действия лицензии на ОПО

Вопрос-ответ по теме

Вопрос по лицензии ОПО (опасных производственных объектов) лицензия от 21.06.2012 бессрочная теперь Роспотреб надзор заставляет переоформить и за это 80 т. правомерно ли это? Требуется ли переоформление?

Нет, не требуется, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности является бессрочной.

Срок действия лицензии на ОПО определен Законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В п. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ указано, лицензия действует бессрочно. Лицензии с указанием в них срока окончания действия, выданные Ростехнадзором ранее вступления в Закона силу, переоформлению не подлежат.

Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 № «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, по правилам которого выдаются и переоформляются лицензии на ОПО, не содержит указаний на срок лицензии.

Из Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Статья 9. Действие лицензии

1. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Смотрите так же:  Требования к оформлению справки гибдд

3. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

4. Лицензия действует бессрочно.

5. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

12) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;*

13) эксплуатация химически опасных производственных объектов»

Необходимо ли переоформлять лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов

Вопрос-ответ по теме

У организации имеется лицензия на эксплуатацию взрывопожарорпасных производственных объектов, выданная Ростехнадзором. Срок окончания лицензии — 04 сентября 2014г. Необходимо ли переоформлять данную лицензию на новый срок, учитывая изменения ФЗ №22 от 04.03.2013 г. или же она будет являться бессрочной автоматически? Вид деятельности мы не меняли.

Здесь все зависит от того, менялось ли наименование лицензируемого вида деятельности , осуществляемого организацией, или нет. Если не менялось, то имеющаяся лицензия действует бессрочно на основании п. 2 ст. 22 Закона № 99-ФЗ. Если менялось – то лицензию придется переоформить в порядке, установленном статьей 18 указанного Закона. Действовать переоформленная лицензия будет тоже бессрочно (п. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

«Статья 9. Действие лицензии

4. Лицензия действует бессрочно.*

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:*

12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;*

Статья 22. Заключительные положения

3. Лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.*

4. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно*».

Является ли лицензия на осуществление деятельности — эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов бессрочной

Вопрос-ответ по теме

Наше ЗАО имеет лицензию на осуществление деятельности — эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Срок действия лицензии с 13.07.2009 г. по 13.07.2014 г. Является данная лицензия бессрочной, если предприятие не меняло реквизиты, наименование? Если да, то на какой Закон опираться?

Да, такая лицензия действует бессрочно и предоставляет право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в ней.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для упрощенки .

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

«Статья 9. Действие лицензии

4. Лицензия действует бессрочно*».

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«Статья 10

5. Предоставленные до 1 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях.* К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

О лицензировании ОПО

Вопрос-ответ по теме

В ФЗ 99 были внесены изменения в наименование лицензируемого вида деятельности, к «эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» добавлено » 1, 2,3 классов опасности». При этом в самом 99 ФЗ есть нормы, которые указывают на необходимость переоформления лицензии на ОПО, и есть норма, которая указывает, что выданная ранее лицензия приобретает статус бессрочной. Вопрос: Если необходимо переоформлять ранее выданную лицензию, то в какие сроки?

Выданные до 03.11.2011 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов должны действовать бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона о лицензировании) и переоформлять их не требуется.

В ч. 4 ст. 22 ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ предусмотрено дополнительное основание для переоформления по истечении срока их действия лицензий, выданных ранее (до вступления в силу Закона о лицензировании, то есть до 03.11.2011), — если изменено наименование лицензируемого вида деятельности или лицензия не содержит перечня работ и услуг, выполняемых (оказываемых) в составе данного вида деятельности.

Однако в отношении эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов с принятием Закона о лицензировании наименование данного вида деятельности не менялось, а включение в лицензию (приложение к лицензии, которое является ее неотъемлемой частью) перечня видов работ и услуг было предусмотрено и ранее.

Тем не менее, по смыслу приведенных положений, обязанность переоформлять лицензию возникает только в том случае, если наименование указанного в ней вида деятельности изменено в первоначальной редакции ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Таким образом, в соответствии с ч.3 ст.22 ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (на 03.11.2011 г. — момент вступления в силу ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), действуют бессрочно. Аналогичные разъяснения содержатся к примеру и в ответе Волжско-Окского управления Ростехнадзора, и в Постановлении 13 ААС от 22.06.2015 № А56-78935/2014.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление 13 ААС от 22.06.2015 № А56-78935/2014

«Открытое акционерное общество «Северсталь», место нахождения: 162608, г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН: 1023501236901 (далее – ОАО «Северсталь», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, ул. Маховая, д. 3 (далее – Ростехнадзор, заинтересованное лицо) № 54-5841-2150/ПР от 16.09.2014.

