Меню Закрыть

Ликвидация предприятия проверка налоговой

Оглавление:

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация компании занимает далеко не пару дней – она может продлиться до полутора лет, а то и больше. Множество документов, переговоров, взаимных расчетов усложняет процесс ликвидации ООО. Но больше всего замедляет процесс выездная налоговая проверка.

Согласно п.11 ст. 89 НК РФ, такая проверка осуществляется независимо от того, проводились ли проверки раньше и по какому поводу. Проверяемый период – 3 предшествующих года, не больше. Налоговая проверка при ликвидации ООО начинается с принятого руководством ФНС решения, в котором перечисляются уполномоченные на досмотр лица, сроки проведения (не превышают обычно 2 месяцев), наименование общества полностью и предмет проверки.

В процессе проведения аудита проверяют:

  • Бухгалтерскую отчетность, первичные отчетные документы (чеки, договоры, счета-фактуры и т.д.).
  • Всю кассовую документацию.
  • Налоговые декларации и отчеты, предоставляемые в социальные фонды.
  • Договоры аренды.

Представители налоговой службы вправе проводить проверки в складских и подсобных помещениях, осуществлять при необходимости инвентаризацию (п. 13 ст. 89 НК РФ). Результаты их проверки отражаются в специальной справке. Она выдается уполномоченному председателю ликвидационной комиссии.

В каких случаях можно закрыть ООО без проверки

Решение о предстоящей проверке принимает руководитель налогового органа. Для ряда случаев, например при установлении банкротства, такая проверка обязательна. Но есть несколько условий, при соблюдении которых можно ее избежать.

Закрыть ООО без проверки можно, если:

  1. Баланс компании нулевой.
  2. Вы своевременно предоставляли все декларации и добросовестно уплачивали налоги.
  3. В ООО только 1 учредитель и нет надобности делить активы при ликвидации.
  4. Способ ликвидации общества – продажа.
  5. Последние 3 года компания не осуществляла своей деятельности, так как налоговая проверяет только 3 года работы компании.

Если вы не уверены в своей документации, обратитесь в аудиторскую службу для проведения инициированной детальной проверки либо назначьте грамотного и надежного юриста. Также нужно провести все взаиморасчеты с дебиторами и кредиторами еще до подписания протокола о ликвидации и составления промежуточного баланса.

Налоговая проверка всегда заставляет поволноваться, но если вы вовремя платили налоги и не забывали об отчетности, то бояться вам нечего. Если вы не работали 3 года или более, то проверку можете не ждать, а если деятельность велась, то стоит заранее подготовить все первичные документы.

Проверка налоговой при ликвидации ООО

Для того чтобы разобраться с вопросом, как проводится проверка налоговой при ликвидации ООО необходимо понять, что именно с собой будет представлять ликвидации такого предприятия. Обычно это процесс, в ходе которого будет происходить смена управляющего, учредителей либо же будет прекращено сама деятельность данной организации. Законодательство говорит о том, что налоговая проверка будет обязательной в любом из этих случаев, и если говорить о прекращении деятельности легально, то отменить проверку можно только в случае, если это утверждено ФНС.

Какими методами будет проводиться ликвидация предприятия?

Для того чтобы посмотреть, как будет идти проверка налоговой при ликвидации ООО, необходимо узнать, какими методами будет проводиться ликвидация фирмы. Есть три основных варианта, куда относятся реорганизация, добровольная ликвидация и признание банкротства. Исходя из того, какой метод был выбран, может изменяться и налоговая проверка. Чаще всего проверка неизбежна во время объявления фирмы банкротом. Будет идти доскональное изучение всех обстоятельств закрытия фирмы. Возможные альтернативные варианты ликвидации:

  1. Компания была продана. Здесь необходимо, чтобы предприятие имело определенные сертификаты и документы по основным направлениям работы. Сама продажа будет проведена по факту заключения договора.
  2. Смена владельцев предприятия или учредителей. Это возможно в случае, если нет согласия между участниками организации.
  3. Смена места расположения компании. Здесь необходимо только определенное уведомление в Налоговую инспекцию и проведение регистрации в новом месте по точному юр. адресу.
  4. Происходит слияние фирм. Здесь правопреемник будет брать на себя абсолютно все обязанности и обязательства, которые касаются выплат в разные органы.

Можно ли избежать проверки налоговой при ликвидации ООО?

