Меню Закрыть

Требования к нежилым помещениям в жилых домах

Какие нежилые помещения можно размещать в многоквартирных домах

Существует определенный порядок использования нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.

Прежде всего, собственник нежилого помещения имеет право использовать его для занятия предпринимательской деятельностью и размещения в нем предприятий и учреждений непромышленного характера, а именно: торговля продовольственными и непродовольственными товарами, бытового обслуживания, предоставления банковских услуг, офисов и контор предпринимателей, жилищных и ремонтно-эксплуатационных органов, адвокатур и т.д.

Первые этажи жилых зданий давно стали продавать под нежилые помещения – магазины, парикмахерские, медклиники и т.п. Но по гигиеническим требованиям далеко не все заведения можно размещать в многоквартирных домах. Есть также перечень объектов, которые не допускаются к размещению в нежилых помещениях. Это предприятия, эксплуатация которых может привести к физическому и химическому загрязнению территории и воздуха жилой среды, к нарушению нормальных условий проживания. К таковым, в частности, относятся:

-лечебно-профилактические организации, оказывающие помощь инфекционным (в том числе туберкулезным больным), за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога (п. 2.7 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»);

-лечебно-профилактические организации, в которых лечат от алкогольной и наркотической зависимости (п. 2.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»);

-микробиологические лаборатории (отделения), отделения магнитно-резонансной томографии (п. 2.9 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»);

-промышленные производства (п. 3.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»);

-бани и сауны (п. 2.1 СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун»);

– магазины химических товаров, а также реализующие продукцию, содержащую взрывоопасные вещества и материалы;

– химчистки, применяющие легковоспламеняющиеся вещества, общественные туалеты, учреждения ритуального обслуживания;

– круглосуточные переговорные пункты, а также рестораны, кафе, ночные клубы дискотеки, эксплуатируемые позднее 23 часов.

Магазины, парикмахерские, аптеки и прочие коммерческие организации в многоквартирных жилых домах – сейчас это не редкость. Предпринимателям выгоднее и проще купить квартиру и переделать ее в офис, чем найти специальное помещение с приемлемой арендной платой или недорогой участок земли для строительства. Но для жильцов такое «соседство» часто оборачивается неудобствами. К примеру, холодильники, кондиционеры и прочая техника работают круглые сутки, притом весьма громко. Самое распространенное нарушение – несанкционированные парковки. Ведь у человека, паркующегося рядом с магазином, расположенным в жилом доме, не возникает мысль, что на самом деле он оставляет машину на чьей-то придомовой территории.

Что делать, если в доме есть нежилые торгово-коммерческие помещения? Чем отличаются правомочия собственников таких помещений от правомочий владельцев обычных квартир?

Прежде, чем ответить на эти вопросы, отметим, что если в доме открылся магазин, значит, его хозяин уже прошел непростую процедуру перевода жилого помещения в нежилое. Для этого необходимо соблюдение ряда условий:

помещение должно располагаться на первом этаже (если оно находится выше, то все площади под ним должны быть так же нежилыми);

оно должно иметь отдельный вход;

и не должно нарушать общий архитектурный облик здания (статья 22 Жилищного Кодекса РФ).

Для того, чтобы орган местного самоуправления (как правило, это районная администрация) признал целесообразным сменить статус помещения с жилого на нежилое, должны быть достаточно серьезные основания. Собственник такого помещения предоставляет внушительный пакет документов (в том числе разрешения от санитарно-гигиенических и пожарных служб).

Нежилые помещения – части многоквартирного дома, а их владельцы – участники общей долевой собственности на общее имущество этого дома.

Согласно гражданскому законодательству, участники общей долевой собственности имеют равные субъективные права и юридические обязанности, независимо от категории – жилое или нежилое – помещения. Так, в статьях 246 и 247 Гражданского Кодекса РФ установлено, что владение, пользование и (в установленных законом случаях) распоряжение общей долевой собственностью осуществляется по соглашению всех ее участников. Если согласия достичь нельзя, споры решаются в суде.

Нормами Жилищного Кодекса РФ любым собственникам многоквартирного дома предписывается нести бремя расходов по содержанию общего имущества и предоставляется право управлять им. Следовательно, хозяин магазина или швейного ателье, располагающегося в многоквартирном доме, имеет такие же права, как и все жильцы.

