Меню Закрыть

Гос собственность относится к

Государственная собственность

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; —

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; —

средства государственного бюджета; —

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, — предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями — юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество — не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Государственная собственность

Что же входит в понятие «Государственная собственность»?

Собственность — совокупность финансовых и публичных взаимоотношений насчет присвоения и отчуждения вещественных и нематериальных удобств.

В законодательстве выделяют последующие виды принадлежности: частная, государственная собственность и другие формы собственности. Конкретнее рассмотрим государственную собственность.

Государственная собственность — 1 из форм принадлежности, её субъектами-распорядителями числятся органы гос власти, объектами собственности считаются: территория, естественные ресурсы, главные средства, строения, деньги, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Государственная собственность (как финансовая категория) — приспособление имущества народу в лице избранных им представительных органов гос власти.

Право гос собственности дает совокупность правовых норм, закрепляющих и оберегающих принадлежность вещественных удобств народу (населению соответственной местности) в лице избранного им представительного органа гос власти. Данные правовые нормы устанавливают порядок приобретения, применения и отчуждения муниципального имущества.

Принципиальная специфика гос собственности заключается в том, что орган, владеющий ею (другими словами правительство), считается и еще и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Таким образом, система управления гос собственностью разрабатывается и воспринимается лично владельцем.

Государственной собственностью считается

1) имущество, принадлежащее на праве принадлежности РФ (федеральная собственность).

2) имущество, принадлежащее на праве принадлежности субъектам РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

3) территория, иные естественные ресурсы, которые не присутствуют в собственности людей, юридических лиц либо городских образований.

К видам гос собственности относятся

  1. Объекты, которые составляют базу государственного богатства державы (естественные ресурсы, объекты историко-культурного и естественного наследства, художественные ценности);
  2. Объекты, которые нужны для обеспечивания функционирования федеральных органов власти и управления, для решения общероссийских задач (Муниципальная казна России, имущество вооруженных сил, компании);
  3. Объекты оборонного производства;
  4. Объекты секторов экономики, обеспечивающих жизнедеятельность и становление секторов экономики этнического хозяйства;
  5. Федеральные авто дороги единого использования, также организации, которые их обслуживают.

Государственная собственность неоднородна (согласно со ст. 214 ГК РФ).

В государственной собственности РФ выделяется 2 значения:

  • Государственная собственность субъектов РФ.

Субъектами этих взаимоотношений могут считаться:

  • явные органы муниципального управления общегосударственного и районных значений (министерства, комитеты, управления),
  • отдельные муниципальные компании.

Казенное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 Гражданского кодекса РФ), также составляет муниципальную казну.

Имущество, которое располагаться в гос собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями:

— на праве владения,

— на праве использования,

— на праве распоряжения.

Средства соответственного бюджета и другое казенное имущество, которое не прикреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну РФ, казну республик, краев, областей, мегаполисов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Муниципальная собственность играет весомую роль в деятельности страны и обеспечивании финансовой устойчивости и убежденности, благодаря исполнению явных соц функций:

1) создает вещественные предпосылки для обеспечивания стабильного производства публичного капитала;

2) разрешает государству быть самостоятельной единицей в финансовых правоотношениях внутри державы и за границей;

3) гарантирует функционирование секторов экономики, сфер экономики (космическая индустрия, финансовая защищенность);

4) гарантирует работу некоммерческой общественной сферы, национальную сохранность;

5) может помочь ускорять освоение высоких технологий;

6) национализирует собственность разорившихся компаний;

7) считается гарантом почти всех интернациональных и внутренних договоров и согласований;

8) делает подходящие условия для становления частного предпринимательства;

9) разрешает выравнивать удары кризисов, методом понижения налогообложения и применения муниципальных запасных фондов.

Управление гос собственностью – это управление ходом ее действенного применения и воспроизводства в нужном масштабе и качестве, также работа муниципальных органов, роль субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, воплощение правомочий владения, использования и постановления в отношении объектов гос принадлежности.

Управление гос собственностью осуществляется

— согласно с Гражданским кодексом РФ и прочими нормативно-правовыми актами, регулирующими имущественные дела в РФ,

— системой федеральных органов исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, муниципальные комитеты, агентства, уполномоченные правительством особые органы).

Главные функции управления гос собственностью, возложены на Министерство имущественных взаимоотношений РФ.

