Меню Закрыть

Гражданство понятие и признаки в рб

Гражданство понятие и признаки в рб

5.3. Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

• гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

• иное гражданство – гражданство (подданство) иностранного государства;

• двойное гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

• лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К принципам гражданства относят: равенство независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам РФ.

Понятие двойного гражданства

Под двойным гражданством в российском законодательстве подразумевается наличие у гражданина Российской Федерации еще одного гражданства (подданства) иностранного государства.

Граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Это, однако, означает не двойное гражданство, а два уровня правовых связей человека — с федеральным государством и с его субъектом — в рамках единого, общего для всех российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства.

Российская Федерация заключила международные договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства с Туркменистаном от 23 декабря 1993 г., Таджикистаном от 7 сентября 1995 г., содержание которых в значительной мере сходно. Стороны этих договоров подтвердили право своих граждан приобретать гражданство каждой из договаривающихся сторон, не утрачивая при этом гражданства своего государства.

Примечание. Договор с Туркменистаном фактически не действует.

Граждане обоих государств, постоянно проживающие на территории одного из них, в полном объеме пользуются правами и свободами, а также имеют обязанности гражданина того государства, на территории которого они проживают, но не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон. На территории государства постоянного проживания человек с двойным гражданством не может пользоваться правами, которые ему предоставляются по законодательству другого государства. Если гражданин обоих государств переезжает для постоянного проживания на территорию другого государства, с момента приобретения соответствующего статуса он осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства этого государства: обязан соблюдать конституцию и законы, уважать традиции и обычаи страны постоянного проживания. Гражданство при этом не утрачивается.

Дети (в том числе усыновленные), каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обоих государств, приобретают с момента рождения двойное гражданство. До 18 лет их родители могут выбрать детям гражданство одного из государств путем отказа от гражданства другого государства в форме совместного письменного заявления. Такой порядок сохраняется и в случае, когда гражданином обоих государств является только один из родителей, другой же может быть лицом без гражданства либо неизвестен.

Соглашением сторон определены различия между иностранными гражданами и лицами с двойным гражданством. На лиц, состоящих в обоих гражданствах, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

Лица с гражданством России и Таджикистана вправе требовать защиты и покровительства со стороны обоих государств. Защита их прав в третьем государстве должна предоставляться по их просьбе, как Россией, так и Таджикистаном.

Социальное обеспечение, образование, медицинское обслуживание таких граждан по соглашению между Россией и Таджикистаном производится по нормам законодательства страны, на территории которой они проживают.

Военную службу они проходят в соответствии с законодательством страны, на территории которой проживают. Прошедшие военную службу в стране проживания не подлежат призыву на военную службу в другой стране. Прохождение воинской службы в одном государстве рассматривается как исполнение воинского долга перед обоими государствами.

Существует возможность свободного отказа от двойного гражданства. Прекращение гражданства одной из стран осуществляется в порядке, установленном ее законодательством.

Два разных гражданства вне правил, установленных федеральным законом и международными договорами Российской Федерации, может возникнуть у российских граждан вследствие противоречий действующего российского законодательства и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, появившийся на свет на территории иностранного государства, в котором вопросы гражданства регламентируются, исходя из принципа «права почвы», становится его гражданином, по рождению же он автоматически является гражданином России.

Своеобразная формула, не вполне соответствующая понятию двойного гражданства, закреплена в Договоре О создании Союзного государства, согласно которому каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь одновременно получают статус гражданина Союза.

В этом случае речь идет о статусе гражданина по отношению к образованию, которое не является государством. В РФ и Республике Беларусь действуют свои конституции, единого конституционного акта пока нет. Между государствами продолжают оставаться границы, действуют таможни, таможенные пошлины. Для граждан обоих государств не существует единого паспорта, отсутствуют равные права в социальном обеспечении и пр. В связи с этими обстоятельствами гражданство Союзного государства пока остается только декларацией. Со вступлением в силу ряда соглашений между РФ и Республикой Беларусь статус гражданина Союзного государства может обрести некоторое реальное содержание.

Согласно российско-белорусскому межправительственному Соглашению о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в российских учреждениях здравоохранения, российские граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право наравне с ее гражданами получать медицинскую помощь, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения Республики Беларусь. Аналогичные правила предусмотрены и для белорусских граждан в России.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности, физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления все еще встречается термин «подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств имеется множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.

