Меню Закрыть

Пение в школе пособие

Пение в школе пособие

Хоровое пение в школе: учебное пособие

Кол-во страниц: 218

Хоровое пение в школе: учебное пособие

Безопасность платежа
гарантирует

Печатная версия книги

Самовывоз в Москве или доставка в любой регион РФ

В данном учебном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики вокально-хоровой работы с детским певческим коллективом. Хоровое пение рассматривается автором как основа отечественной музыкальной культуры и как средство общего и специфического воспитания детей. На основе обобщения опыта вокальной работы как с детьми, так и со взрослыми, сделаны методические выводы, позволяющие читателям понимать сущность и значение различных подходов к обучению пению.
Книга адресована студентам музыкальных факультетов, учителям музыки общеобразовательных школ, хормейстерам, магистрантам и аспирантам, занимающимся проблемами вокального воспитания учащихся.

2. Хоровое пение

2. Хоровое пение

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

– петь песни разного эмоционального содержания;

– чувствовать настроение песни и передавать его в своем исполнении;

– петь двухголосные песни;

– соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова);

– понимать основные дирижерские жесты – «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).

Наряду с пением по слуху целесообразно активизировать процесс музицирования пением по нотам. При этом основными критериями правильного пения младших школьников по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», звонкость, полетность.

Подбор вокально-хорового репертуара в начальных классах осуществляется на основе следующих положений:

– соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей;

– высокий уровень художественных достоинств, художественная ценность музыкального материала;

– адекватность психическим особенностям учащихся начальной школы;

– образные и жанровые контрасты выбираемых песен;

– воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Отбор музыкального материала для хорового пения осуществляется самим учителем музыки на основе национальных особенностей музыкальной культуры и традиций каждого конкретного региона России.

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе – способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;

развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основные вокально-хоровые навыки. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. Необходимым условием их формирования является певческая установка. Под термином «певческая установка» понимается комплекс обязательных требований – стоять или сидеть подтянуто, ненапряженно, развернув плечи и держа голову прямо. Указанные требования способствуют правильному звукообразованию. Формирование певческой установки – очень важный и во многом определяющий момент хорового исполнительства.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Тремя составляющими дыхания являются: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Наиболее целесообразно для пения грудобрюшное дыхание, предусматривающее при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным расширением передней стенки живота. Ключичное (поверхностное) дыхание, при котором дети поднимают плечи при вдохе, – недопустимо!

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а также является необходимым условием чистоты интонации. Однако не следует забывать, что при всей неоспоримой значимости певческой опоры объяснять ее суть младшим школьникам можно лишь очень аккуратно, так как результаты бывают обратные – дети напрягаются, сопят и поднимают плечи.

Возобновление дыхания производится в установленные и отмеченные в нотах моменты. Обычно оно совпадает с границами построений, фраз, цезурами в музыкальном и поэтическом тексте. В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса детей, применяется цепное дыхание. Основные рекомендации при цепном дыхании следующие:

– не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

– брать дыхание незаметно и быстро;

– вливаться в общее звучание хора без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;

– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.

Не менее важным в хоровом пении является навык звукообразования, при формировании которого должны предъявляться следующие требования:

– перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

– звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.

Из трех типов атаки звука основной принято считать мягкую, создающую условия для эластичной работы связок. Твердая атака, при которой голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха, и придыхательная атака, при которой смыкание голосовых связок происходит после начала выдоха, применяется в пении младших школьников крайне редко. Как правило, твердая атака может быть рекомендована для ребенка, склонного к вялости, инертности, и наоборот, чрезмерно активному ученику лучше посоветовать придыхательную атаку.

Формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Правильному формированию певческого звука способствует также манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Правила орфоэпии

Одной из специфических особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним слога, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. При этом роль согласных нисколько не должна приуменьшаться, так как в противном случае небрежность произношения затруднит восприятие слушателя.

Понятие ансамбль означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбли динамический, ритмический и тембровый. Видный мастер хорового пения П. Г. Чесноков, определяя условия пения в ансамбле, полагал, что певцу надо возможно более уравновешиваться по силе звука и сливаться по тембру со своей партией, партии – уравновешиваться в хоре, а дирижеру – регулировать силу и окраску звука как отдельных певцов, так и целых партий.

Пение в ансамбле тесно связано с хоровым строем – точным интонированием в одноголосном пении (горизонтальный строй) и многоголосном пении (вертикальный строй).

В работе над трудностями строя следует придерживаться правил интонирования ступеней лада.

I, V – интонируются в мажоре устойчиво, в миноре с тенденцией к повышению;

IV – в миноре при движении мелодии вверх – с тенденцией к повышению; при движении вниз – с тенденцией к понижению, в мажоре – устойчиво;

II – интонируется высоко;

III – в мажоре интонируется высоко, в миноре – низко;

VI – в натуральном миноре и гармоническом мажоре интонируется с тенденцией к понижению; в натуральном мажоре и мелодическом миноре – интонируется высоко;

VII – в мажоре и гармоническом миноре интонируется с тенденцией к повышению; в натуральном миноре – с тенденцией к понижению.

Методика разучивания песни на уроке. Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Чтобы воплотить в исполнении художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего общения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую и трудоемкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить ее исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Все это подготовительная работа учителя музыки.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И несмотря на это, при работе со школьной аудиторией также стоят задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения. Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, но и педагогические – научить детей петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с постепенным движением, связно, тянуть звук, научить петь выразительно, развивать музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).

Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса.

