Меню Закрыть

Приказ 403 с изменениями

Оглавление:

Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 “О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание” (не вступил в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*, а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»** — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение № 1).

2. Установить, что должностные лица, перечисленные в пункте 1 Перечня, указанного в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1, 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение № 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2004, № 34, ст. 3529; 2006, № 1, ст. 10; 2011, № 27, ст. 3873; 2015, № 1, ст. 67.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2017 г.

Приложение № 1
к приказу МВД России
от 30.08.2017 № 685

Перечень
должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(1), с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

1.1. В Центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации; первый заместитель Министра, статс-секретарь — заместитель Министра, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

1.1.2. Начальник департамента; первый заместитель (заместители) начальника департамента; начальник главного управления; первый заместитель (заместители) начальника главного управления; начальник управления; первый заместитель (заместители) начальника управления.

1.1.3. Помощник Министра.

1.1.4. Главный инспектор.

1.1.5. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.2. В Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам:

1.2.1. Начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) — начальник полиции.

1.2.2. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.3. В Министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Министр внутренних дел по республике, начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации; заместитель министра — начальник полиции; заместитель начальника главного управления (управления) — начальник полиции; заместители начальника полиции.

1.3.2. Оперуполномоченный (начальник, заместитель начальника, старший оперуполномоченный по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность)*(2).

1.3.3. Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий.

1.3.4. Должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

1.3.5. Должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства.

1.3.6. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный.

1.3.7. Должностные лица подразделений организации дознания.

1.3.8. Должностные лица управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации*(3).

1.3.9. Должностные лица межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.3.10. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

1.3.11. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

1.3.12. Должностные лица подразделений дорожного и технического надзора, пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД.

1.3.13. Должностные лица строевых подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

1.3.14. Должностные лица подразделений организации и осуществления административного надзора.

1.3.15. Должностные лица подразделений по вопросам миграции.

1.3.16. Должностные лица оперативных подразделений.

1.3.17. Начальник центра временного содержания иностранных граждан.

1.3.18. Начальник, заместитель начальника специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

1.4. В управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, управлениях внутренних дел по административным округам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управлении внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур», Четвертом управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Управлении внутренних дел по г. Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю:

1.4.1. Начальник управления (отдела, отделения); заместитель начальника управления (отдела) — начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник отдела (отделения) полиции; заместитель начальника отдела (отделения) полиции; начальник пункта полиции; оперуполномоченный.

1.4.2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка.

1.4.3. Должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

1.4.4. Должностные лица отделов (отделений) ГИБДД.

1.4.5. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

1.4.6. Должностные лица подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.4.7. Должностные лица подразделений автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД.

1.4.8. Должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

1.4.9. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

1.4.10. Начальник, заместитель начальника, старший дежурный, дежурный, начальник спецчасти, командир взвода, заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

1.4.11. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.

1.4.12. Должностные лица подразделений дознания.

1.4.13. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; дежурный; помощник оперативного дежурного.

1.4.14. Должностные лица строевых подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

1.4.15. Должностные лица подразделений по осуществлению административного надзора.

1.4.16. Должностные лица подразделений по вопросам миграции.

1.5. В линейных управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте:

1.5.1. Начальник линейного управления (отдела, отделения); заместитель начальника линейного управления (отдела) — начальник полиции; заместитель начальника полиции; начальник линейного отдела (отделения) полиции; заместитель начальника линейного отдела (отделения) полиции; начальник линейного пункта полиции; оперуполномоченный.

1.5.2. Должностные лица подразделений охраны общественного порядка.

1.5.3. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних.

1.5.4. Должностные лица подразделений по досмотру.

1.5.5. Должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства.

1.5.6. Должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

1.5.7. Начальник, заместитель начальника, старший дежурный, дежурный, начальник спецчасти, командир взвода, заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

1.5.8. Должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

1.5.9. Должностные лица подразделений дознания.

