Меню Закрыть

Наглядное пособие по логопедии

Наглядное моделирование в работе логопеда деткого сда. Пособие «Волшебный стол»

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

  • знакомство с графическим образом модели;
  • дешифровка модели;
  • непосредственно работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Использование моделей на логопедических занятиях ставит своей целью формирование представлений об основных признаках и структуре изучаемых объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работа с моделью предполагает определенный уровень сформированности умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), что должен учитывать логопед при выборе моделей. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.

Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки. Например, я в своей работе использую пособие «Волшебный стол».


Фото 1

При создании этого пособия я использовала модели, предлагаемые Т.А. Ткаченко, И.В. Скворцовой, а также общепринятые обозначения и схемы (например, обозначение красным цветом гласного звука, синим – твердого согласного, зеленым – мягкого согласного и др.). Остальные модели придумала сама.

Для создания пособия был сделан круглый детский стол. Столешница с помощью самоклеящейся пленки была разделена на сектора, в каждый из которых была помещена модель того или иного задания, используемого на моих занятиях. В центре стола – легко вращающаяся стрелка. Все модели из секторов стола продублированы на карточках.


Фото 2

Секторы «Волшебного стола»:

1 блок – формирование лексико-грамматических представлений.

  • «Скажи чей?» (образование притяжательных прилагательных)


Рис. 1

  • «Скажи ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением)


Рис. 2

  • «Большой, еще больше, самый большой» (образование сравнительной степени прилагательных)


Рис. 3

  • «Один-много» (образование множественного числа)


Рис. 4

  • «Мой или моя?» (определение рода существительных)


Рис. 5

  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов)


Рис. 6

  • «Скажи так же» (подбор синонимов)


Рис. 7

  • «Маленькое слово» (использование предлогов) – один предлог на столе, остальные на карточках. Приложение 1.


Рис. 8

2 блок – работа со звуками.

  • «Расскажи про звук» (анализ звука: гласный-согласный; твердый-мягкий; звонкий- глухой)


Рис. 9

  • «Где звук?» (определение места звука в слове)


Рис. 10

  • «Раздели слово на части» (деление слова на слоги)


Рис. 11

3 блок – развитие словаря и связной речи.

  • «Назови детенышей животных»


Рис. 12


Рис. 13

  • «Назови слова-родственники» (образование однокоренных слов)


Рис. 14

  • «Слово одно, а значений много» (работа с многозначными словами)


Рис. 15

И последний сектор «Вопрос» — сектор сюрпризов для ребят и возможность для логопеда включить в занятие любое другое задание, которого нет на столе.


Рис. 16

Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.

Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Работать с таким столом не сложно. Сначала мы изучали модели на карточках, обычно на индивидуальных занятиях, а потом перешли к столу. Варианты выбора модели:

  • Логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку).
  • Логопед выбирает модель (поворачивает стрелку) – дети рассказывают в чем суть задания.
  • Дети сами выбирают модель (задание).

Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных занятиях.

Каким образом я использовала это пособие на занятиях. По-разному, можно предложить детям поиграть в «Поле чудес» (на барабан из этой передачи больше всего и похож мой стол), только изменить правила, сказав, что в каждом секторе будут не баллы, а задания. Можно поиграть в «Угадалки», когда по наводящим вопросам или фразе дети угадывают сектор. Но чаще всего пособие даже не требует специального обыгрывания, «Волшебный стол» сам по себе достаточно интересен детям.

Схема использования самой модели при работе над звукопроизношением чаще всего была такова: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку или поворачиваем стрелку).

Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар, сыр, ковер, нора, гора, дыра, перо.

  • Сектор «Скажи ласково» — ручка, рыбка, шарик, сырок, коврик, норка, горка, дырка, перышко.
  • Сектор «Один-много» — руки, рыбы, шары, сыры, ковры, норы, горы, дыры, перья.
  • Сектор «Мой или моя?» — рука, рыба, нора, гора, дыра — моя, шар, сыр, ковер – мой, перо — моё.

Самым, на мой взгляд, большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы я слышу в середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом моей работы.

Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся — повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.

Смотрите так же:  Оформить постройку дома

Список литературы:

  1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  2. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т.А.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  3. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И.В. – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.