1. Краткое вступительное слово учителя.

2. Исполнение (показ) песни учителем.

3. Беседа с детьми о песне.

4. Чтение поэтического текста песни.

5. Разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям: а) по форме – крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии – яркие, выразительные, напевные; в) по ритму – весьма простые, чередование 2–3 видов длительностей; г) голосоведение – ясное, естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, веселые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенное нарастание трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлеченности пением на уроке в школе.

В кратком вступительном слове учитель сообщает детям название песни, кто ее сочинил (народ, имена авторов поэтического и музыкального текстов). В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень краткие и образные, тогда они достигают своей цели.

Показ учителем песни начинается со слов: «Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: аккомпанемент играть на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок при игре и пении, остановок, незнания слов. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии с собственной трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя иногда наиболее сложные мелодические скачки или ритмические фигурации. Показывая песню, учитель, должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было бы легким и звонким в отношении характера звука, точным по интонации, четким по ритму, осмысленности фразировки. Если показ песни не произведет на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней вряд ли будет успешной.

Важный момент в работе учителя музыки – беседа о песне. Она строится с учетом возрастных особенностей учащихся, предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказаться о своих впечатлениях, о характере и содержании песни, о мелодии и движении голосов (направлении), о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объем этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями.

Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, чтобы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продумано учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочесть текст. Учащиеся должны читать текст песни негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова. Для ознакомления с текстом рекомендуется использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате, кроме текста, есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально-смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.

Смотрите так же:  Приказ 170 1992 года

Непосредственно разучивание песни на уроке обычно начинается ее повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно-ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы учитель обращает внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или в целом запев песни 2–3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения – в периоды.

При разучивании песни можно использовать нотную запись на классной доске или плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознанно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью.

Примерные образцы учебных заданий к школьникам:

– послушайте первый куплет песни, прослушайте первую фразу;

– послушайте, как фраза звучит на инструменте, теперь я спою ее;

– кто запомнил фразу, подпевайте на слог «ле»;

– поем вместе на слог «ле»;

– показывайте рукой направление мелодии;

– поем как один человек (решается задача – достижение унисона);

– спойте на слог «та», точно интонируя мелодию;

– медленно поем со словами;

– прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;

– округлите звук, дыхание берем через нос и т. д.

Поскольку певческие задачи все время меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Учитель, формулируя задания, должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание – это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приемом это устранить.

Вторая фраза выучивается так же, как и первая, затем обе фразы соединяются. Выучиваются следующие фразы и соединяются. Затем исполняется весь первый куплет. Обычно труднее всего усваивается первая фраза, дальше учащиеся запоминают мелодию быстрее. Чтобы закрепить выученный первый куплет, нужно повторить его 2–3 раза, предлагая послушать, как споет один ряд, другой ряд одноклассников. В это время часть школьников оценивает пение поющих. Важно, чтобы на уроке работали все дети, и особенно те, кто плохо поет.

Затем разучивают второй куплет. Все вместе выразительно читают текст куплета, потом поют, соединяя две фразы вместе и повторяя их 3–4 раза. При этом учитель добивается правильного певческого дыхания, округлой формы рта и единого звуковедения. Работа ведется уже не столько над запоминаем песни, сколько над качеством ее исполнения.

В процессе разучивания можно использовать не только показ учителя, но и хорошо интонирующих детей. Для индивидуального контроля за певческим развитием детей рекомендуется прием пения «по цепочке», когда дети бережно передают друг другу мелодию, пропевая песню по фразе. С целью развития слухового контроля полезно поделить класс на группы и попеременно исполнять отдельные фрагменты песни либо сочинение в целом. Если песня написана в куплетной форме, целесообразно начинать ее разучивание с припева. Разучивание песни процесс длительный, поэтому важен переход количества повторов в качество – от сложного незнакомого в простое и понятное, затем от простого в привычное, и от привычного в прекрасное. Такова последовательность трех условных периодов разучивания песни: эскизный (ознакомление, разбор произведения), технологический (собственно разучивание, самый продолжительный по времени, когда возникают черты привычной удобной легкости исполнения, фаза доведения исполнения до автоматизма, без напряжения), заключительный этап – впевание произведения, корректировка элементов хоровой звучности и достижение художественной одухотворенности.

Как правило, работа над одним произведением рассчитана на несколько уроков: на первом дети знакомятся с песней и выучивают первый куплет, на втором – повторяют первый куплет и учат текст следующих куплетов, на третьем уроке выстраивают с учителем исполнительский план.

Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников (особенно учащихся 1-х и 2-х классов) на каждом уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя – контрастными по характеру и трудности. Так, если одна из песен знакома детям по предыдущему уроку, вторая может быть новой, если первая – оживленная по характеру, то вторая – спокойная и неторопливая и т. д.

Более сложной является работа над песнями, где аккомпанемент не дублирует мелодию, а только гармонически поддерживает ее. Обращение к подобным песням явится подготовкой детей к двухголосному пению. При этом важно научить детей слушать сочетание голоса и сопровождения.

Если предлагаемая для разучивания песня двухголосная, учитель при показе песни должен исполнить поочередно оба голоса. Затем с каждым голосом по фразам разучивается хоровая партия. Когда дети познакомятся с музыкальным материалом, можно предложить в момент пения одного из голосов другому голосу мысленно (про себя) пропевать свою мелодию. После чего следует предложить детям пропеть оба голоса с условием слушать друг друга, при этом учитель одному голосу подпевает, а другому подыгрывает на фортепиано. Значительно облегчает процесс разучивания двухголосного произведения нотная запись, мобилизующая сознательное отношение учеников к пению.

