Меню Закрыть

Требования к занятиям физкультурой в школе

Требования к занятиям физкультурой в школе

Большой информационный архив

Гигиенические требования к местам занятий физической культурой в школе

В соответствии с ВСН 50—86 школы должны иметь спортивную зону и учебно-спортивные помещения.

Спортивная зона располагается на участке школы не менее чем в 10 м от окон. Ее размеры и оборудование зависят от типа школы. В неполной средней школе площадь спортивной зоны составляет 5800—7900 м 2 . В средней школе в зависимости от количества учеников она может быть от 4900 до 10 700 м 2 .

В школах всех типов в спортивной зоне размещается легкоатлетическая (4900 м 2 ) и гимнастическая (600 м ) площадки. Для средней школы на 1176—1960 учащихся проектируется площадка для футбола, ручного мяча и легкоатлетических метаний (2950 м 2 ), а также комбинированная площадка (480 м 2 ) для баскетбола, волейбола и других игр.

В неполной средней школе на 320 учащихся и в средней школе (392—784 учащихся) предусматривается малая площадка (1950 м 2 ) для спортивных игр — ручного мяча, баскетбола, волейбола и легкоатлетических метаний.

Для группы школ, проектируемых для всех климатических районов, при соответствующих обоснованиях допускается сооружение учебного крытого плавательного бассейна с ванной размером 12,5X6 м, а для группы школ, проектируемых для IV климатического района, — учебный открытый бассейн с подогреваемой водой. В зависимости от местных условий на земельных участках или в здании школы могут быть оборудованы учебные тиры.

Учебно-спортивные помещения школы включают в се бя спортивные залы и расположенные при них две раздевальни, две душевые, два туалета и две специальные комнаты: преподавательскую и для хранения спортивных снарядов и инвентаря. Размеры спортивных залов зависят от типа школы. В неполной средней и средней школах на 192—624 учащихся проектируется спортивный зал 9Х 18X5,4 м; в средней школе на 784—1176 учащихся— 12X24X6 м; в средней школе на 1586 учащихся размещаются два спортивных зала: один 12 Х 12 Х З м, а другой 12 X 24 X 6.-м.- В средней школе на 1960 учащихся также предусматриваются два спортивных зала: 12 X 12 X 3 и 15 X 30 X 6 м.

Спортивные залы находятся на первом этаже, изолированно от учебных секций, спальных помещений (в школе-интернате). Вход в спортивный зал должен быть непосредственно из раздевален или через обособленный коридор. Из спортивного зала или комнаты для хранения спортивных снарядов и инвентаря предусматривается выход на участок (для выноса спортивных снарядов или эвакуации учащихся).

Основные гигиенические требования к оборудованию, отоплению, вентиляции, освещению и эксплуатации спортивных залов школы совпадают с общими требованиями, предъявляемыми к обычным спортивным залам.

Температура воздуха в учебно-спортивных помещениях в зависимости от климатических районов должна быть следующей: в спортивных залах — 15—17 °С, в раздевальнях при спортивном зале и залах — 19—22 °С, в душевых — 25 °С, раздевальнях при душевых — 20— 23 °С, туалетах — 17—21 °С.

Методическая разработка по физкультуре на тему:
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Требования к учащимся на занятиях физической культуры

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

1. Занятия по физкультуре согласно учебной программе проводятся на улице
с 1 сентября по 15 октября, с 15 апреля по 31 мая (лёгкая атлетика).
2.Форма одежды – по погоде (спорт. костюм, головной убор, ветровка, куртка).
3.Занятия на улице проводятся при температуре до минус 15 и при ветре 1-2 м/с.
4.В случае плохой погоды (дождь, снег, резкое похолодание) занятия проходят в спортивном зале. Обувь для занятий в зале должна готовиться накануне. В грязной обуви ученики к уроку в зале не допускаются.
5. Медицинские справки об освобождении от занятий физкультурой на учебный год, а также рекомендации врачей (ЛФК, спецгруппа) предоставляются в медпункт школы до 15 сентября.
6.Все освобождённые от урока находятся вместе с классом и учителем.
7.Неоднократное отсутствие спортивной формы расценивается как неготовность к уроку без уважительной причины (оценка «2» /неуд./).
8.Записка от родителей не заменяет медицинскую справку и не является официальным документом.
9.Все нормативы должны быть сданы до 15 октября осенью и до 20 мая весной. Записки от родителей и медицинские справки о временном освобождении от уроков физкультуры не освобождают ученика от сдачи нормативов после выздоровления.
10. Оценки по физкультуре ученик получает:
• за практические занятия (активность на уроке, сдача нормативов);
• за участие в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях (кроссы, эстафеты, спортивные игры, выпуск стенгазеты);
• за знание теории (доклады по теме).
11.С 2011 года все учащиеся, освобождённые по состоянию здоровья от уроков физкультуры, обязаны иметь аттестацию по этому предмету в каждом триместре и в году. Оценки можно получить за знание теории (доклады, презентации, сообщения по теме (в рамках школьной программы), согласованной с учителем, выпуск стенгазеты), или посещения занятий ЛФК, откуда должна быть предоставлена справка и дневник с текущими отметками. Сроки выполнения и сдачи каждой работы определяются заранее вместе с учителем. Задание, не сданное вовремя, оценивается отметкой «2» (неуд.).
12.Неудовлетворительные оценки исправляются в назначенное учителем время.
13.Ученики обязаны выполнять на уроке все требования учителя, соблюдать технику безопасности. В случае плохого самочувствия или травмы немедленно сообщить об этом учителю.

Данные требования согласованы с администрацией центра образования

Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 2 (неудовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.
  3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.
  4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.
  5. Не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 3 (удовлетворительно) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Имеет с собой спортивную форму в неполном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, не имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.
  4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
  5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, не имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.
  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично ) в зависимости от следующих конкретных условий:

  1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
  2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
  3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается в спортивной секции,спортивной школе, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга.
  4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.
  5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Смотрите так же:  Налог на тигуан в год

Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры.

При выставлении триместровой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

Требования к спортивной форме на уроках физической культуры .

Для уроков физкультуры: форма для зала – белая футболка, темные спортивные шорты и кеды.

Вся форма так же должна быть подписана, убрана в мешок для спортивной формы (лучше, тканевый мешок).

Обувь со шнурками дети должны уметь завязывать сами, слишком длинные шнурки создают травмоопасные ситуации на уроках, спортивная обувь не должна быть ребенку велика или тесна, подошва не должна быть скользкой.

Для занятий в зале дети не допускаются в грязной обуви.

Освобождением от физкультуры является только справка от врача.

Дети, имеющие специальную группу здоровья и ЛФК, занимаются лечебной физкультурой только в поликлинике. Дети с подготовительной группой здоровья освобождены от сдачи нормативов, участия в соревнованиях и занимаются физкультурой со сниженной нагрузкой.

Соблюдение детьми техники безопасности на уроках обязательно.

Вступает в силу 1 сентября 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной группы физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях обучающиеся допускаются с разрешения медицинского работника.

Одежда для физкультурных занятий на улице

Приложение 19 к

Рекомендации к одежде

при проведении физкультурных занятий на воздухе

Новый САНПИН 2.4.2.2821-10 по физкультуре

Новый САНПИН 2.4.2.2821-10

вводится в действие с 01.09.2011г..

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Просит внимательно изучить новые требования и довести до сведения всех заинтересованных лиц в образовательных учреждениях!

«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

— организованных подвижных игр на переменах;

— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (Приложение 7).

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону. 4 — 6 — то же в другую сторону. 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7 — 8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13 — 14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза -средний, 4 — 5 — быстрый, 6 — медленный.

