Меню Закрыть

Требования к пешеходным дорожкам

Оглавление:

Требования к пешеходным дорожкам

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

Справочник строителя | Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров

ПЕШЕХОДНЫЕ ДОРОЖКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАСТРОЙКИ

Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты. Поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.

В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5. 3,0 м, для прогулочных — 1,5 и для тропинок — 0,75 м.

Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м.

Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3. 2,5 м — 6. 8%, шириной 1,5 м — 8. 10%, для тропинок — 10. 12%. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.

Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок, следующие: для двускатных дорожек шириной 3 м — 2. 3 %, для односкатных шириной 3 м — 3 %, для дорожек шириной 2,25 м — 3. 4%, для прогулочных дорожек (односкатных) — 4. 5%, для площадок разного назначения — 2. 3%. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.

Виды дорожных покрытий. Поверхность проездов должна иметь специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта. Дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т. е. быть шероховатой. К дорожной одежде предъявляются, кроме того, требования индустриализации и механизации производства работ, санитарно-гигиенические требования эксплуатации и уборки (беспыльность, бесшумность при движении транспорта, возможность механизированной уборки).

В кварталах и микрорайонах используют следующие схемы конструкций дорожных одежд для проезжей части: асфальтовые; щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами; сборные из цементно-бетонных плит (табл. 1).

Таблица 1.

Вид дорожки, площадки

Транзитная дорожка круглогодичного пользования

Песчаный асфальт, плитки бетонные

Транзитная и прогулочная дорожки шириной 2,25 м

Прогулочная дорожка шириной 1,5 м

Литой асфальт, плитки бетонные

Спецсмесь, резинобитум, асфальтобетон, изол

Плитки бетонные, песок, гравийная крошка

Площадка для мусоросборников

Пешеходные дорожки шириной 1 м

Покрытия тротуаров применяют двух видов: асфальтовые и сборные из цементно-бетонных плит. Требования к покрытиям тротуаров предъявляются почти такие же, как и к проездам: достаточная прочность, долговечность, беспыльность при ходьбе, экономичность, механизация производства и эксплуатации.

Покрытия жилых территорий микрорайона могут быть жесткие (из литого и песчаного асфальта, плиточные) и нежесткие (из гравийной крошки, песка, уплотненного грунта, газоны). При выборе типа покрытия необходимо учитывать его назначение, экономическую целесообразность, возможности промышленности, а при выборе конструкции — свойства грунта (рис. 1).

Рисунок 1. Сечения внутримикрорайонных дорожных покрытий: а — конструкция асфальтобетонных отмосток, тротуаров и внутримикрорайонных проездов; б — конструкция дорожной одежды проезжей части, тротуара и отмостки из плитки; в — конструкция тротуаров из бетонной плитки и тротуаров, предусматривающих проезд; г — конструкция дорожек и площадок в зоне отдыха; д — конструкция спортплощадок; 1 — асфальтобетон литой; 2 — цементобетон (класс В15, Мрз 100); 3 — песок (Мк=2 мм); 4 — асфальтобетон песчаный (марка 11, тип Д); 5 — асфальтобетон крупнозернистый (тип 1); 6 — щебень фракционированный (М 400); 7 — асфальтобетон мелкозернистый (марка 1, тип В); 8 — садовый бортовой камень БР 100.20.8; 9 — бортовой камень БР 100.30.15; 10 — бетон (класс В15, Мрз 100); 11 — битум; 12 — бетонные тротуарные плиты; 13 – цементо-песчаная смесь сухая; 14 — асфальтобетон; 15 — утрамбованный грунт; 16 — бетонные плиты ЭДД; 17 — спецсмесь (гранитные высевки — 60%, песок — 10%, глина — 20%, известь — 10%); 18 — щебень известняковый; 19 — щебень мелкозернистый известняковый; 20 — щебень крупнозернистый известняковый; i — поперечный уклон

Наиболее распространенным видом покрытия до недавнего времени считались асфальтовые. Однако в последнее время более прогрессивными и экономичными считаются сборные покрытия. Они наиболее индустриальны, при ремонте их можно разобрать, не повредив, и использовать вновь. Однако применение того или иного типа плиток должно быть объективно оправдано (рис. 2). Дорожки и площадки с жестким покрытием окаймляют бордюрным камнем. Все дорожки по ширине должны быть кратны ширине движения человека, т.е. 75 см. Исключение составляют лишь дорожки с плиточным покрытием; их ширина определяется размерами применяемых плиток.

Рисунок 2. Фрагменты мощений из фигурных элементов (1. 3) и тротуарной плитки (4. 6)

В рекомендуемом нормами балансе территорий для селитебных зон улицы, дороги, проезды, площади и автостоянки с жестким покрытием занимают на первую очередь 15. 16 % общей территории, а на перспективу — 18. 20%.

В жилом районе улицы и автостоянки с жестким покрытием занимают от 13 % его территории при 2-этажной застройке и до 17,3 % — при 16-этажной.

