Меню Закрыть

Судья трудовой договор

Высшие судьи привели признаки отличия трудового договора от договора подряда

На практике бывает непросто различить трудовой договор от договоров гражданско-правового характера. Высшими судьями приведены отличительные признаки трудового договора от договора гражданско-правового характера (Определение ВС РФ от 25.09.2017 г. №66-КГ17-10).

С целью экономии на социальных выплатах и страховых взносах, работодатели вместо трудовых договоров заключают с работниками договоры гражданско-правового характера.

Если суд установит, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, то к таким отношениям будут применяться положения трудового законодательства. Практически это означает, что у заказчика (работодателя) возникает обязанность доплаты страховых взносов в ФСС РФ и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в том случае, если они не были предусмотрены по условиям договора). В свою очередь, исполнитель (работник) вправе выдвинуть законное требование о предоставлении трудовых гарантий и компенсаций.

Напомним, что в соответствии со ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.703 ГК РФ).

Приведем основные аргументы, которые позволят работодателям определить, какой договор заключить с физическим лицом для выполнения тех или иных работ.

Характерные признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров

  • Цель договора. Целью договора подряда является получение подрядчиком определенного передаваемого (т.е. материализованного, отделяемого от самой работы) результата.

Например

Кирпичная кладка стен, внутренних и наружных, монтаж плит перекрытия (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 29.04.2016 г. №А03-6087/2015). В то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности).

  • Выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность компании. Работники включаются в состав персонала работодателя, подчиняются установленному режиму труда и работают под контролем и руководством работодателя.

Подрядчики не подчиняются трудовому распорядку, не выполняют распоряжение работодателя.

  • Подрядчик работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда.
  • Работнику выплачивается ежемесячная гарантированная в определенной сумме оплата труда. Работнику положены определенные социальные гарантии.

Договоры подряда не содержат условий о соблюдении определенного режима работы и отдыха, условиями договоров не должна быть предусмотрена выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму, предоставление физическим лицам иных гарантий социальной защищенности.

Административная ответственность

В подобных ситуациях, работодателю грозит штраф за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.

Напомним, что с 01.01.2014 г. трудовой инспектор вправе переквалифицировать (при наличии признаков трудовых отношений) гражданско-правовые отношения в трудовые между работником и работодателем (ч.4 ст.11 ТК РФ). Ранее такая переквалификация договора была возможна только в судебном порядке.

Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним работником (Э.Ю. Крылова, журнал «Судья», N 7, июль 2015 г.)

Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним работником

судья Тульского областного суда

Журнал «Судья», N 7, июль 2015 г.

С момента рождения ребенку принадлежат и гарантируются права и свободы, установленные нормами международного права и внутригосударственного законодательства (Конституцией Российской Федерации*(1), законами и подзаконными актами, принятыми в ее исполнение). Декларацией прав ребенка*(2) (принята Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) установлено, что ребенок нуждается в специальной охране, которая помимо всего прочего предполагает необходимость установления на государственном уровне надлежащей правовой защиты интересов несовершеннолетнего в различных сферах жизни общества, в том числе и в сфере трудовой деятельности.

Как отмечает Л.В. Щур-Труханович, в связи с изменением экономической обстановки и усиливающимся в связи с этим социальным расслоением в нашей стране отмечается тенденция раннего начала трудовой деятельности. Как и во всем мире, в России раньше всех начинают трудиться дети из неимущих, неблагополучных, многодетных семей*(3).

Вместе с тем, по мнению В. Алистархова, в настоящее время в России труд несовершеннолетних используется недостаточно активно из-за сложности законодательного регулирования процедуры их найма на работу, большого количества ограничений при трудоустройстве, коррупционной составляющей контролирующих государственных органов и по иным причинам. Поэтому работодателю проще и безопаснее использовать труд несовершеннолетних неофициально или вообще отказаться от такого опыта*(4).

С учетом вышеизложенного в целях сохранения и обеспечения надлежащего уровня физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних государство должно жестко регламентировать условия привлечения детей к труду. Основными международно-правовыми актами, регулирующими вопросы привлечения несовершеннолетних к труду, являются прежде всего Конвенция ООН о правах ребенка*(5) (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.), Международный пакт «О гражданских и политических правах»*(6) (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.), а также Конвенция N 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу»*(7). Они были ратифицированы СССР, а потому являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Согласно ст. 8, 24 Международного пакта «О гражданских и политических правах», никто не имеет права принуждать несовершеннолетнего к принудительному или обязательному труду. Каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на защиту со стороны семьи, общества и государства.

Как следует из положений Конвенции N 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу», минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Национальное законодательство или правила могут разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе 16 лет, при условии что их здоровье, безопасность и нравственность полностью защищены и они получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку.

Национальное законодательство Российской Федерации соответствует вышеперечисленным нормам. По правилам, закрепленным в отечественном трудовом законодательстве, несовершеннолетние находятся под особой защитой, поэтому нормы трудового права учитывают психофизиологические особенности еще не сформировавшегося в полной мере организма и характера несовершеннолетних*(8).

По отношению к физическим лицам, которые призваны выполнять функцию работника, государство, определяя конкретные возрастные границы трудовой правоспособности, исходит прежде всего из презумпции наличия у такого лица фактической способности к труду, возникающей у человека довольно рано. Вместе с тем содержание правоспособности как правовой категории основывается и на ряде других факторов, к числу которых относятся: а) признание государством необходимости охраны здоровья подрастающего поколения; б) общая оценка физической и умственной зрелости различных категорий молодых граждан; в) учет современных потребностей общественного и экономического развития страны. Что касается физической и умственной зрелости молодежи, то она признается наступившей при достижении конкретного возраста, который и указывается в качестве низшей границы, определяющей возможности лица посвятить себя систематическому труду*(9).

Вопрос определения возраста, с которого допускается заключение трудового договора, в российском национальном законодательстве решен в ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ)*(10). В соответствии с ч. 1 этой статьи заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Следовательно, российский законодатель воспользовался возможностью установить более низкий, чем 18 лет, возраст приема работу.

Однако, поскольку биологически не сформировавшийся организм не достигшего 18 лет человека более уязвим перед воздействием различных физических и химических факторов, чем организм взрослого человека, законодатель предусмотрел механизм исключения возможности использовать труд не достигших совершеннолетия лиц на тех работах, где не обеспечены безопасные условия труда*(11). В частности, в ст. 265 ТК РФ установлен перечень работ, на которых запрещается использование труда лиц в возрасте до 18 лет: работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы, а также работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Перечень работ, на которых запрещается труд работников в возрасте до 18 лет, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 (ред. от 20 июня 2011 г.) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»*(12).

Вместе с тем некоторые положения ТК РФ предусматривают особые правила для использования труда несовершеннолетних. В частности, особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет определяются ст. 348.8, в которой говорится, что положения ТК РФ, определяющие случаи и порядок заключения трудовых договоров с лицами в возрасте до 18 лет, а также условия использования их труда, применяются к трудовым отношениям со спортсменами в возрасте до 18 лет с учетом правил настоящей статьи, особенностей, связанных с характером труда спортсмена, его условиями в различных видах спорта, особенностями организма и теми физическими и психологическими нагрузками, которые возникают в ходе спортивных тренировок и соревнований*(13).

Смотрите так же:  Требования к товарному бетону

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце четвертом п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда от 28 января 2014 г. N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»*(14), во время участия спортсменов, не достигших возраста 18 лет, в спортивных мероприятиях превышение этими лицами предельных норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную допускается, если это необходимо по плану подготовки к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 4 ст. 348.8, ст. 348.9 ТК РФ).

Ограничения по возрасту на заключение трудового договора содержатся и в иных нормах ТК РФ: согласно части 6 ст. 282 не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет; в силу ст. 298, к работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до 18 лет; часть 2 ст. 342 Кодекса устанавливает, что работником религиозной организации является лицо, достигшее возраста 18 лет, заключившее трудовой договор. Учитывая уровень интеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего, законодатель запрещает заключать с ним трудовой договор и вступать с ним в трудовые отношения, если речь идет о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества и о непосредственном обслуживании или использовании денежных, товарных ценностей или иного имущества (ч. 1 ст. 244 ТК РФ)*(15).

В связи с отсутствием у несовершеннолетних профессиональных навыков и опыта, которые необходимы для решения тех или иных функциональных задач, законодатель устанавливает иные возрастные ограничения, которые предполагают увеличение возрастного ценза (25 лет — для должности мирового судьи, 21 год — для должности судебного пристава, и др.)