Наглядно-дидактические пособия по логопедии «Логоцветик» для детей с речевыми нарушениями

Наталия Яковлева
Наглядно-дидактические пособия по логопедии «Логоцветик» для детей с речевыми нарушениями

Наглядно-дидактические пособия по логопедии «Логоцветик» для детей с речевыми нарушениями

Яковлевой Наталии Михайловны

СП «Детский сад «Сказка»

ГБОУ гимназии № 1

Форма пособия

Такая форма в виде цветка позволяет разделить ее на множество секторов с центром. На фото можно увидеть три разных пособия на одинаковой основе. У каждого «Логоцветика» своя цель, что и как донести до ребенка. Пособия созданы таким образом, чтобы у детей во время игры были задействованы не один анализатор, а несколько. Главной же задачей остается развитие речи дошкольника. Пособия предназначены для дошкольников 5-7 лет.

Наглядно-дидактическое пособие по логопедии «Логоцветик» по образованию относительных прилагательных

Инструкция (фото 1)

Предварительно ребёнок называет все картинки на «Логоцветике».

Затем логопед предлагает «сделать сок». Ребёнок ведёт пальцем от любого фрукта, овоща к центру в стакан мальчика, произнося фразу : «Я люблю арбузный сок» (примечание: арбуз – ягода). Затем задание по словообразованию можно усложнить: «Я люблю яблочно-виноградный сок» и так далее.

Предназначено для ребёнка (детей) 5-7 лет с ОНР 3 и 4 уровня.

Наглядно-дидактическое пособие по логопедии «Логоцветик» по автоматизации согласного звука Ш

Инструкция (фото 2)

Логопед предлагает ребёнку не просто назвать любую картинку на «Логоцветике», а поиграть. Определяется место звука Ш в названии картинки.

Затем ребёнок ведёт пальцем смотря на стрелки и проговаривает слово, либо останавливается на звуке Ш в центре цветка (звук в конце слова, либо возвращается с центра на картинку (звук в середине слова). В третьем варианте – начинаем с центра (звук в начале слова) и по стрелке переходим на картинку.

Помимо автоматизации проводим звуковой анализ.

Предназначено для ребёнка (детей) подготовительной к школе группе с ОНР 3 и 4 уровня, ФФНР, фонетическим дефектом.

Наглядно-дидактическое пособие по логопедии «Логоцветик» на дифференциацию согласных звуков С и Ш

Инструкция (фото з )

Данное пособие предлагается на этапе дифференциации звуков С и Ш. По краям «Логоцветика» ребёнок видит картинки, в названиях которых есть звук С или Ш. Ребёнку (детям) предлагается повернуть стрелку в центре пособия так, чтобы часть стрелки с буквой Ш указывала на картинку, в названии которой есть звук Ш. И так же на звук С. Если играют двое детей, то можно предложить вариант «путаница».

Первый ребёнок ставит стрелку с буквой Ш напротив картинки, в названии которой есть звук С, а второй ребёнок определяет правильность. Затем дети меняются. Детьми чётко произносятся слова. Предназначено для детей 5-7 лет с ОНР и ФФНР.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Логопедическая газета «Звуковичок» В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями особая роль принадлежит родителям. И поэтому, наибольшей эффективности в.

Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.

Наглядные пособия: зоны методического, дидактического и игрового сопровождения дошкольников в кабинете учителя-логопеда.

Ольга Ивановна Кулемина
Наглядные пособия: зоны методического, дидактического и игрового сопровождения дошкольников в кабинете учителя-логопеда.

Добрый день или добрый вечер,уважаемые коллеги!Предлагаю Вам побывать в любимом моем небольшом кабинете,который нужен мальчишкам и девчонкам,и мне. Здесь игры и упражнения направлены на развитие мелкой моторики,ориентировки в пространстве,грамматического строя речи и фонематического восприятия,на закрепление правильного произношения,на дифференциацию звуков,обобщение и расширение словарного запаса. Здесь проходят индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультацию,совет и рекомендации получают и родители. Надеюсь,что мои пособия окажут помощь в практической работе. Желаю успеха!

Коррекционно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Организация работы логопеда. Презентация учителя-логопеда Савчук Ларисы Александровны, в которой представлена работа с детьми в условиях логопедического пункта. В работе.