Поэтому ликвидация ООО без налоговой проверки проводится в случае:

  1. Фирмой были вовремя сданы абсолютно все отчеты в налоговую инспекцию. К тому же все данные были достоверны, оформлены корректно, не вызвали никаких вопросов у сотрудников налоговой инспекции.
  2. Фирма не занималась никакой деятельностью, направленной на получение прибыли последние три года. Не было переводов между счетами фирмы, не проводилось начисление заработной платы, не было других дополнительных выплат.
  3. У предприятия нет должников либо задолженностей. Этот нюанс будет относиться не только к бюджетным фондам, но и к ИП.
  4. Провести ликвидацию ООО без налоговой проверки возможно, если предприятие имеет баланс 0. Это говорит о том, что по факту деятельность для получения прибыли не осуществлялась.
  5. Не будет проводиться проверка в случае, если в составе фирмы есть всего один учредитель. В этом случае нет долевого деления фирмы, а также не происходит разделение активов самой компании.

Если проверка все-таки была назначена, что представителям ФНС понадобятся первичная отчетность, абсолютно все кассовые документы, договора на аренду и возможно, налоговые декларации. Оптимальным вариантом для проведения проверки налоговой будет корректное заполнение всех документов и придание отчетности хорошего вида. В этом случае стоит помнить один нюанс. Проверка во время ликвидации ООО будет проводиться с целью закрытия, и не один посредник, который может провести проверку и помочь с документами, не сможет стопроцентно гарантировать высокий результат проведения процедуры. Поэтому могут возникнуть определенные сложности, если изначально заполнение и ведение документации не осуществлялось надлежащим образом.

Налоговая проверка при ликвидации

Выездные налоговые проверки в отличие от других типов налогового контроля могут совершаться только с официального распоряжения руководителя налоговых органов и осуществляться на территории, принадлежащей проверяемому предприятию или организации-налогоплательщику. На сегодняшний день это самый эффективный способ точного налогового контроля, поскольку позволяет выявить даже самые незначительные отступления от пунктов соответствующего законодательства, а также нарушения, допущенные по умыслу или некомпетентности ведения бухгалтерии юридических лиц. Таким образом, если уполномоченные представители налоговых органов заблаговременно предупреждают о предстоящей проверке – это плановое мероприятие, если же представители налоговых органов объявляют о проверке прямо перед ее началом – это выездное комплексное мероприятие, не зависящее от сроков давности предыдущих проверок.

Основная задача любой налоговой проверки – это получение результатов о хозяйственной и финансовой деятельности данного конкретного налогоплательщика, правомочности и безошибочности, а также своевременности финансовых исчислений. Помимо этого выявляются не только несоответствия в документах, но и проводится анализ нарушений. По выявленным фактам формируется доказательная база, на основе которой проводится доначисление сумм недоплаченных налогов, а налогоплательщик привлекается к ответственности. Налоговые органы стараются не допускать ситуаций, при которых предприятие-налогоплательщик не подвергалось бы проверкам более трех лет. Очень часто выездные комплексные налоговые проверки связаны с полной ликвидацией фирм, поскольку являются ее неизменным завершением. При этом выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица не относится к категории очередных и проводится без учета сроков и предметов предыдущих проверок.

Ликвидация компаний или юридических лиц по ст. 61 ГК РФ означает полное прекращение их деятельности и может быть произведена по многим основаниям, в том числе по решению собственников фирмы. При этом учредители юридического лица, в компетенцию которых входит принятие решения о ликвидации, обязаны в течение следующих 3-х рабочих дней в письменной форме установленного образца уведомить об этом уполномоченные регистрирующие органы, применив соответствующие юридические формы. По действующему законодательству это форма N P15001 и форма N PH0005 Налогового Кодекса РФ. После получения письменного решения о ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный регистрирующий орган вносит запись, свидетельствующую о том, что конкретное юридическое лицо начинает процесс ликвидации. Начиная с этого момента, категорически не разрешаются любые изменения в учредительной документации ликвидируемого юридического субъекта, а также, регистрация новых юридических лиц, где в качестве учредителя выступал бы данный юридический субъект.

Смотрите так же:  Требования видеокарты gtx 750

После принятия решения о полной ликвидации конкретной организации или предприятия для выяснения требований и претензий со стороны кредиторов составляется промежуточный ликвидационный баланс, целью которого является выявление реального финансового положения ликвидируемого юридического объекта. В промежуточный ликвидационный баланс включаются все сведения об активах и пассивах организации, задолженности предприятия и составе имущества. На основании полученных данных налоговые органы, в компетенцию которых входит осуществление контрольных мероприятий, принимают решение о проведении или не проведении выездной проверки ликвидируемого юридического объекта.

