Меню Закрыть

Срок действия постановления о производстве выемки

Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2008 г. N КА-А41/7870-08 Признавая недействительным постановление о производстве выемки документов и незаконными действия налогового органа по изъятию документов, суд указал, что оспариваемое постановление о производстве выемки вынесено и выемка документов произведена до истечения срока для добровольного исполнения требования о предоставлении документов, оспариваемое постановление не мотивировано, выемка произведена лицом, чьи полномочия на участие в проведении выездной налоговой проверки не подтверждены; изъятые документы не перечислены и не описаны (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 августа 2008 г. N КА-А41/7870-08
(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 г.

Закрытое акционерное общество «Норд-Альянс» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области (далее — инспекция, налоговый орган) о признании недействительным ее постановления N 3 от 01.06.2007 г. о производстве выемки документов, о признании незаконными действий инспекции по изъятию документов и об обязании возвратить обществу изъятые документы.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2008, оставленым без изменения постановлением от 16.05.2008 Десятого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены, поскольку оспариваемые ненормативный акт и бездействие налогового органа являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, считая их не соответствующими статьям 6 , 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятыми с нарушением ст. 71 , 170 АПК РФ, не основанными на полностью выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, что привело к неправильному применению судами статей 93 , 94 , 99 Налогового кодекса Российской Федерации, и направить дело на новое рассмотрение.

Представители сторон, извещенных о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

От общества поступил письменный отзыва на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Исследовав представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что действия инспекции по производству выемки документов осуществлены и оформлены с нарушением Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя. Судебными инстанциями установлено, что оспариваемое постановление N 3 от 01.06.2007 о производстве выемки вынесено и выемка документов произведена 06.06.2007, то есть до истечения срока для добровольного исполнения требования о предоставлении документов (08.06.07); постановление о производстве выемки не мотивировано; постановление о производстве выемки и протокол N 1 выемки от 06.06.07 составлены при участии сотрудника инспекции Ш., чьи полномочия на участие в проведении выездной налоговой проверки инспекцией не подтверждены; изъятые документы не перечислены и не описаны в протоколе выемки (приложении к нему), имеются ссылки лишь на номера папок и количество листов в них; в установленный Налоговым кодексом РФ 5-дневный срок ( п. 8 ст. 94 ) и на момент рассмотрения судом дела изъятые налоговым органом документы не возвращены заявителю.

Довод жалобы о том, что суды не сослались на доказательства, подтверждающие, что среди изъятых документов находятся подлинники лицензии N Д547379 от 27.12.2004 г., срок действия которой истекает 27.12.2007 г., не принимается.

Судами установлено, что налоговым органом изъяты подлинники документов, и выводы судебных инстанций в этой части инспекцией никакими доказательствами не опровергнуты, при том, что в соответствии с требованиями п. 7 ст. 94 НК РФ изъятые документы перечисляются и описываются в протоколе выемки, либо в прилагаемых к нему описях, чего налоговым органом сделано не было.

Довод жалобы инспекции о том, что выемка документов по постановлению N 3 от 01.06.2007 г. производилась налоговым органом 06.06.2007 г. в связи с тем, что запрашиваемые документы, по требованию N 34 от 11.05.2007 г. направленному налогоплательщику 15.05.2007 г. заказным письмом, до 05.06.2007 г. представлены не были, судами был проверен и отклонен как не подтвержденный материалам дела и противоречащий фактическим обстоятельствам.

Все документы, на которые ссылается инспекция как на подтверждение направления или вручения обществу требования о предоставлении документов, включая отчет факса от 11.05.07, маршрутное поручение от 25.05.07, почтовые уведомления и квитанции, исследованы судебными инстанциями и получили соответствующую оценку. Судами установлено, что требование, направленное налогоплательщику 16.05.2007 в соответствии с положениями ст. 6.1 НК РФ может считаться полученным обществом не ранее 24.05.2007, в связи с чем срок его исполнения истекал 08.06.2007, а иные документы не подтверждают факт направления или вручения заявителю данного требования.

Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Утверждение в жалобе о том, что вынесение постановления N 3 от 01.06.2007 г. ранее окончания срока представления документов обусловлено отсутствием руководителя налогового органа в инспекции в период осуществления выемки, несостоятельно, поскольку в самом постановлении как на основание его вынесения указано на непредставление обществом истребованных документов в срок до 01.06.2007 (л.д. 12).

