Меню Закрыть

Алименты кобс

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 1979 г., 30 января, 25 апреля 1984 г., 20 февраля 1985 г., 19 ноября 1986 г., 24 февраля 1987 г., от 22 декабря 1994 г., 7 марта 1995 г.

См. Закон РСФСР от 30 июля 1969 г. «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР»

Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства.

В Советском Союзе, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства.

Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил являются важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ-интернатов и других детских учреждений.

Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни.

Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. от 22 декабря 1994 г.)

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 ноября 1969 г.

Текст Кодекса опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1969, N 32, ст. 1086

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ раздел IV настоящего Кодекса признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ

Настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 марта 1996 г. за исключением раздела IV

Федеральный закон от 7 марта 1995 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон РФ от 22 декабря 1994 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г.

Изменения вводятся в действие с 1 марта 1985 г.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1984 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 декабря 1979 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ РСФСР» (ред. от 07.03.95)
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 30.07.69 — «Ведомости ВС РСФСР», 1969, N 32, ст. 1397)

Статья 68. Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей

Алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка (дохода) родителей в рублях и / или в иностранной валюте.

Размер этих долей может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного платить алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом первой или второй группы, либо если дети работают и имеют достаточный заработок, либо по другим уважительным причинам.

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48, ст. 1397; Федерального Закона от 22.12.94 N 73-ФЗ)

Алименты от безработных родителей привяжут к БПМ. Как планируют изменить Кодекс о браке и семье

Законодатели предлагают внести изменения в Кодекс о браке и семье. Проект документа размещен на сайте Национального правового интернет-портала. Большинство нововведений, говорят специалисты, носят формальных характер, а самые интересные касаются порядка взыскания алиментов. Юридические тонкости новшеств TUT.BY пояснила Татьяна Цыпурко, адвокат Минской областной коллегии адвокатов.

По словам Татьяны Цыпурко, проект предлагает усовершенствовать норму об уплате алиментов в добровольном порядке. На случай, если супруги не прописали этот момент в брачном договоре или других соглашениях, специалисты предлагают четкий механизм.

— Устанавливается ежемесячная уплата алиментов, — поясняет специалист. — Деньги за текущий месяц необходимо оплатить не позднее последнего дня следующего за ним месяца. Также проект предусматривает возможность уплаты алиментов на будущее.

Татьяна Цыпурко. Фото: личный архив.

По словам Татьяны Цыпурко, принципиально меняется порядок определения задолженности по алиментам для безработного родителя. Нововведения предполагают не привязывать эту сумму к зарплате на прошлой работе. А рассчитывать ее исходя из бюджета прожиточного минимума.

— На одного ребенка — 50 процентов, на двоих детей — сто, на троих и более — 150 процентов БПМ, — переходит к цифрам собеседница. — Отмечу, что сейчас бюджет прожиточного минимума равен 214 рублям и 21 копейке.

Коснулись новшества и должников, которые находятся в Вооруженных Силах, воинских формированиях или проходят альтернативную службу.

— В случаях, когда между родителями отсутствует соглашение о детях, соглашение об уплате алиментов, а также размер алиментов не определен брачным договором, их сумма определяется так: на одного ребенка — 25 процентов, на двух — 33 процента, на трех и более — 50 процентов фактически полученного должником дохода, — переходит к цифрам Татьяна Цыпурко.

Также предлагается изменение, согласно которому при рассмотрении судом спора об отцовстве взыскание алиментов не приостанавливается, подчеркивает адвокат.
«Если ребенку исполнилось десять, потребуется его согласие на восстановление родителей в правах»

Немало нововведений касаются взаимоотношений между родителями и детьми. Например, рассказывает Татьяна Цыпурко, сегодня одно из оснований, почему человека могут лишить родительских прав, — это уклонение его от воспитания и (или) содержания ребенка. Данную формулировку хотят заменить на «уклонение от выполнения обязанностей родителя».

— Такое предложение явно продиктовано желанием расширить основания для лишения родительских прав, — рассуждает адвокат. — Кроме того, проект закона предполагает, что если маму или отца лишили родительских прав, то подать иск о восстановлении в родительских правах можно будет не ранее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда об их лишении.

При этом, рассматривая дела о восстановлении в родительских правах, суд обязательно будет учитывать мнение ребенка. И неважно, сколько ему лет.

— А если ребенку уже исполнилось десять, то обязательно потребуется его согласие на восстановление родителей в правах, — отмечает юрист.

Существенные изменения в проекте касаются также установления опеки или попечительства над несовершеннолетним при временном отсутствии родителей. Сейчас, если по уважительной причине — болезнь или, допустим, командировка — мама с папой оставляют ребенка родственникам или близким на полгода, оформлять на детей опеку или попечительство необязательно. Если же родители отсутствуют более шести месяцев, опека или попечительство над их детьми устанавливается, только когда это необходимо в интересах ребенка.

— По новому документу, если по уважительной причине родители оставили детей на попечение родственников на срок более года, близкие должны взять детей под опеку или оформить попечительство, — останавливается на нюансах Татьяна Цыпурко.
«Проект дает возможность изменить или расторгнуть соглашение по требованию супруга»

В существующем Кодексе о браке и семье пока нет определения брачного договора. Сейчас его предлагают ввести. И считать брачным договором «соглашение лиц, вступающих в брак, либо супругов об определении их имущественных и (или) личных неимущественных прав и обязанностей как в период брака, так и после его расторжения».

Смотрите так же:  Учебное пособие по общей физике

— Проект, — дополняет Татьяна Цыпурко, — предусматривает возможность изменить или расторгнуть брачный договор по требованию одного из супругов.

Сделать это можно будет в том числе, если одна из сторон нарушает договор или обстоятельства сильно меняются.

— Кроме того, в Кодекс планируют ввести такое понятие, как соглашение о разделе имущества. Что, по сути, будет альтернативой брачному договору, — продолжает Татьяна и отмечает: — В принципе, возможность заключить такие соглашения и сейчас предусмотрена Гражданским кодексом. Однако законодатели планируют обязать удостоверять такие соглашения у нотариуса.

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации ›
  • АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ›
  • Глава 16. СОГЛАШЕНИЯ ОБ УПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ ›
  • Статья 99. Заключение соглашения об уплате алиментов

Статья 99. Заключение соглашения об уплате алиментов

Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов – между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.

Ст. 99 устанавливает, что в соглашении об уплате алиментов сторонами определяются размер, условия, способы и порядок выплаты алиментов; основания изменения и расторжения соглашения; формы и условия ответственности за несвоевременную уплату алиментов; а также сроки действия соглашения.

При заключении соглашения желательно обратиться к грамотному юристу или адвокату, так как специалист по данному вопросу предоставит вам юридическую консультацию и поможет заключить соглашение исходя именно из вашей конкретной ситуации.

Законом определены субъекты алиментных соглашений. Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем. В случае недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов соглашение об уплате алиментов от их имени заключается между законными представителями этих лиц (т.е. опекунами). Признание граждан недееспособными возможно только в судебном порядке вследствие их психического расстройства, препятствующего им понимать значение своих действий и руководить ими. Над ними устанавливается опека. Соглашение об уплате алиментов, заключенное с гражданином, признанным недееспособным, а не с его законным представителем (опекуном), – ничтожно.

Имеются особенности заключения соглашения об уплате алиментов лицами, ограниченными в дееспособности (граждане, которые ставили свою семью в тяжелое материальное положение из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами). Ограничение граждан в дееспособности производится судом, и над ними устанавливается попечительство. После этого указанные лица могут совершать все сделки по распоряжению имуществом (кроме мелких бытовых) только с согласия попечителя, что относится и к заключению соглашения об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов, заключенное с гражданином, признанным ограниченно дееспособным, без согласия на то его попечителя может быть признано в установленном законом порядке недействительным.

Соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не достигших возраста четырнадцати лет, заключается между родителями ребенка (где один из родителей выступает от имени ребенка) или между родителями (родителем) и лицами, на воспитании и иждивении которых находится ребенок (опекун, приемные родители). Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, как не полностью дееспособные, заключают соглашение об уплате алиментов с согласия своих законных представителей (один из родителей, попечитель, приемные родители).

Необходимо иметь в виду, что условия и порядок заключения соглашений об уплате алиментов применяются к соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., т.е. после введения СК в действие. Однако возможность заключения родителями соглашения о содержании детей предусматривалась и прежним законодательством (КоБС РСФСР). Поэтому соглашения об уплате алиментов, заключенные до 1 марта 1996 г., действуют только в части, не противоречащей положениям СК.

Соглашения об уплате алиментов могут заключаться между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, т.е. лицом, имеющим право на взыскание алиментов в судебном порядке. В юридической литературе в этой связи обоснованно отмечается, что алиментное соглашение может быть заключено с членом семьи и не наделенным правом требовать уплаты алиментов в судебном порядке из-за отсутствия всех необходимых для этого оснований, поскольку речь идет о добровольном принятии лицом (лицами) на себя алиментной обязанности. Граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами, осуществляя их своей волей и в своих интересах, а значит, вправе заключить алиментное соглашение, даже если указанные в законе основания для уплаты алиментов отсутствуют. Например, родители и совершеннолетние дети могут заключить соглашение об уплате алиментов на совершеннолетних детей и в том случае, когда дети трудоспособны, но нуждаются в материальной помощи, так как продолжают образование.

Законом признается, что стороны свободны в определении условий алиментного соглашения, но тем не менее эти условия не могут существенно нарушать интересы несовершеннолетнего или недееспособного совершеннолетнего получателя алиментов, в противном случае соглашение будет признано недействительным в установленном порядке.

Семейные отношения

КАК БУДЕТ РЕШАТЬСЯ ВОПРОС С АЛИМЕНТАМИ НА РЕБЁНКА ОТ ПЕРВОГО БРАКА, ЕСЛИ У МУЖЧИНЫ ЕСТЬ ДЕТИ ВО ВТОРОМ БРАКЕ И ВТОРАЯ ЖЕНА ЗАЯВИЛА ИСК О ВЗЫСКАНИИ НА ИХ СОДЕРЖАНИЕ АЛИМЕНТОВ

Жена, которая с мужчиной на данный момент проживает в законном браке, обратилась в суд с исковым заявлением, в котором попросила взыскать с мужа алименты на двоих детей, рождённых в их совместном браке. При этом данный мужчина уже выплачивает алименты в размере 25 процентов на дочь от первого брака. Вместе с тем бывшая жена высказала мнение, что вопрос о взыскании алиментов на детей от второго брака, ставится якобы специально, для того, чтобы уменьшить выплаты по алиментным обязательствам на их совместную дочь.
Будут ли в создавшейся ситуации сохранены алименты, взыскиваемые с мужчины в размере 25 процентов на дочь от первого брака?
В силу части первой ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) алименты на несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определён Брачным договором, взыскиваются в следующих размерах: на одного ребёнка — 25 процентов, на двух детей — 33 процента, на трёх и более детей — 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов — на двух детей, 100 процентов — на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В части второй ст. 92 КоБС определено право суда, уменьшить размер алиментов, взыскиваемых по судебному постановлению, или освободить обязанного родителя от их уплаты. При этом законодатель различает случаи уменьшения размера взыскиваемых алиментов и уменьшения минимального размера взыскиваемых алиментов.
Так, суд имеет право уменьшить размер взыскиваемых алиментов, если у родителя есть другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном в части первой ст. 92 КоБС размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты. Указанная норма направлена на обеспечение защиты имущественных прав всех детей родителя, от которого они рождены на основе равенства по содержанию всех детей. Кроме того, согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20декабря 1991 г. «О практике применения судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов на детей», с внесёнными в него изменениями и дополнениями, разрешая иск о снижении размера алиментов, в связи с тем, что у родителя, обязанного выплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном законом размере оказались менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты (ч. 2 ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье), суд принимает во внимание его заработок (доход), а также наличие других нетрудоспособных членов семьи, которым по закону он обязан доставлять содержание (нетрудоспособные родители, супруг).
Если алименты на детей были присуждены в долях к заработку (доходу) ответчика, размер платежей при удовлетворении иска о снижении алиментов должен быть определён в долях, а не в твёрдой денежной сумме.
Также необходимо учитывать, что в пункте 27 указанного Постановления, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь дал разъяснение по поводу того, что судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или при рассмотрении дела установив, что ответчик выплачивает алименты по решению суда на других детей либо им производятся выплаты по другим исполнительным документам, обязан привлечь заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц на стороне ответчика.
Установив, что иск предъявлен в целях необоснованного снижения размера взыскиваемых алиментов на детей от других матерей или в целях уклонения ответчика от выполнения обязательств перед другими лицами (например, по возмещению причинённого ущерба), суд отказывает в таком иске.
Следует иметь ввиду, что в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до вынесения судьей решения, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
О вступлении в дело такое третье лицо подаёт заявление, в котором указывает, по каким мотивам и к какой стороне оно присоединяется.
Копии заявления должны быть вручены обеим сторонам. Третье лицо может быть привлечено к участию в деле также по ходатайству юридически заинтересованных в исходе дела лиц или по инициативе суда. Каждая из сторон может возражать против вступления в дело третьего лица. Состав юридически заинтересованных в деле лиц установлен в ст. 54 ГПК Республики Беларусь.
Определение суда о недопущении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, может быть обжаловано (опротестовано) этим лицом одновременно с обжалованием (опротестованием) решения суда.
Таким образом, суд должен привлечь для рассмотрения дела о взыскании с мужчины алиментов на детей от второго брака, его первую жену, с которой у них есть совместная дочь, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Смотрите так же:  Стоимость страховки осаго в 2018 году ресо

В КАКОЙ СРОК ПОСЛЕ ВЫПЛАТЫ БЫВШЕМУ МУЖУ ЗАРПЛАТЫ ОБЯЗАНЫ ПЕРЕЧИСЛЯТЬСЯ АЛИМЕНТЫ И КУДА МОЖНО НАПРАВИТЬ СВОИ ПРЕТЕНЗИИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ

В соответствии со ст. 105 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления плательщика алиментов или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств плательщика) НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ В ТРЕХДНЕВНЫЙ СРОК СО ДНЯ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.
При нарушении нанимателем сроков перечисления алиментов в первую очередь следует обратиться к его руководителю для выяснения всех обстоятельств.
Статьей 526 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь определено, что судебный исполнитель осуществляет систематический контроль за правильностью и своевременностью производства удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника и пересылки удержанных сумм взыскателю.
В связи с этим при взыскании алиментов на основании исполнительного листа взыскатель может обратиться к судебному исполнителю.
Частью 4 ст. 105 КоБС предусмотрено, что в случае невыполнения обязанности по удержанию алиментов из заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат виновные в этом работники могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Тамара Михейчик,
специалист по кадрам ООО «Белый Град»

Алименты — это средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных и семейных отношений. В настоящее время на практике чаще всего приходится сталкиваться с обязанностью родителей выплачивать алименты на содержание несовершеннолетних детей.

Законодательно установлены размеры алиментов. Так, согласно ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС), алименты на несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен Брачным договором, взыскиваются в следующих размерах:

· на 1 ребенка — 25 %;

· на 3 и более детей — 50% заработка и (или) иного дохода родителей в месяц.

При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50% на одного ребенка, 75% — на двух детей, 100% — на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном данной статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом I или II группы. В исключительных случаях суд может освободить родителя, являющегося инвалидом I или II группы, от уплаты алиментов, а также уменьшить минимальный размер алиментов, взыскиваемых с трудоспособного родителя, который по объективным причинам не может их уплачивать в установленных размерах.

Если дети остаются при каждом из родителей, алименты с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения об уплате алиментов, а также если размер алиментов не определен Брачным договором, устанавливаются в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом применительно к установленным размерам с учетом материального и семейного положения родителей.

Согласно ст. 108 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, — 50 %.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником также должно быть сохранено не менее 50% заработка. Необходимо учитывать, что указанные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В этих случаях за работником должно быть сохранено не менее 30% заработка.

Нанимателю необходимо учитывать, что в случаях, когда работник является совместителем, его дополнительный заработок учитывается при расчете алиментов.

Алименты могут уплачиваться одним из следующих способов:

· в добровольном порядке лицом, обязанным уплачивать алименты;

· путем удержания из заработной платы по месту работы или по месту получения пенсии, пособия, стипендии, осуществления других выплат.

Наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Удержание алиментов на основании заявления не может производиться в следующих случаях:

· общая сумма, подлежащая взысканию на основании заявления и исполнительных документов, превышает 50% причитающихся должнику заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов;

· с должника взыскиваются по судебному постановлению алименты на детей от другой матери (за исключением случая, предусмотренного ч. 3 ст. 106 КоБС). В этих случаях вопрос о взыскании алиментов разрешается судом, о чем извещаются заявитель и лицо, в пользу которого взыскиваются алименты.

Согласно ч. 3 ст. 106 КоБС удержание алиментов на основании заявления лица, уплачивающего алименты, при уплате алиментов на несовершеннолетних детей может производиться и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого заявления и исполнительных документов превышает 50% заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, но не свыше 70%.

При переходе гражданина, с которого удерживаются алименты по заявлению, на другую работу или перемене им места жительства удержание алиментов производится на основании вновь поданного им заявления.

Задолженность за время неуплаты алиментов в этих случаях может быть удержана с должника по его заявлению или взыскана судом.

В случае невыполнения обязанности по удержанию алиментов из заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат виновные в этом работники могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Обязанности нанимателя в отношении плательщиков алиментов.

Поиск судебным исполнителем имущества и доходов должника.

Как следует из п. 132 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 49 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по исполнительному производству), на этапе поиска судебным исполнителем имущества и доходов должника наниматели обязаны по запросу судебного исполнителя в срок до 5 дней предоставить (либо направить) ему письменный ответ о том, состоит ли у них должник на работе и каков размер его заработка в месяц (с учетом премиальных вознаграждений, дополнительных выплат и т.д.).

Принудительное взыскание алиментов (на начальном этапе исполнительного производства или при приеме на работу).

При принудительном взыскании алиментов (на начальном этапе исполнительного производства или при приеме на работу должника) наниматели обязаны:

· указать на расписке в получении постановления фамилию, собственное имя, отчество, а также занимаемую должность (например, руководитель учреждения) лица, принявшее постановление о возбуждении исполнительного производства (п. 37 Инструкции по исполнительному производству;

· согласно п. 158 Инструкции по исполнительному производству, произвести:

— регистрацию исполнительных документов для взыскания алиментов не позднее следующего дня их поступления;

— передачу исполнительных документов для взыскания в бухгалтерию (расчетный отдел) под расписку ответственному лицу;

— регистрацию исполнительных документов для взыскания алиментов бухгалтерией (расчетным отделом) в специальном журнале или картотеке;

— извещение бухгалтерией (расчетным отделом) в 3-дневный срок судебного исполнителя о поступлении исполнительного документа путем направления обратного уведомления;

· согласно ч. 1 ст. 105 КоБС, а также п. 168 Инструкции по исполнительному производству при наличии исполнительного документа и предложения судебного исполнителя об удержании ежемесячно удерживать из заработной платы и других выплат должника денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств плательщика) не позднее чем в 3-дневный срок со дня выплаты заработной платы и осуществления других выплат лицу, указанному в исполнительном листе

Смотрите так же:  Интеллектуальная собственность в сети интернет

· согласно ч. 113 КоБС, п. 174 Инструкции по исполнительному производству, индексировать алименты, взыскиваемые на основании исполнительных документов в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленной законодательством базовой величины.