В соответствии со ст. 82 НК РФ субъекты налогового контроля, которыми являются должностные лица, служащие в налоговых органах, могут осуществлять налоговые проверки в различных формах. Это может не ограничиваться только проверкой бухгалтерской документации и ее соответствия требованиям и нормам законодательства. Контрольная проверка может включать и личный осмотр помещений и объектов, принадлежащих юридическому лицу. Также это может быть и получение разъяснений по тем или иным фактам выявленных нарушений от налогоплательщиков, причастных налоговых агентов или плательщиков налоговых сборов.

Одним из видов налогового контроля, предусмотренного действующим законодательством, считается выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица. Согласно п.1 ст. 89 Налогового Кодекса она может осуществляться как на территории, принадлежащей налогоплательщику, так и в налоговых органах, если у организации налогоплательщика отсутствует реальная возможность предоставить необходимые условия для ее осуществления.

При проведении выездной налоговой проверки при ликвидации инспекторы обязаны предъявить налогоплательщику соответствующее решение о необходимости проведения проверки по форме N АП-3-16/318, утвержденное руководителем налогового органа, а также собственные служебные удостоверения. Налогоплательщик, в свою очередь, обязан предоставить необходимую информацию и предъявить требуемые документы: учетные записи доходов и расходов организации, заключенные договора, документы, подтверждающие банковские и кассовые операции.

В процессе проведения проверки налоговые инспекторы имеют полное право на досмотр любых помещений и объектов в присутствии понятых, проведение инвентаризации, принудительное изъятие документов, не предоставленных налогоплательщиком в добровольном порядке. Предоставление должностным лицам документов юридического лица производится на основе ст.93 Налогового Кодекса РФ. Проверяемая организация имеет право предоставить заверенные копии требуемых документов, но сделать это необходимо в течение 5 дней после того, как требование получено. Федеральные органы исполнительной власти допускают передачу необходимой документации в электронном виде с помощью соответствующих телекоммуникационных каналов связи. Помимо этого требуемая документация может быть передана в налоговые органы лично, через представителя или путем отправления заказного письма.

Кроме этого, получив письменное разрешение о необходимости проведения инвентаризации, где указаны сроки и причины, вызвавшие ее, налогоплательщик обязан оказать помощь и содействие уполномоченным представителям налоговых органов. Инвентаризация также проходит с участием понятых лиц, а при осмотре допускается присутствие проверяемого или его представителя, а также специалистов. Поскольку цель инвентаризации – сопоставить документальные данные с действительными, стоит учитывать, что воспрепятствование или отказ в доступе к осмотру любых помещений должностному лицу, уполномоченному осуществить налоговую проверку, предусматривает штраф. В процессе инвентаризации налоговые органы имеют право на проведение фотосъемки или видеозаписи. О проведении досмотра также составляется официальный протокол. Налогоплательщик, в свою очередь, имеет право не предоставлять должностным проверяющим лицам документацию или любые предметы, которые не имеют отношения к процессу проверки. Также по законодательству он имеет полное право воспрепятствовать выемке любой документации в ночное время.

О проведении изъятия требуемой документации или предметов в присутствии понятых должностное лицо обязано составить протокол выемки с полным перечислением предметов и документов, указанием их точного количества, индивидуальных качественных признаков изъятых предметов и по возможности их стоимости.

Если у представителей налоговых органов, проводящих контрольно-проверочные мероприятия, есть основания предполагать, что подлинные документы могут быть сокрыты, уничтожены или же исправлены налогоплательщиком, то они имеют полное право изъять подлинную документацию с целью тщательной перепроверки. После изготовления копий с оригиналов документов они остаются у владельца или лица, у которого они были изъяты на весь период проверки. При невозможности снять копии в оперативном порядке одновременно с изъятием необходимой документации они передаются налоговыми органами в течение 5 дней лицу, у которого были изъяты вместе с копией протокола о выемке. Если представители налоговых органов, в компетенцию которых входит проверка, нарушают правила изъятия, то полученные впоследствии доказательства не будут обладать юридической силой.

Цель, которую преследует выездная налоговая проверка при ликвидации организации-налогоплательщика: выявление нарушений, связанных с ведением бухгалтерии и занижением налоговой базы конкретного юридического лица.

Продолжительность выездных мероприятий по проверке налоговыми органами должна составлять не более двух месяцев. Однако в ряде случаев продолжительность хода проверки может быть продлена. Если возникает необходимость в проведении встречной проверки, если юридическое лицо является крупным налогоплательщиком, если во время налоговой проверки возникают форс-мажорные обстоятельства или появляется необходимость в проверке организаций партнеров, законодательством РФ предусмотрено продление срока до трех месяцев. Если выездная налоговая проверка затрагивает сеть филиалов, то к первоначальному сроку добавляется по месяцу на каждый объект. Но общий срок проверки не может превышать полгода. Кроме того, выездная налоговая проверка может быть прекращена досрочно по официальному решению руководителя налогового органа.

В случае, если выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица обнаруживает грубые и систематические нарушения правил учета доходов и расходов организации, то предприятие подвергается штрафным санкциям. Сумма штрафа обычно составляет 10% от общей установленной суммы невыплаченных налогов. Если же в ходе комплексной налоговой проверки выявляются нарушения правил ведения бухгалтерского учета, то к юридическому лицу также применяются штрафные санкции.

При неуплате налогов в результате преднамеренного занижения общей налоговой базы предприятия оно также наказывается штрафом, составляющим 40% от общей невыплаченной суммы. Если же занижение было результатом бухгалтерской ошибки, то штраф составит 20%.

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением протокола о ее проведении. Уполномоченные представители налоговых органов обязаны вручить его юридическому лицу в течение 24 часов с момента составления. Оформление результатов должно быть проведено в соответствие со ст.100 Налогового Кодекса РФ. Если результаты оформлены с нарушениями, то налогоплательщик имеет полное право на обращение в судебные органы и признание итогов проверки недействительными. Если протокол о результатах проверки составлен в соответствии с существующими законодательными требованиями, то юридическое лицо имеет право отказать налоговым органам в последующей передаче дополнительных документальных материалов.

Заключительный акт о завершении проверки налоговые органы обязаны передать налогоплательщику не позднее, чем через два месяца после получения протокола. В акте должен быть отражен полный перечень выявленных в ходе мероприятия нарушений действующего налогового законодательства, а также предложения налоговых органов по их решению и устранению. К заключительному акту в обязательном порядке должны быть приложены все документы, касающиеся проведения проверки. Налогоплательщик имеет право не подписывать акт, поскольку его подпись является формальностью и не имеет юридического значения. В ситуации, когда налогоплательщик не имеет возможности или осознанно уклоняется от получения акта под расписку, налоговые органы имеют право выслать его заказным письмом по зарегистрированному юридическому адресу.

Акт о проведенной выездной налоговой проверке крайне важный документ, особенно в ситуации, когда спор с налоговыми органами доходит до судебных разбирательств. Все неточности, несоответствия и ошибки, допущенные сотрудниками налоговых органов налогоплательщик, может использовать в собственную пользу. Поэтому при получении акта о проведении проверки, необходимо проверить не только его соответствие установленной форме, но и наличие указанных приложений, правильность и совпадение расчетов, проведенных сотрудниками налоговых органов, присутствие ссылок на законодательные акты и нормативные документы в тех пунктах, где указаны выявленные нарушения. Предприятие или индивидуальный налогоплательщик имеет право при обнаружении несоответствий в акте обратиться в письменной форме к руководителю налоговых органов с возражениями. Согласно ст.100 Налогового Кодекса РФ на это он имеет 15 дней с момента официального получения акта.

Материал для статьи подготовлен на основе практики по

Пошаговая инструкция ликвидации ООО без налоговой проверки

В ходе осуществления предпринимательской деятельности таким субъектом хозяйствования, как общество с ограниченной ответственностью по ряду различных обстоятельств может возникнуть необходимость в проведении процедуры ликвидации общества. Гражданский кодекс предусматривает возможность добровольной и принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Причинами добровольной ликвидации общества могут быть:

  • решение учредителей;
  • истечение срока, на который создавалось общества;
  • достижение цели создания общества;

Принудительно ликвидация проводится по решению суда в случаях:

  • грубого нарушения законодательства, допущенных в процессе регистрации общества, устранить которые невозможно;
  • неоднократного или грубого нарушения требований действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.
Смотрите так же:  Договор на предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств

Как закрыть организацию без проверок

Налоговый кодекс предусматривает обязанность учредителей общества уведомить регистрирующие органы о принятии решения о ликвидации с помощью установленных законом форм:

  • форма N P15001 (уведомление о ликвидации);
  • форма N PH0005 (уведомление о назначении ликвидкомиссии);

После чего уполномоченными органами в реестр вноситься запись, свидетельствующая о начале процедуры ликвидации общества.

Налоговая проверка в процедуре ликвидации проводится после составления промежуточного ликвидационного баланса, который подлежит предоставлению в налоговую инспекцию. Целью его составления является определение круга кредиторов и действительного финансового положения общества на текущий момент времени.

На основании данных из предоставленного ликвидируемым предприятием промежуточного баланса налоговым органом принимается решение проводить или нет выездную проверку предприятия (ст. 89 НК).

Что облегчит проведение проверок

Налоговая проверка является наиболее болезненным этапом во всей процедуре ликвидации и последствия ее проведения подчас могут существенно ударить по карману предприятия. Однако существуют способы, позволяющие пройти этот этап с минимальными нервными и финансовыми затратами.

Основная цель проведения налоговой проверки – выявить нарушения действующего законодательства, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, которые были допущены в ходе его хозяйственной деятельности предприятия, а также определить занижения базы налогообложения.

Если предпринять меры по выявлению и ликвидации этих ошибок до прибытия налоговой, значительно снизиться риск начисления штрафных санкций. К таким предварительным мерам относятся:

Целью проведения как внутреннего, так и внешнего аудита будет своевременное выявление и устранение нарушений законодательства и ошибок в документах бухгалтерского и налогового учета, а также налоговой и финансовой отчетности.

Внутренний аудит. Поручить его проведение руководитель предприятия может бухгалтерскому отделу. Однако внутреннего контроля не всегда бывает достаточно, поскольку может иметь место личная заинтересованность сотрудников бухгалтерии.

Внешний аудит. Проводиться независимой аудиторской компанией. Результатом его проведения является отчет, содержащий выявленные в ходе проверки недостатки и ошибки, допущенные бухгалтерской службой. Материалы отчета дадут возможность бухгалтеру своевременно исправить все возможные недочеты, сформировать корректирующую отчетность и самостоятельно произвести необходимые доплаты в случае выявления недоимок по налогам, что позволит избежать конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

В каких случаях налоговая не проводит проверку

  • Юридическое лицо не осуществляло хозяйственную деятельность на протяжении последних трех лет: отсутствуют наемные работники, не начислялась и не выплачивалась заработная плата, не производились банковские операции и т. д.
  • Предприятие имеет нулевой баланс, что также свидетельствует об отсутствии хозяйственной деятельности.
  • Предприятием своевременно и в полном объеме предоставлялась налоговая отчетность. По результатам камеральных проверок отчетность никогда не вызывала сомнений у уполномоченных работников контролирующих органов в полноте и достоверности.
  • Предприятие не имеет задолженности перед бюджетом и целевыми фондами, а также отсутствуют должники у предприятия. То есть фактически отсутствует дебиторская и кредиторская задолженность.
  • В составе учредителей общества состоит только один участник, что полностью исключает распределение долей в уставном капитале и материальных активов предприятия.

Деятельность организации

Деятельность фирмы при осуществлении ликвидации должна быть нацелена в первую очередь на:

  • приведение в порядок бухгалтерской отчетности и документов первичного бухгалтерского учета;
  • уплату все существующих задолженностей (кредиторских обязательств, налогов и сборов, штрафов и финсанкций);
  • работе с дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • расчет с сотрудниками предприятия;

Для завершения процедуры ликвидации законодательство о государственной регистрации (ст. 21 ФЗ № 129) предусматривает предоставление в налоговую инспекцию следующей документации:

  • заявление о проведении гос. регистрации в связи с ликвидацией (форма Р16001);
  • ликвидационный баланс;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий подачу в органы территориального пенсионного фонда сведений предусмотренных законодательством о персонифицированном учете.

Этот перечень документов является исчерпывающим и требовать предоставления каких-либо еще документов налоговая инспекция не вправе.

Альтернативные методы реорганизации ООО

Альтернативной ликвидацией субъекта хозяйствования можно считать процесс формального прекращения деятельности. То есть фактически фирма останется существовать, однако, учредители и администрация к процессу его существования отношения уже иметь не будут. Альтернативные методы ликвидации являются полностью законным и дают возможность избежать налоговой проверки. Существует несколько таких альтернативных методов.

Продажа компании

Этот метод представляет собой формальную ликвидацию, поскольку юридическое существование организации продолжается. Заключается он в передаче за вознаграждение в полном объеме долей в уставном фонде предприятия.