В том числе, он вправе участвовать в общем собрании, на котором рассматриваются наиболее важные вопросы, касающиеся общего имущества. Например, его переустройства или реконструкции, а также распоряжения придомовой территорией. Это может стать решением проблем несанкционированных парковок возле магазинов, находящихся в многоквартирных домах.

Не всегда нежилые помещения соответствуют тому виду бизнеса, который планирует открыть их владелец. Для того чтобы улучшить функциональность помещения, необходимо его перепланировать.

Перевести жилое помещение в нежилое позволяет Жилищный Кодекс, а главной инстанцией, которая дает разрешение, является орган местного самоуправления.

Особенно тщательно к вопросу перепланировки нужно подойти в домах старого жилого фонда. Для легальной перепланировки нужно будет провести ряд дополнительных изыскательных работ, диагностику несущих конструкций и инженерных коммуникаций. Без этого узаконить перепланировку просто будет невозможно.

После того, как местные власти дали разрешение, необходимо разработать всю техническую документацию. При этом у проектной организации должна быть лицензия на проведение такого вида работ. Затем необходимо согласование в разрешительных органах. Всего получить разрешительные документы и согласования нужно в 12 инстанциях. После положительного решения можно приступить к самой строительной части. Выполнять работы тоже должна компания с лицензией. По окончании проверяется соответствие выполненных работ проекту перепланировки, и производится регистрация нежилого помещения в Едином реестре прав.

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью. У нежилых помещений имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

То есть, согласно «Жилищному кодексу Российской Федерации» от 29.12.2004г. № 188-ФЗ, все собственники помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме несут бремя расходов по содержанию придомовой территории и общего имущества дома в зависимости от той доли жилого или нежилого помещения, которым они владеют.

Пожарная безопасность бизнес-объектов на первых этажах жилых домов: от внедрения системы до ее проверки

Исполнительный директор Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01»

специально для ГАРАНТ.РУ

Показатель смертности от пожаров в России составляет около 70 погибших в год на 1 млн россиян, что в семь раз выше, чем, например, в США. Статистика, мягко говоря, вызывает обеспокоенность, именно поэтому задача каждого человека предпринять максимум усилий для предотвращения пожаров в собственном жилье или офисе.

Организация бизнес-объекта на первом этаже жилого дома накладывает на собственника помещения дополнительные обязательства: ведь помимо безопасности сотрудников и посетителей офиса, магазина, кафе, салона красоты и т. п., он отвечает за безопасность жильцов, чьи квартиры находятся в непосредственном соседстве с эксплуатируемыми им площадями.

Итак, что необходимо знать собственникам (арендаторам) коммерческих объектов, расположенных на первых этажах жилых домов, чтобы сохранить жизни и здоровье сотрудников и посетителей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также успешно пройти проверку МЧС России и не получить предписание о штрафе от инспектора.

Прежде чем открывать на первом этаже жилого дома, что бы то ни было, обязательно необходимо ознакомиться с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Сводами правил по пожарной безопасности (СП) и Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

До проведения ремонтных работ можно обратиться с письмом в местное отделение Государственного пожарного надзора (ГПН) и в рамках бесплатной консультации провести обследование помещения для размещения объекта. Это поможет избежать основных ошибок, исправление которых на последующих этапах может оказаться дорогостоящим или просто невозможным.

Возможно, в данном помещении вообще нельзя размещать объект с вашим видом деятельности.

Выделю основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации офиса.

Помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек, должны иметь два эвакуационных выхода (Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»). Если речь идет о магазине, то число покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует принимать из расчета на одного человека 3 м 2 площади торгового зала, для офиса – 6 м 2 на человека, а для кафе – по количеству мест. Например, если магазин имеет площадь 155 м 2 , то количество посетителей вашего магазина в соответствии с нормами должно составить 155/3= 51 человек, выходов – 2, а ширина выходов – 1,2 м.

Двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания. Не нормируется направление открывания дверей для помещений с одновременным пребыванием не более 15 человек.

