Меню Закрыть

Закон о банкротство банка

Признаки банкроства банка

Банкротство банка – распространенное явление в период экономического кризиса.

В Российской Федерации за последние годы Центральный банк (ЦБ) отозвал лицензии уже более чем у десятка различных коммерческих банков.

Банкротство банков в РФ осуществляется на основе закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 2002 года.

В этом правовом акте указаны все основные моменты, касающиеся данной процедуры, такие как причины, сроки, меры предупреждения и прочее.

Прогнозирование

Так как экономическая ситуация в современной Российской Федерации не самая благоприятная, то проблема прогнозирования банкротства кредитных организаций стоит очень остро.

Она актуальна как для руководства страны, которому необходимо удерживать банковскую систему «на плаву» в трудные времена, так и простого населения, которое оставляет свои сбережения на банковских вкладах.

Распознать признаки банкротства заранее – важная задача, с которой в настоящее время не всегда удается справиться.

Оценка вероятности

Из-за нестабильности экономической ситуации в ситуации в стране и высоких рисков банкротства в банковской сфере, ученые начали активно применять различные экономические методы и модели для оценки вероятности несостоятельности отдельных коммерческих банков.

В настоящее время существуют различные подходы к этой проблеме, которые помогают определять финансовые проблемы у кредитных организаций на начальных стадиях.

Банкротство банка

В период сложных экономических ситуаций в банковской сфере всегда начинаются проблемы.

Они могут выражаться во временном ухудшении позиций некоторых банков, а в некоторых случаях и их банкротстве.

Признаками банкротства кредитных организаций являются (в соответствии со статьей 3 ФЗ № 127):

  • снижение собственного капитала меньше уровня уставного капитала;
  • нарушение нормативов текущей отчетности более чем на десять процентов;
  • неудовлетворение требований кредиторов в течение нескольких месяцев;
  • снижение собственного капитала более чем на двадцать процентов по сравнению с максимальной величиной, достигнутой в течение последнего года;
  • нарушение нормативов Банка России, касающихся достаточности капитала банка.

Их можно разделить на несколько основных групп:

  1. Финансовые проблемы. К ним может относиться массовое невозвращение взятых населением и юридическими лицами кредитов, а также активный вывод денег с вкладов. Все эти факторы могут привести к снижению собственного капитала банка.
  2. Неэффективное управление, которое не может правильно решать появляющиеся проблемы, еще одна проблема, которая может подтолкнуть кредитную организацию к банкротству.
  3. Жесткая конкуренция в банковской сфере приводит к постоянной борьбе за клиентов и их деньги. В этом случае банк вынужден проводить более рискованную политику, которая может привести к несостоятельности в период экономического кризиса.
  4. Нечестное завладение имуществом – еще одна составляющая комплекса причин для банкротства кредитных организаций.

Каждая причина по отдельности может сделать банк несостоятельным к выполнению его кредитных обязательств, но в этом случае ситуацию можно исправить.

Но в период экономических неурядиц в стране исправление даже одного пункта требует от правительства «вливания» огромных денежных сумм в банковскую сферу для удержания в стабильном состоянии.

Срок процедуры банкротства может длиться один год, в рамках которого должны быть реализовано конкурсное производство и погашены основные кредитные обязательство кредитной организации.

Досудебные этапы также ограничены в сроках и в своей совокупности могут длиться в течение нескольких лет.

Что делать при банкротстве застройщика при долевом строительстве? Подробности здесь.

Процедура банкротства банка осуществляется в несколько этапов.

Первоначально осуществляются досудебные процедуры по оздоровлению финансовой системы кредитной организации.

В рамках этого этапа осуществляются:

  • назначение временного управляющего;
  • санация;
  • реорганизация банка.

Если эти меры не приносят желаемого результата, то дело передается в суд, который назначает проведение конкурсного производства.

Последний этап может длиться до одного года.

Образец заявления о банкротстве банка здесь.

Особенностью банкротства кредитных организаций является отзыв лицензии на оказание услуг или введение моратория на выплаты кредиторам.

