Меню Закрыть

Полномочия налоговых органов ответ

Полномочия налоговых органов

Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия налоговых органов (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Полномочия налоговых органов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Полномочия налоговых органов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Полномочия налоговых органов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

ФНС России предлагает расширить полномочия налоговых органов по контролю банковских счетов физлиц

Сведения о банковских счетах (и пр.) физических лиц, не являющихся ИП, справки об остатках электронных денежных средств и о электронных переводах могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих физлиц либо истребования у них документов (письмо ФНС России от 28 июня 2018 г. № ЕД-4-2/[email protected]).

  1. В случае направления запроса о представлении таких данных в отношении счетов, открытых физическим лицам, наличие указанного согласия прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Однако правового механизма, позволяющего банку проверять наличие вышеуказанного согласия, в НК РФ нет.
  2. Банк при получении запроса налоговых органов о счетах клиента – ИП, представляет сведения только о его счетах, используемых для предпринимательской деятельности. Информация по счетам, открытым ему как физическому лицу, не указывается.
  3. Банк при получении запроса налоговых органов о счетах клиента – физического лица, представляет сведения обо всех открытых этому физлицу счетах, включая используемые им для предпринимательской деятельности.

Об открытии или закрытии каких счетов банк обязан сообщить налоговому органу? Ответ — в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом ФНС России считает целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в НК РФ, связанных с расширением полномочий налоговых органов в целях совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности. В частности, предлагается распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытых в банках, вне рамок налоговой проверки. Обоснование необходимости изменений уже направлено в адрес Минфина России.

Как руководствоваться разъяснениями налоговых органов

Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности, если он руководствовался разъяснением налогового органа?

Выполнение компанией письменных разъяснений уполномоченных органов государственной власти (их должностных лиц) в пределах своей компетенции об исчислении и уплате налогов освобождает ее от ответственности при совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ).

Однако полномочия финансовых и налоговых органов существенно различаются. Минфин России обязан по запросу налогоплательщика представлять ему письменные разъяснения по вопросам налогообложения (ст. 34.2 НК РФ). А налоговые органы должны лишь своевременно и в полном объеме информировать налогоплательщиков о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Кроме того, следует уточнить, о каком разъяснении идет речь: письменном или устном? В настоящее время в каждой районной налоговой инспекции имеются так называемые справочно-консультационные пункты, где дежурный инспектор в устной форме отвечает на многочисленные вопросы налогоплательщиков, большинство из которых носят справочно-информационный характер. То есть ожидать от рядового инспектора, что он сразу исчерпывающе ответит на действительно проблемный вопрос налогоплательщика, было бы наивно.

А вот письменный ответ налогового органа на письменный запрос налогоплательщика носит уже более доказательный характер, так как такой ответ подписан руководящим работником налоговой инспекции. То есть письменные разъяснения, данные руководителем (заместителем руководителя) налогового органа можно квалифицировать как разъяснение компетентного должностного лица.

Тем не менее, при установлении факта налогового правонарушения защититься в суде письменным разъяснением налогового органа удается далеко не всегда. Ведь по смыслу ст. 32 НК РФ ответ налоговой инспекции представляет собой информационное сообщение, которое не имеет юридической силы и не может освободить от налоговой ответственности.

Дело в том, что положения этой нормы к компетенции налоговых органов в части разъяснительной работы относят только разъяснение порядка заполнения форм налоговых деклараций или расчетов. Разъяснение иных вопросов налогового законодательства, например, есть ли у компании право на вычет НДС или можно ли учесть спорные расходы, в компетенцию налоговой службы не входит. К такому выводу зачастую приходят и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.11 №А45-8771/2010 и от 01.09.08 №А44-86/2008).

У налогоплательщика больше шансов отстоять свою позицию в суде, ссылаясь не на информационные сообщения территориальных налоговых органов, а на письма финансового ведомства. Но и в этом случае есть свои нюансы. Так, в Письме от 02.11.10 №03-03-06/1/684 Минфин России указывает, что освобождение от ответственности не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком. Ответ должностного лица в принципе не может учитывать те детали, которые налогоплательщик не сообщил в своем запросе. А такое случается очень часто.

Имели место случаи, когда адресное разъяснение Минфина России, данное налогоплательщику, суд оценил как не содержащее надлежащей аргументации по сути вопроса. В этой связи суд указал, что такое письмо не может рассматриваться в качестве основания для заявления о наличии обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика в совершении правонарушения».

Как же поступают в таких случаях умудренные опытом налогоплательщики? А очень просто – они рассылают свой письменный запрос сразу в несколько инстанций: в районные налоговые инспекции, в управления налоговых органов, в Минфин России, иные компетентные органы. Если разъяснения уполномоченных органов в принципе совпадут, то ими вполне можно руководствоваться.

Летние разъяснения налоговых органов: чего ждать налогоплательщикам?

Минувшее лето выдалось богатым на разъяснения Федеральной налоговой службы. До сведения налогоплательщиков в той или иной степени были доведены и уже устоявшиеся позиции налоговиков, и свежие разъяснения. О новых и весьма интересных письмах ФНС России, касающихся наиболее «горячих» вопросов проведения налоговых проверок и налогового администрирования, в ходе вебинара рассказали специалисты группы PwC Legal по разрешению налоговых споров — партнер, руководитель практики Раиса Алексахина и юрист Андрей Тамразов.

Безусловную пальму первенства в своеобразном хит-параде разъяснений от ФНС России эксперты отдали нашумевшему письму контролирующего ведомства от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». И первенство это — по позициям, изложенным в письме, по резонансу, которое оно вызвало, — вполне заслуженно.

ФНС вводит в практику аннулирование деклараций

Документ очень любопытный. Следует обратить внимание на два блока информации, которые содержатся в этом письме. Первый блок описывает признаки недобросовестных налогоплательщиков. Второй блок — информация, которая непосредственно касается аннулирования налоговых деклараций.

Это письмо говорит о том, что в случае, если есть определенные сомнения в добросовестности налогоплательщика, необходимо еще до срока подачи налоговых деклараций (а речь идет о налоге на добавленную стоимость и налоге на прибыль) провести ряд мероприятий по выявлению, подтверждению или опровержению признаков недобросовестности.

Какие мероприятия необходимо провести? Предлагается провести допросы руководителей, учредителей, доверенных лиц и владельцев сертификатов ключей проверки электронной цифровой подписи. В случае необходимости ФНС рекомендует своим сотрудникам истребовать документы у банковских учреждений, провести соответствующие экспертизы, включая почерковедческую, автороведческую, технико-криминалистическую, дабы убедиться в достоверности подписи на документах. И если есть необходимость — провести осмотры. При этом эти мероприятия рекомендуется проводить еще до окончания срока камеральной проверки. И вот в случае, когда по совокупности таких мероприятий выяснится, что налогоплательщик вызывает подозрения, территориальным налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования налоговых деклараций.

Что это за механизм такой — аннулирование деклараций?

В случае документального подтверждения подписания декларации лицом, не имеющим на это полномочий, и получения разрешения от вышестоящего налогового органа в течение пяти рабочих дней территориальный налоговый орган в адрес налогоплательщика направляет уведомление о признании налоговой декларации недействительной.

При этом ФНС России обращает внимание на то, что аннулирование происходит только после согласования с вышестоящим налоговым органом, на основании служебной записки, в которой отражается информация, собранная в ходе предварительных контрольных мероприятий.

Далее в своей базе данных налоговики переводят налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль нерадивых налогоплательщиков в «Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке» или «Реестр деклараций ФЛ, не подлежащих обработке» (к письму, которое адресовано сотрудникам Федеральной налоговой службы, приложена подробная инструкция, как именно осуществляется данная операция).

Смотрите так же:  Патент оплата по регистрации

Но в данном случае нас абсолютно не интересуют технические вопросы (о них подробнее см. «ФНС заставит налогоплательщиков отозвать декларации. Или сделает это сама», «ЭЖ-Бухгалтер», № 30, 2018). Гораздо интереснее проанализировать данное письмо на соответствие праву.

Вопрос соответствия Налоговому кодексу и Конституции

Дело в том, что в российском Налоговом кодексе нет такой процедуры — отзыв (аннулирование) налоговых деклараций. И ни в каком другом нормативном акте тоже нет. Так что это исключительно инициатива налогового ведомства, которое, похоже, в борьбе с налоговыми нарушениями начало усиленно дуть на воду. Письмо издано в целях профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям ст. 80 Налогового кодекса. И заметим, что механизма «обратного перевода» деклараций из аннулированных в «годные» письмо не содержит. То есть, если налоговики посчитали, что налогоплательщик подпадает под признаки недобросовестного, то узнать об этом он сможет только через пять дней и постфактум, когда его декларации попадут в соответствующий реестр.

Теперь самое время поговорить о признаках недобросовестности. А вернее, о том, что считают таковыми представители ФНС России.

В ходе вебинара А. Тамразов отметил особо: данный перечень является открытым. Более того, письмо не отвечает на вопрос: для запуска процедуры аннулирования деклараций налоговикам придется анализировать совокупность сформулированных ими признаков, или достаточно будет наличия одного из них?

Да и сами признаки, перечисленные в письме, примечательны. Рассмотрим некоторые из них:

1. Уточненная декларация содержит некорректный порядковый номер. В принципе сам по себе некорректный номер ни о чем не говорит: это может быть человеческий фактор — бухгалтер при подготовке декларации мог просто допустить техническую ошибку. Тем не менее, это уже ставится в своего рода вину налогоплательщику и выступает в качестве самостоятельного признака.

2. Руководители организации более двух раз уклоняются от явки на допрос. Опять же, мы не видим конкретики, никакой дифференциации: в течение какого периода подозреваемый уклонился от допроса, по каким причинам и т.д. Впрочем, с натяжкой, но можно считать, что речь идет именно об умышленном уклонении от допроса. Куда сложнее с третьим признаком.

3. Допросы лиц проводятся в присутствии их представителей (адвокатов). Здесь сразу возникает вопрос: а как же ст. 48 Конституции РФ о праве на квалифицированную юридическую помощь? Во всем мире, да и в России, до недавнего времени признавалось, что при любом взаимодействии с любыми государственными органами, в том числе налоговыми, присутствие адвоката, квалифицированных юристов является нормой, а не каким-то показателем того, что лицо, которое прибегает к такой помощи, пытается пойти на какие-то недобросовестные действия.

Данный пункт вызвал шквал критики, в том числе и в СМИ. Говоря о письме № ЕД-4-15/13247, президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко возмутился тем, что вполне правомерное поведение гражданина, которое должно бы приветствоваться государством, рассматривается как провокационное и подозрительное, и даже как отягчающее обстоятельство.

Как отметил Ю. Пилипенко, поскольку письмо ФНС России предназначено широкому кругу госорганов и их должностных лиц, носит инструктивный характер и направлено на неоднократное применение, оно приобретает нормативные свойства (что следует из постановления Конституционного суда РФ от 31.03.2015 № 6-П). И применение на практике его требований может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участию адвокатов в допросе.

Справедливости ради надо сказать, что представители ФНС России уже заявили: ст. 48 Конституции является нормой прямого действия, а вышеуказанный признак может быть использован только в совокупности с другими факторами. В ответ на соответствующий запрос «Адвокатской газеты» ФНС России указала, что письмо «О профилактике нарушений налогового законодательства» «является одним из элементов дальнейшего развития риск-ориентированного подхода в налоговом администрировании». В соответствии с разъяснениями ведомства указанные в письме признаки не являются фактами нарушения налогового законодательства, а используются налоговыми органами в аналитических системах формирования списков налогоплательщиков, в деятельности которых, возможно, имеются налоговые риски.

Закрывая обсуждение этого письма, Р. Алексахина посоветовала слушателям вебинара как следует изучить все критерии, которые привели налоговики в этом письме. По ее убеждению, этот перечень, который представила нам ФНС России как признаки, свидетельствующие о возможной непричастности к ведению деятельности, будут использоваться, будут тестироваться и в других случаях, не обязательно только для целей принятия решения об аннулировании или неаннулировании деклараций.

Выездные проверки, уточненные декларации и доначисления

Следующий документ, который вызвал интерес у экспертов PwC, — письмо ФНС России от 07.06.2018 № СА-4-7/[email protected] «По вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок».

Письмо касается определения действительных налоговых обязательств налогоплательщиков. А. Тамразов отметил, что хотя позиции, изложенные здесь, не являются новыми, но тем не менее ФНС России расставила определенные акценты по наиболее горячим вопросам налогового администрирования. Можно выделить три основных блока:

1. Возможность пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок.