В работе над произведением без сопровождения полезна предварительная настройка детей (учитель пропевает первый звук, дети его повторяют, долго вслушиваясь в унисон), фермата (задержка) на отдельных звуках по указанию учителя.

Мы рассмотрели в общих чертах путь разучивания школьной песни. Предусмотреть все проблемы, возникающие при этом, едва ли возможно. Практическая работа учителя повседневно порождает множество вопросов, ответы на которые в зависимости от конкретных условий учитель музыки должен находить сам.

Анна Безант: Вокалист. Школа пения. Учебное пособие

Аннотация к книге «Вокалист. Школа пения. Учебное пособие»

Настоящее руководство по обучению пению принадлежит видному русскому вокальному педагогу конца XIX века Анне Безант. Книга содержит методические указания и упражнения разного уровня сложности на все виды вокальной техники: гаммы, интервалы, связное пение, трели, синкопы, выдержанные ноты, украшения, арпеджио и др., а также отдельные ариозо, песни, речитативы. Специальный раздел посвящен обучению детей пению.
Учебное пособие адресовано педагогам и учащимся детских музыкальных школ, студентам и педагогам вокальных отделений средних и высших музыкальных учебных заведений.
3-е издание, стереотипное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

ПОСОБИЕ «ХОР В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для учителей музыки

по модулю внеурочной деятельности

« Коллективное музицирование (хоровое пение) »

для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций

И.В. Роганова, педагог дополнительного образования, зав. хоровым отделом

МБОУ ДОД « Гатчинская детская музыкальная школа имени М.М. Ипполитова-Иванова »

МБОУ ДОД « Гатчинская детская музыкальная школа имени М.М. Ипполитова-Иванова »

1. Примерные годовые требования и основные задачи …. 9

2. Здоровьесберегающие технологии на уроках пения …. 10

3. 1 класс: методические рекомендации ………………………. 13

3.1. Формирование и развитие певческих навыков ………………………. 13

Певческое дыхание и дыхательные упражнения.

Вокальная работа во всех регистрах детского голоса.

Чистота интонации и точность вступления в ноту.

Методика работы с « гудошниками ».

Допевческий период. Высоки и низкие звуки Упражнения с глиссандо.

Фонетический метод распевания. Гласные, согласные.

Выравнивание и округление гласных.

Комплексные задачи- 2-3 навыка одновременно.

Движение на музыкально-хоровых занятиях

Работа над унисоном и начальное 2хголосье.

Сценические решения исполнения программы.

3.7. Примерный репертуарный и рабочий план на первый месяц занятий …………………………………………………………………………….57

4. 2 -3 класс: методические рекомендации ……………………..59

4.1. Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков ……………………59

Близкая вокальная позиция.

Работа с мягким нёбом.

Проточность звука — навык пропевания.

Укрепление опоры дыхания.

Комплексные задачи- 2-3 навыка одновременно.

Строй и ансамбль. Двухголосье.

5. 4 класс: методические рекомендации ………………………. 67

5.1. Дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков ……………………67

6. Рекомендованная методическая литература издательства « Композитор » СПб ………………………………………………………………71

Рекомендованные репертуарные сборники издательства « Композитор » СПб.

Песня В. Кистеня « Петь приятно и удобно », сл. В.Степанова.

Пальчиковая гимнастика с чтением стихов.

Приложение 4. Таблица чередования гласных А. Свешникова………………84

Приложение 5. Песни небольшого диапазона для начинающих из сборника

Традиции детского хорового исполнительства в нашей стране опираются на достижения и опыт замечательных отечественных исследователей и педагогов- дирижёров, среди которых: Апраксина О.А., Багадуров В.А., Ветлугина Н.А., Венгрус Л.А., Гембицкая Е.А., Жданова Т.А., Левидов И.И., Локшин Д.Д., Малинина В.М., Менабени А.Г., Морозов В.П., Назайкинский Е.В., Никольская –Береговская К.Ф., Овчинникова Т.Н., Попов В.С., Рачина Б.С., Сафонова В.И., Струве Г.А., Стулова Г.П., Шацкая В.Н., Яковлев А.В. и мн. другие. Их научные труды и методические рекомендации лежат в основе современных методических установок и представлений о возможностях развития детского голоса. Одним из фундаментальных исследований является монография Г.П.Стуловой « Развитие детского голоса » ( Москва 1992 год), с историческим обзором результатов исследований и рекомендаций отечественных педагогов советского периода, с собственными результатами исследований и экспериментов, что позволяет автору предложить направление вокально-хоровой работы и методику, наиболее соответствующую физиологическим возможностям детского голоса и наиболее эффективную в предполагаемых результатах. Стулова Г.П. (Москва ) — профессор, доктор педагогических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования.

В последние годы Г.П.Стуловой написано несколько новых книг, в которых изложено дальнейшее развитие сформулированных ранее основных принципов вокально-хоровой работы. Одна из последних — « Хоровое пение в школе » ( Москва, 2013, переиздание Санкт-Петербург. 2014).

