Меню Закрыть

Банкротство коммерческое право

Признаки банкротства

В российском законодательстве в качестве синонима термина «несостоятельность» употребляется понятие «банкротство». Однако в законодательстве других стран эти термины могут иметь различное значение. Обычно банкротство рассматривается как частный, наиболее серьезный случай несостоятельности, когда несостоятельный должник совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам.

Сущностными признаками несостоятельности являются:

а) неспособность лица удовлетворить требования кредиторов. Требования кредиторов могут касаться оплаты товаров (работ, услуг), обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
б) неспособность лица удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. В ситуации взаимных неплатежей, широко распространенной в настоящее время и характеризующейся наличием как кредиторской, так и дебиторской задолженности, шансы лица быть признанным несостоятельным в связи с превышением обязательств над имуществом тем меньше, чем больше дебиторская задолженность, так как последняя является частью активов лица. Иначе говоря, несостоятельность лица закон соотносит исключительно с его внутренним финансовым состоянием, которое определяется с учетом не только требований кредиторов к нему, но и его собственных требований к своим должникам;
в) неспособность лица удовлетворить требования кредиторов в связи с неудовлетворительной структурой его баланса. Под неудовлетворительной структурой баланса понимается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника, т. е. невозможностью достаточно быстро реализовать его и вырученные денежные средства направить на покрытие долгов. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее (преамбула Закона о несостоятельности). Более определенные критерии для установления неудовлетворительной структуры баланса содержатся в постановлении Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Понятие несостоятельности характеризуется помимо сущностных также внешним признаком. Внешним признаком несостоятельности лица является приостановление его текущих платежей при условии, что лицо не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения (ч. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности). Заведомая неспособность лица обеспечить выполнение требований кредиторов, разумеется, может быть известна только ему самому, поэтому только по его (а не кредиторов) инициативе возможно возбуждение производства по делу о несостоятельности. Следует особо подчеркнуть, что наличие внешнего признака несостоятельности еще не означает собственно несостоятельности. Приостановление текущих платежей на срок не менее трех месяцев означает лишь то, что лицо является неплатежеспособным и имеются основания для возбуждения производства по делу о несостоятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о несостоятельности лицо считается несостоятельным после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ». Другие государственные органы и лица, включая собственника предприятия, не вправе принимать решения о несостоятельности.

Право, регулирующее банкротство и реструктуризацию

Мы консультируем клиентов по различным вопросам, связанным с банкротством и реструктуризацией предприятий.

На протяжении многих лет мы консультируем клиентов по различным вопросам, связанным с банкротством и реструктуризацией предприятий, занимаемся подготовкой связанных с данными процедурами правовых документов, представляем кредиторов на собраниях и в судах. Также консультируем предприятия, намеревающие провести реструктуризацию. Консультируем также и по вопросам банкротства физических лиц, занимаемся подготовкой процессуальных документов.

Предоставляемые нами услуги:

  • подготовка сообщений о намерении обратиться в суд относительно возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве);
  • подготовка заявлений в суд относительно возбуждения дела о банкротстве или реструктуризации, также подготовка других процессуальных документов;
  • представительство предприятий, кредиторов, должников, акционеров, руководителей предприятий, органов управления и других заинтересованных лиц в процессе о банкротстве и реструктуризации предприятий (в суде, на собраниях участников предприятия, на собраниях или в комитете кредиторов);
  • заявление исков относительно признания недействительными сделок, противоречащих целям деятельности обанкрочивающегося предприятия или предприятия, реструктуризация которого проводится, и (или) сделок, которые могли повлиять на неспособность предприятия произвести расчет с кредиторами;
  • вопросы уголовной ответственности участника юридического лица (инициирование досудебного разбирательства при выявлении в деятельности должника признаков преступного деяния – преступного банкротства, обманного ведения бухгалтерского учета и др.).