Также существует множество понятий термина «гражданство», но наиболее распространенным является следующее: «Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения. Гражданство — устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается».

В соответствии с законом Республики Беларусь: «Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека» [2].Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Принципы гражданства — это сущностные черты отношений по поводу состояния в гражданстве.

Можно выделить следующие принципы гражданства.

1. Каждый имеет право на гражданство (ст. 3 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»);

2. Гражданство Республики Беларусь является равным независимо от оснований его приобретения. Конституция и действующее законодательство, за некоторыми изъятиями, не устанавливает каких-либо особенностей правового статуса лиц в зависимости от того, как они приобрели гражданство: по рождению, в порядке приема, в порядке регистрации и т.д. Вместе с тем некоторые особенности существуют. Например, кандидатом в Президенты Республики Беларусь может баллотироваться лишь гражданин Республики Беларусь по рождению (ст. 80 Конституции);

3. Гражданство Республики Беларусь является единым. Республика Беларусь является унитарным государством, поэтому единство гражданства обеспечить достаточно просто, хотя обычно и в федеративных государствах оно также обеспечивается.

4. Гражданство имеет свободный характер. Конституция Республики Беларусь (ст. 10) предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражданство[4 с.5]. Государством устанавливаются такие правовые нормы в области свободного приобретения или утраты гражданства, которые в целом отвечают международным требованиям и зарубежной практике. Законом предусмотрено, что гражданство не может быть предоставлено против воли лица;

5. Сохранение гражданства. Сохранение гражданства за лицами, постоянно или временно проживающими за пределами Республики Беларусь, обусловлено, в первую очередь, конституционной свободой выбора места жительства и свободой передвижения;

6. Недопустимость лишения гражданства. Лишение гражданства означает выражение односторонней воли со стороны государства по отношению к своему гражданину, отсутствие у последнего желания (согласия) добровольно выйти из гражданства;

7. Отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или прекращении брака с лицом, не принадлежавшим к гражданству Республики Беларусь, либо в случае изменения гражданства одним из супругов. Тем самым обеспечивается принцип свободного приобретения гражданства, его устойчивость, равенство мужчины и женщины.

8. Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.

9. Принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь. Государство защищает права и законные интересы граждан Республики Беларусь как на своей территории, так и за ее пределами [4 c.5].

Смотрите так же:  Управление судебные приставы пензенская область

В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом Республики Беларусь.

Гражданами Республики Беларусь являются:

лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;

лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;

Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» [2].

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее, если не указано иное, — гражданство) другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [2].

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регулируется законодательством Республики Беларусь.

Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь [2].

За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.

Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

1. понятие и принципы гражданства
2. основания приобретения гражданства
3. основания прекращения гражданства

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Личность по отношению к государству может выступать в нескольких значениях:
1) как гражданин этого государства
2) как иностранный гражданин
3) лицо без гражданства
4) беженец
Гражданство – это принадлежность лица к определенному государству, т.е. устойчивая политико-правовая связь лица с государством, предполагающая наличие к них взаимных прав и обязанностей.
Иностранный гражданин – это лицо, находящееся на территории РБ, не являющееся гражданином РБ, но имеющее доказательства своей принадлежности к другому государству.
Лицо без гражданства – это лицо, находящееся на территории РБ, не имеющее гражданства РБ и не имеющее доказательств принадлежности к другому государству.
Беженец – лицо, которому РБ предоставило убежище (защиту) в связи с тем, что на территории того государства, гражданство которого он имеет, он преследовался по политическим, расовым, религиозным или другим мотивам. Все вопросы, связанные с гражданством РБ урегулированы законом о гражданстве РБ.

Принципы гражданства РБ:
1) равное гражданство, т.е. все граждане РБ равны между собой с точки зрения правового статуса, независимо от способа приобретения гражданства
2) недопустимость двойного гражданства
3) недопустимость лишения гражданства РБ
4) недопустимость выдачи гражданина РБ другому государству
5) устойчивость гражданства, т.е. проживание на территории другого государства даже длительное или постоянное не влечет за собой утраты гражданства РБ
6) сохранность гражданства, т.е. вступление в брак с иностранным гражданином не является основанием для утраты гражданства РБ.

2.Основания приобретения:
1) по рождению
• принцип родства (крови) – ребенок, рожденный от граждан РБ или хотя бы 1 гражданина РБ, независимо от территории его рождения имеет право на гражданства РБ
• принцип почвы (территориальный) – ребенок, рожденный на территории РБ независимо от гражданства его родителей имеет право на гражданства РБ, за исключением случая, когда оба родителя ребенка иностранные граждане, в этом случае ребенок получает гражданство РБ, если государство, гражданами которого являются его родители отказывает этому ребенку в гражданстве.

2) прием в гражданство осуществляется президентом. Лицо, желающее приобрести гражданство РБ путем приема в гражданство подает документы в ОВД по месту жительства, эти документы обрабатываются, проверяются, проходят ряд инстанций, в том числе налоговые, таможенные пограничные и другие и направляются в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с гражданством при президенте РБ. По готовым документам президент принимает решение о издании указа о приеме в гражданство или распоряжение об отказе в приеме в гражданство. Срок от подачи заявления до вынесения окончательного решения не более 1 года. Для того, чтобы лицо было принято в гражданство должны быть соблюдены следующие условия:
• лицо берет на себя обязательство соблюдать конституцию РБ, ее законы и уважать национальные традиции
• лицо знает хотя бы 1 государственный язык а пределах общения
• лицо имеет официальный источник дохода
• лицо постоянно проживало на территории РБ в течение 7 лет (ценз оседлости). Постоянным считается проживание, если лицо выезжало за пределы РБ не более чем на 3 месяца в год
• лицо не имеет гражданство другого государства, либо утрачивает его в пользу гражданства РБ.

3) по регистрации или восстановление гражданства. Приобрести гражданство по данному основанию имеет право лицо, постоянно проживавшее на территории до 1991г. (до принятия закона о гражданству), но выехавшее за ее пределы или выселенное на момент принятия закона о гражданстве. Данное право сохраняется за супругами этих лиц и потомками этих лиц.

4) по другим основаниям, предусмотренным международными договорами. Пример: приобретение гражданства путем оптации (выбор, желание). Если при пересмотре границ территория либо часть территории государства становится территорией РБ, то лица, проживающие на данной территории вправе выбрать: сохранить гражданство или по праву оптации приобрести гражданство РБ.

3.Основания прекращения гражданства:
1) добровольный выход из гражданства РБ. Его порядок аналогичен порядку приема в гражданство РБ. Срок от подачи заявления до выяснения окончательного решения не больше 6 месяцев. Существует ограничение выхода из гражданства для некоторых категорий лиц:
• если лицо имеет задолженность перед физическими, юридическими лицами или государством
• если лицо владеет государственными секретами (на установленный законом период)
• если лицо привлечено к уголовной ответственности и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда
• если лицо привлечено в уголовный процесс в качестве обвиняемого

2) утрата гражданства происходит в следующих случаях:
• если лицо приобрело гражданство путем предоставления ложных сведений и недостоверных документов
• если лицо поступило на службу в органы государственной безопасности и другие госорганы в иностранном государстве
• если лицо поступило на военную службу в иностранное государство
• утрачивают свое гражданство несовершеннолетние при изменении гражданства их родителей. До 16 лет – автоматически, с 16 до 18 лет – с согласия ребенка.

Понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г. ) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Смотрите так же:  Договор авторского заказа ндфл

снования приобретения гражданства РФ: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождению гражданство приобретается, если на день рождения ребенка: 1) оба его родителя или единственный его родитель являются гражданами РФ; 2) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; 3) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; 4) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) родители ребенка неизвестны, а сам он находится на территории РФ, при условии, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения этого ребенка.

2. Прием в гражданство РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают желающие принять гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли возраста 18 лет и обладают дееспособностью, а также: 1) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно, при этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; 3) имеют законный источник средств к существованию; 4) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершеннолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом; 2) усыновления ребенка, являющегося гражданином РФ; 3) наличия высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладания профессией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия заслуг перед народами, объединенными РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; 5) получения убежища на территории РФ в установленном порядке; 6) состояния в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рождению.

3. Восстановление в гражданстве РФ – возникновение у лица гражданства РФ в упрощенном порядке в случае его утраты по каким-либо невиновным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ и проживающие на территории РФ в течение не менее 3 лет.