· согласно ч. 8 ст. 110 КоБС, п. 175 Инструкции по исполнительному производству, компенсировать недополученную сумму алиментов, если она образовалась в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, взыскателю посредством истребования такой суммы из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с последующим возмещением данному Фонду выплаченных сумм нанимателем в порядке, определяемом законодательством. Судебные исполнители при обращении нанимателей обязаны определить задолженность по алиментам в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам, а также должны осуществлять контроль за погашением нанимателем задолженности взыскателю.

Наниматель несет ответственность за неисполнение исполнительного документа по взысканию алиментов.

В соответствии с п. 140 Инструкции по исполнительному производству при невыполнении требований судебного исполнителя — неисполнении судебного постановления (акта), утрате исполнительного документа, расходовании удержанных сумм на другие цели, а также в случае несообщения (либо несвоевременного сообщения) судебному исполнителю сведений о заработной плате должника и других получаемых им суммах, об изменении должником места работы, о задержке возврата исполнительного документа при увольнении должника с работы и т.д. виновные в этом должностные лица могут быть привлечены к ответственности, в частности административной по ст. 24.9, 24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. При этом привлечение виновных лиц к ответственности не освобождает их от обязанности своевременно и надлежащим образом исполнить судебное постановление (акт).

Добровольная уплата алиментов (без наличия исполнительного документа).

Согласно ч. 1 ст. 105 КоБС, а также п. 159 Инструкции по исполнительному производству, на основании заявления плательщика алиментов необходимо ежемесячно производить удержания алиментов в установленном размере с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств плательщика) не позднее чем в 3-дневный срок со дня выплаты заработной платы и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении.

В соответствии со ст. 108 КоБС, а также п. 160 Инструкции по исполнительному производству, заявления об удержании алиментов, а также об изменении их размера или о прекращении удержания алиментов должны храниться нанимателем, выплачивающим заработную плату, в порядке, установленном для хранения исполнительных документов. За утрату заявления работника должностное лицо нанимателя несет ответственность, как и за утрату исполнительного документа.

Требования к заявлению о добровольной уплате алиментов

Как следует из п. 160 Инструкции по исполнительному производству, в письменном заявлении лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, должны быть указаны:

· фамилия, собственное имя, отчество и дата рождения ребенка, на содержание которого следует удерживать алименты;

· фамилия, собственное имя, отчество и адрес лица, которому следует выплачивать или переводить алименты;

· размер удержания в процентном соотношении от ежемесячно получаемого дохода.

На основании вышесказанного можно предложить следующий вариант заявления о добровольной уплате алиментов:

Прошу ежемесячно удерживать алименты в размере 25% от получаемого мной дохода для перечисления Ивановой Ирине Ивановне, проживающей по адресу: 220000, г. Минск, ул. Садовая, д. 1, кв. 2, на содержание моей дочери Ивановой Светланы Петровны, 01.01.2000 г.р.

Уплачиваем алименты добровольно

Работник обратился к нанимателю с заявлением об удержании из его заработной платы алиментов на несовершеннолетнего ребенка. В статье рассмотрим, какой минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей может быть уплачен в добровольном порядке.

Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей установлена ч. 1 ст. 91 Кодекса о браке и семье (далее — КоБС). В том случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке .

Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей, установлен ст. 92 КоБС. В частности, согласно ч. 1 ст. 92 КоБС алименты на несовершеннолетних детей с их родителей при отсутствии Соглашения о детях, Соглашения о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей (далее — Соглашение об уплате алиментов), а также если размер алиментов не определен Брачным договором, взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка — 25 процентов, на двух детей — 33 процента, на трех и более детей — 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50 процентов на одного ребенка, 75 процентов — на двух детей, 100 процентов — на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Исходя из изложенного ст. 92 КоБС устанавливает размеры алиментов, в том числе минимальные, которые взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Кроме этого, указанная норма с учетом иных норм КоБС позволяет сделать вывод о том, что Соглашением о детях и Брачным договором может быть установлен иной размер алиментов, в том числе, по мнению автора, в меньшем размере. В частности, ч. 2 ст. 38 КоБС дает право сторонам в Соглашении о детях самостоятельно определять размер алиментов на детей, если это не нарушает права и законные интересы детей и других лиц и не противоречит законодательству Республики Беларусь. Вопросы взаимоотношений между родителями и детьми также могут быть предметом регулирования Брачного договора, если это не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит законодательству Республики Беларусь.

В отношении же Соглашения об уплате алиментов КоБС устанавливает минимальный размер алиментов на несовершеннолетних детей. Так, согласно ст. 103-5 КоБС размер алиментов на несовершеннолетних детей, определенный сторонами в Соглашении об уплате алиментов, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке .

Что касается размера средств, уплачиваемых родителями добровольно на содержание своих несовершеннолетних детей, то он КоБС не установлен, из чего, по мнению автора, можно сделать вывод, что в заявлении об удержании алиментов лицо, обязанное уплачивать алименты, может указать любую сумму средств, которую оно бы хотело направлять на содержание своего несовершеннолетнего ребенка.

В свою очередь наниматель либо иная организация, удерживающие алименты, при производстве удержания обязаны руководствоваться ст. 105 КоБС, в частности удерживать денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Такие ограничения установлены ст. 95 и 106 КоБС. В частности, ст. 95 КоБС предусмотрено ограничение по видам заработка и (или) дохода родителей, из которых производится удержание алиментов. То есть удержание производится не из всех видов заработка, иных доходов, а только из тех, которые определены Правительством Республики Беларусь.

Статья 106 КоБС определяет случаи, когда заявление лица, обязанного уплачивать алименты, не может являться основанием для удержания алиментов из его заработной платы и иных доходов. Так, согласно ч. 1 ст. 106 КоБС такое удержание не может производиться, если общая сумма, подлежащая взысканию на основании заявления и исполнительных документов, превышает 50 процентов причитающихся должнику заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов, а также если с должника взыскиваются по судебному постановлению алименты на детей от другой матери. В этих случаях вопрос о взыскании алиментов разрешается судом, о чем извещаются заявитель и лицо, в пользу которого взыскиваются алименты.

Одновременно ч. 3 ст. 106 КоБС предусмотрено исключение в отношении случая удержания алиментов на несовершеннолетних детей, когда общая сумма удержаний на основании такого заявления и исполнительных документов превышает 50 процентов заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, но не свыше 70 процентов. Удержание алиментов в таком случае может производиться на основании заявления лица, уплачивающего алименты.

Исходя из изложенного минимальный размер удержаний при добровольной уплате алиментов на основании заявления будет равен той сумме (процентному отношению) заработка и (или) иного дохода, которую лицо, уплачивающее алименты, укажет в своем заявлении. Наниматель и иная организация, удерживающие алименты на основании заявления, не вправе корректировать эту сумму. При наличии предусмотренных ч. 1 ст. 106 КоБС ограничений они могут отказать в удержании алиментов на основании заявления.

Следует также обратить внимание, что согласно ч. 2 ст. 104 КоБС добровольный порядок уплаты алиментов не исключает права взыскателя алиментов в любое время обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов. Во избежание таких случаев лицу, добровольно уплачивающему алименты, при определении размера средств, которые оно хотело бы направлять на содержание своего несовершеннолетнего ребенка, целесообразно руководствоваться размерами алиментов, подлежащими взысканию в судебном порядке .