Меню Закрыть

Полномочия органов государственной власти в области обеспечения безопасности

Оглавление:

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности (ст.ст. 8 — 12)

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ О безопасности

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;

4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:

а) информации и государственной тайны;

б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;

2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности

Правительство Российской Федерации:

1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;

2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;

3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;

4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;

5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закон. Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее – безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности.

Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

  • 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности.

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности.

Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Президент Российской Федерации:

  • 1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
  • 2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
  • 3) формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • 4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
  • 5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • 6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
    • а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
    • б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
  • 7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты:
    • а) информации и государственной тайны;
    • б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • 8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Статус Совета Безопасности

Статья 13. Совет Безопасности.

Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности.

Статья 15. Состав Совета Безопасности.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности.

Статья 18. Решения Совета Безопасности.

Заключительные положения

Статья 19. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

Полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности и государства

Главная > Реферат >Государство и право

1. Система судебных органов Российской Федерации 4

2. Принципы судопроизводства в РФ 10

3. Полномочия судов Российской федерации в сфере обеспечения безопасности государства 16

Список использованной литературы 27

Одной из незыблемых основ конституционного строя России является построение системы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Таким образом, судебная власть, являясь одной из ветвей власти в Российской Федерации, имеет способность и возможность воздействовать на поведение людей со стороны государства. Осуществляется это воздействие через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процедурных формах. Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа – судебные органы – создается по решению законодательной власти, формируется органами исполнительной власти, но действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнительной власти.

Актуальность работы обусловлена, прежде всего, значимостью проблемы государственной безопасности России в современный период и возрастающей ролью судебных органов в жизни общества.

Цель работы – рассмотреть полномочия органов судебной власти в сфере обеспечения безопасности государства.

Рассмотреть систему судебных органов Российской Федерации.

Раскрыть принципы судопроизводства в РФ.

Рассмотреть основные полномочия судов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства.

Объект исследования – государство в целом и его судебная ветвь власти.

Предмет исследования – тексты нормативно-правовых и правоприменительных актов, содержание научной и учебной литературы.

Методы исследования: диалектический, метод историзма, системный и логический методы.

1. Система судебных органов Российской Федерации

Все суды РФ объединяются в единую систему — судебную систему РФ. Судебная система представляет собой совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством задач и принципов построения, руководствующихся единым законодательством. Правовой основой установления судебной системы РФ является Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской федерации». Единство судебной системы в соответствии со ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» 1 обеспечивается путем:

установления, судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О судебной системе РФ»;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Смотрите так же:  Как поставить правильно ударение в слове договор

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ 2 , судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом, которым в настоящее время является ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. Создание чрезвычайных судов, не входящих в судебную систему и не предусмотренных ФКЗ «О судебной системе РФ», не допускается.

В Конституции РФ судебная система установлена лишь в общих чертах. В ст. 125 Конституции РФ закреплены общие вопросы организации и компетенции Конституционного Суда РФ; ст. 126 Конституции РФ дает общее представление о Верховном Суде РФ, а ст. 127 Конституции РФ — о Высшем Арбитражном Суде РФ.

Более подробно судебная система представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Федеральные суды осуществляют судебную власть от имени Российской Федерации, их судьи назначаются исключительно федеральными органами государственной власти — члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи всех остальных судов — Президентом РФ (ст. 128 Конституции РФ).

Суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) находятся в настоящее время в стадии формирования. К ним относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Деление судов по их компетенции основано на видах судопроизводства, перечисленных в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляют конституционные и уставные суды; гражданское и административное судопроизводство в экономической сфере — арбитражные суды; гражданское, административное (в сферах, не входящих в компетенцию арбитражных судов) и уголовное судопроизводство — суды общей юрисдикции.

Статьей 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрено также создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, входящих в судебную систему РФ. Специализированные федеральные суды учреждаются путем внесения изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ». Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов.

Первая группа – Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им.

Вторая группа – военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях.

Третья группа – специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел.

