Меню Закрыть

Льготы на грузовые перевозки

Льготами по налогу на прибыль воспользуется больше компаний‑перевозчиков

В Мособлдуме обсудили изменения в закон «О льготном налогообложении»

Депутаты Мособлдумы обсудили изменения в закон «О льготном налогообложении в Московской области», передаёт корреспондент «Радио 1». Поправки касаются налоговых льгот для предприятий по грузовым перевозкам железнодорожным транспортом.

Согласно изменениям, расширен перечень грузовых железнодорожных перевозчиков, которые смогут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Теперь они распространяются и на организации, которые перевозят грузы железнодорожным транспортом или предоставляют в аренду железнодорожные грузовые полувагоны, вагоны-цистерны или локомотивы, и на компании, занимающиеся техобслуживанием и ремонтом подвижного состава.

«Закон сейчас действует на территории Московской области в соответствии с законом о льготном налогообложении. Компании, осуществляющие деятельность в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом, получают льготы по налогу на прибыль 4,5%. Мы предлагаем расширить перечень компаний, осуществляющих деятельность в сфере перевозок железнодорожным транспортном, включить туда дополнительную сферу деятельности – техобслуживание и ремонт, а также актуализировать перечень самого подвижного состава, который может использоваться для перевозки железнодорожных грузов», – заявила замминистра экономики и финансов Московской области Екатерина Зиновьева.

Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, воспользоваться налоговой льготой, установленной проектом закона, смогут ещё 212 организаций.

МПС вновь вводит льготы на грузовые перевозки

5 сентября на встрече в Кремле министр путей сообщения Геннадий Фадеев проинформировал президента России о снижении на 20% тарифов на перевозку зерна. Не исключено, что тарифы будут понижены для производителей рыбной продукции, древесины и угля.

«МПС адресно рассматривает вопросы снижения тарифов на перевозки рыбной продукции, низкосортную древесину», цитирует главу министерства агентство ПРАЙМ-ТАСС. Кроме того, министерство путей сообщения рассматривает возможность снижения тарифов на перевозку угля.

Новые тарифы на грузовые железнодорожные перевозки предусматривают льготы для Калининграда и Сахалина

«В Прейскуранте сохранена система понижения тарифов для Калининградской области. В зависимости от дальности перевозок и класса грузов понижающий коэффициент составляет от 0,48 до 0,95», — сказал Косов.

По его словам, льготы создадут равные условия для перевозок грузов до Калининграда и внутри страны.

Косов напомнил, что себестоимость перевозок на Сахалине в 10 раз выше, чем на материке. Однако новый прейскурант предусматривает для Сахалина повышающий коэффициент 3, сохраняя дотационность данных перевозок, добавил представитель МПС.

Он также сообщил, что прейскурант предусматривает снижение тарифов при увеличении дальности перевозок. «Это позволит стимулировать перевозки грузов на дальние расстояния, что особенно важно для обеспечения завоза грузов в районы Крайнего Севера и отдаленные районы Российской Федерации», — сказал Косов.

Вместе с тем, представитель МПС признал, что разработчики прейскуранта отказались от идеи выравнивания тарифов на перевозки грузов внутри страны и через российские сухопутные погранпереходы. Косов объяснил это тем, что выравнивание потребовало бы значительного повышения внутренних тарифов. Кроме того, железные дороги несут значительные расходы на погранпереходах, что также повышает тариф, добавил представитель МПС.

Косов подчеркнул, что никаких сбоев с работе железных дорог в связи с введение нового Прейскуранта не произошло.

Льготы на грузовые перевозки

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
– плату, взыскиваемую за перевозку грузов:
– сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
– правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

Существует несколько видов тарифов:
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Они могут быть повышенными и ли пониженными и распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенной цели, а также грузов самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размер платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Такого рода платежи называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой операций по хранению, взвешиванию, проверке груза, подаче или уборке вагонов, дезинсекции вагонов, экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочным работам и др.