Не столь много, но появились в последнее десятилетие новые статьи и книги методистов хорового дела. Среди них: Рачина Б.С. (Санкт-Петербург), заслуженный учитель РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член-кор. Международной академии наук педагогического образования, доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена, Сафонова В.И. (Москва), профессор, кандидат педагогических наук, лауреат Всероссийских и международных хоровых фестивалей, профессор академии Хорового искусства им. В.С.Попова

Жданова Т.А. (Москва), заслуженная артистка России, лауреат государственных премий, директор МХШ « Радость », методист, дирижёр, директор хорового фестиваля « Звучит Москва »

В этих работах, обобщающих большой практический опыт, методика работы с хором изложена как стройная система последовательно выстроенных задач обучения, описаны методы работы, даны варианты практических заданий и упражнений, обоснованы принципы подхода к развитию голоса, опирающиеся на научные выводы и результаты исследований физиологов, акустиков. В некоторых разделах методических рекомендаций авторы описывают похожие типы заданий, выстраивают одинаковую последовательность задач, но в практических упражнениях, методике развития певческих навыков воплощены различные авторские подходы, рекомендации, индивидуальный творческий опыт. Ценность этих пособий для работы учителей музыки, преподавателей пения, дирижёров детских хоровых коллективов несомненна.

В данных методических рекомендациях приводятся цитаты из работ и статей вышеперечисленных авторов, с чётко сформулированными и обоснованными принципами работы. Кроме того, автор опирается на свой 30-летний опыт работы с детьми в разных коллективах, использует ссылки на свои собственные статьи. В случаях цитирования в скобках указано имя автора, полный список литературы приведён в конце пособия.

К сожалению, в наши дни многие ценные методические пособия советских авторов, репертуарные сборники, сборники распеваний Д.И. Луканина, В.С. Попова, Н. Н. Добровольской и мн.др. нельзя найти в библиотеках, не выложены они и в интернете. Их можно найти в центральных библиотеках, библиотеках консерваторий, музыкальных вузов и колледжей. Т.е. широкому кругу преподавателей хора и учителей музыки эти издания, а, следовательно, и опыт работы наших известных педагогов-методистов не доступен.

В данном пособии охарактеризованы основные принципы организации вокально-хоровой работы с начинающими петь детьми младших классов. В отличие от других пособий, здесь сделана попытка учесть помимо традиционных методов работы новые, в последние десятилетия разработанные технологии вокально-хоровой практики и современного хорового исполнительства. Это касается тем « Певческое дыхание », в частности системы дыхательных упражнений, темы « Вокально-хоровые навыки » ( систематическая работа во всех регистрах детского голоса), введения ритмических игр и упражнений как дидактических заданий, так и самостоятельного жанра исполнительства.

Существенно обновлены и рекомендуемые репертуарные программы, в которых наряду с базовым репертуаром — замечательными песенными произведениями советского периода, рекомендован новый песенный репертуар детских композиторов Российской Федерации с широким представительством многих регионов страны, созданный в последние 20 лет. Новый песенный материал выстроен по степени усложнения материала и сгруппирован по темам в нескольких новых репертуарных сборниках. Следует сказать и об исполнительских нововведениях, которые потребуют от преподавателей хора творческого осмысления традиций исполнения песен разных жанров и компетентности в применении иных новых форм работы.

Смотрите так же:  Московский комсомолец пенсия

За 25 лет, прошедших со времени преобразования нашей страны из Советского Союза в современную Россию выросло несколько поколений. Сейчас мы воспитываем совершенное иное поколение, которое слушает новые сказки, смотрит другие мультфильмы, почти не читает, развивается в условиях победного нашествия массовой культуры, окружено миром « ценностей » рекламы, т.е. воспитывается на идеалах нового коммерциализированного общества. Всё меньше детей соприкасаются с настоящим искусством, значимыми культурными ценностями, им подменяет общение с искусством массовая культура и развлекательный досуг.

Смена экономического и социального устройства нашего общества, переходный период- перелом в развитии страны, всё это обусловило кризис нравственных представлений, смену духовных идеалов в обществе. В связи с неустойчивыми представлениями молодых родителей о поведенческих нормах, нравственных приоритетах в воспитании подрастающего поколения в школы приходит много детей разбалованных, расторможенных, неадекватных, не умеющих социализироваться в коллективе и т.д. (т.н. девиантное поведение). В таких условиях работа учителя требует не только хорошего профессионального знания своего предмета, владения методикой работы с детьми, умения организовать работу детского коллектива, но и умения позитивно, конструктивно реагировать на непростые, возникающие в классе ситуации. Роль учителя в воспитании детей, в том числе и трудных, средствами хорового искусства может быть очень значительна.

Приходится признать, что надо прилагать много усилий, чтобы противостоять засилью массовой культуры, быть авторитетными и состоятельными, уметь заинтересовать детей своим предметом, учить их думать, слушать, участвовать, творить, а не развлекаться.

Нам надо учить это новое поколение тому, чему учили нас наши учителя — удивляться прекрасному, слышать чудесное, отличать истинное, настоящее, нравственное от временного и поверхностного.

Наша задача – сохранить и передать наши отечественные хоровые традиции, а также чутко прислушиваться к новым тенденциям, выбирая ценное и достойное внимания.

Примерные годовые требования и основные задачи Распределение учебного материала по годам обучения

На начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

— организация работы певческого дыхания;

— постановка артикуляционного аппарата;

— формирование и произношение гласных звуков.

2. Работа в примарной зоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов.

3. Развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой ( legato ).

4. Работа над выразительным исполнением произведений.

На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

— контроль за певческой установкой;

— продолжение работы над певческим дыханием;

— работа над чистотой интонации;

— выработка четкой дикции и активной артикуляции;

— работа над чистотой интонации;

— формирование и произношение гласных звуков.

2. Расширение голосового диапазона.

3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой ( legato ). Освоение новых приёмов звуковедения ( non legato, staccato ).

4. Работа над произведениями а сарреllа с постепенным усложнением материала. Выразительное исполнение произведения как с инструментальным сопровождением, так и без него.

5. Работа над выразительным исполнением произведений.

На данном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

— контроль за певческой установкой;

— продолжение работы над певческим дыханием, осознанное пение на дыхании;

— работа над чистотой интонации;

— работа над артикуляцией;

— формирование и произношение гласных звуков, четкая подача текста.

2. Расширение певческого диапазона голоса.

3. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой ( legato ), другими приёмами звуковедения ( non legato, staccato ). Работа над сглаживанием переходных звуков.

4. Работа над произведениями, а сарреllа на основе более сложного музыкального материала.

5. Развитие навыков двухголосного пения. Канон, подголоски, нетерцовое эпизодическое двухголосие.

6. Работа над воплощением художественного образа произведений. Обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен.

Здоровьесберегающие технологии на уроках хора.

Система школьного образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируется бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников.

Уроки хора имеют свою специфику, т.к. пение, как учебный процесс, основано на работе голосовых связок и контролируемого дыхания. Во-первых, с медицинской точки зрения пение – это своеобразная гимнастика дыхания, которая благотворно влияет на развитие грудной клетки, способствует регуляции работы сердечнососудистой системы, улучшает газообмен в легких и пр. Уроки должны проходить в хорошо проветриваемых, не душных, достаточно больших помещениях, т .к. активное потребление кислорода во время пения большой группой детей, требует обязательного проветривания на переменах и возможно увлажнения воздуха во время отопительного сезона.

Во-вторых, во время урока хора можно чередовать пение стоя и сидя, что даёт преимущество перед другими занятиями, где дети только сидят.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть от умственного труда, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, они готовы работать снова, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Акцент в выборе упражнений для надо делать на разработку, разминку верхнего плечевого пояса (махи, круговые движения руками и т.д.), лёгкие упражнения для шеи (наклоны, растирания), повороты, растяжения вверх и другие несложные упражнения для позвоночника (растущее дерево).

Необходима так же ходьба на месте и другие возможные упражнения для ног, что очень важно для более старших детей, которым приходится в процессе репетиций дольше стоять

Быстрый темп, большая амплитуда движений возбуждают двигательную активность детей, что скажется отрицательно на их сосредоточенности в последующей работе, трудно будет собрать внимание. Большую пользу принесут упражнения в неторопливом темпе, растяжки, которые позволят « стряхнуть усталость », снять зажимы, восстановить кровообращение.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Многие преподаватели пения в хоровых студиях и школах опробовали на практике систему упражнений дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. Авторы-методисты так же рекомендуют весь комплекс упражнений для занятий проводить регулярно с целью настройки певческого аппарата, разминки дыхания, приведения организма в состояние активности, преодоления усталости и т.д. Кроме того, работает и лечебный эффект двигательно-дыхательных упражнений, который способствуют уменьшению отёка и застойных явлений лор-органов, подготавливают певческий аппарат к работе. Возможно ставить диск с записью гимнастики и делать упражнения одновременно с группой участников на экране: основные упражнения — Ладошки, Погончики, Насос, Кошка, Маятник (не менее 5 мин. для ощутимого эффекта от занятий).

Отзыв и рекомендация Г.П. Стуловой « Упражнения А. Н. Стрельниковой, основанные на сочетании дыхания с различными движениями рук, ног, головы и туловища, успешно тренируют мускулатуру дыхательного аппарата, активизируют кровообращение, способствуют возникновению положительных эмоций у учащихся на занятиях, повышают жизненный тонус всего организма, быстро восстанавливают работоспособность детей при появлении малейших признаков их утомления на занятиях »

Принцип положительного фона обучения, игровые методики.

Эмоции играют немаловажную роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Успешность обучения ребёнка, концентрация внимания опирается на интерес.

Основная задача учителя — заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью. С этой целью процесс обучения строится с использованием игровых методик и творческих заданий:

методики дидактических развивающих игр (разработана у Струве Г.А., других преподавателей студии « Пионерия »),

с использованием « говорящих » с детьми игрушек (театрализация),

сочинением сказок (сюжетов попевок, упражнений, сказок о ступенях лада, регистрах, интервалах),

совместным сочинением ступеневых и мелодических вариантов упражнений, распевок и т.д.

совместным обсуждением и разучиванием театрализованных сценических решений концертных программ.

1 класс: методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Основной метод обучения на раннем этапе — это показ учителя, ребёнок должен понять, осознать, повторить спетое или показанное ему возможно более похоже, или попытаться исправить то, что было спето им не так, найти механизм управления собственным голосом. В книге В. П. Морозова « Вокальный слух и голос » ( М.-Л., 1965) автор даёт такое определение « Сущность вокального слуха — в умении осознать принцип звукообразования. Слух накрепко связывается с мышечными, вибрационными, зрительными и другими чувствами… » Для освоения этих вокальных технологий ребёнку потребуется время, т.к. многие мышечные ощущения будут ему незнакомы.

Частота занятий для повторения упражнений очень важна, и, если на уроке музыки будут так же заниматься распеванием, как и на уроке хора, то успех, закрепление нужных навыков пойдёт быстрее.

По данным психологов для хорошего закрепления материала надо повторить упражнение не 1, не 2, а 7 раз! Если распевание повторяется секвенционно, например, по полутонам- то задача отчасти уже решается. А если это не секвенция, которая повторяется несколько раз, а просто отдельное упражнение, надо находить предлоги, игровые поводы, чтобы повторить задание с неослабевающим интересом несколько раз и добиться результативного запоминания.

Все методисты утверждают, что научить петь можно всех детей. Правда, процесс обучения, достижение результата, потребует различного времени для по-разному одарённых от природы детей. Главным критерием музыкальности при прослушивании детей является умение ребёнка чисто повторить мелодию голосом. Таких детей мало. Как правило, у детей отсутствует координация между голосом и слухом. В лучшем случае они поют где-то рядом. Так что на первых занятиях в песенках и упражнениях приходится добиваться прежде всего чистой интонации, попадания в нужный тон.

Очень важным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости:

голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

корпус держать прямо, без напряжения;

руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении и нарушает кровообращение.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Этот недостаток- зажатость плеч и шеи, напряжённый « вверх задранный » подбородок -довольно типичный недостаток, требующий индивидуальной работы с учащимся, т.к. закреплённый поведенческий навык просто указанием- опусти голову – не исправить, требуется наработка при пении новых мышечных ощущений.

Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует пению на опоре. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Можно детям сказать, что стоять при пении надо ровно- как стоит стойкий оловянный солдатик, а сидеть при пении, как король сидит на троне — ноги на полу, спина прямая.

Очень популярна и полезна для работы песня В. Кистеня на сл. В. Степанова « Петь приятно и удобно » ( Приложение 1).

3 этапа настройки голоса.

В своей книге « Хоровое пение в школе » ( М., 2013) Г.П. Стулова, анализируя комплекс задач для развития детского голоса, пишет, что задачи начального периода работы можно сформулировать в нескольких последовательных этапах:

Задача 1 этапа настройки голоса- раздышаться и раздвигаться (см. ниже тему « Певческое дыхание »).

Задача 2 этапа — разрезонироваться в речевом диапазоне. Сложно объяснить детям всю технологию устройства и владения резонаторами. В. И. Сафонова, предлагая разработанную ей систему упражнений для овладения резонаторами, предлагает объяснить детям, что у каждого есть « живой микрофончик », который находится в области переносицы, где обычно у людей « сидят » очки. Но он не всегда работает, то есть он может включаться или выключаться, что и отражается на качестве звука голоса. Обычно дети, даже совершенно не обученные пению, безошибочно определяют по звучанию голоса учителя, когда его « микрофончик » включен, а когда выключен. В первом случае голос звучит с резонированием, в близкой вокальной позиции, ярко, чисто по тембру, а во втором – без резонирования, тускло, не озвучено (см. в списке рекомендованной литературы статью В.И.Сафоновой –упражнения и методика).

Задача 3 этапа — раззвучаться в речи. Г.П.Стулова предлагает свою речевую методику чтения стихов, песенных текстов нараспев, которая подготавливает певческий этап занятий. Чтение осуществляется в достаточно быстром темпе, без изменения высоты звучания, но с растягиванием последнего ударного слога каждой фразы. Такое чтение напоминает мелодекламацию — чтение нараспев, какое в церковной практике называется « псалмодированием ». Быстрый темп произношения слов исключает появление зажимов артикуляционных органов при стабильном положении гортани. Чтение поставленным голосом в момент растягивания конца фразы органично переходит в пение (см. ниже упражнения и методику работы в разделе Декламация).

Смотрите так же:  Образец заявления на снятие с регистрационного учета осужденного

На практике все эти этапы последовательно входят в раздел урока распевание, которому надо отводить около 10 минут на уроке младшего хора. Упражнения должны быстро меняться- речевые, дыхательные, на звучание верхнего и нижнего резонаторов в верхнем и нижнем регистрах, глиссандо по всему диапазону, распевки с названием нот и т.д. Возможно уделять какому-то разделу больше времени на 1 уроке с целью достичь определённых результатов, на втором – другому разделу.

Различают несколько типов дыхания — грудное дыхание (ключичное), брюшное дыхание (диафрагматическое), смешанное (грудно-диафрагматическое).

На сегодняшний день в вокальной и педагогической практике наиболее удобным считается груднодиафрагматическое – смешанное дыхание. В дыхательном процессе грудь и диафрагма участвуют в равной степени. При таком типе дыхания легкие и нижние ребра расширяются в стороны, диафрагма, сокращаясь, без напряжения опускается, а стенки живота несколько выдвигаются вперед; активизируются брюшные мышцы, которые помогают сделать более глубокий вдох, чтобы запастись достаточным количеством воздуха. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными.

Этот тип дыхания является наиболее распространенным, так как при нем объем набираемого воздуха, увеличивается за счет одновременной активной работы грудной клетки и диафрагмы; мышцы брюшного пресса поддерживают дыхание, придают ему эластичность и силу; появляется возможность естественной координации подачи воздуха с другими частями голосового аппарата (по статье А.В. Покровского)

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в пении нужным смешанным, более глубоким или, как говорят, низким дыханием, надо использовать дыхательные упражнения в форме учебных заданий или игровых ситуаций изобразительного характера

Активные дыхательные упражнения или несколько упражнений подряд с глубоким вдохом-могут вызвать головокружение, гипервентиляцию лёгких, поэтому учитель должен контролировать продолжительность и активность дыхательных упражнений, предусмотреть смену типов упражнений и чередование их с другими заданиями.

Вдох делается и носом, и ртом одновременно. Когда молчим, мы дышим носом. При разговоре мы дышим и носом, и ртом. Если надо что-то сказать громко, потребуется большее усилие и дополнительный объём воздуха — больше вдыхаем ртом. Те же принципы работают при пении, при котором требуется больший расход воздуха на длительную фонацию, чем при разговоре.