Система арбитражных судов делится на три уровня: Высший Арбитражный суд; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что последние создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению. Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом первые выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

По Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» 3 от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

Схематично система судебных органов Российской Федерации показана на рисунке 1.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Конституционный Суд Российской Федерации представлен в единственном числе — не существует поднадзорных и нижестоящих в отношении него судов. Конституционные суды действуют в настоящее время и в ряде республик в составе РФ, но они относятся к подсистеме судов субъектов РФ и не имеют отношения к Конституционному Суду РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые делятся на две палаты. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Помимо заседаний палат Конституционного Суда проводятся пленарные заседания, в которых участвуют все члены суда.

Решения Конституционного Суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного Суда РФ публикуются в специальном вестнике.

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного Суда РФ.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется «Судебная власть», прокуратура не является органом этой ветви власти.

Р

Система судебных органов РФ

Суды субъектов РФ

Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный суд РФ

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Высшие арбитражные суды республик в составе РФ

Краевые, областные, городские арбитражные суды

Арбитражные суды автономной области, автономных округов

Верховные суды республик в составе РФ

Краевые, областные суды

Суды автономной области, автономных округов

Городские суды городов федерального значения

Районные (городские) народные суды

исунок 1. Система судебных органов РФ.

2. Принципы судопроизводства в РФ

Принципы правосудия – это основополагающие и руководящие правовые положения, в своей совокупности объективно определяющие наиболее общую характеристику правосудия в государстве в данный исторический период, раскрывающие социальное назначение правосудия и показывающие уровень его демократичности. 4

Исходя из содержания законодательных актов Российской Федерации, можно выделить ряд принципов судопроизводства в Российской Федерации.

Принцип законности – это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.

В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Российской Федерации.

Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.); неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ч.1 ст. 118 Конституции РФ), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов.

Принцип самостоятельности судов и независимости судей закрепляется статьей 120 Конституции РФ и статьей 5 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», а так же ст. 5 АПК РФ 5 и ст. 8 ГПК РФ 6 . Этот принцип обозначает то, что судебная власть осуществляется независимо от иных органов, организаций и физических лиц, единственным ограничителем независимости судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей является закон, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а так же вышестоящих судов). Независимость судей, так же реализуется через ФЗ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» 7 и ФЗ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 8 . Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т. д. Согласно п. 5 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а так же в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей полномочиями, в том числе определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.

Гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями.

Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях проводится всегда в коллегиальном составе суда.

Смотрите так же:  Как оформить зарплатную карту райффайзен

Беспристрастность суда обусловлена тем, что от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели: имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья, родственники и т. п.); участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).

Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное отношение к правам всех лиц, участвующих в процессе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).

Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.

Этот конституционный принцип ставит в равное положение все стороны в процессе (в гражданском – истец и ответчик; в уголовном – подсудимый, прокурор и защитник и т. п.). «Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, доказывать обстоятельства. При этом суд не связан доводами какой-либо одной стороны, а обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела. В результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользу какой-то одной стороны, что и является результатом «состязания» сторон» 9 .

Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.

Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Принцип открытого разбирательства дел. Этот принцип означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, вести звукозапись, а с разрешения суда, также кино- и фотосъемку, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном, арбитражном). Он допускает исключения только в тех случаях, когда этого требует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное разбирательство возможно также при разбирательстве дел, связанных с половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16ти летнего возраста, и для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, так же, если этого требуют интересы безопасности участников процесса. Есть ограничения гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средств массовой информации. Приговоры и решения оглашаются в открытом заседании суда.

Гласность судебного разбирательства обеспечивается также и тем, что в соответствии с действующим законодательством некоторые судебные акты подлежат опубликованию.

Принцип языка судопроизводства и делопроизводства в судах сформулирован в ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и вытекает из положений ст. 68 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» 10 , ст. 18 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» 11 . Согласно указанным положениям государственным языком в России на всей ее территории является русский язык. Государственный язык Российской федерации подлежит обязательному использованию в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд, такая же норма предусмотрена для мировых судей и других судов субъектов Российской Федерации.

Право выбирать язык общения в суде или пользоваться услугами переводчика принадлежит участникам процесса. Однако закон не обязывает суд переводить материалы дела на язык известный лицу, не владеющему языком судопроизводства. Правилами уголовно-процессуального законодательства предусматривается обязанность суда представлять лицу, участвующему в деле, документы, подлежащие обязательному вручению на языке, которым лицо владеет (например – копия приговора суда по уголовному делу).