Органы, исполняющие управление, указание и использование гос собственностью выполняют принципиальные функции:

— управляют пакетом муниципальных акций,

— вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием муниципального предпринимательства,

— сформировывают муниципальные мотивированные программы, проекты и госзаказы,

— создают приспособленную к рынку конкурентоспособную структуру управления объектами муниципального сектора,

— вырабатывают политику ценообразования при размене между муниципальными предприятиями и рыночными формированиями,

— занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечивания муниципальных компаний (хозяйств).

Нормативно-правовые акты предусматривающие ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра городской собственности:

1) Распоряжение ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разделении гос принадлежности в России на федеральную собственность, муниципальную собственность республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, населенных пунктов Столицы и Санкт-Петербурга и государственную собственность».

2) Положение о определении пообъектного состава федеральной, гос и городской собственности и порядке оформления прав собственности, подтвержденное постановлением Президента РФ от 18 марта 1992 года.

3) Распоряжение Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, оказавшихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ».

Проблема разделения гос принадлежности допустима в Распоряжении Пленума ВАС РФ «О неких вопросах практики разрешения споров, связанных с охраной права собственности и прочих вещных прав» от 25.02.98 № 8.

Разгосударствление и приватизация собственности

При переводе экономики РФ на рыночные отношения одной из основных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Разгосударствление и приватизация собственности считаются трудным и противоречивым действием, энергичную роль в нем обязано играть правительство, которое должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего сообщества.

Приватизация — это процесс перевоплощения гос собственности в личную собственность физических и юридических лиц, переход прав принадлежности от страны к частным лицам на критериях абсолютной реализации муниципальных компаний частным лицам либо реализации доли активов и делегирования прав по постановлению муниципальным имуществом.

Цели приватизации собственности:

  • обеспечивание равенства в функционировании разных форм собственности;
  • уравнивание прибылей разных групп и слоев народонаселения;
  • перераспределение заработков и имущества, создание класса собственников;
  • становление фондового рынка.

Методы проведения приватизации принадлежности:

  • реализация компаний, активов ликвидированных компаний по состязанию;
  • реализация компаний на аукционе;
  • реализация долей (акций) в капитале компаний (акционирование);
  • выкуп имущества компаний, сданных в аренду.

Приватизация должна содействовать увеличению производительности функционирования российских компаний; при отчуждении гос принадлежности обязаны предусматриваться общественные нюансы проблемы.

Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление сможет иметь различные формы.

Приватизация — это процесс разгосударствления принадлежности на средства производства, имущество, жилище, территорию, естественные ресурсы, исполняется методом бесплатной передачи либо распродажи объектов гос принадлежности в собственность заинтересованных лиц.

Приватизацию следует рассматривать как 1 из форм разгосударствления, хотя разгосударствление может быть и в отсутствии приватизации (смена владельца не случается, следует процесс децентрализации в пределах муниципального управления собственностью).

Разгосударствление — это уменьшение удельного веса гос принадлежности в целом ее размере. Главным направлением разгосударствления стала приватизация гос и городской собственности.

Соответствующие специфики разгосударствления в РФ:

  • реализация гос собственности по наименьшим тарифам.

Разгосударствление взаимоотношений собственности сводится к 3 главным нюансам:

— к созданию разнообразных типов хозяйств;

— к преображению хозяйств, остающихся в муниципальном ведении, освобождении их от административно-командного диктата;

Принято выделять 3 процесса разгосударствления:

  1. Конкретное разгосударствление: уменьшение функции муниципальных органов по управлению предприятиями, расширение их прав в принятии финансовых решений. Не случается перемена форм собственности.
  2. Переустройство гос собственности в фирмы иных (негосударственных) форм собственности.
  3. Преображение гос и разных видов коллективной собственности в личную.

17. Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.

Унитарное предприятие — это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган — собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве.

Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики.

Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Одной из важных задач совершенствования организации управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др.

В Конституции РФ вопросы собственности затрагиваются в ст.8, 34 — 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня — федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 — 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как правило, исключаются из предмета регулирования бюджетные отношения, отношения, связанные с использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции:

— государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

— она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

— государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

— государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему.

— государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

— она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.

государственная собственность

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «государственная собственность» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь

Государственная собственность — (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ — собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Экономический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

государственная собственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия

Государственная и частная собственность: особенности регулирования.