того, а также прекращение гражданства РФ и основания этого.

Основания прекращения гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством или международными договорами РФ.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Выход их гражданства РФ осуществляется на основании заявления гражданина РФ, если он постоянно проживает на территории.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего за пределами России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления (на основании заявления желающего лица) этого лица в упрощенном порядке при отсутствии оснований отказа в выходе из гражданства РФ. Выход из гражданства РФ может быть в общем и упрощенном порядке.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае выход из гражданства РФ осуществляется на основании заявления родителей либо заявления единственного родителя. В случае если лицо таким образом утратило гражданство РФ, то за ним сохраняется право восстановления в гражданстве РФ после достижения им 18 лет.

В выходе из гражданства РФ может быть отказано гражданину, если: 1) лицо в установленном порядке не выполнило перед рФ обязательство, установленное федеральным законом (например, неисполненная воинская обязанность); 2) лицо привлечено компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; 3) у лица отсутствует иное гражданство либо и гарантии его приобретения (это установлено в целях реализации принципа недопустимости увеличения численности апатридов).

Особый порядок выхода из гражданства РФ установлен при территориальных преобразованиях в РФ: в результате изменения государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ. В этом случае граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась этим преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора, т. е. в этом случае устанавливается упрощенный порядок изменения гражданства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ, которым гражданство РФ было предоставлено на основании ложных сведений и документов. Однако эти обстоятельства должны быть установлены по решению суда, при этом прекращение гражданства в этом случае касается только лица, чье виновное поведение привело к подобным санкциям, но не может прекращаться гражданство по этому основанию у членов семьи виновного лица, если они не знали о виновном поведении лица.

Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.

18. Эволюция понятия гражданства. Признаки гражданства. Принципы гражданства рф.

Для прежнего законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

1) сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

2) отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность;

3) постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. Но Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили эти права и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Процессы обновления союзной Федерации, принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределили необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи, Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Смотрите так же:  Договор перевозка груза автотранспортом

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1.Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Конституция не определяет понятие единого гражданства Российской Федерации. В ст. 2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3.Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях.

В ст. 17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции Российской Федерации).

Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе о гражданстве (ст. 5).

9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Российской Федерации.

Гражданство понятие и признаки в рб

  • Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

для подготовки к экзамену по дисциплине «Конституционное право»

1. Понятие и сущность Конституции Республики Беларусь, ее функции и юридические свойства. Конституции современных государств.

2. Политические партии в Республике Беларусь. Их понятие, порядок формирования и деятельности, источники финансирования. Значение политических партий в жизни белорусского общества. Правовой статус политических партий в других государствах.

3. Политическая система общества, ее структура. Государство как основное звено политической системы.

4. Система и виды государственных органов Республики Беларусь. Конституционные принципы организации государственной власти и построение государственных органов в зарубежных странах.

5. Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Республики Беларусь.

6. Понятие Конституционного права как отрасли права, ее предмет, источники, субъекты и объекты. Значение изучения конституционного права для сотрудников органов внутренних дел.

7. Понятие основных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь и их классификация. Гарантии реализации прав и свобод, случаи их ограничения и приостановления.

8. Понятие суверенитета и его виды. Признаки суверенного государства.

9. Личные (гражданские) права и свободы граждан Республики Беларусь, их особенности.

10. Понятие и принципы гражданства. Гражданство детей при изменении гражданства родителей. Основные признаки и принципы гражданства в иностранных государствах.

11. Порядок приобретения и прекращения гражданства Беларуси.

12. Конституционные основы социальной системы и внешней политики Республики Беларусь.

13. Государственное устройство Республики Беларусь. Понятие и признаки унитарного государства.

14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Контроль органов внутренних дел за данной категорией лиц.

15. Конституционные обязанности граждан Беларуси, их сущность и содержание.

16. Назначение выборов. Образование избирательных округов и участков для проведения голосования. Составление списков граждан, имеющих право участвовать в выборах.

17. Экономическая система и ее правовое закрепление. Понятие собственности, ее основные формы в Республике Беларусь. Роль Органов внутренних дел в охране собственности.

18. Административно-территориальное устройство (деление) Республики Беларусь: понятие и принципы. Виды административно-территориальных единиц. Отличие территориальных единиц от административно-территориальных.

