Меню Закрыть

Приказ мк-558

Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2010 г. № 558

Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов,
образующихся в процессе деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

Зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2010 г.
Регистрационный № 18380

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 25.10.2004, № 43, ст. 4169; 11.12.2006, № 50, ст. 5280; 03.12.2007 № 49, ст. 6079; 19.05.2008, № 20, ст. 2253), а также подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 406 («Собрание законодательства Российской Федерации», № 22, ст. 2583; 20.10.2008, № 42, ст. 4825; 17.11.2008, № 46, ст. 5337; 19.01.2009, № 3, ст. 378; 09.02.2009, № 6, ст. 738; 22.06.2009, № 25, ст. 3063) п р и к а з ы в а ю:

Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

8(495)912-63-37
[email protected]

Приказ Минкультуры от 25 августа 2010 года № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности. »

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 августа 2010 года № 558

(с изменениями на 16 февраля 2016 года)

(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.03.2016, № 0001201603170030).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст.4169; 2006, № 50, ст.5280; 2007, № 49, ст.6079; 2008, № 20, ст.2253), а также подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 406 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст.2583; № 42, ст.4825; № 46, ст.5337; 2009, № 3, ст.378; № 6, ст.738; № 25, ст.3063),

________________
Приказ без приложения опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, № 38. — Прим.ред.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Е.Бусыгина.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Российской Федерации
8 сентября 2010 года,
регистрационный № 18380

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения

(с изменениями на 16 февраля 2016 года)

I. Общие положения

1.1. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее в тексте — Перечень) подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст.4169; 2006, № 50, ст.5280; 2008, № 20, ст.2253), с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов. *1.1)

1.2. Перечень включает типовые управленческие архивные документы (далее — документы), образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (далее в тексте — организации) при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения.

1.3. Перечень состоит из 12 разделов:

— раздел 1 включает документы, отражающие распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение управления, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов организациями;

— разделы 2-4 включают документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность;

— раздел 5 содержит документы об организации и осуществлении экономических, научно-технических, культурных и иных связей организаций;

— раздел 6 включает документы об информационном обслуживании деятельности организаций;

— раздел 7 включает документы по организации труда, нормированию труда, тарификации, оплате труда, охране труда;

— раздел 8 содержит документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении;

— раздел 9 содержит документы о материально-техническом обеспечении деятельности и организации хранения имущественно-материальных ценностей;

— раздел 10 включает документы по административному и хозяйственному обслуживанию организаций: соблюдению Правил внутреннего распорядка, эксплуатации служебных зданий, транспортному обслуживанию, внутренней связи, обеспечению безопасности организаций;

— раздел 11 содержит документы, отражающие социально-бытовые вопросы, в том числе социальное страхование, жилищно-бытовые вопросы, организацию досуга;

— раздел 12 содержит документы, отражающие организацию деятельности первичных профсоюзных и иных общественных организаций (объединений).

1.4. Перечень имеет 4 графы.

В графе № 1 Перечня указаны номера статей. Статьям в Перечне присвоена единая сквозная нумерация.

В графе № 2 Перечня приведены виды документов. Перечень не содержит в статьях конкретные наименования документов, а дает обобщенное наименование каждого вида документа. При объединении в одной статье разных видов документов по одному вопросу, имеющих одинаковый срок хранения, используется термин «документы», а в скобках раскрываются наименования основных видов документов, включенных в статью.

В графе № 3 Перечня указаны сроки хранения документов на бумажных и электронных носителях, исчисление которых производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

В графе № 4 Перечня приводятся примечания, комментирующие и уточняющие сроки хранения документов.

1.5. Для удобства пользования Перечнем к нему составлен указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и вопросы их содержания со ссылками на номера соответствующих статей Перечня.

II. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения

Установлены новые сроки хранения документов компании Приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558

Документ: Приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»

Правила хранения документации

Любой бухгалтер прекрасно осознает значимость верного оформления первичной учетной документации для целей ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Однако не менее важно должным образом хранить документы, образующиеся в учете организации.

Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» (ст. 17) предписывает организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) нужно хранить не менее пяти лет с момента, когда они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия (учреждения). Выдача этих документов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных подразделений предприятия (учреждения), как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера (п. 6.6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105).

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

В свою очередь, Налоговый кодекс РФ вменяет налогоплательщикам в обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), а при переносе убытков на будущее в целях налогообложения прибыли — хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков (ст. 283 НК РФ).

Смотрите так же:  Независимые права на интеллектуальную собственность

Требования к хранению документов содержатся и в некоторых других законодательных актах. Например в п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об обществах с ограниченной ответственностью» сказано, что общество хранит документацию по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном его участникам. А в пункте 2 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах» предусмотрено: общество хранит свои документы по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, установленных постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ».

Указанные выше акты ссылаются на правила и сроки хранения документации, утверждаемые Министерством культуры РФ.

Свежая нормативная база

С 1 октября 2010 года на смену Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000, в ред. от 27.10.2003) пришел Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558). Именно этот документ теперь определяет обязательные для всех организаций сроки хранения документации, включая бухгалтерскую, налоговую и кадровую.

Перечень подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» с учетом положений других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих состав и сроки хранения отдельных видов документов.

Перечень включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций независимо от формы собственности с указанием сроков хранения.

Перечень состоит из 12 разделов:

раздел 1 — документы, отражающие распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение управления, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов организациями;

разделы 2–4 — документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность;

раздел 5 — документы об организации и осуществлении экономических, научно-технических, культурных и иных связей организаций;

раздел 6 — документы об информационном обслуживании деятельности организаций;

раздел 7 — документы по организации, нормированию труда, тарификации, оплате, охране труда;

раздел 8 — документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении;

раздел 9 — документы о материально-техническом обеспечении деятельности и организации хранения имущественно-материальных ценностей;

раздел 10 — документы по административному и хозяйственному обслуживанию организаций: соблюдению правил внутреннего распорядка, эксплуатации служебных зданий, транспортному обслуживанию, внутренней связи, обеспечению безопасности организаций;

раздел 11 — документы, отражающие социально-бытовые вопросы, в т.ч. социальное страхование, жилищно-бытовые вопросы, организацию досуга;

раздел 12 — документы, отражающие организацию деятельности первичных
профсоюзных и иных общественных организаций (объединений).

По каждому виду документов в Перечне указаны сроки хранения на бумажных и электронных носителях, исчисление которых производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

В новом Перечне изменены сроки и условия хранения ряда значимых для бухгалтерии и кадровой службы документов по сравнению с ранее действовавшим порядком.

Перечислим эти изменения.

Аналитические документы (таблицы, доклады) к годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности предписано хранить пять лет, а не постоянно.

Срок хранения счетов-фактур приведен в соответствие НК РФ и составил четыре года вместо ранее предусмотренных пяти лет.

Документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи, списки, акты, ведомости) об инвентаризации активов, обязательств необходимо хранить постоянно и только по инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) — пять лет, в то время как до введения комментируемого приказа это был общеустановленный срок.

Образцы подписей материально ответственных лиц нужно отныне сохранять не менее пяти лет, а не просто до минования надобности. Аналогичное требование установлено для перечней лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Перечень Росархива 2000 года предусматривал пятилетний срок хранения всех типов договоров организации (после завершения их исполнения), а в новом Перечне (при сохранении общей нормы) установлено, что договоры и документы по лизингу имущества организации (списки объектов имущества, акты, расчеты отчислений от прибыли, переписку) нужно хранить постоянно; договоры и документы по залогу движимого имущества организации (расчеты стоимости имущества, акты, переписку) — 10 лет, а аналогичные договоры и документы по залогу недвижимости — на постоянной основе. Кроме того, бессрочно необходимо архивировать акты о передаче прав на недвижимое имущество и сделок с ним от прежнего к новому правообладателю (с баланса на баланс) (ранее такой нормы в Перечне не было). Документы (заявки, акты оценки, переписка и др.) по продаже движимого имущества нужно держать в архиве в течение 10 лет после совершения сделки.