ТК РФ также предусматривает возможность заключения трудового договора лицами, не достигшими возраста 16 лет. В частности, по правилам ст. 63 Кодекса, лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия.

С целью охраны здоровья работающих несовершеннолетних граждан России трудовое законодательство закрепляет обязательные медицинские осмотры работников в возрасте до 18 лет, которые, согласно ст. 69 ТК РФ, предусмотрены для них при устройстве на работу и в дальнейшем проводятся для работающих подростков ежегодно за счет средств работодателя.

Учитывая возрастную неадаптированность молодежи к отношениям в области трудоустройства, законодатель предусматривает в ст. 70 ТК РФ условие о недопустимости назначения испытания при приеме на работу для лиц, не достигших возраста 18 лет*(16).

По мнению О.И. Волницкой, в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних актуальным является вопрос о трудоустройстве. В рамках заседания круглого стола на тему «Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних», состоявшегося 23 июня 2008 г. в Академии Генеральной прокуратуры, было указано: в процессе осуществления прокурорского надзора прокуроры устанавливают, что большие трудности возникают у несовершеннолетних при трудоустройстве из-за отсутствия рабочих мест*(17). Особое беспокойство вызывает категория социально незащищенных детей, а также несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии, выпущенных из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Их необходимо трудоустраивать в обязательном порядке, создавать рабочие места, осуществлять квотирование рабочих мест*(18).

В заключение следует отметить, что благосостояние и эффективное развитие государства напрямую зависит от уровня правовой и социальной защищенности детей, которая предполагает обеспечение их полноценного физического и нравственного развития, установление системы правовых гарантий, предоставляемых в различных сферах жизни общества, в том числе и сфере трудовых отношений.

*(1) СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

*(2) Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С. 385-388.

*(3) Щур-Труханович Л.В. О возрасте, с которого допускается заключение трудового договора в Российской Федерации // Трудовое право. 2006. N 8. С. 52.

*(4) Алистархов В. Трудоустройство несовершеннолетних как показатель зрелости компании // Трудовое право. 2013. N 11. С. 47.

*(5) Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.

*(6) Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

*(7) Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. С. 368-375.

*(8) Алексеев С.В. Особенности регулирования труда и правового статуса отдельных категорий спортсменов // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 4. С. 46.

*(9) Яворчук Н.Н. Правовые гарантии, предоставляемые молодежи, и их роль в регулировании отношений в сфере труда // Российский ежегодник трудового права. 2006. N 2. С. 335.

*(10) СЗ РФ. 2002. N 1 (Ч. 1). Ст. 3.

*(11) Щур-Труханович Л.В. Указ. соч. С. 54.

*(12) В данном виде документ опубликован не был.

*(13) Алексеев С.В. Указ. соч. С. 50.

*(14) Российская газета. 7 февраля 2014 г.

*(15) Буянова А.В. Возникновение и изменение трудовых правоотношений с несовершеннолетним // Современный юрист. 2013. N 2 (3). С. 119.

*(16) Никитина Е.М. Регулирование труда и занятости несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 2 (7). С. 38.

*(17) Волницкая О.И. Надзор за исполнением законов о защите трудовых прав несовершеннолетних // Законность. 2013. N 3. С. 13-15.

*(18) Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола» / Отв. ред. О.В. Пристанская; Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним работником

Э.Ю. Крылова — судья Тульского областного суда

Судья трудовой договор

Во введении автором обосновываются актуальность темы исследования, недостаточный уровень её научной разработки; определяются предмет, цель, задачи исследования; излагаются его методологические и теоретические основы, научная новизна и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Судья как специальный субъект трудового права» состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе «Конституционные основы правового регулирования труда судей» анализируются положения Конституции РФ, закреплённые в гл. 7 «Судебная власть», и законодательство, относящееся к трудоправовому статусу судей.

В этом параграфе даётся общая характеристика российского законодательства о труде судей и международно-правовых норм о статусе судей.

Законодательство содержит мало норм по правовому регулированию труда судей. Некоторые его положения изложены нечётко и не дают ясного ответа на многие вопросы, возникающие на

практике. В диссертации анализируются пробелы в законодательстве, его коллизии, противоречия и недостатки. При этом автор стремится выработать для законодателя свои научно-обоснованные предложения.

Судьи представляют судебную власть, которая осуществляется согласно п. 2 ст. 118 Конституции РФ посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правовое положение судей, основные особенности их труда закреплены в Конституции РФ в отличие от других субъектов трудового права.

В науке трудового права нет чёткого ответа на вопрос о том, являются ли судьи специальными субъектами трудового права. Автор с научных позиций относит судей к таким субъектам. В то же время, он признаёт, что судьи являются прежде всего субъектами конституционного права, поскольку их правовой статус закреплён в Конституции РФ (гл. 7) и субъектами административного права, так как в регулировании их деятельности присутствуют нормы административного права.

Во втором параграфе «Судья как специальный субъект трудового права» автор, руководствуясь ст. 128 Конституции РФ и ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» доказывает, что основанием возникновения трудовых отношений с судьями является сложный фактический состав, одним из элементов которого выступает акт назначения на должность. По мнению диссертанта, в основе этого сложного юридического состава лежит трудовой договор как соглашение о реализации определённой трудовой функции по должности судьи. Доказательством выполнения судьёй своих функций на основании трудового договора является то, что он выполняет именно трудовую функцию по определённой

Смотрите так же:  Проживание в питере центр

государственной должности на профессиональной основе, за установленную плату и с предусмотренными условиями её выполнения. Согласие лица на это было выражено в заявлении об участии в конкурсе на должность судьи.

Судьи, согласно ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), относятся к занятому населению. В исследовании уточняется, к какой именно категории занятых относятся судьи из числа указанных в Законе, — это «избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность». В науке трудового права принято считать, что у этой категории занятых трудовые правоотношения возникают из сложного юридического состава. Разделяя данную точку зрения диссертант раскрывает этот сложный состав в его динамике.

Трудоправовой статус субъекта трудового права — это его основное правовое положение в сфере труда. Автор раскрывает четыре основных элемента трудоправового статуса судьи:

— трудовую правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);

— основные общие трудовые права и обязанности, закреплённые законодательством, и гарантии их обеспечения;

— специальные трудовые права и обязанности и гарантии их обеспечения;

— предусмотренную законодательством ответственность судей за нарушение трудовых обязанностей[i].

Поскольку объектом данного исследования является правовое регулирование трудовых отношений судей, то автор стремится выявить общее и особенное в этом регулировании. Для этого

уточняется понятие «судья», который выступает в качестве одной из сторон трудового отношения и, следовательно, субъекта трудового права.

Понятие «судья» в законодательстве закреплено нечётко, хотя и указывается на «государственную должность судьи». В ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» сказано, что «Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей». В ч. 3 этой статьи указано: «Судьями. являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе». Исходя из этого, автор предлагает закрепить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» следующее определение: «Судья — это государственное должностное лицо высшей категории, занимающее должность в соответствии с требованиями Конституции РФ, наделённое полномочиями осуществлять на профессиональной постоянной основе независимую судебную власть, правосудие».

Трудовые правоотношения с судьёй возникают на основе сложного состава. В него входит комплекс юридических фактов: а) отбор кандидатов по конкурсу; б) квалификационный экзамен; в) рекомендация квалификационной коллегии судей данного лица на должность судьи; г) представление руководителем Высшего судебного органа рекомендованного лица Президенту РФ для назначения на должность судьи определённой категории суда; д) указ Президента РФ о назначении представленного лица на должность судьи; е) фактическое заключение государством с этим лицом трудового договора, влекущее распространение на судью как общего, так и специального трудового законодательства.

Раскрывая сложный состав возникновения трудовых правоотношений судей, автор подчёркивает, что основанием для

заключения трудового договора с судьёй, таким образом, является акт Президента РФ. Сложившееся на практике обыкновение, избегающее письменное оформление такого договора с судьёй, как требует ст. 67 ТК РФ — следствие серьёзного пробела в законодательстве, который необходимо восполнить, дополнив Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» соответствующей нормой.

Факт осуществления судьёй своих полномочий, согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ, доказывает заключение с ним трудового договора, независимо от того, что он не оформлен должным образом. Диссертант полагает, что письменный трудовой договор с судьёй после утверждения его на эту должность указом Президента РФ должен быть оформлен соответствующим органом судейского сообщества, а трудовой договор с судьями Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, — органом, назначившим их на должность, то есть Советом Федерации.