В микрорайоне проезды, подъезды к домам, хозяйственные площадки, открытые автостоянки при жилых домах с жестким покрытием занимают 22 % при 2-этажной застройке и 12 % — при 16-этажной.

Рассказываем, как добиться ремонта тротуара | 24.07.2017

Кто в ответе за разбитый тротуар? В чьи двери стучаться, чтобы добиться его ремонта? Каким должен быть идеальный тротуар? На все эти вопросы вы найдете ответы в нашей публикации. Образцы нужных заявлений вы найдете по ссылке .

ГОСТ требует, чтобы вдоль каждой дороги в населенном пункте был тротуар. Неважно, ходит там один человек в день или тысяча. Все требования к пешеходной дорожке перечислены в ГОСТе Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования».

ГОСТ регламентирует даже ширину тротуара: если он однополосный – минимальная ширина один метр. Если двухполосный – то 1,5 метра. Сколько полос должно быть – зависит от количества пешеходов. Если в час пик по дорожке проходит до 50 человек в час, то одна полоса. От 50 до 1000 человек в час – две. Каждая тысяча пешеходов в час добавляют еще одну полосу шириной не менее 75 сантиметров.

По ГОСТу тротуар должен быть по обе стороны дороги (но только, если и здания – с двух сторон). При односторонней застройке стандарт разрешает делать дорожку только на той стороне, где ходят люди.

От дороги тротуар должен быть отделен ограждением или кустарником, высота – не выше 80 см. В ГОСТе говорится о «сплошной посадке», то есть если вы увидите кусты вдоль дороги на расстоянии пяти метров друг от друга, значит тут серьезно экономили.

Смотрите так же:  Тинькофф транспортный налог

Это еще не все. У пешеходной дорожки должны быть бордюры. Читаем ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Какой высоты должен быть бордюр между тротуаром и газоном, описано в нормативных актах муниципалитета.

К примеру, в постановлении правительства Москвы N 623-ПП «Об утверждении норм и правил проектирования комплекса благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02» говорится, что «верх бортового камня должен иметь превышение над проезжей частью не менее 150 мм. При сопряжении покрытия пешеходных коммуникаций с газоном следует устанавливать садовый борт, дающий превышение над уровнем газона не менее 50 мм на расстоянии не менее 0,5 м, что защищает газон и предотвращает попадание грязи и растительного мусора на покрытие, увеличивая срок его службы».

Внешний вид тротуара регламентирует другой документ – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы и внешний вид тротуара» . Согласно требованиям этого стандарта, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

К несчастью, законодательство по части содержания тротуаров – несовершенно. Если яма обнаружена на проезжей части, ее должны устранить без промедлений, в течение 10 дней. С тротуарами таких жестких сроков нет. Но закрывать глаза на нарушения не стоит.

Чтобы добиться ремонта тротуара:

1. Жалуемся в администрацию

Первое, что нужно знать – кто бы ни был собственником тротуара: частный магазин, город или федеральный орган, следить за благоустройством и требовать устранения нарушений все равно должна администрация населенного пункта. Это первая инстанция, куда вы должны обратиться.

Сфотографируйте ямы на тротуаре и укажите конкретно, где они расположены, например, на улице Советская, возле дома №20 и 26. Укажите размер ям в сантиметрах.

Составьте заявление с требованием отремонтировать тротуар в городскую администрацию. К заявлению приложите сделанные фотографии. Направить жалобу можно заказным письмом, по электронной почте или через МФЦ.

Автомобильные дороги и прилегающие к ним тротуары делятся на дороги федерального, регионального, межрегионального и местного значения, а также частные дороги. Соответственно, обязанность по их содержанию в соответствии с нормами возложена на владельцев. Ими могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления – администрация города и даже физические и юридические лица.

На ответ администрации дается 30 дней. В ответе администрация сообщит, кому принадлежат дорога, соответственно, и тротуар вдоль нее.

Кроме того, вашу жалобу сотрудники мэрии перешлют ответственному за дорогу.

Пример из жизни

Живя в Подмосковье, я пожаловалась в администрацию на содержание тротуара на своей улице. На дорожке почти не осталось асфальта, отсутствовали бордюры. Администрация прислала ответ, в котором говорится, что дорогой управляет ГБУ МО «МОСАВТОДОР». Жалобу администрация переслала в эту организацию. Спустя некоторое время из ГБУ МО «МОСАВТОДОР» пришел ответ: «работы по благоустройству тротуара включены в план работ по «Безопасности дорожного движения» на следующий год».

Можно сделать вывод, что ремонтировать тротуар «МОСАВТОДОР» не торопится, а администрация закрывает на это глаза.

А тем временем нарушены следующие нормы:

На тротуаре есть повреждения дорожной одежды – ямы, которые представляют опасность для участников дорожного движения. Такое состояние дорожного покрытия является очевидным нарушением ГОСТа Р 50597-93 и не соответствует требованиям Федерального закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Между тротуаром и проезжей частью отсутствует кустарник или ограждение. Согласно пункту 4.5.1.9 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Отсутствует бордюр. Нарушен ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые.

  1. Если администрация не ответила или ответ вас не устроил (проблема не решена) – жалуйтесь в прокуратуру.

В жалобе в прокуратуру опишите ситуацию и какие нарушения обустройства есть на тротуаре: посторонние предметы, ямы и прочее. Укажите, где расположены ямы. К заявлению приложите фотографии. В заявлении требуйте обязать администрацию устранить нарушения.

В заявлении сошлитесь на нарушения следующих законов:

3. Обращайтесь в суд.

Если прокуратура признает нарушения, то примет меры прокурорского реагирования вплоть до подачи иска в суд в отношении администрации. Если прокуратура этого не сделает, обратитесь в суд самостоятельно.

4. Пожалуйстесь в ГИБДД

Еще один способ решить проблему – направить жалобу в ГИБДД.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так как тротуары являются элементом дорог, то в некоторых случаях обращение в ГИБДД может помочь в решении проблемы.

Если асфальт не восстановлен после коммунальных работ

Проводимые коммунальщиками работы могут быть аварийными и плановыми . Плановые работы проводятся после получения ордера от администрации. В ордере описаны сроки проведения работ, в том числе сроки на восстановление благоустройства.

Если работы – аварийные, то подрядная организация должна полностью исправить нанесенные повреждения в трехдневный срок после завершения работ.

По зимнему варианту приведения территории в порядок коммунальщики должны:

– засыпать место проведения работ песком,

– уложить щебень и уплотнить его,

– поверх щебня уложить железобетонные плиты.

Эти работы коммунальщики сдают по акту в срок, определенный в соответствии с разрешением на производство земляных работ.

Навести окончательную красоту и восстановить все, что раскопали (уложить асфальт, тротуарную плитку, бордюры, поребрики, газоны, клумбы, иные участки озеленения), коммунальщики должны после окончания зимнего периода, но не позднее 15 мая .

В разных регионах этот срок отличается в зависимости от климата, конкретный срок указан в Правилах благоустройства населенного пункта.

В такой ситуации за восстановление покрытия тоже отвечает администрация, а не подрядчик. Поэтому, если пришла весна, а порядок на месте раскопок не навели, жаловаться нужно именно туда. Если результата нет – идите в прокуратуру.

Все необходимые образцы заявлений вы найдете в инструкции «Как добиться ремонта тротуара» на сайте «Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия».

В Тульской области прокуратура обязала чиновников отремонтировать тротуар

Пешеходную зону повредили при проведении аварийных работ на теплотрассе. За ремонт разбитого тротуара никто не брался три года.

В Барнауле конкурсную документацию по тендеру «подтянули» под результат

В результате прокурорской проверки по обращению общественника было обнаружено множество отступлений от проекта. Однако вместо того, чтобы потребовать устранения недочетов, городские чиновники сработали в интересах подрядчика и переписали документы.

1. Главный эсер Бурятии: на место Медведева можно найти более эффективного премьера

2. «Справедливая Россия» предложила ввести тринадцатую пенсию

3. Миллионы больных могут остаться без рецептурных лекарств из-за инициативы Минпромторга

4. Чиновники-хапуги и безобразная методика оценки. «Справедливая Россия» назвала причины бешеных налогов на имущество

5. Выплаты на первенца: кому положено и куда обращаться

6. Новый эксперимент Правительства ударит по кошельку половины россиян

7. Минус 100 млрд: российский бизнес жалуется Путину на новые налоговые удавки правительства

8. Бухгалтер РЖД подделала документы и приобрела участок в Томске за миллиард рублей

9. Шанс на жизнь: девочка-инвалид из Чебоксар получила лекарства и квоту на пересадку почки в Москве

10. В ближайшие три года размер пенсий в России сократится

Актуальные новости

1. В Рязани жителей коммуналок заставляют платить за ванные, которых у них нет

2. «Когда будет пожар, тогда и приходите». Жители кемеровской деревни 5 лет добивались замены опоры ЛЭП

3. В Благовещенске Центр справедливости добился бесплатного лекарства для инвалида 2 группы

4. Жильцы абаканской девятиэтажки переплатили за отопление почти миллион рублей

5. Как страховщики ОСАГО издеваются над автомобилистами

6. В Краснодаре Центр справедливости добился ремонта железнодорожного перехода

7. В Костроме Центр справедливости защитил сторожа, которого уволили без выплаты зарплаты

8. Конь не валялся. В Тюмени управляющая компания забросила многоквартирный дом

9. В Архангельске после погашения долга приставы продолжали списывать деньги с карты пенсионерки

10. Жильцы тамбовской девятиэтажки жалуются на зловоние в подъездах

11. Центр справедливости помог жильцам тульской многоэтажки провести капремонт кровли

12. В Кирове Центр справедливости добился для ребенка из многодетной семьи места в детсаду

13. Из-за ошибки коммунальщиков житель Сыктывкара переплатил за горячую воду 900 рублей

14. Кошелек или жизнь без воды. Белгородский ЖЭК вымогал деньги у жильцов дома

15. На сеансе массажа нефритовыми камнями жительнице Рыбинска навязали кредит в 118 000 рублей

Справочник строителя | Устройство внутриквартальных проездов и тротуаров

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОРОГАМ И ТРОТУАРАМ

Дорожное строительство ведется с учетом природно-климатических условий, в зависимости от которых делится на пять зон: I — вечной мерзлоты, II — избыточного увлажнения, III — переменного увлажнения, IV — недостаточного увлажнения, V — засушливую.

Долговечность дорог определяется конструкцией и применяемыми материалами, выбор их должен производиться с учетом ожидаемой интенсивности движения транспорта, климатических и грунтово-геологических условий, микрорельефа и наличия местных строительных материалов (см. табл.).

Улицы и дороги могут иметь следующие основные элементы: проезжую часть, тротуары, пешеходные дороги, велосипедные дорожки, полосы зеленых насаждений, разделительные полосы, откосы насыпей и выемок, обочины и кюветы открытой системы водостоков, подпорные стенки, технические и резервные полосы, остановки общественного транспорта, автостоянки. Границами улиц и дорог являются красные линии, которыми и определяется их ширина.

Полосы зеленых насаждений используют для отделения проезжей части от тротуаров, а также тротуаров от застройки. Технические полосы предусмотрены для прокладки подземных инженерных сетей, резервные полосы — для последующего расширения проезжей части или реконструкции улицы.

Проезжая часть улиц, дорог, площадей и проездов должна иметь дорожную одежду.

Дорожная одежда состоит из следующих элементов:

покрытия (верхнего слоя одежды) из одного, двух или трех слоев различных материалов. Поверх покрытия часто укладывают слой износа, периодически возобновляемый в процессе эксплуатации дороги;

основания (несущей части одежды), обеспечивающего равномерную передачу нагрузок на подстилающий слой и земляное полотно, состоящего из одного или нескольких слоев различных материалов:

подстилающего слоя (нижней части одежды), передающего нагрузки на земляное полотно и выполняющего функции дренажа и теплоизоляции.

Конструкции дорожных одежд должны подбираться с возможно меньшим числом укладываемых слоев, допускать максимальную механизацию работ и использование местных строительных материалов. Привозные и дефицитные материалы следует использовать в минимальных количествах преимущественно для устройства покрытий.

К дорожным одеждам предъявляют определенные требования по прочности, покрытия должны быть ровными, шероховатыми и беспыльными. Эксплуатационные качества дорог во многом будут зависеть от выбранной конструкции дорожных одежд и вида покрытия (см. табл.). Прочность дорожной одежды характеризуется эквивалентным модулем деформации (модулем упругости). В конструкциях дорог модули деформации (упругости) материалов должны возрастать по слоям снизу вверх. Рациональное соотношение модулей смежных слоев в пределах 1,5-3,5. Механические и теплофизические свойства материалов основания и покрытия дорожных одежд по возможности должны быть одинаковыми или близкими.

При выборе и расчете конструкций дорожных одежд можно руководствоваться ориентировочными характеристиками дорожно-строительных материалов согласно таблицы..

Для определения эквивалентного модуля упругости дорожной одежды используют данные (см. табл.).

Большинство дорог, особенно на улицах местного движения и проездах, по интенсивности движения транспорта и грузонапряженности не требует дорожных покрытий капитального типа. Конструкции дорожных одежд могут выполняться с применением местных материалов и отходов промышленности. В сельских населенных пунктах покрытие дорог целесообразно устраивать из минеральных материалов, обработанных битумом на дороге, а покрытия тротуаров — из штучных материалов. Рекомендуемые типы конструкций дорожных одежд для сельских населенных пунктов в различных природно-климатических зонах представлены на рис. 1, 2, 3.

Дороги из камня делают двух типов — из отдельных брусчатых камней и булыжно-бетонных плит шестигранной формы. Второй тип заслуживает особого внимания, так как устройство таких дорог позволяет проводить работы индустриальными методами и не требует рабочих с высокой квалификацией для подтески и подгонки отдельных брусчатых камней.

Применение бетонных плит для устройства тротуаров должно найти широкое распространение, так как это позволяет делать тротуары сборными и сохранять плиты (путем разборки тротуаров) при прокладках и ремонте подземных коммуникаций. Кроме того, тротуары из цветных бетонных плиток имеют хороший вид и оживляют улицу, особенно при наличии зеленых насаждений. Тротуарная плитка изготовляется из серого и розового бетона без армирования, прямоугольной (25 х 12,5 см) и квадратной формы (25 х 25), а также фигурной — восьмеркой, крестовой и др. Плитки на тротуарах и бульварах укладывают на бетонное или песчаное основание, которое сверху заливают раствором; швы между плитками заделывают раствором. Для устройства бордюра применяют прямоугольные плиты размерами 20 х 40 см и 20 х 80 см.

В последние годы в практике благоустройства территории зданий стали уделять особое внимание подъездам. Для и> оформления используют малоразмерные вибропрессованные и прессованные малоразмерные плиты с декоративным покровным слоем (рис . 4.).

Пример устройства подъезда

При этом возникают различные варианты организации работ при укладке плит и для этого разработаны соответствующие схемы укладки (см. табл.).

Основания тротуаров устраивают толщиной 8. 12 см из цементобетона М 200, щебня, гравия, кирпичного боя, ракушечника, шлака, укрепленного грунта. Асфальтобетонные покрытия тротуаров делают из песчаного или мелкозернистого асфальтобетона в один слой толщиной 3. 5 см. Инженерные сети не должны располагаться под проезжей частью улиц, их укладывают в технических полосах или полосах озеленения и только в порядке исключения под тротуарами.

Смотрите так же:  Статья ук халатность повлекшая смерть

Электрокабели прокладывают на глубине 0,6. 0,8 м, при нескольких кабелях их располагают на расстоянии 0,15м друг от друга. Трубы водопровода и канализации укладывают ниже расчетной глубины промерзания грунта с учетом природно-климатической зоны. Вдоль дороги создают зеленые насаждения в виде однорядной посадки деревьев в лунках на тротуарах, рядовой посадки деревьев на газонных полосах, совмещенной рядовой посадки деревьев и групповой или рядовой посадки кустарников. Деревья высаживают на расстоянии 2,5. 3 м от бордюра проезжей части, кустарники на расстоянии 1 м. При рядовой посадке расстояние между деревьями должно быть не менее 5 м, между кустарниками — 1 м, при создании двухрядной живой изгороди — 0,3—0,5 м. От наружных стен зданий и сооружений деревья следует рассаживать на расстоянии не менее 5 м, кустарники — 1,5 м. Возле пешеходных переходов и остановок общественного транспорта на расстоянии 10 м запрещается высаживать деревья и кустарники высотой более 0,5 м.

Проезды, пешеходные дорожки и площадки

Сеть пешеходных дорожек должна соединять кратчайшими расстояниями наиболее притягательные для населения пункты, поэтому при их проектировании надо учитывать наиболее целесообразные направления движения пешеходных потоков и рациональную их организацию. Они должны обеспечивать удобные подходы от любого подъезда к остановкам общественного транспорта, учебным, детским, торговым зданиям, пунктам культурно-бытового обслуживания.

В жилых группах должны быть проложены дорожки к спортивным и хозяйственным площадкам, а также к площадкам отдыха. Ширина дорожек должна быть постоянной на всем их протяжении, и для транзитных дорожек она составляет 2,5. 3,0 м, для прогулочных — 1,5 и для тропинок — 0,75 м.

Для установки скамеек отдыха на дорожках можно сделать уширение на 1,5 м.

Для пешеходных дорожек и тропинок допускаются следующие максимальные продольные уклоны: для дорожек шириной 3 2,5 м — 6. 8 %, шириной 1,5 м — 8. 10 %, для тропинок -10. 12 %. Если рельеф превышает эти уклоны, необходимо устраивать ступени, пандусы, серпантинные спуски.

Поперечные уклоны, допускаемые при устройстве дорожек, тропинок и площадок, следующие: для двускатных дорожек шириной 3 м — 2. 3 %, для односкатных шириной 3 м — 3 %, для дорожек шириной 2,25 м — 3. 4%, для прогулочных дорожек (односкатных) — 4. 5 %, для площадок разного назначения — 2. 3 %. Площадки разного назначения следует проектировать с устройством дренажей мелкого заложения.

Виды дорожных покрытий. Поверхность проездов должна иметь специальное покрытие, которое облегчает проезд автотранспорта. Дорожная одежда должна быть достаточно прочной и долговечной, водонепроницаемой, соответствовать характеру движения, обеспечивать сцепление колес с дорожным покрытием, т. е. быть шероховатой. К дорожной одежде предъявляются, кроме того, требования индустриализации и механизации производства работ, санитарно-гигиенические требования эксплуатации и уборки (беспыльность, бесшумность при движении транспорта, возможность механизированной уборки).

В кварталах и микрорайонах используют следующие схемы конструкций дорожных одежд для проезжей части: асфальтовые; щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами; сборные из цементно-бетонных плит.

Покрытия тротуаров применяют двух видов: асфальтовые и сборные из цементно-бетонных плит. Требования к покрытиям тротуаров предъявляются почти такие же, как и к проездам: достаточная прочность, долговечность, беспыльность при ходьбе, экономичность, механизация производства и эксплуатации.

