Меню Закрыть

Доступная среда требования

3. Общие требования и подходы

3.1. Основные положения

Маломобильные группы населения:
–инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующихкресла-коляски);
– инвалиды с недостатками зрения и слуха;
– лица преклонного возраста (60 лет и старше);
– временно нетрудоспособные;
– беременные женщины;
– люди с детскими колясками;
– дети дошкольного возраста.
При проектировании общественных зданий и сооружений, как правило, следует создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильными инвалидами. Основной принцип, который должен реализовываться при формировании среды жизнедеятельности с учетом инвалидов, – максимально возможная интеграция инвалидов во все сферы жизни общества – труд, быт, образование, досуг, проживание, реабилитация.
Принципиальные подходы к решению проблем реабилитации жилой среды с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (престарелых, временно нетрудоспособных, пешеходов с детскими колясками и детей дошкольного возраста) основаны на том, что те параметры и требования, которые обеспечивают инвалидам условия доступности, не только создают возможность для удовлетворения потребностей представителей групп населения с ограниченными возможностями, но и способствуют реальному повышению общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для всех групп населения.
Проектные решения, проектируемые устройства и мероприятия, предназначенные для маломобильных посетителей, не должны снижать эффективность эксплуатации зданий, а также удобство получения услуг другими категориями посетителей.
При проектировании следует учитывать, что жилые, общественные и производственные здания и сооружения подразделяются в зависимости от возможности использования их инвалидами на три группы:
– специализированные, т.е. предназначенные специально для различных групп маломобильного населения; в них обеспечивается проживание, обслуживание, лечение и получение образования тех групп маломобильного населения, которые по состоянию здоровья не могут пользоваться общественной инфраструктурой города, даже если она адаптирована к потребностям инвалидов, а также обеспечивается обслуживание в специальных центрах инвалидов и престарелых, проживающих в жилых районах города (села); здания специализированных учреждений для инвалидов и престарелых проектируются по специальным нормам;

общего пользования, неспециализированные, т.е. предназначенные для всех групп населения, в том числе инвалидов; эти здания и сооружения должны проектироваться в соответствии с ВСН 62-91*; во всех общественных зданиях и сооружениях должны предусматриваться специальные места или помещения для инвалидов, в том числе передвигающихся с помощью кресел-колясок или других вспомогательных средств и приспособлений. Рекомендуемое количество этих мест в процентах общей вместимости здания (учреждения) приведено в табл. 3.1;
не предназначенные для пребывания в них инвалидов, т.е. те объекты, пребывание на которых либо опасно для здоровья инвалида, либо вследствие присутствия там инвалида может создаться опасная ситуация для окружающих; на эти здания и сооружения (преимущественно промышленные) не распространяются требования ВСН 62-91*.
Перечень объектов (зданий, сооружений, помещений, мест обслуживания), доступных маломобильным посетителям, устанавливается заданием на проектирование, утвержденным в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В зависимости от проектной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения обслуживания рекомендуется применять один из двух вариантов форм обслуживания (не учитывая обслуживания на дому):
вариант “А” – доступность любого места обслуживания для инвалидов; следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения для здоровых и маломобильных лиц и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест;
вариант “Б” – выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушением здоровья.
Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья, кроме тех, для которых предусматриваются специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития. Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения.
Номера в гостиницах и санаториях с местами для инвалидов (одиноких инвалидов и инвалидов с семьями), пользующихся для передвижения креслами-колясками и другими приспособлениями следует располагать, как правило, на первом этаже.
При проектировании путей эвакуации инвалидов следует исходить из того, что эти пути должны соответствовать требованиям обеспечения их доступности и безопасности для передвижения инвалидов. Не допускается предусматривать пути эвакуации инвалидов и престарелых по открытым наружным металлическим лестницам.
Коммуникационные пути рекомендуется совмещать с эвакуационными путями. В качестве аварийных могут быть предусмотрены дополнительные пути и устройства, облегчающие и ускоряющие эвакуацию, особенно лиц с нарушением здоровья.
Места для инвалидов в креслах-колясках не следует располагать группами численностью более трех в одном ряду, желательно их располагать рассредоточенными по всему пространству вблизи от выходов (по краям рядов и т.п.).
В зрительных залах следует предусматривать не менее трех зрительских мест, оборудуемых индивидуальными слуховыми аппаратами для инвалидов с ослабленным слухом или нарушениями зрения.