1.5.10. Начальник дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; дежурный; помощник оперативного дежурного.

1.6. В Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.6.1. Должностные лица строевых подразделений.

1.6.2. Должностные лица специализированного отдела регистрации и технического надзора автомототранспортных средств, экзаменационной и разрешительной работы.

1.6.3. Должностные лица структурных подразделений, осуществляющие контроль (надзор) за соблюдением действующих стандартов, норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения при подготовке и реализации мероприятий по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, при проведении крупномасштабных межрегиональных общественно-политических, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий.

2. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9, 19.4.1, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.13 и пункте 19 части 2 статьи 28.3 КоАП, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

2.1. Главный государственный санитарный врач МВД России управления медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

Смотрите так же:  Госдума удо

2.2. В федеральном казенном учреждении здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации»:

2.2.1. Заместитель начальника части — начальник центра — врач (центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора).

2.2.2. Заместитель начальника центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора — врач; начальник отдела — врач, заместитель начальника отдела — врач-эпидемиолог, заместитель начальника отдела — врач по общей гигиене; главные: специалист — врач-эпидемиолог, специалист — врач по общей гигиене; старшие: специалист — врач-эпидемиолог, специалист — врач по общей гигиене; специалист — врач-эпидемиолог, специалист — врач по общей гигиене центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2.3. В федеральных казенных учреждениях здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации» по субъектам Российской Федерации:

2.3.1. Заместитель начальника части (медико-санитарной) — начальник центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора) — главный государственный санитарный врач; заместитель начальника части (медико-санитарной) — главный государственный санитарный врач; заместитель начальника центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора) — врач.

2.3.2. Старшие: врач по общей гигиене, врач по коммунальной гигиене, врач-эпидемиолог; врач по общей гигиене, врач по коммунальной гигиене, врач-эпидемиолог центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9, 19.4.1, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.14 и пункте 21 части 2 статьи 28.3 КоАП, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

3.1. Главный государственный ветеринарный инспектор МВД России управления медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

3.2. Старший специалист по особым поручениям, старший специалист группы организации государственного ветеринарного надзора управления медицинского обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России.

4. Должностные лица системы МВД России, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей полиции в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*(4), вправе в пределах компетенции, установленной частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП, составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, порядок управления, а равно за нарушения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

*(2) Далее — «оперуполномоченный».

*(4) Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2011 г., регистрационный № 22158), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 20 августа 2014 г. № 713 (зарегистрирован в Минюсте России 24 декабря 2014 г., регистрационный № 35353), от 28 марта 2016 г. № 137 (зарегистрирован в Минюсте России 4 мая 2016 г., регистрационный № 42003).

Приложение № 2
к приказу МВД России
от 30.08.2017 № 685

Перечень
нормативных правовых актов МВД России, которые признаются утратившими силу

1. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»*(1).

2. Приказ МВД России от 24 июня 2013 г. № 458 «О внесении изменений в приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»*(2).

3. Приказ МВД России от 19 мая 2014 г. № 426 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403»*(3).

4. Приказ МВД России от 12 января 2015 г. № 1 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403»*(4).

5. Приказ МВД России от 20 июля 2015 г. № 781 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403»*(5).

6. Приказ МВД России от 12 октября 2015 г. № 969 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403»*(6).

7. Приказ МВД России от 10 февраля 2016 г. № 66 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403»*(7).

8. Приказ МВД России от 8 августа 2016 г. № 459 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403»*(8).

9. Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. № 698 «О внесении изменений в приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»*(9).

*(1) Зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2012 г., регистрационный № 24709.

*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 30 августа 2013 г., регистрационный № 29820.

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 17 июня 2014 г., регистрационный № 32687.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 23 января 2015 г., регистрационный № 35683.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2015 г., регистрационный № 38447.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2015 г., регистрационный № 39478.