Покрытия жилых территорий микрорайона могут быть жесткие (из литого и песчаного асфальта, плиточные) и нежесткие (из гравийной крошки, песка, уплотненного грунта, газоны). При выборе типа покрытия необходимо учитывать его назначение, экономическую целесообразность, возможности промышленности, а при выборе конструкции — свойства грунта (рис. 3.3).

Наиболее распространенным видом покрытия до недавнего времени считались асфальтовые. Однако в последнее время более прогрессивными и экономичными считаются сборные покрытия. Они наиболее индустриальные, при ремонте их можно разобрать, не повредив, и использовать вновь. Однако применение того или иного типа плиток должно быть объективно оправдано (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Фрагменты мощений из фигурных элементов (1…3) и тротуарной плитки (4…6)

Дорожки и площадки с жестким покрытием окаймляют бордюрным камнем. Все дорожки по ширине должны быть кратны ширине движения человека, т.е. 75 см. Исключение составляют лишь дорожки с плиточным покрытием; их ширина определяется размерами применяемых плиток.

В рекомендуемом нормами балансе территорий для селитебных зон улицы, дороги, проезды, площади и автостоянки с жестким покрытием занимают на первую очередь 15. 16 % общей территории, а на перспективу — І8. 20 %.

В жилом районе улицы и автостоянки с жестким покрытием занимают от 13 % его территории при 2-этажной застройке и до 17,3 % — при 16-этажной.

В микрорайоне проезды, подъезды к домам, хозяйственные площадки, открытые автостоянки при жилых домах с жестким покрытием занимают 22 % при 2-зтажной застройке и 12 % — при 16-этажной.

При строительстве внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны соблюдаться требования главы СНиП «Автомобильные дороги». Правила настоящего раздела содержат особенности по строительству внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов, отмосток и бордюров. При строительстве пешеходных дорожек шириной более 2 м следует учитывать возможность проезда по ним транспортных средств с осевой нагрузкой до 8 т (поливомоечные автомобили, автомобили с раздвижными вышками и т.п.). Покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду.

Внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки должны возводиться обертывающим профилем; используемые в период строительства — должны быть обустроены временным открытым водоотводом. Бордюрный камень на этих проездах и площадках следует устанавливать после завершения планировочных работ на прилегающих к ним территориях на расстоянии не менее 3 м.

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 5 июня 2013 г. № 758-р «Об издании и применении ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства»

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 17.06.2013 ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства» (далее — ОДМ 218.2.007-2011).

2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.2.007-2011 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Безверхова.

Отраслевой дорожный методический документ
ОДМ 218.2.007-2011
“Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства”
(издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства
от 5 июня 2013 г. № 758-р)

Раздел 1 Область применения

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» разработан в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 48, п. 12, пп. 10), Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля, пунктов взимания платы, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а также требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

Основные положения настоящего документа распространяются также на пешеходные улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, пешеходные переходы через трамвайные пути и территорию объектов сервиса (за исключением зданий).

Раздел 2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

1) СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

2) СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*

3) СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

4) СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

5) СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СП 35-101-2001

6) СП 35-105-2002. Свод правил. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

7) СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги

8) ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

9) ГОСТ Р 50602-93. Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

10) ГОСТ Р 50844-95. Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования

11) ГОСТ Р 50918-96. Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия

12) ГОСТ Р 51090-97. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

13) ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН № 36). Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

14) ГОСТ Р 51256-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

15) ГОСТ Р 51261-99. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования

16) ГОСТ Р 51264-99. Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия

17) ГОСТ Р 51630-2000. Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности

18) ГОСТ Р 51648-2000. Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора, для слепых и слепоглухих людей. Параметры

19) ГОСТ Р 51671-2000. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

20) ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН № 52). Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции

21) ГОСТ Р 51764-2001. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования

22) ГОСТ Р 52131-2003. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

23) ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

24) ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

25) ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

26) ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

27) ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

28) ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

29) ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения

30) ГОСТ Р 52765-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

31) ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

32) ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

33) ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003). Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

34) ОСТ 218.1.002-2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования

35) ВСН 37-84. Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ

36) РДС 35-201-99. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

37) Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС-557-р)

38) МДС 35-10.2000. Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий

Раздел 3 Термины и определения

В настоящем отраслевом дорожном методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (автомобильная дорога включает улицы в городах и сельских поселениях, требования к которым установлены СП 42.13330.2011).

3.2 дорожное хозяйство: часть отрасли материального производства, призванная совместно с автомобилями наиболее полно удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках (включает сеть автомобильных дорог общего пользования со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по строительству, ремонту и содержанию этих дорог).

3.3 доступность: свойство элемента обустройства автомобильной дороги, обеспечивающее территориальную доступность и беспрепятственность движения по нему инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их безопасности.

3.4 инвалиды: лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Смотрите так же:  Как оформить службу доставки суши

3.5 коэффициент продольного сцепления: отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дороги на площади контакта сблокированного колеса с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса с покрытием.

