Меню Закрыть

Ходатайство о предоставлении статуса беженца рассматривается

Ходатайство о предоставлении статуса беженца рассматривается

Закон Эстонской Республики о Беженцах.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
Сфера регулирования

Настоящий Закон регулирует правовой статус и основания пребывания в Эстонии лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, и беженцев, исходя из Конвенции ООН о статусе беженцев (далее — Конвенция) и Протокола, касающегося статуса беженцев, от 31 января 1967 года (далее — Протокол).

Статья 2
Учреждения, совершающие вытекающие из Закона действия

Действия, вытекающие из настоящего Закона, совершают назначенные Правительством Республики правительственные учреждения.

Статья 3
Лицо, ходатайствующее о предоставлении убежища

Лицом, ходатайствующим о предоставлении убежища (далее — ходатайствующий), является иностранец, который, находясь в Эстонии, в том числе в пункте пограничного контроля, ходатайствует перед Правительством Республики о предоставлении убежища.

Статья 4
Беженец

Беженцем в понимании настоящего Закона и согласно Конвенции является иностранец:

1) который подпадает под определение статьи 1 Конвенции вместе с дополнением, содержащимся в статье 1 Протокола;

2) которому убежище предоставлено Правительством Республики.

Статья 5
Предоставление убежища

1. Правительство Республики может предоставлять убежище ходатайствующему:

1) который имеет основания опасаться преследования в стране своей гражданской принадлежности или стране своего постоянного проживания по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и который не может или не желает пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности или страны своего постоянного проживания вследствие таких опасений либо который не может или не желает вернуться туда вследствие таких опасений;

2) который прибыл в Эстонию непосредственно из страны своей гражданской принадлежности или страны постоянного проживания или который прибыл в Эстонию через какое-либо другое государство, где иностранец также может подвергнуться преследованиям, указанным в пункте 1 данной части, либо высылке в страну, где беженец может подвергнуться указанным преследованиям;

3) который подал Правительству Республики ходатайство о предоставлении убежища.

2. Если отсутствует условие, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи, убежище может быть предоставлено ходатайствующему только в соответствии с международными договорами.

3. По ходатайству беженца убежище может быть предоставлено также его супругу или несовершеннолетнему ребенку, если они находятся за пределами Эстонии и подпадают под определение беженца в Конвенции и Протоколе.

Статья 6
Отказ в предоставлении убежища

1. Убежище не предоставляется ходатайствующему, который пользуется защитой или помощью органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев, или в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что он:

1) совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, или

2) совершил тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Эстонию, или

3) виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

2. Правительство республики отказывает, в соответствии с Конвенцией, в предоставлении убежища ходатайствующему, который ходатайствовал о предоставлении убежища либо получил убежище в какой-либо другой государстве или в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что он:

1) может представлять опасность для государственной безопасности или общественного порядка Эстонии, или

2) прибыл в Эстонию по экономическим, социальным или иным соображениям, которые не согласуются с определением беженца в Конвенции и Протоколе.

Статья 7
Права и обязанности ходатайствующего и беженца

1. Ходатайствующему и беженцу гарантируются права и свободы, вытекающие из Конституции, законов и других правовых актов Эстонской Республики, а также из Конвенции и Протокола общепризнанных норм международного права и международных обычаев.

2. Ходатайствующий имеет право:

1) получать информацию на понятном ему языке о производстве по ходатайству о предоставлении убежища и связанных с этим правах и обязанностях;

2) поддерживать контакты с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и с другими защищающими права беженцев организациями;

3) иметь представителя в производстве по ходатайству о предоставлении убежища;

4) получать в письменном виде мотивированное решение об отказе в предоставлении убежища.

3. Беженец имеет право:

1) поддерживать контакты с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и с другими защищающими права беженцев организациями;

2) получать в письменном виде мотивированное решение об отказе в предоставлении убежища.