3.2. Покрытия пешеходных путей и полов

Поверхности покрытий пешеходных путей и полов помещений в зданиях и сооружениях, которыми пользуются инвалиды, должны быть твердыми и прочными. Поверхность пути должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении, не допускается применение полированного гранита и мрамора.
Поверхности покрытий входных площадок, лестниц, подъемных устройств на путях движения указанных элементов должны быть прочными, не допускать скольжения при намокании и не затруднять движение маломобильных посетителей.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных, чрезмерно рифленых или структурированных материалов.
Ковровые покрытия должны плотно закрепляться, особенно по краям ковров. Толщина покрытия из ворсового ковра не должна превышать 1,3 см с учетом высоты ворса.

3.3. Оборудование

На путях движения пешеходов, в общественных местах, на дорогах, улицах и площадях, особенно на перекрестках, в парках, на станциях и остановках общественного транспорта следует устанавливать информационные указатели, предупреждающие инвалидов о строительных барьерах, а при необходимости и об имеющихся опасностях.
Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также в местах, представляющих опасность для людей с полной или частичной потерей зрения, должны дублироваться звуковыми сигналами.
При наличии нескольких идентичных мест (приборов, устройств и т.п.) обслуживания посетителей 5% из общего числа, но не менее одного, должны быть запроектированы так, чтобы инвалид мог воспользоваться им.
При проектировании интерьеров, подборе и расстановке технологического и другого оборудования, приборов и устройств следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах:
– при расположении сбоку от посетителя – не выше 1,4 м и не ниже 0,3 м от пола;
– при фронтальном подходе – не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м. Это зона оптимальной досягаемости, или доступности (рис. 3.1).
Зная эти цифры, всегда можно правильно установить приборы и оборудование, хотя в нормативной литературе встречаются точно сформулированные требования:
• Не менее одного из таксофонов, размещаемых в доступных для инвалидов местах общего пользования, или один в каждом ряду таксофонов следует устанавливать на высоте не более 0,8 м от уровня покрытия площадки (или пола) до оси номеронабирателя или не более 1,1 метра до места вставки телефонной карты.
• Рабочие поверхности справочных киосков, торговых автоматов, телефонов-автоматов и других видов обслуживания следует располагать на доступной для инвалидов высоте 0,8–1,1 м.
• Приборы для открывания и закрывания дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны, кнопки и прочие устройства, которыми могут пользоваться маломобильные посетители внутри и вне здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола (СНиП 2.08.02-89*).
• Ручки, рычаги, краны, кнопки электрических выключателей и различных аппаратов, электрические розетки, отверстия торговых, билетных и т.п. автоматов и прочие устройства, предназначенные для обслуживания инвалидов и престарелых, следует располагать на высоте не более 1 м от уровня пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения (ВСН 62-91*).
• В местах, доступных для инвалидов на креслах-колясках, уровень приемного отверстия почтового ящика следует располагать на высоте не более 1,3 м от поверхности пешеходного пути или пола.
• Рабочие поверхности киосков, прилавков для торговли и обслуживания населения, стоек или их частей в гардеробах, буфетах, регистратурах, окна кассовых кабин и т.п. следует располагать на высоте не более 0,8 м от уровня пешеходной части пути или пола помещения.
В столовых, буфетах, барах часть оборудования для посетителей (прилавки, столы, барные стойки и т.п.) должны располагаться на доступной для инвалида высоте. Зона для размещения кресла-коляски должна составлять не менее 900х1500 мм.
Рекомендуемые параметры функциональной зоны размещения инвалида на коляске возле оборудования представлены в издании “Designing for Accessibility” следующим образом (рис. 3.2).
В СП 31-102-99 рекомендуется предусматривать в местах обслуживания лиц на креслах-колясках использование приставных (откидных, выдвижных) рабочих поверхностей к столу персонала с высотой рабочей поверхности от пола не менее 0,6 м (без использования пространства под поверхностью) и не более 0,9 м, шириной не менее 0,8 и глубиной не менее 0,5 м, с возможностью въехать под поверхность частью кресла-коляски. Чтобы инвалиды на колясках могли в магазинах самостоятельно выбирать товар, в торговых залах самообслуживания максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.

Смотрите так же:  Пакет документов для регистрации права собственности на дом

Замкнутые пространства, где маломобильный посетитель может оказаться один (кабина лифта, кабина туалета и т.п.), должны быть оборудованы (при наличии таких устройств в здании) экстренной двусторонней связью с диспетчером или дежурным, в том числе для лиц с дефектами слуха. В таких помещениях должно предусматриваться аварийное освещение.
Открытые участки стен коридоров специально для инвалидов должны дополнительно оборудоваться сплошными поручнями на высоте 0,9 м – для взрослых, 0,7 м – для подростков, 0,5 м – для детей младшего возраста.
Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, регуляторов, электрических выключателей и т.п. не должны выступать за плоскость стен или закрепляемого элемента.
Ручки, запорные и другие приспособления на дверях, ведущих в помещения, где опасно находиться людям с полной или частичной потерей зрения, должны иметь единообразную для таких помещений опознавательную рельефную или фактурную поверхность.
Все доступные для инвалидов места общего пользования, здания и сооружения должны быть отмечены символами или знаками установленного международного образца, в частности: места паркования личного автотранспорта, остановка общественного транспорта, приспособленные для инвалидов входы в здания, сооружения и переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные, бани и т.п.
На рисунке 3.3 – международный указатель месторасположения доступного для инвалидов входа.

Всё начинается с пандуса. Рекомендательные требования по созданию доступной среды для инвалидов станут обязательными

Не секрет, что большинство застройщиков стремятся выполнить свой моральный долг перед согражданами-инвалидами по минимуму, сооружая перед подъездом пандусы. Но вскоре этого будет недостаточно. С июля нынешнего года многие рекомендательные требования к общественным зданиям и жилым домам по созданию доступной среды для инвалидов станут обязательными.

Об этом рассказали руководитель службы строительного надзора по Иркутской области Маргарита Ли и заместитель министра социальной защиты, опеки и попечительства Алексей Макаров. Рассказали и показали объекты, уже выполненные с применением всех обязательных и рекомендательных норм.

Здоровому человеку трудно оценить удобство пандуса, специальных поручней и санузлов, сделанных для инвалидов. Вот, например, от дверного косяка до угла должно быть не меньше 50 сантиметров, чтобы человек на коляске без посторонней помощи смог открыть дверь. Сами косяки должны быть гораздо шире, чем сейчас принято. Настолько широкими, чтобы коляска спокойно проехала в дверь.

– Конечно, всё начинается с пандуса, – говорит Виктор Пушкин, передвигаясь на коляске по направлению к подъезду ещё не сданной серой высотки в Ново-Ленино, на которой написано, что строит её УКС. Ехать трудно, двор пока не заасфальтирован, только засыпаны гравием дорожки. Поэтому двигать коляску вперёд Виктору помогает заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Алексей Макаров. Но, добравшись до пандуса, можно передохнуть. Дальше путь оказывается по-настоящему удобным.

Добравшись до лестницы, ведущей на первый этаж, Виктор получает специальный брелок. Такие брелки будут иметь все маломобильные граждане в этом подъезде. Не только инвалиды относятся к этой категории, но и беременные женщины, мамочки с колясками – словом, все, кому тяжело подниматься по лестнице. Нажатием кнопочки Виктор вызывает вниз специальный подъёмник, который легко и быстро перевозит колясочника на верхнюю площадку. Наличие такого подъёмника пока не обязательно. Между тем стоит он 250 тысяч рублей, и в общем понятно, почему застройщики всячески стремятся обойти рекомендательные нормы.

Между тем Виктору остаётся доехать до лифта и попасть на нужный этаж, но это уже не проблема. Кстати, лифт достаточно большой для того, чтобы коляска могла нормально маневрировать. Среди особенностей этого дома также широкие дверные проёмы, санузлы, низкие пороги и балконы, на которые легко и просто выезжает коляска. Кстати, такие балконы отвечают и требованиям безопасности: здесь находится эвакуационный выход.

– У меня дома, конечно, всё не так, – говорит Виктор. – На свой балкон я попасть не могу. Двери, пороги – всё приходится переделывать под себя самостоятельно. У моего приятеля-колясочника, например, отцу пришлось чуть ли не всю квартиру перестроить. Это всё очень трудно и дорого.

Что касается пандусов, это отдельная история. Инвалид может потребовать у своей управляющей компании обустроить пандусы, отметить стояночное место для автомобиля. Виктор, например, сам водит машину, занимается спортом, ведёт активный образ жизни, каждый день преодолевая массу препятствий. Но сколько людей не находят в себе силы их преодолеть, мы обычно и не задумываемся.

– Мы не допускаем сдачи объектов без соблюдения специальных норм по обеспечению доступности для маломобильных групп населения, – говорит руководитель службы строительного надзора Иркутской области Маргарита Ли. – Если требования не соблюдены – дом не будет сдан. Пока большинство застройщиков стараются ограничиться пандусом. Эти объекты уникальны тем, что здесь застройщик добровольно, а не принудительно выполнил даже рекомендательные нормы, к которым относятся наличие подъёмника, ширина дверей, беспрепятственный выход на балкон. Но с 1 июля 2015 года требования, которые носили рекомендательный характер, станут обязательными для всех.

Следующий объект, который для нас согласился протестировать Виктор, – это торговый комплекс «Цветной парк» на Дзержинского. Пандус, как оказалось, вполне выполняет свои функции, там имеются и поручни двух уровней. В самом здании нет порогов, есть приспособленные для инвалида санузлы, а передвигаться можно на лифте. В особую заслугу владельцам поставили наличие приспособленного для инвалидов эвакуационного выхода.

– Требования к торговым комплексам ничем не отличаются от требований ко всем общественным зданиям, – отмечает Маргарита Ли. – Всё начинается, конечно, с пандуса. Он должен иметь соответствующий угол наклона, чтобы по нему легко было заехать. Если пандус сделать невозможно, должен быть установлен специальный подъёмник, как в жилом доме, который мы видели.

В торговом центре на улице Дзержинского, как и в жилом доме, выполнены не только обязательные, но и рекомендательные требования, что является большой редкостью. Но в Стройнадзоре обещают, что уже нынешний год пройдёт в Иркутске под знаком «Доступная среда». Постепенно застройщики поймут, что иначе нельзя ни по человеческим, ни по гражданским законам.

– В одном селе долго строили новую школу. Честно признаюсь, мы долго не принимали объект из-за того, что он не соответствовал требованиям «Доступной среды», – рассказывает Маргарита Ли. – Нам говорили: «Ну, зачем это всё в деревне, нам этого не нужно». С большим трудом были переделаны и дверные проёмы, и санузлы, и пандусы, и перила. Недавно встретились с директором этой школы, и она сама же нас благодарила за настойчивость. Оказывается, в селе жила учительница-инвалид, которая с удовольствием вышла на работу, узнав о нововведениях. А в школе дефицит кадров, каждый педагог на все золота.

И всё-таки как действовать с новыми объектами, более-менее понятно. Гораздо сложнее перестроить старое. В Иркутской области с 2013 года действует программа «Доступная среда». В рамках этой программы осуществляется доработка и адаптация объектов областной и муниципальной собственности для маломобильных групп населения.

Составлена дорожная карта, в неё внесены все наиболее посещаемые объекты, которые будут перестраиваться в первую очередь. Министерством соцзащиты вместе с общественными организациями инвалидов выделено 260 приоритетных объектов, зданий и строений, из них 181 наиболее востребованы инвалидами.

На реализацию областной программы «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» в 2015 году из бюджетов разных уровней предполагается выделить 63,4 млн рублей. Об этом также рассказал Алексей Макаров. Замминистра отметил, что в настоящее время подписывается соглашение между Минтрудом России и правительством Иркутской области о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов на реализацию программы.

Кроме того, в реализации программы будут участвовать муниципальные образования региона. Например, в мероприятиях по приобретению общественного транспорта, адаптированного для инвалидов-колясочников, будет участвовать Ангарск. Усть-Кут и Братск намерены адаптировать для людей с ограниченными возможностями свои учреждения культуры. Дооборудование приоритетных объектов вспомогательными средствами включает в себя приобретение мобильных пандусов, тактильных табличек, кнопок вызова помощника, оснащения для санитарных комнат.

Методические указания по созданию доступной среды

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Смотрите так же:  Шипунова ольга владиславовна адвокат

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц — на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости — другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц — не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц — не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней — не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть — не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м,
у лестниц — на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.

Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

1.4 Дверные проемы. Двери

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть — не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

1.5 Лифты и подъемники

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина — не менее 1,1 м;
глубина — не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема — не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

1.6. Пути движения

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

II Санитарно-гигиенические помещения

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина — не менее 1,65 м;
– глубина — не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

III Благоустройство прилегающей территории. Пешеходные пути.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за — 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами — не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях — не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

5.1 Метрополитен

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы — 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы — 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени — 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

VI Международные символы и знаки

А – символ доступности для инвалидов
Б — символ доступности для людей с нарушением слуха
В — символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 — символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

Смотрите так же:  Требования правил технической эксплуатации

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой — амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом — для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло — для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 3 (пункты 3.1 — 3.37, 3.39, 3.52 — 3.72), 4 (пункты 4.1 — 4.10, 4.12 — 4.21, 4.23 — 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»;
СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;
СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов»;
СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»;
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»