Меню Закрыть

Госпошлина за сброс в цсв

Управление Росприроднадзора по Пермскому краю

Вода (централизованные системы водоотведения)

Информация о документах, предоставляемых в адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю
(далее – Управление) для установления нормативов допустимых сбросов, лимитов и выдаче разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение

  1. Нормативно-правовая база.
  2. Разъяснения о требованиях к абонентам , для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
  3. Образец Заявления об установлении НДС веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения, для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  4. Образец описи документов, представленных для установления НДС веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения, для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  5. Перечень требований, к проекту НДС в водные объекты через централизованные системы водоотведения, для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.
  6. Образец Заявления о согласовании плана снижения сбросов веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения, по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  7. Образец описи документов, представленных для согласования плана снижения сбросов веществ, иных веществ и микроорганизмов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  8. Перечень требований, к плану снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы.
  9. Образец плана снижения сбросов сточных вод для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  10. Образец отчета о ходе выполнения плана снижения сбросов сточных вод для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  11. Образец Заявления о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  12. Образец описи документов, представленных для выдачи разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  13. Образец показателей точности в диапазоне определяемых значений показателей.
  14. Образец платежного поручения.

Разъяснения о требованиях к абонентам,
для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ,
иных веществ и микроорганизмов

Согласно ст. 27. Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон), в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Категории абонентов, для объектов которых устанавливаются НДС, определены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ, иных веществ и микроорганизмов», принятым в соответствии с Законом, установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключается юридическим лицом с гарантирующей организацией, либо с организацией, осуществляющей водоотведение или холодное водоснабжение и водоотведение (в случае, если гарантирующая организация не определена), к канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (пп. 5,6,7 ст.7 Закона).

В соответствии с Законом:

Гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

По договору водоотведения гарантирующая организация, либо организация осуществляющая водоотведение, осуществляет прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Указанный договор должен содержать все существенные условия установленные п.5 ст.14 Закона.

Исходя из указанного, к юридическим лицам (абонентам), для объектов которых устанавливаются НДС, относятся, в том числе юридические лица, объекты которых подключены (технологически присоединены) к канализационным сетям иного юридического лица, являющегося в свою очередь абонентом гарантирующей организации, либо организации осуществляющей водоотведение – далее основной абонент, которым осуществляется прием и транспортировка сбрасываемых сточных вод по принадлежащим ему канализационным сетям на основании договора водоотведения, заключенного такими юридическими лицами с основным абонентом, либо с гарантирующей организацией, либо с организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с требованиями Закона.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 393 утверждены Правила установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, НДС в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — Правила).

В соответствии с п. 2 Правил, НДС и лимиты на сбросы для абонентов устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор).

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525, устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.

В случае невыполнения Закона и отсутствия у предприятий-абонентов установленных НДС, данный факт является административным правонарушением, за которое Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ст.8.5.

В случае отсутствия на предприятии оборудованных точек отбора (контроля) сбрасываемых стоков, данный факт попадает под нарушение ст.8.1 КоАП РФ.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 221-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

пункт 4 части 3 статьи 21

3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

4) отсутствия у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов.

Приостановить действие до 01.01.2019 г.

часть 7 статьи 26

Статья 26. Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении водоотведения.

7. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимиты на сбросы для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются с учетом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в отношении объектов абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам.

Приостановить действие до 01.01.2019 г.

часть 6 статьи 27

Статья 27. Предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения.

6. В целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов, абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).

Приостановить действие до 01.01.2019 г.

часть 1 статьи 28

Статья 28. Особенности исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

1. При исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в централизованную систему водоотведения от абонентов и учтены в составе платы абонентов за негативное воздействие на окружающую среду.

Приостановить действие до 01.01.2019 г.

часть 2 статьи 29

Статья 29. Особенности возмещения вреда окружающей среде

2. Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение, не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде.

Приостановить действие до 01.01.2019 г.

часть 8 статьи 42

8. В целях реализации положений настоящего Федерального закона нормативы допустимых сбросов абонентов, указанных в части 1 статьи 27 настоящего ФЗ, и лимиты на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 1 июля 2015 года.

часть 9 статьи 42

9. До 1 июля 2015 года абоненты, указанные в части 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, обеспечивают ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разрабатывают планы снижения сбросов и утверждают такие планы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 411-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Смотрите так же:  Как заполнить декларацию на транспортный налог 2018

Новая система отношений при водоотведении: без вины виноватые

Если в настоящее время природопользователем является только организация ВКХ, на которую возложены обязанности по разработке нормативов допустимых сбросов (НДС), получению разрешения на сбросы, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) и т.п., то с вступлением в силу с 2014 г. положений главы 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] отдельные категории абонентов также становятся природопользователями и соответственно наделяются обязанностями по нормированию сброса загрязняющих веществ, внесению платы за НВОС, возмещению вреда водным объектам (рис. 1).

Проблемы абонентов

С 1 января 2014 г. абоненты, которые осуществляют сброс сточных вод через централизованные системы водоотведения (ЦСВ) в водные объекты и категории которых определены Правительством РФ, должны разрабатывать НДС, а в случае невозможности соблюдения НДС могут получить лимиты на сбросы на основании согласованных планов снижения сбросов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 [2] к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объём отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м3 в сутки суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ (рис. 2).

Норма сформулирована таким образом, что объём сброса в одну ЦСВ считается по выпускам от всех площадок юридического лица, как производственного, так и непроизводственного назначения (административные и жилые здания, иные подобные объекты).

В связи с этим возможна ситуация, когда осуществляющее производство (переработку) продукции юридическое лицо будет обязано разрабатывать НДС при сбросе более 200 м3 в сутки в одну ЦСВ от общежитий, административных зданий и т.п., даже если сброс промышленных сточных вод от производственных площадок осуществляется не в ЦСВ, а самостоятельными выпусками в водный объект, тогда как юридические лица, осуществляющие непроизводственную деятельность и отводящие более 200 м3 сточных вод в сутки в систему ЦСВ, НДС разрабатывать не будут.

Кроме того, вызывает вопросы сама возможность разработки НДС абонентами.

Для установления НДС абонентам необходимо предоставить в Росприроднадзор в числе прочего расчёт НДС в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 [3] (согласно п. 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 393 [4] и вступающих в силу с 01.01.2014).

Указанная Методика разработки НДС утверждена приказом МПР России от 17.12.2007 № 333 [5].

Она предусматривает порядок расчёта НДС только для выпуска сточных вод водопользователей непосредственно в водные объекты, тогда как абоненты осуществляют выпуск сточных вод в ЦСВ, где происходит смешение стоков различных абонентов и их последующая очистка организациями ВКХ. Отсутствие в рассматриваемой методике норм, учитывающих специфику такого сброса, делает невозможным её применение абонентами.

Кроме того, содержание Правил установления НДС и лимитов [4] оставляет вопросы, связанные с платой за НВОС абонентов.

В ст. 28 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] говорится, что абоненты наравне с организациями ВКХ вносят плату за НВОС в части сброса загрязняющих веществ через ЦСВ в водные объекты.

Согласно п. 6 Правил установления НДС и лимитов [4] установление НДС абонентам оформляется приказом Росприроднадзора. О выдаче разрешения на сбросы абонентам упоминается только в отношении получения ими лимитов на сбросы (п. 14 Правил установления НДС и лимитов [4]).

Однако в отсутствие разрешения на сбросы в настоящее время предусмотрено взимание 25-кратного размера платы за НВОС по отношению к плате в пределах установленных НДС, поскольку применяются ставки платы в пределах установленных лимитов (в 5 раз более высокие, чем в пределах установленных НДС), а также 5-кратный повышающий коэффициент (пп. 5, 6 Порядка определения платы [6]).

Если в отношении вопроса по возмещению вреда водным объектам в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» прямо указано, что вред возмещают абоненты в случае превышения ими установленных НДС (лимитов на сбросы), то для целей внесения платы за НВОС не конкретизировано, что плату за НВОС вносят только те абоненты, которым должны быть установлены НДС (лимиты на сбросы).

Из буквального толкования ст. 28 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что внесение платы за НВОС является обязанностью всех без исключения категорий абонентов. Однако тогда возникает вопрос, за сброс каких веществ и в каком размере должны платить абоненты, не разрабатывающие НДС. Применяя формальный подход в толковании, делаем вывод, что отсутствие у таких абонентов НДС (лимитов на сбросы), а соответственно и разрешений на сброс влечёт за собой плату за НВОС в 25-кратном размере, поскольку иного Порядок определения платы [6] не предусматривает.

Наконец, нельзя не отметить, что постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 393 [4] с 1 января 2014 г. изменяется редакция Порядка определения платы [6] и постановления Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 [7], утвердившего нормативы платы, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

При этом изменения были внесены таким образом, что теперь данные документы регулируют вопросы платы только за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты через ЦСВ.

Складывается воистину анекдотичная ситуация: с 1 января 2014 г. предприятия, осуществляющие сброс загрязняющих веществ в водные объекты не через ЦСВ, не будут вносить плату за сбросы, поскольку на них данные постановления Правительства РФ не будут распространяться.

Проблемы организаций ВКХ

Несмотря на то что принятие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» во многом было призвано облегчить жизнь организациям ВКХ с точки зрения перераспределения обязанностей в области охраны окружающей среды путём возложения ответственности частично на абонентов, в действительности реализация данного закона и принимаемых в соответствии с ним подзаконных актов создаёт для организаций ВКХ новые проблемы и риски.

Во-первых, проблемы с определением абонентов, обязанных разрабатывать НДС и вносить плату за НВОС, автоматически влекут за собой неопределённость для организаций ВКХ при разработке ими собственных НДС и внесения платы за НВОС, поскольку НДС организациям ВКХ устанавливаются с учётом НДС абонентов. Кроме того, организации ВКХ при исчислении и взимании платы за НВОС не учитывают объём и массу веществ и микроорганизмов, которые поступили в ЦСВ от абонентов и учтены в составе платы абонентов (ч. 7 ст. 26 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Во-вторых, добавило вопросов вступившее в силу с 23.04.2013 постановление Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 [8], утвердившее Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее – Положение о плане снижения сбросов).

Согласованные планы снижения сбросов необходимы для установления лимитов на сбросы в случае невозможности соблюдения НДС (п. 3 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [9], п. 2 ст. 26 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно п. 8 Положения о плане снижения сбросов организации ВКХ представляют на согласование разработанный план снижения сбросов до 1 июля года, предшествующего началу периода реализации плана.

Таким образом, в 2013 г. можно согласовать план снижения сбросов только на период с 1 января 2014 г. и соответственно только с этой даты можно получить лимиты на сбросы и разрешения в пределах лимитов на сбросы (рис. 3).

Ранее разрешение в пределах лимитов на сбросы выдавалось на один год, в связи с этим организации ВКХ, у которых срок действия разрешений заканчивается в 2013 г., оказались в ситуации, когда неясно, как получить разрешение в пределах лимитов на сбросы на оставшийся период 2013 г.

Соответственно в отсутствие таких лимитов плата за НВОС будет вноситься организациями ВКХ в 25-кратном размере.

Кроме того, сброс с превышением НДС при отсутствии лимитов на сбросы является нарушением природоохранного законодательства, что влечёт за собой риск привлечения к административной ответственности и предъявления требований о возмещении вреда водному объекту.

Общие проблемы

Несмотря на то что обязанность разработки НДС и получения лимитов на сбросы для абонентов, определённых постановлением Правительства РФ [2], появляется только в 2014 г., невозможность разработки ими НДС (из-за отсутствия надлежащей методики) влечёт за собой невозможность разработки плана снижения сбросов для получения лимитов.

Даже если к 1 января 2014 г. соответствующая методика будет подготовлена, абоненты, не способные соблюсти НДС, смогут получить лимиты на сбросы только с 1 января 2015 г., соответственно изложенная ранее проблема представления на согласование плана снижения сбросов до 1 июля года, предшествующего его реализации, теперь актуальна не только для организаций ВКХ, но и для абонентов.

Кроме того, несмотря на то, что основная часть положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вступила в силу с 1 января 2013 г., до настоящего времени не приняты Правила осуществления холодного водоснабжения и водоотведения, детализирующие большинство вопросов водоотведения, в частности:

– порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (канализации);

– особенности приёма сточных вод в централизованные системы водоотведения разного вида;

– порядок установления абонентам лимитов (нормативов) водоотведения, лимитов водопотребления. Порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами лимитов (нормативов) водоотведения, лимитов водопотребления. Порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении лимитов (нормативов) водоотведения, лимитов водопотребления;

– требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения (канализации), устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ с учётом видов таких систем. Порядок определения размера компенсации при несоблюдении абонентами установленных требований к составу и свойствам сточных вод и т.д.