Несостоятельность (банкротство)

Основные положения, которые регулируют отношения в сфере банкротства, содержатся в ТК и Законе № 7/2005 Сб. о конкурсе и реструктуризации и об изменении и дополнении некоторых законов. Правовое регулирование конкурса осуществляется также Законом № 8/2005 Сб. о руководителях конкурса и об изменении и дополнении некоторых законов.

Торговый кодекс как основной нормативный акт в области предпринимательства регулирует определенные аспекты в этой сфере (прекращение деятельности коммерческих компаний, их ликвидацию и другие вопросы несостоятельности) в части второй (§ 68—75а).

Процедура конкурса подробно урегулирована в специальном законе, который предлагает осуществление процедуры банкротства должника путем реализации имущества и коллективного удовлетворения требований его кредиторов. Кроме конкурса Закон регулирует процесс реструктуризации, который заменил процесс урегулирования. Процесс реструктуризации представляет собой постепенное удовлетворение требований кредиторов должника способом, оговоренным в плане реструктуризации. Регулирование конкурса выполняет несколько важных функций. В первую очередь решается вопрос удовлетворения исков кредиторов того же должника в определенном порядке. Не менее важной является защитная функция, с помощью которой предотвращается передача ответственности за экономические последствия неуспешного предпринимательства другим предпринимателям [1] .

Упомянутый Закон № 7/2005 Сб. о конкурсе и реструктуризации и об изменении и дополнении некоторых законов в последнее время подвергся значительным изменениям. Последняя и самая большая новелла была внесена Законом № 348/2011 Сб., вступившим в действие с 1 января 2012 г. Эта новелла касается только корпоративного банкротства и не касается так называемых личных банкротств. Цель новеллы — урегулировать некоторые дефиниции, сделать возможными предложения кредиторов об объявлении конкурса, упростить заявку исков и т.п.

Наряду с Законом о конкурсе и реструктуризации был принят Закон о руководителях, который регулирует статус руководителей, осуществляющих деятельность в конкурсе, процессе реструктуризации или в снятии долгового бремени согласно Закону о конкурсе и реструктуризации. Важнейшим изменением является введение списков руководителей, которые со дня вступления Закона в силу составляет Министерство юстиции СР. С введением этой регистрации связаны и другие компетенции Министерства: ведение этого списка, принятие решений о регистрации или вычеркивании руководителя из списка.

Для правильного понимания правового регулирования несостоятельности в словацком законодательстве необходимо четко определить некоторые основные понятия. Параграф 3 Закона о конкурсе и реструктуризации содержит определение основных понятий, касающихся процедуры конкурса. В абз. 1 данного параграфа определено понятие конкурса, т.е. процедуры банкротства должника. Данная норма устанавливает, что должник находится в состоянии банкротства, если он неплатежеспособен или является «отсроченным» должником.

Если должник вносит предложение об объявлении конкурса, подразумевается, что он объявляет себя банкротом. В течение всего конкурса должник называется банкротом.

Понятия неплатежеспособности и отсрочки определены в абз. 2 и 3 § 3. Должник неплатежеспособен, если он не способен выполнить в течение 30 дней после наступления срока уплаты минимум два денежных обязательства по отношению к одному или более кредиторам. «Отсроченным» является

должник, который обязан вести бухгалтерию согласно Закону о бухгалтерии, имеет одного или более кредиторов и стоимость его обязательств, подлежащих оплате, превышает стоимость его имущества.

Поводом для начала конкурса является подача заявки об объявлении конкурса, которое содержит все установленные законом реквизиты и подается в соответствующий суд (общий суд) в двух экземплярах. Заявку об объявлении конкурса имеет право подать должник, кредитор и от имени должника ликвидатор компании. Ликвидатор обязан подать заявку об объявлении конкурса безотлагательно в случае, если в процессе ликвидации компании будет установлено, что компания является отсроченной. В противном случае ликвидатор отвечает перед кредиторами за ущерб, возникший в результате его бездействия.

В случае если суд установит, что заявка об объявлении конкурса содержит реквизиты, установленные законом, не позднее чем за 15 дней со дня вручения этой заявки он обязан вынести решение о начале конкурса. Если предложение об объявлении конкурса не содержит необходимых реквизитов, суд предлагает заявителю устранить недостатки.