Набираться должен не весь возможный объём воздуха, а малый или умеренный объём воздуха. Надо петь на малом, долго удерживаемом объёме воздуха.

С этой целью многие методисты (как дирижёры, так и вокальные педагоги) — рекомендуют делать сброс дыхания — выдох, а затем сразу начинать петь. Вдох при этом будет совершён в последний момент, рефлекторно, не осознанно быстро, и конечно, по объёму он не будет большим. Это упражнение поможет понять детям, что излишний объём при вдохе не нужен.

Осваивая новый тип дыхания, дети начинают дышать объёмно, глубоко. Учитель должен контролировать частоту упражнений и спокойный темп, чтобы не произошла гипервентиляция. Детям надо сказать, что эти не очень приятные ощущения головокружения могут появиться, но проходят быстро. Чтобы их избежать – слишком глубоко дышать не надо. Набрать мало дыхания, но не в плечи, а в животик, используя правильный тип вдоха. Если уделять дыхательным упражнениям время постоянно, останавливая пение детей при неправильном вдохе не только на распевании, но и при работе над репертуаром, то такой навык закрепится в течение первого года обучения.

Перед началом пения, после вдоха, надо сделать маленькую паузу — в это время дыхание задерживается, сразу не расходуется, затем –запеть.

Игровые варианты дыхательных упражнений

Вдох. Задержка дыхания.

Понюхать цветочек (розу, ромашку, гвоздику — кто, что любит. Задержать дыхание — спрятать аромат в животике — и подержать на заданный счёт, например, на 4. Потом спокойный выдох).

1. Тихо дуть на свечу, чтобы огонёк не погас (экономное расходование воздуха, удержание вдоха).

2. Дуть посильнее, чтобы от нашего ветерка легко качалась воображаемая занавеска (показать расстояние до неё примерно 1 метр) — проверка активности работы дыхательных мышц, умение их ощутить и включить в работу.

3. Надувать воображаемый шарик на 1-2 долгих выдоха и затем ещё один шумный долгий выдох с фонацией ВВВ или ФФФ- шарик в это время постепенно сдувается.

Второй вариант с другим звуком ХХХ.

Сначала руками показывается увеличивающийся круглый объём шарика. После задержки дыхания (1-2 секунды) – шарик спускает воздух, почти лопается со звуком пыхххххххх!, долго сдуваясь, в конце резкое окончание – выдох Х, сброс оставшегося воздуха. Руками показывать постепенное уменьшение объёма сдувающегося шарика и максимально самому « сжаться » в последний момент сброса.

Длинный выдох с пением звука У.

4. Зимний ветер поёт в лесу – тоненько, долго тянуть звук У.

5. Гудок гудит — тянуть звук У, считая его долготу, загибая пальцы на счёт. Дети 6-7 лет могут тянуть звук до 7-8 секунд. Возможно, пение У одновременно на разной высоте- низкие звуки-большой пароход, высокий гудок-маленький буксир и т.д.

6. Соревнование « удержу вдох », экономное расходование дыхания. Во время долгого пения звука на любой удобной высоте, держать руки на ширине около 30 см на уровне пояса, ладонь напротив ладони, не давать « сдуваться животику ». Плечи не подняты. До этого упражнения детей обязательно попросить поднять плечи и понять-ощутить, где они находятся, чтобы себя контролировать.

7. Соревнование « долгое пение на одном звуке » на любой высоте с пропеванием числительных — один-два и т.д.

Хорошим подспорьем в работе для преподавателей хора будет сборник « Песни доктора Лазарева (Лечебный, учебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора СОНАТАЛ-педагогики) » Главная их ценность — новый игровой, занимательный музыкальный материал, который в то же время помогает детям сконцентрироваться на выполнении поставленных задач.

В сборнике 51 песня. Во второй его части находятся песни, в которых с лечебной целью автором запланировано частое повторение определённых согласных и гласных звуков. Во многих песнях многократно повторяются звукосочетания, слоги, отдельные звуки, которые полезны и для воспитания певческих навыков, а также песни — упражнения, способствующие осознанию процесса дыхания (длинное дыхание, активная подача воздуха, толчки диафрагмы, снятие дыхания и проч.).

Ветер (звук У на crescendo и dim.)

Песок (длинный выдох, контролируемый произнесением звука Ссс)

Насос (активная работа дыхания)

Пароход (долгий звук У, экономное дыхание)

Паровоз (длинные фразы, сброс дыхания на нон-легато — Чух, чух)

Ёжик (толчки диафрагмы — звук Ф, чёткие снятия дыхания)

Комар (напряжение мышц живота, поддержка опоры), (Кузнечик и Комар. См Приложение 3)

Ощущение работы диафрагмы и тренировка смешанного типа дыхания (из опыта работы Инги Цимини, старшего методиста методического центра специального хорового и дополнительного образования детей Дворца школьников г. Рига, Латвия)

Надуем животиком плавательный круг (несколько вдохов с ощущением расширения объёма вокруг живота)

На нашем поясе – носики по кругу — дадим им вдохнуть

Собачка устала и часто дышит (высунув язык, быстро дышать, ощущая толчки диафрагмы и работу мышц живота)

Чем выше нота, тем больше напрягается животик. Пение нот на разной высоте с целью осознать напряжение мышц живота.

Упражнения сидя на брюшной пресс (поднять углом ноги) с целью осознать место напряжения мышц внизу живота при пении высоких нот.

