Меню Закрыть

Прямой налог германия доля

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СООТНОШЕНИЯ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства) [3, с.8].

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах [4, с.16].

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии [1, с.98].

Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили — 46%, Боливии — 42% и Перу — 49%.

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц [4, с.16].

По мнению С.В. Барулина, А.В. Макрушина и В.А. Ти­мошенко, российская налоговая система является представи­телем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%) [2, с.75].

В России «объективно сложившиеся экономические ус­ловия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонс­кую модель, однако уже сейчас существуют реальные воз­можности перехода на смешанную модель распределения на­логового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды» [3, с.9].

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуще­ствовать между собой, а налоговая система в целом — с внешнеэкономической средой. При этом возможно исполь­зование опыта зарубежных стран, но главное — с учетом спе­цифики экономического развития России.

  • 1. Александров, И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран [Текст]: учебное пособие / И.М. Александров. — М.: Бератор — Пресс, 2009. — 144 с.
  • 2. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения [Текст]: учебное пособие / С.В. Барулин. — М.: Экономист, 2009. — 173 с.
  • 3. Гончаров, А. Прямые и косвенные налоги: поиск оптимальной модели для России [Текст] / А. Гончаров // Налоги. — 2008. — № 6. — С. 7-9.
  • 4. Поспелова, Е. Система прямого и косвенного обложения налогами [Текст] / Е. Поспелов // Все для бухгалтера. — 2003. — № 18. — С. 12-19.

Студенческий научный форум — 2011
III Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

13.1.1. Прямые и косвенные налоги

13.1.1. Прямые и косвенные налоги

В немецкой системе налогообложения налоги стандартно делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги (direkte Steuem) – это налоги, при уплате которых налогоплательщик (Steuerschuldner) и фактический плательщик (Steuertrager) являются одним и тем же лицом. Примером прямого налога является подоходный налог с физических лиц. Косвенные налоги (indirekte Steuern) – налоги, при уплате которых налогоплательщик и фактический плательщик (т. е. тот, кто финансирует уплату налога из своих средств) являются разными лицами.

Примером косвенного налога может служить налог на пиво. Налогоплательщиком по уплате налога на пиво выступает производитель или продавец пива. Фактически плательщиками данного налога являются потребители пива.

Похожие главы из других книг

Прямые поставки – это не решение

Прямые поставки – это не решение Недавно член сообщества www.ClickMillionaires.com из Великобритании написал мне письмо с вопросом. Уважаемый Скотт, я хотела бы узнать о плюсах и минусах прямых поставок и о том, как начать использовать эту систему. Спасибо, Лиз Камбрия,

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции Я вхожу в совет директоров фонда, который управляет активами на два миллиарда долларов, и на его заседании прошлой осенью советник по инвестициям предложил, чтобы мы постепенно нарастили долю прямых инвестиций в своем портфеле с 12 до 30 %. В 2006 году наш

Прямые и портфельные инвестиции

Прямые и портфельные инвестиции Инвестиции (капитальные вложения) – совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для

7.5. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности

7.5. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и косвенными методами.Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование

Прямые и косвенные налоги

Прямые и косвенные налоги Кроме классификации налогов по уровням государственных бюджетов Российской Федерации (федеральные, региональные и местные налоги), существуют другие классификации. Важнейшей из них является классификация по способу взимания, согласно которой

Косвенные денежные потоки

Косвенные денежные потоки Инкрементальные денежные потоки могут быть как прямыми, так и косвенными (opportunity cost of capital или alternative capital use). Это означает, что если в результате проекта инвестор может недополучить некоторый доход от ресурсов, задействованных в проекте, эти

15. Прямые и косвенные налоги в составе цены

15. Прямые и косвенные налоги в составе цены В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов

33. Косвенные ограничения во внешней торговле и государственное стимулирование экспорта

33. Косвенные ограничения во внешней торговле и государственное стимулирование экспорта Косвенные ограничения во внешней торговле, в отличие от прямых ограничений, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или

3.3. Косвенные налоги

3.3. Косвенные налоги Косвенные налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, это часть чистого дохода, создаваемого в предприятиях и изымаемая в бюджет косвенно путем включения в цену продукции, товаров, покупая которые потребители оплачивают и косвенные

4.4. Косвенные налоги при ввозе товаров

4.4. Косвенные налоги при ввозе товаров Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, согласно законам РФ «Об акцизах» и «О налоге на добавленную стоимость», облагаются этими косвенными налогами, которые уплачиваются при таможенном оформлении и включаются в цену

Прямые комиссионные

Прямые комиссионные Прямые комиссионные – это также простой способ оплаты труда. Сотрудник осуществляет продажу, взимает деньги за проданный товар/услугу и получает установленный процент от суммы продажи. Суть этого способа такова: нет продажи, нет денег. Поскольку я

Заплати налоги. и не только налоги

Заплати налоги. и не только налоги При желании, а также при попустительстве руководства бухгалтер может «нагреть руки» даже на такой, казалось бы, прозрачной и безобидной операции, как перечисление налогов в бюджет и неналоговых платежей во внебюджетные фонды.Смысл

Смотрите так же:  Приказ 744 мвд от 1998

Косвенные доказательства превосходных финансовых показателей

Косвенные доказательства превосходных финансовых показателей Компании с наилучшими условиями трудаХороший показатель сознательного бизнеса – слава, которая идет о компании как об отличном работодателе. Институт GPTW[28] проводит исследования на эту тему с 1988 года.

Прямые продажи Исторически сложилось, что наиболее успешным каналом поставок в индустрии хай-тек были прямые продажи. Так произошло в значительной степени потому, что этот канал блестяще освоила IBM, благодаря чему он и прославился, а затем стал доминировать в отрасли

Косвенные факторы среды

Косвенные факторы среды Косвенные факторы, как правило, влияют на операционную деятельность организаций менее заметно, чем прямые, но учитывать их необходимо. Например, авария на АЭС Three Miles Island, произошедшая в 1979 году в штате Пенсильвания, отразилась не только на фирме

Прямые и косвенные призывы

Прямые и косвенные призывы Позитивные прямые призывы сигнализируют о прямой, открытой коммуникации, во время которой выяснение фактов и состояния дел сознательно ставится на первое место, при этом учитываются личные особенности собеседника и тема

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии формировалась в несколько этапов. После образования в 1871 г. Германской империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входивших в нее государств (нынешних земель). Империи было передано лишь право устанавливать таможенные пошлины и налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Последнее направление в структуре налоговых платежей определил в 1879 г. первый рейхсканцлер Германии Отто Бисмарк, потребовав перенести бремя налогов с доходов на потребление (расходы). Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов за империей положило начало созданию общего экономического пространства страны.

Взносы отдельных земель делали империю зависимой от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В 90-е гг. XIX в. были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. – налог с наследства, в 1913 г. – налог на имущество и налог на прирост имущества. С 1916г. Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота, который в 1960-х гг. приобрел форму налога на добавленную стоимость.

В декабре 1919 г. после утверждения имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов М. Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. В ходе реформы был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право собирать налоги и управлять ими закреплялось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие до реформы 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены общеимперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой 60 %. В Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролировавшее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 г.

После Второй мировой войны в ФРГ были законодательно распределены государственные функции между федерацией и землями. При этом федерация и земли сами оплачивали расходы по управлению, земли становились самостоятельными в вопросах своего бюджетного устройства.

Главным государственным актом, разграничивающим компетенции федерации, земель и общин в области налоговой политики, является конституция – Основной закон ФРГ, принятый 23 мая 1949 г. Согласно статье 105 этого документа, федерация имеет исключительную законодательную компетенцию по таможенным делам и финансовым монополиям. Земли имеют право законодательно устанавливать местные налоги на потребление. Общины и объединения общин совместно получают определенный законодательствами земель процент от налогов, поступающих в пользу земель. В остальных случаях земли определяют, направлять ли и в каком размере доходы от земельных налогов в пользу общин.

Государственным актом, регулирующим общие вопросы налоговой политики, является Положение о налогах и платежах от 16 марта 1976 г. с изменениями и дополнениями. Оно определяет: субъекты и объекты налоговой политики; общий порядок взимания налогов и базу их исчисления; санкции при невыполнении физическими или юридическими лицами своих налоговых обязательств; процедуру проверки данных о доходах налогоплательщиков.

Современная налоговая система ФРГ основывается на принципах, заложенных еще Л. Эрхардом:

♦ налоги должны быть возможно минимальными;

♦ при налогообложении того или иного объекта должны учитываться целесообразность взимания налога, т.е. окупаемость затрат на взимание налогов;

♦ налоги не должны препятствовать конкуренции;

♦ налоги должны соответствовать структурной политике;

♦ налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;

♦ налоговая система должна исключать двойное налогообложение;

♦ система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права давать каких-либо сведений о налогоплательщике. Должно быть гарантировано соблюдение коммерческой тайны;

♦ величина налогов должна находиться в соответствии с объемом оказываемых государством услуг.

Сегодня налоговая система ФРГ представляет собой сложную разветвленную систему, охватывающую практически все стороны жизнедеятельности общества. В ее основе лежит принцип множественности налогов (их свыше 50). Налоговые сборы приносят около 80 % доходов бюджета. Налоги делятся:

На федеральные налоги приходится 48 % общей суммы налоговых поступлений, земельные – 34, общинные – 13 % (остаток (5 %) составляют взносы в Фонд выравнивания бремени войны и долю ЕС). Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие (около 70 % всех налоговых поступлений страны).

Федеральныепоступления в бюджет складываются из налогов на продукцию потребительского спроса: бензин и другое нефтяное топливо (5,6 %), табак (3,1 %), винно-водочные изделия (0,8 %) и пр. Полностью в федеральный бюджет зачисляются сборы от следующих налогов;

♦ налог на движение капитала;

♦ налог на страхование;

♦ сборы в рамках ЕС;

♦ налоги на спирто-водочные изделия и другие предметы потребления, за исключением налога на пиво (акцизы).

Две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет – это прямые налоги: подоходный, корпорационный, с оборота и промысловый. Эти налоги относятся к совместным поступлениям, так как они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются:

♦ 42,5 % сборов подоходного налога;

♦ 50 – налога на корпорации;

♦ 65 – налога с оборота, включая налог с импортного оборота;

♦ 9 % сборов промыслового налога.

Налоговая система ФРГ в первую очередь опирается на подоходный налог (более трети общей суммы налоговых поступлений). Он взимается в соответствии с законом о подоходном налоге от 27 февраля 1987 г. с изменениями и дополнениями с фонда заработной платы и с доходов от капитала, в том числе дивидендов, если они не облагаются налогом с корпораций. Подоходным налогом облагаются доходы физических лиц: заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, доходы от индивидуальной трудовой деятельности и т.п. Необлагаемый минимум для одиноких – 5616 марок в год, для семейных пар – 11 232 марки. Минимальная ставка подоходного налога – 22,9 %,максимальная – 51 % (до 1990 г. – 56 %, до 2000 г. – 53 %).

Налог на доходы от капитала является одной из форм подоходного налога. Он взимается с физических лиц непосредственно при выплате доходов с капитала – дивидендов, процентов по акциям и т.п. Налогообложению подлежит сумма дивидендов после уплаты корпорационного налога. Ставка налога на доходы от капитала – 25 %. Доля налога с капитала в общем объеме всех налоговых поступлений не превышает 1,6 – 1,7 %.

В конце 1999 г. правительство Германии объявило о самом большом за всю историю ФРГ снижении налогов, получившем название «реформа века» (табл. 3.3).

Таблица 3.3 – Реформирование подоходного налога

Корпорационный налог также является налогом на доходы, но его оплачивают не физические, а юридические лица. Он начисляется в соответствии с законом о налоге с корпораций от 10 февраля 1984 г. с изменениями и дополнениями. Под корпорацией в ФРГ понимают такие организации, как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы. Корпорационный налог взимается с годового дохода юридического лица. Двойное налогообложение распределенной прибыли не допускается. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка 40 % (до 1988 г. – 56 %, до 1998 – 50, до 1999 г. – 45 %), а на распределяемую в виде дивидендов прибыль – 36 %. Согласно «реформе века» Шредера, ставка корпорационного налога (на нераспределенную прибыль) в период с 2001 по 2005 г. будет снижена до 25 %.

Поскольку распределяемая прибыль включается в личные доходы акционеров, которые уплачивают подоходный налог, существует так называемая система зачета, при которой налог на распределяемую прибыль, уплаченный корпорацией, учитывается при налогообложении личных доходов акционеров. В общей сумме налоговых поступлений корпорационный налог составляет около 4,5 %.

Смотрите так же:  Заявление на возврат ндфл по ипотеке

Главным косвенным налогом в Германии является налог с оборота, под которым иногда подразумевается налог на добавленную стоимость. Этот налог взимается с прироста цены изделия на каждой из стадии его производства, переработки и реализации. Добавленная стоимость представляет собой стоимость отгруженной продукции (по рыночным ценам) за вычетом стоимости потребленных полуфабрикатов, энергоресурсов, а также стоимости работ.

Начисление этого налога построено так, что все товары и услуги, попадая к конечному потребителю, включают его в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это достигается системой предварительных вычетов сумм налога финансовым управлением. Предварительные вычеты налога выполняются лишь случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.

Ряд товаров и услуг освобождены от налога с оборота. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также другие услуги, связанные с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам предусмотрен предварительный вычет налога. К группе освобожденных от налога с оборота товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги представителей лечебных профессий, общества федерального страхования, большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также предоставление кредитов, сдача в аренду земельных участков и некоторые другие.

С 1993 г. в связи с «гармонизацией налогов» в странах ЕС ставка этого налога повысилась с 14 до 15%, а по продовольственным товарам – с 6,5 до 7 %.

Аналогично взимается налог с оборота при импорте. В общем объеме налоговых поступлений налог с оборота составляет 28 %, налог с оборота при импорте – более 12 %.

В полном объеме в бюджеты земельперечисляются сборы от следующих налогов:

♦ налог на имущество;

♦ налог на наследство;

♦ налог с приобретения земельного участка;

♦ налог с транспортных средств;

♦ налог на лотереи и скачки;

♦ налог с игорных домов.

Из совместных налогов, которые через механизм вертикального выравнивания распределяются между федерацией и землями, в бюджеты земель зачисляются:

♦ 42,5 % сборов подоходного налога;

♦ 50 – корпорационного налога;

♦ 35 – налога с оборота (включая налоге импортного оборота);

♦ около 9 % сборов промыслового налога.

Главным налогом земель является налог на имущество, иди поимущественный налог, который взимается в соответствии с законом о поимущественном налоге от 14 марта 1985 г. с изменениями и дополнениями. Этот налог имеет самые давние традиции. Его ввел в 1278 г. король Рудольф фон Габсбург.

Это налог на нетто-имущество (за минусом задолженности) юридических и физических лиц. Налогом облагается суммарная стоимость всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество – по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой стоимости.

Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1995 г. поднята до 1 % (до этого 0,5 %).Промышленные предприятия и компании платят 0,6 %. При увеличении ставки налога был повышен и необлагаемый налогом минимум. Раньше не облагалось налогом имущество, которое стоило 70 тыс. марок, теперь – до 120 тыс. марок. Для юридических лиц необлагаемый налогом минимум – 20 тыс. марок. Переоценка имущества проводится каждые три года.

Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают четыре категории наследников, по которым рассчитываются минимальная и максимальная ставки налога.

Налог на транспортные средства взимается в соответствии с законом от 21 декабря 1927 г. с изменениями и дополнениями, в новой редакции от 22 декабря 1983 г. Налог с мотоциклов и легковых автомобилей рассчитывается по рабочему объему двигателя, с грузовых – по общему весу автомашин. Налог на транспортные средства взимается раз в год.

Наряду с вертикальным налоговым выравниванием, как уже отмечалось, в Германии существует горизонтальное налоговое выравнивание. Прежде всего оно касается налога с оборота: 75 % доли земель (42,5 % общего сбора этого налога по стране) распределяется между землями пропорционально числу жителей, а 25 % (в 1999 г. это было 34 млрд марок) перечисляется слабым в финансовом отношении землям («финансовая сила» которых не достигает 92 % среднегерманского уровня).

Главным налогом общин, который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог. В муниципальные бюджеты поступает около 82 % общего сбора этого налога. Общинам перечисляется также 15 % подоходного налога. Полностью общинам принадлежат сборы:

♦ от земельного налога;

♦ местных потребительских и других налогов (налог на содержание собак, налог на напитки).

Промысловый налог взимается в соответствии с законом о промысловом налоге от 14 мая 1984 г. с изменениями и дополнениями. Доля этого налога в консолидированном бюджете всего 5 %, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Последние самостоятельно устанавливают его ставку. Промысловым налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности.

Базой начисления промыслового налога являются прибыль от занятий промыслом (ставка 5 %) и размер промыслового капитала (ставка 0,2 % стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).

По доходной составляющей промыслового налога под налогообложение, кроме прибыли, подпадает сумма, равная 0,5 % платы за пользование заемными средствами капитального характера, взятыми на длительный срок. Учитываются также убытки, полученные от деятельности других предприятий (при долевом участии в них налогоплательщика). Предусмотрен ряд вычетов из базы налогообложения: суммы, равной 1,2 % стоимости земельных участков, 1,2 % прибыли, полученной от деятельности других предприятий, а также от деятельности заграничных филиалов.

Налогооблагаемая база второй составляющей промыслового налога – капитала складывается из стоимости собственного капитала налогоплательщика по балансу и половины стоимости заемного капитала, в том случае, если его величина превышает 50 тыс. марок, плюс капитал необъявленных лиц. Вычету подлежат: стоимость земельных участков, стоимость капитала, вложенного в деятельность других предприятий, стоимость капитала в заграничных филиалах.

При налогообложении доходов для физических лиц необлагаемая налогом сумма составляет 36 тыс. марок, капитала – 120 тыс. марок.

Земельный налог взимается в соответствии с законом от 7 августа 1973 г. с предприятий сельского и лесного хозяйства, земельных участков. Освобождаются от уплаты налога участки земли, используемые государственными и религиозными учреждениями, в научных целях, общественного назначения.

Ставка налога складывается из двух частей: основной ставки, устанавливаемой централизованно для недвижимого имущества, и надбавки общины, которая зависит от состояния местных финансов. Размер основной ставки дифференцирован по землепользователям, т.е. существует два вида земельного налога: для предприятий сельского и лесного хозяйства; для земельных участков независимо от их принадлежности.

При окончательном расчете суммы налога существенное значение имеют корректирующие ставки общины, которые дифференцированы в зависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства – 0,6 %), а также интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимости сооруженных на нем зданий. Например, если домом владеет одна семья, то при стоимости дома до 75 тыс. марок ставка составит 0,26 %, а сверх 75 тыс. – 0,35 %. При наличии на земельном участке двухсемейного дома ставка составляет 0,31 %. В остальных случаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35 %.

У юридических лиц разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли. В среднем итоговая ставка по земельному налогу составляет 1,2 %.

Отдельно выделяют церковный налог, который платят те, кто называет себя членом церкви. Этот налог вычисляется на базе годового подоходного налога и составляет 8 – 9 % от его суммы.

Для управления вопросами налоговой политики в ФРГ существуют специальные финансовые ведомства земель. Надзор и контроль за деятельностью различных финансовых учреждений страны возложены на Министерство финансов ФРГ.

Основные этапы эволюции финансово-кредитной системы Германии представлены в табл. 3.4.

Таблица 3.4 – Этапы становления финансово-кредитной системы Германии

Прямой налог германия доля

Прямые налоги за рубежом

Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяют долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе, в бюджетной системе.

В большинстве развитых стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий. В одних странах, к примеру, во Франции, Италии, Ирландии, Греции и Испании, предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, например, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии, преобладают прямые налоги. Примерное равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент в системе налогообложения делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан. Рассмотрим прямые налоги за рубежом на примере США и Германии.

Смотрите так же:  Как оформить бесплатное объявление на авито

Наибольшее значение в формировании доходов бюджетной системы США в настоящее время имеют прямые налоги: налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыль корпораций.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — И,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%. Новиков Д.В. Зарубежный опыт в финансовом обеспечении.// Финансовая аналитика: проблемы и решения.-2011.-N5(47).-С.64-74.

В налоговых доходах штатов прямых налогам отводится также значительная роль, поскольку составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций; налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов.

Одним из самых значимых налоговых поступлений в доходы местных бюджетов является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1 до 3%.

Активно использует возможности прямого налогообложения и Германия. В настоящее время две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет Германии обеспечивают прямые налоги — подоходный, корпорационный и промысловый. Эти налоги относятся к совместным поступлениям, так как они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются: 42,5% сборов подоходного налога; 50% налога на корпорации и 9% сборов промыслового налога.

В первую очередь доходы государственного бюджета Германии обеспечивает подоходный налог — более трети общей суммы налоговых поступлений. Минимальная ставка подоходного налога составляет 15%, максимальная — 45%.

Налогом на доходы, уплачиваемым юридическими лицами, является корпорационный налог. Он взимается с годового дохода юридического лица. Если прибыль корпорации не распределяется, то ставка равна 25%. В общей сумме налоговых поступлений федерального бюджета корпорационный налог составляет около 4,5%.

Основным налогом земель является налог на имущество, которым облагается суммарная стоимость всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество — по остаточной стоимости, ценные бумаги — по курсовой стоимости. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица составляет 1%, для промышленных предприятий и компаний — 0,6%.

Главным налогом общин, который является совместным с федерацией и землями, является промысловый налог. В муниципальные бюджеты поступает около 82% общего сбора этого налога. Общинам перечисляется также 15% подоходного налога. Доля промыслового налога в консолидированном бюджете всего 5%, но он является важнейшим источником доходов местных органов власти. Налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой начисления промыслового налога являются прибыль от занятий промыслом (ставка 5%) и размер промыслового капитала (ставка 0,2% стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению).

Особенности системы налогообложения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.06.2015 2015-06-04

Статья просмотрена: 1389 раз

Библиографическое описание:

Батыршина А. Ф. Особенности системы налогообложения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 755-759. — URL https://moluch.ru/archive/91/19759/ (дата обращения: 07.12.2018).

В данной статье будут рассмотрены особенности системы налогообложения на примере стран: РФ, Германия, Эстония, Латвия, Финляндия.

В РФ, Германии, Латвии, Финляндии трёхуровневая налоговая система (федеральные (государственные) налоги; региональные налоги и сборы; местные налоги). В Эстонии — двухуровневая (федеральные (государственные) налоги; местные налоги).

Во всех вышеупомянутых странах акцизы, государственная пошлина, налог на прибыль относятся к федеральным налогам (таблица 1). Что примечательно, НДС и НДФЛ относится к федеральным налогам в РФ, Латвии, Финляндии, Германии, а в Эстонии к местным (таблица 3). Отличительно от остальных сравниваемых стран в Эстонии к федеральным налогам относятся социальный налог, налог на азартные игры. Земельный налог в Латвии относится к региональным налогам (таблица 2), а в остальных сравниваемых странах — к местным. [3,c.3]

Федеральные (государственные) налоги в разрезе стран: РФ, Германия, Латвия, Эстония, Финляндия

Региональные налоги и сборы в разрезе стран: РФ, Германия, Латвия, Эстония, Финляндия

Местные налоги в разрезе стран: РФ, Германия, Латвия, Эстония, Финляндия

Рассмотрим соотношение прямых и косвенных налогов в РФ, Германия, Латвия, Эстония, Финляндия (рисунок 1).

В отличие от Германии в РФ, Латвии, Эстонии, Финляндии преобладают косвенные налоги. В этих странах необходимо пересмотреть налоговую систему в сторону ее приближения к англосаксонской модели, то есть к преобладанию прямых налогов. Косвенные налоги скрывают от каждого гражданина ту сумму, которую он платит государству, тогда как прямой налог ничем не «замаскирован», взимается открыто. Прямые налоги побуждают граждан контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению. Чем больше будет косвенных налогов, тем менее прозрачна и более запутана будет налоговая система. Решение об усилении роли косвенных налогов в финансовой системе может привести к увеличению бюджетного дефицита и, возможно, обострению социальных проблем.

На диаграмме (рисунок 1) соотношения прямых и косвенных налогов Германии выделена значительная доля социального страхования (45 %), что является важнейшей характеристикой социально ответственного государства. Похожее соотношение наблюдается также в Бельгии, Австрии, Франции и Нидерландах. В то же время в Германии, несмотря на высокопрофессиональную рабочую силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений.

Рис. 1. Соотношение прямых и косвенных налогов в РФ, Германии, Латвии, Эстонии, Финляндии [1]

Подробнее остановимся на рейтинге налогового администрирования в РФ, Германии, Латвии, Эстонии, Финляндии за 2014 и 2015 гг. (рисунок 2). В отличие от ранее перечисленных стран Россия в 2015 году по сравнение с прошедшим поднялась с 64 места на 62 в рейтинге налогового администрирования, что, несомненно, является положительным моментом. Существенное улучшение позиции России в мировом рейтинге ведения бизнеса обусловлен в этом году изменением методики подсчета. Во все предыдущие года обо всей стране судили по ее столице. Исследователи брали Москву в качестве эталона и по ней делали выводы об удобстве ведения бизнеса во всей стране. Эта практика применяется для всех стран. Для России, в расчет теперь будут брать данные по Санкт-Петербургу. Всемирный банк отметил ряд успешных бизнес-реформ, которые провела Россия за минувший год. Прежде всего, при помощи «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы. Это документы, в которых содержится план работы органов власти по облегчению отдельных процедур, связанных с созданием и ведением собственного дела.

Так, авторы исследования отметили, что в России за последний год стало проще зарегистрировать предприятие — отменена обязательная предварительная оплата уставного капитала при создании новой компании. Также была упрощена процедура перерегистрации собственности. Представители всемирного банка отметили ускорение реформ, проводимых в России. Впрочем, РФ не вошла в десятку стран, которые за прошедший год продвинулись в рейтинге сильнее всего.

Германия, Латвия, Эстония, Финляндия опустились в рейтинге на 1–2 пункта. Но, в целом, Россия сильно отстаёт от этих стран. Финляндия продолжает держаться в десятке.

Рис. 2. Рейтинг налогового администрирования за 2014 и 2015 гг.

Налоговое бремя [2]

В таблице 4 представлены показатели уровня налоговой нагрузки в разрезе стран.

Среди рассматриваемых стран (РФ, Германия, Эстония, Латвия, Финляндия) Эстония имеет наибольший уровень налоговой нагрузки (67 % от прибыли) при низких зарплатах, и это является одним из факторов повышения структурной безработицы. Такая ситуация в Эстонии способствует сохранению эмиграции.

Налоговая система Германии также характеризуется высокой налоговой нагрузкой, которая, прежде всего, обусловлена высоким уровнем социального обеспечения, финансируемого за счет взносов и налогов.

В Латвии и в Финляндии низкое налоговое бремя, но также и низкий уровень социального обеспечения. Такая ситуация влечет за собой необходимость уменьшить налоговое бремя, повысив необлагаемый минимум и минимальную зарплату. В сфере налогов на рабочую силу планируется соблюдать предусмотренное законом снижение ставки подоходного налога с населения и не вводить дифференцированные ставки налога для различных уровней дохода.

Высокий уровень налоговой нагрузки России (54,1 % от прибыли) объясняется нерациональностью распределения налоговой нагрузки, сложностью и запутанностью налогового законодательства, в ряде случаев двойным налогообложением.

В России стоит задача реформирования налоговой системы. Рациональное распределение налогового бремени позволит не только увеличить собираемость налогов, но и сформировать у российских граждан психологию добросовестных налогоплательщиков, повысить налоговую культуру в стране.

2. Paying Taxes. PwC, 2014г.

3. Тенденции развития налогообложения в Европе. Налоговед № 12, 2014г.