Смена учредителей или генерального директора

Этот способ является наиболее простым среди всех альтернативных способов ликвидации, кроме того, он не потребует существенных финансовых затрат. Фактически этот метод также представляет собой продажу юридического лица третьи лицам. Он имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • короткие сроки проведения всей процедуры – не более 15 дней;
  • относительную дешевизну процедуры перерегистрации;
  • бывшие собственники и администрация организации не будут нести ответственность за текущую деятельность.

Минусами этого метода являются:

  • юридически действие фирмы не прекращается, то есть информация о предыдущих периодах действия продолжает существовать и в любой момент может быть использована с целью привлечения к ответственности ее должностных лиц;
  • предстоит собрать внушительный пакет документов для нотариального удостоверения перехода доли в уставном фонде.
  • высокий размер государственных пошлин и нотариальных сборов.

Перевод ООО в другой регион

Суть этого метода заключается в смене юридического адреса и фактического месторасположения организации в результате чего она снимается с учета в налоговой инспекции с последующей постановкой на учет в другом регионе.

В этом случае предыдущая налоговая утрачивает право выставлять начислять штрафные санкции и проводить налоговые проверки результатов предыдущей деятельности. поскольку изменяется территориальная подведомственность.

Слияние компаний

Эта процедура представляет собой ликвидацию юридических лиц с переходом прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу, причем Налоговый кодекс предполагает переход в полном объеме к предприятию правопреемнику налоговых обязательств юридических лиц, которые ликвидируются.

Этот процесс можно охарактеризовать несколькими этапами:

  • уведомление кредиторов фирмы о готовящемся процессе реорганизации;
  • обязательная публикация (не менее двух раз) в официальном печатном органе «Вестнике государственной регистрации»;
  • получение от налоговой инспекции свидетельства о прекращении деятельности реорганизованных организаций;
  • получение свидетельства, подтверждающего регистрацию нового предприятия – правопреемника;

В качестве совета можем порекомендовать:

  • Вести законную хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства, чтобы не иметь необходимости прибегать к альтернативным методам ликвидации.
  • Обращаться для проведения процедуры ликвидации к специалистам, имеющим достаточный опыт в данной сфере.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО без налоговой проверки

В ходе осуществления предпринимательской деятельности таким субъектом хозяйствования, как общество с ограниченной ответственностью по ряду различных обстоятельств может возникнуть необходимость в проведении процедуры ликвидации общества. Гражданский кодекс предусматривает возможность добровольной и принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Причинами добровольной ликвидации общества могут быть:

  • решение учредителей;
  • истечение срока, на который создавалось общества;
  • достижение цели создания общества;

Принудительно ликвидация проводится по решению суда в случаях:

  • грубого нарушения законодательства, допущенных в процессе регистрации общества, устранить которые невозможно;
  • неоднократного или грубого нарушения требований действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

Как закрыть организацию без проверок

Налоговый кодекс предусматривает обязанность учредителей общества уведомить регистрирующие органы о принятии решения о ликвидации с помощью установленных законом форм:

  • форма N P15001 (уведомление о ликвидации);
  • форма N PH0005 (уведомление о назначении ликвидкомиссии);

После чего уполномоченными органами в реестр вноситься запись, свидетельствующая о начале процедуры ликвидации общества.

Налоговая проверка в процедуре ликвидации проводится после составления промежуточного ликвидационного баланса, который подлежит предоставлению в налоговую инспекцию. Целью его составления является определение круга кредиторов и действительного финансового положения общества на текущий момент времени.

На основании данных из предоставленного ликвидируемым предприятием промежуточного баланса налоговым органом принимается решение проводить или нет выездную проверку предприятия (ст. 89 НК).

Что облегчит проведение проверок

Налоговая проверка является наиболее болезненным этапом во всей процедуре ликвидации и последствия ее проведения подчас могут существенно ударить по карману предприятия. Однако существуют способы, позволяющие пройти этот этап с минимальными нервными и финансовыми затратами.

Основная цель проведения налоговой проверки – выявить нарушения действующего законодательства, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета, которые были допущены в ходе его хозяйственной деятельности предприятия, а также определить занижения базы налогообложения.

Если предпринять меры по выявлению и ликвидации этих ошибок до прибытия налоговой, значительно снизиться риск начисления штрафных санкций. К таким предварительным мерам относятся:

Целью проведения как внутреннего, так и внешнего аудита будет своевременное выявление и устранение нарушений законодательства и ошибок в документах бухгалтерского и налогового учета, а также налоговой и финансовой отчетности.