*(7) Зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2016 г., регистрационный № 41379.

*(8) Зарегистрирован в Минюсте России 29 августа 2016 г., регистрационный № 43462.

*(9) Зарегистрирован в Минюсте России 25 ноября 2016 г., регистрационный № 44438.

Обзор документа

Заново утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Установлено, что лица, занимающие вошедшие в перечень должности в центральном аппарате, также осуществляют административное задержание.

Прежний перечень более не применяется.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. № 403 “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию”

В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»*(1) — приказываю:

1. Утвердить Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Должностные лица, перечисленные в Перечне, указанном в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Считать утратившими силу приказы МВД России от 2 июня 2005 г. № 444*(2), от 15 ноября 2006 г. № 916*(3), от 11 октября 2007 г. № 877*(4), от 16 июня 2008 г. № 516*(5), от 26 января 2010 г. № 37*(6), от 7 июля 2010 г. № 492*(7).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

*(2) Зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2005 г., регистрационный № 6824.

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2007 г., регистрационный № 8743.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 8 января 2007 г., регистрационный № 10449.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2008 г., регистрационный № 11912.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 19 февраля 2010 г., регистрационный № 16463.

*(7) Зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18238.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г.
Регистрационный № 24709

Приложение
к приказу МВД РФ
от 5 мая 2012 г. № 403

Разъяснение норм приказа от 11 июля 2017 г. № 403 н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»

Материал опубликован 27 сентября 2017 в 18:53.
Обновлён 27 сентября 2017 в 18:54.

В связи с поступающими обращениями по применению норм приказа от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» (далее соответственно — приказ № 403 н, Порядок)

Смотрите так же:  Утверждение формы трудового договора образец приказа

Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщает следующее.

1. По вопросу отпуска лекарственного препарата по рецепту, срок действия которого истек в период его нахождения на отстроченном обслуживании (пункт 9 Порядка).

Норма, предусмотренная пунктом 9 Порядка, распространяется на все группы лекарственных препаратов, в том числе подлежащих предметно­количественному учету, за исключением наркотических и психотропных лекарственные препаратов, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее — перечень).

Для вышеуказанных наркотических и психотропных лекарственных препаратов действует норма, предусмотренная частью 6 статьи 25 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в части запрета их отпуска по рецептам, выписанным более пятнадцати дней назад.

2. По вопросу отпуска иммунобиологических лекарственных препаратов (пункты 3 и 13 Порядка).

В соответствии с абзацем шестым пункта 3 Порядка отпуск иммунобиологических лекарственных препаратов по рецептам осуществляется только аптечными организациями (аптеками, аптечными пунктами).

Указанная норма регламентирована пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которой отпуск гражданам иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики производится по рецепту на лекарственный препарат аптечными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При отпуске иммунобиологических лекарственных препаратов должны соблюдаться требования, предусмотренные пунктом 13 Порядка. При этом помимо термоконтейнеров могут применяться и другие устройства, позволяющие сохранить температурный режим, необходимый для хранения иммунобиологического лекарственного препарата, на период его доставки в медицинскую организацию.

3. По вопросу хранения рецептов на лекарственные препараты (пункт 14 Порядка).

Приказом № 403 н не вводится норма о необходимости получения пациентами рецептов на лекарственные препараты, которые в установленном порядке зарегистрированы в качестве безрецептурных и имеющих соответствующую запись в инструкции по медицинскому применению «Отпускается без рецепта».

Отнесение лекарственных препаратов к рецептурному или безрецептурному отпуску осуществляется на этапе их государственной регистрации, условия отпуска указываются в регистрационных документах на лекарственные препараты, в том числе в инструкции по медицинскому применению.

Приказ № 403 н регулирует только сроки хранения рецептов и не вводит дополнительных ограничений на оборот вышеуказанных лекарственных средств.