Второй стороной трудового договора с судьёй, то есть работодателем, автор считает государство — Российскую Федерацию. В советское время такое утверждение являлось общепринятым в правовой науке, поскольку все судьи относились к служащим органов бюджетной сферы. Если в советский период государство непосредственно управляло экономикой, в том числе и трудом, и выступало часто субъектом в трудовых отношениях, то ныне в условиях рыночной экономики, государство, как правило, утратило прежний работодательский статус. Однако по отношению к судьям — независимым носителям судебной власти — оно его сохранило, делегировав в законодательном порядке некоторые свои работодательские полномочия ряду государственных и

общественных органов. Государство перепоручило ряду своих сосубъектов, прямо указанных в Законе «О статусе судей в

Российской Федерации», приём на работу и увольнение судей, применение к ним мер дисциплинарной ответственности.

В разд. XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» судьи не указаны, поскольку их труд регулируется специальным законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Особая роль суда, как органа судебной власти, предопределяет высокие требования, предъявляемые к лицам, которым доверяется осуществление судебной власти на профессиональной основе.

Автор разделяет позицию профессора В.Н. Толкуновой о выделении в качестве одного из видов трудовых договоров трудового договора с судьями[ii].

Особенности трудового договора судей начинаются уже с отбора лиц на занятие этой должности, то есть с процесса приёма на работу. Есть особенности и в правовом регулировании переводов на другую работу некоторых категорий судей, а также в содержании трудового договора.

Следует отметить, что 15 декабря 2001 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон №169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».[iii] В закон включена статья 22, предусматривающая, что действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом. Это ещё один убедительный аргумент в пользу того, что судьи относятся к работникам, на которых распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными для этой категории субъектов. В этом Законе не

указано, что с судьями заключается трудовой договор, однако согласно ст. 67 ТК со всеми категориями судей как и другими работниками следует заключать письменный трудовой договор.

В третьем параграфе «Единство и дифференциация в правовом регулировании труда судей» раскрывается такая черта метода трудового права как единство и дифференциация в правовом регулировании, применительно к труду судей.

В исследовании отмечается, что выделение судей в качестве специальных субъектов трудового права предопределено особой ролью, которую играют участники данных отношений в осуществлении функций государства. Именно поэтому и возникает необходимость дифференцированного регулирования их труда.

Автор считает, что основаниями дифференциации в правовом регулировании труда судей являются: а) особая трудовая связь непосредственно с государством; б) особая роль и значение труда в осуществлении правосудия, судебной власти; в) высокая степень юридической и моральной ответственности, возлагаемой на судей, решающих человеческие судьбы.

Для судей предусмотрен особый порядок приёма на работу. Сегодня можно говорить о наличии в статусе судей всех трёх видов специальных норм правового регулирования их трудовых отношений, отражающих его дифференциацию: нормах изъятиях, нормах льготах и нормах приспособлениях.

С.Ю. Головина в предисловии к своей работе[iv] отмечает, что основанием для дифференциации в трудовом праве является ст. 11 ТК РФ, проиллюстрировав эту дифференциацию на примере регламентации труда отдельных категорий работников (прокуроров, судей и других, не охваченных разд. XII ТК РФ). С.Ю Головина

указывает на новый вид основания дифференциации — специфику правового статуса работодателя. Представляется основанием дифференциации может быть указанная в нашем исследовании специфика трудовой связи, проявляющаяся в том, что в качестве работодателя в данном случае выступает само государство.

В правовом регулировании труда судей отражены не только дифференциация законодательства, но и его единство.

Единство выражается в распространении на судей всех основных принципов трудового права, закреплённых в ст. 2 ТК РФ, а также всех общих его норм, когда вопрос не урегулирован специальной нормой (ст. 22 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), в том числе ст. 21 и 22 ТК РФ, предусматривающими основные права и обязанности работника и работодателя. Кроме того, единство выражается в едином правовом статусе судей на всей территории России, независимо от категории суда, где работает судья.

В главе II. «Трудовой договор с судьей и особенности его заключения» рассматриваются специфика содержания трудового договора с судьями и особенности предъявляемых требований для кандидатов на замещение должности судьи, особенности заключения с ними трудового договора.

В первом параграфе «Трудовой договор судьи. Требования, предъявляемые к кандидатам на замещение должности судьи» автор раскрывает вопросы значимости трудового договора.

По мнению диссертанта, применительно к судьям понятие трудового договора, данное в ст. 56 ТК, вполне подходит. Судья-работник имеет юридическую связь с тем, кто его принял, назначил на должность судьи, для него это лицо — его работодатель или его представитель. И назначение это происходит с предварительного согласия судьи, то есть налицо соглашение сторон трудового

договора. Тот факт, что работник приступил с ведома или по поручению работодателя (его представителя) к работе, в силу ст. 67 ТК РФ, свидетельствует о заключении трудового договора

Автор приводит сравнительный анализ требований, предъявляемых законодательством к кандидатам на должность судьи в России и за рубежом, а также предлагает заимствовать некоторые из зарубежных требований к кандидатам на должность судьи отечественному законодателю.

Смотрите так же:  Купить дом в кемеровской области под материнский капитал

Во втором параграфе «Правовое регулирование проведения конкурса на замещение вакантной должности судьи и назначения на должность судьи. Особенности заключения трудового договора» автором подчёркивается, что проведение конкурса является необходимым этапом отбора кандидатов на должность судьи, а также экзаменация, проходящего по конкурсу на должность судьи впервые.

В диссертации подробно раскрывается механизм проведения конкурса.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. При этом главным в конкурсе является качество сдачи квалификационного экзамена экзаменационной комиссии. В работе раскрываются порядок образования и состава экзаменационных комиссий, статистика и практика проведения конкурсов, а также отдельные юридические казусы, возникающие в процессе проведения данных мероприятий.

Анализ порядка отбора и назначения лиц на должность судьи позволил выявить следующие особенности заключения трудового договора с судьей.

1. Порядок заключения трудового договора предусмотрен законом и основан на соглашении сторон; кандидат в судьи дважды подаёт своё заявление с соответствующими документами:

а) в экзаменационную комиссию с просьбой его проэкзаменовать на должность судьи;

б) в квалификационную коллегию судей с просьбой сделать представление его к назначению на должность судьи.

2. В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» чётко указано, кто назначает судью на должность. В этом назначении участвуют, как правило, две ветви государственной власти (законодательная и исполнительная), а рекомендацию для назначения выносит квалификационная коллегия судей, как орган судейского сообщества. В назначении судьи принимает участие ряд государственных должностных лиц, прямо указанных в законе, которые делают соответствующее представление Президенту РФ.

В главе III. «Порядок изменения и прекращения трудового договора с судьей» рассматриваются особенности изменения и прекращения полномочий судьи.

В первом параграфе «Квалификационная аттестация судей как необходимое основание для продолжения и изменения их полномочий» раскрываются понятие и содержание квалификационной аттестации судей, а также основные её цели.

Применительно к судьям аттестация проводится в целях оценки:

— уровня его профессиональных знаний;

— умения применять эти знания при осуществлении правосудия;

— деловых качеств судьи;

— соответствия судьи требованиям, предъявляемым к судьям Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

В исследовании проанализированы основания для проведения аттестации и правовые последствия изменения квалификационного класса судьи. Автор делает вывод, что конкурс, первоначальный экзамен, а также аттестация направлены на подбор в судьи лиц, способных профессионально и ответственно осуществлять правосудие в интересах личности, государства, общества.

Во втором параграфе «Изменение трудовых отношений с судьями. Приостановление полномочий судьи» раскрываются особенности изменения трудовых отношений судей. Приводится региональная практика по данному вопросу.

Перевод судьи на другую работу означает изменение хотя бы одного существенного условия трудового договора. Согласно Конституции РФ (ст. 121) судьи несменяемы, а их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судей — одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной властей. Принцип несменяемости судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Отдельные исключения из этого общего правила специально оговариваются законом. Несменяемость судьи также означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его добровольного письменного согласия. Согласие судьи необходимо при решении любого вопроса, касающегося изменения его служебного положения, в том числе и в случае повышения в должности, что и подтверждает наличие у судьи договорных трудовых отношений. Судья может быть с его согласия переведен в другой суд в случае упразднения или реорганизации суда, в котором он работает. За время оформления перевода за судьей

сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях.

В исследовании дан анализ оснований приостановления полномочий судей, рассматривается отличие этого понятия от понятия «отстранение от работы».