Наглядные методы в логопедии

Наглядные методы — методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения. Использование наглядных методов значительно повышает эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, рисунков, просмотр кинофильмов и диафильмов, прослушивание магнитофонных записей и пластинок. К наглядным методам может относиться показ образца задания и способа действия, которые иногда выступают как самостоятельные методы. Использование наглядных пособий помогает ребенку расширять запас своих представлений, развивать познавательную деятельность, повышать общий эмоциональный фон. К наглядным средствам применяются следующие требования:

♦ они должны быть хорошо видны всем;
♦ подбираться в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка;
♦ соответствовать задачам данного этапа логопедической работы;
♦ сопровождаться правильной и четкой речью;
♦ словесное описание должно способствовать развитию речи, наблюдательности.

Наглядные пособия используются при нарушенных представлениях ребенка о цвете, форме, величине; при развитии фонематических восприятий; развитии звукового анализа и синтеза; при закреплении правильного произношения; расширении словарного запаса; изучении грамматического строя речи; связной речи.
Воспроизведение магнитофонных записей должно сопровождаться беседой и пересказом. Для успешной коррекции звуков на различных этапах работы возможна запись речи детей на магнитофон с последующим прослушиванием.
Кинофильмы и диафильмы используются во время беседы при пересказах содержания, для развития плавной и связной речи, при автоматизации звуков.

Словесные методы в логопедической работе используются с учетом возраста детей, характера речевого нарушения, этапа коррекционной работы, целей и задач этого этапа. При работе с дошкольниками словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. В школьном возрасте возможно использовать только словесные методы. Основные словесные методы — это рассказ, чтение, беседа.

Рассказ — одна из форм обучения, предполагающая описание. Рассказ используется при расширении словарного запаса ребенка, представлений о каком-либо явлении, предмете; для вызова положительных эмоций; закрепления грамматических форм речи; для создания образца грамотной речи.

Смотрите так же:  Расписка в получении трудовой книжки на руки при увольнении образец

При рассказе затрагиваются мышление ребенка, его чувства, происходит побуждение его к общению и обмену впечатлениями. В дошкольном возрасте рассказ может дополняться сюжетными картинками. Перед рассказом можно провести предварительную беседу, настроив детей на его восприятие, а по окончании рассказа провести итоговую беседу, обмен впечатлениями, сделать пересказ.
Беседы бывают предварительными, итоговыми и обобщающими. Это зависит от целей и задач логопедической работы. Предварительная беседа помогает уточнить знания, представления детей о чем-то. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации умений и навыков, полученных ребенком в процессе коррекции нарушения. При использовании беседы в логопедической практике должны соблюдаться следующие условия:

♦ должна быть опора на знания и представления, имеющиеся у ребенка;
♦ необходимо учитывать особенности мышления детей;
♦ нужно активировать мышление детей, используя различные вопросы;
♦ вопросы должны быть четкими, ясными и требовать однозначного ответа;
♦ беседа должна придерживаться задач и целей намеченной работы.

Задачи могут быть различными: развитие познавательной деятельности; закрепление правильного произношения; развитие грамматической и лексической сторон языка; развитие плавности и связности речи.
Кроме словесных методов, используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, оценка деятельности. Пояснение и объяснение связаны с наглядными и практическими методами.

При коррекции речевых нарушений необходимо помнить о важности оценки деятельности ребенка. Оценка должна стимулировать, направлять, активизировать деятельность ребенка. При оценке необходимо учитывать возраст ребенка, его личностные особенности, психическое развитие.

Логопедическое воздействие предполагает несколько форм обучения: урок, индивидуальные, подгрупповые, групповые и фронтальные занятия.

Материал по логопедии (средняя группа) по теме:
Наглядное пособие для тематической папки логопеда.

Материал предназначен для ознакомления родителей с темой недели,с играми и упражнениями, в которые играют дети.

Предварительный просмотр:

«Детеныши домашних птиц».

Существительные: птицы, гусь, утка, курица, петух, индюк, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок, яйца, шея, хвост, лапы, клюв, крылья, гребешок, перья, когти, кормушка, птичница, птичник, корм, голод, холод………….

Прилагательные: быстрые, проворные, дружные, заботливая, добрая, трудолюбивые, домашние, задорные………

Глаголы: плавать, нырять, летать, кудахтать, кукарекать, гоготать, шипеть, клевать, крякать, рыть, кормить, ухаживать, заботиться, выводить…………….

Предварительный просмотр:

1. Игра «Назови ласково»

Утенок – утеночек, гусенок – гусеночек, индюшонок – индюшоночек,

2. Игра «Четвертый лишний»

3. Игра « Найди ошибки художника».