Приложение 5

к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 — 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 — 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 — 5 раз.

Смотрите так же:  Пособие до 15 лет в 2018 году по мрот

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторять 4 — 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторять 1 — 2 раза.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 88»

В школе созданы необходимые материально-технические, кадровые и организационно – педагогические условия для занятий физкультурой и спортом. Спортивная база отвечает современным требованиям.

Материально-технические условия:
• имеется физкультурный зал, зал ритмики, летняя спортивная площадка, стадион с футбольным полем и беговой дорожкой, ограждённое поле с искусственным покрытием для мини футбола, баскетбола, волейбола и тенниса.
• физкультурный зал оснащен необходимым оборудованием, позволяет реализовывать образовательную программу по физической культуре на начальной, основной и старшей ступенях обучения;
• в программе зимних видов спорта для обучающихся введена лыжная подготовка. Для этого в школе имеются лыжи с ботинками и лыжные палки разных размеров, на территории школы есть условия для прокладывания лыжни.

Кадровые условия: уроки физической культуры преподают трое учителей. Двое из них имеют высшие специальное образование; 1 – курсы повышения квалификации преподавателей физкультуры. В школе проводятся занятия с обучающимися, отнесёнными по медицинским показателям с спецгруппе А. Деятельность учителей осуществляется в рамках требований должностных инструкций учителя физкультуры.
Организационно-педагогические условия:
Занятия физической культурой проводятся по утвержденному директором школы расписанию. Учебно-методический комплекс разработан согласно варианту базисного учебного плана образовательных учреждений на основе программы: «Комплексная программа по физическому воспитанию».
Важнейшим условием обеспечения уроков физической культуры является соблюдение общих педагогических принципов и методических закономерностей процесса физического воспитания.
Учителями физической культуры осуществляется мониторинг сформированности физических качеств обучающихся с 1 – 11 класс.
В спортивных залах имеются инструкции по технике безопасности, аптечка первой медицинской помощи.
Контроль выполнения программы, ведения текущей документации учителя физкультуры, качества образования осуществляет заместитель директора по учебной, воспитательной работе.

В работе используются следующие формы занятий:
1. Уроки (предметные, комплексные):
2. Внеклассные занятия:
• секции,
• соревнования,
• дни здоровья,
• массовые мероприятия
3. Внешкольные занятия:
• занятия на базе пришкольных спортивных сооружений, стадиона.

В школе действует широкий спектр спортивных секций, рассчитанных на все возрастные категории.

Школа проводит большое количество спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Учащиеся школы часто являются призерами и победителями муниципальных спортивных мероприятий.

Требования к уроку физической культуры в школе;

В связи с тем что урок физической культуры — основная фор­ма организации физического воспитания учащихся общеобразо­вательных школ, от его качества и результативности во многом зависит успешное решение широкого круга задач, поставленных перед школой и системой физического воспитания. Поэтому в об­щей и частных дидактиках выделен ряд требований, предъявляе­мых к уроку. Они могут быть скорректированы, дополнены и час­тично изменены в соответствии с доминирующими на разных эта­пах развития общества направленностью, целями и задачами дея­тельности самой общеобразовательной школы и школьного звена государственной системы физического воспитания.

Самые общие требования, которые остаются неизменными на протяжении всего периода существования школьного звена сис­темы физического воспитания, — соответствие содержания урока принципам дидактики и системы физического воспитания.

— содержание обучения должно быть научным, доступным, тес­но связанным с социальной практикой общества, систематичным и последовательным;

— на уроках должны быть обеспечены активность и сознатель­ность усвоения школьниками учебного материла;

— в преподавании следует оптимально сочетать словесные, на­глядные и практические, репродуктивные и поисковые методы;

— обучение должно обеспечить прочность усвоения изучаемо­го, единство обучения, воспитания и развития школьников.