Повторяющиеся в жалобе доводы о том, что производство выемки и ее оформление произведены с соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации, выемка документов была обусловлена препятствованием общества в осуществлении налоговым органом налогового контроля, а также наличием у инспекции оснований полагать, что необходимые для проведения проверки документы могут быть сокрыты заявителем, а также о том, что инспекцией предпринимались попытки передачи обществу копий, изготовленных ею с изъятых документов, были проверены судами и им дана оценка как необоснованным со ссылкой на конкретные обстоятельства и материалы дела.

Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст.ст. 6.1 , 89 , 92 , 93 , 94 , 99 НК РФ, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 110 , 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

решение от 11.03.2008 Арбитражного суда Московской области и постановление от 16.05.2008 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-19021/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области — без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей по кассационной жалобе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

13.7. Выемка 13.7.1.

Выемка — это следственное действие, заключающееся в изъятии (добровольном или принудительном) из помещений, участков местности и у конкретных лиц предметов или документов, имеющих значение для дела без предварительного их поиска. 13.7.2.

Фактическое основание выемки — это наличие достоверных данных (доказательств) о том, что в определенном месте у конкретного человека хранится предмет или документ, имеющий значение для дела.

Юридическим основанием выемки является мотивированное постановление следователя, а в случае производства выемки в жилище или предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, а также в случае выемки корреспонденции, на которую наложен арест, — судебное решение. Мотивировка судебного решения включает в себя ссылку на содержащиеся в доказательствах сведения о фактическом основании производства выемки.

Процедура получения судебного решения о производстве выемки в жилище или предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, а также для выемки корреспонденции, на которую наложен арест следующая. Следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве данного следственного действия (в случае с выемкой корреспонденции, возбуждается одно ходатайство сразу на наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку) о чем выносится постановление. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении его производства (ч. ч. 1 и 4 ст. 165 УПК РФ).

Смотрите так же:  Какие льготы у малоимущих многодетных семей

Кроме того, санкция прокурора как дополнительная процессуальная гарантия соблюдения прав и законных интересов личности в уголовном процессе требуется лишь для изъятия предметов и документов, которые могут содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласие необходимо для проведения определенного рода выемок у некоторых должностных лиц, обладающих неприкосновенностью. Так, выемка предметов и документов у лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ (ч. 2 ст. 3 УПК РФ). 13.7.3.

Задача и условия выемки

Задача, стоящая перед выемкой, — изъятие из определенного места и у конкретного лица искомого объекта.

Специфические условия (правила) производства выемки. 1)

Сведения, послужившие основанием к ее производству, должны содержаться в доказательствах. 2)

При производстве выемки обязательно присутствие понятых. 3)

При производстве выемки необходимо также присутствие лица, у которого производится выемка, либо совершеннолетних членов его семьи. Выемка в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями, организациями, производятся в присутствии представителя администрации данного предприятия, учреждения, организации. 4)

Выемке подлежат лишь предметы и документы, имеющие значение для дела, либо изъятые из оборота. 13.7.4.

Порядок производства выемки

Обычный порядок производства выемки. 1)

Принимается решение о необходимости и возможности выемки. 2)

Прежде чем приступить к производству выемки необходимо вынести постановление, а в предусмотренных законом случаях судебное решение о ее производстве. 3)

Приготавливаются необходимые для выемки видео-, кино-, фотоаппаратура и иные технические средства. 4)

Приглашаются понятые, а при необходимости специалист и другие лица. 5)

Обеспечивается присутствие лица, у которого производится выемка. Невозможность его участия в следственном действии должна быть подтверждена материалами, имеющимися в уголовном деле, иначе протокол выемки может быть признан недопустимым в качестве доказательства

источником сведений . 6)

Участвующим в производстве выемки лицам перед началом следственного действия разъясняются их права и обязанности (если есть в этом необходимость, они предупреждаются о неразглашении данных предварительного следствия), ответственность и порядок производства выемки. 7)

Постановление о производстве выемки оглашается под роспись лицу, у которого производится выемка. После чего ему предлагается добровольно выдать искомую вещь. 8)