4. Ходатайствующий обязан всесторонне содействовать выяснению обстоятельств, служащих основанием для обращения с ходатайством о предоставлении убежища, сообщать все сведения и представлять документы, подтверждающие приведенные в его ходатайстве обстоятельства.

5. Ходатайствующий и беженцы обязаны соблюдать основы конституционного строя Эстонии и выполнять предписания правовых актов Эстонии.

6. На беженцев распространяются обязанности, установленные статьей 15 Закона об иностранцах (ПАЭ, 1993, 26, 637; 1994, 37, 653; 1995, 40, 981), равно как на субъектов, указанных в этой же статье, распространяются установленные там же обязанности в отношении беженцев.

7. Ходатайствующие и беженцы вправе обратиться в суд в случае нарушения их прав и свобод.

ГЛАВА 2
ПРИЕМ ХОДАТАЙСТВУЮЩИХ, ОБРАЩЕНИЕ С ХОДАТАЙСТВОМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА И УСТАНОВЛЕНИЕ СТАТУСА БЕЖЕНЦА

Статья 8
Первичный опрос

1. Назначенное Правительством Республики правительственное учреждение проводит первичный опрос иностранца, который, пребывая в Эстонии, за исключением пункта пограничного контроля, заявляет о своем желании ходатайствовать о предоставлении убежища, об обстоятельствах его прибытия в Эстонию и причинах обращения с ходатайством о предоставлении убежища.

2. Первичный опрос проводится в порядке, установленном Правительством Республики.

3. После первичного опроса и подачи ходатайства по установленной форме назначенному Правительством Республики правительственному учреждению ходатайствующего принимают в центре по приему беженцев.

Статья 9
Ускоренное производство по ходатайству

1. Ходатайство иностранца по установленной форме о предоставлении убежища в Эстонии, предоставленное им в пункте пограничного контроля на границе Эстонии, рассматривается назначенным Правительством Республики правительственным учреждением в порядке ускоренного производства.

2. В ходе ускоренного производства по ходатайству назначенное Правительством Республики правительственное учреждение проводит первичный опрос ходатайствующего, проверяет достоверность представленных им документов, его благонадежность и соответствие установленным статьей 5 настоящего Закона условиям. После этого назначенное Правительством Республики правительственное учреждение выносит мотивированное решение либо о немедленном принудительном возвращении ходатайствующего, либо о направлении его в центр по приему беженцев для установления статуса беженца.

3. Порядок проведения ускоренного производства устанавливает Правительство Республики.

4. В течение всего времени проведения ускоренного производства ходатайствующему не разрешается покидать пункт пограничного контроля, кроме случая, когда он возвращается обратно, отказавшись от обращения с ходатайством о предоставлении убежища.

Статья 10
Центр по приему беженцев

1. Центр по приему беженцев представляет собой государственное учреждение, в задачи которого входит организация оказания ходатайствующим необходимых услуг.

2. Порядок управления центром по приему беженцев, организации его работы и соответствующие правила устанавливает Правительство Республики.

3. Центр по приему беженцев в необходимых случаях организует для ходатайствующих в виде поддержки:

1) временное поселение;

2) питание и снабжение одеждой и иными предметами первой необходимости, а также деньгами на неотложные мелкие расходы в пределах установленных правительством норм;

3) оказание первой медицинской помощи и осуществление медицинского контроля;

4) оказание минимально необходимых услуг переводчика и обучение эстонскому языку;

5) получение информации об их правах и обязанностях;

6) оказание иных крайне необходимых услуг.

4. Центр по приему беженцев обеспечивает хранение личных данных и иных документов ходатайствующего и их конфиденциальности.

5. Центр по приему беженцев выдает ходатайствующему снабженное его фотографией и подписанное им удостоверение с указанием имени ходатайствующего, наименования центра по приему беженцев и срока действия удостоверения, которое подтверждает право ходатайствующего в пределах срока действия удостоверения находиться в Эстонии, по не переходить государственную границу. Форма удостоверения и порядок его выдачи, обмена, изъятия и признания недействительным устанавливаются Правительством Республики.