Несоблюдение принципа языка судопроизводства влечет отмену принятого судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 381 УПК РФ 12 , п. 3 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, п. 3 ч. 4 ст. 270 АПК РФ).

Привлечение граждан к осуществлению правосудия. Граждане привлекаются к правосудию как народные заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, общественные обвинители и защитники, и представители общественных организаций и трудовых коллективов. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей устанавливаются Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами.

3. Полномочия судов Российской федерации в сфере обеспечения безопасности государства

В статье 2 Закона Российской Федерации «О безопасности» 13 сказано: основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы судебной власти охватывают реализацию функций государства путем отправления правосудия всеми звеньями судебной системы. Согласно статье 8 Закона РФ «О безопасности» органы судебной власти входят в систему безопасности Российской Федерации. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются законодательными актами Российской Федерации.

Компетенция судебных органов в области обеспечения безопасности государства определена в законодательстве только в общих чертах. В статье 10 Закона РФ «О безопасности» сказано что, судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ, федеральными и федеральными конституционными законами, а также подзаконными актами, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Особая роль в решении вопросов безопасности государства отводится Конституционному Суду Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ст. 125) и ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 14 (ст. 3) устанавливают полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Правовые акты из приведенного перечня могут относиться к сфере безопасности Российской Федерации.

Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Такие споры о компетенции государственных органов могут касаться, например, вопросов превышения компетенции в сфере обеспечения безопасности государства или ее невыполнения тем или иным органом; выполнения органом полномочий другого органа в сфере обеспечения безопасности и т.п. Участвующие в споре стороны обращаются в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции органов. Разрешение подобного рода споров имеет важное государственное значение, эти споры могут затрагивать интересы различных государственных органов, должностных лиц, объединений, а также граждан.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Такое полномочие Конституционного Суда РФ считается одной из наиболее эффективных гарантий реального обеспечения прав и свобод граждан. Проверяемые законы могут относиться к законам, регулирующим отношения в сфере безопасности государства. В случае если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Дает толкование Конституции Российской Федерации;

Данное полномочие помимо других областей, напрямую относится к сфере обеспечения безопасности РФ. Конституция РФ – это основной закон России, который в общих чертах регулирует все сферы деятельности государства, в том числе и сферу безопасности.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 107, 108 Закона «О конституционном Суде Российской Федерации» с таким запросом в Конституционный Суд РФ вправе обращаться только Совет Федерации и только после того, как обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Тем самым Конституционный Суд РФ обладает возможностью участвовать в совершенствовании законодательства, в том числе и в сфере обеспечения безопасности государства.

Осуществляет иные полномочия (в том числе и в сфере безопасности государства), предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться субъектами Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта, конституции (устава) субъекта РФ, а так же для толкования конституции (устава) субъекта РФ (ч. 1 ст. 27 закона «О судебной системе Российской Федерации»).

«Часть 1 ст. 27 Закона «О судебной системе Российской Федерации» не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов Федерации дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Федерации, если такие полномочия отвечают юридической природе и предназначению этих судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов Федерации в силу ст. 73 Конституции РФ». 15

Смотрите так же:  Осаго перегон

Таким образом, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ также обладают полномочиями в сфере обеспечения безопасности государства схожими с полномочиями Конституционного Суда РФ, но в рамках своей компетенции и компетенции субъекта Федерации.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Также, Верховный Суд РФ обладает иными полномочиями, которые относятся и к сфере обеспечения безопасности государства:

— как и иные суды, в процессе отправления правосудия Верховный Суд РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности примененного или подлежащего применению закона в конкретном деле;

— участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности, давая заключение о наличии в его действиях признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в случаях выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ);

— реализует право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

— принимает участие в работе над проектами законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации РФ;

— осуществляет прямые связи с судебными органами других государств, и международными правовыми организациями;

— осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законом.

Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к военным судам. Это означает, что Верховный Суд правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные этими судами, выносить по ним окончательные постановления или определения.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, органе, входящем в состав сил обеспечения безопасности (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»). Это обстоятельство само собой предусматривает отнесение его полномочий к сфере обеспечения безопасности России.