Следователь разрешает вопрос о возможности присутствия при выемке защитника (адвоката); 9)

В случае необходимости следователь запрещает лицам, присутствующим в месте, где производится выемка, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания выемки. 10)

Изъятие вещи, если есть необходимость принудительное, и предъявление ее понятым. В процессе осуществления выемки разрешено вскрытие любых помещений, если владелец отказывается добровольно их открыть. 11)

Производятся (в необходимых случаях) фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы и схемы. 12)

Составление описи изымаемых или передаваемых на особое хранение предметов, документов, с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости. 13)

Если при выемке имели место попытки уничтожить или спрятать предметы, документы или ценности либо факты нарушения порядка со стороны лиц, присутствующих при производстве данного следственного действия протокол должен содержать указание на это и на меры, принятые к нарушителям.

15) Принятие мер к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе выемки обстоятельства частной жизни лица, у которого была произведена выемка, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. 14)

Завершение протоколирования результатов данного следственного действия по правилам ст.

Копия протокола выемки вручается под расписку лицу, у которого была произведена выемка или совершеннолетним членам семьи. Если выемка производилась в помещении, принадлежащем предприятию, учреждению, организации, копия протокола вручается под расписку соответствующему должностному лицу.

13.8. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка 13.8.1.

Основания наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки

Фактическое основание наложения ареста на почтово-телеграфные отправления заключается в наличии достаточных данных (доказательств), позволяющих полагать, что в бандеролях, посылках или других почтово- телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, поступающих конкретному лицу на определенный адрес, могут содержаться сведения (предмет или документ), имеющие значение для дела.

Юридическое основание наложения ареста на почтово-телеграфные отправления — судебное решение.

Процедура получения судебного решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления следующая. Следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки, о чем выносится постановление (приложение № 87 к ст. 476 УПК РФ). Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и об их выемке (ч. ч. 1 и 4 ст. 165, приложение № 10 к ст. 477 УПК РФ).

Основания осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений отличаются от оснований наложения ареста на таковые. И осмотр, и выемка имеют место уже после наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Поэтому фактическим основанием выемки почтово- телеграфных отправлений будет наличие закрепленных в протоколе осмотра корреспонденции достоверных данных о том, что в таковой содержатся сведения (предмет или документ), имеющие значение для дела. Специального постановления о производстве выемки почтово- телеграфной корреспонденции выносить не требуется.

Юридическое основание осмотра и выемки почтово-телеграфной корреспонденции — судебное решение о наложении ареста на почтово— телеграфные отпрпавления, об их осмотре и выемке. Решения об осмотре и выемке почтово-телеграфной корреспонденции дополнительного оформления не требуют. 13.8.2.

Порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления

Порядок наложения следователем ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотра и выемки.

1) Принимается решение о необходимости и возможности наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. 2)

Выносится мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки. Указанное постановление должно содержать следующие сведения:

а) данные об органе и должностном лице, возбудившем ходатайство;

б) данные о прокуроре, давшем на это согласие;

в) номер уголовного дела, по которому возбуждается ходатайство;

г) основания наложения ареста, осмотра и выемки почтово- телеграфных отправлений;

д) ссылка на ст. 185 УПК РФ;

е) наименование суда, перед которым возбуждается ходатайство;

ж) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; 3)

фамилия, имя и отчество лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, его точный адрес;

и) наименование учреждения связи, на начальника которого возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления.

з) Получается согласие прокурора. 4)

В порядке ст. 165 УПК РФ судом принимается постановление о производстве этого следственного действия. 5)

Постановление направляется в областном (краевом, республиканском) центре руководителю областного (краевого, республиканского) почтового подразделения, в городах — городского, в районе области — начальнику центрального отделения связи района. 6)

Данный руководитель дает распоряжение начальнику соответствующего отделения связи о необходимости задерживать отправления и уведомлять об их поступлении следователя (дознавателя). 7)

Следователю (дознавателю) сообщают о поступлении, к примеру, письма. 8)

Следователь (дознаватель) прибывает на место и приглашает понятых из числа работников отделения связи, а в случае необходимости и специалиста, а также переводчика. 9)

Производит осмотр по общим правилам производства данного следственного действия. Оформляет протокол осмотра почтово- телеграфных отправлений, в котором указывается, кем и какие почтово- телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны 10)

При наличии к тому оснований с участием все тех же понятых (не вынося специального постановления о производстве выемки) производит выемку, в нашем случае письма. Составляет протокол выемки поч- тово-телеграфной корреспонденции. При производстве выемки и фиксации ее результатов в протоколе руководствуется общими правилами для производства выемки.

Срок наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию законодателем не определен. По общему правилу наложение ареста на

почтово-телеграфную корреспонденцию отменяется постановлением (приложение № 88 к ст. 476 УПК РФ) следователя (дознавателя и др.), когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Арест почтово-телеграфной корреспонденции прекращается также в случае приостановления или окончания предварительного расследования.

Обыск и выемка: как себя вести. Краткая инструкция от адвоката

Мы часто слышим из СМИ о проведении обысков, выемок и иных «мероприятий», проводимых сотрудниками правоохранительных органов. Зачастую данные «мероприятия» проводятся незаконно и очень важно знать и понимать свои права в таких «жизненных ситуациях» как обыск и выемка.

В данной инструкции максимально просто изложены основные отличия выемки от обыска, а также содержатся простые рекомендации, которые в некоторых случаях могут сохранить человеку свободу.

Под обыском понимается обследование, помещений, местности либо отдельных лиц в целях отыскания предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Другими словами, проводя обыск, сотрудники правоохранительных органов не знают, что ищут, а могут только предполагать.

Основанием для обыска является постановление следователя о проведении обыска либо решение суда. Постановление выносится только в рамках возбужденного уголовного дела и должно обязательно содержать следующие реквизиты:

  • номер дела,
  • статья уголовного кодекса,
  • реквизиты лица вынесшего данное постановление.

Важно: проверить полномочия у лица, пришедшего с постановлением об обыске и желательно зафиксировать его данные. В постановлении об обыске также необходимо обратить внимание на точность написания адреса.

Примечание: Обыск в жилище проводится только на основании судебного решения, за исключением случаев неотложного обыска.

  • Обыск обычно проводится несколькими сотрудниками правоохранительных органов и документы следует проверить у всех, с тем, чтобы иметь возможность для обжалования незаконных действий.
  • Законом не предусмотрена обязанность предоставлять копию постановления об обыске лицам, в отношении которых проводится обыск, однако вы можете ее сделать при предъявлении вам постановления. Закон этого не запрещает.
  • При обыске в обязательном порядке присутствуют понятые из числа лиц, не заинтересованных в исходе дела. Сотрудники правоохранительных органов, стажеры и т.п. понятыми быть не могут.
  • Процесс обыска может сниматься на видео сотрудниками, проводящими обыск. Об этом обязательно делается отметка в протоколе.
  • Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
  • Согласно ч.11 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. Если обыск проводится в офисе юридического лица, руководитель вправе заявить ходатайство о вызове адвоката и возражать против проведения обыска до момента приезда адвоката. При обыске в жилище собственник жилого помещения или совершеннолетние члены его семьи вправе заявлять ходатайство о вызове адвоката. Ходатайство необходимо заявлять в письменном виде. При отказе в вызове адвоката, обязательно необходимо сделать об этом отметку в протоколе обыска.
  • По закону, в целях проведения обыска, следователь вправе проникать в любые помещения, где проводится обыск, таким образом, во избежание порчи вашего имущества не стоит препятствовать открытию дверей, запертых сейфов, шкафов и т.д. На практике, также возможно вскрытие полов, стен и т.п.
  • При проведении обыска также может быть проведен личный обыск лиц, находящихся в осматриваемом помещении, включая изъятие личных вещей, имущества, компьютеров, телефонов и т.д.
  • В протоколе обыска должны быть указаны место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях — его адрес и другие данные о его личности.
Смотрите так же:  Закон о банкротство банка

Примечание: Присутствуя при обыске, надо следить и акцентировать внимание других участников следственного действия за тем, чтобы факт изъятия в процессе обыска любого предмета фиксировался в протоколе. При наличии физической возможности, не следует оставлять без присмотра сотрудников, проводящих обыск.

  • Особое внимание следует уделить перечислению в протоколе обыска всех изъятых в ходе обыска предметов, документов и ценностей. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Причем изымаемые предметы, документы и ценности должны иметь непосредственное отношение к делу.

Важно: Лица, у которых проводится обыск, вправе делать замечать к протоколу обыска и указывать на нарушения, допущенные в ходе обыска. К оформлению протокола следует относиться максимально придирчиво и не опускать ни одной детали.

  • При окончании обыска обязаны вручить копию протокола и опись изъятого имущества, о чем делается отметка в протоколе. Если обыск производился в помещении компании, копия протокола вручается под расписку соответствующему должностному лицу (обычно это руководитель организации).

Важно: Следует внимательно читать места для подписи в протоколе и не расписываться в получении копии документа до его фактического получения.

Выемка – изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся. Отличием от обыска является то, что сотрудники правоохранительных органов точно знают о цели своего визита, а предметы и документы, в отношении которых производится выемка, должны быть указаны в постановлении о производстве выемки.

Особенностью данного следственного действия является возможность не прибегать к принудительному изъятию документов и предметов в случае, если они выданы добровольно.

Чего не стоит делать во время обыска или выемки:

  1. Препятствовать проникновению сотрудников правоохранительных органов в офис или жилище, в случае, если вам предъявлены документы.
  2. Хамить, проявлять эмоции в отношении сотрудников правоохранительных органов. Самый действенный инструмент – замечания к протоколу и последующие жалобы.
  3. Подписывать незаполненные бланки документов и протоколы следственных действий.
  4. Отказываться от подписи в протоколах или иных документах. Следует внимательно прочитать предъявляемый вам документ и, в случае несогласия с его содержанием, подписать его, указав то, с чем конкретно вы не согласны.
  5. Не стоит общаться с сотрудниками правоохранительных органов, давать какие-либо объяснения в отсутствие адвоката.

И помните, что наличие адвоката не освобождает от уголовной ответственности, однако позволяет эффективно защищать свои права.

Ст.следователем вынесено Постановление о производстве выемки документов в организации

Вопрос-ответ по теме

Ст.следователем вынесено Постановление о производстве выемки документов в организации. Достаточно ли указать в доверенности представителя организации на участие в выемке документов и подписании протокола, чтобыследователь не мог использовать какие-либо показания работника организации против нее самой? Факсом передано Постановление следователя от 16.09.2013г. о выемке документов. Сроки не указаны, а сказано, руководствуясь ч.1 ст. 183 УПК РФ произвести выемку ряда документов в ООО по адресу. Копию Постановления направить городскому прокурору. Могу ли я в Доверенности ограничиться подачей документов и подписанием протокола. И необходимо ли составить опись или Акт приема-передачи документов следователю?

Согласно ч. 2. ст. 183 УПК РФ, выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

Согласно ч.ч. 12, 13 ст. 182 УПК РФ, 12. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.

13. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

Согласно ч. 15 ст. 182 УПК РФ, Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Согласно ч. 4 ст. 166 УПК РФ, в протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Как видно из приведенных статей, в процессе производства выемки, лица, участвующие в следственном действии вправе, но не обязаны делать заявления. Указание в доверенности на право выдачи документов и подписания протокола будет вполне достаточным. Также будет возможность сослаться, что доверенностью не было предоставлено право делать какие-либо заявления.

Составлять опись или Акт приема-передачи документов следователю не требуется, но необходимо проследить, чтобы в протокол были внесены все изымаемые документы с точным указанием их количества, объема, реквизитов.

Подробнее читайте в рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

эксперт «Системы Юрист», адвокат Елена Глебова (АПМО, Адвокатский каб., № 376)

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

15.4. Процессуальный порядок производства обыска, выемки и наложения ареста на почтово-телеграфные отправления

Выемка — урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в изъятии точно определенного объекта, если известно, где и у кого он находится (ст. 183 УПК РФ).

Материальными основаниями для производства обыска являются достаточные данные, дающие основание обоснованно предполагать, что в каком-то месте или у какого-то лица могут находиться объекты, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (орудия преступления, предметы, документы, ценности, разыскиваемые лица, трупы людей, животных, зверей, птиц и т.д.).

Материальными основаниями для производства выемки являются достаточные данные, указывающие на точное место нахождения определенного объекта у конкретного лица или в определенном учреждении (организации, предприятии и т.д.), имеющего значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Общим процессуальным основанием производства обыска и выемки выступает мотивированное постановление следователя.

Процессуальным основанием обыска и выемки в жилище при отсутствии согласия лиц, в нем проживающих, является судебное решение.

Процессуальным основанием обыска и выемки в служебном помещении адвоката или адвокатского образования служит также судебное решение163.

В случаях, не терпящих отлагательства, обыск и выемка объектов в жилище могут быть произведены при отсутствии разрешения судьи в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ, т.е. на основании постановления следователя.

Процессуальным основанием выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о счетах и вкладах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, является судебное решение, принимаемое в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

При этом в случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи следователь или дознаватель производят в трехсуточный срок (вопреки требованиям ст. 128 УПК РФ об исчислении процессуальных сроков изменения в законе от 3 декабря 2007 г. указывают на трехдневный срок) уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Смотрите так же:  Нотариус в приморском районе на комендантском

Обязательными участниками обыска и выемки являются следователь или дознаватель, лица, у которых производятся данные следственные действия, или их совершеннолетние члены семьи, а также понятые.

При производстве обыска или выемки в организациях, учреждениях, предприятиях, общественных объединениях обязательно участие представителей их администрации.

Среди факультативных участников могут находиться защитники подозреваемого, обвиняемого; представители иных участников уголовного процесса, адвокаты, если обыск или выемка производятся у лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми; переводчик; специалисты различных профессий; должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 182 УПК РФ следователь, дознаватель, приступая к производству обыска или выемки, обязаны предъявить соответствующее постановление или судебное решение, разъяснить понятым, заинтересованным лицам и другим участникам следственного действия их права, обязанности и порядок производства обыска или выемки, сделать об этом отметку в протоколе, удостоверяемую их подписями.

При производстве обыска, выемки следователь, дознаватель предлагают соответствующим лицам добровольно выдать объекты, подлежащие поиску или изъятию, а в случае отказа в этом производят эти следственные действия принудительно.

При отсутствии в жилище изымаемого объекта в месте, указанном в постановлении о производстве выемки, следователь, дознаватель обязаны составить постановление о производстве обыска с указанием на обстоятельства, не терпящие отлагательства, и приступить к производству обыска.

В этом случае указанные должностные лица должны руководствоваться требованиями ст. 165 УПК РФ.

Если при производстве обыска искомые объекты выданы добровольно и отсутствуют основания опасаться сокрытия других имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела объектов, то следователь, дознаватель вправе ограничиться изъятием выданного и не производить поиска иных объектов.

В противном случае они должны приступить к производству обыска в жилом или ином помещении, т.е. к поиску соответствующих объектов.

При производстве обыска следователь, дознаватель вправе: 1)

вскрывать запертые помещения и хранилища, если соответствующие лица отказываются открыть их добровольно.

При этом не должно быть допущено не вызываемое необходимостью повреждение запоров, дверей и другого имущества; 2)

запретить лицам, находящимся в месте производства обыска или приходящим в это место, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска;

При производстве обыска следователь, дознаватель обязаны:

1) принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные обстоятельства интимной и частной жизни гражданина, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц; 2)

изымать только объекты, имеющие значение для дела, а также предметы и документы, изъятые из гражданского оборота физических или юридических лиц; 3)

предъявлять изымаемые объекты понятым и другим присутствующим при обыске (или выемке) лицам и при необходимости упаковывать и опечатывать эти объекты на месте обыска или выемки, что удостоверяется подписями всех участников следственного действия; 4)

принимать меры по пресечению попыток уничтожения или сокрытия подлежащих изъятию предметов, документов или ценностей.

Протоколы обыска и выемки должны отвечать требованиям ст. 166 и 167 УПК РФ.

Кроме того, в соответствующих протоколах должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно.

Все изымаемые предметы, документы или ценности должны быть перечислены и описаны с точным указанием их количества, меры веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

С учетом развития современных технологий необходимо, на наш взгляд, при изъятии дискет, дисков и других носителей электронной информации указывать на количество файлов, их имена и объем (количество страниц).

Если в ходе обыска или выемки были предприняты попытки уничтожить или спрятать (скрыть) подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указывается на принятые следователем или дознавателем меры.

Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи под расписку.

Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Согласно ст. 184 УПК РФ личный обыск производится по общим правилам производства обыска.

Личный обыск — урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в поиске имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела объектов, находящихся в одежде, на теле или в организме человека.

Материальными основаниями производства личного обыска являются достаточные данные, указывающие на то, что у человека находятся объекты, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Процессуальные основания производства личного обыска заключаются в наличии в уголовном деле:

а) судебного решения;

б) постановления следователя в случаях, не терпящих отлагательства в его производстве.

Из этих процессуальных оснований имеются исключения.

Личный обыск может быть произведен при отсутствии судебного решения или без вынесения о том отдельного постановления при:

а) задержании лица в качестве подозреваемого (ст. 91 и 92 УПК РФ);

б) заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу в качестве меры пресечения (ст. 108 УПК РФ);

в) проведении обыска или выемки, когда имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся на месте их производства, скрывает при себе предметы, документы или ценности, которые могут иметь значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Эти исключения связаны, на наш взгляд, с тем, что:

а) в первом случае процессуальным основанием является протокол задержания, хотя по логике правового регулирования им должно быть постановление о задержании лица в качестве подозреваемого;

б) во втором случае — судебное решение о заключении под стражу;

в) в третьем случае — судебное решение или постановление следователя, дознавателя о производстве обыска.

Обязательными участниками личного обыска являются следователь или дознаватель, а в некоторых случаях специалист, обыскиваемый и понятые.

Среди факультативных лиц могут находиться те же участники уголовного процесса, что и при производстве традиционного обыска или выемки.

При производстве личного обыска надлежит руководствоваться правилами, установленными ст. 182 УПК РФ.

Личный обыск производится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Кроме того, очевидно, что при необходимости в этом следственном действии может принимать участие переводчик, который должен быть того же пола, что и обыскиваемый.

При производстве личного обыска составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка как следственное действие представляет собой акт интегративного (комплексного) характера.

В этом следственном действии оптимально сочетаются одновременно меры по обеспечению получения доказательств (наложение ареста на почтово-телеграфные отправления) и собственно следственные действия, направленные на получение доказательств (осмотр и выемка при необходимости соответствующей информации, содержащейся в указанных документах).

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка заключаются в:

а) задержании почтово-телеграфных отправлений;

б) незамедлительном уведомлении следователя или дознавателя об их поступлении;

в) осмотре — непосредственном восприятии органами чувств полученной информации;

г) изъятии отправлений, если они имеют значение ддя правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела (ст. 185 УПК РФ).

Материальными основаниями производства наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки являются достаточные данные полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для дела, могут находиться в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах.

Процессуальное основание производства наложения ареста на указанные отправления, их осмотра и выемки в учреждениях связи состоит в наличии судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

Обязательными участниками рассматриваемого следственного действия являются следователь или дознаватель, руководитель (представитель) учреждения связи, понятые из числа работников учреждения связи.

В качестве факультативных участников осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений могут быть привлечены переводчик, специалист, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и другие участники процесса.

В постановлении следователя о возбуждении ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки, направляемом в суд с согласия руководи- теля следственного органа, а дознавателя — с согласия прокурора, указываются: 1)

фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого подлежат задержанию; 2)

основания наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, производства их осмотра и выемки; 3)

виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту, осмотру и выемке; 4)

наименование учреждения связи, обязанного подвергать задержанию соответствующие почтово-телеграфные отправления.

При положительном судебном решении копия постановления судьи направляется следователем в соответствующее учреждение связи, которое должно задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом органы предварительного расследования.

Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово- телеграфных отправлений производятся следователем или дознавателем в соответствующем учреждении связи.

В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, который должен отвечать требованиям ст. 166 УПК РФ.

Кроме того, в данном протоколе отмечается, кем (каким должностным лицом) и какие почтово-телеграфные отправления были осмотрены, скопированы, отправлены адресату или подвергнуты задержанию и изъятию (выемке).

Наложение ареста на рассматриваемые отправления отменяется постановлением следователя тогда, когда в этом отпадает необходимость, но не позднее срока окончания предварительного расследования.

О принятом решении обязательно уведомляются суд, принявший решение о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, и прокурор.