Меню Закрыть

Требования к сносу зданий

Искусство строить включает много видов опасности, но их, как правило, можно предвидеть, если организация работ рациональна и администрация и рабочие осознают важность техники безопасности.

Сложнее дело обстоит с прогнозированием при сносе зданий, делается это ручным или механическим способом, так как если чертежи нового здания позволяют ознакомиться со всеми его элементами, то структура старых строений и архитектурных ансамблей вызывает сильную долю сомнений, особенно их поведение при сносе.

Из этих соображений видны трудности работ по сносу зданий и значение мероприятий по технике безопасности, которых они требуют. Цель этих мероприятий — безопасность не только работающих, но также, как это показали некоторые несчастные случаи, безопасность пешеходов и автомобилистов.

Компетентность организаций и их персонала. Профессиональная компетентность субподрядных организаций и их персонала, которым поручено выполнение работ по сносу зданий, имеет первостепенное значение. Поэтому необходимо строго выполнять следующие требования, предусмотренные в статьях 88 и 89 Декрета от 8 января 1965 г.:
запрещается поручать работы по сносу и демонтированию некомпетентным лицам при наличии повышенной опасности для них самих или других работающих на строительной площадке;
при выполнении работ десятью рабочими наблюдение за их проведением осуществляет бригадир;
на десять рабочих должен приходиться минимум один бригадир. При необходимости одновременной работы нескольких бригад их бригадиры должны подчиняться единому начальнику;
слом объектов из армированного бетона и предварительно напряженных материалов, а также объектов, удерживаемых металлическим каркасом, производят только под руководством лиц, имеющих опыт проведения подобных работ.

Защитные мероприятия. Многочисленные и разнообразные мероприятия, предусмотренные статьями 100-105 Декрета от 8 января 1965 г., заключаются в следующем:
приступать к сносу объекта только после определения прочности и устойчивости каждой из его частей, в частности, полов;
используя любые подходящие средства, такие, как стойки, предохранять пешеходов и автомобилистов от обвала, когда, в результате сноса частей объекта, возможно нарушение равновесия несломанных частей соседних зданий;
принимать все меры для предотвращения падения на тротуары и проезжую часть стен или других элементов зданий, разрушаемых толчками или ударами, наносимыми, например, при раскачивании металлического молота, прикрепленного канатом к крану;
приступать к сносу стен только после демонтажа всех деревянных и металлических, незакрепленных деталей, а если и закрепленных, то образующих выступ более двух метров;
не допускать слома крупных участков стены толканием в случае неустойчивых конструкций или состоящих из слабо связанных между собой материалов;
ограничивать длину и особенно высоту стен, предназначенных к слому тягой с использованием тросов, такелажных приспособлений и подобных устройств, закрепленных на строительных машинах;
только под наблюдением руководителя организации или его заместителя можно приступать к разрушению частей здания, обладающих определенной упругостью и находящихся под внутренним напряжением, так как в результате излома или резкого высвобождения эти части могут пружинить или если их снос может существенно нарушить устойчивость всего здания или какой-либо его части;
при сносе зданий использовать краны только в качестве подъемных механизмов;
подкапывать объект с применением механизма только при полном отсутствии опасности для работающих;
устанавливать защитные ограждения кабин на тракторах-толкачах;
размещать рабочих на разных уровнях только при обеспечении безопасности работающих на нижних уровнях;
использовать людей при работах по слому на высоте более 6 м только при наличии рабочего пола, где бы они могли находиться. Если такой пол расположен с краю, то он должен иметь поручни и защитную бортовую доску. Если высота работ по слому не превышает 6 м над поверхностью земли, установка рабочего пола необязательна при условии квалификации рабочих, которые не поднимаются на стены толщиной менее 35 см;
рабочие, занятые в работах по слому зданий, должны пользоваться защитной каской.

Специальные методы слома. При разрушении каменной кладки, бетона, железобетона или предварительно напряженного бетона работа происходит в условиях шума, пыли, которая может быть силикагенной, рабочие травмируют руки. Существует несколько способов предотвращения или смягчения этих вредных явлений. Вот три примера (рис. 2).