4. Игра «Скажи наоборот»

Утка большая, а утенок маленький.

Цыпленок молодой, а петух старый.

5. Д/игра «Кто как кричит?»

Цыпленок пищит. Гусенок гогочет.

Утенок крякает. Индюшонок болбочет.

6. Д/игра «Найди маму»

Цыпленок около курицы. Цыплята около курицы.

Гусенок около гусыни. Гусята около гусыни.

Индюшонок около индюшки. Индюшата около индюшки

Утенок около утки. Утята около утки.

Предварительный просмотр:

Тема «Детеныши домашних птиц».

1. Закрепите с ребенком названия домашних птиц и их детенышей, закрепить обобщающее понятие «домашние птицы», почему они так называются, чем питаются и какую пользу приносят людям, как за ними ухаживает человек.

3. Вырезать и наклеить, или нарисовать в тетради картинки с изображением детенышей домашних птиц.

4. Д\и «У кого кто?»

У утки — ………., у гусыни — ………. у индюшки — ………….,

5. Д\и «Кто лишний»

6. Д/И «Замени картинки словами, составь предложение»

У длинная шея, а у короткая.

7. Учимся четко проговаривать.

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к организации учебного процесса и использованию наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду. В условиях зрительной депривации важно не только познавать мир всеми в.

Пособия для развития мелкой моторики.

Придумала мать дочерям имена:Вот Лето и Осень, Зима и Весна.Приходит Весна – зеленеют леса,И птичьи повсюду звенят голоса.А Лето пришло все под солнцем цвететИ спелые ягоды просятся в рот.Нам щедрая о.

Звуковая лента. Учебно-наглядное пособие для дошкольников.Звуковая лента — пособие, используемое при обучении грамоте детей дошкольного возраста. Благодаря ему дети наглядно знакомятся с понятиями «зв.

Материал для оформления папки-передвижки «Пословицы и поговорки о семье и воспитании&quot.

Наглядное пособие — эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процес.

Знакомство с окружающим миром и развитие речи.

Рады приветствовать Вас на сайте поистине легендарного магазина «Все для логопеда»! Почему легендарного? Потому что именно о нас гуляет добрая молва, как о самом профессионально-наполненном магазине. Ведь именно здесь собраны все дидактические материалы и инструменты, которые помогут на занятиях логопедам, дефектологам, психологам и заботливым родителям для развития малышей.

Сбились с ног в поисках полезных книг, наглядных пособий, рабочих тетрадей, методических указаний и инструментов для занятий? Тогда Вы точно заглянули по адресу!

Для вашего удобства всё, что выпускают сегодня издательства по коррекционной педагогике мы сгруппировали по тематическим разделам.

На полках нашего магазина Вы найдете книги и материалы по:

Зачастую в логопедической работе не обойтись без специализированных инструментов. И здесь на помощь Вам придут постановочные и массажные зонды, а так же зондозаменители. В ассортименте магазина их более 70 наименований! Мы готовы предложить Вам логопедические зонды Рау, Новиковой, Микляевой, Крупенчук и Воробъевой, Томилиной. Для любителей аппаратных методов работы – вибромассажеры для логопедического массажа.

Более того, мы готовы научить Вас приемам зондового и логопедического массажа. На базе нашего центра проводятся обучающие курсы и семинары по самым актуальным проблемам.

Большой раздел нашего магазина посвящен ортодонтическим товарам. Тесное сотрудничество с ортодонтами и стоматологами позволяет нашему центру проводить консультации с ведущими специалистами этой области. Они всегда помогут Вам правильно выбрать трейнеры и вестибулярные пластины.

«Использование логопедических пособий, созданных своими руками, с целью повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

МАОУ Казанская (коррекционная) школа,

Смотрите так же:  Приказ о возложение обязанностей на период отпуска директора образец

Мастер-класс: «Использование логопедических пособий, созданных своими руками, с целью повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

Формирование у детей правильной речи — важная задача в системе работы по обучению родному языку в школе. В последние годы значительно увеличился процент детей с тяжелыми речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, и зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать помощь большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей.
Эффективность логопедических занятий повышается при использовании наглядных материалов, однако современного ребенка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками и игрушками.
Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками.

Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Данные пособия направлены на формирование у детей представлений о цвете, форме, размере и т.д. Также, они не только развивают речевые способности, но и расширяют представления о различных тактильных ощущениях, развивают сенсорный опыт.

Дидактически — логопедическое пособие используется:
— как игровой персонаж, для организации единого сюжета;
— в качестве наглядного пособия в играх и занятиях;
— для выполнения артикуляционной гимнастики;
— для проведения пальчиковых игр;
— для проведения логоритмических упражнений и физкультминуток;
— для проведения коррекционной работы;

Представим некоторые модели пособий, изготовленные руками детей:

1. Органы артикуляции:

Применение данного пособия возможно с целью развития мелкой моторики, с целью развития мимической мускулатуры. Имеется множество вариантов действий с ними. Можно решать следующие задачи:

-развитие связной речи;

-закрепление цветов спектра;

-выполнение дыхательной гимнастики;

-развитие зрительно – двигательной координации;

-закрепление предлогов: перед, в, под, между и д.т.,

-оказывать дружескую взаимопомощь в проведении артикуляционной гимнастики.

Применение на логопедическом занятии.

2. Пособие из картонных кружков:

Данные пособия просты в изготовлении. Все, что необходимо – картон, ножницы, клей и терпение. Вначале нужно очертить по шаблону и вырезать кружки необходимого цвета. Выкладывать картонные кружки необходимо на шаблон (корзина, дерево) сверху вниз. Не следует полностью приклеивать кружки к шаблону, лишь только их нижнюю часть. Это нужно для того, чтобы затем между картонных кругов помещать картинки с изображением фруктов, овощей и т.п.

Применение данных пособий возможно с целью изучения, уточнения и закрепления словаря по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы» и др., развития словаря прилагательных, глаголов, числительных, развития грамматического строя речи.

3. Пособия из прищепок: ( гномик, ёж, солнце, и др. )

Необходимый материал: прищепки (лучше взять разноцветные), картон, цветная бумага, ножницы и клей.

Вырезаем шаблон (еж, гном, круг и т.д.) из картона, раскрашиваем его или создаем необходимый образ при помощи цветной бумаги — и готово пособие для развития мелкой моторики (применяется и в ходе пальчиковой гимнастики). В практике также возможно использование данных пособий для развития речи (активизация в речи названий цветов, прилагательных (напр.,»пластмассовый», «деревянный»), развития номинативного словаря, словаря предлогов и др.), навыков счета (количественного и порядкового) и т.д.

4. Лепка из теста: ( корзинка, колобок, барашек и т.д )

Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Занятие лепкой имеет большое значение для обучения и воспитания детей: развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии.

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.

От того, как приготовлено соленое тесто, во многом зависит результат лепки. Классический рецепт приготовления теста для лепки: Желательно использовать самую простую и дешевую муку, не только из соображений экономии, но и по той причине, что в дешевую муку не добавляют разрыхлители и другие добавки, которые в данном случае будут только мешать. На 200 грамм муки в соленое тесто добавляют 400 грамм соли самого мелкого помола. Замешивать тесто нужно постепенно добавляя 250 грамм холодной воды. Вымешивать соленое тесто должен взрослый, так как от того, насколько тщательно оно вымешано, зависит, насколько эластичным будет тесто, и насколько легко будет с ним работать. Приступать к изготовлению фигурок из соленого теста следует сразу после вымешивания теста. В процессе лепки понадобятся дощечка, маленькая скалка для раскатывания пластов теста, нож для обрезания краев, вилки, стержень, колпачок от шариковой ручки, чеснокодавилка для кудряшек барашку, кисточка для смачивания теста водой.
После того, как фигурки готовы, их нужно высушить в духовке. Изделия из соленого теста нужно поместить в холодную духовку и постепенно наргевать ее до 120 градусов. Сушиться изделия должны в течение двух часов. Определить готовность изделия очень просто – при щелчке по нему должен раздаваться звонкий звук.

Заключительный этап работы – раскрашивание и покрытие лаком готовых изделий. Лучше всего использовать быстросохнущие акриловые краски, либо гуашь. Для лакирования используется прозрачный жидкий лак.

По данным диагностики детей, на конец учебного года уровень развития речи составил — 48%, интерес к занятиям 85%.
Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались на занятиях, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень речевого развития детей, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Таким образом, применение развивающих пособий, изготовленных своими руками, в обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и эффективности коррекционной работы.