Затем суд выносит постановление о начале конкурса, которое публикуется в «Торговом вестнике». С момента опубликования этого постановления начинается конкурс.

«Торговый вестник» является информационной системой общественных органов, доступной для просмотра на веб-сайте издателя. «Торговый вестник» издает Министерство юстиции СР, номера выходят, как правило, каждый рабочий день. В нем публикуются сведения, решения и уведомления, опубликование которых предусматривают ТК и другие законы. Кроме того, в «Торговом вестнике» могут публиковаться решения государственных или других органов, касающиеся предпринимательской деятельности, а также уведомления предпринимателей.

Смотрите так же:  Договор спик ап

«Торговый вестник» является важным источником информации как для словацких предпринимателей (юридических и физических лиц), так и для кредиторов, которые именно из него могут почерпнуть много важной и актуальной информации, касающейся предпринимателя, который является должником. Речь идет прежде всего о ликвидации компаний, об объявленных конкурсах на компании и т.п., в отношении которых кредиторы заявляют свои требования в установленные сроки.

Конкурс состоит из двух этапов: первый — начало конкурса, второй — объявление конкурса.

Сущностью первого этапа является розыск имущества должника, выяснение того, хватит ли его стоимости для возмещения расходов конкурса (например, судебные расходы, вознаграждение руководителю и т.п.). Этот розыск осуществляет предварительный руководитель, который назначается судом в начале конкурса.

Если предварительный руководитель установит, что имущества должника не будет хватать на возмещение расходов на конкурс, суд из-за недостатка имущества дело о банкротстве прекратит. Затем следует прекращение всех обязательств должника-банкрота и его ликвидация.

Если же стоимость имущества должника превышает расходы на конкурс, суд в срок до 10 дней со дня подачи заявки объявит на должника конкурс.

В рамках конкурса имуществом должника распоряжается руководитель от имени банкрота и за его счет. Речь идет о лице, которое после объявления конкурса принимает должность предварительного руководителя в зависимости от стадии конкурса.

Предварительным руководителем или руководителем конкурса могут быть лица, числящиеся в списке руководителей, который ведет Министерство юстиции СР. Их действия и условия осуществления их деятельности регулирует Закон № 8/2005 Сб. об изменении и дополнении некоторых законов. Для того чтобы руководители могли быть занесены в список руководителей и таким образом осуществлять свою деятельность, они должны удовлетворять определенным требованиям. Руководители должны быть гражданами Словацкой Республики, или другого государства — члена ЕС, или государства — члена Соглашения о едином европейском хозяйственном пространстве, иметь постоянное место жительства на территории Словакии или другого государства-члена, быть полностью дееспособными, безукоризненными, иметь высшее образование второй степени в отрасли экономики или права. Они должны успешно сдать экзамен на должность руководителя, представить справку об отсутствии судимости и иметь заключенный действующий договор страхования ответственности за вред, причиненный при осуществлении своей деятельности.

Суть конкурса состоит в принудительной реализации имущества банкрота или же в его обналичивании, чтобы денежные средства после реализации этого имущества удовлетворили всех кредиторов в определенном объеме. То, в каком объеме будут удовлетворены кредиторы банкрота, зависит от суммы стоимости реализованного имущества, оставшейся после отчисления расходов на конкурс.

Для того чтобы кредиторы получили удовлетворение, они обязаны подать иски в форме заявки. Заявка подается в двух экземплярах — для руководителя и суда в срок до 45 дней с момента объявления конкурса. Для подачи необходимо заполнить специальный формуляр, где указать реквизиты, установленные законом.

Как уже было сказано выше, руководитель в процессе проведения конкурса обналичивает имущество банкрота, пытаясь при этом выручить как можно больше денежных средств. После реализации всего имущества и удовлетворения кредиторов в наиболее полной мере конкурс завершается. Руководитель составляет окончательный график поступления средств, вырученных от реализации имущества, и после его выполнения суд по предложению руководителя решает вопрос о прекращении конкурса. Постановление о прекращении конкурса публикуется в «Торговом вестнике» и вручается банкроту и руководителю.