В третьем параграфе «Основания и порядок прекращения (полномочий) трудового договора судей» обосновывается классификация этих оснований и предлагается расширить перечень оснований прекращения трудового договора, такими как:

— наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с судьёй, если трудовые отношения связаны с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказ от представления судьёй ежегодно в органы государственной налоговой службы сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, являющихся объектами налогообложения;

— недостаточная квалификация, некомпетентность судьи.

По мнению диссертанта, указанные основания прекращения трудового договора следует дополнить ст. 14 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

В исследовании отмечается нецелесообразность сделанного в 2001 году исключения из перечня оснований прекращения полномочий судей такого основания, как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Это основание исключено из Закона о статусе судей, но осталось в Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде Российской Федерации».

Особое место в диссертации уделяется морально-этическому поведению судей в свете утвержденного «Кодекса чести судьи Российской Федерации».

В главе IV «Оплата труда судей и правовое регулирование их иного материального обеспечения» отдельно рассматриваются вопросы оплаты труда и вопросы их материального обеспечения, раскрывается специфика вознаграждения их труда.

Первый параграф «Особенности правового регулирования оплаты труда судей» посвящён вопросу оплаты труда судей и её структуре.

Несмотря на специфические особенности характера и содержания труда судей, оплата их труда строится на тех же принципах, что и в других сферах деятельности работников бюджетной сферы финансирования.

В числе основополагающих принципов организации оплаты труда работников в странах с рыночной моделью экономики, коим признано ныне наше государство, следует отметить следующие:

— оплата труда должна обеспечивать работнику и членам его семьи достойный уровень жизни, отвечающий как возможностям достигнутого состояния экономики, так и его социальному статусу, предполагающему определённый уровень культурных, профессиональных и социальных потребностей;

— оплата труда должна стимулировать работника к раскрытию своих умственных и физических способностей и их реализации в процессе трудовой деятельности;

— дифференциация оплаты в зависимости от сложности труда (квалификации работника) и других объективных условий, влияющих на вознаграждение за труд;

— отсутствие дискриминации в оплате труда по причинам расовой принадлежности, пола, возраста, вероисповедания или политических позиций;

— равенство работников относительно норм труда (трудовых обязанностей) и возможностей увеличения заработка за счёт проявления инициативы и творческой активности.

Согласно статье 19 Закона о статусе судей заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, за выслугу лет и 50 % доплаты к должностному окладу за особые условия труда, а также иных выплат, которые предусмотрены законами и другими нормативными правовыми актами.

Состав заработной платы предусмотренный в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»[v] несколько отличается от указанного в Законе о статусе судей. Так, в него включаются: должностной оклад, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, 50-процентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год. При этом их размер не может быть меньше размеров, установленных для соответствующих работников органов исполнительной власти.

В диссертационном исследовании выделены надбавки к должностному окладу судьи за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, определены

основания их выплаты. Данная надбавка, по нашему мнению, носит несколько абстрактный характер, так как не ясен вопрос об оплате за сложность и напряженность труда. Мало вероятно, что все судьи осуществляют свои полномочия в сложном, напряжённом режиме. Более того, не все судьи имеют высокие достижения в труде. Поэтому на законодательном уровне необходимо этот вопрос урегулировать, чтобы избежать возможных послаблений со стороны председателей судов при назначении надбавки судей.

Кроме того, в диссертации делается вывод о необходимости урегулирования в законодательном порядке вопроса о процентной надбавке к заработной плате судьи на период исполнения им своих полномочий по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, когда он допускается к сведениям, составляющим государственную тайну.

В параграфе втором «Иное материальное обеспечение судей» раскрываются иные виды материального обеспечения: ежегодная материальная помощь; право бесплатного пользования на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси); обеспечение служебным обмундированием; бесплатное медицинское обслуживание.

Судья имеет право на улучшение жилищных условий. Автор уделяет внимание этому вопросу, так как практика в данном случае не однозначна.

В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи, в исследовании предлагается законодательно урегулировать вопрос о возможности обучения судей в учреждениях высшего профессионального и послевузовского

профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения.

В заключении обобщаются основные выводы, полученные в результате исследования, и практические предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства о судьях.

[i] См.: Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002, С. 44.

[ii] См.: Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002, С. 118.