Решением суда от 03.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Северсталь», ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований Общество ссылается на часть 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой ранее выданные лицензии на указанные в части 1 статьи 12 Закона виды деятельности, срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Закона, действуют бессрочно.

Смотрите так же:  Расписка в получении трудовой книжки на руки при увольнении образец

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании 08.06.2015 судом был объявлен перерыв до 15.06.2015 в соответствии со статьей 163 АПК РФ. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 16.09.2014 Ростехнадзором на основании распоряжения от 01.09.2014 № 54-21-52-53-5841/Рк, от 09.09.2014 № 54-5979/РК-и в период с 09.09.2014 по 16.09.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре.

В ходе проверки Ростехнадзором установлено, что Обществом нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», части 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: лицензии на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов № ВП-00-009602 (ГЖКМС) от 06.03.2009, на эксплуатацию химических опасных производственных объектов №00-ЭХ-002212 (ЖМ) от 30.12.2008, выданные Ростехнадзором, по истечении срока действия не переоформлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 16.09.2014 № 54-21-52-53-5841-5233/А.

16.09.2014 Обществу было выдано предписание № 54-5841-2150/ПР, в соответствии с пунктом 1 которого надлежало в срок до 16.12.20014 переоформить ранее выданные лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов № ВП-00-009602 (ГЖКМС) от 06.03.2009, на эксплуатацию химических опасных производственных объектов №00-ЭХ-002212 (ЖМ) от 30.12.2008, выданные Ростехнадзором.

Не согласившись с законностью пункта 1 указанного предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив, что указание в оспариваемом предписании требования об устранении выявленных нарушений не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, отказал в удовлетворении заявления.

Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя заинтересованного лица, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что принятый судом первой инстанции судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Пунктом 1 статьи 9 указанного Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что заинтересованное лицо в своих суждениях не отделяет понятия виды лицензируемой деятельности и перечень работ, которые выполняются в составе указанных видов деятельности.

Из материалов дела следует, что лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-00-009602 (ГЖКМС) была выдана Обществу со сроком действия до 06.02.2014, а лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов № 00-ЭХ-002212 (ЖМ) — со сроком действия до 30.12.2013.

03.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ), согласно части 3 статьи 22 которого ранее выданные лицензии на указанные в части 1 статьи 12 данного Закона виды деятельности, срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.

В данном Законе, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, была закреплена бессрочность действия выдаваемых на его основе лицензий (пункт 4 статьи 9).

В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона № 99-ФЗ обязательному переоформлению подлежали лицензии только на те виды деятельности, наименование которых на дату вступления в силу указанного Федерального закона было изменено, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности.

Материалами дела подтверждается, что на дату вступления в силу Закона № 99-ФЗ (то есть, на 03.11.2011) наименование видов деятельности, на которые Обществом были получены указанные выше лицензии (эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов) не изменилось.

При этом, обе выданные Обществу лицензии содержали перечни работ, которые выполняются Обществом в составе указанных видов деятельности.

Таким образом, с 03.11.2011 на основании части 3 и 4 статьи 22 Закона № 99-ФЗ выданные Обществу до дня вступления в силу указанного закона лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-00-009602 (ГЖКМС) и на эксплуатацию химически опасных производственных объектов № 00-ЭХ-002212 (ЖМ) стали считаться бессрочными (то есть, не имеющими срока действия), вне зависимости от того, какой срок действия указанных лицензий был установлен в момент их выдачи Обществу.

Кроме того, 15.03.2013 Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в Закон № 99-ФЗ были внесены изменения, согласно которым лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов были объединены в одну лицензию — на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

При этом, согласно пункту 5 статьи 10 указанного Федерального закона предоставленные до 01.07.2013 лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, И и III классов опасности.

Следовательно, объединение с 01.07.2013 деятельности на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и деятельности на эксплуатацию химически опасных производственных объектов в одну лицензию (лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) не повлекло обязанности переоформления ранее выданных Обществу лицензий и на основании пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ они сохранили свое действие после 01.07.2013.

Суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на часть 6.1. статьи 22 Закона N 99-ФЗ, согласно которой изменение перечня работ, выполняемых в составе конкретных видов деятельности по ранее выданной лицензии, влечет необходимость ее переоформления, поскольку часть 6.1. статьи 22 Закона № 99-ФЗ была введена в действие Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ, вступившим в законную силу только 15.11.2014, то есть до вынесения оспариваемого в настоящем деле предписания (16.09.2014).

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что указание в пункте 1 оспариваемого предписания требования об устранении выявленных нарушений путем переоформления лицензий противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, возлагает на него не обусловленные требованиями закона обязанности в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, приведшим к принятию ошибочного решения по существу, а пункт 1 оспоренного предписания подлежит признанию недействительным».