3.6 кресло-коляска: мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалидом или иным лицом с нарушением опорно-двигательных функций, имеющее ручной, механический или электрический привод, размеры которого не превышают, установленных ГОСТ Р 50602-93, а в сложенном виде, если это предусмотрено конструкцией, не превышают 350 х 1100 х 1200 мм.

3.7 маломобильные группы населения: люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).

3.8 надземный (подземный) пешеходный переход: пешеходный переход, выполненный над (под) проезжей частью автомобильной дороги с целью разделения транспортных и пешеходных потоков в пространстве.

3.9 остановочная площадка: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров.

3.10 остановочный пункт: элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для остановки маршрутных транспортных средств, высадки и посадки пассажиров, а также ожидания людьми прибытия маршрутных транспортных средств.

3.11 павильон: элемент обустройства остановочного пункта, располагаемый в пределах площадки ожидания и предназначенный для укрытия людей, ожидающих прибытие маршрутного транспортного средства, от воздействия неблагоприятных погодных условий (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).

3.12 пандус: Сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пешеходного пути на другой, в том числе на кресле-коляске.

3.13 пассажирский транспорт общего пользования: совокупность видов пассажирского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус), осуществляющих перевозки пассажиров и багажа на основании публичного договора перевозки по обращению любого гражданина и юридического лица.

3.14 пассажир: лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из него, кроме водителя и других работников транспорта, находящихся в транспортном средстве с целью выполнения своих прямых служебных обязанностей (кондукторов, контролеров и пр.).

3.15 перегон: участок автомобильной дороги, расположенный между двумя смежными перекрестками.

3.16 пешеход: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску).

3.17 пешеходные пути: элементы обустройства автомобильной дороги, предназначенные для движения и нахождения на них людей — тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные дороги и улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные галереи и др.

3.18 пешеходный переход: участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу и обозначенный знаками и/или разметкой согласно ГОСТ Р 52289-2004.

3.19 площадка ожидания: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для ожидания людьми прибытия маршрутного транспортного средства.

3.20 посадочная площадка: элемент обустройства остановочного пункта, предназначенный для осуществления посадки людей в транспортное средство и высадки из него.

3.21 объекты (пункты) тяготения: объекты народно-хозяйственного комплекса, являющиеся целями передвижения значительной части населения: жилые массивы, предприятия и учреждения, общественные и торговые центры, станции внеуличного транспорта, железнодорожные станции, вокзалы, порты, места массового отдыха и другие.

3.22 стесненные условия: условия, при которых пешеходная часть элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенная для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, ограничена по ширине, длине или высоте препятствиями в виде объектов капитального строительства, временных построек, сложного рельефа местности.

3.23 тактильная информация: информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).

3.24 тактильный наземный указатель: средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.

3.25 элементы обустройства автомобильных дорог: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Раздел 4 Общие положения

4.1 Проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечивается:

— выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;

— единством методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта применительно к инвалидам и другим маломобильным группам населения;

— комплексностью применения элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;

— непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения на всем протяжении маршрутов их движения: между собой, со зданиями, сооружениями, стоянками (парковками), остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования и т.д.;

— доступностью, беспрепятственностью и безопасностью элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.

4.2 Основанием для проектирования элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, являются требования и условия, указанные в задании на проектирование автомобильной дороги.

4.3 Условия взаимодействия заказчиков, инвесторов, научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности между собой и с органами государственной власти, а также порядок подготовки исходно-разрешительной документации, разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимается в соответствии с положениями РДС 35-2001-99.

4.4 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильной дороги выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

4.5 Нормы на проектирование элементов обустройства автомобильных дорог устанавливаются исходя из трех основных условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения:

а) комфортные — наилучшие по уровню удобства условия движения (при отсутствии ограничений на условия проектирования применяются в качестве основных);

б) нормальные — менее удобные, по сравнению с комфортными, условия движения, обеспечивающие приемлемый уровень доступности элементов обустройства автомобильных дорог при наличии незначительных ограничений применения основных норм проектирования;

в) стесненные — минимально допустимые (ограниченные в пространстве и, преимущественно, временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных норм проектирования.

Применение норм проектирования с учетом комфортных и/или нормальных условий доступности устанавливается в задании на проектирование автомобильной дороги.

Применение норм проектирования с учетом стесненных условий, а также условий, менее удобных для инвалидов и других маломобильных групп населения, чем установлено в задании на проектирование автомобильной дороги, обосновывается в проекте и имеет согласование со всеми заинтересованными организациями в порядке, установленном РДС 35-2001-99.