На дату прекращения конкурса руководитель закрывает бухгалтерскую книгу и составляет индивидуальный баланс. Руководитель вручает банкроту (или ликвидатору, если предложение об объявлении конкурса подал ликвидатор) все необходимые документы и оставшееся после удовлетворения всех кредиторов имущество. После выполнения этих действий суд прекращает полномочия руководителя. Руководитель имеет право на вознаграждение, которое ему оплатит лицо, подавшее заявку на конкурс. В большинстве случаев вознаграждение руководителю выплачивается из средств, полученных от реализации имущества.

После окончания конкурса в установленном законом порядке коммерческая компания исключается из Торгового реестра.

17. Стадии процедуры банкротства

17. Стадии процедуры банкротства

На стадии наблюдения анализируется финансовое состояние организации-должника, оценивается стоимость имущества, проводится полная инвентаризация, а также выявляются кредиторы, которые могут предъявить претензии. Управляющий при необходимости может отстранить от управления организацией ее руководителей, но сам он не принимает руководства на себя, а имеет право передать управление заместителю руководителя организации или другому ее должностному лицу. Не позже чем за 10 дней до окончания стадии наблюдения он проводит собрание кредиторов, на котором решается, какой будет последующая стадия, кто будет управляющим и каковы требования кредиторов, протокол собрания направляется в арбитражный суд.

Стадия финансового оздоровления назначается, если можно не вводить внешнее управление, а разрешить управление организацией прежнему руководству. Эта процедура вводится на срок до 2 лет при наличии плана оздоровления и графика выплат кредиторам. Главной целью является возвращение финансовой состоятельности должника в результате новой политики управления. За месяц до истечения срока организация обязана представить управляющему финансовый отчет. Если все меры положительного результата не дали, вводится внешнее управление либо конкурсное производство.

Внешнее управление предполагает, что руководство отстраняется от управления организацией, а эти функции выполняет внешний управляющий. Все выплаты кредиторам в этот период замораживаются, но в обязательном порядке выплачиваются заработная плата, гонорары, возмещение физического и морального вреда. Мерами возвращения платежеспособности организации могут быть перепрофилирование производства, замещение активов, которое предполагает создание одного или нескольких ОАО, увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций, продажа имущества организации или самого предприятия на открытых торгах. Последняя мера нежелательна, но в случае банкротства и невозможности оздоровления финансовой деятельности нередко практикуется. Если по истечении срока внешнего управления долги не выплатить, вводится стадия конкурсного производства, т. е. по решению арбитражного суда организация признается банкротом и через 1 или 1,5 года все имущество идет с молотка.

На любой стадии банкротства стороны могут достичь мирового соглашения.

Несостоятельность (банкротство)

Основным источником регулирования вопросов, связанных с несостоятельностью (банкротством), является Декрет

от 16 марта 1942 г. № 267 о несостоятельности, превентивном соглашении с кредиторами, конкурсном управлении и ликвидации предприятия по решению органа государственной власти с изменениями и дополнениями, внесенными Законодательными декретами от 9 января 2006 г. № 5 и от 12 сентября 2007 г. № 169. В результате реформы законодательства о несостоятельности (банкротстве) (^де (аШтещаге) предприятия, находящиеся в сложном финансовом положении, как и неплатежеспособные предприятия, получили в свое распоряжение полный набор процедур реструктуризации задолженности и судебного восстановления, основные черты которых описываются ниже.

Субъекты несостоятельности.

