Меню Закрыть

Делегируемые государственные полномочия

Делегируемые государственные полномочия

Библиографическая ссылка на статью:
Фирсов Н.А. Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в трудах российских ученых-правоведов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19127 (дата обращения: 24.09.2018).

Для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а так же управления муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей, создается местное самоуправление, характеризуемое определенной территорией закрепленной за муниципальным образованием. Определение местного самоуправления в широком смысле подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать большую часть публичных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляет свою деятельность по вопросам местного значения непосредственно или через местные представительные органы. Конституция Российской Федерации гарантирует и признает местное самоуправление, на практике это означает принадлежность местного самоуправления к основам конституционного строя России[1]. Неотъемлемой частью функционирования органов местного самоуправления является исполнение ими своих прямых обязанностей, установленных соответствующим федеральным законом, а так же иных полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения. Такими вопросами являются отдельные государственные полномочия, передаваемые местному самоуправлению.

Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, является важнейшей сферой муниципального права. Так как именно от него зависит качество исполнения местным самоуправлением своих функций. Согласно со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Отдельные государственные полномочия – это компетенция органов местного самоуправления, установленная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[2].

Совсем недавно, в 2003 – 2009 годах прошла муниципальная реформа, затронувшая все сферы действия местного самоуправления и в корне изменившая муниципальное законодательство. Однако проведенная реформа местного самоуправления все еще далека от совершенства и требует ряда дальнейших преобразований и доработок. В особенности это касается института отдельных государственных полномочий, делегируемых органам местного самоуправления.

Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, привлекает внимание многих российских ученых-правоведов. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в специальных и периодических изданиях, а так же юридической литературе. Исследования в данной области проводили такие ученые, как М.Ю. Дитятковский «Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», Е.В. Авраамова «Конституционно-правовое регулирование государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий», И.Х. Миннегулов «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями : На примере Приволжского федерального округа», О.А. Стукалова «Конституционно-правовые основы наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации», В.Н. Широковских «Теория и практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: правоприменительный аспект» и многие другие. Для более глубокого раскрытия и понимания сути института отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, мы обратимся к некоторым трудам российских ученых-правоведов.

Анализируя положения диссертации кандидата юридических наук М.Ю. Дитятковского, можно выделить следующие предложения автора, сформулированные на основании проведенных исследований[3]. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями следует рассматривать как один из институтов муниципального права, а так же как начальную стадию и предварительное условие осуществления местным самоуправлением отдельных государственных полномочий. Реализация местным самоуправлением государственных полномочий представляет собой несколько отдельных процессов: наделение, передачу местному самоуправлению материальных ресурсов, исполнение местным самоуправлением отдельных государственных полномочий, прекращение указанного исполнения полномочий и ответственность за ненадлежащую реализацию отдельных государственных полномочий. М.Ю. Дитятковский заострил свое внимание на том, что институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, не совершенен и требует модернизации путем реформирования со стороны правотворческих органов власти. А именно, автор считает, что необходимо определять максимальный объем отдельных государственных полномочий исходя из организационных и финансовых критериев. В связи с этим следует закрепить правило, согласно которому местное самоуправление может наделяться таким объемом отдельных государственных полномочий, при котором размер финансовых средств, предусмотренных на осуществление данных полномочий, не превышает размера финансовых средств, предусмотренных в местном бюджете. Так же в статье 19 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует четко зафиксировать правила, при которых местному самоуправлению городов, сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения могут делегировать отдельные государственные полномочия. В противно случае, требуется вовсе исключить положения о преимущественном делегировании отдельных государственных полномочий местному самоуправлению муниципальных районов и городских округов.

Проведя анализ диссертации кандидата юридических наук И.Х. Миннегулова можно выделить следующие идеи автора[4]. Современный институт наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в России – это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в результате наделения, осуществления и прекращения государственных полномочий органами местного самоуправления. По мнению И.Х. Миннегулова необходимо продолжить дальнейшие исследования, направленные на изучение института наделения местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, особенно, в сфере материального и финансового обеспечения. Так же, автор считает, что критерии эффективности осуществления местным самоуправлением переданных им полномочий, должны быть установлены в законодательном порядке или же на уровне нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следует расширить перечень органов, осуществляющих контроль за исполнением местным самоуправлением отдельных государственных полномочий, по мнению И.Х. Миннегулова это скажется на качестве и оперативности работы органов местного самоуправления. На федеральном и региональном уровне ответственность местного самоуправления, в случаях ненадлежащего исполнения делегированных им государственных полномочий, требует более разграниченного нормативного урегулирования, так же следует ввести муниципально-правовую ответственность местного самоуправления.

Кандидат юридических наук О.А. Стукалова в своей диссертации, выдвинула следующие предложения[5]. Институт делегирования местному самоуправлению отдельных государственных полномочий характеризуется противоречивостью и несовершенством. В условиях политического противоборства между органами государственной власти и местным самоуправлением, муниципальная реформа чаще всего используется как один из способов подчинения муниципальных образований региональным властям. О.А. Стукалова считает, что существует необходимость пересмотреть место института наделения местного самоуправления государственными полномочиями в российской модели разделения властей. Так же следует заменить делегирование некоторых полномочий на их разграничение между органами государственной власти и местным самоуправлением и закрепить дополнительные источники финансирования за местным бюджетом. По мнению автора, такие изменения в муниципальной реформе позволят сгладить избыточную централизацию выполняемых преобразований.

Таким образом, проведя анализ диссертаций российских ученых-правоведов, можно сделать следующий вывод. Институт отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, является важнейшим институтом муниципального права, позволяющим делегировать определенный ряд полномочий местному самоуправлению. Однако система наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является не совершенной. Российские ученые-правоведы в своих трудах описывают различные проблемы муниципального права и предлагают свои пути решения. Некоторые предложения авторов уже были взяты на вооружения законотворческими органами власти, но, тем не менее, множество вопросов все еще остаются не решенными и для их разрешенья необходимо продолжать работу, направленную на изучение института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 12.

[2] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19.

[3] Дитятковский, М.Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2001.

ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

При распределении полномочий важно найти оптимальное решение того, какую функцию следует передавать на принципе исключительного исполнения, а для какой устанавливать совместную ответственность различных уровней управления. С точки зрения повышения эффективности управления необходимо стремиться к тому, чтобы во всех областях отношений, в которых неизбежна совместная ответственность, между различными уровнями управления определялся участник, координирующий усилия органов власти различного уровня по решению совместной задачи.

Смотрите так же:  Мультимедийные пособия для доу

Закон об общих принципах организации местного самоуправления не содержит специальных норм о распределении задач, отнесенных к компетенции местного самоуправления, между районами и находящимися на их территории населенными пунктами. В соответствии с конституционным правом России населенные пункты как муниципальные образования являются самостоятельными субъектами местного самоуправления по отношению к районам. Однако в силу отсутствия необходимых административных и финансовых ресурсов находящиеся на территории районов муниципальные образования часто не в состоянии выполнять все задачи, отнесенные к их ведению. Поэтому возникает объективная необходимость такого распределения полномочий между районами и муниципальными образованиями, которое позволило бы обеспечить стабильное осуществление задач. Это возможно, если на муниципальные образования, находящиеся на территории районов, возлагаются только те функции, которые органы местного самоуправления в состоянии эффективно решать, исходя из своего организационно-управленческого и финансового потенциала. За субъектами Российской Федерации в законодательстве закрепляется право принятия законодательного акта о распределении компетенции между районами и находящимися на их территории населенными пунктами в соответствии с организационно-управленческими и финансовыми ресурсами соответствующих образований.

Однако если отдельные муниципальные образования считают невозможным реализацию определенных компетенции, отнесенных к их ведению, в законодательном акте субъекта Российской Федерации должна предусматриваться возможность передачи соответствующих полномочий по заявлению муниципального образования району. Если муниципальные образования в силу увеличения ресурсов и приобретения необходимого опыта в состоянии самостоятельно реализовать компетенции, ранее переданные району, для таких случаев должна предусматриваться возможность передачи соответствующих компетенции от района к муниципальному образованию на основании заявления последнего.

Органы государственной власти имеют право наделять своими отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления всех муниципальных образований, муниципальных образований определенной категории или группы, а также отдельного муниципального образования.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления представляет собой передачу органами государственной власти Российской Федерации или субъекта федерации части принадлежащих им полномочий органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основании федерального закона или закона субъекта федерации. Законы о передаче государственных полномочии органам местного самоуправления должны содержать обоснование необходимости делегирования и его практической целесообразности.

Делегирование полномочий производится с учетом задач социально-экономического развития муниципального образования субъекта Российской Федерации. Передаваемые полномочия не должны создавать препятствия для решения муниципальными органами власти вопросов местного значения или ухудшать социально-экономическое положение муниципального образования. Полномочия могут передаваться только при наличии реальных возможностей для их осуществления органами местного самоуправления.

При делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления проект закона должен заблаговременно направляться представительным органам соответствующих муниципальных образований для согласования и мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера, объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях представительных органов государственной власти.

Запрещается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Не допускается Конституцией наделение органов местного самоуправления полномочиями, относящимися к исключительному ведению государственных органов власти. Не допустимо наделение органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти и прокуратуры, а также иными государственными полномочиями, связанными с обеспечением государственной целостности и безопасности Российской Федерации.

Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они наделены, а также за целевым использованием материальных и финансовых средств, переданных для осуществления этих полномочий, в соответствии с установленными нормативами и иными требованиями.

Органы государственной власти в целях контроля за исполнением делегированных полномочий вправе:

— запрашивать необходимую информацию от органов и должностных лиц местного самоуправления о выполнении переданных полномочий и целевом использовании средств;

— производить проверки деятельности органов местного самоуправления;

— назначать уполномоченных представителей для оперативного контроля за выполнением делегированных полномочий и за целевым использованием выделенных ресурсов;

— осуществлять методическую работу и координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам выполнения переданных государственных полномочий.

В законе, наделяющем органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, важно указывать:

— срок действия делегированных полномочий;

— дату начала осуществления;

— нормативы обеспечения материальными и финансовыми средствами;

— порядок и сроки передачи соответствующих средств;

— органы государственной власти, уполномоченные осуществлять материальное и финансовое обеспечение исполнения данных полномочий;

— органы государственной власти, уполномоченные осуществлять контроль за исполнением делегированных полномочий;

— сроки и перечень проведения подготовительных мероприятий, необходимых для организации и осуществления делегированных полномочий;

— порядок прекращения исполнения делегированных полномочий в случае их отзыва или истечения срока действия;

— критерии качества и эффективности осуществления делегированных полномочий;

— порядок отчетности органов местного самоуправления по осуществлению ими данных полномочий.

Прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, осуществляется в случае истечения срока их действия. В случае невыполнения или невозможности выполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены, указанные полномочия могут быть отозваны. Основанием для отзыва может являться взаимное соглашение органов местного самоуправления и органов государственной власти о необходимости отзыва соответствующих полномочий, а также заключение суда о неисполнении органами местного самоуправления полномочий, которыми они были наделены, вынесенное по обращению органа государственной власти, уполномоченного осуществлять контроль за исполнением полномочий. Органы местного самоуправления муниципального образования не могут быть признаны ответственными за неисполнение отдельных государственных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом, если суд установил, что исполнение указанных полномочий не было обеспечено необходимыми материальными и финансовыми средствами в соответствии с законом либо их исполнение было невозможно в результате решений и действий органов государственной власти.

Отзыв либо прекращение действия отдельных государственных полномочий устанавливается законом. По прекращении исполнения органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий представительный орган местного самоуправления в соответствии с законом, наделившим органы местного самоуправления указанными полномочиями, издает нормативный правовой акт, в котором определяются порядок и сроки возврата неиспользованных материальных и финансовых средств, подлежащих возврату.

Расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение осуществления государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, учитываются в соответствии с номенклатурой статей бюджетной классификации Российской Федерации.

При утверждении бюджета уполномоченные органы местного самоуправления представляют органам государственной власти обоснование потребностей и расчет финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих государственных полномочий.

В случае, если расходы на реализацию отдельных государственных полномочий превысили размер переданных в местный бюджет финансовых средств, исчисленных исходя из действующих нормативов, органы местного самоуправления имеют право на получение компенсации дополнительных затрат. Для получения компенсации представительный орган местного самоуправления представляет уполномоченному органу государственной власти обоснование перерасхода финансовых средств и требование о возмещении дополнительных затрат на реализацию отдельных государственных полномочий. В случае неудовлетворения указанного требования спорный вопрос может быть решен в судебном порядке.

Органы местного самоуправления не вправе использовать материальные и финансовые средства, переданные им для осуществления государственных полномочий, не по целевому назначению.

Органы местного самоуправления и вышестоящие органы управления не обязательно Должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления без взаимной передачи полномочии друг другу должно строиться на принципах добровольности, законности, а также принципе повышения эффективности управления. Основными формами такого взаимодействия являются договоры, соглашения, а также участие в совместных комиссиях, комитетах, организациях, выполняющих общие задачи.

Если характер взаимодействия в определенной сфере требует детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор.

Если вопросы взаимодействия не требуют выделения дополнительных материально-финансовых ресурсов, помимо запланированных бюджетных и внебюджетных расходов целесообразно использовать форму соглашения.

Совместные комиссии, комитеты, рабочие группы создаются как для организации постоянного взаимодействия, так и на определенный срок для решения конкретных вопросов, например, для подготовки проектов договоров и соглашений и т.п. Договоры и соглашения подписываются главами исполнительных органов власти, но в ряде случаев, установленных законом, вступают в силу только после утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации.

Договоры и соглашения в обязательном порядке должны определять источники финансирования совместных мероприятий и иных актов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и устанавливать обязательства сторон по обеспечению материально-финансовыми ресурсами.

Смотрите так же:  Не относится к полномочиям прокурора

Заключение соглашений и договоров может использоваться для проведения социально-экономических экспериментов в рамках отдельно взятого субъекта федерации с тем, чтобы удачные экономические модели, инициативы, новшества распространять в рамках всей страны.

Среди перспективных сфер применения договоров и соглашений можно выделить:

— разработку и реализацию долгосрочных программ и планов социально-экономического развития территорий;

— решение вопросов, по которым четкое разделение или передача полномочий невозможна или не состоялась по различным причинам;

— урегулирование и предотвращение региональных конфликтов;

— урегулирование взаимоотношений внутри сложносоставных субъектов (краев, областей и входящих в их состав автономных округов);

— налаживание кооперации и взаимодействия между территориями и субъектами хозяйствования;

— изменение территориального устройства государства, укрупнение субъектов Российской Федерации;

— оптимизацию структуры органов исполнительной власти и совершенствование системы управления, например, наделение реальными функциями и полномочиями института федеральных округов.

22.4. Распределение полномочий, власть и ответственность. Руководители предприятий и крупных подразделений не в состоянии решать все управленческие задачи.

. это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение.

Конкретные пути, формы и методы распределения предметов ведения и полномочий между
культура, здравоохранение, местное управление, общественный порядок, сельское хозяйство.

Электронная библиотека

Правовая регламентация такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование, в законодательстве полностью отсутствует. Это относится и к процессуальной, и к материальной частям делегирования государственных полномочий.

Делегирование полномочий – весьма специфический способ наделения полномочиями, при котором один орган управления возлагает на другой право решить вопрос, отнесенный к компетенции первого органа.

В Конституции РФ понятие «делегирование» в отношении органов местного самоуправления не используется, а применяется понятие «наделение государственными полномочиями». Понятие «делегирование» в определенном смысле не является синонимом понятия «наделение» и по сути своей является юридическим действием по передаче части (некоторого объема) определенных полномочий отдельного органа власти или управления (должностного лица) другому органу.

Делегирование – это форма передачи определенных полномочий органа власти или управления (должностного лица) другому органу власти, управления или органу местного самоуправления.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления возможно при осуществлении ими государственных полномочий. Использование такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование государственных полномочий на определенное время, должно осуществляться для решения тех или иных задач, выполнение которых необходимо оперативно осуществить исходя из особенностей управления той или иной территорией.

Например, при объявлении чрезвычайной ситуации (техногенного и иного чрезвычайного характера) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дать поручение органам местного самоуправления оказывать содействие в ликвидации ее последствий.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления характерно не только для России, но практикуется во многих странах мира. Например, в Германии местное самоуправление находится под юридическим контролем государства. Федерация и земли передоверяют общинам некоторые из задач

государственного управления, входящие в их собственную компетенцию. Создается сфера так называемого управления по поручению (задачи полиции и поддержания общественного порядка передаются общинным землям и т.д.).

При делегировании тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления поручение должно иметь четкую формулировку, из которой было бы ясно, что речь идет именно о временной уступке какого-то права, осуществление которого исчерпывается его однократным применением.

Примерные перечни вопросов, по которым органы власти вправе делегировать государственные полномочия местному самоуправлению, порядок делегирования, возмещение затрат муниципальному образованию за выполнение таких поручений, ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение переданных полномочий должны быть определены и регламентированы в правовом акте, которым делегируются полномочия.

О делегировании отдельных полномочий органами государственной власти Республики Алтай органам местного самоуправления

Закон Республики Алтай от 23.09.2002 N 6-4

Принят
Постановлением Государственного Собрания —
Эл Курултай Республики Алтай
от 23.09.2002 N 6-5

Настоящий Закон имеет целью обеспечить реализацию гарантий местного самоуправления, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай, создать правовую основу для оптимального разграничения полномочий и распределения ответственности за решение вопросов, имеющих местное и государственное значение, между органами государственной власти Республики Алтай и органами муниципальных образований на территории Республики Алтай.

Статья 1. Предмет Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с передачей отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами государственной власти Республики Алтай, органам местного самоуправления, созданным на территории Республики Алтай.

Статья 2. Понятия, используемые в Законе

В целях настоящего Закона применяются следующие термины:

государственные полномочия — права и обязанности соответствующего государственного органа, которые ему предписано выполнять Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Алтай, законами Республики Алтай;

делегирование государственных полномочий — предоставление органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств;

органы государственной власти — законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Алтай и исполнительный орган государственной власти Республики Алтай;

органы местного самоуправления — выборные и иные органы местного самоуправления, созданные на территории Республики Алтай.

Статья 3. Правовые основы делегирования государственных полномочий

Делегирование государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Алтай, законами Республики Алтай.

Статья 4. Принципы делегирования государственных полномочий

Делегирование государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления осуществляется на основе следующих принципов:

социально — экономической обоснованности делегирования полномочий;

дополнительности делегированных полномочий;

материально — финансовой обеспеченности делегируемых полномочий;

подконтрольности осуществления делегированных полномочий.

Статья 5. Законность делегирования полномочий

Орган государственной власти вправе делегировать органам местного самоуправления только полномочия, относящиеся к предметам ведения Республики Алтай.

Делегирование государственных полномочий не может нарушать права и гарантии местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай.

Статья 6. Социально — экономическая обоснованность делегирования полномочий

Делегирование государственных полномочий производится в интересах социально — экономического развития муниципальных образований на территории Республики Алтай и с учетом возможности их осуществления органами местного самоуправления.

Статья 7. Дополнительность делегируемых полномочий

Делегируемые государственные полномочия не могут создавать препятствия для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Статья 8. Материально — финансовая обеспеченность делегированных полномочий

Республика Алтай гарантирует материально — финансовую обеспеченность государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления исполняют переданные им государственные полномочия в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.

Если передача государственных полномочий обеспечена материальными и финансовыми ресурсами не полностью, глава муниципального образования (глава местной администрации) вносит представление в Правительство Республики Алтай о невозможности осуществления переданных полномочий в полной мере и определяет, в какой степени выполнимы данные полномочия.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай может в месячный срок принять решение о несогласии с указанным представлением и внести спорный вопрос на рассмотрение суда Республики Алтай. Если Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в месячный срок не принимает решения по указанным вопросам, считается, что Республика Алтай согласна с представлением о невозможности осуществления переданных полномочий в полной мере. В этом случае объем выполнения переданных полномочий определяется органом местного самоуправления самостоятельно. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай вправе вновь внести на рассмотрение органа местного самоуправления предложение о выполнении делегированных полномочий при условии пополнения материально — финансовых ресурсов.

Материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления делегируемых государственных полномочий, могут выделяться — по условиям выполнения делегируемых государственных полномочий — периодически (на один год, полгода, три месяца и т.д.).

Финансовые средства, необходимые для длительного и постоянного (более одного года) осуществления делегируемых полномочий органами местного самоуправления — как тех, которые уже осуществляются органами местного самоуправления, так и вновь передаваемых, — ежегодно предусматриваются в бюджете Республики Алтай отдельной строкой.

Статья 9. Подконтрольность осуществления делегированных полномочий

Органы государственной власти Республики Алтай, делегировавшие полномочия органам местного самоуправления, осуществляют контроль за законностью решений органов местного самоуправления, принимаемых для реализации переданных полномочий.

Правительство Республики Алтай по согласованию с представительным (законодательным) органом Республики Алтай вправе:

Смотрите так же:  Км при расчете осаго

производить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению делегированных им государственных полномочий;

назначать уполномоченных для постоянного наблюдения за осуществлением делегированных государственных полномочий;

запрашивать и получать в срок до двух недель, а при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, экологические катастрофы и др.) — немедленно необходимые документы и другую информацию об осуществлении делегированных государственных полномочий.

Статья 10. Состав делегируемых государственных полномочий

В состав делегируемых государственных полномочий могут входить полномочия как представительного (законодательного) органа Республики Алтай, так и Правительства Республики Алтай.

Органам местного самоуправления могут делегироваться права и обязанности органов государственной власти Республики Алтай по одному или нескольким вопросам, а также отдельные полномочия, связанные с привлечением органов местного самоуправления к реализации программ социально — экономического развития Республики Алтай.

Не могут делегироваться государственные полномочия, обеспечивающие защиту прав и свобод граждан.

Органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия самостоятельно в целях, определенных законом. Органы местного самоуправления свободны в выборе форм и методов реализации этих полномочий.

Акты органов местного самоуправления, принятые в рамках переданных им полномочий по предметам ведения Республики Алтай, не могут противоречить актам органов государственной власти Республики Алтай.

Статья 11. Территориальный уровень делегирования государственных полномочий

Государственные полномочия могут делегироваться всем муниципальным образованиям Республики Алтай, всем муниципальным образованиям соответствующего уровня или отдельным муниципальным образованиям. При этом должны учитываться организационные, кадровые, информационные и иные возможности органов местного самоуправления соответствующего уровня.

Статья 12. Сроки делегирования государственных полномочий

Делегирование государственных полномочий может быть разовое, на определенный срок или бессрочное.

Статья 13. Возвращение делегированных полномочий

В случае, если выполнение делегированных полномочий по причинам, не зависящим от органов местного самоуправления, становится невозможным, они могут быть возвращены досрочно соответствующему органу государственной власти Республики Алтай вместе с полученными на их осуществление материальными и финансовыми ресурсами. В этом случае орган государственной власти Республики Алтай обязан принять на себя выполнение возвращаемых государственных полномочий.

Представительный (законодательный) орган Республики Алтай, делегировавший органу местного самоуправления государственные полномочия на основе изданного им закона, может по собственной инициативе принять на себя выполнение переданных полномочий, если при сложившихся условиях эти полномочия могут быть наиболее эффективно осуществлены на уровне Республики Алтай.

Статья 14. Порядок делегирования государственных полномочий

Предварительным условием делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления является определение представительным (законодательным) органом Республики Алтай перечня государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Алтай на день вступления в силу настоящего Закона.

Органы местного самоуправления вправе не согласиться с перечнем государственных полномочий, составленным согласно части первой настоящей статьи. В этом случае для преодоления разногласий создается согласительная комиссия из представителей представительного (законодательного) органа Республики Алтай и органов местного самоуправления. Если разногласия не удается преодолеть с помощью согласительной комиссии, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным акта представительного (законодательного) органа Республики Алтай, нарушающие права местного самоуправления, в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Дополнительному делегированию подлежат те государственные полномочия, которые не осуществлялись органами местного самоуправления на момент вступления настоящего Закона в силу.

Статья 15. Возбуждение вопроса о делегировании государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления

Проекты законов Республики Алтай о делегировании государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления вносятся в Государственное Собрание — Эл Курултай Республики Алтай в порядке, установленном законодательством Республики Алтай.

Субъекты права законодательной инициативы обязаны представить социально — экономическое обоснование вносимого ими проекта закона, которое должно содержать обоснование целесообразности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и содержать поясняющую информацию.

Проекты законов Республики Алтай о делегировании государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления подлежат согласованию с представительными органами местного самоуправления.

В трехмесячный срок со дня направления проекта закона представительные органы местного самоуправления обязаны рассмотреть и сообщить его инициаторам о своем согласии либо несогласии принять на себя реализацию отдельных государственных полномочий. В противном случае проект закона считается согласованным.

Наличие заключения Правительства Республики Алтай на проект закона о делегировании государственных полномочий органом местного самоуправления является обязательным условием его рассмотрения Государственным Собранием — Эл Курултай Республики Алтай.

Статья 16. Содержание Закона Республики Алтай о делегировании государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления

Закон Республики Алтай о делегировании государственных полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления должен содержать:

1) полное и исчерпывающее определение соответствующих государственных полномочий;

2) срок, на который органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями;

3) дату начала реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

4) перечень материальных средств, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий;

5) нормативы или порядок определения нормативов для расчета финансовых средств, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий;

6) порядок передачи органам местного самоуправления необходимых для реализации отдельных государственных полномочий материальных и финансовых средств;

7) формы и периодичность отчетности органов местного самоуправления по реализации ими отдельных государственных полномочий;

8) порядок завершения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, имеющих определенный срок действия и сроки возврата неиспользованных материальных и финансовых средств;

9) положение об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при реализации переданных отдельных государственных полномочий;

10) другие положения, необходимые для регулирования порядка передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их реализации.

Статья 17. Порядок передачи органам местного самоуправления материальных средств для реализации отдельных государственных полномочий

Передача органам местного самоуправления материальных средств для реализации отдельных государственных полномочий должна осуществляться в порядке, установленном законом Республики Алтай, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Материальные средства передаются муниципальным образованиям в собственность или безвозмездное пользование.

Передача материальных средств в безвозмездное пользование осуществляется на основании договора, заключаемого между комитетом по управлению государственным имуществом Республики Алтай и уполномоченным органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления.

Статья 18. Порядок расчета финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий

Уполномоченные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления представляют уполномоченным органам Правительства Республики Алтай обоснование потребностей и расчет финансовых средств, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году, в срок и в форме, установленные законом Республики Алтай, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Обоснование потребностей и расчет финансовых средств, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году, осуществляется на основании нормативов, установленных или определенных в соответствии с законом Республики Алтай, наделяющим органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

В случаях обоснованного превышения фактических расходов на реализацию соответствующих государственных полномочий над нормативными уполномоченный орган Правительства Республики Алтай обязан возместить перерасход в следующем финансовом году. Органы местного самоуправления вправе выходить с предложениями к уполномоченному органу Правительства Республики Алтай о внесении изменений в соответствующий закон Республики Алтай в части уточнения данного норматива.

Статья 19. Порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий

Передача органам местного самоуправления финансовых средств для реализации отдельных государственных полномочий осуществляется уполномоченным органом Правительства Республики Алтай.

Финансовые средства, передаваемые органом местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий из республиканского бюджета, отражаются в республиканском бюджете отдельной строкой по всем государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления отдельными законами Республики Алтай.

Статья 20. Ответственность за неисполнение делегированных государственных полномочий

Должностные лица органов местного самоуправления при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими переданных этим органом государственных полномочий несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Республики Алтай.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за реализацию отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Государственного Собрания —
Эл Курултай Республики Алтай
И.Э.ЯИМОВ

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.ЛАПШИН