Пунктом 14 Порядка введена новая норма о хранении в течение трех месяцев рецептов в аптечной организации или у индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность:

на лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15 % этилового спирта от объема готовой продукции;

на лекарственные препараты, относящиеся по анатомо-терапевтическо- химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (далее — АТХ), к антипсихотическим средствам (код N05A), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие предметно-количественному учету.

При этом обращаем внимание, что подлежат хранению рецепты на лекарственные препараты вышеуказанных групп, выписанные на рецептурных бланках формы № 107-1/у, как имеющие срок действия до 60 дней, так и имеющие срок действия до 1 года. В последнем случае рецепт остается и хранится в течение установленного срока после отпуска пациенту последней партии лекарственного препарата.

Информация о процентном содержании этилового спирта в жидких лекарственных формах лекарственных препаратов, а также о соответствии лекарственных препаратов определенным группам АТХ также содержится в инструкции по медицинскому применению конкретного лекарственного препарата.

Например, лекарственные препараты с международными непатентованными наименованиями Хлорпромазин («Аминазин») и Хлорпротиксен («Хлорпротиксен», «Труксал») относятся к группе антипсихотических средств (код N05A), с международными непатентованными наименованиями Тофизопам («Грандаксин») и Бромдигидрохлорфенилбензодиазепин («Феназепам», «Элзепам», «Фезанеф», «Фенорелаксан» и др.) — к группе анксиолитиков (код N05B), с международными непатентованными наименованиями Амитриптилин («Амитриптилин»), Сертралин («Золофт», «Серената», «Асептра» и др.) и Эсциталопрам («Селектра», «Ленуксин», «Элицея» и др.) — к группе антидепрессантов (код N06A).

4. По вопросу отпуска наркотических и психотропных лекарственных препаратов (пункт 20 Порядка).

Пунктом 20 Порядка уточнена норма о лицах, имеющих право получать наркотические и психотропные лекарственные препараты, внесенные в список II перечня. Так, указанные препараты могут получать:

пациенты, которым выписаны указанные лекарственные препараты; их законные представители (если пациентами являются несовершеннолетние или недееспособные);

иные лица при наличии доверенности от пациента, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении доверенности от пациента на получение наркотических и психотропных лекарственные препаратов отмечаем, что она оформляется в простой письменной форме (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) и может быть нотариально удостоверена по желанию пациента или при невозможности им написать доверенность (статьи 163 и 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее подписания.

Министерство здравоохранения Российской Федерации предлагает довести данную информацию до сведения всех руководителей территориальных органов управления здравоохранением, аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющих отпуск лекарственных препаратов.

Категории: Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий.

Приказ Минздрава № 403н: новые правила отпуска

Что может быть важнее для аптечной организации, чем порядок, по которому отпускаются лекарства. Едва фармработники успели вернуться из летнего отпуска и оглядеться, как был опубликован новый приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н с приложениями «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября; началом его действия является 22 сентября текущего года.

Первое, что хочется сказать в связи с этим, — забудьте теперь цифру «785». Новый приказ признает утратившими силу хорошо нам знакомый приказ Минздравсоцразвития от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», а также внесшие в него изменения приказы Минздравсоцразвития № 302, № 109 и № 521. При этом многие пункты нового нормативно-правового акта повторяют — иногда почти дословно — соответствующие фрагменты приказа-предшественника. Но имеются и различия, новые положения, на которых мы в большей мере и сфокусируемся, изложив первые наблюдения и заметки на полях свежеиспеченного приказа № 403н.

Приказ Минздрава РФ № 403н состоит из трех приложений. Первое утверждает новые правила отпуска лекарственных, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов (ИБЛП); второе — требования к отпуску наркотических и психотропных лекарственных препаратов, препаратов, обладающих анаболической активностью, и иных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ). Третьим приложением устанавливаются правила отпуска лекарственных препаратов по требованиям-накладным медицинских организаций, а также индивидуальных предпринимателей (ИП), имеющих лицензию на медицинскую деятельность.