Основные факторы, от которых зависит перевозка грузов железнодорожным транспортом, – вид отправки. Тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, объем перевозимого груза.
Вид отправки. По железной дороге груз можно отправить повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона).
Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.
Расстояние (километраж) перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние (при перевозках грузовой или большой скоростью) либо за действительно пройденное расстояние (в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью).
Тип вагона. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.
Количество перевозимого груза. Фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов на автомобильном транспорте, – сдельные тарифы, тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно-часов, тарифы за повременное пользование грузовыми или легковыми автомобилями, тарифы на перевозку из покилометрового расчета, тарифы на перегон подвижного состава, договорные тарифы.
На размер тарифной платы на автомобильном транспорте оказывают влияние следующие факторы: расстояние перевозки, масса груза, объем и вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, тип автомобиля, район, в котором осуществляется перевозка. Каждый тариф на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а некоторые из них, наиболее существенные в данных условиях перевозки. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов речным транспортом, – тарифы на перевозку грузов и сборы за перегрузочные работы, связанные с перевозками. Они определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, где пароходство выступает как транспортная организация. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Оплата за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.
Для расчета доставки груза применяются следующие формулы:

В приведенных формулах встречаются такие символы:
TН.К. – время на начально-конечные операции, сутки (час);
L – расстояние перевозки, км (миль);
VЖН, VРН – норма пробега вагона или судна в сутки;
VЖ.ДОП., VР.ДОП – время на дополнительные операции на железнодорожном и речном транспорте, сутки;
VКОМ – коммерческая скорость, миль/сутки;
ТО – время на накопление, формирование и отправление грузов, сутки;
VЭК – эксплуатационная скорость, км/час
Коммерческая скорость определяется по формуле:

Где VСУТ – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сутки;
γ – коэффициент использования грузоподъемности;
Dг – грузоподъемность судна, т;
М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;
tМДОП – время на дополнительные операции на морском транспорте.

Для проведения стратегических прогнозов требуется достоверная информация о вероятном будущем развитии перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные сроки при конкретных условиях. Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования и научно-обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-технического назначения с предприятий оптовой торговли. Для обоснования объема перевозок с предприятий оптовой торговли используется расчет удельного показателя объема перевозок, отнесенного к 1 млн. руб. товарооборота. Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн. руб. товарооборота склада, определяется по формуле:

Смотрите так же:  Интервью с руководителем следственного комитета


Где Нгр – удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада;
Нр – расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота;
Уп, Ур – соответственно плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;
Мn, Мр – соответственно плановый и расчетный показатели доли децентрализованных перевозок.

Свободный тариф: почему на Украине дорожают грузовые железнодорожные перевозки

На Украине скоро вступят в силу новые тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, в результате чего расценки повысятся на 15%. Об этом ранее сообщил и.о. главы государственной компании «Украинская железная дорога» (УЖД, ПАО «Укрзализниця») Евгений Кравцов. По его словам, приказ о повышении железнодорожных тарифов проходит регистрацию в Министерстве юстиции.

«Надеюсь, что в ближайшие дни этот процесс завершится. Это формальности», — заявил Кравцов, выступая 25 октября по итогам заседания правительства.

Отвечая на вопрос, каких видов грузов коснётся повышение тарифов, глава УЖД отметил, что индексация тарифов распространяется на все грузовые перевозки.

В поисках компромисса

Украинская промышленность находится сегодня в непростой ситуации. По данным Государственной службы статистики Украины, промышленное производство в стране в сентябре 2017 года снизилось на 0,3% по сравнению с показателями предыдущего года.

В наиболее кризисном положении находится металлургия — например, выплавка чугуна снизилась на 18%, а производство стали — на 14%.

Такие данные обнародовало отраслевое объединение «Укрметаллургпром». По словам представителей отрасли, рост расценок на грузовые железнодорожные перевозки может только усугубить ситуацию.

Однако руководство ПАО «Укрзализниця» активно лоббирует рост тарифов: изначально госкомпания настаивала на повышении расценок на 25% — такое требование было выдвинуто в начале 2017 года.