Смотрите так же:  Госпошлина замены прав по истечению срока в 2018 году

Несоблюдение норматива является нарушением и влечет наказание в виде штрафа для юридических лиц от 150 тыс. руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Если при входе в магазин или торговую точку установлен тамбур с двойными дверями, то, как вариант, можно использовать фиксирующие устройства для внутренних дверей, заставляющие двери быть открытыми на время работы магазина.

На объекте с массовым пребыванием людей (50 человек и более), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации должен обеспечить наличие планов эвакуации людей при пожаре. Планы эвакуации на бумажном носителе можно изготовить самостоятельно и разместить у входа в помещение или в коридоре на видном месте. Специальных разрешений для изготовления планов эвакуации на бумажных носителях не требуется. В последнее время некоторые компании навязывают предпринимателям изготовление планов эвакуации на светоотражающих материалах (фотолюминесцентные). В результате бизнесмены тратятся на услуги организаций, имеющих разрешение на проектирование фотолюминесцентных планов, и заключают договоры на размещение и обслуживание таких планов в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля». Важно помнить – на сегодняшний день допускается изготовление планов эвакуации на бумажных носителях, которые в органах МЧС «одобрению» не подлежат.

Наличие или отсутствие решеток на окнах не рассматривается нормативными документами по пожарной безопасности. Количество окон (естественное проветривание) определяет необходимость устройства противодымной вентиляции. Для естественного проветривания помещений при пожаре необходимы открываемые оконные или иные проемы в наружных ограждениях с расположением верхней кромки не ниже 2,5 м от уровня пола шириной не менее 0,24 м на 1 м длины наружного ограждения помещения. Если ваше помещение встроено в первый этаж жилого дома, отделено от жилой части противопожарными перегородками и его площадь не превышает 800 м 2 , то устройство противодымной вентиляции устанавливать не требуется.

Открывая магазин или кафе на первом этаже жилого дома, необходимо оборудовать помещение пожарной сигнализацией (независимо от площади) и системой оповещения и управления эвакуацией (как правило, она входит в состав пожарной сигнализации). На сегодняшний день существует огромное количество различных типов пожарных сигнализаций, выбор которой лучше доверить специализированной компании, имеющей лицензию на монтаж таких систем. Достаточно представить план помещения и его назначение, и вы сможете получить примерный расчет стоимости оборудования и монтажа системы. Лучше всего обратиться минимум в три организации, чтобы получить ясное представление о том, что вам наиболее подходит. В дальнейшем эта же организация будет обслуживать вашу сигнализацию. Ценовая политика у таких компаний, в виду большой конкуренции, примерно одинаковая. В среднем оснащение магазина площадью примерно 150 м 2 с подсобными помещениями обойдется приблизительно в 50 тыс. руб.

Если площадь объекта, встроенного в здания другого назначения, превышает 500 м 2 , необходимо дополнительно оборудовать помещение автоматической установкой пожаротушения.

Помещение без необходимого количества открывающихся окон (эти расчеты можно заказать в компании, оказывающей услуги по оценке пожарного риска) необходимо оборудовать системой дымоудаления (при площади более 800 м 2 ).

Огнетушители. Расстояние от возможного очага (под возможными очагами пожара подразумеваются участки пола с горючими материалами, обычно рассматривается вся площадь помещений) до ближайшего огнетушителя не должно превышать 20 м, исходя из этого требования, необходимо рассчитывать количество огнетушителей, которое должно находиться в помещении. Срок до перезарядки огнетушителей обычно составляет пять лет.

Наличие противогазов для обеспечения пожарной безопасности объектов, подобных магазинам, кафе, тем более офисам, которые обычно открывают на первых этажах жилых домов, не регламентируется. Никакого специального снаряжения для магазина или кафе не требуется.

Мы рассмотрели только часть вопросов по обеспечению пожарной безопасности встроенных помещений. Охватить все вопросы просто невозможно. В Перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 г. № 474) содержится 222 документа. Если вы хотите обеспечить пожарную безопасность на вашем объекте, обращайтесь к профессионалам в этой области, или в ГПН вашего района. Лучше всего это делать до проведения ремонтных работ на объекте: на практике приходится сталкиваться с большими проблемами, когда вопросы обеспечения пожарной безопасности возникают на объектах, которые уже открыты и работают. Любая мелочь, на первый взгляд незначительная, может привести к штрафам или даже закрытию предприятия. Услуги компаний, осуществляющих консультации в области пожарной безопасности, стоят недорого, устные консультации с выездом на объект обойдутся вам в 2-3 тыс. руб., с выдачей письменного заключения об имеющихся нарушениях – 10-15 тыс. руб., а письменное заключение от ГПН – бесплатно.