В приказе № 558 отражены и новые виды регистров, не существовавшие ранее. Так, постоянному хранению подлежат отныне бухгалтерская (финансовая) отчетность по международным стандартам финансовой отчетности или другим стандартам, а также книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Существенные изменения в сторону увеличения сроков хранения затронули и целый ряд документов, связанных с охраной и оплатой труда. Для Положения об оплате труда и премировании работников установлен срок хранения 75 лет против ранее предусмотренных пяти.

Журналы учета работников, совмещающих профессии, нужно хранить до минования надобности, как и ранее, но те, в которых по-
именованы работники с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, теперь должны храниться не менее 75 лет.

До 75 дет увеличен срок хранения тарификационных ведомостей (списков) (ранее он составлял 25 лет); столько же (а не 45 лет) следует сохранять акты расследования профессиональных отравлений и заболеваний и договоры страхования работников от несчастных случаев, по которым страховой случай наступил (в соответствии с Перечнем Росархива такие договоры страхования следовало хранить лишь пять лет). До 75 лет продлен срок архивирования документов (актов, заключений, отчетов, протоколов, справок) о производственных авариях и несчастных случаях (ранее — 45 лет). В течение такого же срока (вместо 10 лет) нужно хранить документы (протоколы, справки, заключения) о тяжелых, вредных, опасных условиях производства, травматизме и профессиональных заболеваниях и столько же (вместо пяти) — документы (акты, докладные записки, заключения) о сокращении рабочего дня в связи с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда.

Установлен пятилетний срок хранения табелей (графиков), журналов учета рабочего времени (ранее он составлял один год). При тяжелых, вредных и опасных условиях труда табели, как и ранее, надлежит хранить 75 лет.

Для подтверждения стажа работы сотрудников в особых условиях для целей пенсионного обеспечения продлен с пяти до 75 лет срок хранения командировочных удостоверений работников, направленных в командировки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Срок хранения отсчитывается с года, следующего за годом возвращения из командировки.

Продлены сроки хранения некоторых кадровых документов: направления, уведомления на трудоустройство (о трудоустройстве) теперь нужно хранить в архиве организации не менее трех лет (ранее их можно было уничтожить после минования надобности), тот же срок (против годичного в соответствии с Перечнем 2000 года) определен для документов (анкет, автобиографий, листов по учету кадров, заявлений, рекомендательных писем) лиц, не принятых на работу.

В Перечень введены новые позиции: 75 лет нужно хранить документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных, а также ведомости на выдачу дивидендов.

Все указанные в приказе № 558 правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности.

За нарушение установленного порядка и сроков хранения учетных документов предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Контролирующим органом в данной области является налоговый орган.

В архиве организации по результатам экспертизы ценности документов составляются:

описи дел постоянного хранения (приложение 1 к Основным правилам работы архивов организаций, утв. решением Коллегии Росархива от 06.02.2002);

описи дел временного (свыше 10 лет) хранения (приложение 2 к Основным правилам работы архивов организаций);

Смотрите так же:  Штраф за битое стекло

описи дел по личному составу (приложение 3 к Основным правилам работы архивов организаций);

акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению (приложение 4 к Основным правилам работы архивов организаций).

Дела с истекшими по Перечню сроками хранения подлежат уничтожению, использование этих документов для хозяйственных нужд запрещено. Они включаются в акт о выделении к уничтожению, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, когда составляется акт. Например, законченные в 2010 году дела с трехлетним сроком хранения могут быть включены в акт, который будет составлен не ранее 1 января 2014 года.

Дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Передача дел оформляется приемосдаточной накладной с указанием даты передачи, количества сдаваемых дел и веса бумажной макулатуры.

Погрузка и вывоз на утилизацию должны осуществляться под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива, чтобы они не попали в незаконное пользование посторонних лиц.

ВАС РФ признал не вступившим в силу приказ о сроках хранения архивных документов

Приказ Минкультуры России о хранении архивных документов был опубликован без приложений, в которых обозначены сроки хранения. И поскольку данный приказ без приложений невозможно применять, ВАС РФ признал его не вступившим в законную силу. Это значит, что приказ будет обязателен для применения только после официального опубликования полного его текста.

Решение ВАС РФ от 06.09.11 № 7889/11

Именем Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Новоселовой Л.А., судей Киреева Ю.А. и Разумова И.В. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о признании недействующим Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» в части, в которой данным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителя, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в данном перечне.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Бубнова К.Ю.

В заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (заявителя) – Ермоленко К.Г., Мельников И.Н. и Шефер В.А. по доверенностям;

Министерства культуры Российской Федерации – Авдеев А.А. и Сафонова Н.Е. по доверенностям;

Министерства юстиции Российской Федерации – Бабченко Ю.В. по доверенности.

открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания “Норильский никель”» (далее – общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении “Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения”» (далее – Приказ Минкультуры) в части, в которой данным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителя, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в данном перечне.

В обоснование своего требования общество ссылается на то, что оспариваемый Приказ не соответствует положениям Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле); был принят Министерством культуры Российской Федерации с превышением полномочий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (далее – Положение о Министерстве культуры); официально опубликован не полностью; нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по хранению и предоставлению акционерам по их требованию неоправданно широкого перечня документов.

Заявитель полагает, что круг лиц, на которых может распространяться действие оспариваемого Приказа Минкультуры, не включает организации, не подведомственные по отношению к Министерству культуры Российской Федерации. По мнению заявителя, действующее законодательство не содержит норм, согласно которым Министерство культуры Российской Федерации вправе утверждать перечни архивных документов со сроками их хранения для коммерческих организаций, не контролируемых названным министерством, и возлагать какие-либо обязанности на такие организации, в том числе заявителя.

Заявитель также ссылается на то, что оспариваемый Приказ принят Министерством культуры Российской Федерации в нарушение части 3 статьи 6 Закона об архивном деле, поскольку данное Министерство не является федеральным органом исполнительной власти, которому специальным указанием Правительства Российской Федерации предоставлено полномочие по принятию перечней архивных документов с указанием сроков их хранения.

Заявитель считает, что оспариваемый Приказ нельзя считать официально опубликованным, поскольку в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ Президента № 763) и пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» Приказ Минкультуры опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти без приложения к нему (т.е. без перечня документов с указанием сроков их хранения).

В подтверждение данного довода заявитель представил копию ответа Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-технический центр правовой информации «Система» от 27.07.2011 № 9/4/27/Р-208 на запрос заявителя от 26.07.2011. Согласно этому документу официальный текст Приказа Минкультуры опубликован в электронном виде в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти под № 38 от 20.09.2010. Текст оспариваемого Приказа опубликован частично, без утвержденного им Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Заявитель также представил копию письма общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-ПАРК» без даты и без номера, согласно которому опубликование Приказа Минкультуры в справочно-правовой системе «Гарант» официальным не является.

Заявитель ссылается на пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

В отзыве на заявление Министерство культуры Российской Федерации считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемый Приказ соответствует положениям Закона об архивном деле; Приказ принят Министерством культуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Положением о Министерстве культуры; Министерство культуры Российской Федерации является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере архивного дела; оспариваемый Приказ подготовлен в установленном законом порядке; оспариваемый Приказ не возлагает незаконных обязанностей в нарушение закона, поскольку обязанность по хранению документов организациями установлена Законом об архивном деле, а также в отношении акционерных обществ – Федеральным законом от 29.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах).