Поэтому для современного урока прежде всего характерно ком­плексное планирование задач формирования знаний, практиче­ских умений, воспитания идейно-нравственных качеств лично­сти, развития интеллекта, воли, эмоций, способностей школь­ников. Исходя из этого, учитель физической культуры должен на­мечать на уроке задачи образовательного, воспитательного и раз­вивающего характера.

Таковы общедидактические требования к уроку физической культуры.

Частнодидактические требования к уроку физи­ческой культуры:

1. Образовательная направленность, обеспечение физкультурной образованности школьников при обязательной воспитательной направленности 1 . Это значит, что процесс формирования систе­мы теоретических сведений (знаний), двигательных навыков, уме­ний самостоятельно заниматься физическими упражнениями и развития двигательных качеств одновременно направлен на ук­репление здоровья учащихся и формирование их мировоззрения и убеждений.

2. Планомерность реализации цели, образовательных, воспитатель­ных и оздоровительных задач, т. е. на каждом уроке решаются конк­ретные и заранее намеченные задачи, представляющие собой сис­тему задач для достижения конечной или поэтапной цели обуче­ния, воспитания и оздоровления детей в соответствии с програм­мой. Учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирова­на с учетом коллективных и индивидуальных особенностей уча­щихся класса: быть доступной для выполнения, в меру индивидуа­лизированной и требующей определенных усилий, вызывать поло­жительные эмоции. Результаты урока, так же как его цели и зада­чи, должны быть доведены до учащихся и осознаны ими.

3. Урок физической культуры независимо от его педагогических целей и задач должен быть подчинен целям нравственного воспита­ния, конкретные задачи которого решаются попутно, в единстве со специфическими, в соответствии со складывающимися усло­виями (или специально созданными). Аналогичным путем реша­ются задачи эстетического воспитания 2 .

4. Учебная деятельность учащихся должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления. Физические и интеллек­туальные усилия должны варьироваться по интенсивности так, чтобы обеспечить максимально возможную занятость, оптималь-

1 Физическая культура в школе. — 1985. — № 3. — С. 64.

2 Грантынь К.Х., Шитикова Г. Ф. Требования к уроку // Физическая культура
в школе. — 1974. — № 11.

ный уровень работоспособности занимающихся на протяжении всего урока.

5. Содержание урока должно соответствовать конкретным осо­бенностям каждого класса. Отсюда вытекает необходимость систе­матически изучать учащихся. Если учитель располагает сведения­ми о состоянии здоровья, физическом развитии, физической под­готовленности своих учеников, ему следует дополнительно выяс­нить, каковы их общественная активность, отношение к учебе вообще и физической культуре в частности, ведущие интересы, склонности, навыки учебного труда, успеваемость, волевые и моральные качества, работоспособность и влияние на них микро-и макросреды и др., т. е. все основные компоненты структуры лич­ности школьников. Без систематического изучения учащихся не­возможно конкретизировать цели, задачи, содержание, методы урока физической культуры.

6. Разнообразие приемов организации урока, методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока. Здесь недопусти­мы шаблон, использование узкого круга приемов организации, средств и методов обучения и воспитания.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы становления урока как формы организа­ции занятий физической культурой в школе.

2. Каково место урока в структуре педагогической системы учебного предмета «Физическая культура»?

3. Что определяет вид урока физической культуры?

4. Что определяет тип урока физической культуры?

5. Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и типам.

6. Что составляет содержание урока физической культуры?

7. Что называется структурой урока физической культуры?

8. Назовите элементы структуры урока физической культуры по их частям.

«Требования СанПиН по физической культуре к образовательной среде ООО »

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

«Требования СанПиН по физической культуре к образовательной среде ООО »

Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, на эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

В настоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физкультуры. Чтобы повысить уровень посещаемости и интереса у детей на занятиях преподаватели физической культуры используют нестандартное оборудование.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Нестандартное оборудование привлекает внимание детей, поддерживает интерес к занятиям, дает положительный эмоциональный настрой.

Введение в учебный план общеобразовательной школы третьего часа физической культуры имеет следствием расширение требований к качеству спортивных объектов, рост внимания к приведению спортивных залов в соответствие с гигиеническими требованиями СанПиН к условиям обучения. Мощным импульсом к укреплению здоровья школьников стало развитие конкурсного движения, включая всероссийские спортивные соревнования «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры».

Смотрите так же:  Транспортный налог 2018 ставки в краснодарском крае

Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольная спортивная площадка должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы на базовом уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения. Анализ имеющихся условий организации образовательного процесса направлен на выявление проблем в ресурсном обеспечении школы и завершается обоснованными выводами и перечнем необходимых изменений, которые нужно внести в организацию образовательного процесса на основе сравнительной характеристики исходного и требуемого состояния. Критерии готовности образовательного учреждения к переходу на работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

1. Разработана и утверждена основная 3-х часовая образовательная программа по физической культуре. Наличие отработанной структуры учебно-воспитательного процесса.

2. Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями стандарта (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.).

3. Приведены в соответствие с требованиями стандарта должностные инструкции работников по физической культуре.

4. Определен список учебников, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

5. Разработаны локальные акты. АКТ испытания гимнастических снарядов и оборудования. АКТ-РАЗРЕШЕНИЕ на проведение занятий в спортивном зале. Протокол проверки освещенности спортивного зала.

6. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей).

7. Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта.

8. Осуществлено повышение квалификации учителей физической культуры.

9.Обеспечение требований СанПиНов (освещение, температурный режим, душевые, туалеты и т.д.)

10. Спортивный зал школы поддерживается в хорошем состоянии (косметические ремонты)

11. На территории школы имеется разметка на асфальте для эстафет и забегов.

12. Выполняется сан.дез.режим согласно САН-ПИН 2.4.1. 1249-03.

13. Разработана программа «Здоровье». Готовность к диссеминации инновационного опыта работы по внедрению опыта. Эффективность вышеописанной инновационной деятельности выражается в следующем:

· компенсация потребностей двигательных особенностей учащихся школы, соответственно возрастным особенностям;

· повышение мотивации к занятиям физкультурой и спортом, здоровому образу жизни;

· повышение уровня физической подготовленности;

В школе создана комплексная система, способствующая физическому совершенствованию обучающихся.

Мониторинг уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности, который ежегодно осуществляется медицинским работником и учителями физической культуры в сентябре и в мае, позволяет эффективно осуществлять личностно-ориентированное образование на уроках физической культуры. Совокупность таких шагов, как введение мониторинга физического развития учащихся («паспортов здоровья»), а также ведение учениками собственного «Дневника здоровья» позволяет говорить о возникновении такого чрезвычайно ценного эффекта, как превращение самих школьников в юных граждан, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением.

14. Разработана и внедрена в практику технология дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре с учетом состояния физического развития;

Дифференцированный подход с учетом состояния здоровья и физической подготовленности учащихся позволяет детям чувствовать себя на уроке комфортно, смело идти на урок физкультуры, не стесняться своих сверстников с более высоким уровнем физической подготовленности, сохранять и укреплять свое здоровье и повышать свои спортивные достижения.

В ходе вышеописанной инновационной деятельности были определены следующие проблемы:

— недостаточное финансирование ОУ;

— необходимость постоянного совершенствования материально-технической базы. (Обновление спортивного оборудования)

— Благоустройство спортивной площадки. (На территории школы необходима полоса препятствий, беговая дорожка (песочная), тренажерный зал.)

Средства ИКТ (обязательно – на рабочем месте учителя. Монитор – по возможности жидкокристаллический, колонки.)

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10. ─ М: УЦ Перспектива, 2011. ‒ 64 с.