Собственность является особенной категорией в гражданских правоотношениях. Российское законодательство в особом порядке охраняет право собственности на определённые вещи, движимые и недвижимые объекты, вне зависимости от круга лиц, которым оно принадлежит. Тем не менее, для каждого круга лиц – собственников разработаны отдельные нормы регулирования права собственности, которые зависят от самой формы собственности — вида, который определяется по признаку субъекта права собственности. То есть в зависимости от того, кому принадлежит право собственности, и определяется её конкретная форма. В гражданском законодательстве выделяют три формы собственности: частная, государственная и смешанная .

Наиболее распространённым является частная форма собственности. Здесь субъектами правоотношений (то есть собственниками) являются физические, юридические лица, которые осуществляют свою деятельность независимо от государства или муниципальных органов, и преследуют свои собственные интересы. Некоторые эксперты и аналитики к частной форме собственности также относят имущество общественных организаций, фондов, прочих некоммерческих организаций, которое не служит на благо всего народа, а также используется собственником в личных интересах. Государство защищает право собственности частных лиц от посягательств на них других субъектов гражданских правоотношений, однако, оказывает своё влияние на осуществление собственником своих прав на имущество. Собственник обладает юридической властью над принадлежащим ему имуществом, тем не менее, государство регулирует изменение прав собственности, подвергает налогообложению и т.д.

Виды частной собственности

Частную собственность в свою очередь можно разделить на индивидуальную и групповую. Право собственности в принципе предполагает определение вещи и имущества, которое дало бы возможность идентифицировать их. Индивидуальное право собственности подразумевает единоличное владение имуществом, то есть собственник только один, и других таких нет. Под групповой частной собственностью понимается владение имуществом несколькими собственниками, они обладают на него равными правами. В экономической сфере деятельности многие эксперты делят право на собственности на частное и личное. Личная форма собственности относится к тому имуществу, которое используется собственником для своих нужд, в целях, которые не приносят ему доход. Частная форма собственности распространяется на имущество, которое собственник передаёт другим лицам за плату. Таким образом, такое имущество выступает в качестве товара в экономических отношениях.

Тонкая грань между групповой формой собственности и общественной собственности. Именно поэтому под групповой формой собственности следует понимать право лица на владение, пользование, распоряжение общим имуществом в пределах принадлежащей ему доли. Доля должна быть установлена в конкретном размере либо законом, либо договором. А вот в отношении общественной собственности, у собственников право на имущество существует номинально, свою долю он не может выделить из общей массы, следовательно, в полном объёме реализовать своё право собственности не может. Именно поэтому право общественной собственности следует относить к государственной форме собственности, но не к частной групповой.

Государственная форма собственности.

Государственная форма собственности существует благодаря глобальному обобщению имущества, к которому можно отнести природные богатства, материально-вещественные средства производства, предметы потребления денег. Государственная и муниципальная собственность может формироваться за счёт выведения имущества из собственности частных лиц, и передачу управления таким имуществом в специализированные органы власти. Совершая подобные действия по расчленению форм собственности на государственную и муниципальную обуславливается политическими и социальными факторами прежде всего, а потом уже экономическими. Именно благодаря государственной и муниципальной формам собственности существует возможность грамотного управления объектами потребления граждан, без нанесения ущерба, как самим потребителям, так и собственникам такого имущества.

В роли субъектов государственной формы собственности выступают и сама страна, и её население, регионы, территориально-административные образования, представители органов власти на самых различных государственных уровнях.

Как известно, в России трёхуровневая система государства: федеральная, региональная, местная. Соответственно, формы государственной собственности также делятся на три уровня: государственная федеральная собственность, собственность субъектов РФ, муниципальная собственность, которая находится в ведении органов местного самоуправления. В имущество, находящееся в государственной собственности вне зависимости от уровня власти, включают такие объекты, как денежные средства, предприятия, природные ресурсы и проч. Государство в экономике страны выступает в качестве полноценного участника, который может не только потреблять, но и производить товары и оказывать услуги за определённую плату. Таким образом, за счёт собственности государство может получать доход от своей деятельности. Государственная собственность неразрывно связана с осуществлением политической власти на всех её уровнях.

Гос собственность относится к

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Регулируя правовое положение государственной собственности ст. 214 ГК РФ развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом «О собственности в РСФСР» [1] . Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты: республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов. Как уже отмечалось выше, до принятия специального закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона [2] сохраняют силу постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [3] и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года [4] . Кроме того, к таким правоотношениям применимо Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г . N 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ» [5] .

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов РФ и Реестра муниципальной собственности. Более подробно порядок ведения таких реестров изложен в Постановлении Правительства РФ от 3 июля 1998г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» [6] . До внесения соответствующего объекта в тот или иной Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, является зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п.10 Положения от 18 марта 1992 г .).

Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.

Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляют: специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства — этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Деление публичной собственности на государственную и муниципальную было установлено еще Законом РСФСР «О собственности в РСФСР». Однако с учетом действовавших параллельно этому закону Основ гражданского законодательства собственность не разделяли на государственную и муниципальную, и понимание того, что муниципальная собственность не является собственностью государственной, не сразу пришло к практикующим юристам, да и к судьям, рассматривающим арбитражные споры.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Проблема разделения государственной собственности разрешена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 25.02.98 № 8 [7] .

Пункт 3 Постановления предусматривает, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-I.

Таким образом, арбитражные суды получили официальные рекомендации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при решении вопросов об уровне собственности применять напрямую постановление ВС РФ om 27.12.91 № 3020-I.

Применяя на практике постановление ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I, нельзя не отметить определенные сложности, связанные с толкованием его отдельных положений.

В частности, пунктом 3 приложения № 1 к названному Постановлению к объектам исключительно федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Возник вопрос: словосочетание «общероссийского значения» относится только к учреждениям культуры либо ко всему предложению в целом?

Если согласиться с первым предположением, то следует считать, что все объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности относятся исключительно к федеральной собственности, поскольку ни в приложении № 2, ни в приложении № 3 специально памятники истории и культуры не упоминаются [8] .

Если же принять второе, то к объектам исключительно федеральной собственности относятся лишь памятники истории и культуры общероссийского значения. Но как их определить, если к моменту принятия Постановления ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I законодательством по охране памятников памятники истории и культуры подразделялись в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения, а Указ Президента Российской Федерации № 176, утвердивший перечень памятников истории и культуры федерального значения, издан лишь 20.02.95.

Вопросы о том, к какому уровню собственности относятся памятники истории и культуры, не включенные в вышеназванный Указ, и могут ли они являться муниципальной собственностью, длительное время не находили четкого ответа в практике арбитражных судов. Не последнюю роль играла и основанная на толковании подпункта 3 пункта 1 Приложения № 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.91 № 3020-I позиция представителей государственных органов по охране памятников, в том числе Министерства культуры Российской Федерации, которые настаивали на том, что и памятники местного значения относятся к федеральной собственности [9] .

Следует отметить, что в настоящее время принято несколько постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающихся памятников истории и культуры местного значения, по конкретным делам.

Вывод о том, что объекты историко-культурного наследия местного значения не относятся к исключительно федеральной собственности, содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.99 № 4803/98 [10] , которым отменено постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу Арбитражного суда Самарской области.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время сформировалась судебная практика арбитражных судов, которая относит к федеральной собственности лишь памятники истории и культуры, включенные в соответствующий перечень, а остальные памятники могут быть как собственностью субъекта Российской Федерации, так и муниципальной собственностью.

Определенные сложности, в том числе и для арбитражных судов, вызывает вопрос принадлежности собственности к бывшему ведомственному жилому фонду предприятий, оставленному на их балансе при приватизации.

Таким образом, применительно к вышеизложенному следует констатировать безуспешность попыток разрешить в настоящее время вопрос о передаче объекта в муниципальную собственность с помощью арбитражного суда.

В заключение необходимо признать, что проблема разграничения публичной собственности может быть разрешена в будущем двумя способами:

· совершенствованием нормативной базы (необходимо, в частности, принятие федерального закона, предусмотренного пунктом 5 статьи 214 ГК РФ);

· совершенствованием судебной практики посредством достижения ее единообразия и точного соответствия законодательству.

[1] Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 14 мая, 22 декабря 1993 г., 24 июня 1994 г.) (утратил силу) // Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 30 ст. 416.

[2] Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 апреля, 26 ноября 2001 г.) // «Российская газета» от 8 декабря 1994г.

[3] Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (и изм. и доп. от 23 мая 1992 г., 27 января, 21 июля 1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 16 января 1992 г., N 3, ст.89

[4] Распоряжение Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 13, ст. 697.

[5] Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации» // «Российская газета» от 1 ноября 2000 г.

[6] Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» // «Российская газета» от 7 августа 1998 г.

[7] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 10

[8] Пятков Д.В. Отдельные аспекты передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. — М.; Фонд «Правовая поддержка», 2002. — № 1 (9). — с.50-53

[9] Андреев В.К. Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // Государство и право. — 1999. — №4. — С.43-52.

[10] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 1999 г. N 4803/98 // СПС «Гарант»

Смотрите так же:  Где узаконить пристройку