Меню Закрыть

Какие пособие могут понадобиться вам на уроках географии

Материал по географии по теме:
Учебно-методическое пособие. «Живые» квесты на уроках географии».

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие. «Живые» квесты на уроках географии».

Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.

Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

Любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Кому-то для начала необходима помощь, некоторый импульс способный подвигнуть человека к творческой деятельности. Живой квест вполне способен справиться с этой задачей.

Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. На наших квестах найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений, и юным спортсменам. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Впрочем, каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.

В настоящее время широко известен и активно применяется во многих школах метод проектов. Web-квесты – это один из видов проектной деятельности. Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции всевозможных интернет-ресурсов в различные учебные предметы и программы.

Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт, возможность с пользой провести время, отдохнуть.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессионально й деятельности, так и в самоопределении , и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.

Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» — поиск). Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа квестов:

-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно — три занятия).

-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим и особенностями младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование на уроках квест-проектов.

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).

Учитель, приступая к созданию квест-урока:

• готовит интересное выступление;

• формулирует интересное задание;

• составляет план работы;

• составляет список информационных ресурсов.

• составляет план поиска ресурсов;

• исследует информационные ресурсы;

В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-уроки способствуют формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.

Для сюжетов можно использовать мировую классическую приключенческую литературу, особенно хороши для этого романы Жюля Верна. Лучше всего эта работа идет в 5,6,7,8-х классах по темам «План местности. Ориентирование. Карта. Географические координаты. Материки и океаны. Природа регионов России. Краеведение.» К этим темам мною составлены методические разработки квестов: «Остров сокровищ» и «Ладожское озеро» (6 кл.), «Пятнадцатилетний капитан» и «По следам капитана Гранта» (7 кл.), «Путешествие по Русской равнине» и «Дом» (8 кл.), «Наутилус» и «Река Нева»(5 кл.). Некоторые из них представлены в данной работе.

Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней – будущее.

Урок географии по теме «Загадочная и удивительная география, или Общие географические понятия в занимательной форме». 7-й класс

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство с основными географическими понятиями, используя элементы игровой формы.
  • Оценить знания и умения учащихся.
  • Учить определять, называть и показывать на карте географические объекты.
  • Обобщить имеющиеся у учащихся знания по географической номенклатуре, полезным ископаемым, основам топографии.
  • Показать связь географии с другими науками.

Развивающие:

  • Продолжить развитие у учащихся устойчивого интереса к географии.
  • Обогащать словарный запас.
  • Способствовать развитию внимания, словесно – логического мышления, воображения.
  • Развитие у учащихся умение анализировать различную географическую информацию.
  • Развитие практических и творческих умений учащихся через активное и самостоятельное познание окружающего мира.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к географии, чтению литературных источников, содержащих географические сведения.
  • Воспитывать у учащихся доброту, взаимосотрудничество, умение работать в коллективе, чувство товарищества.

Оборудование: географические карты, атласы, карточки с топографическими знаками, образцы полезных ископаемых, слайды с используемыми географическими объектами.

Ход урока

Учитель: Я хочу сделать заявление:

“У нас сегодня не урок ,а развлечение!
По теме “ Загадочная и удивительная география ” —
Ребусы, шарады, вопросы – фантазии”.
Работайте с атласом, картой настенной,
Заглядывать только к соседу не следует.
Можно спросить у него совет,
Но нужно самим искать ответ!
Перед вами — сложная задача.
Так вперёд же! Я желаю вам удачи!

География! Какая ёмкость слова!
География для нас не просто звук!
География – опора и основа
Всех без исключения наук!

Сегодня мы должны постараться доказать, что практически во всех науках присутствуют основные географические понятия и показать, какова роль географии в жизни человека. Попробуем совершить увлекательное путешествие, не покидая стен нашего кабинета, в страну “Сообразилия”.

Путь поиска подскажет вам , что делать!
Вперёд! Вас всех удача ждёт!

Вам понадобятся географические знания, смекалка и надёжный гид по географии. Догадайтесь, какой?

“Карты в нём одна к другой
Сшиты в типографии
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии.” (Атлас)

Совершенно верно. Это атлас.

Задание №1.

С помощью карт атласа попробуйте назвать географические объекты, носящие русские и иностранные имена людей. Дайте им объяснение.

Река Лена – Восточная Сибирь.

Река Яна – в Якутии.

Река Нил – в Африке.

Город Владимир – Россия.

Город София — столица Болгарии.

Город Борисоглебск – Воронежская область.

Город, водопад, озеро, река Виктория .

Смотрите так же:  Заявление на скидки

Государство Ливия – северная Африка.

В толковом словаре В.И.Даля имя определяется как “ личное название человека, даваемое ему при рождении”.Это как бы персональный знак человека, определяющий его место в жизни. Но довольно часто имена людей, можно встретить в географических терминах и названиях.

Задание №2.

Постарайтесь увидеть эти названия и термины. Терминам дайте определение.

Саванна –город ,река в США, тип биома.