Обе эти меры инициируют процедуру банкротства, и осуществляются Центральным банком Российской Федерации.

Кроме этого, особенностью банкротства кредитных организаций является то, что к ним не применяются распространенные в других случаях этапы наблюдения, мирового соглашения, внешнего управления и финансового оздоровления.

Что делать вкладчику?

Что делать вкладчику в том случае, если банк стал банкротом? В такой ситуации многие думают о том, как не потерять свои сбережения.

Если у человека есть вклад в банке, который стал банкротом, то он может вернуть себе деньги полностью или частично, в зависимости от того, какая сумма там хранилась.

В настоящее время максимальная сумма страховых выплат по банковским вкладам составляет один миллион четыреста тысяч рублей.

После наступления страхового случая, то есть отзыва у банка лицензии или введения ЦБ моратория на выплаты кредиторам банка, клиент банка банкрота может обращаться в другой банк, который Агентство страхования вкладов объявляет уполномоченным.

Гражданин должен написать заявление о возврате вклада, после чего деньги ему будут возвращены в течение трех дней.

Правда в этом случае существует ограничение – перевод выполняют по истечении четырнадцати дней с момента наступления страхового случая.

Если у человека было несколько вкладов в одном банке или его филиалах, то сумма выплаты останется неизменной – максимум 1400 тысяч рублей.

Если у клиентов остаются суммы, которые не были погашены Агентством по страхованию вкладов, то они могут потребовать их возврата при продаже имущества банка.

Правда в этом случае стоит учитывать, что деньги выдаются в порядке очереди, поэтому их может не хватить на всех вкладчиков.

При получении страховки по вкладам надо также учитывать сроки подачи заявления.

Сделать это можно с момента наступления страхового случая до того дня, когда будет закончена ликвидация банка.

Получить свои средства после закрытия кредитной организации смогут только те клиенты, которые в указанный период не смогли написать заявление по уважительной причине (командировка, болезнь, пребывание заграницей и т.д.).

Как проводится упрощенная процедура в деле о банкротстве? Смотрите тут.

Сколько стоит банкротство физического лица? Читайте в этой статье.

Меры предупреждения

Согласно статье 189.9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после первых появления признаков финансовых проблем у кредитной организации, по отношению к ней могут быть предприняты меры предупреждения банкротства.

Они могут осуществляться в несколько этапов:

  1. Оценка финансового состояния банка (общие сведения об организации, ее роли в экономике страны, причины возникновения финансовых проблем).
  2. Проведение мер для оздоровления ситуации, то есть возврат банка к нормальной работе и восстановление его капитала.
  3. Предоставление результатов проведения оздоровительных мероприятий (отчетность по кварталам).

На видео о несостоятельности банков

Банкротство банков: как бизнесу защититься от потери средств?

Анна Евдокимова, Старший юрист по проектам в области банкротства

Евдокимова_эж-Юрист_Банкротство банков_как бизнесу защититься от потери средств_11.2017

Только с начала текущего года Банк России отозвал лицензии у нескольких десятков банков по всей стране. Посредством системы страхования вкладов государство много лет назад защитило вкладчиков – физических лиц. А что же делать в ситуации отзыва у банка лицензии юридическим лицам?

Без надлежащей защиты

Повсеместное банкротство кредитных организаций сегодня стало настоящей «головной болью» для юридических лиц.

Прежде всего, государство постаралось максимально защитить интересы вкладчиков, являющихся физическими лицами, гарантировав им возврат денежных средств со счетов, открытых в банке, в случае наступления страхового случая (отзыв лицензии, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов банка) в размере не более 1,4 млн руб. (Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; далее – Закон № 177-ФЗ). На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Закон № 177-ФЗ при его вступлении в силу не распространялся.

Однако с 1 января 2014 года начали действовать поправки в Закон № 177-ФЗ, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно облегчившие жизнь индивидуальным предпринимателям. С этого момента средства последних на всех банковских счетах (вкладах) также стали подлежать страхованию.

Однако, к сожалению, до сих пор данные гарантии не касаются юридических лиц, которые, таким образом, в ситуации отзыва у обслуживающего их банка лицензии на осуществление банковских операций оказываются наименее защищены.