В компетенцию военных судов входит рассмотрение в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также граждан, проходящих военные сборы следующих категорий дел:

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых их прав, свобод и охраняемых законом интересов, от действий (бездействия) органов военного управления, военных должностных лиц и принятых ими решений;

— дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются указанные лица;

— дела об административных правонарушениях, совершенными этими лицами;

— осуществляют иные полномочия, свойственные судам общей юрисдикции (решения о заключении под стражу или домашний арест, о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности и т.п.).

Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции:

— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

— дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, и другими федеральными конституционными законами.

2. Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

3. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Поскольку экономические споры и споры в сфере управления могут возникать в области безопасности и в них могут участвовать различные органы осуществляющие обеспечение безопасности Российской Федерации, предприятия оборонных отраслей промышленности, можно говорить о том, что Высший Арбитражный Суд при осуществлении указанной контрольной деятельности оказывает существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений, возникающих в рассматриваемой области.

В работе была рассмотрена судебная система РФ, рассмотрены и раскрыты принципы судопроизводства и полномочия судебных органов РФ. На основе этого были сделаны следующие выводы:

система судов в Российской федерации создана таким образом, что обеспечивает присутствие судебной власти на всех правовых полях в жизни общества и государства в целом;

принципы судопроизводства дают представление о РФ, как о правовом, демократическом государстве со справедливой и независимой судебной властью;

судебные органы в Российской Федерации наделены обширными полномочиями в рамках компетенции судебной власти, которые, четко не распределены законодательными актами по сферам деятельности государства, но формулировка этих полномочий и Конституция РФ позволяют применять их к различным сферам, в том числе и, к сфере обеспечения безопасности государства.

К сожалению то, что так хорошо выглядит на бумаге, на практике еще далеко от совершенства. Закрепленные Конституцией РФ принципы судопроизводства реализуются с трудом. Зачастую, на суд и участников процесса оказывается давление и противодействие со стороны других ветвей власти и заинтересованных лиц. Судьи в сознании общества не пользуются абсолютным авторитетом и уважением, в том числе и из-за проблемы коррупции. Исполнение решений суда требует приложения значительных усилий со стороны контролирующих служб.

Относительно полномочий судебных органов можно сказать, что их нераспределенность по сферам деятельности, на мой взгляд, не является недостатком правовой базы. Это наоборот, предоставляет одинаковую возможность в любой сфере деятельности общества и государства рассчитывать на справедливое правовое разрешение возникших споров.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации / «Российская газета», N 237, 25.12.1993 г.

ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

ФЗ от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

ФЗ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

ФЗ от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» / СПС «Консультант Плюс».

ФЗ от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24.07.2002 N 95-ФЗ / СПС «Консультант Плюс».

«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ / СПС «Консультант Плюс».

«УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ / СПС «Консультант Плюс».

Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1 // «Российская газета», N 103, 06.05.1992 г.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – 784 с.

Белокрылова Е.А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»: (в ред. …от 2 марта 2007 г. …): (постатейный) – М.: Юстицинформ, 2008. – 280 с.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2000. – 492 с.

Суд и правоохранительные органы: Учебник / Отв. ред. Ю.К.Орлов. – М.: Юристъ, 2006. – 511 с.

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999. – 288 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2001. – электронная версия.

Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) – М.:ЗАО Юстицинформ, 2007. – 120 с.

1 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

2 Конституция Российской Федерации / «Российская газета», N 237, 25.12.1993 г.

3 ФЗ от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

4 Суд и правоохранительные органы: Учебник / Отв. ред. Ю.К.Орлов. – М.: Юристъ, 2006. – с. 60.

5 «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24.07.2002 N 95-ФЗ / СПС «Консультант Плюс».

6 «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ / СПС «Консультант Плюс».

7 ФЗ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

8 ФЗ от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» / СПС «Консультант Плюс».

9 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999, с. 180.

10 ФЗ от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

11Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

12 «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ / СПС «Консультант Плюс».

13 Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446-1 // «Российская газета», N 103, 06.05.1992 г.

14 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».

15 Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 103-О по запросам Государственного собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» / СПС «Консультант Плюс».