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме.

Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение, которое не является жилым помещением (квартирой) и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (подъезды, лестничные клетки, лифты, подвалы, чердаки и так далее. Подробное разъяснение по определению помещений, входящих в состав общего имущества, дает Министерство регионального развития в письме от 22.11.2012 № 29433-ВК/19).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картинка. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Смотрите так же:  Куплю нутрии на развод

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений

Приложение № 1 к постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508-ПП

Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах

1. Настоящие требования устанавливают особенности производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

2. Работы по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых затрагивает безопасность жизни и здоровья граждан, а также конструктивную прочность многоквартирного дома, осуществляемые на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме:
2.1. Мероприятия (работы) по переустройству:
2.1.1. Установка новых и перестановка существующих газовых приборов с прокладкой дополнительных подводящих сетей.
2.1.2. Установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов.
2.1.3. Замена и (или) установка дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (для нежилых помещений).
2.2. Мероприятия (работы) по перепланировке:
2.2.1. Устройство (перенос) уборных и ванных комнат;
2.2.2. Демонтаж перегородок, устройство проемов в перегородках, ограждающих газифицированные помещения.
2.2.3. Устройство несущих стен.
2.2.4. Устройство проемов в перекрытиях (при объединении по вертикали) с устройством внутренних лестниц.
2.2.5. Устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих.
2.2.6. Устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках.
2.2.7. Заделка самовольно выполненных проемов в несущих стенах и перекрытиях.
2.2.8. Строительно-монтажные работы по изготовлению полов и (или) изменению конструкции полов.
2.2.9. Объединение лоджий с внутренними помещениями.
2.2.10. Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок, воспринимающих дополнительную сверхнормативную нагрузку перекрытия (разгружающие).
2.2.11. Устройство перегородок, создающих сверхнормативные нагрузки на перекрытия (кирпич, пазогребневые блоки, керамзитобетонные блоки, пенобетонные блоки, газосиликатные блоки – толщиной более 10 см., либо иные материалы, создающие нагрузки более 150 кг/м2) в многоквартирных домах с железобетонными перекрытиями.
2.2.12. Устройство перегородок в домах с деревянными перекрытиями.

3. Работы по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, осуществляемые на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме:
3.1. Создание входов, изменение входов и тамбуров с устройством крылец (лестниц в цокольные и подвальные помещения), не предусматривающее присоединение (занятие) дополнительного земельного участка.
3.2. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах).
3.3. Создание навесов, остекленных навесов (в пределах существующих границ террасы) на эксплуатируемых кровлях многоквартирных домов, не предусматривающее увеличение высоты здания, отопления и оснащения инженерным и санитарно-техническим оборудованием вновь устраиваемых помещений.
3.4. Создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо
цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного
участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в
многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов за границей
наружных стен здания.
3.5. Создание (не предусматривающее организацию помещения) навесов в
пределах габаритов существующих элементов здания (дебаркадеры1, стилобаты2 и
т.п.), а также крылец и лестниц.
3.6. Создание витрин в пределах (с выносом не более 1 метра) габаритов
существующих элементов здания, без операния на землю, не предусматривающее
организацию помещений.
3.7. Создание холодных тамбуров (входов) в пределах существующих
площадок — крылец, пандусов3, лестниц за границей наружных стен здания.
3.8. Устройство лоджий и террас на первых этажах.

4. При устройстве входных групп (входов):
а) на первый этаж в проектных решениях (проектах):
— предусматривать при устройстве входных групп с обустройством крылец
(лестниц) размещение элементов, обеспечивающих беспрепятственное
передвижение маломобильных групп населения.
б) в подвальный и цокольный этажи, в том числе с устройством приямка, в
проектных решениях (проектах):
— предусматривать создание (размещение) элементов (приспособлений,
устройств), обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп населения;
— не допускается предусматривать понижение отметки пола подвала с выемкой
грунта, устройство (создание) дополнительных помещений (капитальных
пристроек) за внешними ограждающими конструкциями зданий.

5. При устройстве накрытий (крыш, навесов) на террасах в проектных решениях (проектах) не допускается предусматривать надстройку стен, в том числе наружных, нижерасположенного этажа (создание капитальных надстроек).

6. При устройстве лоджий на первых этажах в проектных решениях (проектах):
— предусматривать единое архитектурное и стилистическое решение с
существующими у дома лоджиями (балконами) в случае их наличия;
— не допускается устройство фундаментов и помещений (в том числе
подземных) под лоджиями (балконами).

7. При создании, изменении тамбуров:
— общая площадь тамбура не должна превышать 10 кв. м.;
— превышение установленной величины площади тамбура допускается в учреждениях социальной сферы (учреждения здравоохранения, социального обслуживания, образования и т.д.) при создании (размещении) конструкций, обеспечивающих беспрепятственное перемещение маломобильных групп
населения.

8. На объектах культурного наследия и выявленных объектах культурного наследия установка кондиционеров допускается при условии их размещения на дворовых фасадах, а также в случаях, когда их установка предусмотрена проектом работ по сохранению объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия.

9. Переустройство и (или) перепланировка жилых и нежилых помещений,
связанные с передачей в пользование части общего имущества, при которых
создание входов (лестниц, крылец) в подвальные либо цокольные помещения или на
первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к
общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе
с устройством козырьков и навесов за границей наружных стен здания, допускаются
в случае, если земельный участок в установленном порядке поставлен на
государственный кадастровый учет и включен в состав общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме.

10. В случае, когда земельный участок не сформирован и не передан в состав
общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выполнение
мероприятий (работ) по переустройству и (или) перепланировке, связанных с
передачей в пользование части общего имущества, может осуществляться на
земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, или земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена, если габариты
входов, размещаемых на этих земельных участках, не нарушают границ
примыкающих земельных участков.

11. При производстве работ по переустройству и (или) перепланировке жилых
и нежилых помещений в многоквартирных домах не допускается:
11.1. Ухудшение условий эксплуатации дома и проживания граждан, в том
числе затруднение доступа к инженерным коммуникациям, отключающим
устройствам и другие мероприятия (работы), вызывающие ухудшения условий
эксплуатации многоквартирного дома и проживание граждан.
11.2. Переустройство помещений или смежных с ним помещений, при котором
они могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для
проживания.
11.3. Затрагивание помещений в многоквартирном доме, состоящих на учете
штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без
соответствующего разрешения начальника штаба.
11.4. Нарушение прочности, устойчивости несущих конструкций здания, при
котором может произойти их разрушение.
11.5. Установление отключающих или регулирующих устройств на
общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими может
оказывать влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях.
11.6. Ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции.
11.7. Увеличение нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по
проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек
в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых
материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.
11.8. Перенос радиаторов отопления в лоджии, балконы и веранды.
11.9. Устройство полов с подогревом от общедомовых систем горячего
водоснабжения и (или) отопления.
11.10. Нарушение требований строительных, санитарно-гигиенических,
эксплуатационных норм и правил пожарной безопасности для многоквартирных
домов.
11.11. Устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-
пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах
расположения связей между сборными элементами.
11.12. Устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними
стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под
размещение электропроводки, разводки трубопроводов (в многоквартирных домах
типовых серий).
11.13. Перевод технических подполий в подвалы.
11.14. Устройство лоджий и террас на вторых и выше этажах.
11.15. Переустройство чердака, технического этажа.
11.16. Мероприятия (работы) по переустройству и (или) перепланировке в
домах, признанных в установленном порядке аварийными.

Смотрите так же:  Договор монтажа без срока

12. По разработанным и утвержденным проектам строительства,
реконструкции и капитального ремонта, в том числе связанным с передачей в
пользование части общего имущества, прием, рассмотрение заявлений о выдаче
разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также
государственный строительный надзор за работами, относящимися к реконструкции
многоквартирных домов (в том числе устройство мансарды (мансардного этажа) в чердачном пространстве; реконструкция подвальных, цокольных помещений, техподполий с понижением уровня отметки пола (с производством земляных работ)
и изменением характеристик несущей способности фундамента; устройство
внутреннего или антресольного этажа; надстройка многоквартирного дома (или его
части) новым этажом; увеличение строительной высоты многоквартирного дома за
счет надстройки технического этажа или увеличения отметки ограждающих
конструкций; устройство пристройки к многоквартирному дому; застройка проездов
под объектом (застройка арок-проездов в многоквартирных домах), осуществляет
Комитет государственного строительного надзора города Москвы в порядке,
установленном градостроительным законодательством о градостроительной
деятельности.

13. Требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки
жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах устанавливаются
Правительством Москвы.

14. Для объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного
наследия в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации» разрабатывается проект приспособления для
современного использования, представляемый вместо проекта переустройства и
(или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Для согласования приспособления объекта культурного наследия (выявленного
объекта культурного наследия) для современного использования требуется
заключение в виде актов государственной историко-культурной экспертизы при
условии если:
— помещение является мемориальной квартирой или комнатой в мемориальной
квартире;
— помещение является квартирой или комнатой, планировочная структура и
(или) облик и интерьер которой относятся к особенностям объекта культурного
наследия, составляющим его предмет охраны и подлежащим обязательному
сохранению;
— производство работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в
многоквартирном доме оказывает влияние на общее имущество в многоквартирном
доме – памятнике, составляющее его предмет охраны и подлежащее обязательному
сохранению;
— производство работ по переустройству и (или) перепланировке комнаты,
квартиры, дома – памятника изменяет размеры, пропорции и параметры такого дома:
его высоту, этажность, угол и (или) внешний вид кровли или крыши (в том числе
устройство (ликвидация) мансард, окон, веранд, террас, навесов), количество и (или)
форму оконных и дверных проемов в наружных стенах дома (в том числе устройство
(ликвидация) наружных тамбуров, крылец, витрин), цветовые решения и (или)
внешний облик наружных стен дома (в том числе устройство (ликвидация) лоджий,
балконов, элементов фасадного декора), установку кондиционеров и иного
навесного оборудования (за исключением случаев их размещения на дворовых
фасадах).

15. Работы по переустройству и (или) перепланировке помещений в
многоквартирном доме, производство которых требует соответствующего допуска,
осуществляются организацией, имеющей свидетельство о допуске к таким работам,
выданное саморегулируемой организацией.

16. Работы по переустройству и (или) перепланировке помещений в
многоквартирном доме, затрагивающие газовое оборудование, осуществляются
организацией, имеющей соответствующий допуск к таким работам.

17. Производство работ, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего приложения,
осуществляется на основании решения о согласовании переустройства и (или)
перепланировки помещения в многоквартирном доме с последующим оформлением
приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке
помещения в многоквартирном доме в соответствии с административным
регламентом, утвержденным Правительством Москвы.
Контроль производства работ в ходе переустройства и (или) перепланировки
жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме по выбору лица,
владеющего указанным помещением на праве собственности, аренды, найма,
пользования (далее – заявитель), осуществляется Мосжилинспекцией либо
индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, подготовившим
проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме
(далее – проектная организация), на основании договора об осуществлении
авторского надзора, заключенного с заявителем.
Оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и
(или) перепланировке помещения в многоквартирном доме в соответствии с
решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в
многоквартирном доме осуществляется на основании заявления физического лица,
индивидуального предпринимателя и юридического лица, представленного в период
действия указанного решения в соответствии с административным регламентом,
утвержденным Правительством Москвы.

В состав приемочной комиссии включаются представители:
— Мосжилинспекции (председатель приемочной комиссии);
— проектной организации;
— исполнителя (производителя работ);
— управляющей многоквартирным домом организации (в случае, если
переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме
связаны с затрагиванием общедомового имущества).

18. Оформление акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке
помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные без решения о
согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в
многоквартирном доме работы, если такое решение требуется в соответствии с
настоящим приложением, допускается при обращении физического лица,
индивидуального предпринимателя или юридического лица в Мосжилинспекцию с
техническим заключением о допустимости и безопасности произведенных работ по
переустройству и (или) перепланировке помещения, оформленном проектной
организацией – автором проекта дома.
В случае отсутствия сведений об авторе проекта дома или отсутствия автора
проекта дома, а также по домам исторической застройки города, заключение о
допустимости и безопасности произведенных работ по переустройству и (или)
перепланировке помещения оформляется проектной организацией, уполномоченной
Правительством Москвы.
C 1 июля 2012 года заключение о допустимости и безопасности произведенных
работ по переустройству и (или) перепланировке помещения по всем
многоквартирным домам в городе Москве оформляется проектной организацией,
одной из отобранных Правительством Москвы и имеющих доступ к базе данных о
проектных и текущих технических характеристиках многоквартирных домов в
городе Москве, в том числе о произведенных в них переустройствах и (или)
перепланировках.
При обращении в Мосжилинспекцию также представляются:
— копии правоустанавливающих документов на переустроенное и (или)
перепланированное помещение в многоквартирном доме;
— технический паспорт помещения (для нежилого помещения — поэтажный план
с экспликацией, выписка из технического паспорта на здание (строение) (форма 1а),
справка органа технического учета о состоянии здания/помещения (форма 5));
— согласие собственников или согласие в письменной форме всех членов семьи
нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя),
занимающих помещение на основании договора социального найма (в случае, если
заявителем является уполномоченный наймодателем на представление
предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель помещения по
договору социального найма) (для нежилых помещений – согласие собственника
помещения или уполномоченного им лица).
Оформление приемочной комиссией акта такого переустройства и (или)
перепланировки жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме
осуществляется в соответствии с административным регламентом о согласовании
переустройства и (или) перепланировки жилого и нежилого помещения в
многоквартирном доме и оформлении приемочной комиссией акта о завершенном
переустройстве и (или) перепланировке жилого и нежилого помещения в
многоквартирном доме, утвержденным Правительством Москвы, без требования к
ведению журнала производства работ, оформлению актов на скрытые работы и
наличия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в
многоквартирном доме.

19. Производство работ по переустройству и (или) перепланировке жилых
помещений в многоквартирных домах (для нежилых помещений – работ, требующих
внесение изменений в поэтажный план, технический паспорт на здание (строение)
(форма 1а)) не включенных в пункты 2 и 3 настоящего приложения, а также работ по
переустройству и (или) перепланировке помещений одноквартирных жилых домах,
осуществляется физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами с последующим оформлением приемочной комиссией акта о
завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения.
Оформление приемочной комиссией акта по таким работам осуществляется по заявлению физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
в случае:
— производства работ, не приводящих к увеличению числа жилых комнат – без
визуального обследования помещения. Решение принимается на основании эскиза,
представляемого заявителем;
— производства работ, приводящих к увеличению числа комнат – с выходом
приемочной комиссии для обследования помещения на соответствие произведенных
работ санитарным, техническим и иным нормам, предусмотренным действующими
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Приемочная комиссия состоит из уполномоченных должностных лиц
Мосжилинспекции.
При оформлении приемочной комиссией акта в отношении работ по
переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, не
включенных в пункты 2 и 3 настоящего приложения, а также работ по
переустройству и (или) перепланировке помещений в одноквартирных жилых домах,
к заявителю не предъявляются требования по ведению журнала производства работ
оформлению актов на скрытые работы.

20. Производство работ по переустройству и (или) перепланировке жилых
помещений в многоквартирных домах может осуществляться на основании типовых
проектов переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных
домах утвержденных автором соответствующего проекта дома и одобренных
Мосжилинспекцией, размещенных в свободном доступе на официальном сайте
Мосжилинспекции.

21. В случае планирования производства работ по переустройству и (или)
перепланировке помещения в многоквартирном доме в соответствии с типовым
проектом переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном
доме заявитель при обращении в Мосжилинспекцию вместо проекта переустройства
и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме указывает ссылку на
соответствующий типовой проект и прилагает документы, необходимые для
согласования переустройства и (или) перепланировки помещения в
многоквартирном доме.

22. Контроль производства работ в ходе переустройства и (или)
перепланировки жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме на
основании типовых проектов осуществляется Мосжилинспекцией либо
индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные
саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам
проектных работ.