В результате реформы законодательства о банкротстве 2006—2007 гг. дано новое определение субъектов несостоятельности: положения о несостоятельности и превентивном соглашении с кредиторами применяются к предпринимателям, осуществляющим коммерческую деятельность, за исключением государственных предприятий. Положения о несостоятельности и превентивном соглашении с кредиторами также не распространяются на указанных выше предпринимателей, если они отвечают всем трем критериям, приведенным ниже [1] :

  • а) если в течение трех финансовых лет, предшествующих дню подачи заявления о банкротстве в компетентный орган, либо с момента начала деятельности, если предприниматель работает меньше трех лет, совокупная годовая величина имущественных активов не превышает 30 тыс. евро;
  • б) если в течение трех финансовых лет, предшествующих дню подачи заявления о банкротстве в компетентный орган, либо с момента начала деятельности, если предприниматель работает меньше трех лет, совокупная величина годового валового дохода не превысила 200 тыс. евро;
  • в) если совокупный размер задолженности, в том числе, срок уплаты которой не наступил, не превышает 50 тыс. евро.

Условия возбуждения конкурсного производства. Заявление о возбуждении конкурсного производства может быть подано должником, одним или несколькими кредиторами, или по требованию прокуратуры. Прокурор вправе подать заявление о возбуждении конкурсного производства в следующих случаях: 1) когда несостоятельность явилась следствием процесса по уголовному делу, побега, уклонения предпринимателя от явки в суд, закрытия производственных помещений, кражи, замены или мошеннического уменьшения активов предпринимателем; 2) когда несостоятельность проистекает из выявленных судьей по ходу рассмотрения гражданского дела обстоятельств, и судья сообщил об этом прокурору.

Предприниматель, прекративший заниматься коммерческой деятельностью, может быть объявлен банкротом в течение одного года с момента его исключения из реестра предприятий, если признаки несостоятельности проявились до такого исключения или в течение следующего года.

В результате реформы законодательства о банкротстве изменена процедура объявления банкротом, процедура заключения превентивного соглашения с кредиторами сопряжена с процедурой мирового соглашения. Заявление о признании банкротом рассматривается коллегией суда. Решением о признании должника несостоятельным суд назначает судью, ответственного за проведение процедуры, и конкурсного управляющего, приказывает должнику в трехдневный срок представить балансы, бухгалтерскую и налоговую отчетность, ведение которых обязательно, а также поименный список кредиторов с указанием задолженности каждому из них, определяет место, день и час заседания, на котором будет рассматриваться состояние задолженности (при этом заседание не может быть проведено позже, чем через 120 дней с момента представления решения в канцелярию суда), назначает кредиторам и третьим лицам, заявляющим вещные или личные права на вещи, находящиеся во владении должника, срок для представления в канцелярию суда обоснований их требований. Решение суда вступает в силу со дня его опубликования в Реестре предприятий. В течение 30 дней оно может быть обжаловано должником и любым заинтересованным лицом в канцелярию апелляционного суда. Председатель суда в пятидневный срок со дня поступления жалобы назначает дело к слушанию (оно должно состояться не позднее, чем через 60 дней со дня поступления жалобы). Решение об отмене решения об открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в том же порядке, что и решение об открытии конкурсного производства. Решение об отказе в отмене решения доводится до сведения истца канцелярией суда и может быть обжаловано в кассационной инстанции в течение 30 дней со дня уведомления. Если решение об открытии конкурсного производства отменено, то все действия, совершенные органами конкурсного управления в пределах установленных законом полномочий,

Смотрите так же:  Системные требования к играм андроид

остаются в силе. Расходы по ведению процедуры и вознаграждение конкурсного управляющего выплачиваются судом.

  • [1] Эти цифры, могут пересматриваться указом Министра юстиции каждые три года, с учетом статистических данных и показателей инфляции.

Процедура банкротства компании

Юридическое сопровождение процедуры банкротства компании — возможность защитить интересы собственника бизнеса.

Одно из обязательных условий для начала процедуры банкротства — это наличие неисполненных требований к должнику в размере не меньше 300 тысяч рублей.

Консультация юриста в деле о признании банкротом юридического лица может помочь решить целый ряд важных задач:

  • сопровождение процедуры банкротства;
  • подготовка полного пакета документов, представительство в суде;
  • анализ и оспаривание сделок, осуществленных должником;
  • контроль за правомерностью действий арбитражного управляющего.

Узнать больше.

Правильное проведение процедуры банкротства — возможность освободить компанию от долгов законным образом.