2. Установление фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления в рамках выездной налоговой проверки иных налогов.

3. Установление налоговых обязательств при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.

Что касается позиции ФНС России по поводу того, что те выводы, которые были сделаны по результатам камеральных налоговых проверок, можно пересмотреть в ходе выездных налоговых проверок в отношении тех же периодов, достаточно обоснованны и объективны. Особенно с учетом того, что как полномочия налоговых органов, так и мероприятия налогового контроля в ходе выездных проверок гораздо шире, чем при камеральных проверках. Обусловлено это тем, что они направлены на установление фактических обстоятельств, которые на месте, «в поле» могут быть выявлены в гораздо большем объеме, чем в ходе камеральных проверок. И данный вопрос был уже рассмотрен на уровне Президиума ВАС РФ (см. постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11 по делу № А33-10298/2010 (ООО «Карабулалеспром»)).

Это же касается и второй заявленной в письме позиции. Если налоговый орган, проведя проверку, доначисляет иные налоги, то он должен установить фактические налоговые обязательства компании и скорректировать соответствующим образом расходы по налогу на прибыль. Данный вопрос также был изучен в ходе рассмотрения нескольких дел на уровне Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (см. определения Верховного суда РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015, от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 по делу № А40-159258/2015, от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015, см. также Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 1 (2017)).

Самым же дискуссионным выглядит третий блок, так же, как и в случае с аннулированием деклараций, не урегулированный Налоговым кодексом К РФ.

Что делать, если под конец выездной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию в отношении проверяемого периода? Позиция ФНС России непоколебима: в этом случае налоговый орган может провести дополнительные мероприятия налогового контроля и учесть данные декларации, либо же он может проигнорировать, не учитывать эти данные и провести повторную выездную проверку за корректируемый период.

В этой связи хотелось бы отметить позицию ВС РФ по вопросу о том, в течение какого срока может быть назначена повторная проверка в случае подачи уточненной декларации. ВС РФ отметил, что назначена она должна быть в разумный срок. Однако каких-то более четких критериев он не предусмотрел (см. Определение ВС РФ № 305-КГ17-19973 по делу по делу № А40-230080/2016). Но он же отметил, что разумность не подразумевает начала проверки спустя два налоговых периода после подачи уточненной декларации. То есть на тот момент, когда налогоплательщик полагал, что все свои обязательства должным образом исполнил.

При рассмотрении настоящего дела суды установили, что повторная выездная налоговая проверка назначена спустя один год 10 месяцев после представления в налоговый орган налоговой декларации, что само по себе является значительным сроком. При этом доводы налогового органа, обосновывающие обстоятельства, связанные с назначением повторной выездной налоговой проверки, суды оставили без соответствующей правовой оценки.

Следовательно, в отсутствие оценки разумности срока назначения повторной выездной проверки, в данной ситуации вывод судов о том, что решение инспекции о назначении проверки не нарушает права и законные интересы общества, не может быть признан правомерным.

Смотрите так же:  35 at 249 лС налог

Определение ВС РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016

Данное письмо, считает А. Тамразов, довольно позитивное, оно вносит прозрачность в один из наиболее актуальных вопросов налогового администрирования, дает некоторые ориентиры.

Если в рамках выездных налоговых мероприятий компания подает уточненные налоговые декларации, то по крайней мере она может ожидать, что в соответствии с Налоговым кодексом может произойти одно из трех обозначенных в письме мероприятий. И если налоговый орган «на местах» допускает определенные злоупотребления, можно ссылаться на это письмо, и это будет существенным основанием и для возражений, и для апелляционной жалобы.

Норма ст. 54.1 НК РФ: расслабляться не стоит

И еще одно письмо ФНС России нельзя оставить без внимания. Как отметила Р. Алексахина, ст. 54.1 НК РФ с момента своего введения в прошлом году постоянно находится под контролем налоговиков. Вновь и вновь контролирующее ведомство обращается к ней, чтобы систематизировать те параметры и те решения, которые уже сформулированы к тому или иному моменту, и обозначить те направления, по которым нам предстоит работать с этой нормой. Речь идет о письме ФНС России от 18.05.2018 № ЕД-4-2/[email protected] «О подтверждении должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента».

Спикер обратила внимание: в письме высказана позиция ФНС России о том, что ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» — это самостоятельная норма, в которой зафиксирован новый подход к проблеме злоупотреблений.

Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 163-ФЗ) часть первая Налогового кодекса РФ дополнена статьей 54.1, определяющей конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Данная статья не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы. Следовательно, сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

При этом статья 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление Пленума № 53), а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Письмо ФНС России от 18.05.2018 № ЕД-4-2/[email protected]

До 19 августа, напомнила Р. Алексахина, у нас не было в НК РФ нормы, которая была бы посвящена возможности применения налоговых бенефитов или их неприменения в случае злоупотребления правом. Эта норма уникальна с точки зрения юридической техники. Ее уникальность заключается в том, что наряду с конкретными правилами, закрепленными в п. 3 этой статьи, она фиксирует принципы, которые необходимо соблюдать и которые будут уточняться (п. 1 и п. 2).

В своем письме ФНС России отдельно оговорила: понятия, отраженные в Постановлении Пленума № 53, включая понятия «должная осмотрительность», «недобросовестность налогоплательщика», равно как и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Закона № 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу указанного закона. Это же касается и выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного закона.

Тем не менее, спикеры напомнили, что исходя из положений самой нормы ст. 54.1 НК РФ, из принципов осуществления хозяйственной деятельности нами как субъектами гражданских правоотношений, мы несем ответственность и за свои действия, которые, безусловно, должны быть добропорядочными, и за проверку своих контрагентов, причем не важно, поставщики это или наши покупатели.

Полномочия налоговой инспекции при выездной проверке

Добрый день! Вопрос про полномочия налоговой инспекции при выездной проверки. Я работаю индивидуальным предпринимателем. На прошлой неделе мне почтальонша принесла письмо под расписку. В письме было решение на проверку меня, как ИП. В решении указывалось, что через десять дней меня должна посетить плановая выездная налоговая проверка. Но инспекторы с налоговой инспекции пришли на проверку раньше на один день и потребовали все бухгалтерские документы. Вопрос: в какие сроки должна начаться налоговая выездная проверка, если такое решение было принято начальником налоговой? Считается ли нарушением, если выездная налоговая проверка началась раньше указанного в решении срока, что имеет право сделать ИП, если такое случилось?

Ответы юристов (7)

Порядок проведения выездной плановой проверки установлен в ст.89 Налогового кодекса РФ. п.2 ст 89 НК РФ не содержит данных о дате начала проведения проверки. п.8 ст.89 НК РФ установлено, что «Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке».

Таким образом, лучше не конфликтовать с сотрудниками инспекции по поводу их явки ранее срока.

Есть вопрос к юристу?

Налоговики должны уведомить заранее о проведение проверки (обычно звонят и просят забрать уведомление или присылают)

Уведомительный характер закреплен в форме Решения о проведения выездной налоговой проверки . Форма Решения отражена в Приказе

Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] (ред. от 21.07.2011)

В силу ст.89 НК РФ Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Если приехали раньше, значит нарушили Сроки указанные в Решении, вы обязаны указать на сроки налоговикам, поскольку они приехав на день раньше, они нарушают режим работы и дестабилизируют ее. Вы также вправе написать жалобу на указанные нарушения руководству налогового органа или в вышестоящий налоговый орган.

Срок проведения проверки любого вида не может превышать двадцать рабочих дней.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ст. 20 ФЗ РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Грубыми нарушениями являются: нарушение сроков уведомления проведения плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).

В силу ч.2 ст. 9 указанного Закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, которые проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Таким образом, Закон не устанавливает конкретные даты проведения плановых проверок.

в отношении налоговых проверок ФЗ №294 не применяется — п.3.1. ст.1 294-ФЗ

Здравствуйте!

В письме было решение на проверку меня, как ИП. В решении указывалось, что через десять дней меня должна посетить плановая выездная налоговая проверка.

Скорее всего Вы получили информационное письмо или уведомление. Решение, как правило вручается налогоплательшику уже прибывшей проверкой, в которой Вы расписываетесь. В решении не может быть указано, «через десять дней». В решении указывается точная дата составления этого решения.

Срок проведения выездной налоговой проверки согласно п. 8 ст. 89 НК РФ исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проверке.

Таким образом обжаловать информационное письмо или уведомление, в котором были некорректно указаны сроки проведения проверки будет проблематично.