Смотрите так же:  Адвокат арбатский

Внутренний аудит. Поручить его проведение руководитель предприятия может бухгалтерскому отделу. Однако внутреннего контроля не всегда бывает достаточно, поскольку может иметь место личная заинтересованность сотрудников бухгалтерии.

Внешний аудит. Проводиться независимой аудиторской компанией. Результатом его проведения является отчет, содержащий выявленные в ходе проверки недостатки и ошибки, допущенные бухгалтерской службой. Материалы отчета дадут возможность бухгалтеру своевременно исправить все возможные недочеты, сформировать корректирующую отчетность и самостоятельно произвести необходимые доплаты в случае выявления недоимок по налогам, что позволит избежать конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

В каких случаях налоговая не проводит проверку

  • Юридическое лицо не осуществляло хозяйственную деятельность на протяжении последних трех лет: отсутствуют наемные работники, не начислялась и не выплачивалась заработная плата, не производились банковские операции и т. д.
  • Предприятие имеет нулевой баланс, что также свидетельствует об отсутствии хозяйственной деятельности.
  • Предприятием своевременно и в полном объеме предоставлялась налоговая отчетность. По результатам камеральных проверок отчетность никогда не вызывала сомнений у уполномоченных работников контролирующих органов в полноте и достоверности.
  • Предприятие не имеет задолженности перед бюджетом и целевыми фондами, а также отсутствуют должники у предприятия. То есть фактически отсутствует дебиторская и кредиторская задолженность.
  • В составе учредителей общества состоит только один участник, что полностью исключает распределение долей в уставном капитале и материальных активов предприятия.

Деятельность организации

Деятельность фирмы при осуществлении ликвидации должна быть нацелена в первую очередь на:

  • приведение в порядок бухгалтерской отчетности и документов первичного бухгалтерского учета;
  • уплату все существующих задолженностей (кредиторских обязательств, налогов и сборов, штрафов и финсанкций);
  • работе с дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • расчет с сотрудниками предприятия;

Для завершения процедуры ликвидации законодательство о государственной регистрации (ст. 21 ФЗ № 129) предусматривает предоставление в налоговую инспекцию следующей документации:

  • заявление о проведении гос. регистрации в связи с ликвидацией (форма Р16001);
  • ликвидационный баланс;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий подачу в органы территориального пенсионного фонда сведений предусмотренных законодательством о персонифицированном учете.

Этот перечень документов является исчерпывающим и требовать предоставления каких-либо еще документов налоговая инспекция не вправе.

Альтернативные методы реорганизации ООО

Альтернативной ликвидацией субъекта хозяйствования можно считать процесс формального прекращения деятельности. То есть фактически фирма останется существовать, однако, учредители и администрация к процессу его существования отношения уже иметь не будут. Альтернативные методы ликвидации являются полностью законным и дают возможность избежать налоговой проверки. Существует несколько таких альтернативных методов.

Продажа компании

Этот метод представляет собой формальную ликвидацию, поскольку юридическое существование организации продолжается. Заключается он в передаче за вознаграждение в полном объеме долей в уставном фонде предприятия.

Смена учредителей или генерального директора

Этот способ является наиболее простым среди всех альтернативных способов ликвидации, кроме того, он не потребует существенных финансовых затрат. Фактически этот метод также представляет собой продажу юридического лица третьи лицам. Он имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • короткие сроки проведения всей процедуры – не более 15 дней;
  • относительную дешевизну процедуры перерегистрации;
  • бывшие собственники и администрация организации не будут нести ответственность за текущую деятельность.

Минусами этого метода являются:

  • юридически действие фирмы не прекращается, то есть информация о предыдущих периодах действия продолжает существовать и в любой момент может быть использована с целью привлечения к ответственности ее должностных лиц;
  • предстоит собрать внушительный пакет документов для нотариального удостоверения перехода доли в уставном фонде.
  • высокий размер государственных пошлин и нотариальных сборов.

Перевод ООО в другой регион

Суть этого метода заключается в смене юридического адреса и фактического месторасположения организации в результате чего она снимается с учета в налоговой инспекции с последующей постановкой на учет в другом регионе.

В этом случае предыдущая налоговая утрачивает право выставлять начислять штрафные санкции и проводить налоговые проверки результатов предыдущей деятельности. поскольку изменяется территориальная подведомственность.