Рис.2. Способы разрушения: а — трещинообразование и смещение при помощи расширения; б — термическая резка кислородным копьем: 1 — бачок для первоначального нагрева; 2 — копье; 3 — баллоны с кислородом

Трещинообразование и разъединение путем расширения. После бурения шпуров в каменной кладке или в бетоне в них устанавливают устройство в форме усеченного цилиндра, имеющего одну плоскую поверхность в плоскости, параллельной его оси. На этой поверхности выполнены небольшие поршни, совершающие возвратно-поступательные движения по направлению наружу, под действием масляного насоса. Этой операцией образуют трещины и разъединяют подлежащий разрушению материал.

Механическая резка. Этот способ заключается в бурении в бетоне или в железобетоне, в зависимости от требуемого контура, серии касательных шпуров, которое выполняют перфоратором, снабженным алмазной коронкой диаметром 100-200 мм.

Термическая резка методом кислородного копья. По стальной трубке длиной 4 м и с внутренним диаметром 17 мм, уплотненной проволокой и установленной перпендикулярно к разрезаемой поверхности (сталь, бетон или железобетон), под давлением подают кислород, предварительно раскалив конец трубки. Горение железа сопровождается сильным выделением тепла, превышающим температуру 3500°С и создающим жидкую, как лава, окалину. Этот метод имеет широкое применение: выполнение каналов и шахт под кабели, трубы, лифты; резка балок, стоек, стен, сборных элементов, плит, изделий из бетона; разрушение сплошной каменной кладки и оборонительных бетонных сооружений; выполнение отверстий в плитах и температурных швов; сверление монолитных стен, плит и стен большой толщины с плотным расположением арматуры.

Разрешение на снос здания

Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на снос здания (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Разрешение на снос здания

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Разрешение на снос здания

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Работы по сносу зданий и сооружений

  • Организация работ по сносу зданий
  • 1. Техника безопасности
  • 2. Демонтаж
  • 3. Многоэтажные каркасные сооружения
  • 4. Многоэтажные бескаркасные здания
  • 5. Критерии, определяющие выбор способа сноса

Организация работ по сносу зданий

Д. Корт, Ю. Липпок, Р. Дексхаймер; Пер. с нем. Л. В. Дорменко; /Избранные главы/

Проведенные в прошедшие годы научно-технические исследования показали, что в связи с расширяющейся реконструкцией промышленных предприятий и переоборудованием внутригородских районов объем и значение работ по сносу зданий и сооружений возрастает. Однако требования более строгого соблюдения технологических процессов, условий безопасности и охраны окружающей среды заставляют преодолевать возрастающие трудности при организации работ по сносу. При этом необходимо, чтобы в процессе работ по сносу производительность труда непрерывно повышалась. Все эти требования могут быть удовлетворены только при получении и внедрении в практику новых научно-технических достижений. Поэтому надо начать с выяснения важнейших взаимосвязей и факторов, влияющих на выполнение этих работ.
Работы по сносу проводятся преимущественно в целях реконструкции, при перестройке или строительстве новых зданий, а также для получения свободных площадей.
Если при перестройке сносятся лишь части или элементы сооружения, то в случаях предполагаемого сооружения нового здания или создания свободных площадок здание или его элементы разрушаются целиком.

Между материалом, из которого построен сносимый объект, способом сноса и использованием обломков можно проследить определенную взаимосвязь (рис. 2), которую надо рассматривать как весьма важную.
Так, если при демонтаже строительного объекта разделительная щель делается для обеспечения возможности изъятия элементов здания, то при разрушении она делается только в тех случаях, когда необходимо сохранить часть объекта или обеспечить определенное направление падения обломков. Когда речь идет о стальных конструкциях, то в зависимости, например, от степени коррозии приходится решать вопрос о том, можно ли снова использовать тот или иной строительный элемент или он пойдет в металлолом. Если непосредственное использование материалов, полученных в результате сноса, не намечено, необходимо подготовить специальные отвалы, что облегчит использование отходов в будущем.
При выборе способа сноса сооружения помимо перечисленных взаимосвязей всегда приходится считаться с многочисленными факторами (рис. 3), значение которых оценивается в соответствии со специфическими условиями и требованиями. Хотя выбранный способ должен быть экономичным, этот фактор не является главным. Например, недопустимые сотрясения, нарушение производственного процесса и необходимость перекрытия движения могут оказать решающее влияние на выбор способа сноса. Значение экономического фактора возрастает в зависимости от уменьшения числа и значения других факторов. Если производится снос свободно расположенного объекта, тогда экономичность надо рассматривать как важнейший, если не единственный критерий.