Министерство культуры Российской Федерации ссылается также на то, что согласно пункту 9 Указа Президента № 763 официальным изданием нормативного акта является Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература», распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система»; оспариваемый Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2010 за № 18380, публикация Приказа осуществлена Министерством юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации полагает, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку спор о признании недействительным оспариваемого Приказа неподведомствен Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

По существу требования представитель Министерства юстиции Российской Федерации согласилась с доводами заявителя о ненадлежащем опубликовании оспариваемого Приказа и признал, что данный акт подлежал опубликованию в полном объеме, однако в таком виде опубликован не был.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Смотрите так же:  Адреса адвокатов в краснодаре

Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.

Исходя из названных норм, и учитывая, что оспариваемый нормативный акт федерального органа исполнительной власти – Приказ Минкультуры – обжалуется заявителем в качестве акта, примененного арбитражным судом в конкретном деле для определения объема обязанностей заявителя в сфере его деятельности как коммерческой организации, суд полагает, что спор о признании недействующим указанного выше нормативного акта подведомствен арбитражным судам и подлежит рассмотрению по подсудности Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Оспариваемым Приказом Минкультуры утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее – Перечень документов).

Утвержденный Приказом Минкультуры Перечень документов включает типовые управленческие архивные документы, образующиеся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при осуществлении однотипных (общих для всех или большинства) управленческих функций, независимо от формы собственности, с указанием сроков хранения (пункт 1.2 Приказа Минкультуры).

Судом установлено, что оспариваемый Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2010 за № 18380. Официальный текст Приказа Минкультуры опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за № 38 от 20.09.2010, в том числе в электронном виде. Между тем, опубликованный в указанном выше порядке текст Приказа не включает утвержденный им Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 9 Указа Президента № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным изданием также является указанный выше Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Согласно пункту 10 Указа Президента № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Аналогичные положения закреплены в пункте 17 Постановления Правительства № 1009, согласно которому нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в «Российскую газету», в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Как следует из содержания оспариваемого акта, в опубликованный части текст Приказа содержит данные об утверждении Перечня документов с указанием сроков хранения; основные нормативные положения Приказа Минкультуры содержатся в прилагаемом Перечне документов; без указанного Перечня документов данный Приказ не может применяться.

Содержащиеся в приложении к Приказу данные не являются вспомогательными или дополнительными, в связи с чем подлежит отклонению довод Министерства культуры Российской Федерации об отсутствии необходимости публикации Перечня документов на основании пункта 7 и абзаца 4 пункта 25 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 № 88 (ред. от 26.05.2009) «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Ссылка в опубликованном тексте Приказа на размещение Перечня документов на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации и факты размещения указанного Перечня документов на указанном сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании Приказа, поскольку такое опубликование не является официальным.

Таким образом, оспариваемый Приказ, подлежавший опубликованию в полном объеме, не прошел процедуру обязательного официального опубликования. Опубликование вводной части Приказа не может рассматриваться как его публикация, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом Перечне, без которого опубликованные положения Приказа не могут быть применены.

В силу прямых указаний Конституции Российской Федерации, иных актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов и юридические последствия его несоблюдения, оспариваемый нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти – Приказ Минкультуры, не опубликованный в установленном порядке – не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не подлежит применению в полном объеме с момента его издания.

Выявленный в ходе рассмотрения дела порок нормативного акта, лишающий его юридической силы, не является основанием для прекращения производства по делу и не препятствует рассмотрению заявленного требования по существу в ходе судебного разбирательства в порядке прямого нормоконтроля.

Вместе с тем положения главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают порядок оспаривания действующих нормативных актов, т.е. обладающих юридической силой на момент обращения в суд и рассмотрения дела, с целью прекращения их действия судом на будущее время. Суд не может лишить юридической силы акт, не вступивший в силу.

С учетом этого требование заявителя о признании судом оспариваемого акта недействующим подлежит отклонению.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, относится на заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 34, 167–170, 191–196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» о признании недействующим Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» в части, в которой данным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые не подведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителя, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в данном Перечне, отказать.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.