Климат – многолетний режим погоды на определённой местности.

Слюда – слоистый минерал.

Равнина – обширный, выровненный участок земной поверхности с небольшой разницей высоты.

Антарктида -часть света, материк.

Австралия— часть света, материк.

Азия— часть света.

Невада – штат США.

Ереван – столица Армении.

Саратов – город-порт на р. Волге.

Сарагоса – город в Испании.

Иран, Ирак –государства в Юго-Восточной Азии.

Хоккайдо –второй по величине остров Японии.

Индиана— штат США.

Ливан – государство в Западной Азии.

А вот ещё несколько имён, которые могут образовать географические понятия. Попробуйте и их преобразовать.

Архипелаг – группа островов, объединённых общим названием.

Мавритания –государство на северо-западе Африки.

Островитянин – житель острова.

Самарканд – город в Узбекистане.

Филиппины — государство в Юго-Восточной Азии.

Задание №3.

Иногда совершенно разные предметы могут иметь одно “имя” на двоих.

С помощью предложенных подсказок отгадайте интересные и необычные названия географических объектов, а дома с помощью карт и справочников убедитесь в наличии таких объектов.

  1. Сооружение для перехода, переезда через реку или город в Чехии (Мост)
  2. Эластичный материал из каучука, используемый для изготовления шин , непромокаемой обуви или город в Молдавии на реке Днестр (Резина)
  3. Искусственный водоём с кафельным дном и стенами или город в Мьянме, в Юго –Восточной Азии (Бассейн)
  4. Акробатический прыжок с перевёртыванием тела или город в Уругвае, в Южной Америке (Сальто)
  5. Участок старого(прежнего) русла реки или город в Тверской области (Старица)
  6. Южное дерево с кокосами ,финиками или город в Испании на острове Майорка (Пальма)
  7. Громкий ,сильный звук голоса или периодически пересыхающие реки в Австралии (Крик)
  8. Срезанная палочка или приток Дуная (Прут)
  9. Дикий хвойный лес на севере или город в Кемеровской области России (Тайга)

А теперь сделаем остановку-привал для активного отдыха.

Физминутка.

Постарайтесь проиллюстрировать движениями стихотворение, которое я буду вам читать и при этом постарайтесь быть очень внимательными.

Только в лес мы и вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой.
Руки вниз ,хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Плавать мы уже умеем,
Плавать будем мы смелее.
Раз –два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем по тропинке,
Руки выше поднимаем
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису перехитрим-
На носочках побежим.
Серый заяц скачет в поле-
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе-шалунишке.
И закончилась игра,
За работу нам пора.

А теперь проверим вашу внимательность.

Задание №4.

С помощью топографических знаков изобразите маршрут нашей прогулке в лес.

Сколько географических объектов и каких вы сумели найти и зарисовать?

(Лес, водоём, тропинка, куст, поле.)

И снова в путь! Дорогу осилит идущий!

Задание №5.

Вспомните географические понятия, названия, имена, содержащие математическое число100 или числительное сотый.

Восток, исток, столица, Эстония, Ростов, Севастополь, Владивосток, Бостон, Стокгольм, Христофор Колумб, Ливингстон.

Задание №6. “Географическая шкатулка”.

Отгадайте, какие предметы находятся в географической шкатулке?:

Её берёт с собой геолог,
Турист, водитель, археолог. (Карта)

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Под стеклом сижу
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь
Дорогу обратно легко найдёшь. (Компас)

Он чёрный и блестящий
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.(Уголь)

В воде родится,
А воды боится (Соль)

Он очень нужен детворе,
Он на дорогах во дворе,
Он и на стройке,и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)

Порода горного царства —
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

Задание №7. Отгадайте загадку:

“Взлетают пыль и кучи пепла
В земле бушует бог огня.
Какие горы Гекла? Этна?
Такой вопрос вам от меня”(Вулканические)

Что такое вулкан? (Геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.)

Часто вулкан называют огненным “дьяволом”.Почему?

Какие эпитеты мы часто используем, характеризуя вулканы? (Злой, страшный, разрушитель) .

Наверное, поэтому, складывается впечатление, что вулканизм исключительно враждебен по отношению к человеку.

Но вулкану присущи качества многих мирных профессий.

Давайте подумаем, каких?

Строитель – выбрасывает много песка, шлаков, камней. Из них делают строительные материалы, строят дома, устилают дороги.

Земледелец – вулканический пепел- хорошее удобрение для почвы.

Фабрика – создаёт много полезных ископаемых(базальт, гранит, обсидиан, пемзу).

Энергетик .На Камчатке есть чудо – электростанция, которая работает без топлива. Подземный пар вращает турбины и рождает электричество.

Лекарь – на целебных горячих ключах построены санатории и дома отдыха.

Итог:

Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем — нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!

Домашнее задание: подобрать русские пословицы и поговорки, в которых содержатся географические названия.

Литература.

  1. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера 2004.-240с.
  2. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 кл./сост.Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005-155с.
  3. Предметные недели в школе. География/сост. А.Ф.Романова.- Волгоград: Учитель, 2004 — 89с.
  4. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды)/ сост.Н.А.Касаткина.-Волгоград:Учитель, 2003- 89с.
  5. Современный урок естествознания (природоведения ): 5-6 классы. Кн.1. Из опыта работы учителей московских школ. -М.: Школьная пресса, 2003.128с.

Какие пособия могут понадобятся на уроках гиографии

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Как люди открывали и изучали Землю

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Как люди открывали и изучали Землю.

Цели: называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых; показывать маршруты важнейших путешествий; объяснять результаты путешествий и научных открытий.

Оборудование: физическая карта мира, портреты великих мореплавателей, электронное пособие к уроку.

Понятийный аппарат: Освоение Земли. Великие географические открытия. Великие мореплаватели и путешественники.

Способы действий учащихся: выяснить вклад великих мореплавателей и путешественников в освоение Земли; изучить маршруты путешествий; высказывать свое мнение о роли путешественников и мореплавателей в истории географических открытий.

Проверка домашнего задания: Что означает слово «география»? Что изучает география? Что интересного вы можете узнать, изучая географию? Какие пособия могут понадобиться вам на уроках географии?

Объяснение нового материала: Актуализация знаний: Какую форму имеет Земля? Как можно доказать шарообразность Земли? Как древние люди представляли Землю? Вступительное слово учителя

Согласно распространенной ныне теории, первые люди появились миллионы лет назад в Африке и оттуда стали расселяться по всей Земле. Природе человека присуще неодолимое любопытство: ему очень хочется знать, что находится за ближайшим поворотом, что скрывают горы, закрывающие горизонт. Многих мореплавателей и путешественников звали в путь романтика и очарование неведомого, манил в дорогу напев детской песенки «За горы и долы мы в даль полетим». Сегодня на уроке мы узнаем имена великих ученых и путешественников, их открытия и исследования. Узнаем, как накапливались географические знания о Земле.

Используя получаемые знания, учащиеся заполняют таблицу:

Представления о Земле древних людей.

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно и то же время. На представления людей о Земле оказывала влияние окружающая их природа. Так, жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Древние жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму выпуклого диска, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь и погружаясь ежедневно в воды Океана.

С развитием техники и корабельного дела люди начали совершать все более дальние путешествия. И постепенно стали накапливаться доказательства шарообразности Земли. Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых землях. Выдающимися путешественниками были древние греки, но их изыскания ограничивались территорией Европы.

Великие географические открытия.

Открытия особенно большого значения были сделаны в XV-XVIII столетиях. Это была эпоха Великих географических открытий. Географические открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров. Торговлю с восточными странами европейские города вели через купцов. Много сделал для укрепления связей Запада с Востоком один из этих купцов – Марко Поло (см. Презентацию). Одним из первых россиян, побывавших в Индии, и подробно рассказавший о далекой стране в книге «Хождение за три моря» был Афанасий Никитин (см.Презентацию).

Вслед за этим родилась идея плыть из Европы в Индию не на восток, а на запад. Идею воплотил Христофор Колумб, испанский мореплаватель, родившийся в Италии (см. Презентацию). Но, как оказалось, Колумб не достиг Индии, а открыл новую часть света. Однако экспедиции Васко да Гамы удалось обогнуть Африку и достичь Индии в противоположном направлении (см. Презентацию).

В 1519-1522 гг. испанская экспедиция Фернана Магеллана и Эль-Кано впервые обошла Землю с востока на запад, открыв для европейцев Тихий океан (см. Презентацию). В XVIII в. англичанин Джеймс Кук открыл Новую Зеландию и восточное побережье Австралии. Путешествия Кука завершили открытие Тихого океана. В то же время Кук объявил о том, что никогда корабли не смогут пройти в Южную полярную область. И всё же, не смотря на прогнозы Кука, русским мореплавателям Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву, удалось проникнуть далеко на юг, и открыть последний континент – Антарктиду.

В наши дни все территории суши достаточно исследованы и описаны. Теперь внимание ученых устремилось в верхние слои атмосферы и в глубины Земли. Результаты географических исследований используются в промышленности и сельском хозяйстве.

Кто впервые совершил кругосветное плавание? Сколько оно длилось?

Назовите имя ученого, который дал название науке географии.

Кто автор первого глобуса?

Кто открыл Тихий океан?

Какой мореплаватель первым достиг берегов Индии, обогнув Африку?

Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду?

Кто и когда открыл Новый свет?

Взаимопроверка географических диктантов и выставление оценок. Учащиеся отвечают на вопросы викторины (см. Презентацию).

Домашнее задание: учить записи таблицы; используя текст учебника и карты атласа, нанести в контурной карте пути следований великих мореплавателей.

Интеграция в школе: география и другие дисциплины

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования

Смотрите так же:  Ип пособия до 15 лет

Обучение в современной школе построено на принципах изолированности, самодостаточности образовательных дисциплин, что, казалось бы, органично соответствует классно-урочной системе, основы которой заложил Ян Амос Коменский. Понятие «классно-урочная система» многогранно. Это и форма объединения детей по возрасту и интересам (профильные классы), и методика организации учебного процесса, которая включает объяснение нового, опрос, фронтальную работу, подведение итогов, реализованные за сорок пять минут, и постоянство коллектива учащихся и место проведения занятий и т.д. Нас в данном случае в словосочетании «классно-урочная система» интересует второе слово– урок. Стандартное понимание урока как процесса освоения учащимися знаний по конкретной учебной дисциплине превращает единый процесс обучения в форму изучения отдельных знаний по разным наукам. Такая профессионализация в дисциплину позволяет учащимся российских школ показывать неплохие результаты уровня владения конкретными знаниями. Вместе с тем, умения и навыки применения на практике полученных в школе знания незначительны. Отсутствует механизм переноса знаний из области конкретной науки в область повседневной жизни. Процесс воспитания и образования носит целостный характер т.к. во-первых, его трудно расчленить на отдельные операции в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств личности, во-вторых, педагоги-предметники обращаются к единому сознанию учащегося, требует внимание именно к своему предмету. Каждые сорок пять минут у ребенка происходит смена предмето но — образовательных приоритетов. Борьба учебных дисциплин за сознание ребенка вывела учебные предметы внутренней приоритетности для самой системы образования и построение иерархии их значимости для ученика. В авангарде этой иерархической системы учебных дисциплин стоят русский язык и математика, далее физика, химия и компьютерная грамота (информатика), за ними следуют история, география, биология. Замыкают список уроки искусства. Еще в девяностые годы В.В.Давыдов, давая оценку современному образованию, отмечал, что «учимся мы предельно нерационально». Причина заключается в том, поясняет учебный, что «с первых дней пребывания в школе дети попадают (во всяком случае в нашей стране) в жесткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное по преимуществу на передачу школьникам знаний и на одностороннее культивирование у них репродуктивного мышления. Эта система не создаёт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников» [1 с.18, 157]. Углубление в отдельно взятую дисциплину ведет к ранней и необоснованной профионализации знаний, к гонке за научными достижениями, что, ведет, в свою очередь, к увеличению учебной нагрузки, абстрактности самих наук, к отсутствию навыков использования полученных знаний на практике. В практике опытных педагогов проблема «заземления» знаний на практическое их применение в жизни реализуется с помощью заданий, обращения к жизненным примерам, организации специальных опытов, привлечения практико-научного потенциала музеев и проч. Как правило, такой педагогический опыт, такие педагогические усилия единичны и, как показывают данные диагностики уровня умений использования их в повседневной жизни, уже недостаточны. Наиболее эффективны способы активизации практического применения учеником знаний, умений и навыков в повседневной жизни, рождаемые в результате объединение усилий нескольких педагогов-предметников в решении этой задачи. В сотрудничестве учителей предметников будет прослеживаться системность и преемственность в обучении, более тесный контакт между педагогами, единство целеполагания к образованию и требований к уровню освоения учащимися разных учебных дисциплин. Обозначившаяся пару десятилетий назад тенденция интеграции во всех областях жизнедеятельности социума – от политики, экономики, до культуры и образования, в меньшей степени коснулось именно системы образования. В то время как именно интеграция знаний разных наук и взаимодействие образовательных дисциплин позволили бы решить целый ряд учебно-образовательных, методических проблем, в том числе проблему активизации познавательного интереса школьника, повышение мотивации к обучению, формированию навыков переноса знаний, полученных на занятиях в школе в обыденную жизнь и их использование в быту. Каковы механизмы взаимодействия и интеграции в образовании географии с другими учебными предметами? Как практически можно реализовать принцип взаимодействия? Как строится такой урок? Какую форму получают задания, и каковы наиболее эффективные виды деятельности на таких интегрированных уроках? Насколько самостоятельными останутся другие учебные дисциплины, если их преподать на основе интеграции и взаимодействия? Вопросов действительно много. Ответы на многие из них можно найти в теоретических и научно-методических трудах ученых Института художественного образования, в котором вопросы интеграции в образовании разрабатываются с середины восьмидесятых годов прошлого века. Основоположником концепции интеграции предметов образовательной области «Искусство», полихудожественного развития школьников и взаимодействия учебных дисциплин был доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО Юсов Борис Петрович. Сотрудниками лаборатории интеграции искусств накоплен значительный педагогический опыт в области освоения интегрированных технологий на всех ступенях образовательного процесса от детского сада до высших учебных заведений и курсов повышения квалификации педагогических работников. В результате многолетних исследований было доказано, что принципы построения интегрированных уроков, взаимодействия и интеграции уроков искусства универсальны и могут применяться в любых областях знаний – от преподавания гуманитарных дисциплин до предметов естественно- математического циклов. К таким общим принципам можно отнести:  главным объектом приложения педагогических усилий должен стать ученик, а не предмет, учебная дисциплина (не ребенок для школы, но школа для ребенка). Построение учебного процесса на основе знания психологический особенностей возраста и интересов детей;  изменение взаимоотношения между педагогом и учеником – ученик становится не только объектом образовательного процесса, задача которого усвоение готовых знаний, но субъектом этого процесса, который свои знания добывает, в том числе и на основе деятельностного подхода;  изменение образовательного пространства предмета (конкретной науки), которое позволит сделать его более открытым для сотрудничества с другими областями знаний и увидеть собственную науку в ряде других учебных дисциплин;  выход учебного материала за рамки собственного учебного предмета;  наличие коллектива единомышленников, готовых к взаимодействию и имеющих желание освоить подобную форму обучения;  наличие педагогов, заинтересованных в освоении современных педагогических технологиях и повышению мотивации к изучению их дисциплины. Само понятие интеграции многослойно и многоуровнево. Интегрированные технологии и механизмы взаимодействия могут применяться частично, локально; в результате работы временного педагогического коллектива на основе выбора общей темы (идеи), созвучия учебного материала, совпадения областей знаний, исторических дат, научно-изыскательского опыта и проч. Интеграция выходит в пространство взаимодействия основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной форм деятельности, объединения детей в разно уровневые группы и планирования «нестандартных форм работы», таких, например, как проведение художественного и научно-познавательного события, ученических научно-практических конференций, защиту проектов и объединение усилий воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-предметников и многое другое. Понимание и принятие концепции и интеграции между предметами проходит через взаимодействие между учителями и познание ими на практике механизмов взаимодействия, интеграции и приобретение учителями педагогического опыта. В данной работе мы представляем научно-практический материал одной из московских школ (ГОУ СОШ №541), который объединил:1.усилия учителей – предметников по таким учебным дисциплинам, как география, биология, химия, физика, история, МХК, физическая культура, музыка; 2. учащихся нескольких возрастных групп: учеников 6-х,7-х,8-х классов;3. разнообразные формы и виды работы, такие как групповая, коллективная, проектная; 4. классную и внеклассную формы работы и был построен на учебном материале предмета «география» и посвящен проблеме повышения интереса к изучению этого и других дисциплин. Мероприятие«Виртуальный поход», которое было проведено в результате взаимодействия и сотрудничества между педагогами-предметниками, можно назвать «научно-познавательным событием», по аналогии с художественным событием. Термин «художественное событие» был введен в педагогику искусства в середине девяностых годов сотрудниками лаборатории интеграции искусств ИХО РАО. Он определял учебно- ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 5 познавательное образовательное мероприятие-праздник, пространство которого оформляется творческими работами учащиеся за прошедший период обучения. Художественное событие может проводиться как в урочное, так и в неурочное время. Основная задача такого мероприятия — подведение определенных итогов по учебным дисциплинам и познание нового материала в атмосфере праздника науки и искусства по специально созданному сценарию, в коллективе учащихся разных классов и параллелей, используя разнообразные формы организации деятельности детей: викторины, конкурсы, сообщения, защиту проекта, концертные номера и др. Сценарий приводимого нами научно-познавательного события был разработан с учетом нескольких параметров:1. формирование у учащихся 6 и 7 классов интереса к географии, ботанике и таким дисциплинам, которые будут изучаться ими в дальнейшем – физике и химии;2.активизация познавательной деятельности, повторение и обогащение материала по МХК, географии, биологии, химии, физике пройденного учениками 8-го класса;3. реализация проектных форм обучении; 4. раскрытие ученикам практических возможностей применения знаний, полученных в школе по разным учебным дисциплинам в повседневной жизни; 5. раскрытие учителям педагогических возможностей, которые открываются в обучении на основе интеграция и взаимодействия. Реализации научно-практического события стала возможна благодаря наличию педагогов, которые были заинтересованы в проведении этого мероприятия и способны разомкнуть знаниевые границы своего предмета для взаимодействия с другими учебными дисциплинами. Такая толерантность к другому образовательному предмету является показателем профессионализма, хорошего знания своего предмета, свободной ориентации в учебном материале. Способность педагога пойти навстречу другому для реализации проекта и оказать помощь за счет своего свободного времени положительно характеризует как личностные качества самого педагога, так и уровень взаимоотношения в коллективе. И, пожалуй, самое главное, наличию лидера – педагога, учебный материал которого лег в основу этого проекта. Таким, а предметом стала география, а идейным лидером, инициатором преподаватель этой дисциплины — Макушина Юлия Александровна, которая убеждена в уникальности роли географии в формировании личности детей и в том, что география, это не просто школьный предмет, это даже скорее не предмет, а особое видение мира. Выбор ведущего предмета, учебный материал которого лег в основу сценария был обоснован несколькими факторами, среди них – богатый и интересный методико-педагогический опыт, энтузиазм и энергия учителя географии, накопленный ею опыт туристических походов с учащимися. Усилиями Юлии Александровны в школе создан туристический клуб «37 меридиан» для учащихся 7-10 классов, в рамках работы которого летом осуществляются ежегодные выезды с группой детей в разные регионы страны с исследовательской и познавательной целью. Активная познавательная деятельность ребенка в походе и педагогическая деятельность, построенная на принципах свершения детьми малых географических открытий, по мнению педагога способныне только повысить мотивацию к обучению по предмету, но и «помочь ученику стать исследователем и открыть ему широкий простор для творческого познания мира». Выезд можно назвать вершиной айсберга педагогической работы по географии, поскольку самому походу предшествует большая подготовительная работа. Это:  выбор педагогом совместно с учащимися маршрута похода, определение его познавательных, знаниевых и культурологических целей и задач, например, изучение топонимикии лекарственных растения района похода, наблюдение проявления новейшей тектонической деятельности или изучение динамики и основных параметров водного потока, изучение культуры местных жителей и т.