2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Общие сведения

Снос — полное или частичное устранение сооружений или элементов сооружений путем демонтажа или разрушения.
Частичный снос — устранение определенных элементов или деталей сооружения с сохранением функциональной способности остающихся элементов сооружения. Обычно такой снос осуществляется с предварительным устройством разделительной щели между сносимой и сохраняемой частью здания или его элемента-
Общий снос (полный снос) — полное устранение сооружения путем демонтажа или разрушения.
Демонтаж — устранение предварительно освобожденных от соединений с сохраняемыми сооружениями или их элементами деталей или элементов здания (при помощи подъемных устройств) с сохранением их формы и возможности функционального использования в будущем.
Снос путем разрушения — уничтожение сооружений или их элементов путем опрокидывания или обрушения на предварительно отведенную площадь, сопровождающееся в большинстве случаев размельчением обломков снесенного объекта.
Высота сноса — высота сносимого здания или элемента по отношению к земной поверхности до начала сноса, независимо от его общей первоначальной высоты, которая могла быть и такой же.

Смотрите так же:  Залог формы залога в римском праве

Обломки — выломанные детали и элементы сооружений, измельченные до приемлемых и транспортабельных или пригодных для нового использования размеров.
Разрушение — устранение деталей и обломков сооружения со строительной площадки с окончательным их разрушением и измельчением с целью создания свободной площадки.
Наземные разрушения — устранение деталей здания и материалов, полученных в результате сноса с площадки глубиной до 300 мм по отношению к земной поверхности.
Подземные разрушения — полный снос сооружений или его деталей и устранение обломков вплоть до основания фундамента.
Направление падения — предусмотренное или обеспеченное с помощью технических мер обрушение здания или его элементов в определенном направлении.
Разделительная щель — пространство между сооружениями, деталями или элементами зданий, создаваемое для того, чтобы обеспечить возможность работы подъемных механизмов или повлиять на направление падения.

Объект сноса и площадка сноса

Объект сноса — сооружение, его деталь или элемент, сносимые или подлежащие сносу, не ограниченные или ограниченные другими постройками.
Неограниченный объект сноса — объект, не граничащий ни с какой стороны с сооружениями или элементами сооружений, подлежащими одновременному сносу. ,
Ограниченный объект сноса — объект, с которым по крайней мере с одной стороны граничат сооружения или элементы сооружений, не подлежащие сносу.
Площадка сноса — участок вокруг объекта сноса, в отличие от свободной и ограниченной площадки сноса предназначенный для выполнения работ по сносу, включая их последствия, который должен быть обозначен и где должна быть обеспечена безопасность (см. рис. 5).
Свободная площадка сноса — свободное расстояние между внешним контуром сносимого объекта и другими сооружениями не менее двойной в направлении падения и полуторной в других направлениях высоты сноса, обеспечивающее сохранность примыкающих построек, не подлежащих сносу.
Ограниченная площадка сноса — площадка, не отвечающая условиям свободы.

Безопасность

Укрытия — приспособления для уменьшения повреждений и обеспечения безопасности, которыми огораживается или укрывается сносимый объект, такие, как фашины, пучки соломы, доски, брезент, земля.
Зона воздействия — пространство, где под прямым или косвенным воздействием работ по сносу, например разлет обломков или сотрясений, может быть причинен ущерб.
Опасная зона — участок, где в результате работ по сносу может быть нанесен вред здоровью людей.
Авария — повреждение машин или промышленных приборов, которое может вылиться в еще более значительные повреждения.
Катастрофа — повреждение, влекущее за собой тяжелые последствия или несчастные случаи большого и, как правило, выходящего за местные рамки масштаба.
Происшествие — такое явление, как взрыв, пожар, нарушение газоснабжения, обрушение, с дальнейшими последствиями для производства или для хода строительства.

Для лучшего понимания данных специальных понятий и для правильного толкования чрезвычайных ситуаций, к ряду понятий даются еще некоторые пояснения.

Частичный снос — работы, в результате которых уменьшается высота здании или его элемента, например снос только верхнего этажа.
Общий снос — снос объекта, уже частично разрушенного до начала работ по сносу, например руин.
Демонтаж — работы, производимые подъемными устройствами — кранами, лебедками, вертолетами и др.
Высота сноса всегда исчисляется от земной поверхности и равна высоте сносимого объекта. (При сносе верхнего этажа здания она обычно соответствует высоте этажа.)

Разрушение — работы по сносу, в результате которых образуются свободные площади, независимо от того, будет ли эта площадь использоваться для других целей (например, для зеленых насаждений).
Направление падения имеет место в тех случаях, когда не предусмотрено или не может быть обеспечено обрушение объекта внутрь себя. Следует предусмотреть, чтобы заданное и обеспеченное направление падения не пришлось вынужденно менять вследствие не известных заранее и не-уточненных обстоятельств.
Ограниченный объект сноса — здания, высота которых уменьшается только частично.
Свободная площадка сноса может существовать и тогда, когда с объектом сноса граничат сохраняемые сооружения (см. рис. 5,6).
Зона воздействия — площадь, на которую оказывают воздействие работы по сносу. Обычно она бывает больше опасной зоны и определяется многочисленными факторами, например местностью, погодой, характером обломков, высотой сноса и особенно его способом. Введение понятия «зона воздействия» вызвано тем, что при работах по сносу следует учитывать, что народнохозяйственным, производственным и другим интересам может быть нанесен ущерб, причины, размеры и значение которого зависят от размеров зоны, на которую он распространяется.
Опасная зона. Определение относится к явлениям, которые могут быть вызваны работами по сносу. Надо следить, чтобы из-за местной ситуации (склад горючих материалов и др.) или выполняемых работ эта зона не изменилась и не расширилась.
Зона воздействия и опасная зона должны устанавливаться с учетом факторов, действующих на больших расстояниях, например, осколки, пыль, сотрясение. Эти зоны могут изменяться по мере продвижения работ.

Статья 37. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)

Комментарий к статье 37 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

1. Соблюдение требований безопасности необходимо и на завершающем этапе жизненного цикла здания или сооружения – при прекращении их эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа). Положения ч. 1 комментируемой статьи требуют соблюдения правил безопасности на стадии прекращения эксплуатации здания или сооружения. Обязанность по соблюдению таких требований возлагается на собственника здания или сооружения, который должен принимать меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в т.ч. меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществлять мероприятия по утилизации строительного мусора. Так, согласно разделу 18 ПБ 03-428-02 “Правила безопасности при строительстве подземных сооружений” решение о ликвидации подземных сооружений должно приниматься той инстанцией, которая принимала решение об их строительстве, по согласованию с заинтересованными органами местной администрации. Проект ликвидации подземных сооружений должен разрабатываться, как правило, силами организации, выполнившей проект данного подземного сооружения, и содержать раздел “Промышленная безопасность”. Содержание проектов ликвидации подземных сооружений должно охватывать комплекс организационных, технических, технологических и иных решений, которые обеспечивают безопасность для жизни и здоровья населения, сохранность зданий и сооружений и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия. Такие проекты должны отвечать следующим требованиям:

– разрабатываться на основании исполнительной документации, составленной строительной организацией;

– исключать возможность связи ликвидированного пространства подземного сооружения с внешней средой, включая экс- или инфильтрацию воды, вынос грунта в том или ином направлении, вредных химических соединений;

– исключать доступ посторонних людей и животных;

– отсечные перемычки на контакте с действующими сооружениями должны обеспечивать восприятие комбинации максимальных нагрузок для каждого конкретного случая;

– прочность несущих конструкций (обделок) ликвидируемых подземных сооружений должна обеспечивать восприятие различной комбинации внутренних и внешних нагрузок, включая случаи непрогнозируемого их опорожнения или затопления. Конструкции должны иметь уровень капитальности не ниже принятых для сооружаемого объекта;

– перекрытия шахт, колодцев, скважин, наклонных тоннелей должны удовлетворять требованиям прочности, устойчивости, долговечности и пожаробезопасности, предъявляемым к проектированию постоянных конструкций подземных сооружений;

– содержать план подземных сооружений с привязкой к местности и указанием конструкций и местонахождения знаков, по которым будут производиться замеры проседания поверхности;

– иметь расчет теоретически возможной мульды проседания поверхности и ее обозначение на плане;

– должны быть определены сроки и последовательность работ, связанных с консервацией подземных сооружений.

Проект ликвидации подземного сооружения утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации подземного сооружения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с территориальными органами Госгортехнадзора России. Выполнение работ по ликвидации подземных сооружений должно осуществляться, как правило, силами организаций, выполнявших строительство данных объектов. Началу работ по ликвидации подземного сооружения должна предшествовать комиссионная проверка его готовности для выполнения работ с составлением акта. Ликвидация подземных сооружений считается завершенной после оформления в установленном порядке соответствующей документации. При ликвидации собственником подземного сооружения должна быть обеспечена сохранность проектной, исполнительной и наблюдательной документации ликвидируемого объекта.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи в целях обеспечения безопасности устанавливают необходимость обоснования технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов ссылками на требования рассматриваемого технического регламента, на требования стандартов и сводов правил, специальных технических условий, а также посредством исследований; расчетов и (или) испытаний; моделирования сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; оценки риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Основные требования, предъявляемые к проекту организации работ по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства, – обеспечение безопасности работ, охрана окружающей среды и утилизация отходов. Проекты разрабатывают, как правило, проектные или проектно-технологические организации. Располагая квалифицированными инженерными кадрами, строительная организация может своими силами разрабатывать проекты производства работ. Проект производства работ составляется по рабочим чертежам на основе проекта организации строительства на работы подготовительного периода строительства, на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на возведение объекта в целом и (или) его составные части. Исходными материалами (данными) для составления проекта служат задание заказчика на разработку проекта организации работ; разделы проекта строительства объекта капитального строительства (архивный экземпляр); генеральный план; конструктивные и объемно-планировочные решения; смета на снос (демонтаж) объекта капитального строительства; ситуационный план размещения объекта капитального строительства с указанием (при наличии) расположения пунктов утилизации отходов и полигонов для их захоронения; план транспортной инфраструктуры района; перечень зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу); перечень и план размещения демонтируемого технологического оборудования, его габаритные размеры и масса, условия демонтажа и транспортирования; план транспортной инфраструктуры района; данные об источниках и порядке временного обеспечения работ по сносу (демонтажу) водой, электроэнергией, паром и т.п.; данные о наличии и возможности использования средств механизации заказчика для выполнения работ по сносу (демонтажу). При необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в проектную документацию включатся раздел 7 “Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства“, который в текстовой части содержит:

Смотрите так же:  Распоряжение вкладом доверенность завещание наследование

– основание для разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;

– перечень зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу);

– перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;

– перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых зданий, строений и сооружений объекта капитального строительства от проникновения людей и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;

– описание и обоснование принятого метода сноса (демонтажа);

– расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого метода сноса (демонтажа);

– оценку вероятности повреждения при сносе (демонтаже) инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных сетей инженерно-технического обеспечения;

– описание и обоснование методов защиты и защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения, согласованные с владельцами этих сетей;

– описание и обоснование решений по безопасным методам ведения работ по сносу (демонтажу);

– перечень мероприятий по обеспечению безопасности населения, в том числе его оповещения и эвакуации (при необходимости);

– описание решений по вывозу и утилизации отходов;

– перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (при необходимости);

– сведения об остающихся после сноса (демонтажа) в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях; сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение таких коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах – в случаях когда наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации;

– сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, технических решений по сносу (демонтажу) объекта путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным методом, перечень дополнительных мер по безопасности при использовании потенциально опасных методов сноса.

