Меню Закрыть

245 приказ о психиатрической помощи

Оглавление:

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 21 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 14 октября 2014 г., 8 марта, 28 ноября 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 19 июля 2018 г.

В целях реализации настоящего Закона приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. N 325 утверждено Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;

учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;

принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,

Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

Регулируются отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, и других случаев, предусмотренных законом.

Устанавливаются виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством. Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии. Психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое освидетельствование, диспансерное наблюдение, лечение в психиатрическом стационаре.

Контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором, прокурорами субъектов федерации и подчиненными им прокурорами.

Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Настоящий Закон введен в действие с 1 января 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1913

Согласно Постановлению Конституционного суда от 27 февраля 2009 г. N 4-П часть четвертая статьи 28 настоящего Закона, согласно которой лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в психиатрический стационар без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности госпитализации в недобровольном порядке

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
2 сентября 1992 г.
N 245
О ЗАКОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3186-1 с 1 января 1993 года вводится в действие Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Во исполнение Закона ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Руководителям территориальных органов здравоохранения:

1.1. Довести Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» до каждого медицинского работника.

1.2. В срок до 1 октября 1992 года размножить текст Закона в количестве, необходимом для обеспечения психиатрических (психоневрологических) учреждений, отделений, кабинетов. Руководителям учреждений, участвующих в оказании психиатрической помощи, обеспечить возможность ознакомления граждан с текстом Закона.

1.3. В целях осуществления динамического контроля за исполнением Закона образовать при органах здравоохранения комиссии по рассмотрению заявлений и жалоб, связанных с оказанием психиатрической помощи, предусмотрев участие в комиссиях юристов, работников здравоохранения, социальной защиты и образования.

2. Ректорам медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей, директорам средних медицинских учебных заведений предусмотреть выделение в учебных планах часов, необходимых для изучения Закона.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М.

Считать с 1 января 1993 года утратившим силу приказ Минздрава СССР от 22 января 1988 года N 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи».

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска обрезная орех по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Общие вопросы организации психиатрической помощи

Основные принципы организации психиатрической помощи в РФ. Приказ № 245 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Условия проведения принудительной госпитализации. Структура психоневрологического диспансера и формы экспертизы.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Смотрите так же:  Заявление о перерегистрации автомобиля образец 2018

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Правила и особенности оказания психиатрической помощи. Основные условия, соблюдаемые медицинским персоналом. Изучение мер, принимаемых медицинским персоналом, при оказании экстренной психиатрической помощи. Применение специально разработанной анкеты.

реферат [609,6 K], добавлен 10.08.2010

Права граждан на охрану здоровья, медицинскую и медико-социальную помощь. Принудительные меры медицинского характера. Законы РФ о психиатрической помощи и о гарантиях прав граждан при ее оказании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

курсовая работа [22,7 K], добавлен 23.03.2011

Психологические методы исследования психически больных. Организация психиатрической помощи. Учет психически больных в диспансерных учреждениях. Основные принципы организации психоневрологической помощи. Особенности признания больного психически больным.

реферат [20,0 K], добавлен 18.05.2010

Помощь больным с психическими расстройствами в стационарах и внебольничных учреждениях. Социально-правовые основы предоставления психиатрической помощи. Стигматизация как процесс выделения индивида из общества по факту наличия психиатрического диагноза.

реферат [46,3 K], добавлен 03.03.2015

Принятие стратегического решения в случае экстренной психиатрической оценки. Ситуации, в которых требуется неотложная стабилизация состояния. Первоначальная оценка поведенческих нарушений. Оценка ментального статуса в отделении неотложной помощи.

доклад [19,3 K], добавлен 23.06.2009

Особенности организации психиатрической помощи. Задачи и функции психиатрических бригад. Направления лечебных мероприятий и неотложной помощи при острых психотических состояниях (острых психозах), при психомоторном возбуждении и эпилептическом статусе.

презентация [516,2 K], добавлен 19.05.2012

Особенности реализации права на оказание медико-социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями). Принципы лечения пациента. Проблема стигматизации психических заболеваний и пути ее преодоления. Переживания стигмы.

презентация [304,6 K], добавлен 27.01.2016

Моральные аспекты оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами. Актуальные этические проблемы современной психиатрии. Этические проблемы принудительного лечения в наркологии. Дестигматизация как задача психиатрической помощи.

презентация [210,5 K], добавлен 10.06.2014

Структура психиатрической помощи. Поведение медицинского персонала с возбужденными, бредовыми, депрессивными больными. Особенности ухода за лицами пожилого возраста. Лечение больных детей с деменцией, расстройством сознания и воли. Кормление через зонд.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 18.10.2014

Параноидная форма шизофрении и ее главные клинические проявления. Основные признаки и симптомы заболевания. Возвращение больных шизофренией к полноценной жизни. Общая система организации психиатрической помощи. Гебефреническая форма шизофрении.

реферат [19,4 K], добавлен 09.03.2014

ПРИКАЗ Минздрава РФ от 02.09.92 N 245 «О ЗАКОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 с 1 января 1993 года вводится в действие Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Во исполнение Закона приказываю:

1. Руководителям территориальных органов здравоохранения:

1.1. Довести Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» до каждого медицинского работника.

1.2. В срок до 1 октября 1992 года размножить текст Закона в количестве, необходимом для обеспечения психиатрических (психоневрологических) учреждений, отделений, кабинетов. Руководителям учреждений, участвующих в оказании психиатрической помощи, обеспечить возможность ознакомления граждан с текстом Закона.

1.3. В целях осуществления динамического контроля за исполнением Закона образовать при органах здравоохранения комиссии по рассмотрению заявлений и жалоб, связанных с оказанием психиатрической помощи, предусмотрев участие в комиссиях юристов, работников здравоохранения, социальной защиты и образования.

2. Ректорам медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей, директорам средних медицинских учебных заведений предусмотреть выделение в учебных планах часов, необходимых для изучения Закона.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М. Считать с 1 января 1993 года утратившим силу приказ Минздрава СССР от 22 января 1988 года N 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи».

Предмет и задачи психиатрии

ПРИКАЗ № 245 «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

Основывается на конституции РФ и правах человека. Лечение проводится при согласии больного, при этом необходимым условием является заполнение двух важных документов: согласие на госпитализацию и согласие на лечение. Принудительная госпитализация осуществляется только если:

1. Есть угроза или непосредственная опасность деяний больного для него самого или окружающих.

2. Если психическое нарушение обуславливает его неспособность самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

3. Если оставление лица без психиатрической помощи может нанести вред его здоровью вследствие его психического состояния.

Подобные больные подлежат обязательному врачебному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров в течение 48 часов, которая принимает решение об обоснованности госпитализации и заполняет соответствующую документацию. В случае необходимости госпитализации в суточный срок решение комиссии должно быть направлено в территориальный суд по месту нахождения психиатрического стационара. Суд обязан рассмотреть данное заявление в течение не более 5 суток и вправе отклонить или удовлетворить решение о госпитализации, санкция на пребывание пациента в стационаре и его срок дается судьей на срок, необходимый для рассмотрения заявления. Решение суда может быть обжаловано родителями (опекунами) в 10 дневный срок. Подобные больные подлежат ежемесячному переосвидетельствованию комиссией врачей-психиатров, решающей вопрос о продлении госпитализации или выписке больного.

ст.5 — о правах душевнобольных, о правах на человеческое (гуманное) отношение.

ст.9 — врачебная тайна (только родственники, правоохранит органы, вышестоящие мед органы)

11 — 12 ст — согласие и отказ от лечения

13 ст — принудительное лечение (правонарушения)

22 ст — врач единолично оказывает лечение — независимо

27 ст — взятие на диспансерный учет

30 ст — изоляция, ограничение на свидания, мягкая фиксация.

47 ст — обжалование действий врачей в суде

5. Неотложная и плановая госпитализация в психиатрический стационар.
^

Показания для госпитализации:

а) Острое психическое заболевание или обострение хронического психического заболевания, требующие стационарного лечения.

б) Проведение стационарной экспертизы (трудовой, военной, судебно — психиатрической).
^

Приказ № 245 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Основывается на конституции РФ и правах человека. Лечение проводится при согласии больного, при этом необходимым условием является заполнение двух важных документов: согласие на госпитализацию и согласие на лечение. Принудительная госпитализация осуществляется только если:

1. Есть угроза или непосредственная опасность деяний больного для него самого или окружающих.

2. Если психическое нарушение обуславливает его неспособность самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

3. Если оставление лица без психиатрической помощи может нанести вред его здоровью вследствие его психического состояния.

Подобные больные подлежат обязательному врачебному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров в течение 48 часов, которая принимает решение об обоснованности госпитализации и заполняет соответствующую документацию. В случае необходимости госпитализации в суточный срок решение комиссии должно быть направлено в территориальный суд по месту нахождения психиатрического стационара. Суд обязан рассмотреть данное заявление в течение не более 5 суток и вправе отклонить или удовлетворить решение о госпитализации, санкция на пребывание пациента в стационаре и его срок дается судьей на срок, необходимый для рассмотрения заявления. Решение суда может быть обжаловано родителями (опекунами) в 10 дневный срок. Подобные больные подлежат ежемесячному переосвидетельствованию комиссией врачей-психиатров, решающей вопрос о продлении госпитализации или выписке больного.

6.Организация психиатрической помощи в России.

В основе организации психиатрической помощи в РФ лежат три основных принципа: Дифференцированность (специализация) помощи различным контингентам больных,

Преемственность помощи в системе различных, психиатрических учреждений.

Дифференциация помощи больным психическими болезнями отражена в создании нескольких видов психиатрической помощи. Созданы специальные отделения для больных с острыми и пограничными состояниями, с возрастными психозами, детские, подростковые и др. Органами социального обеспечения создаются дома для инвалидов (психиатрические интернаты), для хронических больных, органами просвещения — интернаты и школы для умственно отсталых детей и подростков.

Ступенчатость организации психиатрической помощи выражается в наличии максимально приближенных к населению внебольничной, полустационарной и стационарной помощи. Внебольничная ступень включает психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения больниц, психиатрические, психотерапевтические и наркологические кабинеты при поликлиниках, МСЧ, а также лечебно-производственные, трудовые мастерские. В полустационарную ступень входят дневные стационары, в штатном отношении принадлежащие психоневрологическим диспансерам; в стационарную — психиатрические больницы и психиатрические отделения в других больницах.

Преемственность психиатрической помощи обеспечивается тесной функциональной связью психиатрических учреждений разных ступеней, что регламентируется положениями и инструкциями МЗ РФ. Это позволяет осуществлять непрерывное наблюдение за больным и его лечение при переходе из одного лечебного учреждения в другое.

В РФ установлен специальный учет психически больных, его осуществляют областные, городские и районные психоневрологические диспансеры, психоневрологические кабинеты районных поликлиник и центральные районные больницы, в которых органы здравоохранения обязывают иметь полные списки психически больных, проживающих на обслуживаемой ими территории.

Основными звеньями психиатрической помощи являются психоневрологический диспансер и психиатрическая больница, как правило, прикрепленная к диспансеру по территориальному признаку. Они оказывают психиатрической помощи населению, проживающему в определенном районе. При этом больница обслуживает больных нескольких диспансеров. Деятельность диспансеров построена по участково-территориальному принципу (участковый психиатр и его помощники оказывают психиатрическую помощь жителям определенной территории — участка).

Смотрите так же:  Компенсация по уходу за пенсионером документы

Пояснительная записка к Проекту Федерального Закона «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации»

Пояснительная записка
к Проекту Федерального Закона
«Об охране психологического здоровья граждан в РоссийскойФедерации»

Проект Федерального Закона «Об охране психологическогоздоровья граждан в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан вцелях преодоления разрозненности действий психологических служб, департаментови подразделений, унификации стандартов оказания психологических услугнаселению, гарантий качества и доступности психологической помощи и прекращениянезаконной налоговой деятельности частных предпринимателей в сферепсихотерапии, психологического консультирования и психологической помощи.

Психологическая деятельностьупоминается федеральными законами Российской Федерации: от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов»; от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации»; 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ;от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних»; от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственныхи муниципальных услуг»; от 21 ноября2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»,

а также в Постановлениях Правительства РоссийскойФедерации: от 20 апреля 1995 года № 383 Федеральнаяцелевая программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи(1995-1997)»; от 25 ноября 1995 года №1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг,предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными имуниципальными учреждениями социального обслуживания»; от 8 июня 1996 года №670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи длялиц без определенного места жительства и занятий»; от 12марта 1997 года № 288 «Об утверждении типового положения о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников сограниченными возможностями в развитии» (с изменениями от 10.03.2000, от23.12.2002); от 31 июля 1998 года № 867 «Об утверждении Типового положения обобразовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической имедико-социальной помощи» (с изменениями от 23.12.2002); от 27 ноября2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированныхучреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Психологическая деятельность натерритории субъектов Российской Федерации урегулирована тремя десятками нормативных документов(перечисляются в хронологическом порядке):

Приказ № 225 Министерства здравоохранения СССР от 21 марта 1988 года (с изменениями от 13.02.1995 г.) «О мерахпо дальнейшему совершенствованию психиатрической помощи» (вместе с»Положением о психиатрической больнице»; «Положением опсихоневрологической больнице»; «Временным положением опсихиатрической больнице со строгим наблюдением»; «Временным положениемоб отделении с усиленным наблюдением психиатрической больницы»;»Положением о психиатрическом отделении для больных с сочетанной тяжёлойсоматической и психической патологией (соматопсихиатрическом отделении)»;»Положением о психоневрологическом отделении для больных спсихосоматическими расстройствами (психосоматическом отделении)»;»Положением о дневном стационаре (отделении, палате) для психическибольных»; «Положением о ночном стационаре (отделении, палате) дляпсихически больных»);

Закон РФ от 2 июля 1992 года«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Приказ № 333 Министерстваобразования Российской Федерации от 8 сентября 1992 года «Об утвержденииПримерного Положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательныхучреждениях»;

Приказ № 15 Федеральной службызанятости от 2 февраля 1994 года «Об утверждении Положения об организациипрофессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости»;

Приказ № 255 от 4 сентября 1995 годаМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации«Об аттестации на квалификационные категории психологов, работающих вучреждениях здравоохранения Российской Федерации»;

(утратил силу в связи с изданием Приказа № 397 от 6ноября 2001 года Минздрава РФ) Приказ № 294 от 30 октября 1995 годаМинистерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации«О психиатрической и психотерапевтической помощи» (вместе с»Положением о медицинском психологе, участвующем в оказаниипсихиатрической и психотерапевтической помощи», «Положением оспециалисте по социальной работе, участвующем в оказании психиатрической ипсихотерапевтической помощи», «Положением овраче-психотерапевте», «Положением о психотерапевтическомкабинете», «Положением о психотерапевтическом отделении»,»Положением о Федеральном научно-методическом центре попсихотерапии»);

(утратил силу в связи с изданием Приказа № 395 от 4июня 2007 года Минздравсоцразвития РФ) Приказ № 245 (д) от 13 июня 1996 года МинздравмедпромаРоссийской Федерации «Об упорядочении применения методов психологического ипсихотерапевтического воздействия»;

Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года N1044 РГ 96-140 «О возрождении и развитии философского, клинического иприкладного психоанализа», подписанный Б.Н. Ельциным;

Приказ № 391 от 26 ноября 1996 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О подготовке медицинских психологов дляучреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» (вместес «Положением о подготовке медицинских психологов», «Программой непрерывногообучения и примерными тематическими учебными планами подготовки по медицинскойпсихологии», «Методическими рекомендациями о работе врача-психотерапевта имедицинского психолога в многопрофильной бригаде специалистов в учреждениях, оказывающихпсихиатрическую и психотерапевтическую помощь», «Положением о Федеральномнаучно-методическом центре по психотерапии и медицинской психологии») ;

Приказ № 76 от 18 марта 1997 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О наркологических реабилитационныхцентрах» (с изменениями от 21.06.2002 г.) ;

Приказ № 1052 от 2 июня 1997 года Министерства общего ипрофессионального образования Российской Федерации «О специальности«Медицинская психология»;

Приказ № 225 от 28 июля 1997 года Министерстваздравоохранения Российской Федерации «О мероприятиях по планированию иорганизации непрерывной подготовки врачей-психотерапевтов и медицинскихпсихологов»;

Приказ № 148 от6 мая 1998 года Министерства здравоохранения Российской Федерации «О специализированнойпомощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением»;

Приказ№ 2210 Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 августа1998 года «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в ППМС помощи»;

Приказ№ 101 Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года«Об утверждении положения о координационном совете по подготовке клинических(медицинских) психологов»;

Приказ № 636 от22 октября 1999 года Министерства Образования Российской Федерации «Обутверждении положения о службе практической психологии в системе Министерстваобразования Российской Федерации»;

Постановление №54 от 19 июля 2000 года Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельностигосударственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологическойпомощи по телефону»;

Постановление №54 от 2 июля 2001 года Министерства труда и социального развития РоссийскойФедерации «О внесении изменений и дополнений в Постановление Министерства трудаи социального развития Российской Федерации № 28 от 5 апреля 2000 года «Обутверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик подолжностям работников учреждений государственной службы медико-социальнойэкспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социальногообслуживания Российской Федерации»;

Приказ № 151 от 3 августа 2001 годаМинистерства труда Российской Федерации «Об аттестации специалистов с высшиммедицинским и психологическим образованием»;

Приказ № 438 от 16 сентября 2003года Министерства Здравоохранения Российской Федерации «О психотерапевтическойпомощи»;

Постановление Госстандарта России от 24 ноября 2003 года №327-ст «Основные виды социальных услуг» ;

Постановление № 86 от 22 декабря2003 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Обутверждении нормативов численности работников государственных и муниципальныхпсихоневрологических интернатов» ;

Приказ № 412 от 20 июня 2005 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «О внесении изменений в Приказ Министерства труда исоциального развития Российской Федерации от 3 августа 2001 года № 151 «Обаттестации специалистов с высшим медицинским психологическим образованиемучреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, государственнойслужбы реабилитации инвалидов, социального обслуживания ипротезно-ортопедических предприятий»;

Приказ № 532-ст от 30 декабря 2005 годаФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Обутверждении национального стандарта» в ГОСТ Р 52495-2005 «Социальноеобслуживание населения. Термины и определения» ;

Приказ № 400 от 7 июня 2007 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по социальной адаптации безработныхграждан на рынке труда»;

Приказ № 680 от 1 ноября 2007 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Административногорегламента предоставления государственной услуги по организациипрофессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности(профессии), трудоустройства, профессионального обучения»;

Приказ № 726 от 27 ноября 2007 года МинздравсоцразвитияРоссийской Федерации «Об утверждении Административного регламентапредоставления государственной услуги по психологической поддержке безработныхграждан»;

Приказ № 463н от 28 августа 2008 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «О введении новой системы оплаты трудаработников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составеклинические подразделения, подведомственных министерству здравоохранения исоциального развития Российской Федерации»;

Приказ № 95 от24 марта 2009 года Министерства образования и науки Российской Федерации «Обутверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» ;

Приказ № 210n от 23 апреля 2009 года «Ономенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинскими фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (вредакции Приказа № 94н от 09.02.2011 г. Минздравсоцразвития РоссийскойФедерации);

Приказ№ 808-н от 2 октября 2009 года Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказанияакушерско-гинекологической помощи» ;

Закон города Москвы № 43 от 7октября 2009 года «О психологической помощи населению в городе Москве»;

Приказ № 541н от 23 июля 2010 годаМинздравсоцразвития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационногосправочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разделКвалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

Приказ № 558 Департамента семейной и молодёжнойполитики Правительства Москвы от 12 августа 2010 года «О создании методическогообъединения психологов государственныхучреждений, подведомственных Департаменту» ;

Смотрите так же:  Куплю нутрии на развод

Приказ № 801н от 25 июля 2011 года Минздравсоцразвития РоссийскойФедерации «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтическогоперсонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованиемучреждений здравоохранения» (в редакции Приказа № 302н от 30.03.2012 г.);

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1086,МЧС РФ № 550, Минобрнауки РФ № 2415, Минкомсвязи РФ № 241 от 29 сентября 2011года «Об утверждении Концепции создания Интернет-службы психологическойпомощи населению и комплексного плана мероприятий по ее реализации»;

Приказ № 566-н Министерства здравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации от 17 мая 2012 года «Об утверждении Порядка оказания медицинскойпомощи при психических расстройствах и расстройствах поведения»;

Приказ № 322н Министерства труда и социальной защитыРоссийской Федерации от 17 октября 2012 года «Об утверждении формы протоколапроведения медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральномгосударственном учреждении медико-социальной экспертизы»,

не определяют порядков и стандартов психологическойдеятельности и критериев для различия её видов. Несмотря на многократныеупоминания психологии, порядки и стандарты психологической деятельности иотличия психологических услуг от социальных услуг и медицинских услуг неустановлены, что тормозит развитие российскойсистемы психологической помощи всем гражданам Российской Федерации, страдающимот ухудшения или утраты психологического здоровья, ведущих в том числе к утратетрудоспособности.

Решение заявленных задач в соответствии с современнымизапросами человека, общества и государства возможно только в рамкахФедерального Закона.

Закон соединяет в единую смысловуюструктуру усилия различных государственных организаций и ведомственныхучреждений по оказанию социально-психологических, психолого-педагогических иклинико-психологических услуг, приводит психологическую деятельность в соответствиес международными стандартами лицензирования, порядков и этических принциповпсихологической работы. Для усиления контроля за психологической деятельностьюсоздаётся федеральный регистр работников психологических бюро и контроль этических комитетов, организуетсястатистический учёт результативности психологической деятельности ипредпринимаются меры, обеспечивающие соблюдение налоговой дисциплины.

Предметом законодательногорегулирования является охрана психологического здоровья граждан в РоссийскойФедерации, формы психологической деятельности и порядки и стандартыпсихологической помощи.

Концепция законопроекта реализуетноваторский подход, сохраняя базовые принципы и нормы, закреплённые действующим законодательством иоправдавшие себя на практике. Большинствоноваторских предложений получило в законопроекте дополнительную детализацию,обеспечение правореализационными механизмами.

Апробация муниципальныхпсихологических бюро.

Идея муниципальногопсихологического бюро, оказывающего социальные и психологические услугинаселению, апробирована в Государственном бюджетном учреждении города Москвы«Московская служба психологической помощи населению» при Департаментесоциальной защиты населения города Москвы. В ней действуют отдел экстреннойпсихологической помощи, отдел психологической помощи и отдел реабилитации.Категории обслуживаемого населения «лица, находящиеся в сложной психологической ситуации» и «лица,пострадавшие от техногенных и природных катастроф, терактов и члены их семей».Отдел психологической помощи населению оказывает услуги психологической помощидетям, подросткам, молодёжи, взрослому населению и пенсионерам. Московскаяслужба психологической помощи населению действует на основании Приказа № 558 Департамента семейной и молодёжнойполитики Правительства Москвы от 12 августа 2010 года «О создании методическогообъединения психологов государственныхучреждений, подведомственных Департаменту». В московской модели работникамислужбы психологической помощи населению, согласно положению, могут бытьфизические лица с высшим психологическим образованием. Данная модель не учитывает требованиябиопсихосоциальной парадигмы, реализованной в Постановлениях федеральныхисполнительных органов власти в течение последних пяти лет, поэтому в настоящемзаконопроекте предусмотрены равные права на психологическую деятельность дляпсихологов, социальных работников, дефектологов и специалистов по адаптивнойфизкультуре. Педагоги-психологи исключены из числа специальностей, чтобы кадры,подготовленные вузами для школы, не перебегали в систему оказанияпсихологических услуг, а оставались психологами в системе образования.

Государственными вузамиподготовлены десятки тысяч специалистов, которые могут решить поставленныезаконопроектом задачи.

Совет по психологии Учебно-методическогообъединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ даётданные о том, что 70 университетов и 200 филиалов вузов готовят в год только наочной форме обучения около 5 тысяч психологов. По данным органов статистики очисленности аспирантов по отраслям наук, в 2008, 2009 и 2010 годах изаспирантуры по психологии были выпущены 760, 720 и 770 специалистов. Численность выпускников вузов, получившихдиплом по специальности психология, на очной, вечерней и заочной формахобучения составляет примерно 7-10 тысспециалистов в год, что позволяет предварительно оценить численностьдипломированных психологов, подготовленных за прошедшие двадцать лет как 200 тысяч трудоспособныхспециалистов-психологов.

Обучение студентов по специальности Социальная работаначалось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшееобразование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны.Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российскийгосударственный социальный университет, на базе которого созданоучебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы. Попредварительным оценкам, численность дипломированных социальных работников,подготовленных за прошедшие двадцать лет, составляет не менее 100 тысячтрудоспособных специалистов.

Обучение студентов по специальностиклиническая (медицинская) психология началось в 1999 году и в настоящее время ведётся в 26 вузах страны. За период 1980-2011 гг. в 7 диссертационныхсоветах было защищено 968 диссертаций поспециальности 19.00.04 «медицинская психология», что в среднем составляет 32диссертации в год. Численность выпускников государственных учебных заведений,получивших диплом по специальности клиническая (медицинская) психология, можетбыть оценена как триста специалистов в год, что позволяет оценить количестводипломированных клинических психологов, подготовленных за прошедшие двадцатьлет, числом 6 тысяч трудоспособных специалистов.

Из вышеизложенного следует, что изтридцати нормативно-правовых актов, действующих на территории РоссийскойФедерации в настоящее время, двадцать (две трети) регулируют труд 2% всех психологов, имеющих высшееобразование по специальности «медицинский психолог», а 98% занятыхпсихологических деятельностью трудятся практикуют самовольно, вне какого-либорегламента, порядка предоставления психологических услуг или стандартовпсихологической помощи, организованногоучёта и контроля за их деятельностью и вне всякой налоговой дисциплины.

По данным главного психотерапевтаМинздрава России Б.Д. Карвасарского, в годы СССР существовали 2 тысячипсихотерапевтических кабинетов, около 50отделений и 20-30 крупных психотерапевтических центров. По сведениям управления здравоохранением и социальной защиты населениясубъектов Российской Федерации, на 2011 год ситуация с психологической помощьюв Российской Федерации следующая:

подразделения суицидологической службы вразличных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации, в федеральном государственном учреждении «Государственныйнаучный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерстваздравоохранения и социального развития Российской Федерации» организованакруглосуточная анонимная «горячая линия» по оказанию психологическойпомощи различным категориям граждан; государственное учреждение «Центрэкстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по деламгражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийныхбедствий» и его филиалы в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону, г.Красноярске, г. Хабаровске, г. Екатеринбурге и г. Нижнем Новгороде оказываютэкстренную психологическую помощь в зоне чрезвычайной ситуации;

действуют более 700 центровпсихолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальнойпомощи (ППМС-центры). Они оказываютежегодно многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрастеот 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Согласно статистическим данным, в настоящеевремя в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории; в 62 субъектах Российской Федерации принятыположения о Службах практической психологии в системе образования, определенырегиональная модель и организационно-функциональная структура, утвержденынормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психологаобразовательных учреждений, созданы координационные и научно-методическиесоветы Службы практической психологии. Перспективы её развития определяютсязадачамисистемы образования, сформулированными в национальной образовательнойинициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РоссийскойФедерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

Из вышеизложенного следует, чтосформированная в 1990-х годах система оказания психологических услугпрактически не учитывает потребности взрослых граждан, не замечает социально-психологическиепроцессы, разворачивающиеся в стране и ставшие актуальными в связи с нимивопросы психоэмоционального благополучиятрудоспособного взрослого населения Российской Федерации.

Обеспечение доступностипсихологической помощи гражданам, страдающим от ухудшения или утратыпсихологического здоровья и рискующих вследствие этого утратитьтрудоспособность, и предоставление имвозможности получать качественную помощь анонимно является в настоящее времязадачей государственного значения. Дляеё решения предлагается ввести настоящим Федеральным законом психологическуюпрофессиональную тайну по аналогии с адвокатской тайной и врачебной тайной.

Потребность в плановойпсихологической помощи:

Несмотря на существующую системумер, наиболее уязвимым эмоциональному стрессу категориямсотрудников: учителям, врачам, социальным работникам, чьё психологическое здоровье напрямую влияетна выполнение ими должностных обязанностей и чьим трудом создаётся социальныйкапитал государства, не оказывается систематически психологических услуг . В 2008году среднегодовая численность занятых в сфере образования в России составляла5,98 млн человек, среднегодовая численность занятых в сфере здравоохранения ипредоставления социальных услуг составляла 4,67 млн человек. Настоящим законопроектом организуютсяПсихологические бюро при департаментах образования, здравоохранения исоциального обеспечения, задача которых – профилактировать эмоциональноевыгорание врачей, учителей и социальных работников, ведущее к снижению качестваработы с людьми.

Из числа совершеннолетних граждан запсихологической помощью обращается лишь 20 — 25% нуждающихся в ее оказании. В большинстве случаев это обусловленоопасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести котказу в праве вождения транспортного средства вследствие постановки на психиатрическийучёт, и в части случаев объективными затруднениями, такими как преклонныйвозраст нуждающегося, отсутствие транспорта, наличие физического недуга, незнание о порядках и стандартах психологическойдеятельности.

Потребность в плановой психологическойпомощи может быть оценена по показателю дисфункциональной семьи (семьи сбольным алкоголизмом или наркоманией). В такой семье ухудшение психологическогоздоровья наблюдается у родителя, супруга, сиблинга и ребёнка больного, то естьчисло нуждающихся в психологической помощи четырёхкратно. В 2008 году влечебно-профилактических учреждениях состояли на учёте по поводу диагнозаалкоголизм и алкогольные психозы 2083 тыс. человек, с диагнозом наркомания итоксикомания 355 тыс. человек. Это позволяет оценить аудиторию нуждающихся вплановой психологической помощи в 9752 тыс. трудоспособных подопечных.

О новациях,реализованных в проекте Федерального Закона
«Об охране психологического здоровья граждан вРоссийской Федерации»

В законопроекте реализованы девять новаций, нагляднопредставленных нижеследующими таблицами:

Закон определяет виды психологической деятельности: