Меню Закрыть

Пбу налоговая отчетность

Оглавление:

Отчетность филиала

Подборка наиболее важных документов по запросу Отчетность филиала (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Отчетность филиала

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отчетность филиала

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Промежуточная отчетность: Верховный суд отменил некоторые нормы ПБУ о бухгалтерской отчетности

Верховный суд решением от 29.01.18 № АКПИ17-1010 признал недействующими положения пункта 48 ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина от 06.07.99 № 43н) и пункта 29 Положения по ведению бухучета и отчетности (утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н). Согласно названным пунктам, промежуточную бухгалтерскую отчетность должны составлять все организации, без каких-либо исключений.

Нормы о промежуточной отчетности

Для начала напомним содержание оспариваемых норм.

Пункт 48 ПБУ 4/99 гласит:

«Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

В пункте 29 Положения по ведению бухучета сказано:

«Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной».

В то же время в статье 13 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете оговорено следующее:

«Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухучета» (часть 2);

«Годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год» (часть 3);

«Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления» (часть 4).

Таким образом, по смыслу части 4 статьи 13 Закона № 402-ФЗ составление промежуточной бухгалтерской отчетности является исключением из общего правила (составление годовой отчетности) и применяется только в определенных случаях. А пункты 48 ПБУ 4/99 и 29 Положения по ведению бухучета устанавливают обязанность вести промежуточную отчетности для всех организаций, без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило.

По мнению организации, обратившейся в суд, оспариваемые пункты затрагивают права и законные интересы общества. Обоснование — от квалификации понятия «отчетный период» зависит, в том числе, размер действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику, вышедшему из общества.

Минфин о промежуточной отчетности

В Минфине отметили, что упомянутые положения изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют законодательству РФ и не нарушают прав организации.

Решение Верховного суда

Однако суд поддержал заявителя, указав на следующее. Исходя из положений статьи 13 Закона № 402-ФЗ, составление промежуточной бухгалтерской отчетности не является обязанностью каждого экономического субъекта. Данная отчетность должна составляться только в том случае, когда обязанность ее представления установлена законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.

В итоге суд признал, что оспариваемые положения противоречат части 4 статьи 13 Закона № 402-ФЗ. В связи с этим пункт 48 ПБУ 4/99 и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета были признаны недействующими.

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″ (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99″

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

Согласно письму Минюста РФ от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации, так как не содержит новых правовых норм

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 10 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96″.

3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.

Министр финансов РФ

Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 8 ноября 2010 г.

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

О формах бухгалтерской отчетности организаций, применяемых начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г., см. приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н

См. комментарии к настоящему положению

I. Общие положения

О порядке представления бухгалтерской отчетности см. письмо Минфина РФ от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 142н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности.

4. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период — период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

III. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

6. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

7. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

8. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

9. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Смотрите так же:  Приказ о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в доу

10. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

11. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

12. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

13. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

14. Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности, предусмотренная пунктом 5 настоящего Положения, должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

15. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.

16. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в валюте Российской Федерации.

17. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″ (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″

С изменениями и дополнениями от:

11 февраля 2008 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г., 6 апреля 2015 г.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02.

2. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2002 г.
Регистрационный N 4090

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 11 февраля 2008 г. N 23н в настоящее Положение внесены изменения, вступающие в силу с бухгалтерской отчетности 2008 г.

Положение
по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02
(утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н)

С изменениями и дополнениями от:

11 февраля 2008 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г., 6 апреля 2015 г.

С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета

О применении настоящего Положения негосударственными пенсионными фондами см. письмо Минфина РФ от 14 января 2004 г. N 16-00-14/7

письмо Минфина РФ от 15 апреля 2003 г. N 16-00-14/129

письмо Минфина РФ от 14 июля 2003 г. N 16-00-14/219

письмо Минфина РФ от 14 июля 2003 г. N 16-00-14/220

См. схему «Учет расчетов по налогу на прибыль»

См. комментарии к настоящему положению

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 25 октября 2010 г. N 132н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

О порядке бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов для кредитных организаций см. Положение Банка России от 25 ноября 2013 г. N 409-П

1. Настоящее Положение (далее — Положение) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций (далее — налог на прибыль) для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее — бухгалтерская прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее — налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н в пункт 2 внесены изменения

2. Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

II. Учет постоянных разниц, временных разниц и постоянных налоговых обязательств (активов)

3. Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете либо на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета, либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. При этом постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

4. Для целей Положения под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:

формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;

учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы возникают в результате:

превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;

непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;

образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;

прочих аналогичных различий.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

7. Для целей Положения под постоянным налоговым обязательством (активом) понимается сумма налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Постоянное налоговое обязательство (актив) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.

Постоянное налоговое обязательство (актив) равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Смотрите так же:  Судебные приставы азов ростовская область

8. Для целей Положения под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах.

9. Временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Для целей Положения под отложенным налогом на прибыль понимается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

10. Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

вычитаемые временные разницы;

налогооблагаемые временные разницы.

11. Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы образуются в результате:

применения разных способов начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;

применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;

наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета — исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

прочих аналогичных различий.

12. Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате:

применения разных способов начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;

признания выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода, а также признания процентных доходов для целей бухгалтерского учета исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а для целей налогообложения — по кассовому методу;

применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

прочих аналогичных различий.

Информация об изменениях:

III. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, их признание и отражение в бухгалтерском учете

О порядке бухгалтерского учета отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов для кредитных организаций см. Положение Банка России от 25 ноября 2013 г. N 409-П

Информация об изменениях:

Приказом Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. N 186н в пункт 14 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.

14. Для целей Положения под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах.

Изменение величины отложенных налоговых активов в отчетном периоде равняется произведению вычитаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. В случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых активов.

Пример возникновения вычитаемой временной разницы, которая приводит к образованию отложенного налогового актива

Организация «А» 20 февраля 2003 года приняла к бухгалтерскому учету объект основных средств на сумму 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Ставка налога на прибыль составила 24 процента.

В целях бухгалтерского учета организация осуществляет начисление амортизации путем применения способа уменьшаемого остатка, а в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль — линейный метод.

При составлении бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год организация «А» получила следующие данные:

ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)

ПБУ 4-99 — бухгалтерская отчетность организации составляется на его основе — является настольной книгой бухгалтеров при формировании отчетности. О том, как применять ПБУ 4-99 — Бухгалтерская отчетность организации, читайте в нашем материале.

Для чего нужно ПБУ 4/99

ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):

  • об используемых формах отчетов;
  • о порядке их составления;
  • об упрощенном варианте бухотчетности;
  • об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
  • о публикации отчетных документов в СМИ.

О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в статье «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2017–2018».

Пользователи бухгалтерской отчетности

Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.

К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.

Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:

  • составляться на определенную дату;
  • иметь сокращенную форму;
  • формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
  • предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.

Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:

  • налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
  • кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
  • инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
  • контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.

Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».

Последняя редакция ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Последняя (актуальная) редакция ПБУ 4/99 датирована 08.11.2010. По сравнению с текстом, существовавшим до нее, положения ПБУ изменились незначительно.

Обновления оказались связанными с заменой формулировок. Определение «бюджетные организации» было заменено на «государственные (муниципальные) учреждения» в связи с изменением статуса последних (приказ Минфина РФ 08.11.2010 № 142н). Такие учреждения были поделены на бюджетные, автономные и казенные.

Бухгалтерская отчетность организации по ПБУ 4/99 в 2017–2018 годах

Бухгалтерская отчетность за 2017 год включает в себя (п. 5 ПБУ):

  • отчеты об изменении капитала, движении денежных средств и целевом использовании средств;
  • пояснительную записку к бухотчетности.

Общие правила составления бухгалтерской отчетности по ПБУ 4/99

Несмотря на то что каждая форма имеет свои особенности заполнения, в ПБУ прописан общий подход к составлению бухотчетности, в котором выделяются следующие моменты:

  • бухотчетность должна быть достоверной и полной, должна составляться по нормам действующего законодательства (п. 6 ПБУ);
  • она заполняется на русском языке (п. 15 ПБУ) и с указанием сумм в рублях (п. 16 ПБУ);
  • по предприятиям с филиалами формируется единая (общая) отчетность (п. 8 ПБУ);
  • данные за отчетный год должны быть взаимосвязаны с предшествующими периодами (п. 33 ПБУ);
  • выделение информации, отражаемой в отчетности, определяет принцип существенности (п. 25 ПБУ);
  • отчетный период — календарный год (п. 13 ПБУ);
  • возможно составление промежуточной отчетности (пп. 48–52 ПБУ) помесячно или поквартально нарастающим итогом с 2 обязательными формами (бухбаланс и отчет о финрезультатах) не позднее 30 дней после окончания периода;
  • бухотчетность является открытой для доступа заинтересованного круга лиц (п. 42 ПБУ);
  • активы и пассивы бухбаланса делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (более 1 года) (п. 19 ПБУ);
  • учетные данные следует подтвердить проведенной инвентаризацией имущества и обязательств (п. 38 ПБУ);
  • зачет между статьями актива и пассива, прибыли и убытков не проводится, кроме случаев, прописанных в ПБУ 4/99 (п. 34 ПБУ);
  • показатели необходимо отразить по нетто (чистой) стоимости (п. 35 ПБУ 4/99).
Смотрите так же:  Госпошлина за сброс в цсв

В шапке отчетов потребуется указать:

  • код вида экономической деятельности (проставляется тот, по которому получен самый крупный размер выручки);
  • различные коды, которые необходимо найти в документах о постановке на налоговый учет, письмах от органов статистики и специальных справочниках;
  • единицу измерения данных и ее код.

О том, как действовать при смене основного вида экономической деятельности, читайте в статье «Смена ОКВЭД юридического лица — пошаговая инструкция 2017».

Содержание бухгалтерской отчетности

Бухбаланс должен свидетельствовать о финансовом положении компании на отчетную дату (п. 18 ПБУ). Это достигается отражением на эту дату данных об остатках на счетах активов и обязательств. Баланс включает в себя числовые показатели, отражаемые в 5 его разделах (п. 20 ПБУ):

  • 2 разделах актива, посвященных внеоборотным и оборотным активам;
  • 3 разделах пассива, отведенных капиталу и резервам, долгосрочным и краткосрочным обязательствам.

Доходы и расходы в отчете о финрезультатах подразделяются на обычные и прочие, которые должны быть представлены несколькими числовыми показателями (п. 23 ПБУ).

Пояснения к бухбалансу и отчету о финрезультатах имеют вид 3 дополнительных отчетов (о движении денежных средств, изменении капитала, целевом использовании средств) и пояснительной записки (п. 28 ПБУ).

Пояснения к бухотчетности должны содержать следующую информацию (п. 27 ПБУ):

  • о наличии на начало и конец периода, движении основных средств (в том числе арендованных) и нематериальных активов, финансовых вложений; о капитале, выпущенных акциях, дебиторской и кредиторской задолженности, резервах предстоящих расходов;
  • об объемах продаж;
  • о производственных затратах;
  • о прочих доходах и расходах;
  • о полученных и выданных обязательствах;
  • о чрезвычайных событиях, которые произошли в деятельности предприятия;
  • о фактах, которые случились на предприятии после отчетной даты.

А также (п. 31 ПБУ):

  • юридический адрес компании;
  • основные виды осуществляемой предприятием деятельности;
  • данные о среднегодовой численности персонала;
  • состав исполнительного и контролирующего органов компании с указанием должностей.

Отчет о движении денежных средств должен отражать информацию о денежных средствах по 3 видам деятельности: финансовой, текущей и инвестиционной. Он раскрывает фактические данные об остатках на начало и конец отчетного периода, приходе и расходе денежных средств (п. 29 ПБУ).

Отчет об изменении капитала должен информировать об уменьшении и увеличении капиталов: добавочном, уставном, резервном (п. 30 ПБУ).

В пояснительной записке обязательно должна присутствовать отметка о том, что отчетность составлена по требованиям российского бухгалтерского законодательства (п. 25 ПБУ).

Пояснения должны содержать информацию о применяемой учетной политике и дополнительные сведения, раскрывающие внесенные в отчетность данные (п. 24 ПБУ). Эти сведения не могут быть показаны в бухбалансе и отчете о финрезультатах. Но без них невозможно дать реальную оценку финансовому состоянию предприятия.

Аудиторское заключение

На законодательном уровне установлены случаи обязательного ежегодного аудита бухотчетности (ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ):

  • для акционерных обществ;
  • компаний, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах;
  • кредитных организаций и бюро по кредитным историям заемщиков;
  • страховых компаний;
  • участников рынков ценных бумаг;
  • негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторское заключение является обязательным приложением к бухотчетности подлежащего аудиту предприятия (п. 41 ПБУ).

Публикация бухгалтерской отчетности

Поскольку бухотчетность должна быть открыта для ее пользователей, предприятию необходимо обеспечить доступ к ней. Некоторые компании обязаны публиковать свою отчетную документацию. К ним можно отнести:

  • публичные акционерные общества;
  • кредитные и страховые организации;
  • компании, формирующие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества и ООО, которые занимаются публичным размещением ценных бумаг.

Публичные акционерные общества освобождены об обязанности публикации бухотчетности в печатных изданиях (письмо Минфина РФ от 05.06.2014 № 45н).

ПБУ 4-99 — Бухгалтерская отчетность организации обязательно для применения всеми юрлицами на территории нашей страны, кроме кредитных и государственных (муниципальных) организаций. Данный документ закрепляет состав бухотчетности, ее содержание, порядок составления и публикации. Бухотчетность должна быть полной и достоверной, а также сформированной в соответствии с нормами действующего законодательства. В состав бухгалтерской отчетности включено 6 форм. В случаях проведения обязательного аудита его заключение прикладывается к бухотчетности.

ПБУ 18/02 — кто должен применять и кто нет?

ПБУ 18/02 — кто должен применять, кто вправе не применять, а кто имеет право выбора? В данной статье вы найдете принципы определения и способы оформления принятого решения об использовании ПБУ 18/02.

Для кого применение ПБУ 18/02 обязательно

Ответ на вопрос, кто обязан применять ПБУ 18/02, определен в самом начале этого документа (пп. 1, 2), где изложены его общие положения. Правила ПБУ 18/02 написаны для организаций и заключаются в раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности информации о налоге на прибыль. Поэтому вопрос применения данного положения затрагивает именно тех, кто обязан платить этот налог.

Таким образом, платит или не платит организация налог на прибыль — это основной критерий, определяющий обязанность применять ПБУ 18/02, то есть информировать пользователей бухотчетности о расчетах по налогу на прибыль: если компания платит налог, то применять положение она обязана.

На первый взгляд, все просто. Однако в данном вопросе имеются особенности, требующие более детального изучения.

ПБУ 18/02 определяет также организации — исключения из общих правил и организации, имеющие право выбора в вопросе применения положения.

Для того чтобы получить полную картину, сгруппируем схематично организации по отношению к ПБУ 18/02 на схеме, в которой они поделены на 2 большие группы по признаку уплаты «прибыльного» налога.

Из схемы видно, что всегда применяют ПБУ 18/02 следующие организации: не относящиеся к кредитным и муниципальным, уплачивающие налог на прибыль, без права на упрощенные способы учета и отчетности. Примером таких организаций могут служить крупные компании и холдинги. Для них не принимать во внимание ПБУ 18/02 недопустимо, а его применение – полезно, поскольку положение дает инструменты дополнительного контроля за правильностью расчета налога, позволяет в текущий момент учесть будущие обязательства и активы, что очень важно для принятия разумных управленческих решений.

Кто не должен применять ПБУ 18/02

В нашей схеме обрамлены в красную рамку те, кто не работает с ПБУ 18/02. Могут не беспокоиться о ПБУ 18/02 (п. 1):

  • кредитные организации;
  • государственные (муниципальные) учреждения.

А также те, кто не платит налог на прибыль:

  • организации, работающие на специальных режимах налогообложения и с налогом на игорный бизнес;
  • организации, не признаваемые плательщиками налога на прибыль (или освобождаемые от него) по нормам гл. 25 НК РФ.

Действительно, если организация не платит налог на прибыль, то с ПБУ 18/02 она не может работать по простой причине: нет налога на прибыль и других необходимых показателей. В свою очередь, утрата права на освобождение от налога может повлечь и необходимость вернуться к работе с ПБУ 18/02.

Об организациях на спецрежимах налогообложения

Спецрежимы (упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог) добровольны и могут применяться при выполнении определенных требований или для некоторых видов деятельности.

Однако условия применения спецрежима, к примеру упрощенки, могут в какой-либо момент перестать выполняться, и организация утратит право на его применение и станет обязанной работать с ПБУ 18/02.

Кроме того, некоторые спецрежимы совместимы с обычной системой налогообложения. Например, организация может вести разные виды деятельности, облагаемые в обычном порядке налогом на прибыль и облагаемые единым налогом с вмененного дохода. Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет. В таком случае важно вести учет доходов и расходов раздельно.

Кто имеет право выбора

В нашей схеме помещены в элемент в желтой рамке те компании, которые могут сами принять решение в вопросе применения ПБУ 18/02 (п. 2). Это организации, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять отчетность упрощенного вида.

Такие организации определены законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ст. 6 п. 4):

  1. Субъекты малого предпринимательства (их перечень содержит ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
  2. Некоммерческие организации (определение данного понятия дает ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
  3. Организации со статусом участников проектов согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.10 № 244-ФЗ.

При этом свое право на упрощенный учет и отчетность такие организации должны отразить в учетной политике. Принимая подобное решение, организации, конечно, следует полагаться на здравый смысл, исходить из целесообразности упрощенного учета, его соответствия планам развития компании. При этом нужно учесть, что упрощенная отчетность, равно как и обычная, должна быть достоверной и полностью информировать своих пользователей о положении организации.

Компания, решившаяся на упрощение своего учета и отчетности, может также принять решение о том, что не будет использовать ПБУ 18/02. Это тоже должно найти отражение в учетной политике.

Однако прежде чем отказываться от применения ПБУ 18/02, следует проверить, нет ли организации в составе субъектов, приведенных в п. 5. ст. 6 закона «О бухгалтерском учете». Это субъекты, исключенные из перечня лиц, которым разрешено вести упрощенный бухучет, и тем самым лишенные права неприменения ПБУ 18/02 по этому основанию.

Организации по отношению к необходимости применять ПБУ 18/02 делятся на три группы: обязанные его применять, не обязанные и имеющие право выбора. Принимая решение об отказе от применения положения, нужно взвесить все плюсы и минусы, а также предусмотреть все возможные последствия данного выбора.

О том, как вести бухгалтерский учет с использованием ПБУ 18, читайте в статьях: