Меню Закрыть

Полномочия монархов в абсолютной монархии

Полномочия монархов в абсолютной монархии

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, в первую очередь представительными органами государства, конституцией.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи.

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания.

Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Главная отличительная черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Некоторые государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограничений власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, например: Кувейт, Бруней, Катар, Бахрейн.

В ограниченных монархиях власть монарха юридически ограничена, – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

В парламентарной (или конституционной) монархии власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх в парламентской монархии играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. За монархом сохраняются определенные полномочия, он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром, без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы.

Далеко не всегда в парламентарных монархиях среди государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) парламентарная модель отношений между парламентом и правительством превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета.

Парламентская монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.) Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

Дуалистическая монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентской монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это такая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту. Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом и народом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим.

В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

Монархия, ее виды

Термин «монархия» греческого происхождения (от гр. monos— один, единственный, archos — правитель, monar- chia — единовластие, единодержавие).

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, приобретающего свой пост, как правило, по наследству и занимающего его пожизненно.

В современном мире сохраняются две формы монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основным признаком абсолютной монархии является сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха (он имеет право единолично издавать законы, назначать и смещать министров по своему усмотрению, вершить высший суд).

В современном мире число абсолютных монархий невелико: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман.

В теории конституционного права принято считать, что для абсолютных монархий не характерны конституция и парламент. В современных абсолютистских монархиях, как показывает опыт, конституции могут быть. В ряде абсолютных монархий действуют дарованные монархами конституции (Основной низам в Саудовской Аравии 1992 г.,
Омане 1996 г., Объединенных Арабских Эмиратах 1996 г. и др.), чо они нисколько не ограничивают власть монарха.

Достаточно редко в некоторых монархиях предпринимались попытки по созданию парламентских учреждений (в Кувейте подобный орган избирается только грамотными мужчинами, в Брунее он состоит, главным образом, из назначаемых монархом лиц). Но по своей компетенции такие парламенты носят совещательный характер. Их решения требуют одобрения монархом.

Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха реально ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая и парламентарная монархии.

Дуалистическая монархия является исторически переходной, промежуточной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Двойственная природа власти заключается в том, что законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной частью подданных (избирательное право цензовое), исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство, назначаемое самим монархом.

Таким образом, признаками дуалистической монархии являются:

— наличие выборного либо частично выборного, а частично назначаемого органа народного представительства — парламент;

— парламент имеет ограниченные полномочия, ведущую роль в жизни государства играет монарх;

— монарх назначает правительство;

— правительство реально несет ответственность за свою деятельность перед монархом, а не перед парламентом;

— монарх пользуется правом роспуска парламента;

— монарх сохраняет право абсолютного вето на законы, принятые парламентом;

— монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, вводить в стране чрезвычайное положение;

— монарх, будучи главой государства, является и главнокомандующим вооруженными силами страны.

Дуализм монархической власти приводит к нестабильности, неустойчивости данной монархической формы правления.

Примерами дуалистических монархий являются Иордания, Марокко.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства (монарх) фактически обладает номинальной, символической властью, которая сводится к представительским полномочиям, определенным ритуалам, церемониям, традициям.

Признаки парламентарной монархии:

— наличие института монархии при реальном ограничении власти монарха конституцией либо законами;

— парламент обладает широкими полномочиями;

— право парламента формировать правительство;

— ответственность правительства перед парламентом;

— право парламента принимать законы и важнейшие государственные решения;

— формально монарху принадлежит право вето на акты парламента, но либо он не пользуется этим правом, либо использует по указанию правительства;

— акты, исходящие от монарха, нуждаются в контрасигнации или министерской скрепе, т. е. в одобрении (подписи) премьер-министром или министром, означающем принятие министром на себя юридической и политической ответственности за данный акт.

Парламентарными монархиями являются Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Япония, а также государства-члены британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Барбадос, Папуа-Новая Гвинея, Ямайка и др.), признающие в качестве главы государства королеву Великобритании.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Полномочия монархов в абсолютной монархии

Как вы решаете проблему приема пищи на протяжении рабочего дня?

На большой перемене хожу в столовую, вместе с детьми

Обедаю только когда закончатся уроки, потому что до этого нет ни одной свободной минуты

Готовлю дома и приношу с собой, а на переменах принимаю пищу, сидя в своем кабинете или лаборантской

Всего проголосовало: 133

Виват, конкурс! Мы ждем новой встречи!

номер 49, от 4 декабря 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как ни странно, чаще всего школьники идут на митинги из чувства любопытства. И это любопытство не погасить увещеваниями, запретами, запугиванием или наказаниями. Что же делать, чтобы оградить детей от участия в политических акциях? На этот вопрос отвечает доктор наук Ирина Шилова.

Четвертование – самый жестокий вид средневековой казни… Нечто подобное ей сегодня происходит, по мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, с зарплатой учителей в Красноярске. Перед выплатой суммы незаконно и несправедливо уменьшают в несколько раз. Так что, слабонервных автор просит свою статью не читать, а остальных приглашает заняться внимательными подсчетами по ходу прочтения.

«Я не припомню, чтобы Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Гумилев, Маяковский, Ахматова, Пастернак, Булгаков, Тарковский, да тот же Бродский как-то пытались отстраниться от исторических процессов, происходящих на нашей Родине и у ее берегов. Сейчас это основная поэтическая тенденция – жить какими-то собственными узкими мирками. » — из интервью поэта и военного корреспондента Семена Пегова.

Наши приложения

Власть абсолютная и власть ограниченная

Тема «Монархия». 7-й класс

1. Какие государства называют монархией? Приведите примеры государств-монархий.

2. Что означает слово «республика»? Какие государства называются республиками? Приведите примеры государств-республик.

3. Чем государства-монархии отличаются от государств-республик?

Теперь, когда вы восстановили в памяти знания, полученные на уроках истории, мы начнем знакомиться с формами государственного правления, которые различаются друг от друга способами организации высших органов государственной власти. Ученые выделяют две основные формы государственного правления: монархию и республику, а остальные называют их разновидностями. Давайте познакомимся с тем, как организована власть в монархиях и республиках. И начнем с древнейшей формы государственного правления — монархии.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархии.

Неограниченная монархия. В абсолютных монархиях власть принадлежит одному человеку, который может именоваться по-разному: шах, король, император, царь, султан и др. Он издает законы, распоряжается бюджетом страны, определяет внешнюю и внутреннюю политику. Несмотря на то что в абсолютных монархиях есть суд, тем не менее казнит и милует именно монарх. Это происходит не только потому, что судят по законам, созданным правителем, и не только потому, что суд осуществляется от его имени. Это происходит потому, что монарх имеет право, да-да, именно право (так как оно закреплено в законах абсолютных монархий) вмешиваться в судопроизводство, изменять закон, если в каком-то конкретном случае он не согласован с его желанием. Более того, нередко монарх сам вершил правосудие. Монархическая власть передается по наследству, как правило, членам одной семьи: сыновьям, иногда дочерям, братьям, племянникам и др.

Смотрите так же:  Постановление органов опеки

Таким образом, при абсолютной монархии власть главы государства безгранична. Такой, например, была власть Ивана Грозного и Петра I в России, Карла I в Испании, Людовика ХIV во Франции. Именно Людовик ХIV сказал: «Государство — это я». Думается, что в данном случае с ним стоит согласиться, поскольку в его власти находилась вся страна.

Немного истории. Шли века. Многое менялось: появлялись новые машины и механизмы, способы производства различных товаров, новые рынки сбыта, менялись люди. Все это привело к тому, что абсолютная власть одного человека стала помехой развитию многих стран. В результате почти по всем странам Европы прокатилась волна буржуазных революций. Итогом революций был приход к власти буржуазии, т.е. людей, занятых различными видами бизнеса: банковским, промышленным, торговым. Самой ранней буржуазной революцией была революция в Нидерландах (1566-1609). Вслед за Нидерландами поднялся на борьбу народ Англии, затем Франции и Североамериканских колоний Англии. В результате революций в каждой из этих стран изменилась форма государственного правления. Например, в Нидерландах в результате революции возникла республика, а затем, спустя некоторое время, вновь была восстановлена монархия, правда, теперь уже ограниченная парламентом.

Таким образом, начиная с ХVI века абсолютизм как форма правления постепенно стал уходить в прошлое. Наверное, кого-то из вас интересует вопрос: есть ли сегодня абсолютные монархии? Есть. Абсолютными монархиями являются государство Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Оман. Все эти государства находятся в Юго-Западной Азии.

Ограниченная монархия. Эта форма правления не является основной, поскольку представляет собой нечто промежуточное между монархией и республикой. Главой государства является монарх, но он не имеет права принимать законы — это функция парламента, избираемого народом. Если же монарх издает какой-либо закон, то он вступает в силу только после утверждения парламентом. Король или королева не имеет права быть главой правительства, а также руководить его деятельностью.

Отвечая на вопрос, что могут современные короли, придется констатировать, что сегодня их функции преимущественно представительские: принимать иностранные правительственные делегации, иностранных послов и вручать им верительные грамоты, участвовать в благотворительной деятельности. Кроме того, во многих ограниченных монархиях один раз в год король или королева обращается к народу с тронной речью. Наличие монарха — это красивая традиция со всем тем, что присуще сказке: корона, карета, длинный шлейф.

«Король царствует, но не правит» — такова общепринятая формула, характеризующая положение монарха в ограниченных монархиях. И все-таки, по мнению многих ученых, наличие монарха обеспечивает стабильность страны, ее единство. Несмотря на то что монарх не принимает реального участия в управлении страной, тем не менее он глава государства, причем не избираемый, а по праву рождения: ему не нужно бороться за власть, всеми правдами и неправдами добиваться поддержки народа. Он стоит над политическими схватками. Будучи вне политики, монарх часто выступает в роли верховного судьи, давая объективные оценки соперничающим сторонам, действиям политиков, нередко устраняет противоречия между властью и народом и тем самым сдерживает разгорающиеся страсти.

Вопросы и задания

1. Что называют формой государственного правления?

2. Назовите основные формы государственного правления.

3. Охарактеризуйте абсолютную монархию как форму государственного правления.

4. Охарактеризуйте ограниченную монархию как форму государственного правления.

5. Назовите современные государства, в которых существует ограниченная монархия.

6. Подготовьте сообщение об одном из государств, в котором формой правления является ограниченная монархия.

Познакомимся с документом

Давайте познакомимся с полномочиями монарха Японии, прочитав некоторые статьи из Конституции этой страны.

Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, а Кабинет несет за них ответственность.

Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства:

Промульгация поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров.

Роспуск Палаты представителей.

Объявление всеобщих парламентских выборов.

Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников.

Подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах.

Подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом.

Прием иностранных послов и посланников.

Статья 8. Никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.

Вопросы и задания

1. Каких функций у императора Японии больше: представительских, законодательных, организационных? Перечислите представительские функции императора Японии.

2. Есть ли у императора Японии функции, позволяющие ему участвовать в управлении страной. Обоснуйте свою точку зрения.

3. На основании документа докажите правоту формулы «король царствует, но не правит».

По страницам интересных книг

Выдающийся российский историк Николай Михайлович Карамзин в своем многотомном труде «История государства Российского» подробно описал царствование одного из самых деспотичных монархов в истории нашей страны — Ивана Грозного. Его личность — личность умного, образованного, страдающего и одновременно чрезвычайно жестокого человека привлекала и продолжает привлекать внимание ученых, писателей, поэтов, художников, кинематографистов. Однако для нас сейчас важно другое: что со страной, с ее людьми может сделать человек, обладающий абсолютной властью? В данном отрывке речь идет о времени опричнины.

История государства Российского

25 июля среди большой торговой площади в Китае-городе поставили 18 виселиц; разложили многие орудия мук; зажгли высокий костер и над ним повесили огромный чан с водою. Увидев сии грозные приготовления, несчастные жители вообразили, что настал последний день для Москвы; что Иоанн хочет истребить их всех без остатка: в беспамятстве страха они спешили укрыться, где могли. Площадь опустела; в лавках отворенных лежали товары, деньги; не было ни одного человека, кроме толпы опричников у виселиц и костра пылающего. В сей тишине раздался звук бубнов: явился царь на коне с любимым старшим сыном, с боярами и князьями, с легионом кромешников, в стройном ополчении; позади шли осужденные, числом 300 или более, в виде мертвецов, истерзанные, окровавленные, от слабости едва передвигая ноги. Иоанн стал у виселиц, осмотрелся, и, не видя народа, велел опричникам искать людей, гнать их отовсюду на площадь; не имев терпения ждать, сам поехал за ними, призывая москвитян быть свидетелями его суда, обещая им безопасность и милость. Жители не смели ослушаться: выходили из ям, из погребов; трепетали, но шли: вся площадь наполнилась ими; на стене, на кровлях стояли зрители; тогда Иоанн, возвысив голос, сказал: «Народ! Увидишь муки и гибель; но караю изменников! Ответствуй: прав ли суд мой?» Все ответствовали велегласно: «Да живет многие лета государь великий! Да погибнут изменники». Он приказал вывести 180 человек из толпы осужденных и даровал им жизнь как менее виновным. Потом думный дьяк государев, развернув свиток, произнес имена казнимых; вызвал Висковатого и читал следующее: «Иван Михайлов, бывший тайный советник государев! Ты служил неправедно его царскому величеству. » Тут Висковатый, смиренный, но великодушный, подняв глаза на небо, ответствовал: «Свидетельствуюсь Господом Богом, ведающим сердца и помышления человеческие, что я всегда служил верно царю и отечеству. » Кромешники заградили ему уста, повесили его вверх ногами, обнажили, рассекли на части, и первый Малюта Скуратов, сошедши с коня, отрезал ухо страдальцу. Второю жертвою был казначей Фуников-Карцов, друг Висковатого. Сего несчастного обливали кипящею и холодною водою: он умер в страшных муках. Других кололи, вешали, рубили. Сам Иоанн, сидя на коне, пронзил копьем одного старца. Умертвили в 4 часа около двухсот человек.

Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог еще губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.

И когда в ужасах душегубства Россия цепенела, во дворе раздавался шум ликующих: Иоанн тешился с своими палачами и людьми веселыми или скоморохами, коих присылали к нему из Новагорода и других областей вместе с медведями! Последними от травил людей и в гневе и в забаву: видя иногда близ дворца толпу народа, всегда мирного, тихого, приказывал выпускать двух или трех медведей и громко смеялся бегству, воплю устрашенных, гонимых, даже терзаемых ими.

Однако ж и в сие время, и на сих пирах убийственных еще слышался иногда голос человеческий, вырывались слова великодушной смелости. Муж храбрый, именем Молчан Митьков, нудимый Иоанном выпить чашу крепкого меда, воскликнул в горести: «О царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, христиан правоверных!» Иоанн вонзил в него свой острый жезл. Митьков перекрестился и с молитвою умер.

Вопросы и задания

1. Было ли насилие, расправа, чинимая монархом, законными? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Как вы думаете, мог ли кто-либо возразить Ивану Грозному, восстать против него? Были бы действия этого человека законными? Аргументируйте свою позицию.

3. Выскажите собственное мнение: чем грозит людям абсолютная монархия?

Для тех, кто хочет знать больше

Амнистия (от греч. amnestia — забвение, прощение) — сейчас употребляется в значении «прощение» и используется в отношении людей, отбывающих уголовное наказание. Амнистия — это либо смягчение наказания (сокращение срока пребывания в тюрьме), либо прекращение отбывания срока заключения.

Благотворительность — слово происходит от двух русских слов «творить» и «благо» (т.е. добро). В словаре В.И.Даля: «Благотворить — благодетельствовать, делать добро. Благотворение, благодеяние, добродейство, делание добра. Благотворительный (о челов.), склонный к благотворению; . готовый делать добро, помогать бедным».

Буржуазия (от франц. bourgeois — бюргер) — класс людей, получающих прибыль от предпринимательской деятельности, например, от торговли или от производства каких-либо товаров.

Верительная грамота — документ, удостоверяющий назначение лица дипломатическим представителем в другой стране. Посол вручает верительную грамоту главе государства, в котором он будет исполнять свои обязанности.

Малюта Скуратов — настоящее имя этого человека Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Он был ближайшим подручным Ивана Грозного в терроре против собственного народа. Его имя стало синонимом жестокости и насилия.

Представительные функции — деятельность, связанная с представлением чего-либо или кого-либо. Если речь идет о государственном лице, то «понятие» это означает, что человек в своем лице представляет государство.

Ратификация — утверждение верховным органом власти какого-либо международного документа.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Форма правления

Способ организации верховной государственной власти определяется формой правления, под которой также понимаются принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

Смотрите так же:  Сколько стоит экспертиза ремонта

При монархической форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и передается по наследству. В классическом варианте монархии обладают рядом характерных признаков:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • власть монарха суверенна и верховна и включает в себя все три ветви власти;
  • передача власти монарха по наследству, население к данному акту не имеет никакого отношения;
  • юридическая безответственность монарха.

Учитывая различные сочетания этих признаков, выделяют несколько видов монархий:

  • абсолютная монархия: вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть; народ политически пассивен. В современном мире абсолютные монархии остались преимущественно в странах с традиционными политическими отношениями – Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.
  • конституционная монархия: власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

В России абсолютная монархия просуществовала до начала марта 1917 года. 2 марта император Николай II подписал Манифест об отречении. В данном документе император отрекался от власти за себя и своего сына Алексея – наследника престола – в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, который на следующий день также отказался от власти. Это событие положило конец монархическому правлению в России, прервало цепочку престолонаследия династии Романовых и способствовало углублению революционных процессов в стране.

Разновидности конституционной монархии:

  • парламентская монархия, при которой монарх выполняет представительную функцию; законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству во главе с премьер-министром. В этом случае монарх может номинально сохранять определенные полномочия, однако он пользуется ими только по инициативе правительства или вообще не прибегает к ним. Такие полномочия монарха предусмотрены в качестве резервных, на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания и др.);
  • дуалистическая монархия предполагаетразделение властных полномочий между правительством, формируемом монархом и ответственным перед ним, и парламентом, избираемым народом. Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания и др.).

Кроме того, у монархий могут быть определенные особенности. Например, государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью являются теократическими (Ватикан). Существуют также выборные монархии – государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, ОАЭ).

В современном мире монархия – это форма правления, выполнившая свою историческую миссию. В странах Западной Европы и в Британском содружестве монархия –скорее, дань традиции, сохранение преемственности поколений, красивый образ. Свои главные функции по стабилизации общества, легитимации политического режима монархия выполняет в доиндустриальных и частично индустриальных странах Востока.

Республиканская форма правления

Республика – форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, т.е. источником власти является народ.

Республика обладает рядом характерных признаков:

  • выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви; институты трех ветвей власти выполняют различные функции по управлению государством;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

В парламентской республике единственный демократический законный институт – парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия. Всенародные прямые тайные и равные выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно. Глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска. Правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях – право вето на законопроекты (ФРГ). Президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

В президентской республике президент – глава государства и одновременно глава исполнительной власти – наделен значительными конституционными полномочиями. Президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, обладают равной легитимностью ивзаимонезависимы. Конституционно закреплено жесткое разделение властей. Президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом. Парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия. Президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов. В то же время парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента.

В смешанной (президентско-парламентской) республике правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Глава государства – президент, но он не является главой правительства. Президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией. Партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать и может быть необязательной. У президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий,

Современная Россия представляет собой тип смешанной республики. Все формальные характеристики данного типа республики зафиксированы в Конституции РФ.

Монархия и ее разновидности

Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государств либо как дань исторической традиции (что ха­рактерно для развитых стран Запада), либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации (что свойственно, например, монархи­ческим государствам Ближнего Востока).

Имеется несколько разновидностей монархических форм прав­ления. Различают абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх — источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Се­годня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некото­рых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархаль­ные и феодальных формы общественной жизни (например, в Ома­не, Катаре, Брунее). Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых тем не менее абсолютная монархия сохраняется как своеобразная форма консервации традиций ро-доплеменной патриархальной демократии доиндустриальной эпо­хи (Саудовская Аравия).

Абсолютная монархия характеризуется обширными полномо­чиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства. Какие-либо выборные органы в абсолютной монархии, как правило, отсутствуют, что не исключает наличия различного рода совещательных учрежде­ний (например, Диван в Саудовской Аравии, где представлены члены многочисленного клана Саудитов — правящей династии этой страны). В виде исключения в некоторых из этих государств могут приниматься акты, именуемые конституциями (например, в Ка­таре в 1970 г.), однако в действительности они имеют мало обще­го с общепринятым понятием конституции.

Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименова­ния, характеризуется разделением власти монарха с парламен­том, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. Полномочия монарха ограни­чены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Эта форма правления была довольно ши­роко распространена в XIX и начале XX в. (такая монархия су­ществовала после объединения Германии по конституции 1871 г. и до крушения второй империи в 1918 г.). Сегодня в развитых госу­дарствах Запада эта форма правления не встречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба (Иордания, Марокко).

При дуалистической монархии существует выборный пред­ставительный орган — парламент (именуемый в каждой стране по-разному, например, меджлис в Иордании). Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Мо­нарх является главой государства и обладает основными прерога­тивами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу пра­вительства, который несет ответственность только перед монар­хом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стра­не чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армией.

В отличие от дуалистической парламентарная монархия яв­ляется довольно распространенной формой правления. Она суще­ствует сегодня во многих государствах мира (Великобритании, Испании, Японии и др.) Парламентарная монархия характеризу­ется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном пред­ставительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной про­веркой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и юридичес­кую ответственность за свои действия), подпись монарха обяза­тельно нуждается в контрасигнации (т. е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного ми­нистра). На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, од­нако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в стра­нах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьиру­ется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функ­циям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно консти­туции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резерв­ные», так называемые «спящие» прерогативы на случай возмож­ных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидер­ланды).

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержа­ние монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется «цивильным листом «.

Монарх в Великобритании одновременно является главой го­сударств, входящих в Содружество наций (правда не всех, а в основном тех, которые прежде были так называемыми белыми колониями, а позже доминионами Британской империи). Это — Канада, Австралия, Новая Зеландия. На практике функции мо­нарха осуществляет генерал-губернатор, который назначается британской короной по представлению правительства соответству­ющей страны.

В странах, где сохраняются структуры феодального и тра­диционного общества, существует выборная монархия (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты). Так, глава Фе­дерации Малайзии избирается на свой пост Советом правителей, куда входят главы 11 монархических штатов. В состав ОАЭ входят семь княжеств Персидского залива, главы этих княжеств — эми­ры избирают Президента ОАЭ. Фактически им может стать лишь глава одного из двух богатейших княжеств Залива — Абу-Даби и Дибаи.

Смотрите так же:  Штраф за отсутствие договора аренды

Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства — монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа яв­ляется одновременно главой государства Ватикан. Элементы теок­ратической монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства — король не только выполняет религиозные функ­ции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и яв­ляется главой ваххабитского направления ислама. Процедуре пе­редачи власти королю предшествует согласие узкой группы выс­ших религиозных авторитетов — улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда входят представители много­численной семьи Саудитов. Формально Великобритания также является теократической монархией, так как со времен Генри­ха VIII король возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом дань традиции, поскольку фактическим главой англиканс­кой церкви уже давно является архиепископ Кентерберийский.

В целом можно сделать вывод о том, что несмотря на извес­тную архаичность институт монархии обладает достаточной гиб­костью, чтобы приспособиться к новым историческим условиям постиндустриального общества. Это связано с тем, что монархия в развитых странах Запада давно превратилась в символ преем­ственности исторических традиций, наглядное воплощение идеи национальной государственности, непрерывности ее существова­ния. Следует также учитывать, что монархия представляется по­литически и социально нейтральным институтом, выполняющим важную интегративную функцию в обществе. Наконец, именно монархия может сыграть стабилизирующую роль в случае воз­никновения острого политического кризиса. Таковы некоторые причины, объясняющие сохранение монархической формы прав­ления в современном мире.

Республика и ее разновидности

Республиканская форма правления — самая распространен­ная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками.

Известны три основные разновидности республиканской формы правленияпрезидентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.

Президентская республика характеризуется следующими признаками:

1. Глава государства — президент избирается непосредствен­но населением путем либо прямых (в латиноамериканских стра­нах), либо косвенных выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают Президента страны).

2. Президент обладает обширными полномочиями: он одно­временно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами.

3. В президентской республике правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгрес­са — Сената).

Отличительной чертой президентской республики является жесткая система разделения властей. Каждая ветвь власти — за­конодательная, исполнительная и судебная — обладает значитель­ной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем существует система «сдержек и противовесов». Парламент осу­ществляет законодательную функцию, принимает законы, обяза­тельные для исполнительной власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом отлагательного (сус-пенсивного) вето на законы, принимаемые парламентом, и пользу­ется эт 1М, как показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма управле­ния и стеснения самостоятельности других ветвей власти.

Система «сдержек и противовесов» проявляется в президент­ской республике также в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.

Президентская республика обеспечивает большую стабиль­ность исполнительной власти, чем парламентарная республика, однако в случае возникновения кризисных ситуаций она оказыва­ется менее гибкой (достаточно вспомнить неспособность админис­трации президента Г. Гувера адекватно отреагировать на крах финансовой системы и экономический кризис 1929 г.).

Разновидностями президентской республики являются супер­президентская и монократическая республика. Основное их от­личие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует кон­ституция. Но эти конституции обычно носят столь же неправовой характер, как и конституции коммунистических государств.

Суперпрезидентская республика имеет следующие отличи­тельные черты:

1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).

2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).

3. Президент наделяется обширными полномочиями при весь­ма слабом контроле со стороны законодательной и судебной влас­тей.

4. Президентские полномочия реализуются в условиях пер­манентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии со­блюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осу­ществляются массовые репрессии против оппозиции.

Суперпрезидентские республики в течение длительного вре­мени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не оста­лось на карте этого континента. В процессе постепенной демокра­тизации политической жизни, укрепления правовых начал госу­дарственности был успешно осуществлен переход к президент­ской форме правления.

Что касается монократической республики, то она харак­терна для «молодых» государств (в основном в странах тропичес­кой Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:

1. Особый статус главы государства как единоличного носите­ля исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.

2. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.

3. Выборы президента, если и проводятся, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопреде­ленно длительный срок, а замена президента происходит в ре­зультате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определен­ным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).

4. Конституционно устанавливается право президента на рос­пуск парламента.

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и во­тированием бюджета обладает учредительными функциями и пра­вом контроля за деятельностью правительства. Главным из учре­дительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает пре­зидент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа предста­вителей партии или коалиции партий, располагающих большин­ством мест в парламенте (чаще — в его нижней палате). Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победив­шей на выборах партии (или коалиции партий) в качестве буду­щего главы правительства. Предложенная президентом кандида­тура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого прези­дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

2. Глава государства — президент занимает в системе госу­дарственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обшир­ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива­ются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за пра­вильностью оформления и соблюдения конституционной процеду­ры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрасигнованы главой правительства или ответственным мини­стром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как насе­ление не участвует в его выборах. Президент избирается парла­ментом (например, в Италии) или особой избирательной коллеги­ей (как в ФРГ).

3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществ­ление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом пар­ламентского рассмотрения, исходят именно от правительства (на­ пример, в ФРГ — свыше 80%).

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более при­суща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной сис­темы и высокой политической культуры населения.

Полупрезидентская республика в отечественной и зарубеж­ной науке конституционного права рассматривалась не как само­стоятельная форма правления, а как переходная либо к прези­дентской, либо к парламентарной республике. Практика функци­онирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специа­листу в области конституционного права М. Дюверже сделать вы­вод о самостоятельном существовании подобной формы правле­ния. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.

К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:

1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритар­ная система относительного большинства) и в два тура (мажори­тарная система абсолютного большинства).

2. Президент наделяется обширными властными полномочия­ми: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является вер­ховным главнокомандующим.

3. В полупрезидетской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португа­лия, большинство государств, возникших после распада Совет­ского Союза, — Украина, Казахстан, Грузия и др.

Особая разновидность республиканской формы правления — теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жиз­ни, но и в непосредственном управлении государством. Так, кон­ституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает на­ряду с постом Президента страны пост Факиха — духовного руко­водителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государствен­ных дел.

Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительная власть осуществля­ются одним коллегиальным органом — федеральным правитель­ством (оно именуется Федеральным советом). Состав правитель­ства постоянный; оно состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом после очеред­ных парламентских выборов, и отражает партийный состав зако­нодательного органа. Из своего состава Федеральный совет изби­рает Федерального президента, обладающего чисто представи­тельскими полномочиями и совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента (министерства).

Срок полномочий президента — один год. В Швейцарии так­же отсутствует принцип парламентской ответственности прави­тельства.

Несмотря на своеобразие тех или иных форм правления в различных государствах, все они тем не менее поддаются клас­сификации и могут быть сведены к нескольким типовым «моде­лям» организации государственной власти. Не следует только за­бывать, что эти «модели» на практике, в конкретной историчес­кой ситуации никогда не реализуются в чистом виде. Каждому государству свойственны индивидуальные особенности, объясня­емые его историческими традициями, политической культурой, природно-географическими и национальными факторами и т. п., которые придают своеобразные черты той или иной форме прав­ления. Поэтому не существует в мире абсолютно идентичных мо­нархий или республик, каждая отражает в своей организации свое­образие того государства, той страны, в которой она существует.