Многопрофильные аудиторские компании способны предложить комплексные решения при проведении процедуры банкротства.

Словосочетание «банкротство компании» для многих звучит как приговор. Что рисует воображение, когда человек слышит его? Пустые помещения некогда процветающей организации? Бывших сотрудников, ищущих новую работу? Алчных кредиторов, делящих имущество, словно добычу на охоте? На самом деле процедура банкротства — один из эффективнейших способов избавления от кредитов и долгов, которые не дают компании нормально функционировать, а предпринимателю — спокойно вести дела.

Нормативное регулирование процедуры банкротства компании

Банкротство или несостоятельность — установленная законом Российской Федерации процедура, которая направлена на действенное решение бизнес-задач собственников. Подобная ситуация возникает, когда юридическое лицо не может выполнить свои обязательства перед кем-либо: налоговыми органами, поставщиками, клиентами, персоналом, банками, кредиторами и пр.

Часто процедура банкротства компании трактуется совершенно неверно: как полное разорение, крах компании. Необходимо отчетливо осознавать, что банкротство юридического лица — возможность рассчитаться по имеющимся задолженностям. Именно такие цели в большинстве случаев преследует должник, инициируя процедуру банкротства. С точки зрения кредиторов, главная цель института банкротства — возвращение денежных средств, вложенных в компанию-должника. Государство и общество со своей стороны заинтересованы в благоприятном коммерческом климате и в стабильном рынке товаров и услуг. И в некоторых ситуациях институт банкротства помогает сохранить компании, являющиеся реальным источником налогов, предоставляющие необходимые рабочие места, широкую социальную программу, обеспечивающие здоровою конкуренцию, либо убрать с рынка убыточный бизнес таким образом, чтобы собственник мог дальше продолжать деятельность в новой форме.

Вся процедура банкротства компании в России четко регламентируется различными нормативными документами:

  • Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ (далее — Закон №127-ФЗ);
  • Гражданским кодексом РФ. Статья 61 определяет порядок ликвидации юридического лица, а статья 65 осуществляет правовое регулирование банкротства юридического лица.
  • другими законами, регулирующими данный вид финансовых и имущественных отношений.

Если предприниматель всерьез задумался о развертывании процедуры банкротства в своей компании, то в первую очередь ему стоит внимательно ознакомиться с Законом №127-ФЗ. В этом законодательном акте подробно изложен процесс банкротства. Также он регламентирует права и обязанности всех сторон-участников. Закон №127-ФЗ был принят в 2002 году и с тех пор неоднократно редактировался. В законодательном акте одиннадцать глав, первые девять из них регламентируют порядок банкротства юридических лиц. В них даются общее положения, фигурирующие в институте банкротства, обозначаются меры по предупреждению банкротства компании, порядок разбирательства дел в арбитражном суде, этапы банкротства и отдельно рассматриваются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц.

Десятая глава Закона №127-ФЗ определяет несостоятельность физического лица.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и в соответствии с Законом №127-ФЗ любое юридическое лицо может быть признано банкротом. Исключения составляют казенные предприятия и учреждения, политические партии и религиозные организации, также не может быть признана банкротом публично-правовая компания. Государственная корпорация объявляется несостоятельной, если это позволяет федеральный закон, регламентирующий ее создание. Дела о банкротстве, как и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, рассматриваются только арбитражным судом по месту нахождения компании-должника. Рассмотрение подобных дел третейским судом невозможно. Хотя в сети можно встретить различную информацию о роли третейских судов в вопросах банкротства, статьей 33 Закона №127-ФЗ четко регламентирует вопрос о невозможности передачи дела на рассмотрение в данную инстанцию.

Подача заявления в арбитражный суд

Запустить процедуру банкротства юридического лица возможно в случае, если в течение трех месяцев компания не выполняла свои обязательства по любым видам платежей, будь то оплата труда и выходных пособий работникам, налоговые и таможенные выплаты, выплаты кредиторам. При этом общий долг перед всеми структурами, включая штрафы и пенни, должен превышать
300 000 рублей.

Если все признаки несостоятельности компании на лицо, возникают вопросы: как подать на банкротство и у кого есть на это право? Ответы также можно найти в Законе №127-ФЗ. Подать заявление в суд может сам должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

В зависимости от того, кто выступает инициатором процесса банкротства, будет отличаться пакет документов, необходимых для оформления заявления.

Если заявление подается от имени должника, в нем указываются следующие сведения, оговоренные в статьях 37 и 38 Закона №127-ФЗ:

  • наименование арбитражного суда и его адрес;
  • регистрационные данные заявителя, включая расчетные счета и их реквизиты;
  • сумма задолженности кредиторам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи заявления в суд, с указанием причин задолженностей;
  • сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью физическим лицам, по оплате труда и выходных пособий работникам, по вознаграждению за интеллектуальную деятельность;
  • размер задолженности по обязательным платежам;
  • обоснование невозможности возмещения всех долгов в полном объеме;
  • сведения об исках по отношению к должнику, находящихся в производстве судов всех уровней;
  • информацию об имеющемся имуществе, денежных средствах и дебиторской задолженности;
  • перечень прилагаемых документов.

При подаче заявления в суд должник отправляет его копии конкурсным кредиторам, уполномоченным органам и собственникам компании, например совету директоров. Кроме того, не позднее чем за 15 дней до направления заявления в суд необходимо зарегистрировать обращение о признании банкротом в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц.

К заявлению должника прилагаются подлинники документов или заверенные надлежащим образом копии:

  • учредительные документы юридического лица;
  • перечень кредиторов и должников;
  • бухгалтерский баланс компании на последнюю отчетную дату;
  • решение собственника компании об обращении в арбитражный суд;
  • протокол собрания работников компании, на котором избран представитель для участия в процессе банкротства;
  • отчет о стоимости имущества компании;
  • документы, подтверждающие наличие у руководителя компании допуска к государственной тайне, с указанием формы допуска (если есть).

Статьи 39 и 40 Закона №127-ФЗ дают подробное описание того, как подать заявление о признании банкротом от имени кредитора или работника компании. К слову, конкурсные кредиторы и работники компании-должника могут объединить свои усилия и обратиться в суд с одним заявлением, в котором будут выдвинуты общие требования.

В подобном заявлении должны быть указаны такие сведения, как:

  • наименование арбитражного суда;
  • наименование должника и его регистрационные данные;
  • наименование и данные заявителя;
  • размер требований к должнику, включая проценты, неустойки, штрафы, пени;
  • обязательство должника с указанием срока его исполнения;
  • доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
  • перечень прилагаемых документов.

В течение пяти дней судья рассматривает заявления о признании юридического лица банкротом и выносит решение о его принятии.

Назначение арбитражного управляющего

После того как суд принял заявление для проведения анализа финансовой деятельности компании и для выноса решения о банкротстве назначается арбитражный управляющий. Его задача вести процедуру признания несостоятельности компании. Так как процесс банкротства юридических лиц состоит из нескольких этапов, для решения задач на каждой стадии назначается определенный вид управляющего. Временный управляющий назначается судом на этапе наблюдения для оценки и анализа финансовой деятельности юридического лица, а также обнаружения фиктивного или преднамеренного банкротства. Административный управляющий назначается для проведения финансового оздоровления компании, восстановления ее экономической стабильности. Внешний управляющий и конкурсный управляющий подключаются на этапах постепенной ликвидации юридического лица.

Смотрите так же:  Как рассчитать налог на прибыль корпорации

Ко всем арбитражным управляющим предъявляются единые требования в соответствии со статьей 20 Закона №127-ФЗ:

  • высшее профессиональное образование;
  • опыт работы на руководящей должности;
  • отсутствие наказания в области профессиональной деятельности и судимости за умышленное преступление;
  • прохождение теоретического экзамена;
  • заключение договора обязательного страхования ответственности.

В некоторых случаях от арбитражного управляющего может потребоваться наличие у него определенной формы допуска к работе с государственной тайной.