Уточнение клиента

в письме была указана конкретная дата, а налоговики приехали на день раньше. Мы не успели упорядочить все документы.

25 Июня 2012, 12:38

Доброго Вам дня!

Согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Смотрите так же:  Что за штраф от гугл

Именно с даты вынесения решения, а не вручения его копии Вам или сроков, в нем указанных, начинается выездная налоговая проверка.

Законодательно прямо не установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию решения о назначении налоговой проверки. Однако такую обязанность налогового органа усматиривают суды, ссылаясь на пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Соответственно налоговики выходят на проверку не ранее дня получения налогоплательщиком копии решения о проведении проверки.

Именно с даты вынесения решения (с даты получения налогоплательщиком копии решения) о проведении проверки сотрудники налогового органа имеют право заявлять требования о предоставлении налогоплательщиком документов. Поэтому в данной ситуации налоговики имели право требовать от Вас документы, при этом их действия обжаловать будет невозможно.

Также необходимо учитывать, что по общему правилу, установленному п. 6 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. При этом срок начинает исчисляться со дня вынесения (включительно) решения о проведении проверки.

— в письме была указана конкретная дата, а налоговики приехали на день раньше. Мы не успели упорядочить все документы

К сожалению, бывает и так. Сообщение о проведении проверки обжаловать невозможно. Они не имеют права приезжать и требовать предоставления документов только до вынесения решения о проверки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Права налоговых органов

Права налоговых органов достаточно широки.

Какими правами наделены налоговые органы

Участниками налоговых правоотношений являются не только плательщики, которые обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы, но и сами налоговые органы. В рамках действия Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов на них возложены определенные права и обязанности.

Поскольку налоговые органы представляют взаимосвязанную и централизованную систему по контролю за исполнением норм налогового законодательства, что прописано в статье 30 Налогового кодекса, на них возложен ряд определенных прав, в рамках которых они осуществляют свою деятельность.

Так, согласно статье 31 Налогового кодекса, законодательно налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать с плательщиков документы, на основании которых к плательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов;
  • требовать документы, которые подтверждают оплату установленных к плательщикам налогов и сборов;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • требовать исправления нарушений норм налогового права;
  • взимать с плательщиков задолженности, пени, штрафы при существующих на то законных основаниях;
  • подавать заявления в судебные органы с требованиями к плательщикам;
  • выдвигать требования по аннулированию выданных лицензий на деятельность физических, юридических лиц, а так же ИП;
  • требовать от банков документации по движению счетов плательщика (следует понимать, как подтверждение уплаты налогов и сборов в пользу государственного бюджета);
  • начислять и определять сумму налогов и сборов, пени и штрафов, которые подлежат взысканию с плательщиков;
  • арестовывать имущество плательщиков-должников;
  • требовать приостановления операций по счету плательщиков-нарушителей;
  • отправлять плательщикам письменные уведомления с требованием явиться в налоговый орган для дачи разъяснений по уплате налогов и сборов;
  • временно изымать документацию у плательщиков при наличии достаточных на то оснований (например, доказанных умыслов по уничтожению такой документации).

Права и полномочия налоговых органов весьма обширны, поскольку именно на них возложены обязательства по контролю за исполнением налоговых норм.

При этом все вынесенные решения и требования налоговых органов могут быть отменены или изменены вышестоящими налоговыми органами.

Например, требование районной Федеральной налоговой службы может быть отменено областным Управлением Федеральной налоговой службы при наличии на то достаточных оснований.

Однако, перечень прав у налоговых органов не ограничивается только Налоговым кодексом. Так, ряд полномочий прописан в Законе РФ №943-1. Согласно этому закону налоговые органы вправе:

  • проводить проверки документации в установленном законодательством порядке, которая не имеет отношения к уплате налогов и сборов, задолженностям по ним, пеням, но относящихся к обязательным платежам плательщиков;
  • контролировать исполнение предпринимателями налогового законодательства;
  • требовать исполнения по обязательным платежам, которые не относятся к налогам, сборам, пени и штрафам за налоговые правонарушения;
  • при проверке обследовать принадлежащие плательщику помещения, в том числе и склады, конторы, офисы, торговые точки и прочие объекты недвижимости;
  • выносить обоснованные решения, требованием которых является привлечение к ответственности в рамках налогового законодательства плательщиков-нарушителей.

При этом права налоговых органов распространяются и на подачу исков по следующим вопросам:

  • о ликвидации компании, организации, ИП при наличии достаточных на то оснований в рамках российского законодательства;
  • об отмене сделок, признании их незаконными и недействительными;
  • о возмещении в государственный бюджет средств, полученных в ходе проведения незаконных сделок;
  • о признании незаконной и недействительной регистрации конкретного юридического лица или ИП;
  • о взыскании с плательщиков неуплаченных им в установленный срок налогов, сборов, пени, штрафов;
  • о расторжении соглашения по налоговым кредитам (следует понимать, как инвестиционных) до истечения срока его действия;
  • о возмещение причиненного государственному бюджету ущерба в результате несвоевременных или невыполненных обязательств банка, проводящего операцию по списанию средств со счета плательщика в пользу государства.

Подавать иски в судебные органы, выносить решения о привлечении к ответственности и взыскивать задолженности по налоговым обязательствам могут только руководители налоговых органов, а в их отсутствие – заместители.

Рядовые представители налоговых органов такими полномочиями не обладают, за исключением случаев, когда на уровне внутреннего приказа или доверенности на них не возложена эта обязанность.

Реализация прав и соответствующая документация

В рамках действия статьи 31 Налогового кодекса, все полномочия и права налоговых органов реализуются только по действующему законодательству. Так, формы для заполнения плательщиками и представителями налоговых органов к плательщикам имеют утвержденный формат, отклонения от которого недопустимы.

Кроме того, на основании согласия работник государственных органов, а также их несовершеннолетних детей и супругов, налоговые органы вправе предоставлять в государственные структуры данные об источниках доходов и их размере. При этом регулируется данный вопрос уже на уровне нормативно-правовых актов, составленных Президентом или Правительством.

Налоговые органы передают, имеющиеся у них документы, плательщику несколькими способами: лично и под роспись, путем отправки заказного письма с уведомлением о получении (при этом днем получения будет считаться шестой календарный день, независимо от того, получил ли плательщик в этот период документы или нет), в электронной форме.

При этом статьей 31 Налогового кодекса допускается передача документации не только лично плательщику сборов и налогов, но и его представителю, если таковой имеется.

Тем, кто, согласно действующим нормам законодательства, обязан отправлять заполненные декларации в электронном виде, вся документация передается таким же способом.

Плательщик может получить документы как через личный кабинет на официальном сайте налогового органа, так и через организацию, осуществляющую электронный обмен документами, если это предусмотрено возможностями плательщика.

Куда направляются документы

При отправке документов в бумажном виде существует ряд особых требований, выдвигаемых Налоговым кодексом, которым должны следовать налоговые органы.

К этим требованиям относятся:

1. Отправка на адрес фактического местонахождения организации-плательщика. При этом адрес берется из действующей выписки ЕГРН. В случаях если организация сменила место своего нахождения, не уведомив об этом налоговый орган, и не внеся изменения в свою внутреннюю документацию, то это уже считается налоговым правонарушением.

Если же организация является иностранной, не осуществляющей деятельность на территории РФ, но подлежащей налогообложению на ее территории, то на адрес для обмена документацией, указанный в ЕГРН. Если у иностранной компании имеется недвижимое имущество на территории РФ, то по адресу местонахождения этого имущества.

2. Отправка на адрес места проживания или адрес, который указан в качестве предпочтительного для получения документации, в выписке ЕГРН, если плательщиком является частное лицо, ИП, нотариус или адвокат. Последние при этом осуществляют частную деятельность, а не государственную.

Ограничения прав налоговых органов

Согласно действующим нормам законодательства, налоговые органы не могут участвовать в земельных правоотношениях. В частности проводить проверки по использованию земель по назначению или по землеустройству. Это право закреплено за земельным государственным и общественным контролем, а не за налоговыми органами.

Более того на законодательном уровне не прописано, что налоговые органы могут выдвигать требования при наличии только домыслов, подозрений в даче заведомо ложных и неправильных сведений.

В частности, касающихся фактического места нахождения плательщика. Более того плательщик имеет право уплачивать выдвинутые к нему налоги и сборы, независимо от места его фактического нахождения, поскольку налоговые органы представляют единую систему, а поступления средств осуществляются непосредственно в государственный бюджет.