Проект соответствующего приказа был уже подготовлен Министерством инфраструктуры Украины (МИУ), но в феврале инициатива была заблокирована Государственной регуляторной службой Украины (ГРСУ). Ведомство настояло на создании рабочей группы вместе с бизнесом и железнодорожниками для выработки компромиссного решения.

В ходе переговоров руководство украинской компании согласилось повысить тарифы не более чем на 22,5%. Именно такой рост расценок был заложен в утверждённом кабмином в сентябре финансовом плане ПАО «Укрзализниця». Предполагалось, что новые тарифы вступят в силу с 1 октября, однако эта мера снова была заблокирована ГРСУ.

«С 1 октября 2017 года повышение железнодорожных тарифов на грузоперевозки не состоится. Но мы его не отклоняем. Нужно найти ту цифру, которая будет не смертельна для бизнеса и реально освоена УЗ (ПАО «Укрзализниця». — RT) в текущем году»,— заявила глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина в ходе общественных слушаний.

Планы Украинской железной дороги возмутили бизнес-сообщество. В частности, с критикой этой инициативы выступила Европейская бизнес-ассоциация, представляющая интересы 900 украинских и европейских компаний. По мнению исполнительного директора ассоциации Галины Деревянко, резкий рост тарифов на железнодорожные перевозки ударит по ряду отраслей украинской экономики.

Восстановить справедливость

Столкнувшись с серьёзным сопротивлением, руководство УЖД в итоге согласилось ограничиться индексацией в 15%. В то же время предложение участников рынка по индексации расценок на 8,4% в компании назвали «необоснованным и неприемлемым».

Заместитель министра инфраструктуры Украины в 2014—2015 годах Александр Кава считает, что в этой ситуации правы железнодорожники, а не бизнес-сообщество.

«Бизнес, в первую очередь крупный, привык смотреть на ПАО «Укрзализниця» не как на бизнес–партнёра по перевозкам, а как на благотворительную организацию, которая должна дотировать перевозку их продукции, сбываемой по вполне рыночным ценам, — отметил Кава в интервью RT. — На Украине сегодня действует совершенно несправедливая тарифная система на перевозку грузов, поэтому повышение расценок даже на 25% было бы оправданным шагом».

С точки зрения эксперта, сумма, которую недоплачивают грузоотправители, составляет около 40 млрд гривен (около $1,5 млрд) в год.

«При этом сама «Укрзализниця» находится в очень тяжёлом положении — износ подвижного состава и локомотивов составляет от 90 до 95%. Повышение тарифов никак бы не отразилось на крупном бизнесе — просто он сократил бы немного свою прибыль. Несправедливо, когда государственное предприятие уничтожается ради коммерческих компаний, принадлежащих олигархам», — подчеркнул эксперт.

Похожую точку зрения в интервью RT высказал директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. Эксперт напомнил, что сегодня на Украине сложилась непростая ситуация с бюджетом, и власти пытаются найти любую возможность для пополнения казны.

«Следует отметить, что целый ряд крупных финансово-промышленных групп на протяжении десятилетий пользовался льготными тарифами на доставку своей продукции, поэтому их возмущение тоже объяснимо. Хотя в целом повышение тарифов экономически оправдано», — отметил Денисов.

Тарифная лазейка

Не добившись увеличения тарифов на 22—25%, железнодорожники могут всё же поднять нагрузку на бизнес за счёт повышения расценок за использование полувагонов (вагонов без крыши для перевозки грузов, не нуждающихся в защите от атмосферных осадков ). Напомним, что итоговая цена транспортировки грузов по железной дороге складывается из инфраструктурной и вагонной составляющих. Вагонная часть, по сути, является арендной платой за эксплуатацию подвижного состава.

Украинская железная дорога требует перейти на свободную тарифную сетку за использование полувагонов. Ранее Министерство инфраструктуры Украины направило на утверждение Государственной регуляторной службы проект приказа «Об утверждении изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги». Согласно документу, плата за использование полувагонов УЖД должна быть включена в перечень услуг, выполняемых компанией по договорным тарифам.

Эта перспектива беспокоит украинских промышленников, которые считают, что отмена ограничений приведёт к неконтролируемому росту расценок. На это, в частности, указал в обращении к главе Государственной регуляторной службы президент Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

«Есть все основания полагать, что принятие такого решения крайне негативно повлияет на состояние отечественной экономики, поскольку гарантированно приведёт к ничем не регулируемому росту общей стоимости грузовых перевозок для большинства отраслей промышленности, а также к значительному росту коррупционных рисков в системе ПАО «Укрзализниця», — цитирует письмо Беленького портал Uaprom.info

Согласно подсчётам Федерации металлургов, если цены за использование полувагонов будут пущены в «свободное плавание», это может обернуться для бизнеса ростом издержек на сумму свыше 4 млрд гривен (около $150 млн) в год.

В августе 2017 года ГРСУ не согласовала изменение правил тарификации. Регулятор, в частности, пояснил, что железнодорожники могут попытаться использовать тарифную лазейку для пополнения дефицита оборотных средств компании.

Между тем украинские компании сталкиваются сегодня с серьёзным дефицитом государственных вагонов для грузоперевозок. Распределением вагонного парка между предприятиями занимается специальное подразделение УЖД — Центр транспортной логистики (ЦТЛ). На протяжении последних лет металлурги жалуются на дискриминацию со стороны центра.

По мнению главы «Укрметаллургпрома» Александра Каленкова, ситуация с обеспечением горно-металлургической отрасли вагонами УЖД «стремительно ухудшается». Есть предприятия, потребности которых в государственных вагонах удовлетворяются только на 10%, а в целом по отрасли этот показатель колеблется в районе 18%.

При этом ЦТЛ не скупится на вагоны для перевозок леса и стройматериалов. По мнению Каленкова, этот перекос наносит серьёзный ущерб металлургической отрасли.

Правда, по мнению экспертов, металлургические компании напрасно жалуются, так как очень долго пользовались колоссальными льготами на провозку своих грузов.

«Что касается аргументов металлургов, то они как раз всегда пользовались сумасшедшими льготами на грузовые перевозки, — пояснил Денисов. — Металлурги — это, в первую очередь, группы Ахметова, Пинчука, Коломойского. Они фактически за счёт своих лоббистских усилий добились того, что железная дорога возила их продукцию себе в убыток».

Миллиарды потерь

Впрочем, корень проблем Украинской железной дороги не столько в низких тарифах, сколько в коррупции, считают эксперты.

Как заявил в эфире телеканала «112 Украина» председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький, финансовые трудности ПАО «Укрзализниця» можно решить, снизив коррупцию в компании хотя бы наполовину. В этом случае, как пояснил он, «вообще не нужно никакого повышения тарифов».

Напрямую в коррупции руководство УЖД обвинил акционер металлургической компании Ferrexpo Константин Жеваго, выступая на общественном обсуждении железнодорожных тарифов.

«Мы покупаем вагон за $27 тыс. «Укрзализниця» в тот же период — за $30—32 тыс. Разница в $3 тыс. на вагоне, умножаем на 9 тыс. — получаем $27 млн разницы. У меня вопрос: в чей карман они легли?» — заявил Жеваго, комментируя сетования представителей ПАО «Укрзализниця» на нехватку средств.

Напомним, что Украинская железная дорога планировала закупить в 2017 году около 9000 новых вагонов.

По оценкам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, ежегодные потери от коррупции в УЖД составляют как минимум 10—15 млрд гривен. Об этом глава ведомства написал 13 сентября.

О том, что УЖД нуждается в реформировании, украинские чиновники говорят не первый год. Выполнить эту миссию должен был назначенный в 2016 году на пост главы компании польский предприниматель (и по совместительству рок-музыкант) Войцех Бальчун. Однако экспат не оправдал возложенных на него надежд и в августе 2017 года ушёл в отставку на фоне целой череды коррупционных скандалов в компании.

Смотрите так же:  Налог в случае дарения квартиры не близкому родственнику

«С точки зрения опасений и рисков, которые я принял во внимание при поездке на Украину, могу сказать, что наибольший успех в том, что я выжил и вернулся»,— заявил Бальчун, комментируя период, когда он возглавлял УЖД.

По мнению Денисова, ущерб от коррупции для компании может даже превышать названные министром цифры.

«Украинская железная дорога начиная с 1990-х годов была одним из тех предприятий, с помощью которых представители власти получали незаконные доходы. В этом отношении совершенно ничего не изменилось — это сверхкоррумпированная структура. Коррупция — краеугольный камень проблем, даже приглашённый менеджер-поляк так же быстро встроился в коррупционную систему», — подвёл итог Денисов.

Субсидии РЖД на перевозку зерна

На сайте правительства РФ опубликовано постановление, которым утверждены Правила предоставления субсидий ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна.

Согласно документу, субсидии будут предоставляться ОАО «РЖД» на возмещение потерь в доходах, возникающих при перевозке зерновых грузов по льготному тарифу со станций железных дорог Воронежской, Курганской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областей в направлении станций железных дорог республик Бурятия и Дагестан, Забайкальского, Краснодарского, Приморского и Хабаровского краев, Астраханской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской и Ростовской областей и города Санкт-Петербурга в объёмах зерновых грузов, закупленных по цене не ниже предусмотренных Правилами минимальных уровней цен.

Субсидия будет предоставляться на основании заключенного с Росжелдором договора.

С полным текстом документом можно ознакомиться в файле ниже.

Добавить комментарий Отменить ответ

Войдите, чтобы оставлять комментарии Войдите Или Зарегистрируйтесь

Льготы для юридических лиц. Транспортный налог

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) введена глава 28 «Транспортный налог». Кроме того, Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ.

ü Другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

ü Парусные суда;

ü Моторные лодки;

ü Несамоходные (буксируемые суда);

ü Другие водные и воздушные транспортные средства.

Согласно статье 362 НК РФ транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения:

«1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организац ий, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы».

Таким образом, в перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения, фактически вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики, на которых зарегистрированы транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения, обязаны встать на налоговый учет и представлять налоговую декларацию по транспортному налогу. В налоговой декларации указываются основания неприменения к транспортным средствам установленного порядка налогообложения, и представляются необходимые для этих целей документы.

Не являются объектами налогообложения:

§ Любые весельные лодки. К весельным лодкам относятся водные транспортные средства, не имеющие двигателей;

§ Моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

В связи с тем, что при отнесении моторных лодок к объекту налогообложения принципиальное значение имеет мощность двигателя, владельцам моторных лодок необходимо обратить внимание на мощность двигателя, которая указана в паспорте этого транспортного средства. В том случае, когда в паспорте транспортного средства указана мощность двигателя свыше 5 лошадиных сил, моторная лодка будет включаться в объект налогообложения транспортным налогом.

§ автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;

Для непризнания легкового автомобиля объектом обложения транспортным налогом налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через органы социальной защиты населения.

В Письме Минфина Российской Федерации от 8 июля 2004 года №03-06-11/100 приведены разъяснения по вопросу отнесения к транспортным средствам, не подлежащим обложению транспортным налогом, автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, если данные автомобили куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет. Минфин Российской Федерации считает, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.

В соответствии с Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной Постановлением Совета Министров Российской Федерации — Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года №156 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами», и Письмом Минсоцзащиты Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 23 марта 1993 года №1-707-18/28 «О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля «Запорожец» или мотоколяски и их реализации» при наличии у инвалида соответствующих медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих доступу к управлению ими, существует возможность покупки автомобиля с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости специально модифицированных автомобилей. Разрешения на приобретение инвалидами легковых автомобилей с зачетом стоимости полагающихся бесплатно автомобиля с ручным управлением или мотоколяски выдаются Минсоцзащиты населения республик в составе Российской Федерации, комитетами, департаментами, главными управлениями, управлениями и отделами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по письменным заявлениям инвалидов.