По общему правилу, при отзыве лицензии у банка события развиваются следующим образом.

В день, когда Банк России отзывает лицензию у банка, все движения по счетам клиентов прекращаются. В силу положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) со дня отзыва у банка лицензии кредиторы вправе направить его временной администрации заявление о включении задолженности банка в реестр требований кредиторов (далее – Реестр). Рассмотрев подобное заявление (срок – 30 дней), временная администрация принимает решение о том, подлежит ли требование включению в Реестр или нет, а затем уведомляет кредитора о принятом решении.

Смотрите так же:  Размер пособия на опекаемых детей

В случае, если в отношении банка открыта процедура конкурсного производства, кредитор вправе направить свое требование конкурсному управляющему до закрытия Реестра. Информацию о сроке, в течение которого оно должно быть направлено, конкурсный управляющий публикует в газете «Коммерсантъ» или в «Вестнике Банка России», а также на Интернет-портале «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (https://bankrot.fedresurs.ru). Кроме того, данная информация размещается на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов (в случае, если в кредитной организации размещались вклады физических лиц, подлежащие страхованию).

После включения задолженности кредитора – юридического лица в Реестр, последние наделяются статусом лица, участвующего в деле о банкротстве (конкурсного кредитора), что позволяет им влиять на ход ведения процедуры.

Анализ многочисленных дел о несостоятельности банков показывает за последние годы, что данная категория кредиторов является наименее защищенной, так как расчеты с ними производятся в самый последний момент и зачастую даже при поступлении в конкурсную массу денежных средств таковых просто не хватает на то, чтобы погасить требования кредиторов третьей очереди.

Однако кредиторы имеют возможность использовать определенные «рычаги давления» на ход процедуры конкурсного производства, что позволяет им повысить вероятность удовлетворения своих требований.

Одним из таких «рычагов» является оспаривание сделок должника. Закон № 127-ФЗ наделил кредиторов, имеющих более 10% голосов в Реестре, правом самостоятельно обращаться с заявлением о признании сделки должника-банкрота недействительной. Однако Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ пошла еще дальше и расширила толкование данной нормы, пояснив, что «возможность соединения требований нескольких кредиторов для достижения общих целей (признания незаконной сделки должника недействительной, пополнения конкурной массы, максимального пропорционального погашения требований всех кредиторов) отвечает целям конкурсного производства и способствует эффективному восстановлению их нарушенных прав» (Определение ВС РФ № 304-ЭС15-17156 от 10.05.2016 по делу А27-2836/2013).

Таким образом, даже кредиторы с относительно небольшими требованиями, объединившись, могут самостоятельно добиваться в деле о банкротстве пополнения конкурсной массы (в денежном либо имущественном эквиваленте). Такое пополнение позволит им впоследствии получить удовлетворение своих требований в случае, если в деле имеется бездействие конкурсного управляющего или если последний не обратил внимания на сделку, которая, по мнению кредиторов, его заслуживает, поскольку нарушает их права и законные интересы.

Еще одним методом получения денежных средств для расчетов с кредиторами является возможность привлечения руководства банка-банкрота к субсидиарной ответственности, под которой понимается взыскание задолженности с лиц, его контролирующих, – руководителя должника или учредителя (участника) должника, членов органов управления должника (совета директоров), членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Согласно Закону № 127-ФЗ арбитражный управляющий обращается в арбитражный суд с таким заявлением по своей инициативе или по решению собрания (комитета) кредиторов. С июля 2017 года конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы имеют право на самостоятельную подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

В процессе доказывания недобросовестности поведения лиц, контролирующих должника, необходимо доказать не только обстоятельства вывода активов или отчуждения залогов банка-банкрота, но и умысел данных лиц, а также виновность руководства и собственников банка, противоправность их действий, причинно-следственную связь между такими действиями и введением в отношении должника процедуры банкротства.

Кроме того, сделать процесс расчетов с кредиторами более эффективным может взыскание убытков с руководителей банка, однако указанный механизм, как правило, позволяет взыскать меньшие суммы, чем в случае привлечения к субсидиарной ответственности.