Смотрите так же:  Как оформить портфолио ученика шаблоны

Также стоит обратить внимание на то, что до настоящего времени не отменены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 [10], предусматривают приём сточных вод от абонентов в соответствии с утверждёнными органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ нормативами водоотведения (нормативами сброса) и содержат требования к допустимым концентрациям отводимых в ЦСВ веществ в составе сточных вод.

Нормативы водоотведения являются условием договора водоотведения согласно п. 13 указанных Правил [10].

Однако в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» отсутствуют нормы о возможности установления нормативов водоотведения как таковых, в ст. 14, определяющей содержание договора водоотведения, включение в условия договора требований к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах не предусмотрено (рис. 4).

Из указанной статьи следует, что абоненты, для которых не устанавливаются НДС, будут обеспечивать только соблюдение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (которые по состоянию на 1 июля 2013 г. не утверждены в составе Правил холодного водоснабжения и водоотведения).

С учётом изложенного можно сделать вывод, что уполномоченным государственным органам следует не только ускорить разработку и утверждение оставшихся непринятыми до настоящего времени подзаконных актов, но и провести работу по корректировке уже принятых нормативных правовых актов, включая отдельные положения Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Методики разработки НДС [5] (с учётом специфики разработки НДС для абонентов). В противном случае в самое ближайшее время большая часть организаций ВКХ и их абонентов, как уже бывало не раз, окажется в положении «без вины виноватых» с точки зрения соблюдения требований природоохранного законодательства.

Документы

1. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

2. Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

3. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 № 393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

4. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

5. Приказ МПР России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

6. Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённый постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.

7. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

8. Постановление Правительства РФ от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади».

9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

10. Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

К.Ю. Григорьев, С.В.Кузьмичева

Юридический центр промышленной экологии

Журнал «Экология производства», август 2013 г.

Госпошлина за сброс в цсв

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

04 мая 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.

при участии:
от истца: представитель Коваленко А.А по доверенности от 01.12.2015;
от ответчиков: 1) представитель Тарасова К.А. по доверенности от 30.11.2016;
2) представитель Тарасова К.А. по доверенности от 22.12.2016 № 212/1/322;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6068/2017) Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2017 по делу № А56-73224/2016 (судья Орлова Е.А.), принятое по иску
муниципального предприятия коммунального хозяйства «Водоканал городского округа «Город Калиниград»
к 1) федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа»,
2) Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании

Муниципальное предприятие коммунального хозяйства «Водоканал» городского округа «Город Калининград» (далее — истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (далее — ответчик, Учреждение) о взыскании 34 681 030 руб. 31 коп. долга, в том числе: 14 058 218 руб. 09 коп. задолженности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению за период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года, 20 622 812 руб. 22 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 646 217 руб. 94 коп. неустойки, а также 199 636 руб. расходов по оплате государственной пошлины, а при недостаточности денежных средств у Учреждения, взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее — Министерство) за счет казны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указало, что истец не представил надлежащие доказательства уведомления Учреждения о предстоящей проверке с целью отбора проб сточных вод, при этом в актах нет информации об опломбировании проб сточных вод одноразовыми пломбами, в связи с чем, по мнению Министерства, истец нарушил процедуру отбора проб.
Кроме того, по мнению подавителя жалобы, Министерство необоснованно привлечено к субсидиарной ответственности по долгам Учреждения, а надлежащим ответчиком является акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее — АО «ГУ ЖКХ»), которое не привлечено к участию к деле.
10.04.2017 в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонентом) 06.07.2015 заключен договор № 2 холодного водоснабжения и водоотведения (далее — Договор), согласно которому Предприятие обязалось подавать Учреждению через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую воду) и осуществлять прием сточных вод учреждения от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водных объект, а Учреждение обязалось, в числе прочего, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, предусмотренных Договором.
В силу пункта 8 Договора абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В соответствии с подпунктом «т» пункта 14 Договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы по объему и составу отводимых сточных вод в ЦСВ, лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ.
Подпункт «е» пункта 14 Договора обязывает абонента производить оплату в порядке, в сроки и размере, которые определены в Договоре, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
В приложении N 6 к Договору стороны согласовали сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
В силу подпунктов «р», «с» пункта 12 Договора организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ.
Во исполнение Договора в период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года Предприятие оказало Учреждению услуги по водоснабжению и водоотведению, для оплаты которых выставило счета-фактуры на общую сумму 14 058 218 руб. 09 коп., однако Учреждение данные счета-фактуры не оплатило.
Кроме того, сотрудниками Предприятия был произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в централизованную систему канализации, о чем составлены соответствующие акты.
Указанные пробы сточных вод переданы истцом в Центральную лабораторию Водоканала для проведения лабораторного исследования, по результатам которого установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены протоколы результатов анализов проб сточных вод.
Акты отбора проб и соответствующие протоколы исследований, результаты которых отражены в извещениях, были направлены Учреждению.
На основании актов отбора проб сточных вод, протоколов анализа проб сточных вод и составленных расчетов платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов и за негативное воздействие на работу ЦСВ (превышение максимально допустимых концентраций), Предприятие выставило Учреждению к оплате счета за период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года на общую сумму в размере 20 622 812 руб. 22 коп., которые Учреждение также не оплатило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены или изменения судебного акта.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 — 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон в сфере холодного водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, в редакции, действовавшей в спорный период, (далее — Правила N 167).
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В приложении N 3 к Правилам N 644 указаны нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее — плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В силу пункта 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), суд первой инстанций установил, что в период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года истец оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению, задолженность за которые составила 14 058 218 руб. 09 коп.
Кроме того, установив факт сброса Учреждением в спорный период сточных вод в ЦСВ с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, которые установлены приложением N 6 к Договору и приложением N 3 к Правилам N 644, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций и платы за негативное воздействие на работу ЦСВ (превышение максимально допустимых концентраций) в период с июля 2016 года по сентябрь 2016 года в размере 20 622 812 руб. 22 коп.
Расчет платы произведен на основании Постановления N 1310, решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 19.12.2007 N 435, постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 12.05.2015 N 769 «Об утверждении компенсационного коэффициента, учитывающего дополнительные затраты Предприятия по вынужденному приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему канализации».
Судом первой инстанции установлено, что расчет платы произведен на основании Постановления N 1310, решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 19.12.2007 N 435, постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344, постановления Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563, а также Постановления администрации городского округа город Калининград от 12.05.20015 N 769 «Об утверждении компенсационного коэффициента, учитывающего дополнительные затраты МУП КХ «Водоканал» по вынужденному приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему канализации» произвело расчет стоимости оказанных услуг. Контррасчет исковых требований ответчиками не представлен.
Согласно пункту 19 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее — Правила N 525) отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 525 в случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился».
Из материалов дела следует, что акты отбора проб составлены в отсутствие представителя Учреждения. Однако в материалы дела представлены телефонограммы о проведении проверки водоснабжения и водоотведения объектов с просьбой обеспечить явку ответственного лица, при этом в актах отбора проб содержится указание на то, что абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился.
Акты отбора проб содержат необходимую информацию, предусмотренную ГОСТ Р51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб».
Расчет платы, произведенный истцом, проверен судом, признан соответствующим условиям Договора и действующему законодательству.
Кроме того, установив, что своевременно Учреждение задолженность в адрес Предприятия не перечислило, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и пунктом 66 Договора, суд первой инстанций правомерно удовлетворил требование о взыскании с Учреждения 646 217 руб. 94 коп. неустойки, начисленной за период с 11.08.2016 по 14.10.2016.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку Министерства на государственный контракт с АО «ГУ ЖКХ», поскольку истец стороной данного контракта не является. Между сторонами действует Договор, который не расторгнут. В соответствии с условиями названного Договора производится холодное водоснабжение и водоотведение объектов Учреждения, в обязанности которого входит оплата услуг в срок, предусмотренный Договором.
Вместе с тем, учитывая, что Министерство является собственником имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, суд первой инстанций правомерно возложил субсидиарную ответственность по долгам Учреждения на Министерство в случае отсутствия у Учреждения денежных средств.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции и опровергаются материалами дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Смотрите так же:  Договор подряда с фрилансеров

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2017 по делу № А56-73224/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.