Таким образом, легковые автомобили, приобретенные инвалидами за счет собственных средств и переоборудованные ими для использования в соответствии с медицинскими показаниями, не подлежат обложению транспортным налогом при наличии указанного разрешения и документов, подтверждающих факт возмещения данными органами расходов в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости полагающегося бесплатно автомобиля.

§ автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;

Согласно разъяснениям УМНС Российской Федерации по городу Москве, приведенным в Письме от 1 марта 2004 года №23-10/3/13137, легковой автомобиль, перешедший в собственность наследников после смерти инвалида, не относится к категории автомобилей, полученных (приобретенных) через органы социальной защиты населения, так как получен наследниками в качестве имущества, переходящего к ним в порядке наследования. Такие автомобили снимаются с учета органов социальной защиты населения, и распоряжение ими осуществляется в обычном гражданском порядке. Следовательно, на лиц, получивших легковой автомобиль в порядке наследования, не распространяется льгота, установленная подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ.

§ Любые промысловые морские и речные суда;

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов», и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17 «Об утверждении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОК 004-93), к промысловым судам относятся добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда (код ОКОФ 15 3511050). К ним относятся следующие суда:

1. Морские добывающие самоходные суда, в том числе:

Ø Сейнеры рыболовные;

Ø Суда для лова тунца и креветок;

Ø Суда рыбомучные;

Ø Боты рыболовные;

Ø Мотоботы рыболовные;

Ø Суда зверобойные;

Ø Суда китобойные;

Ø Суда добычи водорослей и других морских продуктов.

2. Морские обрабатывающие самоходные суда, в том числе:

Ø Базы рыбообрабатывающие;

Ø Заводы краболовные;

Ø Рефрижераторы производственные;

Ø Базы для переработки морского зверя;

Ø Базы рыбомучные.

3. Морские приемотранспортные самоходные суда, в том числе:

Смотрите так же:  В какие дни подавать заявление в загс

Ø Рефрижераторы приемотранспортные морские;

Ø Рефрижераторы транспортные морские;

Ø Суда приемотранспортные морские.

4. Промысловые самоходные суда прибрежного плавания, в том числе:

Ø Суда добывающие (мотоневодники);

Ø Мотолодки промысловые;

Ø Катера и баркасы промысловые;

Ø Суда обрабатывающие;

Ø Суда приемно-транспортные каботажные.

5. Промысловые технические и вспомогательные самоходные суда, в том числе:

Ø Суда промыслово-поисковые самоходные;

Ø Суда научно-исследовательские самоходные промысловые.

6. Несамоходные добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда, в том числе:

Ø Лодки рыбацкие;

Ø Суда парусные рыбацкие.

7. Несамоходные обрабатывающие суда.

8. Плашкоуты, баржи приемотранспортные промысловые несамоходные суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

В соответствии с пунктом 1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденных Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30 «Об утверждении Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах», под рыболовным судном понимается судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей и иных водных биологических ресурсов.

§ пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся у организаций на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые не подлежат налогообложению при условии, если основным видом деятельности этих организаций является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, в данном подпункте речь идет об организациях, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки (то есть перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки).

Организации освобождаются от уплаты налога, если оказываемые услуги и выполняемые работы связаны с деятельностью по осуществлению по установленным маршрутам пассажирских и грузовых перевозок по водным и воздушным путям, подчиняющиеся расписанию, а также не подчиняющиеся расписанию, при условии имеющейся лицензии на осуществление грузовых и пассажирских перевозок.

Подтверждением, что такая деятельность действительно является основной, могут служить:

— учредительные документы организации, определяющие пассажирские и грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

— действующая лицензия на осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

— превышение выручки от пассажирских и грузовых перевозок над выручкой от других видов деятельности;

— систематическое осуществление пассажирских или грузовых перевозок в период навигации (для водных судов).

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются:

o Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

o Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

o Воздушным кодексом Российской Федерации.

Подпункт 5 исключает из объекта налогообложения тракторы, самоходные комбайны и специальные автомашины. Льгота распространяется только на те из них, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сельскохозяйственные организации не платят транспортный налог с машин, перечисленных в пункте 2 статьи 358 НК РФ:

2. самоходные комбайны;

4. специальные машины для перевозки птицы, скота и минеральных удобрений;

5. машины ветеринарной помощи и технического обслуживания.

Региональные органы власти вправе расширять этот список.

Однако данную льготу могут применять не все организации. Не платят налог те организации, у которых выручка от продажи сельхозпродукции составляет более 50 % от общего дохода. У рыболовецких предприятий — более 70 %. Такой вывод следует из статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики осуществляют наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от производства сельскохозяйственной продукции, а также сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с производством данной продукции.

Чтобы подтвердить статус сельхозпроизводителя, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию расчет стоимости произведенной продукции за год, выделив отдельной строкой произведенную сельскохозяйственную продукцию. Ее стоимость определяется исходя из цен реализации в течение года.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции тоже надо рассчитывать по итогам года. Для этого берут сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, и делят на общую годовую выручку организации. Результат надо умножить на 100 процентов. Если получилось более 50 процентов, то организация вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники. А в налоговый орган необходимо представить соответствующий расчет.

ООО «Овощевод» выращивает и продает овощи, и параллельно занимаются изготовлением картонной тары. Организация имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли предприятие использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка предприятия за год составила 850 000 рублей, в том числе:

— от реализации овощей — 600 000 рублей;

— от продажи картонной тары — 250 000 рублей.

Следовательно, доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке равна:

(600 000 рублей / 850 000 рублей) x 100% = 70,59%.

Следовательно, ООО «Овощевод» может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

ООО «Новосергеевское» выращивает и продает овощи, и параллельно оказывает услуги в авторемонтной мастерской. На балансе организации есть трактора, машины для перевозки минеральных удобрений, машина техпомощи.

Выручка за год составила 930 000 рублей, в том числе:

выручка от реализации овощей – 600 000 рублей;

выручка от продажи услуг – 330 000 рублей.

Определим долю сельскохозяйственной продукции в общей выручке:

(600 000 / 930 000) х 100% = 64,51%.

Следовательно, организация в данной ситуации транспортный налог не платит.

Та же ситуация, только:

Выручка за год составила 930 000 рублей, в том числе:

от реализации овощей – 464 000 рублей;

от продажи услуг – 466 000 рублей.

Определяем долю сельскохозяйственной продукции в общей выручке, она равна:

(464 000 / 930 000) х 100% = 49,89%.

Значит, ООО «Новосергеевское» должно заплатить транспортный налог со стоимости транспортных средств, находящихся на балансе организации, так как доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке составила 49,89 %, а это меньше, 50 %. Следовательно, льгота в данной ситуации не применяется.

Согласно пункту 6 статьи 358 НК РФ транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба не являются объектом налогообложения транспортным налогом. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

«1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.»

В подпункте 7 сказано, что не подпадают под налог транспортные средства, находящиеся в розыске. При этом в налоговую инспекцию необходимо представить документы, выдаваемые органами милиции или другими государственными органами, расследующими преступления. В случае если машина нашлась, об этом необходимо письменно сообщить в инспекцию. В противном случае это будет считаться уклонением от уплаты налога.

В соответствии с подпунктом 8 от налогообложения освобождаются самолеты и вертолеты, предназначенные для выполнения полетов, по оказанию медицинской помощи и проведению санитарных мероприятий. Согласно статье 34 Воздушного кодекса Российской Федерации на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, наносится изображение Красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

Организация, оказывающая медицинские услуги, финансируемая из средств федерального бюджета, на которую зарегистрирован легковой автомобиль, уплачивает транспортный налог в общеустановленном порядке. Об этом сказано в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 6 февраля 2004 года №23-10/3/7721.

Обратите внимание: согласно главе 28 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. На основании этого наличие или отсутствие налоговых льгот определенным категориям налогоплательщиков зависит от конкретного закона о транспортном налоге субъекта Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися льгот, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Льготы для юридических лиц».

Автор статьи консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Абрамова Э.В.