п.  разработка маршрута — его протяжённость и продолжительность.  Изучение специализированной литературы по выбранной тематике исследования, знакомятся с туристским отчетам по данному району и проведение предварительного исследования по плану: 1. Географическое положение изучаемого района, 2. Геологическая история развития территории, 3. Рельеф и его основные формы, 4.Основные факторы выветривания в данном районе.  От работка необходимые умений, навыков — работа с картографическим материалом, с анемометром и др.поскольку во время похода учащиеся осуществляют коррекцию карты района, метеорологические наблюдения за погодой и др. Во время самого похода в поле зрения группы попадают такие объекты познания, как: а)природа, климат, образ жизни, занятия, животный и растительный мир; б)культурные, исторические, национальные особенности народа или народности, по территории которой проходит маршрут, особенности воспитания подрастающего поколения. Происходит знакомство с устным и письменным народным творчеством, сказками, приданиями, ритуалами, искусством, традициями и обычаями, очень важно, поскольку они раскрывают особенность мировоззрения, систему ценностей народ, духовно-нравственную составляющую его культуры. В основу сценария было положено виртуальное путешествие, которое совершали ученики 6 и 7 классов. Помощниками-консультантами, которые сопровождали группы в походе и делились с ними научно-познавательной информацией, были учащиеся 8-х и 9-х классов. Консультанты готовили сообщение и презентацию по теме исследования. Темы сообщений – малых проектов по химии, физике, биологии, МХК, географии были выбраны педагогами-специалистами. Контроль над подготовкой проекта и репетициями выступлений осуществлялся педагогами-предметниками. Репетиций виртуального похода с консультантами позволили определить примерное время проведение всего мероприятия. Ученики 6-х и 7-х классов, участвующие в виртуальном походе на репетициях не присутствовали. Они были оповещены за неделю о том, что в актовом зале они примут участие в соревнованиях, имеющих отношение к походу. В качестве подготовки к событию каждый класс приготовил два комплекта для похода, в которых входят: палатка, рюкзак, коврик, продукты и необходимые с их точки зрения личные вещи. Для того, чтобы конкурс на собирание рюкзака был интересней, классные руководители, отвечавшие за комплектацию, дополнили комплекты такими предметами, как кипятильник, керамическая чашка, надутый мяч, и проч. Педагог по музыке помог подобрать ноты и слова песен, сформировать группу поющих детей, которые будут принимать участие в конкурсе походных песен. С каждой группой педагог провел несколько репетиций. Учитель физической культуры отобрал учащихся, которые могли бы достойно представить класс или свою походную группу в спортивных соревнованиях. Эти ученики должны были прийти в спортивной форме. Целью похода было выбрано седьмое чудо света — Останцы на горе Маньпупунёр: геологический памятник МАНЬ-ПУПУ-НЁР или Малая гора идолов. Они расположены на территории Троицко-Печорского района республики Коми, в междуречье реками Ичотляга и Печоры. Количество останцев 7, высота их от 30 до 42 м. Влияние на выбор конечной точки маршрута оказало и то, что с ним связаны многочисленные легенды культа манси, культура которых интересна сама по себе. Представляем краткий сценарий научно-образовательного события на тему «Идем в поход».В роли ведущего и начальника похода выступал преподаватель географии. Ведущий: В нашей школе около 20 лет работает туристский клуб. «37 меридиан». В составе клуба ученики школы ходят в походы пешие и водные. Они посетили многие уголки Родины. Маршруты походов отмечены на карте России, которая расположена перед вами. Ведущий: Лично я считаю, что каждый человек хоть однажды в жизни, должен побывать в походе. Однако взять всех вас в настоящий поход я не могу, поэтому мы совершим поход ВИРТУАЛЬНЫЙ. Каждый поход имеет свою цель. У нас целей будет две. Первая географическая – достичь плато Маньпупунер, которое находится на Северном Урале. Вторая – практическая. По окончании похода мы должны выяснить, какие знания, полученные в школе, пригодятся нам в походе? Нужна ли нам физика и химия, биология и география и физкультура. Для того чтобы заинтересовать вас походом, я расскажу о конечной точке нашего путешествия. Плато Маньпупунёр отнесено к 7 чудесам природы России. Дойти до него может только хорошо подготовленный турист, потому, что идти надо не по асфальту, а по тайге, заросшей и заболоченной, с тяжёлым рюкзаком за спиной. Во время рассказа педагог демонстрирует слайды и фотографии. Ведущий: Всех вас, кто сейчас в зале – для одного отрада многовато. Поскольку в зале несколько классов, мы делим всех активных участников на четыре команды -6-а, 6- б,7-а,7-б. Ученики одного класса будут представлять команду. Каждая команда выбирает себе капитана. Даю вам 1 минуту для того, чтобы выбрать капитана и на то, чтобы капитану занять свое место В виртуальном походе нас будут поджидать трудности и испытания. Капитан сам будет назначать тех, кто будет участвовать в том или конкурсе. За каждый конкурс назначаются баллы. Оценивать конкурсы и ответы на вопросы викторин будут члены жюри, в которое входят старшеклассники, уже участвовавшие в настоящих походах, и педагоги по таким предметам как музыка, МХК, физическая культура, химия, физика, биология. Место капитана указывается на стуле. Там же лежит нагрудный знак и нарукавная повязка капитана Ведущий: Капитаны выбраны, и мы приступаем к первому конкурсу. Первое испытание – Необходимо проверить, хорошо ли вы умеете читать карту. Для этого на экран выводится общая карта местности с вариантами индивидуальных маршрутов, которыми пойдет каждая группа во главе с капитаном. Задание выполняется на скорость и на точность прочтения карты. Каждый конкурс и ответ будет оцениваться в пять баллов. Капитаны выбирайте представителей от команды. Каждая команда по жребию получает свой маршрут. После каждого ответа жюри выставляет за него баллы. Баллы-конфеты опускаются в ярко оформленные коробки. Второе испытание – собрать рюкзак НА ВРЕМЯ. Умение собирать рюкзак – очень важно для туриста. Недаром тем, кто собирается в плавание желают – «Семь футов под килем», а тем, кто идет в поход – «Легкого рюкзака».Вам дается не более 3 минут, чтобы уложить рюкзак. Капитаны выбирают представителей от команды. Представители команд выходят к столам с вещами, заранее приготовленными каждой командой (классом). Конкурс начинается с отмашки эксперта. Эксперт включает секундомер. Ведущий: В походе нам будут помогать эксперты те, кто хорошо учатся по географии, физике, по химии, по биологии, по физической культуре. Эксперты – консультанты по физике и учащиеся, побывавшие в походе, оценивают этот конкурс, проверяют правильность сборки рюкзака. Знатоки по физике делают сообщение. Ведущий: Рюкзаки собраны, мы в пути, наш поезд подъезжает к станции. Поезд стоит на этой станции всего несколько минут. Вопрос командам:«Где должен быть турист и его рюкзак в момент остановки поезда?». На вопрос могут отвечать как участники группы, так и ученики класса, не вошедшие в группу и находящиеся в команде болельщиков и наблюдателей. Ведущий: Теперь послушаем, что скажут знатоки, изучающие физику. Выступление знатоков. Ведущий: Мы вышли из поезда на открытый перрон. На улице гроза, сверкаю молнии. Спрятаться негде. Вопрос командам – «Кто знает правила поведения во время грозы?». Представители команд отвечают. За каждый правильный ответ членами жюри начисляются баллы. Ведущий: Консультанты по физике расскажут, что такое молния, познакомят с правилами поведения в грозу. Выступление знатоков. Ведущий: Грозу отряды переждали и все вместе двинулись к лесу. После грозы путь нам преградили топи и болота. Вопрос участникам похода – «Как их преодолеть?». Ведущий: Обосновать правильность ваших ответов помогут знатоки физики. Выступление знатоков. Ведущий: Болото мы преодолели, и все мокрые и голодные вышли к стоянке. Разбили лагерь, развели два костра — для приготовления пищи и сушки вещей после дождя. Вопросы группам: «Как быстрее высушить мокрые вещи у костра? Как быстрей приготовить еду, в каких котелках быстрее сварится еда и почему? Какой ложкой и кружкой удобно пользоваться в походе?». Представители групп отвечают на вопросы и получают за ответ очки. Ведущий: Мы выслушали все ответы, а теперь послушаем знатоков физики. Как они объяснят с точки зрения науки правильность ваших ответов. Выходят знатоки физики. Ведущий: Поели, высушили вещи, ставим палатки на ночь и кладем коврики. Вопрос группам: — «Какие коврики лучше брать в поход и почему?» Представители групп отвечают на вопросы и получают за ответ очки. Ведущий: Мы выслушали все ответы, а теперь послушаем знатоков физики. Как они объяснят с точки зрения науки правильность ответов. Выступление знатоки физики. Ведущий: Первый день пути закончился. В конце дня туристы собираются у костра и поют песни. Вам предстоит участие в конкурс бардовской (туристической) песни. Представители каждой группы по очереди выходят к «костру» и исполняют один из куплетов своей песни. Идет конкурс туристических песен. За исполнение каждой начисляются баллы. Ведущий: На этом первый день пути закончен. Посмотрим, какие испытания ждут нас во второй день нашего путешествия. Ведущий: С самого утра к моей палатке потянулись те, кто: натер ноги в походе, у кого повысилась температура, т.к. он простыл, кого покусали насекомые, кто случайно поранился, обжегся. Нам на помощь приходят знатоки биологии, которые хорошо учатся у Ирины Борисовны и много знают про растения. Не исключено, что и среди вас много тех, кто любит ботанику. Идет сообщение знатоков по лекарственным растениям средней полосы. Ведущий: Из сообщения знатоков по ботанике мы поняли, что для приготовления отваров из лекарственных растения нам потребуется большое количество питьевой воды. Такого большого количества воды у нас нет, но рядом есть болото. Как быть? Для этого мы обратимся за помощью к знатокам химии, науке, которую вы будете изучать с Еленой Андреевной. Выступление знатоков химии, показ одного из способовочистки воды. Ведущий: Знатоки объяснили вам как в походных условиях очистить воду. Они же приготовили все необходимое для каждой команды с тем, чтобы вы на практике применить полученные знания. Ваша задача – на скорость очистить воду и сделать её пригодной для питья. Выходят по три представителя от команды. Ведущий: Воду мы очистили, отвары приготовили, пострадавшим в походе помогли, отправляемся в путь. На нашем пути лежит Медвежья пещера. Консультант по географии подготовил сообщение про эту пещеру. Консультанты выступают с обзорным проектом по пещерам. Ведущий: Процесс появления пещер раскроит нам специалист по химии, поскольку в появлении пещер непосредственное участие принимает вода, которая воздействует с легко растворимыми в воде горными породами (гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью). Выступление знатоков по химии. Ведущий: Нам предстоит спуск в пещеру, который требует хорошей физической подготовки. На пути к пещере встретились следующие препятствия, которые выполняются на скорость. Организовывать и судить это конкурс будут знатоки физкультуры. Конкурсы следующие:- пройти по тонкой доске, — перенести одного человека из группы на скрещенных руках,- принести стакан воды, не расплескав его,- перейти опасный участок, используя два деревянных настила,- оказать первую помощь, забинтовав руку,- с места перепрыгнуть трещину и др. Идет спортивная игра-соревнование. Ведущий: Мы преодолели препятствия, и подошли к цели путешествия. Напоминаю, что наш выбор географической цели был обусловлен еще и тем, что вокруг Попунеров народом Манси создано много легенд. Представляем слово консультантам, которые изучавшему культуру народов манси. Сообщения консультанта по культуре Манси. Ведущий: Наш поход окончен. За нашими группами уже вылетел вертолет. Пока он летит, нам надо подвести итоги похода и ответить на главную цель путешествия: знание каких учебных предметов могут нам понадобится в походе? Всем участникам этого события и учащимся, вошедшим в состав команды, и ученикам, которые наблюдали и активно болели за свои команды, предлагаю ответить на следующие вопросы: 1. Что бы вы посоветовали тем, кто первый раз собирается в поход? 2. Знания каких учебных дисциплин нам пригодились в походе? 3. Какие знания, умения и навыки помогли нам сделать поход интересным и безопасным? Ведущий: В завершении нашего праздника попросим членов жюри подвести итоги и поделиться своими впечатлениями о работе групп. Итоги подводит председатель жюри.

Смотрите так же:  Штраф за визу в турции 2018

Давыдов В.В. Лекции по общей педагогике.: Учебное пособие для Студенов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Ермолинская Е.А. Предметы искусства в образовательном пространстве школы/ Сб. научных статей: Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества: Материалы Всероссийской 11 – 13 ноября 2009 г. Арзамас-Москва Ермолинская Е.А. Б.П.Юсов — учитель, ученый, мыслитель, новатор // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том. 1. №. 2. С. 217-229. Гвоздецкий Н.А. Советские географические исследования и открытия // «Жизнь Земли». № 17. 1982. ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 12 Магидович И.П. «Очерки по истории географических открытий».: Москва, 1967, гл. 63 «Сибирь и Дальний Восток во второй половине XIX – начало XX в» Махно В.В. Шаманский мыс (Южный Байкал).:Иркутск, 2001 Рычагов Г.И. и др. «Мир географии. География и географы. Природная среда».- Издание «Мысль», 1984 Cавенкова Л.Г. Творческие задания в практике работы педагога образовательной области «Искусство» // электронный журнал Педагогика искусства — URL: http://www.art-education.ru/AEmagazine/archive/savenkova_10-12-2006.htm [10.12.2006] Cавенкова Л.Г. Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том. 1. №. 1. С. 11- 23. Энциклопедический словарь географических названий. Москва, 1973 .

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Все права защищены.