6. Ходатайствующий обязан соблюдать предписания центра по приему беженцев и принимать участие в организуемых им мероприятиях.

Статья 11
Подача ходатайства о предоставлении убежища

1. Ходатайствующий подает ходатайство о предоставлении убежища через назначенное Правительством Республики правительственное учреждение.

2. В ходатайстве по установленной форме, подписываемом ходатайствующим, он указывает свои имя и фамилию, другие имена, если они входят в число личных данных ходатайствующего о предоставлении убежища, дату и место рождения, гражданство, страну постоянного проживания и государство, через которое он прибыл в Эстонию, образование, профессию, родной язык и иностранные языки, которыми он владеет, подробное изложение причин обращения с ходатайством о предоставлении убежища в Эстонии.

Смотрите так же:  П 70 правил об осаго

3. За несовершеннолетнего ходатайствующего ходатайство подает его родитель или опекун. В случае, если у несовершеннолетнего ходатайствующего нет родителей или опекуна, суд по предложению центра по приему беженцев назначает ему опекуна.

4. Форму ходатайства устанавливает Правительство Республики.

5. Ходатайствующий прилагает к ходатайству:

1) документы, удостоверяющие личность и гражданство, если таковые у него имеются;

2) документы об образовании и работе, если таковые у него имеются;

3) автобиографию с указанием происхождения, сведений о трудовой, военной и политической деятельности, наличии судимости, семейном положении ходатайствующего, данных о его супруге и несовершеннолетних детях, и также об имущественном положении и доходах;

4) иные доказательства, свидетельствующие о соответствии ходатайствующего определению понятия беженца в Конвенции и Протоколе, если таковые у него имеются.

6. Если ходатайствующий является неграмотным или если состояние его здоровья не позволяет ему собственноручно заполнить документы, то это делает с его слов государственный чиновник, уполномоченный на то назначенным Правительством Республики Эстония правительственным учреждением.

7. В центре по приему беженцев назначенное Правительством Республики правительственное учреждение подробно опрашивает ходатайствующего об обстоятельствах его прибытия в Эстонию и о причинах обращения с ходатайством о предоставления убежища. Условия и порядок проведения опроса устанавливает Правительство Республики. Ходатайствующий, находящийся в центре по приему беженцев, фотографируется и у него снимаются отпечатки пальцев.

Статья 12
Установление статуса беженца

1. Ходатайство рассматривается назначенным Правительством Республики правительственным учреждением.

2. В ходе рассмотрения ходатайства правительственное учреждение проверяет достоверность представленных документов и данных, благонадежность ходатайствующего и его соответствие установленным статьей 5 настоящего Закона условиям, анализирует обоснованность ходатайства и вносит Правительству Республики мотивированное предложение о предоставлении ходатайствующему убежища либо об отклонении ходатайства.

3. Ходатайствующему, ходатайство которого было отклонено, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение делает предписание о выезде из Эстонии, в случае неисполнения которого он высылается из Эстонии указанным учреждением.

ГЛАВА 3
ПРИЕМ БЕЖЕНЦЕВ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Статья 13
Организация приема

1. Иностранец, которому предоставлено убежище, покидает центр по приему беженцев.

2. Правительственное учреждение организует в соответствии с установленным Правительством Республики порядком и по соглашению с местными самоуправлениями поселение беженцев в единицах местного самоуправления с учетом пропорционального распределения беженцев между единицами местного самоуправления, а также возможностей для их поселения и трудоустройства.

3. Прием беженцев организуют местные самоуправления, которые оказывают им содействие:

1) в поисках места жительства;

2) в поисках места работы;

3) в получении социальных и медицинских услуг;

4) в оказании услуг переводчика и организации обучения эстонскому языку;

5) в прохождении обучения и получения услуг в области культуры;

6) в получении информации о правах и обязанностях беженцев;

7) в разрешении иных вопросов.