Очередность подачи заявления о признании банкротства влияет на возможность выбора арбитражного управляющего. При этом законодательство по-разному регламентирует выбор управляющего в зависимости от того, кто выступает заявителем: должник или кредитор.

Должник в своем заявлении указывает наименование саморегулирующей организации, из числа членов которой он выдвигает кандидатуру арбитражного управляющего. В то время как кредитор или работник компании могут непосредственно выбрать кандидатуру арбитражного управляющего с указанием саморегулируемой организации, членом которой он является.

Процесс банкротства компании

Процедура банкротства делится на четыре этапа. Начинается процесс всегда со стадии наблюдения, а вот дальнейший порядок проведения банкротства зависит от результатов работы на предыдущих этапах.

На этапе наблюдения проводится беспристрастный анализ ситуации, в которой находится компания, составляется список задолженностей и высчитывается их общий размер, определяется возможность погашения долгов. Действующее руководство во время первого этапа ограничено в правах, решение по основным организационным вопросам принимает арбитражный управляющий. После завершения работы он передает отчет в суд, где кроме прочего указываются предложения по восстановлению платежеспособности. На основании данного отчета суд выносит решение о продолжении процедуры банкротства.

Стадию финансового оздоровления можно назвать реабилитацией компании, на этом этапе юридическое лицо пытается реализовать план восстановления финансовой стабильности. Если после истечения отведенного на этот этап срока, долги компании остаются непогашенными, а экономическая ситуация не нормализуется, суд принимает решение о введении внешнего управления или ликвидации активов.

Этап внешнего управления может следовать сразу за стадией наблюдения, а может после недостаточно эффективного финансового оздоровления. Как уже понятно из названия, на этой стадии все управление компанией переходит к внешнему управляющему. Также этап характеризуется отсрочкой выплат по долгам. Существует множество мер, которые может применять управляющий, чтобы повысить рентабельность компании: от продажи непрофильных активов до сокращения персонала или перепрофилирования производства.

Финальный этап — конкурсное производство. Если процесс дошел до данной стадии, это означает, что все применяемые меры не дали положительного результата и юридическое лицо официально признается банкротом, а затем ликвидируется. Имущество должника реализуется, чтобы рассчитаться с кредиторами. На данном этапе к работе подключается конкурсный управляющий, который проводит оценку имущества и активов, контролирует их реализацию на торгах. Но даже такое развитие событий не всегда позволяет полностью покрыть долг юридического лица перед кредиторами и сотрудниками.

Другой возможный исход процесса банкротства — взаимовыгодное соглашение между должником и кредиторами. Иногда такое соглашение (оно называется мировым) происходит с привлечением третьих лиц, которые, как правило, берут на себя обязательства по погашению долгов.

Каждый этап, кроме мирового соглашения, имеет ограниченные сроки реализации, которые также прописаны в Законе №127-ФЗ.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Объявление юридического лица несостоятельным (банкротом) — одно из оснований для его ликвидации, регулируемое Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 1 декабря 2007 г.), ст. 65 ГК РФ и другими актами.

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность юридического лица (должника) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротом считается юридическое лицо, неспособное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Под денежными обязательствами законом понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом РФ и бюджетным законодательством Российской Федерации. Обязательные платежи определены законом как налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

  • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
  • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. По общему правилу (если иное не предусмотрено законом), дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику — гражданину — не менее 10 тыс. руб., а также если имеются указанные признаки банкротства.

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  1. наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализафинансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
  2. финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
  3. внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
  4. конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
  5. мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена досудебная санация, предусматривающая меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация предполагает, что учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Предусмотрен особый порядок банкротства кредитных организаций.

Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, регулируются также принимаемыми в соответствии с федеральными законами нормативными актами Центрального банка РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) вправе предъявить иск о ликвидации кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредит35 ных организаций». Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом только после отзыва у нее Банком России лицензии на осуществление банковских операций. По результатам рассмотрения такого заявления арбитражным судом может быть принято решение о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства или решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.