Меню Закрыть

Что такое методическое пособие и требования предъявляемые к нему

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Что такое методическая разработка и требования,

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного урока ;

· Разработку серии уроков ;

· Разработку темы программы :

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы ;
  • Планирование изучение темы ;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются :

· Образовательные цели и задачи темы;

· Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль темы в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока :

1. Тема программы.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока :

Что такое методическое пособие и требования предъявляемые к нему

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Уральский институт экономики, управления и права

Положение о порядке подготовки, издания и использования учебно-методических материалов для основных образовательных программ УИЭУиП

I. Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет порядок подготовки и издания учебно-методических материалов с грифом УИЭУиП в учебном процессе по основным образовательным программам, реализуемым на очной, очно-заочной и заочной формах обучения, а также содержит общие требования к содержанию и оформлению учебно-методических материалов различного типа.

1.2 Учебно-методические материалы готовятся в целях повышения уровня методического обеспечения аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплинам учебного (рабочего) плана, совершенствования образовательного процесса в Институте и улучшения качества подготовки студентов.

1.3 Учебно-методические материалы по дисциплине учебного (рабочего) плана должны соответствовать цели и задачам курса и следовать логике изложения материала.

1.4 Учебно-методические материалы с грифом Института могут быть подготовлены в семи основных форматах:

  • «Программа дисциплины» (тип 1);
  • «Учебно-методический комплекс по дисциплине» (тип 2);
  • «Учебно-методическое пособие (указания) по дисциплине» (тип 3);
  • «Учебное пособие по дисциплине» (тип 4);
  • «Рабочая тетрадь» (тип 5);
  • «План-конспект лекций по дисциплине» (тип 6);
  • «Хрестоматия по дисциплине» (тип 7).

1.5 Решение об отнесении учебно-методических материалов к соответствующему типу принимается кафедрой и подтверждается редакционно-издательским отделом Института в порядке, определяемом настоящим Положением.

II. Содержание учебно-методических материалов

2.1 «Программа дисциплины» представляет собой подробное описание содержания учебной дисциплины в дидактических единицах и включает разделы:

  1. краткую аннотацию;
  2. введение, в котором формулируются цель и задачи дисциплины, требования к студенту (студент должен знать), организационные формы изучения и формы контроля знаний, критерии оценок экзаменов (зачетов), требования ГОС;
  3. тематический план, в котором представляются названия разделов и отдельных тем дисциплины, а также виды и объем (в академических часах) лекций, семинаров, самостоятельной работы по каждой теме (отдельно – для очной, заочной и очно-заочной форм обучения);
  4. содержание тем дисциплины;
  5. примерные вопросы к экзамену (зачету);
  6. список основной (с грифом Министерства за последние годы) и дополнительной литературы в целом по дисциплине.

2.2 «Учебно-методический комплекс по дисциплине» представляет собой сборник учебно-методических указаний, пособий который включает разделы:

  1. краткую аннотацию;
  2. введение, в котором формулируются цель и задачи дисциплины, требования к студенту (студент должен знать), организационные формы изучения и формы контроля дисциплины, критерии оценок экзаменов (зачетов), требования ГОС;
  3. тематический план, в котором представляются названия разделов и отдельных тем дисциплины, а также виды и объем (в академических часах) лекций, семинаров, самостоятельной работы по каждой теме (отдельно – для очной, заочной и очно-заочной форм обучения);
  4. содержание тем дисциплины;
  5. примерные вопросы к экзамену (зачету);
  6. список основной (с грифом Министерства за последние годы) и дополнительной литературы в целом по дисциплине;
  7. список основной и дополнительной литературы по каждой из тем;
  8. планы семинарских (практических) занятий с указанием тем, литературы к ним, содержания вопросов, выносимых на обсуждение, задач и практических ситуаций;
  9. тесты по отдельным темам, тесты в целом по дисциплине;
  10. темы докладов по проблематике курса и литература для их подготовки;
  11. примерные вопросы к устному экзамену (зачету) по дисциплине либо образцы письменной итоговой работы;
  12. примерные темы курсовых работ;
  13. глоссарий.

