Меню Закрыть

Российско-турецкий договор

Советско-турецкий договор 1921 г. О дружбе и братстве, 16 марта

СОВЕТСКО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1921 г. О ДРУЖБЕ И БРАТСТВЕ заключен 16 марта в Москве. Подписали со стороны: РСФСР — Г. В. Чичерин и член ВЦИК Дж. Коркмасов, Турции — Юсуф Кемаль, Риза Hyp и Али Фуад. Вступил в силу 22 сентября 1921 г.

В политической сфере стороны заявляли, что не признают никаких договоров и международных соглашений, навязанных им силой. Все ранее заключенные двусторонние договоры, не отвечающие обоюдным интересам, признавались отмененными. РСФСР и Турция обязались не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, имеющих своей целью борьбу против др. стороны. Решение вопроса о Черноморских проливах передавалось на рассмотрение конференции Черноморских стран.

В договоре решались также территориальные вопросы — устанавливалась новая северо-вост. граница Турции: районы Карса, Ардагана и Артвина отходили к Турции, Батуми — к Грузии; Нахичеванская область образовывала автономную территорию под покровительством правительства Азербайджана.

В экономической сфере РСФСР полностью отказывалась от всякого рода привилегий, несовместимых с полным осуществлением Турцией своих суверенных прав. РСФСР обязывалась предоставить Турции безвозмездную финансовую помощь (10 млн руб. золотом), а также оружием, боеприпасами, снаряжением и проч., что имело большое значение для борьбы турецкого народа против иностранных интервентов.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 478-479.

Подписан Русско-турецкий договор, оформивший вступление Турции в антифранцузскую коалицию

(23 декабря 1798) 3 января 1799 года в Константинополе был подписан Русско-турецкий союзный договор, который оформил вступление Турции во Вторую антифранцузскую коалицию (которую составляли Россия и Англия). С российской стороны его подписал В.С. Тамара (русский дипломат, чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе), а от имени Турции – Ахмед Ариф и Эссеид Ибрагим бей.

Тенденция к сближению Турции с Россией и Англией возникла после Кампоформийского мира 1797 года, когда французы, захватив Италию, вплотную подошли к Балканскому полуострову и начали тайно поощрять национально-освободительное движение греческого населения Ионических островов и Мореи. Непосредственным же толчком к заключению союза и подписанию договора явилось вторжение французских войск в июле 1798 года в Египет, являвшийся турецкой провинцией.

Россия предложила военную помощь, и Турция приняла ее. Присланная Павлом I русская эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова с разрешения султана вошла в Босфор. Уже в сентябре 1798 года турецкое правительство издало манифест об объявлении войны против Французской республики, и объединенный русско-турецкий флот начал военные действия, направленные главным образом на освобождение Ионических островов от французов. Фактически Турция уже тогда оформила свои союзнические отношения с Россией, вступив с нею в союз.

Сам же Русско-турецкий союзный договор был подписан сроком на 8 лет (Турцией с одной стороны, Россией и Англией – с другой). В гласных (открытых) статьях договора стороны определили в качестве общей цели сохранение целостности своих владений и владений союзников, обеспечение безопасности, спокойствия и политического равновесия между державами, а также противодействие захватническим планам Франции.

Но наиболее существенные обязательства сторон содержались в секретных статьях договора. В одной из них устанавливалось, что Россия обещала военную помощь Турции в борьбе с Францией – в частности, выставить в помощь союзнику 12 военных кораблей, а содержание русской эскадры возлагалось на Турцию. Согласно другой секретной статье, Россия впервые получила официальное право свободно проводить военный флот через Черноморский пролив – из Черного моря в Средиземное и обратно, где, в частности, говорилось, что Константинопольский пролив «открывается русским судам только на сей случай, для всех же других наций без исключения вход в Черное море будет закрыт».

Следующий Русско-турецкий союзный договор был подписан осенью 1805 года. Он подтверждал договор 1799 года и все обязательства и договоренности по нему. Однако, после победы Наполеона под Аустерлицем, Турция под давлением французской дипломатии стала нарушать данный договор, что привело к русско-турецкой войне 1806-1812 годов.

Русско-турецкий договор

Московский договор (тур. Moskova Anlaşması) — российско-турецкий договор о «дружбе и братстве», подписанный 16 марта 1921 года в городе Москве между правительством Великого национального собрания Турции и правительством РСФСР.