В Латвии пение с предварительным сбросом дыхания не практикуется, но акцентируется внимание на небольшом вдохе, естественном объёме воздуха, который набирается без излишних мышечных усилий.

Ведущими методистами разработаны специальные комплексы дыхательных упражнений для работы с детским хором. Из книги Г.П. Стуловой « Хоровое пение в школе »: « Объем вдыхаемого воздуха перед атакой звука всегда должен быть малым или хотя бы умеренным.

Формирование навыков правильного певческого дыхания происходит поэтапно и очень постепенно. Для этого можно использовать следующие дыхательные упражнения:

— медленный вдох носом — произвольный выдох;

— медленный вдох носом — медленный выдох на согласных « ф » или « с », пока педагог считает до шести, постепенно удлиняя ряд чисел до двенадцати;

— короткий вдох носом — выдох со счётом самими учащимися нараспев в умеренном темпе, который при повторениях упражнения постепенно замедляется, а цифровой ряд удлиняется.

Последнее упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову без остановок, а также поворачивая голову направо и налево. Такие движения головой в сочетании с дыхательными движениями помогают добиться расслабления мышц шеи, нижней челюсти и глотки.

Медленный вдох и медленный выдох создают условия для достижения физической упругости и выносливости дыхательных мышц, что является основой развития навыка пения при сохранении положения вдоха. При этом необходимо иметь в виду, что сохранять положение вдоха в процессе фонационного выдоха легче удается певцам только при умеренном и даже скорее малом объеме вдыхаемого воздуха. Поэтому формирование навыка пения на малом вдохе является одной из основных задач педагога с самого начала работы с детским хором.

Условием для рефлекторного обеспечения малого вдоха является: соблюдение правильной вокальной установки корпуса при умеренном поджатии живота снизу, т. е. со стороны промежности ».

Из книги Ждановой Т.А. « Петь могут все » ( с сокращениями)

« Элементарные навыки дыхания:

– анализ вдоха (естественность, глубина), выяснение значения правильного дыхания (учитель может спеть на « опоре », а затем на выдохе; дети замечают, что звучит красивее).

– тренировка вдоха по руке дирижера – бесшумного, глубокого, короткого, небольшого и не судорожного, как бы « в пояс », как бы « внутри ». Мы фиксируем внимание детей на том, что при правильном вдохе расширяются верх живота и бока. Ученики прикладывают руки то к бокам, то к диафрагме и следят за результатами своего вдоха.

Еще упражнение: делая вдох по руке дирижера, дети держат палец у носа (вдох делается через нос и частично через рот). Затем резкий выдох всего набранного воздуха так, чтобы втянулся живот. А затем опять вдох и при этом, естественно, живот выталкивается вперед « как мячик ». В этом упражнении движение мышц живота утрируется специально для их тренировки. И в последующей работе будет легче добиться опоры на дыхание. Далее мы делаем это же упражнение, держа руки на поясе спереди, затем с боков, чтобы при вдохе ощущать, что руки вместе с ребрами раздвигаются в стороны;

Мы говорим детям, что в пении надо дышать так же, как обычно в жизни, свободно, спокойно, естественно, без набора излишков воздуха, и учим равномерно распределять певческое дыхание, заранее объявляя, до скольких будем считать во время звучания упражнения ».

Выразительное чтение стихов нараспев используется многими хормейстерами с целью тренировки дыхания, расширения диапазона, сглаживания регистрового порога. Во время разучивания стихов надо постоянно помнить о речевых возможностях детей этого возраста и неспешно проговаривать слова, при необходимости повторять трудные сочетания. Скороговорки и дикционные упражнения на сложные сочетания звуков важны на следующем этапе работы. Главная задача при чтении стихов в выработке плавности ведения фразы с повышением или понижением тона. Татьяна Боровик на своём сайте и в различных пособиях приводит много упражнений со звуками, слогами, стихами –это, так называемые допевческие упражнения, речевые задания.

В своей работе я использую распевное медленное чтение стихов с поставленной задачей выразительно передать содержание текста, рельефно — с повышением и понижением голоса, с почти распеванием слогов. Требуется выразить содержание стихотворения через интонацию, жест, мимику. Стихи читаются всей группой вместе с преподавателем, вариантов интонационного прочтения может быть не один.

Бедный зайка, бедный зайка,

Еле ухом шевелит!

Рассказать не может зайка —

От чего оно болит.

А я знаю — вся беда от соседского кота! Да!

( найти движения, жесты, которые помогут передать содержание)

Сшила бабушка пеленку.

Стала мама пеленать,

А малыш давай скакать,

Из пеленки прыг да скок –

И от мамы наутек. (В. Шумилин)

Во время чтения изображаем последовательно перечисляемые действия).

Муха едет на слоне

Очень важничает муха,

Если муха на слоне (Роман СЕФ)

( изображаем самодовольную муху и удивлённый народ)

Приводим речевые, декламационные упражнения из рабочей программы по хору хоровой школы « Апрель » ( Гатчина), где чтение стихов, помимо распевания гласных и особого интонирования. помогает ребёнку освоить и другие задания- самомассаж лица, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику (много подобных упражнений и стихов на детских сайтах, сайтах логопедов и т.д.):

« Самомассаж лица и шеи:

Упражнения для подготовки к вокальной работе используются на всех ступенях обучения

а) готовит мышцы к артикуляционной гимнастике;

б) вызывает прилив крови к мышцами лица и шеи;

в) помогает ребенку лучше управлять мышцами лица.