Отпуск безрецептурных лекарств и при новом порядке будет разрешен как аптекам и аптечным пунктам, так и ИП и аптечным киоскам. В остальном же, если суммировать пункты 2 и 3 приказа № 403н, выходит следующая картина.

  • Отпуск наркотических и психотропных препаратов могут осуществлять только аптеки и аптечные пункты, имеющие соответствующую лицензию.
  • Отпуск остальных рецептурных препаратов осуществляют аптеки, аптечные пункты и ИП (разумеется, имеющие лицензию на фармдеятельность — это уточнение далее будет считаться принятым по умолчанию и опускаться).
  • Отпуск иммунобиологических рецептурных препаратов осуществляется аптеками и аптечными пунктами. ИП в данной норме пункта 3 не упомянуты, из чего следует, что они не могут отпускать препараты этой группы, на что советуем обратить особое внимание.

Вообще, в приказе № 403н тема отпуска ИБЛП прописана отдельно, чего нет в 785‑м приказе. Ее будет регулировать пункт 13 первого из упомянутых актов. Этот пункт, в частности, определяет, что при отпуске ИБЛП на рецепте или корешке рецепта, который остается у покупателя, указывается точное время этого самого отпуска, в часах и минутах.

Отпускать ИБЛП можно при соблюдении двух условий. Во-первых, при наличии у покупателя специального термоконтейнера, в котором можно соблюсти требуемый режим перевозки и хранения этих термолабильных препаратов. Второе условие — разъяснение (аптечного работника покупателю) необходимости доставки данного препарата в медицинскую организацию, при том что хранить его в упомянутом контейнере можно не более 48 часов.

Напомним в связи с этим, что данная тема регулируется также подпунктом 8.11.5 Санитарно-эпидемиологических правил «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов» (СП 3.3.2.3332–16), которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 № 19. Он обязывает работника аптеки провести инструктаж покупателя о необходимости соблюдения «холодовой цепи» при транспортировке ИБЛП.

Факт проведения этого инструктажа фиксируется отметкой — на упаковке препарата, рецепте или ином сопроводительном документе. Отметка заверяется подписью покупателя и первостольника (либо другого представителя аптечной организации) и включает также дату и время отпуска. Однако в СанПиНе не уточняется, что время в данном случае должно быть проставлено в часах и минутах.

Нарушение вторичной

С вступлением в силу приказа № 403н появятся новые акценты по теме возможности нарушения вторичной (потребительской) упаковки лекарственных препаратов. Норма «выходящего в отставку» приказа № 785 допускает делать это в исключительных случаях, при невозможности аптечной организацией выполнить назначение врача.

Смотрите так же:  Консультант плюс федеральный закон 123

Приходящий ему на смену приказ № 403н в этом плане более конкретен и больше соответствует современным требованиям, врачебной практике и запросам потребителей. Пункт 8 приказа определяет, что нарушение вторичной упаковки и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случаях, когда количество препарата, указанное в рецепте или необходимое потребителю (при безрецептурном отпуске), меньше количества препарата, содержащегося во вторичной упаковке.

При этом покупателю обязательно предоставляется инструкция по применению или ее копия, а нарушение первичной упаковки запрещается. Кстати, в новом приказе отсутствует норма о том, что при нарушении вторичной препарат должен отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу, что определено приказом № 785.

Что это означает на практике? Предположим две ситуации: первая — препарат X таблетки (или драже) № 56, первичная упаковка — блистер; вторая — препарат N таблетки № 56, во флаконе. И в обоих случаях стоит вопрос о его отпуске пациенту, предъявившему первостольнику рецепт, на котором выписано, скажем, 28 таблеток или 42 таблетки (драже).

Понятно, что в первом случае это допустимо, поскольку имеется возможность отпустить 28 или 42 таблетки, не нарушая первичной упаковки (блистера), а во втором — недопустимо, поскольку первичной упаковкой в данной ситуации является флакон, а ее нарушать категорически запрещено. Так что отсчитывать таблетки или драже из флакона, как это делают в аптеках некоторых зарубежных стран, наши первостольники права не имеют.

«Лекарство отпущено»

Пункт 4 приказа № 403н Минздрава РФ регулирует тему форм рецептурных бланков и отпускаемый по ним перечень препаратов. В частности, по форме № 107/у-НП отпускаются наркотические и психотропные лекарственные препараты Списка II, за исключением наркотических и психотропных лекарственных препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем.

По форме № 148–1/у-88 отпускаются:

  • психотропные лекарственные препараты Списка III;
  • наркотические и психотропные лекарственные препараты Списка II в виде трансдермальных терапевтических систем;
  • препараты, включенные в перечень лекарственных средств, подлежащих ПКУ, за исключением тех препаратов, которые отпускаются по форме № 107/у-НП;
  • препараты, обладающие анаболической активностью и относящиеся по анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, к анаболическим стероидам (код А14А);
  • препараты, указанные в пункте 5 «Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 562н);
  • препараты, изготавливаемые по рецепту на лекарственный препарат и содержащие наркотическое средство или психотропное вещество, внесенное в Список II, и другие фармакологические активные вещества в дозе, не превышающей высшую разовую дозу, и при условии, что этот комбинированный лекарственный препарат не является наркотическим или психотропным лекарственным препаратом Списка II.

Остальные рецептурные препараты, как известно, отпускаются по бланкам формы № 107–1/у. Согласно пункту 22 приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков…», рецепты, выписанные на бланках этой формы, действительны в течение двух месяцев со дня выписывания. Однако для пациентов с хроническими заболеваниями разрешается устанавливать срок действия рецепта формы № 107–1/у в пределах до одного года и превышать рекомендуемое количество препарата для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 2 данного приказа.

Такой рецепт, в котором указаны также периоды и количество отпуска лекарственного препарата (в каждый период), возвращается покупателю, разумеется, с полагающимися отметками о дате отпуска, дозировке и количестве отпущенного препарата. Это предписывает пункт 10 приказа № 403н. Он также определяет, что при следующем обращении пациента с этим же рецептом в аптеку первостольник должен учесть отметки о предыдущем отпуске препарата.

В тот раз, когда будет приобретено максимальное указанное в рецепте количество, на нем должен быть проставлен штамп «Лекарственный препарат отпущен». А единовременный отпуск всего количества, согласно тому же пункту, допускается только по согласованию с врачом, выписавшим данный рецепт.

Рецепт остается в аптеке

Есть некоторые изменения и по теме, обозначенной в заголовке данной главы. Пункт 14 нового приказа устанавливает, что у субъекта розничной торговли остаются (с отметкой «Лекарственный препарат отпущен») и хранятся:

в течение 5 лет рецепты на:

  • наркотические и психотропные лекарственные препараты Списка II, психотропные лекарственные препараты Списка III (согласно уходящему 785‑му приказу, они хранятся 10 лет);

в течение 3 лет рецепты на:

  • препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой (по формам № 148–1/у-04 (л) или № 148–1/у-06 (л));
  • комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в Списки II и III, изготовленные в аптечной организации, препараты, обладающие анаболической активностью, препараты, подлежащие ПКУ;

в течение 3 месяцев рецепты на:

  • препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15 % этилового спирта от объема готовой продукции, иные препараты, относящиеся по АТХ к антипсихотическим средствам (код N05А), анксиолитикам (код N05B), снотворным и седативным средствам (код N05C), антидепрессантам (код N06A) и не подлежащие ПКУ.

Не обошлось в приказе Минздрава России № 403н и без вишенки на торте, правда, сомнительной. В пункте 15 приказа записано, что рецепты, не указанные в предыдущем 14‑м пункте (мы их перечислили чуть выше), отмечаются штампом «Лекарственный препарат отпущен» и возвращаются показателю. Из этого, похоже, следует, что рецепты формы № 107–1/у двухмесячного срока действия становятся «одноразовыми». Советуем читателям обратить отдельное внимание на эту новую норму.

Тема борьбы со злоупотреблениями спиртосодержащими препаратами аптечного ассортимента, о которой недавно трубили СМИ, также нашла отражение в новом приказе о правилах отпуска. По действующему порядку, рецепты на такие препараты возвращаются пациенту (со штампом «отпущено»); при новом порядке они должны оставаться в аптечной организации.

Чтобы не попасться

Немного более подробно расписан теперь порядок работы с неправильно выписанными рецептами (пункт 15 приказа № 403н). В частности, при их регистрации фармработником в журнале необходимо указать выявленные нарушения в оформлении рецепта, ФИО выписавшего его медработника, наименование медицинской организации, в которой он работает, принятые меры.

Согласно этому пункту, при лекарственном отпуске фармработник информирует покупателя не только о режиме его приема и дозах, но также о правилах хранения в домашних условиях и взаимодействии с другими лекарственными препаратами.

Теоретически это означает следующее. Фарминспектор может подойти к первому столу в облике обычного покупателя — так сказать, произвести контрольную закупку. И если первостольник, отпуская лекарство, не сообщит ему, например, о том, что данное лекарство необходимо хранить при температуре не выше 25 °C, или не поинтересуется, не принимает ли тот в данное время другие лекарства, то проверяющий может «сбросить маску» и составить акт об административном правонарушении. Так что норма пункта 16 серьезная и чреватая. И, разумеется, она требует, чтобы первостольник был основательно подкован по сложной и объемной теме лекарственного взаимодействия.

Пункт 17 приказа № 403н содержит норму о том, что фармработник не вправе предоставлять недостоверную либо неполную информацию о наличии в ассортименте аптечного объекта лекарственных препаратов — включая препараты, имеющие одинаковое МНН, — а также скрывать информацию о наличии препаратов, имеющих более низкую цену. Аналогичные положения содержатся в подпункте 2.4 статьи 74 Закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и пункте 54 Правил Надлежащей аптечной практики (приказ Минздрава РФ от 21.08.2016 № 647н). Здесь новым является лишь то, что данная норма впервые появляется в приказе о правилах отпуска.

Это был обзор приказа, так сказать, «по свежему следу». Вероятно, читатели найдут в нем и другие, заслуживающие отдельного внимания пункты и нормы. Напишите в редакцию журнала «Катрен-Стиль» о них, и мы адресуем ваши вопросы ведущим экспертам отрасли. Мы спросим их также о проблеме «одноразовости» рецептов с двухмесячным сроком действия, о которой говорилось выше, а также отпуске этилового спирта и спиртосодержащих препаратов в свете положений нового приказа № 403н.

5 октября на нашем сайте состоится вебинар Ларисы Гарбузовой, к. ф. н., доцента кафедры управления и экономики фармации Северо-Западного государственного медицинского университета (Санкт-Петербург), посвященный разъяснению новых правил отпуска ЛС, а 25 октября исполнительный директор «Национальной фармацевтической палаты» Елена Неволина расскажет о своей точке зрения на ту же тему. Регистрируйтесь на оба вебинара.

Материалы о приказе Минздрава № 403н:

Разъяснения о новых правилах отпуска лекарств

Министерство здравоохранения 27 сентября опубликовало первые официальные разъяснения приказа 403н о Правилах отпуска лекарственных средств.

Последствия нового порядка отпуска ЛС

В связи с вступлением в силу нового приказа Минздрава № 403н многие аптеки перестали выдавать родственникам онкобольных наркотические обезболивающие без нотариально заверенной доверенности от больного.

Разъяснения новых правил — часть 2-я

Министерство здравоохранения 24 октября опубликовало второе письмо с официальными разъяснениями приказа 403н о Правилах отпуска лекарственных средств.