Абсолютной гарантии нет

Но даже при выполнении всех перечисленных действий нет стопроцентной гарантии того, что кредитор получит сумму задолженности в полном объеме, так как все требования кредиторов третьей очереди удовлетворяются пропорционально.

Реальной возможностью повысить уровень возвратности задолженности перед кредиторами третьей очереди стало бы страхование их денежных средств по аналогии с обязательным страхованием вкладов физических лиц.

Данный вопрос не раз возникал при обсуждении механизмов банкротства кредитных организаций на уровне председателя Банка России и федеральных министерств, но так и не был решен. Правительством РФ было предложено проанализировать возможность и необходимость распространения системы страхования вкладов на новые категории участников, включая юридических лиц. Однако, по результатам соответствующего исследования, в Банке России в марте 2017 года заявили о том, что на сегодняшний день изменить систему страхования вкладов по ряду причин не представляется возможным 1 .

Для минимизации рисков, связанных с наличием денежных средств на расчетных счетах в кредитных организациях, юридическим лицам рекомендуется тщательно анализировать информацию при выборе кредитной организации. В частности, «подозрительными» должны показаться следующие факторы, сопутствующие деятельности банка:

высокие ставки по депозитам;

значительное ухудшение позиции банка в рейтингах;

внезапное изменение графика работы;

ограничения в части ведения денежных операций;

Банкротство банков

Банкротство банков

Банкротство кредитных организаций:

Закон о банкротстве относит кредитные организации, банки, наряду со страховыми организациями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.
Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций).

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Необходимо отметить, что под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.
Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее 1000 МРОТ.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций.

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.
Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»№395-ФЗ (далее – Закон о банках), является закрытым.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие досудебные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

— финансовое оздоровление;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
— реорганизация кредитной организации.

При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры «досудебной санации»:

  • оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
  • изменение организационной структуры кредитной организации;
  • приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала).

    Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:

  • размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
  • предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;
  • перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
  • отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
  • дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
  • прощения долга кредитной организации;
  • новации (ст. 8 Закона о банкротстве кредитных организаций»).

    Смотрите так же:  Единый налог 2 группа есв

    В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией – временную администрацию, которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка.
    В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев.

    Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация.
    Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения на основании соответствующих договоров, в которых и устанавливаются условия и сроки реорганизации.

    Из процедур банкротства в отношении кредитных организаций оставлено только конкурсное производство. Предусмотренные Законом о банкротстве процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения при банкротстве кредитной организации не применяются.
    Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

    В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган – Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство). Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

    Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» № 265-П.

    Кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства.

    Имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 177-ФЗ , относятся к 1-й очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов 1-й очереди осуществляется в 2 этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам 1-й очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.

    После начала расчетов с кредиторами 1-й очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже 1 раза в 3 месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

    Функции по ликвидации кредитных организаций, привлекавших вклады населения, а также отсутствующих банков возложены на корпоративного ликвидатора – государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство). Таким образом, сфера деятельности конкурсных управляющих – физических лиц сузилась до ликвидации банков, не привлекавших денежные средства физических лиц во вклады. Кроме того, в случае отстранения арбитражным судом конкурсного управляющего – физического лица ликвидатором также назначается Агентство. Вместе с тем процедура аттестации арбитражных управляющих фактически заменена на процедуру аккредитации в Банке России конкурсного управляющего – физического лица через СРО арбитражных управляющих, поднадзорные Росреестру.

    Особенности банкротства финансовых организаций

    К отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

    Кредитные организации

    Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Процедуры банкротства кредитных организаций

    По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

    — о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;
    — об отказе в признании кредитной организации банкротом.

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

    Страховые организации

    При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наряду с другими лицами, указанными в статье 35 настоящего Федерального закона, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью.

    Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

    В случае введения в отношении должника — страховой организации процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, должник или конкурсный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедуры наблюдения или конкурсного производства уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью, о введении в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.

    Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления.
    При проведении конкурсного производства имущественный комплекс страховой организации может быть продан только с согласия покупателя принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом.

    Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

    Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются.

    Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты.

    Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди

    В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

    1. в первую очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
    2. во вторую очередь — требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
    3. в третью очередь — требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования.
    4. в четвертую очередь — требования иных кредиторов.

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг

    При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

    Арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг.

    Особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, не урегулированные настоящим параграфом, а также меры по защите прав и законных интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут устанавливаться федеральным законом.

    В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника.
    В извещении, направляемом клиентам профессионального участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

    Ограничения совершения сделок или проведения операций по учету прав на ценные бумаги профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, за исключением конкурсного производства, не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов или проведение операций по учету прав на ценные бумаги, осуществляемые по поручениям клиентов и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве.

    Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг

    В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг, на хранении и (или) учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

    Смотрите так же:  Приказ о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в доу

    Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, не включаются в конкурсную массу. Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

    С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим.
    Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность.

    В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащих его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

    В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

    Как работает закон о банкротстве: банки лукавят, суды не торопятся, граждане не знают

    Закон «О банкротстве физических лиц» вступил в силу с 1 октября 2015 года после восьми лет ожидания в кулуарах Государственной думы. После принятия закон регулярно высмеивают на интернет-порталах, его статьи искажаются, навязывается образ «мертвого» и неисполнимого закона. Еще с 2000-х годов банковское лобби пыталось блокировать закон «О банкротстве физических лиц». А в настоящее время активно занимается его «разъяснением».

    На основании значимости для государства сектора можно обоснованно полагать, что банкиры, не смирятся с нынешним положением дел. Через год или два может начаться активное лоббирование новой позиции. Могут быть предоставлены налоговые декларации, статистические отчетности, иная финансовая документация, «наглядно разъясняющая», какой «огромный ущерб» нанесен законом. На фоне кризисного состояния экономики вполне можно предположить, что их пожелания будут поддержаны и действие закона будет приостановлено. В другом варианте закон может быть видоизменен так, что процедура станет затруднительной или невозможной для заемщиков. Подав документы на банкротство в суд сейчас, можно быть уверенным, что изменения не коснутся должника (закон в данном случае не имеет обратной силы).

    Выступая на форумах, некоторые банкиры говорят о том, что процедура банкротства не имеет смысла, настаивают, что платить все равно придется. Это, конечно же, неправда. Долги могут и должны быть списаны полностью. Коллекторы проинформированы, что должник сразу после введения процедуры банкротства не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, эти полномочия делегируются арбитражному управляющему. В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ст. 20.3 только управляющий анализирует финансовое состояние, а также результаты финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.

    Судя по практике, в Москве и Московской области 80% долгов списывают, а 20% — нет. Чаще всего причина отказа или затягивания дела — самостоятельные попытки должника выиграть дело о банкротстве.

    Условия банкротства

    Признание банкротом освобождает от уплаты долгов в полном объеме. Как только дело принимают к рассмотрению — приостанавливаются начисления по всем финансовым обязательствам, штрафам, пеням или процентам и долг фиксируется, а после признания банкротом — списывается.

    К минусам данной процедуры относятся невозможность выезда за границу до даты прекращения производства по делу, а также невозможность занимать управляющую должность в течение трех лет. Повторное банкротство по собственной инициативе невозможно в течение 5 лет. Также закон обязывает физическое лицо сообщать новым кредиторам о ранее проведенной процедуре банкротства. Кроме того, возможен арест имущества должника на период рассмотрения дела.

    Для признания физического лица банкротом сумма долговых обязательств должна составлять 500 000 рублей и более, а также необходимо наличие просрочки платежей от 3 месяцев. Согласно российскому законодательству гражданин должен являться неплатежеспособным. Закон предусматривает возможность объявления себя банкротом и для тех лиц, которые просто предвидят отсутствие возможности погасить долги.

    Должник обязан подать заявление о признании его банкротом в Арбитражный суд по месту жительства или нахождения его имущества. Это необходимо сделать не позднее 30 рабочих дней с момента наступления признаков банкротства. Неисполнение обязанности по подаче данного заявления влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

    Процедура банкротства

    В примере представлена процедура, включающая в комплексе услуги адвоката и арбитражного управляющего. Некоторые компании предоставляют данные услуги по отдельности, из-за чего процедура может отличаться.

    • От обращения в юридическую фирму до подачи документов в суд

    Если история возникновения задолженности и причины просрочки дают основания возможности банкротства, то должнику необходимо начать с подготовки исходных документов для подачи иска.

    После оформления итоговых документов, сотрудники юридической компании, представляющей интересы должника, отправляют сторонам заявления с приложениями, уплачивают государственную пошлину и денежное вознаграждение арбитражному управляющему, затем передают документы в суд.

    Формирование пакета документов и подача заявления в суд в среднем занимает две недели. За это время происходит согласование кандидатуры арбитражного управляющего (его наличие — обязательное условие). Финансовый управляющий при банкротстве физических лиц обязан быть участником СРО (саморегулируемой организации). На время процедуры банкротства физического лица управляющий координирует его финансы с целью защиты финансовых интересов клиента, но с максимально возможным удовлетворением нужд кредиторов за счет частичной или полной реализации имущества лица, в отношении которого проводится процедура банкротства.

    От должника потребуется оформить нотариальную доверенность на представление его интересов в суде. Через 1 месяц с момента подачи заявления в суд назначается первое заседание с участием двух представителей должника: адвоката и финансового управляющего.

    • Первое собрание кредиторов

    В ходе собрания принимается решение о дальнейших действиях в отношении имеющейся задолженности. Кредиторам выгодно, чтобы эти решения переходили в частичное списание долга, мировое соглашение. Задача представителя должника — добиться принятия решения о банкротстве и полного списания задолженности.

    Возможно, что кредиторам потребуется несколько совместных встреч, следовательно, этот этап может занять от 1 до 3 месяцев.

    • Проведение стадии реализации

    Закрепленный за делом арбитражный управляющий оценивает имущество и информирует стороны дела, а также всех желающих о проведении открытых торгов. В ходе торгов выигрывает участник, предложивший самую высокую цену. Длительность данной процедуры зависит от количества имущества и от его ликвидности, поэтому этот этап может занять от 1 до 3 месяцев. По окончании торгов считается окончательная сумма задолженности для подготовки решения суда о признании должника банкротом.

    • Завершение процедуры банкротства

    Завершением процедуры является решение о признании должника банкротом. Результат — все долги списаны, а исполнительные производства прекращены. Арест со счетов и имущества снят. Запрет на выезд с территории РФ (в случае его наложения) снят. Стоит учесть, что помимо долгов перед банком или микрофинансовыми организациями, кредитами считаются задолженности по налогам и коммунальным платежам.

    • Последствия банкротства физических лиц

    Согласно статьям 208 и 213 Федерального закона №476 «О несостоятельности» повторное банкротство по собственной инициативе невозможно в течение 5 лет. Также закон обязывает физическое лицо сообщать новым кредиторам о ранее проведенной процедуре банкротства.

    Кроме того, освобождение гражданина от обязательств после завершения дела о его банкротстве не допускается в случае, если гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве. В случае, когда выявлен факт преднамеренного или фиктивного банкротства при условии, что упомянутые правонарушения совершены в данном деле о банкротстве, гражданин также не освобождается от обязательств.

    Например, если гражданин был осужден по экономическим преступлениям, то эти суммы не списываются. Административные правонарушения в целом не списываются. К примеру, человек осужден за мошенничество и был поручителем по ООО. Из приговора следует, что в результате его неправомерных действий компания обанкротилась и его привлекли как поручителя, взыскивали определенное количество денег впоследствии либо по приговору взыскана вся сумма.

    Такие долги, конечно же, не будут списаны. Но это не мешает человеку списывать другие долги. Допустим, человек осужден за экономическое преступление и с него взыскали сумму 500 000 рублей по приговору, но у него есть другие долги, которые образовались в результате его потребительских займов или другой экономической деятельности. Эти долги могут быть списаны.