Договор состоял из 16 статей и 3 приложений. Стороны Договора признали, что «все договоры, до сего времени заключённые между обеими странами, не соответствуют обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы.» (Статья IV-я)

Статья 1 Договора провозглашала, что «под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1920 (1336) года, выработанный и провозглашенный Оттоманской Палатой Депутатов в Константинополе и сообщенный прессе и всем государствам».

Договор (статьи I и II) устанавливал новую северо-восточную границу Турции: бывшая Карсская область и южная часть бывшей Батумской области (были в составе Российской империи с 1878 года), и бывший Сурмалинский уезд Эриванской губернии (входил в состав Российской империи с 1828 года) с горой Арарат отходили к Турции, северная часть бывшей Батумской области (к северу от деревни Сарп на Чёрном море) с городом Батумом — к Грузинской ССР, с предоставлением населению «широкой местной автономии в административном отношении», а Турции — торговых привилегий в Батумском порту.

Статья III Договора гласила, что стороны согласны на образование на территории бывшего Нахичеванского уезда Эриванской губернии («в границах, указанных в приложении I (С)» к Договору) автономии «под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству.» (имеется в виду Армения)

Согласно Статье V, окончательная выработка международного статуса Чёрного моря и Проливов передавалась «будущей Конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и её столице Константинополю».

Полный текст Договора:

Москва. 16 марта 1921 г.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принципы братства наций и права народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого. И всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную дружбу, основанную на взаимных интересах обеих сторон, решили заключить договор о дружбе и братстве и назначили для сего своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной советской Республики:

Георгия Чичерина, Народного Комиссара по Иностранным Делам и члена Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, и Джелал-Эддина Коркмасова, члена Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, и

Правительство Великого Национального Собрания Турции:

Юсуф Кемаль-бея, Народного Комиссара по Народному Хозяйству Великого Национального Собрания Турции, депутата Кастамони в том же Собрании, доктора Риза Нур-бея, Народного Комиссара по Просвещению Великого Национального Собрания Турции, депутата Синопа в том же Собрании и Али Фуад-пашу, Чрезвычайного и Полномочного Посла Великого Национального Собрания Турции, члени от Ангоры в Великом Национальном Собрании,

каковые, после обмена полномочиями, найденными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Каждая из договаривающихся сторон соглашается в принципе не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою другая из Договаривающихся сторон. Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием.

Под понятием Турции в настоящем договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1920 (1336) года, выработанный и провозглашенный Оттоманской Палатой Депутатов в Константинополе и сообщенный прессе и всем государствам.

Северо-восточная граница Турции определяется: линией, начинаясь у деревни Сарп, расположенной на Черном море, проходит через гору Хедисмта, линией водораздела горы Шавшет-горы Канны-даг, она следует затем по северной административной границе Ардаганского и Карсского санджаков — по тальвегу рек Арпа-чай и Аракс до устья Нижнего Карасу (подробное описание границы и вопросы к ней относящиеся определены в приложении I (А) и на прилагаемой карте, подписанной обеими Договаривающимися сторонами).

Турция соглашается уступить Грузии сюзеренитет над портом Батумом и территорией, лежащей к северу от границы, указанной в статье первой нынешнего Договора, и составляющей часть Батумского округа, при условии, что

1) население местностей, указанных в настоящей статье, будет пользоваться широкой местной автономией в административном отношении, обеспечивающей каждой общине ее культурные и религиозные права, и население будет иметь возможность установить земельный закон, соответствующий его пожеланиям.

2) Турции будет обеспечен свободный транзит всяких товаров. отправляемых в Турцию или из нее, через Батумский порт, беспошлинно, без учинения каких-либо задержек и без обложения их какими то ни было сборами, с предоставлением Турции права пользоваться Батумским портом без взимания за то специальных сборов.

Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству.

Смотрите так же:  Пособия для женщин ип

В образующей треугольник зоне Нахичеванской территории, заключенной на востоке между тальвегом Аракса, в на западе линией, проходящей через горы Дагна (3829) — Велидаг (4121) — Багарзик (6587) — гора Кемурлю-даг (6930), линия границы указанной территории, начинающаяся от горы Кемурлю-даг (6930), переходящая через гору Серай Булак (8071) — станцию Арарат и оканчивающаяся у скрещения Карасу с Араксом, будет исправлена комиссией, состоящей из делегатов Турции, Азербайджана и Армении.

Обе договаривающиеся стороны, констатируя соприкосновение между национальным и освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй, безоговорочно признают за этими народами право на свободу и независимость, а равным образом их право на избрание формы правления , согласной их желаниям.

Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов, обе Договаривающиеся стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов будущей Конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю.

Обе договаривающиеся стороны признают, что все договоры, до сего времени заключенные между обеими странами, не соответствуют обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заявляет, в частности, что оно считает Турцию свободной от всяких к нему денежных или иных обязательств, основанных на международных актах, ранее заключенных между Турцией и царским правительством.

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики , признавая режим капитуляций несовместимым с свободным национальным развитием всякой страны, равно как и с полным осуществлением ее суверенных прав, считает потерявшими силу и отмененными всякого рода действиями и права, имеющие какое-либо отношение к этому режиму.

Обе договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу против другой страны. Россия и Турция принимают на себя такое же обязательство и в отношении Советских республик Кавказа, при условии взаимности.

Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Национального собрания Турции.

Для обеспечения непрерывности сношений между обеими странами, Договаривающиеся стороны обязуются принять по взаимному согласию все необходимые меры в целях сохранения и развития возможно скорее железнодорожных, телеграфных и иных средств сообщения, равно как и обеспечения свободного передвижения людей и товаров между обеими странами, без каких-либо задержек.

Однако признается, что в отношении передвижения, въезда и выезда как путешественников, так и товаров, будут полностью применяться установленные в каждой стране на этот счет правила.

На граждан обеих Договаривающихся сторон, находящихся на территории другой стороны, будут распространяться все права и обязанности, вытекающие из законов страны, в коей они находятся, за исключением обязанностей по национальной обороне, в коих они будут освобождены.

Вопросы, касающиеся семейного права, права наследственного и дееспособности граждан обеих сторон, также составляют исключение из постановленной настоящей статьи. Они будут разрешены особым соглашением.

Обе Договаривающиеся стороны согласны применить принцип наибольшего благоприятствования к гражданам каждой из Договаривающихся сторон, пребывающим на территории другой стороны.

Настоящая статья не применяется к правам граждан союзных России Советских Республик, равно как и к правам мусульманских государств, союзных Турции.

Всякий житель территорий, составлявших до 1918 года часть России, каковые Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает находящимися ныне под суверенитетом Турции на основании настоящего Договора, имеет право свободно покинуть Турцию и взять с собой свои вещи и свое имущество или их стоимость. Подобное же право распространяется на жителей территории Батума, сюзеренитет на каковую Турция настоящим Договором уступает Грузии.

Россия обязуется репатриировать в Турцию за свой счет до северо-восточной границы Турции, в продолжение 3-месячного для Европейской России и Кавказа и 6-месячного срока для Азиатской России, считая со дня подписания настоящего Договора, всех военнопленных и гражданских пленных турок, находящихся в России.

Турция принимает на себя тоже обязательство в отношении русских военнопленных и гражданских пленных, которые еще находятся в Турции.

Подробности этой репатриации будут установлены особой конвенцией, которая должна быть выработана немедленно по подписании настоящего Договора.

Обе Договаривающиеся стороны согласны в ближайшем времени заключить консульскую конвенцию, равно как и соглашения, регулирующие все экономические, финансовые и другие вопросы, необходимые для установления между обеими странами дружественных отношений, указанных во вступлении к настоящему Договору.

Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их касающихся.

Настоящий Договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами состоится в Карсе в возможно ближайший срок.

Настоящий Договор вступит в силу с момента обмена ратификационными грамотами, за исключением ст.XIII.

В удостоверение изложенного вышеупомянутые уполномоченные подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями.

Составлено в 2-х экземплярах в Москве шестнадцатого марта тысяча девятьсот двадцать первого года (тысяча триста тридцать седьмого).

Георгий Чичерин Юсуф Кемаль
Джелал Коркмасов Д-р Риза Нур
Али Фуад

Северо-восточная граница Турции установлена нижеследующим образом (согласно карте русского Генерального Штаба масштабом 1/210000-5 верст в дюйме):

Деревня Сарп на Черном море — гора Кара Шальвар (5014) — пересекает Чорох к северу от деревни В. Марадидн — проходит севернее деревни Сабаур-гора Хедисмта (7052) — гора Квакибе — деревня кавтарети — линия водораздела горы Медзибна — гора Герат-кесун (6468) — следуя по линии водораздела горы. Корда (7910) — выходит по западной части хребта Шавшетского к прежней административной границе бывшего Артвинского округа — проходя по линии водораздела горы Шавшетской, выходит на гору Сарычаи (Кара Исал) (8478) — перевал Квиральский — оттуда выходит на прежнюю административную границу бывшего Ардаганского округа у горы Канны-даг — оттуда, направляясь к северу до горы Тлил (Грманы) (8357) — следуя прежней границы Ардагана, выходит к северо-востоку от деревни Бадела, к реке Посхов-чай и следует по этой реке к югу до пункта севернее деревни Чанчах-там оставляет эту реку и, идя по водоразделу, выходит на гору Айрилян-баши (8512) — проходит по горам Келле-тапа (8463) и Харман-тапа (9709) — достигает горы Касрис-сери (9681) — отсюда следует по реке Карза-мет-чай до реки Куры — оттуда идет по тальвегу реки Куры к пункту к востоку от деревни Картанакев, где отходит от Куры, проходя по линии водораздела горы Кара-оглы (7259) — оттуда, разделяя на две части озеро Хазапин, выходит к высоте 7580 и оттуда к горе Гекдаг (9152) — Учь-Тапаляр (9783) — Тая-кала (9716) — вершина 9065, где покидает прежнюю границу Ардаганского округа и проходит по горам Бол. Ах-Баба (9973) — 8828 (8827) — 7602 — проходя на восток от деревни Ибиш, доходит до высоты 7518 и затем к горе Кизил-даш (7439) (7490) — деревня Новый Кизил-даш (Кнзил-даш) — проходя к западу от Кара-Мамед, выходит на реку Джамушбу-чай (расположенную к востоку от деревень Делавер, Б. Кмлы и Тихнис) — через деревни Вартанлы и Баш-Шурагель, следуя по упомянутой реке, выходит к реке Арпа-чай к северу от Калали — оттуда, следуя все время по тальвегу Арпа-чай, выходит к р. Араке — следует по тальвегу Аракса до впадения в него Нижнего Карасу.

(NB. Разумеется, граница следует по линиям водоразделов вышеуказанных высот).

Георгий Чичерин Юсуф Кемаль
Джелал Коркмасов Д-р Риза Нур
Али Фуад

Принимая во внимание, что пограничной линией, как это указано в Приложении I(А), являются тальвеги рек Арпа-чай и Аракса, Правительство Великого Национального Собрания обязуется отдвинуть линию блокгаузов на расстояние восьми верст от железной дороги Александрополь -Эривань в настоящем ее начертании в районе Арпа-чай и на расстояние четырех верст от вышеупомянутой железнодорожной линии в районе Аракса. Линии, ограничивающие вышеупомянутые районы, указаны ниже для зоны Арпа-чай в пунктах А и Б параграфа I и для зоны Аракса в параграфе II.

А) К юго-востоку от Вартанлы — к востоку от Узун-Килиса — через гору Бозяр (5096) — 5082 — 5047 — к востоку от Кармир-ванк — Учь-тапа (5578) — к востоку от Араз-оглы к востоку от Ани — достигает Арпа-чай к западу от Еникей.

Б) Отходит от Арпа-чай к востоку от высоты 5019 — идет прямо к высоте 5481 — в 4 ? верстах к востоку от Кызылкула — в двух верстах к востоку от Боджалы — затем река Дигор-чай — следует вдоль этой реки до деревни Дуз-Кечут идет прямо к северу от развалин Карабаг и выходит на Арпа-чай.

Прямая линия между Хараба Алиджан и деревней Сулейман (Диза).

Смотрите так же:  Договор аренды тс пример

В зонах, ограниченных с одной стороны линией железной дороги Александрополь — Эривань и — с другой , линиями, расположенными в расстоянии восьми и четырех верст от вышеуказанной железнодорожной линии, Правительство Великого Национального Собрания обязуется не возводить каких бы то ни было фортификационных укреплений (эти линии расстояния находятся вне вышеуказанных зон) и не содержать в них регулярных войск. Однако оно сохраняет право иметь в вышеуказанных зонах войска, необходимые, для поддержания порядка, безопасности и для административных надобностей.

Георгий Чичерин Юсуф Кемаль
Джелал Коркмасов Д-р Риза Нур
Али Фауд

Станция Арарат-гора Сарай-Булаг (8071) — Кемурлю-даг (6839), (6930) — 3080-Саят-даг (7868)- деревня Курт-кулаг (Кюрт-кулаг) — Гамесур-даг (8160) — высота 8022 — Кюки-даг (10282) и восточная , административная граница прежнего Нахичеванского уезда.

Георгий Чичерин Юсуф Кемаль
Джелал Коркмасов Д-р Риза Нур
Али Фауд

Печат. по арх. Опубл. в «Собрании узаконении…» № 73, 12 декабря 1921 г., стр. 731-735.

Договор ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 г.,
Великим Национальным Собранием Турции — 31 июля 1921.
Обмен ратификационными грамотами состоялся
22 сентября 1921 г. в Карсе.
Документы внешней политики СССР, М. 1959г. 597-604

Российско-турецкий договор

Московский договор был призван закрепить за Турцией завоеванные армянские территории, а большевики признали результаты турецкой агрессии. Московский договор (статья III) решил судьбу Нахичевана, не имеющего никакого отношения ни к большевистской России, ни к Турции: «Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству».

Договор был ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 года, Великим национальным собранием Турции (TBMM) 31 июля 1921 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 года в Карсе.

Договор стал вторым международно-правовым актом кемалистского правительства Турции, когда международно признанным правительством в оккупированной столице Османской империи Константинополе оставалась администрация султана Мехмеда VI Вахидеддина, от имени которого ранее, в августе 1920 года, Османской империей был подписан Севрский мирный договор, отвергнутый кемалистами и не вступивший в силу. По Московскому договору, РСФСР признавала Турцию в границах Национального Турецкого Пакта, принятым оттоманским парламентом 28 января 1920 года, то есть в соответствии с положениями Мудросского перемирия. Договор подвел международно-правовой итог завоеванию и разделу Республики Армения между РСФСР, Азербайджанской ССР и Турцией.

Принятый без участия закавказских республик, договор установил северо-восточную границу Турции c этими странами, закрепив территориальные приобретения Турции по Александропольскому договору, за исключением города Александрополя и восточной части бывшего Александропольского уезда Эриванской губернии, которые Турция обязалась передать Армянской ССР, северной части Батумской области, которую Турция обязалась передать Грузинской ССР, и территории бывших Нахичеванского и Шарур-Даралагезского уездов Эриванской губернии, которые Турция обязалась передать под протекторат Азербайджанской ССР. Согласно договору, в составе Турции остались южная часть Батумской области (Артвинский округ), бывшая Карсская область, бывший Сурмалинский уезд и западная часть бывшего Александропольского уезда Эриванской губернии.

Последовавшее в октябре 1921 года заключение идентичного Московскому Карсского договора между кемалистами, с одной стороны, и закавказскими ССР, вошедшими в 1922 году в состав ЗСФСР и в её составе — в СССР, с другой, — завершило юридическое оформление межгосударственных границ, существующих и в настоящее время. И если срок Московского договора, по некоторым источником определялся в 25 лет, то Карский договор не имел срока давности. Армения не ратифицировала Карский договор и до сегодняшнего дня не признает нынешние границы между Турцией и Арменией.

В 1945 году СССР пытался пересмотреть договор, предъявив территориальные претензии к Турции, однако не был поддержан другими великими державами. А в 1953 году Вячеслав Молотов, вновь назначенный министром иностранных дел СССР после смерти Иосифа Сталина заявил, что «СССР не имеет территориальных претензий к Турции».

16 марта 1921 года кемалисты и большевики отменили все прежние соглашения и определили границы закавказских государств в договоре «о дружбе и братстве», подписанном в Москве. Полная незаконность этого договора очевидна. Во-первых, в 1921 году Мустафа Кемаль никоим образом не представлял турецкое государство, официально еще находившееся под властью последнего султана Мухаммеда VI. Кемаль будет выбран президентом только в 1923 году. Во-вторых, у Москвы не было никакого права (даже по советскому закону) определять границы республик, которые она сама называла «независимыми». Наконец, 16 марта коммунисты вовсе не стояли у власти в Армении, где около сорока дней существовало, как мы видели, дашнакское правительство.

Ни большевиков, ни кемалистов не беспокоила законность их действий. «Дружба и братство», о которых заявляли обе стороны, получили вполне реальное воплощение и были скреплены щедрыми подарками: Москва предоставила турецким товарищам безвозмездную помощь в размере 10 миллионов рублей золотом и значительную партию вооружения. Эти дарения в виде денег и оружия, начавшиеся уже летом 1920 года, будут продолжаться, постоянно увеличиваясь, вплоть до 1922 года; в эти самые годы, как известно, миллионы русских крестьян умирали от голода. У кемалистов же был свой способ проявления «дружбы и братства» по отношению к армянам. Как раз тогда, когда в Москве разрабатывался договор, 6 марта турецкие войска вторглись в Ахалкалакскую область, где в 1918 году жертвами младотурок уже стали 40000 человек. Всего за 10 дней, то есть до подписания московского договора, они уничтожили более 10000 армян.

Последний премьер-министр Первой Республики Армения Симон Врацян в книге «Армения между большевистским молотом и турецкой наковальней» писал: «Причины падения независимости Армении были не внутренними, а внешними. Республика Армения пала под объединенными ударами турок и большевиков. И в первую очередь, большевиков, потому что, если бы не поддержка Советской России, кемалистская Турция в тех условиях не осмелилась бы напасть на Армению». Большевики сделали все от них зависящее, чтобы обезопасить себя с Востока и ради этого принесли в жертву Армению, не представлявшую ценность для кремлевских правителей. «Мировая революция» — очень удобный термин для завоевания и обретения друзей, которые нужны именно сейчас, потом необходимость в них отпадает. Главное для Москвы было – поддержать Ататюрка. Что и было сделано: на «национально-освободительную борьбу турецкого народа» было передано 5 миллионов рублей золотом и горы оружия. Просто интересно, против кого велась эта «национально-освободительная борьба». Не надо очень разбираться в восточной политике, чтобы понять, что направлена она была против христианского населения Османской империи – армян, греков и ассирийцев. Резня 1922 года в Измире (Смирна), повторное изгнание вернувшихся армян Киликии осуществлялась на русские деньги и русским оружием. В 1919 году десятки тысяч армян из Сирии, Ливана и Палестины возвращались в Киликию, где устанавливалось правление Франции на основе мандата. Какое-то время казалось, что Киликия могла бы стать полностью независимым от Турции государством под протекторатом Франции. Многие армяне, конечно, помнили о французско-армянском братстве, возникшем именно в Киликии во время крестовых походов. К сожалению, опыт правления Франции в Киликии по мандату был обречен на недолговечность и привел к катастрофическим последствиям для армян-репатриантов.

Напомним еще один факт. 30 октября 1918 года на борту английского крейсера «Агамемнон» в порту Мудрос было подписано Мудросское перемирие. Оно предусматривало: открытие Черноморских проливов для военных флотов Антанты с предоставлением союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл; капитуляцию остатков турецких войск в Хиджазе, Ираке, Сирии, Йемене и вывод их из Ирана, Киликии, Закавказья; оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов «в случае беспорядков в одном из них» и вообще любого стратегического пункта в Турции, если союзники сочтут это необходимым по соображениям своей «безопасности». Большевистской России срочно требовался договор с Турцией на любом уровне, чтобы нейтрализовать Антанту, а у Мустафы Кемаля не хватало оружия и денег. Что он и получил в Москве.

Межгосударственные отношения России и Турции

История межгосударственных российско-турецких отношений насчитывает свыше пяти веков (историки ведут отсчет от послания князя Ивана III по вопросам морской торговли, направленного 30 августа 1492 года османскому султану Баязиду II). Посольство Российской империи в Стамбуле на постоянной основе открылось в 1701 году. Дипломатические отношения между РСФСР (СССР) и Турецкой Республикой установлены 2 июня 1920 года.

Базовым документом современных российско-турецких отношений является Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, подписанный в 1992 году.

В декабре 2004 года президент России Владимир Путин посетил Турцию с официальным визитом впервые за тридцать лет. По его итогам лидерами двух стран была принята Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

Последующие годы характеризовались интенсивным развитием политических и экономических связей.

1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин посетил Турцию с государственным визитом. Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в пятом заседании Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

7 февраля 2014 года Реджеп Тайип Эрдоган, занимавший в то время пост премьер-министра Турции, посетил Сочи. «На полях» церемонии открытия зимних Олимпийских игр он встретился с президентом России Владимиром Путиным.

Смотрите так же:  Подоходный налог на покупку автомобиля

23 сентября 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил однодневный рабочий визит в Москву, во время которого провел переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и принял участие в открытии нового комплекса Московской соборной мечети.

16 ноября 2015 года лидеры двух стран провели двустороннюю встречу на полях саммита стран G20 в Анталье.

Отношения России и Турции кардинально испортились вследствие уничтожения ВВС Турции российского военного самолета в воздушном пространстве Сирии 24 ноября 2015 года. Семь месяцев двусторонние связи были фактически «заморожены». В июне 2016 года президент Турции в послании президенту Российской Федерации выразил заинтересованность в нормализации отношений и принес извинения в связи с гибелью российского пилота. Эрдоган подчеркнул также готовность делать все возможное для восстановления традиционно дружественных отношений между Турцией и Россией, а также совместно реагировать на кризисные события в регионе, бороться с терроризмом.

29 июня 2016 года после телефонного разговора между Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом был запущен процесс поэтапного восстановления двусторонних отношений.

В развитие достигнутых между президентами договоренностей министры иностранных дел двух стран провели 1 июля 2016 года рабочую встречу в городе Сочи.

9 августа 2016 года в Санкт-Петербурге прошла первая после кризиса в двусторонних отношениях встреча президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. По итогам встречи Путин и Эрдоган заявили о готовности восстановить сотрудничество по всем направлениям.

В 2016 году лидеры двух стран также встречались 3 сентября в преддверии саммита «Группы двадцати» в китайском городе Ханчжоу и 10 октября «на полях» Мирового энергетического конгресса в Стамбуле.

5-7 декабря 2016 года состоялся рабочий визит премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в Российскую Федерацию. В ходе визита он провел переговоры с премьер-министром Дмитрием Медведевым и был принят президентом Владимиром Путиным.

10 марта 2017 года в Кремле состоялась встреча Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Президент Турции прибыл в Россию для участия в шестом заседании Совета сотрудничества высшего уровня между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

Очередная встреча лидеров двух стран прошла 3 мая в Сочи. Обсуждались вопросы двусторонней повестки дня, актуальные международные проблемы.

14 мая Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели краткие переговоры в кулуарах форума «Один пояс — один путь» в Пекине.

8 июля лидеры двух стран провели встречу на полях саммита «Группы двадцати» в Гамбурге (Германия). Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили вопросы российско-турецкого взаимодействия, проблематику сирийского урегулирования, сверили часы по реализации проектов «Турецкий поток» и АЭС «Аккую».

28 сентября Владимир Путин посетил Турцию с рабочим визитом. В ходе переговоров на высшем уровне обсуждались вопросы двусторонней повестки дня, ситуация в Сирии, результаты референдума о независимости в курдском районе Ирака.

Активизировался диалог по линии МИД двух стран. 1 декабря 2016 года в Аланье прошло пятое заседание российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования под председательством министров иностранных дел России и Турции Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу.

Очередная встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран состоялась 16 февраля 2017 года в Бонне «на полях» встречи министров иностранных дел стран-участниц «Группы двадцати».

6 августа 2017 года Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу провели встречу «на полях» регионального форума АСЕАН в Маниле (Филиппины). Министры обсудили отдельные вопросы российско-турецких отношений и ситуацию в Сирии.

Возобновлены межпарламентские связи, контакты между министерствами и ведомствами двух стран.

Турция входит в число основных внешнеэкономических партнеров России. В последние годы двусторонний товарооборот снижался. В 2016 году он сократился почти на треть, фактически упав до уровня десятилетней давности. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, внешнеторговый оборот России и Турции по итогам 2016 года составил 15845,8 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 13698,3 миллиона долларов и импорт — 2147,5 миллиона долларов.

По итогам января-августа 2017 года внешнеторговый оборот России и Турции составил 12948,2 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 11033,0 миллиона долларов и импорт — 1915,2 миллиона долларов.

В структуре российского экспорта традиционно преобладают энергоносители, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, в структуре импорта — машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, текстиль и обувь.

Развивается энергетическое партнерство, являющееся прочным фундаментом сотрудничества двух стран, в первую очередь, в газовой сфере. Россия на протяжении многих лет является надежным ведущим поставщиком природного газа в Турцию, обеспечивая более половины ее потребностей в этом виде топлива. Поставки осуществляются в соответствии с долгосрочными контрактами по газопроводам «Голубой поток» и Трансбалканский. В 2016 году в Турцию было экспортировано 24,7 миллиарда кубометров российского природного газа. С начала 2017 года Россия поставила в Турцию 17,5 миллиарда кубических метров газа (данные на август 2017 года).