4. Расходы, связанные с приемом беженца, возмещаются из государственного бюджета по ставкам и в порядке, установленных Правительством Республики.

Статья 14
Социальные права беженца

1. Во время пребывания в Эстонии беженец вправе получать государственное денежное пособие, пособие на детей, пользоваться услугами рынка труда и получать государственное денежное пособие по безработице, социальные пособия и иную помощь на равных с постоянным жителем Эстонии основаниях, установленных законами, и на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики.

2. Местное самоуправление может выплачивать беженцу, имущественное положение которого не дозволяет ему обустроиться за свой счет, единовременное пособие по бедности.

3. Беженцу, который возвращается в страну своей гражданской принадлежности, в страну своего постоянного проживания либо переселяется в другую страну, может на условиях и в порядке, установленных Правительством Республики, выплачиваться единовременное пособие из государственного бюджета в размере, полностью или частично покрывающем его расходы на проезд.

ГЛАВА 4
ДОКУМЕНТЫ БЕЖЕНЦА

Статья 15
Вид на жительство

1. Иностранцу, которому предоставило убежище, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение выдает срочный вид на жительство сроком до двух лет.

2. Выданный беженцу срочный вид на жительство может быть продлен правительственным учреждением, если обстоятельства, обусловившие предоставление ему убежища, не отпали.

3. Продление срочного вида на жительство беженца производится в установленном Правительством Республики порядке.

4. Супругу беженца, не являющемуся гражданином Эстонии или беженцем, вид на жительство может быть выдан правительственным учреждением на равных с супругом постоянного жителя Эстонии основаниях в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона об иностранцах.

5. Несовершеннолетнему ребенку беженца, не являющемуся гражданином Эстонии или беженцем, правительственное учреждение выдаст вид па жительство того же типа и с тем же сроком действия, что и беженцу.

6. Постоянный вид на жительство может быть выдан беженцу правительственным учреждением на условиях, установленных частью 3 статьи 12 Закона об иностранцах.

Статья 16
Разрешение на работу

1. Иностранцу, которому предоставлено убежище, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение может выдать разрешение на работу сроком до двух лет без определения в нем работодателя.

2. Правительственное учреждение может продлить срок действия выданного беженцу разрешения па работу или выдать ему новое разрешение, если беженец имеет вид на жительство, срок действия которого не истек.

Статья 17
Аннулирование вида на жительство и разрешения на работу

Вид на жительство и разрешение на работу, выданные беженцу, аннулируются назначенным Правительством Республики правительственным учреждением в связи с прекращением статуса беженца.

Статья 18
Другие документы

1. Беженцу, который не имеет действительных проездных документов, назначенное Правительством Республики правительственное учреждение может выдать указанные в статье 28 Конвенции проездные документы сроком до двух лет. Срок действия проездных документов может быть продлен в случае, если обстоятельства, обусловившие предоставление беженцу убежища, не отпали.

2. Иные выдаваемые государством документы выдаются беженцу на тех же основаниях, что и другим иностранцам, прибывающим в Эстонию на основании вида на жительство.

3. Форма проездных документов, порядок их выдачи, обмена, изъятия и признания недействительными устанавливаются Правительством Республики.

ГЛАВА 5
УТРАТА СТАТУСА БЕЖЕНЦА

Статья 19
Основания утраты статуса беженца

Согласно Конвенции иностранец утрачивает статус беженца, если он:

1) добровольно вернулся в страну своей гражданской принадлежности или в страну своего постоянного проживания либо добровольно воспользовался защитой этой страны, или

2) добровольно выехал на постоянное жительство в какое-либо другое государство,

3) добровольно вновь приобрел гражданство, которого он ранее лишился, или

4) приобрел гражданство Эстонии или какого-либо другого государства, или

5) более не нуждается в защите Эстонского государства, поскольку отпали обстоятельства, обусловившие предоставление убежища, или

6) лишается убежища в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 20
Выезд из Эстонии в связи с утратой статуса беженца

Иностранцу, утратившему статус беженца, назначенным Правительством Республики правительственным учреждением делается предписание о выезде из Эстонии, за исключением случаев, когда у иностранца возникли иные правовые основания для пребывания в Эстонии.