4.6 Элементы обустройства автомобильных дорог, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с положениями ГОСТ Р 52766-2007, СНиП 2.05.02-85, СП 42.13330.2011 и СП 35-105-2002, располагают в пределах населенных пунктов, на подходах к ним, а также на подходах к объектам, расположенным вблизи автомобильных дорог вне населенных пунктов:

— в зонах жилой застройки;

— в зонах исторической застройки;

— в зонах общественных центров, в том числе торговых центров, пунктов питания, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, мест культового назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и др.;

— в зонах специализированных центров, в том числе в местах размещения домов престарелых и инвалидов, специализированных учреждений здравоохранения, предприятий, относящихся к обществу инвалидов и др.;

— на подходах к контрольно-пропускным пунктам (входам) предприятий и организаций;

— в рекреационных зонах;

— в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков;

— на подходах и в зоне размещения остановочных пунктов и объектов дорожного сервиса (автовокзалы, автостанции, авто- и газозаправочные станции, и др.).

4.7 Элементы обустройства автомобильных дорог, подлежащие адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, проектируются на перспективный срок, устанавливаемый в задании на проектирование автомобильной дороги.

4.8 В случае невозможности реализации мероприятий по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенных в настоящем отраслевом дорожном методическом документе, необходима разработка рациональных маршрутов обхода проблемного участка или иные альтернативные решения (например, организация транспортного обслуживания инвалидов), обеспечивающие потребности указанных групп населения в передвижении, в порядке, установленном РДС 35-2001-99, другими нормативными и методическими документами.

4.9 Тротуары и пешеходные дорожки, включая пешеходные улицы, подходы к зданиям, сооружениям и объектам транспортной инфраструктуры, а также лестницы, пандусы, пешеходные переходы, пешеходные мосты, зоны отдыха и остановочные пункты выполняются с твердым покрытием.

Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6…0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях. Для открытых участков объектов, расположенных в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха не более 0°С, допускается снижение нижнего допустимого предела коэффициента сцепления в эти периоды года до 0,4.

4.10 Поверхность покрытия объектов, указанных в пункте 4.9, не может иметь повреждений, просадок, выбоин и выступов (кроме технологических).

В случае выполнения поверхности указанных объектов в виде плитки, брусчатки или других подобных материалов, все элементы покрытия плотно подгоняют друг к другу (расстояние между ними не может превышать 5 мм), а при невозможности — стыки между элементами покрытия заполняют твердым материалом (рисунок 1).

Рисунок 1 — Неправильная и правильная формы поверхности покрытия пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог

4.11 Решетки ливневой канализации, при необходимости их расположения в пределах объектов, указанных в пункте 4.9, следует предусматривать в стороне от их пешеходной части.

В сложных условиях, когда избежать обустройства решеток ливневой канализации в пределах пешеходной части указанных объектов не представляется возможным, их допускается выполнять только на основании соответствующего технико-экономического обоснования в проекте в виде решеток с шириной ячеек не более 10 х 10 мм или с продольными ячейками, шириной не более 13 мм, которые следует располагать перпендикулярно направлению движения людей в кресле-коляске.

В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.

Раздел 5 Технические рекомендации к тротуарам и пешеходным дорожкам

5.1 Общие рекомендации

5.1.1 К тротуарам, расположенным на автомобильных дорогах, и пешеходным дорожкам предъявляются требования по геометрическим параметрам, типу, их обустройству и состоянию покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52875-2007, СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85, «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС-557-р).

5.1.2 При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:

— тротуары и пешеходные дорожки необходимо проектировать в целях обеспечения непрерывности связей элементов комплекса пешеходных и транспортных путей, а также свободного доступа для всех людей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения, к объектам их тяготения (зданиям, сооружениям, включая объекты транспортной инфраструктуры);

— тротуары и пешеходные дорожки следует прокладывать по кратчайшим (наиболее удобным) путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом обеспечения беспрепятственности и безопасности движения по ним указанных групп пешеходов;

— тротуары и пешеходные дорожки следует, по возможности, выполнять без изменения уровня продольного профиля, с минимальным числом пересечений с проезжей частью автомобильных дорог;

— необходимо обеспечение частичного или полного разделения основных встречных и пересекающихся потоков пешеходов в зонах массового тяготения населения, в том числе посредством организации одностороннего движения пешеходов с выделением в пределах тротуаров или пешеходных дорожек специальных полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

5.1.3 Рекомендации по обеспечению доступности тротуаров и пешеходных дорожек для инвалидов и других маломобильных групп населения распространяются на тротуары мостовых сооружений и пешеходные мосты.

5.2. Параметры продольного и поперечного профиля

5.2.1 Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек, по которым осуществляется или предполагается передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения, устанавливаются с учетом следующих пространственно-территориальных ограничений:

а) Для обеспечения комфортных условий движения продольный уклон в проектных решениях следует принимать не более 25‰.

При наличии уклонов 20…25‰ через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.

б) Для нормальных условий движения продольный уклон следует принимать не более 50‰, а в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже — не более 40 ‰. При наличии уклонов более 25‰ необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок, расстояние между которыми и их длина устанавливаются по таблице 5.1 (рисунок 2).