19. Понятие избирательного права и избирательной системы. Конституционные принципы избирательной системы в Республике Беларусь, их характеристика и гарантии осуществления.

20. Государственные символы Беларуси: их описание, значение, правовая регламентация.

21. Исторические этапы конституционного развития Беларуси.

22. Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. Основные гарантии их деятельности.

23. Политические права и свободы граждан Республики Беларусь.

24. Подотчетность Правительства Президенту и его ответственность перед Парламентом Республики Беларусь.

25. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

26. Объективные предпосылки разработки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года, ее общая характеристика.

27. Понятие, принципы и основные элементы конституционного строя Республики Беларусь.

28. Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь.

29. Понятие и принципы правового положения личности в Беларуси. Роль Органов внутренних дел в их защите.

30. Общественные организации (объединения) в Республике Беларусь. Их общая характеристика.

31. Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь: порядок формирования, состав, структура, полномочия.

32. Основные гарантии деятельности депутатов, членов Совета Республики. Их неприкосновенность.

33. Введение поста Президента в Республике Беларусь. Порядок его вступления в должность, срок полномочий. Акты Президента Беларуси. Институт президентства в современных государствах.

34. Основные направления прокурорского надзора за соблюдением законности.

35. Понятие Парламента Республики Беларусь, его структура, срок полномочий. Случаи досрочного роспуска и невозможности роспуска палат Парламента. Политико-правовая природа и функции парламента в иностранных государствах.

36. Понятие и виды референдумов в Республике Беларусь Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдумы. Практика референдумов в различных государствах.

37. Органы палат Парламента Беларуси, организация их работы. Сессии Национального собрания, акты, принимаемые на сессиях.

38. Органы территориального общественного самоуправления в Республике Беларусь: порядок их формирования, цели, полномочия, прекращение деятельности.

39. Национальные и международные механизмы защиты прав и свобод человека.

40. Компетенция Премьер-министра и Правительства Республики Беларусь.

41. Понятие и система органов местного управления и самоуправления, цели и принципы их организации и деятельности в Беларуси. Местное управление и самоуправление в иностранных государствах.

42. Отставка Президента Беларуси. Досрочное освобождение и смещение его с должности.

43. Понятие и признаки государственного органа. Принципы организации и деятельности органов государства.

44. Исполнительные комитеты и местные администрации: порядок формирования и организация работы, структура, компетенция, задачи, акты.

45. Стадии законодательного процесса в Парламенте Республики Беларусь.

46. Акты прокурорского надзора и основания их вынесения. Меры реагирования на них со стороны государственных органов и должностных лиц.

47. Полномочия Президента Республики Беларусь в области внешней политики и обороны.

48. Конституционный Суд: порядок формирования, состав, организация работы, акты.

49. Место и роль органов внутренних дел в системе органов государственного управления. Их структура, основные направления деятельности.

50. Местные Советы депутатов: задачи, порядок образования, состав, компетенция, организация работы, акты. Основания досрочного их роспуска.

51. Порядок голосования и установление результатов выборов Президента Республики Беларусь, депутатов.

52. Система органов прокуратуры: порядок образования, задачи, принципы деятельности.

53. Палата представителей Национального собрания Беларуси: порядок формирования, состав, структура, полномочия.

54. Комитет государственного контроля Республики Беларусь: порядок формирования и работы, структура, полномочия.

55. Понятие и элементы правового статуса депутатов, членов Совета Республики. Основания досрочного прекращения их полномочий.

56. Права и обязанности депутатов, членов Совета Республики на сессии. Их работа с населением (избирателями).

57. Порядок назначения и проведения референдумов в Республике Беларусь. Определение результатов голосования на референдуме.

58. Порядок образования Совета Министров Республики Беларусь, его структура, организация работы, отставка, акты Правительства. Правительство в иностранных государствах.

59. Компетенция Президента Республики Беларусь в области законотворчества, гражданства, обеспечения правопорядка и защиты прав граждан.

60. Компетенция Президента Республики Беларусь по формированию, деятельности и роспуску государственных органов.

61. Система судебной власти в Республике Беларусь. Органы правосудия в иностранных государствах.

62. Компетенция общих судов и статус судей в Республике Беларусь. Правовой статус судей в иностранных государствах.