Статья 21
Недопустимость высылки или принудительного возвращения

1. Эстонская Республика не высылает и не возвращает ходатайствующего или беженца в государство, где его жизни или свободе угрожает опасность вследствие его принадлежности к определенной расе, национальности, религии, социальной группе или в связи с его политическими убеждениями.

2. Положения части 1 настоящей статьи применяются к ходатайствующему или беженцу, рассматриваемому в силу уважительных причин как угроза безопасности государства или осужденному приговором за совершение особенно тяжкого преступления и представляющему вследствие этого общественную опасность.

Статья 22
Лишение убежища

Правительство Республики по мотивированному предложению назначенного им правительственного учреждения лишает убежища иностранца, которому оно было предоставлено в обстоятельствах, не соответствующих установленным частью 1 статьи 5 настоящего Закона условиям, или в связи с обнаружением исключающих статус беженца обстоятельств, установленных статьей 6 настоящего Закона, либо в соответствии с судебным приговором лицо, которое осуждено за совершение тяжкого преступления и продолжение пребывания которого в Эстонии представляет угрозу для ее безопасности или общественного порядка.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23
Сотрудничество с международными организациями

1. При решении проблем, связанных с беженцами, Эстонская Республика сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, оказывая ему помощь в осуществлении надзора за применением положений Конвенции и Протокола.

Смотрите так же:  Купля продажа документы авто в гибдд

2. Эстонская Республика гарантирует выполнение обязанностей, вытекающих из Конвенции и Протокола, и предоставляет Управлению Верховного комиссара информацию и статические данные относительно:

1) положения беженцев;

2) применения положений Конвенции и Протокола;

3) правовых актов, находящихся в силе или могущих впоследствии вступить в силу по вопросу о беженцах.

Статья 24
Использование паспорта иностранца

До выдачи в Эстонии установленных статьей 23 Конвенции проездных документов беженцу, указанному в части 1 статьи 18 настоящего Закона, может быть выдан паспорт иностранца, в котором на эстонском и английском языках сделана запись:

«Конвенция от 28 июля 1951 года» и срок действия которого составляет до двух лет. Выдача паспорта иностранца производится в соответствии с Законом об иностранцах.

Статья 25
Внесение изменения в Закон об иностранцах

В части 2 статьи 3 Закона об иностранцах (ПАЭ, 1993, 26, 637; 1994, 37, 658; 1995. 40, 981).

Текст перевода на русский язык не изменяется.

Статья 26
Вступление Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу одновременно с Конвенцией.

Статус беженца в России: что дает, как оформить и получить?

Статус беженца в России является одним из институтов законодательства о гражданстве в РФ. Он представляет собой особый правовой механизм, который подтверждает право гражданина на законное проживание в РФ и пользование определенными социальными благами. Как получить статус беженца в России, узнаете из нашей статьи.

Правовой статус беженца в РФ

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, – как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

В чем разница между получением временного убежища и статуса беженца?

Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Статус беженца и временное убежище — в чем разница между ними?

Временное убежище может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях:

  1. Лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России.
  2. У лица нет оснований для признания беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.

Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.

Человек, получивший временное убежище, получает право пребывать в России до того момента, как отпадут основания для этого. Однако в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности за деяние, совершенное в РФ, право на временное убежище утрачивается.

Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение 3 лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.

Однако есть небольшая оговорка. После того как заявитель получил удостоверение беженца, он обязан сдать миграционную карту и удостоверение личности на хранение в органы ФМС. То есть если он захочет уехать к себе на родину, по первому желанию это сделать не получится. Но у беженца есть возможность отказаться от своего статуса до истечения 3-летнего срока.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что статус беженца относительно временного убежища в РФ дает больше преимуществ для лиц, получивших его, и позволяет жить на территории РФ 3 года. Но и усилий для получения статуса беженца необходимо приложить больше.

Беженцы и вынужденные переселенцы — чем они отличаются?

Беженцы и вынужденные переселенцы нередко воспринимаются как лица одной и той же категории. Но это не так. Если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ.

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

  1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
  2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
  3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев существенно различается, т. к. вынужденные переселенцы имеют российское гражданство (в большинстве случаев) и потому обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.

Где можно получить статус беженца?

Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.

Но подать документы на оформление статуса беженца иностранные граждане и лица без гражданства могут в следующие органы:

  1. Непосредственно в подразделение ФМС.
  2. В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ.
  3. В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).
  4. При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу – в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ.

Как оформить статус беженца в органах ФМС?

Итак, как оформить статус беженца?

    Заинтересованный гражданин обращается в один из вышеуказанных органов с ходатайством о получении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя.

Если ходатайство было подано через консульское учреждение или дипломатическое представительство, они обязаны в течение 1 месяца передать его в органы ФМС.

Если ходатайство подавалось в органы пограничного контроля, то они передают его в органы ФМС в течение 3 дней.

В течение 5 рабочих дней органы ФМС предварительно рассматривают поступившее ходатайство. После рассмотрения принимается одно из следующих решений:

— Заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства.

— Заявителю выдается свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.

  • Если заявителю было отказано, то он уведомляется об этом в течение 3 суток. В случае подачи ходатайства через консульское учреждение или дипломатическое представительство ФМС направляет решение с отказом в признании лица беженцем в течение 5 суток после его принятия.
  • Если было принято положительное решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства, то на иностранного гражданина заводится личное дело и ему выдается свидетельство. После получения этого документа у него появляется законное право нахождения на территории РФ.
  • После того как свидетельство иностранным гражданином получено, он регистрируется в органах ФМС, а затем по направлению идет в Центр временного размещения. Далее ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и встать на учет по месту временной регистрации.
  • Далее ходатайство рассматривается по существу. Если лицо находится за пределами РФ, то на рассмотрение ходатайства дается 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС сообщают также в течение 5 рабочих дней. Если гражданин находится на территории РФ, то в течение 3 рабочих дней его ходатайство рассматривается, и еще 3 дня органам ФМС дается на уведомление о принятом решении.
  • Если органом ФМС принимается положительное решение, то гражданину выдается удостоверение беженца. При этом удостоверение личности и миграционную карту он обязан сдать на хранение в органы ФМС.
  • Удостоверение беженца

    Удостоверение беженца выдается территориальным органом ФМС в местности, где лицо было поставлено на соответствующий учет.

    Срок действия удостоверения беженца – 3 года; продление возможно только 1 раз сроком на 1 год.

    Смотрите так же:  Арбитражный суд челябинской области апелляция

    Удостоверение беженца выдается совершеннолетнему лицу. Все сведения о членах семьи, не достигших 18 лет, вносятся в удостоверения беженца родителей.

    Но если лицо прибывает на территорию РФ без сопровождения родителей или законных представителей и ему на момент прибытия не исполнилось 18 лет, то он также получает удостоверение беженца, если ему не будет определен иной правовой порядок пребывания на территории РФ.

    Оформление и получение статуса беженца в Москве

    В Москве оформление и получение статуса беженца также осуществляется через органы ФМС. Но, по утверждению руководителя ФМС по Москве, статус беженца присваивается в относительно небольших количествах, так как процесс оформления занимает много времени и в ФМС нет достаточного количества сотрудников.

    В частности, складывается ситуация, когда граждане Украины подают заявление на присвоение статуса беженца в ФМС Москвы, а их там не принимают. Более того, кто успел подать ходатайства до обострения ситуации на Украине, также не получили статус беженца.

    Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на 2015 год.

    Кроме того, получается правовой коллапс, когда, к примеру, граждане Украины приезжают на территорию РФ и могут временно пребывать здесь 90 суток. Но за это время оформить статус беженца невозможно. Как же быть в этой ситуации?

    Возможно несколько альтернативных вариантов продления срока временного пребывания:

    1. Обращение в органы ФМС для продления. Отказать не должны, так как всем органам ФМС даны указания по беспрепятственному продлению срока пребывания граждан Украины на территории РФ на период внутреннего конфликта.
    2. Подача ходатайства на предоставление временного убежища.
    3. Подача ходатайства о признании беженцем.
    4. Получение разрешения на работу или патента и т.д.

    Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на следующий год.

    Таким образом, оформление статуса беженца в РФ возможно только в органах ФМС. После того как ими будет принято положительное решение о рассмотрении ходатайства, заявитель получит на руки удостоверение беженца. Оно выдается сроком на 3 года и является документом, официально разрешающим пребывание на территории РФ и дающим право пользоваться различными социальными, медицинскими и иными гарантиями наравне с гражданами РФ.

    Специализированное адвокатское бюро по вопросам миграции

    Связаться с нами:

    Статус беженца дает иностранному гражданину право на легальное проживание в России и пользование определенными законом социальными правами. Адвокатское бюро «Проверки.Нет» оказывают комплексное содействие в получении статуса беженца. Помощь квалифицированного миграционного адвоката поможет вам избежать сложностей в ходе прохождения процедуры признания беженцем, минимизирует вероятность получения отказа. Мы специализируемся на миграционном праве и оказываем комплексные услуги в этой сфере.

    Кто может получить статус беженца

    Основания, на которых можно получить этот статус, определяются Федеральным законом «О беженцах». К ним относится:

    • Преследование на родине по политическим, расовым, национальным, религиозным и другим причинам.
    • Отсутствие возможности вернуться в страну проживания из-за опасений преследования.

    Статус беженца можно получить на срок до 3 лет. В течение этого времени иностранец может легально находиться на территории России, получать медицинскую помощь, работать и т.д. Кроме того, наличие такого статуса дает право на ускоренное оформление гражданства Российской Федерации. Вид на жительство для беженцев оформляется, минуя получение РВП.

    Как получить статус беженца?

    Получить статус беженца можно только в миграционной службе (территориальном подразделении УФМС), но для того, чтобы подать заявление, можно воспользоваться и другими путями. Заявление может быть подано:

    • В УФМС (ГУВМ).
    • В диппредставительство или консульство.
    • В орган пограничного контроля при легальном пересечении границы Российской Федерации.
    • В орган пограничного контроля ФСБ, органы МВД в течение суток в случае вынужденного нелегального пересечения границы.

    Для получения статуса беженца необходимо подать ходатайство в один из вышеперечисленных органов. Если с иностранным гражданином в Россию въезжают несовершеннолетние дети, данные о них вносятся в заявление родителя. Ходатайство подается в письменной форме и только на русском языке, что может стать сложностью для иностранцев, не владеющих языком.

    В том случае, если иностранец обращается не в УФМС (ГУВМ), а в другие органы, последние передают его заявление в миграционную службу в установленные законом сроки. Срок передачи ходатайства будет различаться в зависимости от того, куда обратился иностранец. Консульские и дипломатические учреждения передают заявление в течение 30 дней, органы погранконтроля – в течение 3 дней.

    После подачи заявления на предоставление статуса беженца, миграционные органы рассматривают его и принимают решение. В ходе рассмотрения обязательно осуществляет опрос иностранца. В ходе интервью ему могут задаваться самые разные вопросы, позволяющие оценить реальное положение дел. В идеале, желательно подтверждать все свои слова документально, но, к сожалению, это не всегда возможно, особенно для людей, бегущих с родины в Россию по причине военных конфликтов.