«Требования СанПиН по физической культуре к образовательной среде ООО »

Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, на эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

В настоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого у детей падает интерес к урокам физкультуры. Чтобы повысить уровень посещаемости и интереса у детей на занятиях преподаватели физической культуры используют нестандартное оборудование.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Нестандартное оборудование привлекает внимание детей, поддерживает интерес к занятиям, дает положительный эмоциональный настрой.

Введение в учебный план общеобразовательной школы третьего часа физической культуры имеет следствием расширение требований к качеству спортивных объектов, рост внимания к приведению спортивных залов в соответствие с гигиеническими требованиями СанПиН к условиям обучения. Мощным импульсом к укреплению здоровья школьников стало развитие конкурсного движения, включая всероссийские спортивные соревнования «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры».

Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольная спортивная площадка должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы на базовом уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения. Анализ имеющихся условий организации образовательного процесса направлен на выявление проблем в ресурсном обеспечении школы и завершается обоснованными выводами и перечнем необходимых изменений, которые нужно внести в организацию образовательного процесса на основе сравнительной характеристики исходного и требуемого состояния. Критерии готовности образовательного учреждения к переходу на работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

1. Разработана и утверждена основная 3-х часовая образовательная программа по физической культуре. Наличие отработанной структуры учебно-воспитательного процесса.

2. Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями стандарта (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.).

3. Приведены в соответствие с требованиями стандарта должностные инструкции работников по физической культуре.

4. Определен список учебников, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

5. Разработаны локальные акты.АКТ испытания гимнастических снарядов и оборудования.АКТ-РАЗРЕШЕНИЕ на проведение занятий в спортивном зале. Протокол проверки освещенности спортивного зала.

6. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей).

7. Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта.

8. Осуществлено повышение квалификации учителей физической культуры.

9.Обеспечение требований СанПиНов (освещение, температурный режим, душевые, туалеты и т.д.)

10. Спортивный зал школы поддерживается в хорошем состоянии (косметические ремонты)

11. На территории школы имеется разметка на асфальте для эстафет и забегов.

12. Выполняется сан.дез.режим согласно САН-ПИН 2.4.1. 1249-03.

13. Разработана программа «Здоровье». Готовность к диссеминации инновационного опыта работы по внедрению опыта. Эффективность вышеописанной инновационной деятельности выражается в следующем:

· компенсация потребностей двигательных особенностей учащихся школы, соответственно возрастным особенностям;

· повышение мотивации к занятиям физкультурой и спортом, здоровому образу жизни;

· повышение уровня физической подготовленности;

В школе создана комплексная система, способствующая физическому совершенствованию обучающихся.

Мониторинг уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности, который ежегодно осуществляется медицинским работником и учителями физической культуры в сентябре и в мае, позволяет эффективно осуществлять личностно-ориентированное образование на уроках физической культуры. Совокупность таких шагов, как введение мониторинга физического развития учащихся («паспортов здоровья»), а также ведение учениками собственного «Дневника здоровья» позволяет говорить о возникновении такого чрезвычайно ценного эффекта, как превращение самих школьников в юных граждан, знающих состояние своего здоровья и сознательно и ответственно следящих за его укреплением.

14. Разработана и внедрена в практику технология дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре с учетом состояния физического развития;

Дифференцированный подход с учетом состояния здоровья и физической подготовленности учащихся позволяет детям чувствовать себя на уроке комфортно, смело идти на урок физкультуры, не стесняться своих сверстников с более высоким уровнем физической подготовленности, сохранять и укреплять свое здоровье и повышать свои спортивные достижения.

В ходе вышеописанной инновационной деятельности были определены следующие проблемы:

— недостаточное финансирование ОУ;

— необходимость постоянного совершенствования материально-технической базы. (Обновление спортивного оборудования)

— Благоустройство спортивной площадки. (На территории школы необходима полоса препятствий, беговая дорожка (песочная), тренажерный зал.)

Средства ИКТ (обязательно – на рабочем месте учителя. Монитор – по возможности жидкокристаллический, колонки.)