Слияние компаний

Эта процедура представляет собой ликвидацию юридических лиц с переходом прав и обязанностей вновь созданному юридическому лицу, причем Налоговый кодекс предполагает переход в полном объеме к предприятию правопреемнику налоговых обязательств юридических лиц, которые ликвидируются.

Этот процесс можно охарактеризовать несколькими этапами:

  • уведомление кредиторов фирмы о готовящемся процессе реорганизации;
  • обязательная публикация (не менее двух раз) в официальном печатном органе «Вестнике государственной регистрации»;
  • получение от налоговой инспекции свидетельства о прекращении деятельности реорганизованных организаций;
  • получение свидетельства, подтверждающего регистрацию нового предприятия – правопреемника;

В качестве совета можем порекомендовать:

  • Вести законную хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства, чтобы не иметь необходимости прибегать к альтернативным методам ликвидации.
  • Обращаться для проведения процедуры ликвидации к специалистам, имеющим достаточный опыт в данной сфере.

Выездная проверка при ликвидации ООО

Участники вправе добровольно ликвидировать общество в любой момент с четким соблюдением процедуры, обязательное требование которой — уведомление регистрационного органа по форме Р15001 о принятом решении. После этого налоговым органом может быть назначена выездная проверка при ликвидации ООО.

Обязательна ли проверка

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется ст. 89 НК РФ, при этом п. 11 ст. 89 НК РФ определены особенности проведения проверки при ликвидации предприятия:

  • назначение проверки – право, а не обязанность налогового органа;
  • проверка не зависит от времени и предмета предыдущей проверки;
  • проверять можно за период не более трех предыдущих календарных лет.

Это означает, что уведомление налогового органа о ликвидации организации не создает обязанности для налогового органа провести проверку ликвидируемого ООО. Назначение проверки остаётся на усмотрение налоговиков, но если проверку решено провести, то с одной стороны она должна соответствовать общим требованиям, а с другой – есть определенные изъятия. Прямо указано, что не надо соблюдать требования абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ, запрещающего проведение двух выездных проверок в течение года, но порядок и процедура проведения проверки при ликвидации ООО подчиняются общим правилам.

Проверка — этап ликвидации общества

Хотя налоговая проверка не является обязательным этапом ликвидации, но если она назначена, то до окончания проверки и урегулирования расчетов с бюджетом ООО не ликвидируют.

Дело в том, что бюджет – это один из кредиторов организации, а ликвидация возможна только после погашения задолженности. Задолженность по налоговым платежам определяется исходя из отчетности, которую предъявляет организация. Правильность данных может быть определена только по результатам проверки, а проверка после ликвидации ООО невозможна, так как ликвидация означает прекращение существования организации. Поэтому, если организация вела деятельность, налоговая старается реализовать свое право и проверить ликвидируемую организацию.

В судебной практике есть позиция, что налоговая проверка – это одно из ликвидационных мероприятий и до её завершения не может быть ликвидирована организация (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2014 N Ф05-11476/2014 по делу N А40-35794/14 ). Но предоставление права налоговым органам проводить проверку при ликвидации не дает им права отказать в регистрации ликвидации только на том основании, что проверка не закончена. Отказ, как правило, по другим основаниям – недостоверные сведения в ликвидационном балансе, то есть организация, зная, что проверка выявила задолженность перед бюджетом, указала на отсутствие кредиторской задолженности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2014 N Ф03-1546/2014 ).

Срок налоговой проверки

Если организация с большими оборотами, то налоговая воспользуется своим правом проверить организацию перед ликвидацией. Срок назначения проверки после получения уведомления Р15001 и внесения записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации не установлен.

В настоящее время процедура ликвидации никак не ограничена во времени, есть определённые этапы, которые установлены законодательством – в частности, кредиторам не может быть предоставлено менее двух месяцев на предъявление претензий.

Хотя п. 6 ст. 89 НК РФ установлено, что срок проведения проверки составляет два месяца, но на практике проверка может продолжаться гораздо дольше. Кроме того, проведение проверки может быть назначено не сразу после начала ликвидации, так как эти сроки в настоящее время не установлены. Как следствие, проверка может значительно увеличить срок ликвидации.

С 1 сентября 2017 года время ликвидации законодательно ограничено сроком в один год, и продление возможно не более чем на шесть месяцев. С учетом процедуры оформления результатов проверки и рассмотрения возражений налогоплательщика, возможно, будут внесены изменения и в порядок проведения проверки, чтобы это не препятствовало ликвидации организации.