    Закон обязывает миграционные службы уведомить заявителя об отказе в 3-дневный срок. В случае положительного решения, беженец получает свидетельство о дальнейшем рассмотрении его ходатайства. Это свидетельство дает право легально находиться на территории России.

    После этого иностранцу необходимо:

    • Зарегистрироваться в органах ФМС.
    • Получить направление в Центр временного размещения.
    • Пройти медосвидетельствование.
    • Оформить временную регистрацию.

    Далее миграционными органами выполняется рассмотрение поданного ходатайства по существу. Срок получения ответа от ФМС зависит от фактического местонахождения иностранца. Если он проживает на территории России, заявитель уведомляется в 3-дневный срок с момента принятия решения. В том случае, если заявитель находится за пределами России, срок уведомления составляет 5 дней. В случае положительного решения заявитель получает удостоверение беженца, а паспорт и миграционная карта сдаются в ФМС. Удостоверение действительно в течение 3 лет, после чего его можно один раз продлить на год.

    Статус беженца несовершеннолетним иностранным гражданам предоставляется по той же схеме, но данные о детях, прибывших вместе с родителями, вносятся в удостоверение последних. В тех случаях, когда ходатайство было подано несовершеннолетним ребенком, прибывшим в Россию без родителей, он также может получить удостоверение беженца. В некоторых случаях несовершеннолетнему может быть определен другой порядок пребывания в России.

    Статус беженца наделяет иностранца некоторыми привилегиями:

    • Материальная помощь.
    • Временное жилье.
    • Медицинскую помощь.
    • Образование для детей.
    • Трудоустройство в соответствие с образованием и квалификацией.

    Сложности и риски

    Получение статуса беженца сопряжено с рядом сложностей. В первую очередь, это продолжительность процедуры. Иностранцы, пребывающие из стран с безвизовым режимом, имеют право находиться на территории России, оформив временную регистрацию, но за этот период получить статус беженца практически невозможно. Еще одной проблемой является увеличившийся в последнее время поток иностранных граждан, убегающих от военных конфликтов на родине. Наверное, самый яркий пример тому – беженцы из Украины и Сирии.

    Нередко органы УФМС (ГУВМ) отказывают в приеме документов или принимают отрицательное решение после рассмотрения ходатайства. В этом случае перед иностранцем встает непростая задача легализации своего положения в России, так как без оформления легального статуса и получения всех необходимых документов он обязан покинуть территорию страны. Законно отказать в получении статуса беженца могут на следующих основаниях:

    • Заявитель имеет судимость или подозревается в совершении преступления.
    • Лицо подозревается в совершении военного преступления.
    • Несвоевременная подача ходатайства.
    • Родственники, проживающие на территории России.
    • Наличие документов, разрешающих легально жить и работать в РФ.

    Не стоит отказываться от квалифицированной помощи, так как вероятность отказа в получении статуса беженца высока, а процедура – сложная и продолжительная. Заявителю придется пройти несколько сложных этапов, заполнять анкеты и опросные листы, проходить собеседования. При этом гарантировать успешное завершение процедуры – крайне сложно. Адвокатское бюро «Проверки.Нет» оказывает полное комплексное сопровождение на всех этапах получения статуса беженца:

    • Адвокатом будет собран полный пакет документов, подтверждающих, что доверитель имеет основания для получения статуса беженца.
    • Подача документов в ФМС и взаимодействие с миграционной службой.
    • В случае получения отказа (в приеме документов, в предоставлении статуса беженца) адвокат обжалует неправомерное решение.

    Как уже отмечалось, беженцы имеют право на упрощенное прохождение процедуры гражданства. Этой категории граждан не требуется оформление разрешения на временное проживание. По желанию доверителя, мы окажем содействие в дальнейшем оформлении гражданства.

    Вам требуется помощь миграционного адвоката?

    Получите бесплатную консультацию по телефону