В графическую часть такого раздела должны быть включены план земельного участка и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта, сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса (демонтажа) объекта с указанием мест складирования разбираемых материалов, конструкций, изделий и оборудования; чертежи защитных устройств инженерной инфраструктуры и подземных коммуникаций; технологические карты-схемы последовательности сноса (демонтажа) строительных конструкций и оборудования (п. 24 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию).

В перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений включают обследование их общего технического состояния с целью получения исходных данных для разработки проекта организации работ на снос (демонтаж); отключение и вырезку наземных и подземных вводов (выпусков) газа, электроснабжения, водопровода, канализации и других коммуникаций. В мероприятиях по охране здания от проникновения людей и животных и т.д. должны предусматриваться устройство ограждений площадки работ, зашивка (заделка) проемов дверей и окон, применение запорных систем, организация охраны и другие мероприятия.

Выбор и обоснование метода сноса (демонтажа) зависят от того, что указано в задании заказчика: снос-разрушение или демонтаж-разборка объекта. При сносе объекта может быть выбран механический, взрывной или комбинированный из них метод. При сносе отходы не перерабатывают, а вывозят в отвал (на полигоны, свалки), загрязняя окружающую среду. При демонтаже объекта конструктивные элементы его сортируют, и они могут быть утилизированы, например переработаны во вторичные строительные материалы и изделия. Зоны развала и опасные зоны при сносе объекта определяют по методикам, принятым при взрывных работах и при определении расстояний отлета предметов при их падении со здания.

Для выбора и обоснования решений по безопасным методам ведения работ при сносе объекта рассматривают решения по механическому методу, например, с помощью “экскаватора-разрушителя” и сменных рабочих органов: гидравлических ножниц, захватов, клещей, клин-молота, шар-молота, навешиваемых на экскаватор, или по различным видам взрывного метода, например с помощью контактных (наружные заряды, кумулятивные заряды и т.д.) и шпуровых средств (шпуровые заряды, гидровзрыв и т.д.). При демонтаже объекта указывают применение стрелового (на автомобильном, пневмоколесном или гусеничном ходу) или башенного грузоподъемного крана. При этом предусматривают использование универсальных и специальных ручных электрических и пневматических машин (перфораторов, с отрезным диском, сверлильных) и термических средств (газорезчиков, установок плазменной резки и т.д.). Для отрыва и перемещения блоков и панелей обосновывают применение гидравлических клиновых домкратов и других устройств. Для обеспечения безопасности работ подбирают и приводят специальную технологическую оснастку: подкосы с регулируемой длиной в комплекте со струбцинами и анкерами, связи (штанги), стойки, угловые связи, средства подмащивания. Для предотвращения падения рабочих с высоты могут быть обоснованы и применены универсальные (применяемые в строительстве) и специальные средства техники безопасности – инвентарные ограждения.

Решения по вывозу отходов сноса объекта принимают в виде указаний направлений и способов перевозки в отвал и мест (адресов) захоронения отходов на полигонах и свалках. При демонтаже объекта принимают решение по номенклатуре и способам переработки демонтируемых элементов: железобетонных блоков, панелей, плит и т.п. и вывозу их на предприятия переработки, а также об утилизации материалов разборки (дерево, металл, фаянс, стекло, битум и т.д.). Железобетонные элементы, удовлетворяющие условиям утилизации, используют в сельском (овощехранилища, склады и т.п.), дорожном и другом строительстве. Отходы утеплителя, стекла и керамики перерабатывают в сырье (наполнитель) для производства строительных материалов и изделий (стеновые плиты, блоки и т.п.) (п. 3.1, раздел 5 МДС 12-46.2008 “Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ”).

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.


Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Смотрите так же:  Расписка действительна сроки

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.


Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).


***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.