2.3 «Учебно-методическое пособие по дисциплине» или «Учебно-методические указания по дисциплине» представляют только один из углубленно-развернутого раздела учебно-методического комплекса.

Пособие и указания отличаются объемом. Пример названия: «Учебно-методическое указание (пособие) по решению задач по курсу …»; «Учебно-методическое указание (пособие) по решению тестов по курсу …»; «Учебно-методический практикум (указание, пособие) по решению казусов по курсу»; «Учебно-методическое указание (пособие) по оформлению и написанию дипломной работы по курсу …»; «Учебно-методическое указание (пособие) по анализу нормативных актов по курсу …» и т.д.

2.4 «Учебное пособие по дисциплине» представляет собой издание, дополняющее либо полностью или частично заменяющее учебник, и отвечающее требованиям, предъявляемым к изданиям такого рода в системе высшего профессионального образования.

2.5 «Рабочая тетрадь» представляет собой материалы, содержащие в краткой форме основные дидактические единицы лекционного курса, способствующие более эффективной работе студентов.

2.6 «План-конспект лекций по дисциплине» представляет собой материалы, содержащие в краткой форме авторский курс преподавателя.

2.7 «Хрестоматия по дисциплине» – это сборник документов, нормативных актов, статистических данных, способствующих более глубокому освоению содержания дисциплины.

III. Порядок подготовки и издания учебно-методических материалов

3.1 Подготовка учебно-методических материалов осуществляется силами преподавателей, читающих данную дисциплину.

3.2 Решение о подготовке и рекомендация к публикации учебно-методических материалов принимается на заседании кафедры, отвечающей за реализацию учебной дисциплины. Учебно-методические материалы передаются на внешние (заверенное печатью) и внутреннее (одобренное внутрифакультетской кафедрой) рецензирование.

3.3 Выписка из протокола заседания кафедры, внутренняя и внешняя рецензия передаются в редакционно-издательский отдел Института вместе с подготовленными к публикации учебно-методическими материалами. Решение о публикации принимает проректор по учебной работе и учебно-методическая комиссия. Тираж издания определяется проректором по учебной работе в соответствии с потребностями института.

3.4 Учебно-методические материалы издаются в соответствии с планами кафедр. Контроль за соблюдение сроков поступления и издания учебно-методических материалов осуществляется проректором по учебной работе.

IV. Требование к оформлению учебно-методических материалов

4.1 Учебно-методические материалы, имеющие гриф УИЭУиП, оформляются в соответствии с требованиями редакционно-издательского отдела.

V. Порядок распространения и использования учебно-методических материалов

5.1 Учебно-методические материалы предназначены для использования внутри Института в учебном процессе по основным образовательным программам на очной, очно-заочной и заочной формах обучения, а также по дополнительным образовательным программам, в том числе программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

5.2 Наличие «Программы дисциплины» является обязательным для всех учебных предметов, включенных в учебные планы подготовки студентов по формам обучения.

5.3 Учебно-методические материалы размещаются в локальной сети Института и филиалов и могут быть представлены на сайте Института.

5.4 Для использования материалов, разработанных преподавателем самостоятельно, с ним заключается авторский договор о передаче Институту прав на издание произведения преподавателя. Договором определяются срок действия соглашения на издание, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, а также иные условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Оформление договоров осуществляется через редакционно-издательский отдел Института.

Учебники и пособия

чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п.

Учебник — главный источник знаний по предмету. К нему предъявляются высокие требования, поскольку он должен обеспечивать сознательное, активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.

В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

— Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.

— Информационную, позволяющую ученикам расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

— Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:

• диалог как форма организации сотрудничества. Учебник содержит задания для организации диалога учителя с учеником, задания для работы в парах, группах, фронтальной и индивидуальной работы;

• свободный выбор заданий. Должны быть предусмотрены ситуации такого выбора, наличие обязательного и необязательного материала;

•соответствие возможностям и уровню подготовки учеников;

• четкая структура, цветовое и шрифтовое выделение, а также качественная полиграфия;

• возможности дифференциации обучения;

• источник положительной мотивации;

• соответствие принятой концепции;

• построение в соответствии с определенной педагогической технологией, чтобы предоставлять учителю образец сценария организации учебной деятельности.

Кроме того, хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, стабильным и мобильным одновременно, т.е. иметь устойчивую основу и в то же время обеспечивать возможности введения нового без нарушения основы. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебнику, настолько многогранны и противоречивы, что всегда ощущается дефицит хороших учебников, имеющий

тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные учебники, благодаря чему есть возможность выбирать лучшие.

Учебник отличается от учебного пособия тем, что первый составлен в полном соответствии с программой, а второй может от нее отступать. Требования к учебным пособиям те же, что и к учебникам. Что из них принять за основу — решает учитель.

Наряду с традиционными пособиями все шире применяются видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих необычных средств обучения пока противоречивы — от восторженных инноваций в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление успешно развивают компьютерные обучающие программы. Однако знания, переданные компьютером, неизбежно являются неполными, формализованными, малоэффективными при изучении отраслей, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.

Мы установили, что от хороших учебников зависит очень многое. Учитель будет самым тщательным образом выбирать их, постоянно отвечая на главные вопросы: «Смогу ли я реализовать по ним требования государственного и регионального стандартов, подойдут ли они моим детям?» Скоро в начальную школу придут электронные учебники. Они уже составляются. Учеников станут обучать самостоятельному (и осмысленному!) поиску нужной информации в Интернете. Будущим педагогам к этим переменам нужно готовиться уже сейчас.

Что собой представляет процесс обучения? Что называется дидактикой?

Дайте определения основных дидактических категорий.

В чем сущность «традиционной» дидактики Гербарта?

В чем сущность «прогрессивистской» дидактики Дьюи?

Какие признаки характеризуют современную дидактическую систему?

Какие этапы проходит процесс обучения?

Что делают учитель и ученик на каждом этапе?

Что такое содержание учебного процесса?

Какие элементы содержания выделяются?

Как формируется содержание начального образования?

Что такое государственный стандарт?

Какие требования предъявляются к содержанию обучения? Какие схемы формирования содержания вам известны? Что такое учебный план?

Каковы требования к учебным планам начальной школы?

Какую часть учебного плана можно изменить?

Что такое учебная программа?

Какие требования предъявляются к учебникам?

Обучение — двусторонний специально организованный процесс взаимодействия учителя с учениками, направленный на усвоение содержания обучения. Процесс обучения — обучение в развитии, в динамике. Дидактика — наука об обучении, образовании.

Главные вопросы дидактики — чему, как, когда, где, кого и зачем учить.

Основные категории дидактики — преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.

Дидактические системы — И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная.

Содержание — система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе.

Этапы обучения — мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, ориентация в самостоятельном обучении, определение результативности обучения.

Основы формирования содержания — гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

Элементы содержания — знания, умения, навыки, способы деятельности, опыт творческой деятельности.

Учебный план — документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в

Инвариантная часть (государственный компонент) — обязательные для изучения предметы во всех школах.

Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) — предметы, вводимые регионом, школой.

Учебная программа — документ, который регламентирует изучение учебного предмета.

Учебник — книга, составленная в соответствии с программой. Учебное пособие — учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе.

Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991.

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.

Гуманизм и духовность в образовании. Н. Новгород, 1999.

Девяткова Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы // Начальная школа. 1998. № 2. С. 31-32.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.,

Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня — диалог концепций». М., 2004.

Зорина Л.Я. Программа — учебник — учитель. М., 1989.

Извозчиков К. Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI». М., 2004.

Петерсон Л.Г. Программа по математике для трехлетней и четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1996. № 11. С. 49-60.

Подласый И.П. Практическая педагогика, или Три технологии. Киев, 2004.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.

О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы // Начальная школа. 1996. № 10. С. 2-76; Начальная школа. 1997. № 8. С. 3-83; Начальная школа. 1998. № 8. С. 9-86.

Шиянова Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. М., 2003.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс статья 12