В октябре 2016 года было подписано межправительственное соглашение по проекту строительства нового газопровода из России в Турцию «Турецкий поток». В начале декабря 2016 года президент Турции Тайип Эрдоган подписал закон о ратификации соглашения с РФ по проекту строительства «Турецкого потока». 7 февраля 2017 года президент России Владимир Путин также подписал закон о ратификации соглашения по строительству газопровода «Турецкий поток».

«Турецкий поток» предполагает строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа каждая. Одна нитка предусмотрена для поставок на турецкий рынок, другая — для транзита через Турцию в европейские страны. Строительство первой нитки началось в мае 2017 года, ее планируется ввести в марте 2018 года. Срок ввода в эксплуатацию второй нитки — 2019 год.

4 ноября 2017 года стало известно, что «Газпром» завершил строительство морских участков «Турецкого потока» на российской территории.

Развивается сотрудничество в сфере атомной энергетики в рамках реализации крупнейшего совместного проекта по сооружению российскими специалистами атомной электростанции (АЭС) «Аккую» в городе Мерсин с объемом инвестиций свыше 20 миллиардов долларов. Церемония закладки фундамента морских сооружений АЭС «Аккую» прошла в апреле 2015 года. Начало промышленной эксплуатации первого энергоблока станции запланировано на 2023 год.

12 сентября 2017 года Москва и Анкара подписали контракт на поставку зенитных ракетных систем С-400. Детали соглашения не приводились из-за «специфики и чувствительности темы». По информации турецких представителей, начало поставок ожидается в течение двух лет.

Россия вводила эмбарго на поставки из Турции ряда продуктов с 1 января 2016 года в ответ на атаку турецких ВВС на российский Су-24 в Сирии в конце ноября 2015 года. Помимо этого, Россельхознадзор в 2016 году ввел запрет на поставки в РФ турецких томатов, перца, гранатов, баклажанов, салата-латука и салата айсберг, кабачков и тыкв. С осени 2016 года ограничения последовательно снимались. В итоге с начала июня 2017 года Россия сохранила только запрет на импорт помидоров, а также ограничения Россельхознадзора.

1 сентября Россельхознадзор разрешил ввоз салата-латука, салата айсберг, перца, кабачков и тыкв с 9 предприятий Турции, а 30 октября были разрешены поставки баклажанов и гранатов с 27 предприятий. 1 ноября Россия отменила жесткий запрет на импорт томатов из Турции, хотя сами ограничения все еще остаются: до конца года Анкара сможет поставить на российский рынок 50 тысяч тонн помидоров.

Одним из развивающихся направлений экономического взаимодействия двух стран является инвестиционное сотрудничество. В настоящее время встречные капиталовложения России и Турции составляют более 10 миллиардов долларов с каждой стороны. Запуску новых совместных проектов должна способствовать деятельность Российско-турецкого инвестиционного фонда, меморандум о создании которого был подписан 10 марта 2017 года.

Если до недавних пор российские инвестиции направлялись, главным образом, в уставный капитал малых и средних предприятий сферы услуг, то в настоящее время наметилась тенденция расширения направлений инвестиционного сотрудничества с Турцией в таких областях, как мобильная связь, топливно-энергетическая и черная металлургия, атомная энергетика, автомобилестроение, банковское дело.

Турецкие инвестиции в Россию в основном направляются в текстильную, пищевую, химическую, деревообрабатывающую, электронную и электротехническую промышленность, производство строительных и отделочных материалов, автомобилестроение и производство автокомпонентов, сферу услуг, торговлю, туризм, банковский сектор.

На современном этапе особенностью инвестиционной деятельности турецких компаний является перевод капиталовложений из крупных мегаполисов в регионы, в частности из Москвы в Подмосковье и соседние Смоленскую, Владимирскую и Рязанскую области.

Возобновлена деятельность Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (очередное заседание состоялось 10-12 октября 2016 года в Стамбуле).

Начатый в середине 2016 года процесс нормализации двусторонних отношений позволил также снять запрет на продажу туристических туров в Турцию, позднее было принято постановление правительства РФ, позволяющее возобновить чартерные воздушные перевозки с Турцией. В 2016 году, по данным Росстата, Турцию посетили около 800 тысяч российских туристов.

В 2017 году, по данным президента Турции на ноябрь 2017 года, страну посетило 3,5 миллиона туристов из России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников