Меню Закрыть

Договор нерегулярных перевозок

Оглавление:

Открыто ИП по перевозке пассажиров (микроавтобус) без сотрудников. Перевозки пассажиров являются нерегулярными, производятся не по маршруту, осуществляются по заказу физических лиц (свадьбы, иные мероприятия). Перевозчиком является ИП, который совмещает обязанности водителя. Оплату перевозчик принимает по бланкам строгой отчетности. Обязан ли перевозчик в этом случае заключать договор с заказчиком в письменной форме? Необходимо ли оформление путевого листа, если водителем является сам ИП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перевозка пассажиров транспортным средством, предоставленным по заказу, осуществляется на основании договора фрахтования, который должен быть заключен в письменной форме путем составления единого подписанного сторонами документа. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров.
Составление путевого листа обязательно.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального оформления. По общему правилу, сделка в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего ее содержание, и подписания его сторонами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). На практике такой документ также именуют договором*(1).
Договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ), так и путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, то есть путем совершения лицом действий по выполнению указанных в оферте условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси. Как следует из вопроса, в данном случае речь идет о перевозках пассажиров по заказам. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ч. 1 ст. 27 Устава, пункт 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее — Правила N 112)).
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (п. 1 ст. 787 ГК РФ). Сведения, которые стороны должны согласовать при заключении договора фрахтования, перечислены в ч. 2 ст. 27 Устава.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 27 Устава, пункт 93 Правил N 112). Реквизиты и порядок заполнения заказа-наряда установлены в приложении 4 к Правилам N 112.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.14.2 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2014 N А26-3113/2013).
Пунктом 94 Правил N 112 предусмотрено, что договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Что касается необходимости составления путевого листа, то, как прямо установлено ч. 2 ст. 6 Устава, осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается. Несмотря на то что оформление путевого листа обязательно для перевозчика, этот документ, прежде всего, служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя (п. 14 ст. 2 Устава). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152) и включают в себя, в частности, показания спидометра
(полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. То обстоятельство, что водителем является непосредственно сам индивидуальный предприниматель, не освобождает от обязанности по его оформлению (п.п. 13-14 Приказа N 152). В п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, установлена обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в том числе и путевой лист. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе путевого листа, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Кроме того, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) устанавливает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе:
— организовывать в соответствии с требованиями названного федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
— обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Указанные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

4 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Следует различать договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, оформленное в устной или письменной форме (договор-сделка), и договор как подписанный его сторонами документ, выражающий содержание такого соглашения (договор-документ).

Разрешения, применяемые при перевозке пассажиров

Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров между двумя пунктами, расположенными на территории другой договаривающейся стороны.

Перевозчик может осуществлять перевозки пассажиров с территории другой договаривающейся стороны на территорию третьей страны, а также с территории третьей страны на территорию другой договаривающейся стороны, если он получил на это специальное разрешение компетентного органа другой договаривающейся стороны.

Регулярные перевозки пассажиров

Под регулярными перевозками пассажиров понимаются перевозки между территориями договаривающихся сторон или транзитом по их территориям, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному заранее маршруту, расписанию и при условии посадки и высадки пассажиров в заранее обусловленных пунктах.

В соответствии с двусторонними соглашениями в области автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров автобусами организуются по согласованию между компетентными органами договаривающихся сторон на основе выдаваемых ими разрешений на проезд по тому участку пути, который проходит по их территории. При открытии регулярной линии договаривающиеся стороны, как правило, соблюдают принцип паритетного участия перевозчиков обеих стран. Для проезда автобусов регулярной линии по территории транзитной страны также требуется разрешение компетентного органа этой транзитной страны.

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров у водителя автобуса должна быть заверенная копия разрешения на открытие указанной регулярной линии. Разрешение на открытие регулярной линии выдается на определенный период.

Нерегулярные перевозки пассажиров

Под нерегулярными перевозками пассажиров понимаются все остальные виды перевозок пассажиров, не подпадающие под термин «регулярные перевозки», то есть разовая перевозка, при которой условия ее осуществления определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком. При этом посадка и высадка пассажиров на протяжении всего маршрута запрещается.

В соответствии с положениями действующих двусторонних межправительственных соглашений в области международного автомобильного сообщения в большинстве случаев на выполнение подобных перевозок между странами или транзитом по их территории обязательным требованием является наличие разрешения на совершение такой перевозки по территории другой страны.

По данным АСМАП в 2000 году российская сторона произвела обмен и располагает разрешениями на осуществление нерегулярных автобусных перевозок на проезд по территории следующих стран: Бельгия, Болгария, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, Румыния, Турция, Финляндия, Чехия, Швейцария, Эстония, а также разрешения на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок 3 стран по территории Литвы и разрешения на осуществление нерегулярных пассажирских перевозок транзитом по территории Украины.

Смотрите так же:  Защита прав потребителей кухни

Что касается других стран, то в связи с отсутствием потребностей у российских и иностранных перевозчиков в разрешениях на подобные виды перевозок, обмен контингентом разрешений не производился.

В то же время в межправительственных соглашениях предусмотрены случаи, когда при совершении нерегулярной пассажирской перевозки разрешения не требуется.

Как правило, разрешений не требуется на выполнение нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в случаях, когда группа пассажиров одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе в продолжение всей поездки:

а) если эта поездка начинается и заканчивается на тер- ритории той страны, где зарегистрирован автобус;

б) если эта поездка начинается на территории страны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой страны, при условии, что автобус покидает эту территорию пустым.

В некоторых двусторонних межправительственных Соглашениях о международном автомобильном сообщении, например, с Германией, Румынией, Польшей, Македонией и Чехией, разрешение также не требуется для въезда порожних автобусов в целях обратной перевозки тем же перевозчиком группы пассажиров из пункта на территории другой договаривающейся стороны, в который эта группа была ранее доставлена (в случае, указанном в пункте б) данного раздела), в пункт первоначальною отправления.

В этих случаях обязательным условием является наличие у водителя списка пассажиров или унифицированного списка пассажиров (контрольного документа).

Разрешения также не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом.

Заказ-наряд на перевозку пассажиров

Все пассажирские перевозки можно разделить на два вида – регулярные и нерегулярные. Первые осуществляются на основании графика, заранее рассчитанного и составленного для провоза людей на том или ином виде транспорта.

Кроме этого деятельность оказания транспортных пассажирских перевозок с регулярными рейсами должна в обязательном порядке лицензироваться.

Второй вариант провоза людей осуществляется время от времени и относится к нерегулярным поездкам, которые отдельно оформляют уже специальным документом – заказом-нарядом.

Если компания занимается также еще и нерегулярными перевозками, то ей следует знать, как правильно заполняется такой документ и используется.

Что это за документ

Если пассажирские маршруты нерегулярные, то это не обозначает, что они должны осуществляться в беспорядочном варианте и безответственно.

Заказ-наряд – это документ, способный организовать перевозки пассажиров на автобусах по заказу в случае осуществления нерегулярных маршрутов.

Так как пассажирские автобусные перевозки должны в обязательном порядке подкрепляться договором фрахтования, то в заказе-наряде также должны отражаться условия данного соглашения.

Фрахтование должно быть предусмотрено между транспортной компанией и компанией, сдающей в аренду автобус с целью осуществлять перевозки людей по нерегулярным маршрутам.

Такие отношения регулируются законом – гл. 5 ст. 31 №259-ФЗ от 08.11.07 г., с вступившими 19.10.15 г. в юридическую силу изменениями.

Все нормы и требования к специфике заполнения заказа-наряда регулируются общими Правилами по надлежащей перевозке пассажиров (с багажом или без него).

Такие Правила определены федеральным законодательным актом №259-ФЗ (ст.27) от 08.11.07 г., правительственным Постановлением №112 от 14.02.09 г. (Раздел 3), измененного 28.04.15 г.

А также административным Кодексом России, который управляет процессами привлечения к ответственности при допущенных нарушениях, в том числе и недостоверной информации в заказе-наряде.

Например, если водитель отказывается предъявить сотруднику полиции заказ-наряд, то он может быть оштрафован на 5000 рублей. А отсутствие договора фрахтования вместе с заказ-нарядом влечет административные штрафы для физических лиц – 50 000 руб. а юридических – 200 000 руб.

Вот почему так важен такой документ, как заказ-наряд на перевозку пассажиров, у которых, к слову сказать, обязательно должны быть на руках свои проездные документы (билеты, талоны, путевки и др.).

Следует также подчеркнуть, что на основании п. 93 Раздела 3 Постановления № 112, договор фрахтования может считаться заключенным в виде оформленного заказа-наряда.

Этот документ очень удобен также еще и тем, что в нем допускается добавление нужных пунктов (не перестановка уже существующих!), отражающих особенности соглашения между сторонами.

Кто составляет и в каких случаях

Заказ-наряд должен составлять фрахтовщик, которым является транспортная компания-перевозчик, или предоставлять пустой бланк для заполнения арендодателю, в зависимости от договоренностей между сторонами.

Подписывается такой бланк представителями с обеих сторон. Данный документ должен предъявляться по требованию (сотрудниками дорожной полиции, ГИБДД, либо же иными представителями контрольно-ревизионных государственных чинов).

При перевозке автобусом людей по нерегулярному маршруту, который осуществляется по заказу, на передней панели возле водителя (посередине лобового стекла) должна стоять табличка надписью наружу следующего содержания: «Заказной».

Но места для расположения таких табличек могут быть и другими, например, следующими:

  • заднее стекло;
  • с правой стороны, с боку по ходу движения автобуса;
  • вверху (или внизу) лобового стекла в сторону от водителя.

На лобовом стекле табличка должна размещаться под названием фрахтовщика и не должна быть размерами более 140 мм. Наименование фрахтовщика должно совпадать с тем, которое проставлено в заказе-наряде.

Если будут расхождения, то сотрудник дорожного патруля при проверке сопутствующих бумаг у водителя, может оштрафовать компанию-перевозчик.

Кроме этих деталей к заказу-наряду обязательно должен прилагаться еще и пофамильный список пассажиров, которые будут ехать в этом автобусе.

Какие данные нужны

Перевозчик при заполнении заказа-наряда всегда должен руководствоваться Приложением № 4, которое находится в составе утвержденного правительством Постановления №112, и показывает, какие реквизиты должен содержать данный документ.

Именно они отражают те сведения, что необходимо заранее подготовить перед тем, как начать заполнение официальной бумаги на перевозку людей и их багажа по заказному маршруту.

Предварительная информация, подлежащая заполнению в бланке заказа-наряда должна быть следующей:

  1. Все юридически действующие реквизиты фрахтовщика – лица, предоставившего автобус со всеми свободными местами для перевозки конкретного количества людей и их багажа.
  2. Все юридически действующие реквизиты фрахтовщика – лица, которое будет осуществлять пользование автобусом для перевозки пассажиров определенным числом людей с их багажом (или без багажа).
  3. Нужно знать заранее, в какое точное число и время нужно подать автобус для посадки в него людей, время остановок по пути, а также конечная дата и время прибытия в конечный пункт маршрута.
  4. Должен быть список перевозимых людей.
  5. Персональные и контактные данные водителя или водителей, если перевозка пассажиров будет осуществляться посменно.
  6. Сведения о самом автобусе – его марка, мощность, государственные регистрационные номера и прочее.
  7. Должна быть заранее составлена смета, где в российских рублях будет указываться цена поездки для пассажиров и стоимость услуги, оказанной непосредственным перевозчиком – водителем, а также стоимость за аренду автобуса, которая должна быть выплачена фрахтовщику.

Все пункты, где должно указываться временные значения, обязательно следует заполнять поминутно, а в некоторых графах даже посекундно. Точное время позволяет правильно рассчитать стоимость оказания услуги.

В реквизитах юридических лиц или индивидуального предпринимателя следует указывать не только название организации, но также и сведения, относящиеся к налогам (ИНН, например), юридические данные, а также контакты, чтобы в случае чего, всегда можно было своевременно связаться с той или иной стороной договора.

Для чего нужно категорирование транспортных средств для перевозки пассажиров, читайте здесь.

Бланк заказ-наряда для перевозки пассажиров

Вообще такие бланки в ходу практически в любой сфере, где требуется оформление заказного типа предоставления услуг или товаров, готовой продукции при специальном производстве чего-либо.

В сфере транспортных услуг по предоставлению перевозок людей населению используются свои бланки заказа-наряда. Сам документ очень привязан к договору фрахтования. Можно сказать, что этот документ – его спутник.

Поэтому наряд должен всегда быть с водителем на время всей поездки – от начала до конца действия договора, отражающего заказ. Строго унифицированной формы такого бланка нет, но есть типовая форма, которой придерживаются все перевозчики.

Примерный бланк заказа-наряда находится в Приложении № 5 Постановления № 272 от 15.04.11 г., отредактированного 03.12.15 г.

Перевозчики зачастую могут менять содержание, подлежащее заполнению данной бумаги, но кардинально практически документ не меняется от внесения тех или иных деталей.

И даже неунифицированная любая форма очень похожа на типовую, показанную в Приложении № 5.

Кроме этого есть на сегодня даже варианты заполнения такого бланка в электронном виде, прямо на сайте перевозчика или того юридического лица, что предоставляет в аренду автобус.

Так как бланк не относится к типам документов строгой отчетности, его могут составлять в произвольной форме, безусловно, без радикального изменения. Самые основные пункты и графы все-таки должны в нем присутствовать.

Оформляя такой бланк на сайте, вы должны понимать, что это послужить своего рода подачей заявки на оказание арендных или перевозочных услуг.

Как правильно заполнить

Типовой шаблон (бланк) для заполнения заказа-наряда должен в обязательном порядке содержать соответствующие реквизиты. Они должны заполняться в такой же последовательности, в которой это предложено в самом бланке.

Никаких перечеркиваний и перемены мест пунктов и других исправлений нельзя допускать. Обязательные к заполнению пункты все.

Заполняется заказ наряд на перевозку пассажиров автобусом по следующему алгоритму с указанием следующей информации:

  1. Название документа и дата его составления.
  2. Сведения о фрахтователе:
    • ИНН;
    • юридический адрес;
    • номер телефона;
    • название компании;
    • физические лица, которые осуществляют перевозку пассажиров, могут также в данном пункте заполнить свои данные – Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации и телефон для контакта.
  3. Сведения о фрактовщике:
    • ИНН;
    • название компании;
    • юридический адрес и телефон для контактов.
  4. Сведения об автотранспорте, автобуса – марка машины.
  5. Персональные данные водителей – Ф.И.О., телефон.
  6. Точный адрес, куда нужно доставить автобус для посадки пассажиров, а также следует указать точное время и дату доставки машины.
  7. Точный адрес, куда прибывает автобус – конечный пункт назначения, а также пункты временной остановки внутри маршрута по ходу.
  8. Смета, которая будет отражать стоимость пользования автобусом и должна быть составлена в рублевой национальной валюте.
  9. Персональные и контактные данные лица, уполномоченного производить расчеты с арендодателем (фрахтовщиком).
  10. Время для прибытия в место назначения указывается поминутно и посекундно.
  11. Чтобы не образовывалось лишних простоев – обязательно указывают точное время убытия после выгрузки всех пассажиров на конечной остановке.
  12. Сколько требуется перевезти людей – количество человек.
  13. Персональные данные, наименование должности фрахтователя и его подпись.

Это самые основные детали, которые неизменно должны быть отражены в заказе-наряде. К ним могут добавляться различные специфические моменты.

Например, какие-либо ограничения или специальные условия для провоза детей, растений или животных при сопровождении людей и так далее.

Отдельно может быть описана та или иная специфика маршрута, стоянок и другие дополнительные моменты, например, сервисные.

Образец заполнения

Для примера стоит рассмотреть одну из таких заявок, которая заполнялась для перевозки 120 человек детей из московской школы № 10 в Санкт-Петербург. Такой заказ-наряд на перевозку пассажиров считается предварительным и не может служить в качестве договора.

Смотрите так же:  Заявление на переход осно

Поэтому зачастую применяют после таких заполнений также способ заполнения более расширенного варианта заказа-наряда на бумажном носителе. Тем не менее, для расчетов заранее и планирования подобные заявки очень удобны.

Они также позволяют забронировать на определенное число либо места в пассажирском автобусе, либо сами автобусы целиком.

Для заполнения на бумаге заказа-наряда используются все те рекомендации по включению реквизитов, которые указаны в Приложении № 4 и 5 Постановлений российского Правительства по урегулированию безопасности и Правил пассажирских перевозок с багажом или без него.

Цены на такие поездки могут отличаться от типа пассажиров – дети, инвалиды или взрослые, например, туристы. Также немаловажно учесть, будет ли автобус везти этих людей обратно.

Если да, тогда в стоимость будет в обязательном порядке включаться еще и простой, а также обратный путь. В любом случае само заполнение бланка должно быть вдумчивым, все расчеты должны быть сделаны заранее и реквизиты указываться правильно, согласно подписанным строчками в бланке.

Без наличия заказа-наряда провоз людей в пассажирском автотранспорте будет считаться неправомочным, если таковые маршруты осуществляются по заказу и не являются регулярными или спонтанными.

Ведь никто с таксистов не требует заказа-нарда, если он работает на маршрутах целый день и возит всегда случайных людей. Но вот если его машину закажут для специализированной поездки, тогда ему понадобиться такой документ.

Тогда помимо договора фрахтования на руках у водителя на протяжении всей поездки должен быть еще и заказ-наряд, а также перечень с фамилиями пассажиров и багажа.

Тогда никаких неприятностей со штрафами не случиться по дороге при проверке документов сотрудниками ГИБДД.

Размеры по ГОСТу знаков для перевозки детей смотрите на странице.

Образец договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров можно скачать по ссылке.

Видео: Перевозка людей

Отличие регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки в зависимости от периодичности рейсов подразделяются на регулярные и нерегулярные. В чем состоят основные отличия этих двух типов, какие обязанности возлагаются на перевозчика во время перевозок по расписанию и в случае единичных отправлений?

Регулярные перевозки

Регулярные перевозки — это организованные перевозки пассажиров по маршрутам всеобщего пользования. Данный тип перевозок характеризуется следующими особенностями: наличием расписания и заранее обозначенного маршрута, паспортом маршрута, заранее утвержденным органом исполнительной власти и местного самоуправления в установленном порядке.

Также существуют специальные регулярные перевозки — это поездки пассажиров определенных категорий (школьников, студентов, работников предприятий, туристов, экскурсантов и прочих) по условиям, обозначенным в письменном договоре.

Нерегулярные перевозки

Данный вид перевозок заказывается юридическим или физическим лицом с последующим заключением договора на услуги, определением маршрута поездки, даты и времени перевозки, формы оплаты и других условий поездки.

Главные отличия и преимущества регулярных и нерегулярных перевозок

Первое отличие между данными видами перевозок — их регулярность, то есть периодичность, второе — порядок согласования условий с заказчиком или органами власти.

В зависимости от того, что необходимо заказчику, он заранее решает для себя, какой тип перевозки больше подходит для его целей. Как в регулярных, так и в нерегулярных рейсах, обязанностями перевозчика остаются следующие действия: страхование пассажиров, обеспечение прохождения медосмотра водителей, контроль санитарного и технического состояния оборудования и автобуса.

Автобус для перевозки должен быть укомплектован средствами для пожаротушения и аптечками. Перевозчик обязан предоставить пассажирам информацию о страховщике и о себе, с указанием всех контактных данных. Если рейс осуществляется на протяженности более 500 км, то водителей должно быть двое.

Обращаться к сомнительным перевозчикам — это крайне опасное занятие. Перевозка пассажиров требует особой внимательности и понимания, что ценность человеческой жизни важнее, нежели заработок и экономия денежных средств. Помните, что только полноценно оборудованные автобусы могут дать гарантию безопасной перевозки. Будьте внимательны во время выбора перевозчика и не подвергайте опасности жизни своих пассажиров.

Пассажирские перевозки

Есть машина, пассажирских мест больше 8.

Можно ли ее зарегистрировать как такси?

Нужна ли лицензия на пассажирские перевозки, если рейсы будут не регулярные и по заказу, с выездом в СНГ?

Как лучше и проще оформить такой бизнес?

Ответы юристов (9)

Можно ли ее зарегистрировать как такси?

это принципиально для вас? просто пассажирскими перевозками могут заниматься и не такси а транспортные компании или ИП. такси это такси, а перевозки в т.ч. и пассажирские можно осуществлять и иначе

Нужна ли лицензия на пассажирские перевозки, если рейсы будут не регулярные и по заказу, с выездом в СНГ?

Лицензированию подлежит вот в этом случае- 24) деятельность
по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ст. 12. п.24.

Как лучше и проще оформить такой бизнес?

смотря что вы хотите- открыть ООО или ИП… машина принадлежит вам? будет ли много персонала? какое хотите налогооблажение и т.д.

Вопросы самих перевозок, организация деятельности- регулируется вот этим документом -Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного
транспорта и городского наземного электрического транспорта»
ИП проще зарегистровать, проще работать… но ИП отвечает по своим долгам всем своим имуществом которое принадлежит данному ип и как физ лицу тоже… ООО отвечает же только по своим долгам и обязательствам.

Уточнение клиента

Да, машина моя. Я бы хотела нанять водителя. Просто как всегда хочется проще и дешевле))), а лицензия на пассажирские перевозки это больно хлопотно. Если без нее, то как оформляться? Так же не понятна формулировка — заказ, что по закону считается заказом и регулярным рейсом?

29 Октября 2014, 21:33

Есть вопрос к юристу?

Вам нужно зарегистрировать индивидуальное предпринимательство. Иначе Вас могут привлечь к административной ответственности. А если ущерб признают крупным, то возможна и уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ.

«Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается, — штрафом до 300 000 руб… либо арестом до шести месяцев.

Что касается лицензирования Вашей деятельности, Вам подсказал коллега.

Да, машина моя. Я бы хотела нанять водителя. Просто как всегда хочется проще и дешевле))),

тогда вам ближе ИП конечно. Водителя нанять сможете.

Так же не понятна формулировка — заказ, что по закону считается заказом и регулярным рейсом?

маршрут регулярных перевозок —
предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по
расписаниям путь следования транспортных средств от начального
остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до
конечного остановочного пункта, которые определены в установленном
порядке;

Понятие заказа в законе не дано, но по смыслу — все что не является регулярным рейсом- это заказ, когда вы подаете машину в конкретное место и к конкретному человеку, у вас нет заранее подготовленного расписания и маршрута.

В законе указанном выше (устав автомобильного транспорта) указывается описание услуг по заказу ( самого понятия заказа- нет) — если кратко- это договор фрахтования транспортного средства, проще говоря найма транспортного средства ( найм говорю с житейской точки зрения чтобы вам проще было понимать)

Уточнение клиента

Вот уже более понятно! )))

Еще одно уточнение.

Если меня заказывают через интернет несколько разных людей, ну просто покупают места в моей машине, я им объявляю место сбора и везу их куда им надо. Это же заказ? Просто если остановят ГИБДД, и спросят на каком основании, что говорить? ИП и ООО это понятно, а какой вид деятельности оформлять. Как такси можно оформить такую машину, или еще как то можно?

29 Октября 2014, 21:47

«Я бы хотела нанять водителя».

Если наймете водителя, то это за него (и за себя тоже, если зарегистрируете ИП) придется платить взносы в ПФР, ОМС, заключать с ним трудовой договор. Вряд ли это Вам обойдется дешевле. По заказу — это значит, что Вы будете заниматься перевозкой пассажиров только при наличии заказа, который не обязательно должен быть письменным.

Закон не дает конкретной расшифровки понятия «регулярный». В практике это понимается и так, что перевозчик постоянно занимается перевозкой пассажиров, например, по заказу. Понятия » регулярный» и «систематически» в этом случае надо воспринимать как синонимы.

Если наймете водителя, то это за него (и за себя тоже, если зарегистрируете ИП) придется платить взносы в ПФР, ОМС, заключать с ним трудовой договор. Вряд ли это Вам обойдется дешевле

Верное замечание, но вот налоги для ИП ниже изначально. Да как транспортное средство не придется то передавать ООО. Транспортный налог так же будет платиться как от физ лица.

Уточнение клиента

а если я машину сдам в аренду водителю? или его лучше на работу взять?

29 Октября 2014, 21:57

Добрый вечер, Анастасия.

Согласно пп. 24 п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Поэтому деятельность по перевозкам пассажиров по заказам лицензированию не подлежит.

Разрешение, согласно ст. 9 ФЗ от 21.04.2011 № 69-ФЗ (т.н. «закон о такси»), необходимо для деятельности по перевозке пассажиров легковым такси.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»

VI. Предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей)

требует направления Уведомления в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган).

Если меня заказывают через интернет несколько разных людей, ну просто покупают места в моей машине, я им объявляю место сбора и везу их куда им надо. Это же заказ? Просто если остановят ГИБДД, и спросят на каком основании, что говорить? ИП и ООО это понятно, а какой вид деятельности оформлять. Как такси можно оформить такую машину, или еще как то можно?

Это явно заказ, т.к. оформляется отдельный договор фрахтования определенного круга лиц:

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ(ред. от 03.02.2014)«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Смотрите так же:  Требования безопасности при авариях пожарах

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.

4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Приложение N 4к Правилам перевозокпассажиров и багажа автомобильнымтранспортом и городским наземнымэлектрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112(ред. от 09.06.2014)«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»)
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ЗАКАЗА-НАРЯДА НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
1. Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);

б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, — фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;

г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;

д) фамилии и инициалы водителей;

е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;

з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;

и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;

к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;

л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;

м) количество перевезенных пассажиров;

н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

Т.о. составляете заказ-наряд на выполнение разовой перевозки и лицензия с разрешением Вам не нужны, только Уведомление.

юрист Елена Морозова.

а если я машину сдам в аренду водителю? или его лучше на работу взять?

Тогда это вовсе не перевозки, а деятельность по аренде автомобилей. Извлекать прибыль и нести всю ответственность за деятельность перевозок будет водитель.

«а если я машину сдам в аренду водителю? или его лучше на работу взять?»

Если машину отдадите в аренду водителя, Вам самим нужно будет платить налог 13 % от получаемых доходов за аренду и больше ничего. Если возьмете его на работу водителем, я уже писал выше, нужно заключать с ним трудовой договор и уплачивать налоги из его зарплаты, а также взносы в ПФР и ОМС, а самой Вам регистрировать либо ИП, либо ООО (лучше ИП).

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более восьми человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ(ред. от 21.07.2014)«О лицензировании отдельных видов деятельности»

Соответственно, если вы будете осуществлять деятельность по перевозкам по заказам, лицензию получать не нужно.

Исходя из смысла понятия «заказ» можно сделать вывод, что это нерегулярные перевозки, не подчиняющиеся расписанию.

В этом случае для регистрации подойдет ОКВЭД

60.23 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта
Эта группировка включает:

деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию:

— аренду городских и междугородных автобусов с водителем

-предоставление услуг по перевозке с экскурсионными и прочими целями

Особенно обращу внимание на «перевозку с экскурсионными и прочими целями».

89.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным
средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия
которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Понятие договора фрахтования дается в Гражданском кодексе:

Статья 787. Договор фрахтования
По договору фрахтования
(чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой
стороне (фрахтователю) за плату
всю или часть вместимости одного или
нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для
перевозки грузов, пассажиров и багажа.

90.
Договором фрахтования может предусматриваться использование
транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или
неопределенного круга лиц.

91.
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных
средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок
допуска этих лиц к посадке в транспортное средство
в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.

92.
Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное
средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа,
осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов
(служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих
их право на проезд в этом транспортном средстве
, и (или) в соответствии
со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.

Т.е. при перевозке вместе с остальными документами у водителя должен быть как минимум список всех пассажиров, которые едут в данный момент в автомобиле. Такая схема сейчас часто применяется в так называемых «междугородних маршрутных такси» (пассажирские многоместные Мерседес, Форд).

93.
Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на
предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа,
оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать
обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4.
В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки
пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов,
учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа
по заказам.

94.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на
предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа,
если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда,
находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки
пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по
требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких
документов.

95.
Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и
багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной»,
размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.

96.
Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140
мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных
средств категории «M3», — минимального расстояния между верхним краем
лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

97.
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу
транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
98.
В случае если договором фрахтования предусматривается использование
транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой
стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель
маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а
также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112(ред. от 09.06.2014)«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

1.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным
средством, предоставленным на основании договора фрахтования,
заключенного в письменной форме.

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
3) маршрут и место подачи транспортного средства;
4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
5) сроки выполнения перевозки;
6) размер платы за пользование транспортным средством;
7)
порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство,
установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок
пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для
перевозки определенного круга лиц).
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ(ред. от 03.02.2014)«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Обращу внимание на ответственность при перевозках пассажиров по заказам:

Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу
1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства — влечет
наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч
рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц
— двухсот тысяч рублей.
3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц — влечет
наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч
рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц
— двухсот тысяч рублей.
4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов,
удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при
отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных
документов или наличие указанного списка пассажиров является
обязательным,
— влечет
наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч
рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц
— двухсот тысяч рублей.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Исходя из вышеизложенного, без лицензии обойтись можно. Если не будете принимать на работу сотрудников — можно не создавать ООО и обойтись регистрацией ИП.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.