Меню Закрыть

Перерасчет по земельному налогу за 2012 год

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2013 г. N Ф02-214/13 по делу N А74-4866/2011 (ключевые темы: земельный налог — кадастровая стоимость земельного участка — государственный кадастр недвижимости — взыскание налога — рыночная стоимость)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 18 февраля 2013 г. N Ф02-214/13 по делу N А74-4866/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Парской Н.Н.,

судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия Приходько И.В. (доверенность от 21.05.2012),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Акварель» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 июля 2012 года по делу N А74-4866/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции — Гигель Н.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Дунаева Л.А.),

общество с ограниченной ответственностью «Акварель» (ОГРН 1031900526580, далее — общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (ОГРН 1041902100019, далее — налоговая инспекция) от 02.06.2011 N 17162, N 17160, N 17163 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 15.09.2011 N 243, N 242, N 244), недействительными требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 15.07.2011 N 2895, N 2896, N 2897, от 28.07.2011 N 2213, от 31.10.2011 N 2553; решения от 29.09.2011 N 533 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика; о признании неподлежащим исполнению постановления от 29.09.2011 N 533 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов процентов за счет имущества налогоплательщика.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 ноября 2011 года заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-4866/2011.

22.12.2011 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения налоговой инспекции от 26.07.2011 N 294 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика, о признании неподлежащим исполнению постановления от 26.07.2011 N 294 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов процентов за счет имущества налогоплательщика.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 декабря 2011 года заявление принято к производству, делу присвоен номер А74-413/2012.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 апреля 2012 года производство по делам N А74-413/2012 и N А74-4866/2011 объединено для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А74-4866/2011.

В ходе судебного разбирательства представитель общества отказался от заявленного требования в части признания недействительным требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 31.10.2011 N 2553, уточнил, что решение и постановление N 294 оспариваются в части (за исключением взыскания штрафа в сумме 50 рублей).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 июля 2012 года принят отказ общества от требования о признании недействительным требования налоговой инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 31.10.2011 N 2553, в указанной части производство по делу прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2012 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговой инспекцией необоснованно доначислен земельный налог, начислены соответствующие суммы пеней и штрафов за налоговые периоды 2008, 2009, 2010 годов исходя из кадастровой стоимости участка равной 78 647 626 рублей, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2012 года по делу N А74-4599/2011 установлена рыночная стоимость участка, принадлежащего обществу, в сумме 11 695 559 рублей. Согласно тексту данного судебного акта указанная рыночная стоимость установлена судом по состоянию на 01.01.2007. В связи с чем, по мнению общества, исчисление налоговой инспекцией земельного налога за налоговые периоды 2008, 2009, 2010 годов исходя из иной кадастровой стоимости незаконно и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Общество указывает на свое право пересчитать подлежащий уплате земельный налог за прошлые налоговые периоды с учетом новой рыночной стоимости, определенной решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2012 года по делу N А74-4599/2011.

В отзыве на кассационную жалобу общества налоговая инспекция указывает на необоснованность ее доводов и просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество своих представителей в судебное заседание не направило.

Участвующий в судебном заседании представитель налоговой инспекции возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, Общество является собственником земельного участка площадью 132 990 кв. м с кадастровым номером 19:03:060105:0029, расположенного по адресу: Республика Хакасия, город Саяногорск, п. Майна, ул. Гагарина, 159.

Обществом в налоговую инспекцию были представлены: вторая уточненная декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости данного земельного участка — 5 702 611 рублей; налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости земельного участка — 5 702 611 рублей; первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости земельного участка — 5 702 611 рублей; уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой земельный налог исчислен с учетом кадастровой стоимости земельного участка — 78 647 626 рублей; вторая уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год с исчислением суммы земельного налога исходя из той же кадастровой стоимости земельного участка — 78 647 626 рублей.

Налоговой инспекцией проведены камеральные проверки указанных деклараций, по итогам которых составлены акты камеральных проверок содержащие предложение о доначислении земельного налога за 2008 и 2009 годы в связи с неверным определением налогоплательщиком налоговой базы.

По результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок и представленных налогоплательщиком возражений налоговой инспекцией вынесены решения от 02.06.2011 N N 17162, 17160, 17163, в соответствии с которыми общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату (неполную уплату) сумм земельного налога, обществу начислены пени за несвоевременную уплату указанного налога, доначислен земельный налог за 2008 год, 2009 год.

Указанные решения в апелляционном порядке обжалованы обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее — налоговое управление).

Налоговым управлением по результатам рассмотрения апелляционных жалоб общества приняты решения от 15.09.2011 N 242, N 243, N 244, в соответствии с которыми решения налоговой инспекции изменены. При рассмотрении апелляционных жалоб на решения налоговой инспекции N 17160 и N 17162 (за 2008 и 2009 годы) управлением были приняты во внимание доводы налогоплательщика о применении налоговой ставки по земельному налогу — 0,75 процента соответственно произведен перерасчет земельного налога, пени, налоговых санкций. В связи с применением смягчающих ответственность обстоятельств налоговые санкции уменьшены управлением в восемь раз. При этом управление признало правомерным определение налоговой инспекцией налоговой базы по земельному налогу, исходя из кадастровой стоимости земельного участка — 78 647 626 рублей.

Смотрите так же:  Льготы в мфц

На основании решений от 02.06.2011 N 17160, N 17162 и N 17163 обществу налоговой инспекцией были предъявлены требования N 2895, N 2896 и N 2897 по состоянию на 15.07.2011 о добровольной уплате доначисленных сумм налогов, пени и налоговых санкций, а также требование N 2213 по состоянию на 28.07.2011 о добровольной уплате пени, начисленной за период с 01.04.2011 по 30.06.2011.

Указанные требования не были исполнены обществом в установленные в них сроки, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией приняты и направлены в адрес общества решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требованиях, и предъявлены инкассовые поручения на расчетный счет общества.

В связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества налоговым органом 29.09.2011 приняты решение N 533 и постановление N 533 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика.

Кроме того, налоговой инспекцией обществу были предъявлены требования об уплате земельного налога и пени на основании представленных обществом в налоговый орган первой уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год и первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, а также земельного налога, продекларированного в первичном налоговом расчете за 1 квартал 2010 года и в первичной и уточненной налоговой декларациях за 2010 год, и пени, начисленных на эти суммы налога.

В связи с неисполнением обществом указанных требований в установленные в них сроки, налоговой инспекцией в соответствии с положениями статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняты и направлены в адрес общества решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и выставлены инкассовые поручения на расчетный счет общества.

Указанные инкассовые поручения были исполнены частично.

В связи с недостаточностью денежных средств на расчетном счете общества налоговой инспекцией 26.07.2011 приняты решение N 294 и постановление N 294 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика, в соответствии с которым с общества взысканы неуплаченные суммы налога.

Не согласившись в полном объеме с решениями налоговой инспекции от 02.06.2011 N 17162, N 17160, N 17163 (в редакции решений Управления от 15.09.2011 N 243, N 242, N 244), требованиями от 15.07.2011 N 2895, N 2896, N 2897, от 28.07.2011 N 2213; с решением от 29.09.2011 N 533, постановлением от 29.09.2011 N 533, частично (за исключением суммы штрафа 50 рублей) — решением от 26.07.2011 N 294 и постановлением от 26.07.2011 N 294, общество обратилось с заявлениями в Арбитражный суд Республики Хакасия о признании ненормативных актов налоговой инспекции недействительными.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что ненормативные акты налоговой инспекции соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку исчисление земельного налога за 2008 и 2009 годы должно производиться с применением кадастровой стоимости в размере 78 647 626 рублей 19 копеек. Суд отклонил как несостоятельную ссылку общества на установленную решением суда по делу N А74-4599/2011 иную кадастровую стоимость в связи с тем, что на дату принятия оспариваемых ненормативных актов рассмотрение указанного дела N А74-4599/2011 не было завершено, решение не вступило в законную силу.

Арбитражный апелляционный суд поддержал изложенную позицию арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики — организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом , федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.

В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как установлено судами, размер налоговой ставки сторонами не оспаривается и составляет в проверяемый период на территории города Саяногорска 0,75 процента. Основанием для оспаривания обществом ненормативных актов налоговой инспекции явилось несогласие с размером кадастровой стоимости земельного участка, примененной налоговой инспекцией при исчислении земельного налога.

Из оспариваемых решений следует, что налоговая инспекция при проведении камеральных налоговых проверок и управление при рассмотрении апелляционной жалобы исходили из имеющейся в налоговом органе информации, представленной уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, и ответов от 25.02.2011 N 10-50/02872, от 25.03.2011 N 10-50/04606, представленных уполномоченным органом государственного земельного кадастра, согласно которым кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 и на 01.01.2010 составляла 78 647 626 рублей 19 копеек.

Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

На территории г. Саяногорска земельный налог установлен решением Саяногорского городского Совета депутатов от 16.11.2005 N 102.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414, опубликованным в информационном издании «Вестник Хакасии» от 27.12.2007, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия. В приложении N 1 к названному приведены утвержденные средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Хакасия по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.

Судами правильно отмечено, что у налогоплательщика имелись правовые основания для определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

Судами правомерно установлено, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Республики Хакасия до начала налогового периода 2008 года. Соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исчисленной в соответствии с приведенным выше порядком в размере 78 647 626 рублей 19 копеек, были внесены в государственный кадастр недвижимости.

Смотрите так же:  Полномочия премьер министра в парламентской республике

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 N 319, опубликованным в печатном издании «Вестник Хакасии» от 23.09.2009 N 60-78, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия (приложение N 1). В соответствии с пунктом 3 данного постановления, оно вступило в силу с 01.01.2010.

Согласно утвержденным результатам кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 78 647 626 рублей 19 копеек. Соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что исчисление земельного налога за 2008 и 2009 годы должно было производиться налогоплательщиками с применением указанной кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в представленных в налоговую инспекцию первичной и уточненной налоговых декларациях по земельному налогу за 2010 год обществом исчислен налог исходя из указанной кадастровой стоимости — 78 647 626 рублей 19 копеек.

Положенный в основу кассационной жалобы довод о необходимости исчисления земельного налога, исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4599/2011, являлся предметом оценки судов и правомерно был ими отклонен.

Как правильно указано судами, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости ( статья 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что установленная решением суда по делу N А74-4599/2011 рыночная стоимость спорного земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.

Правовых оснований для исчисления земельного налога в 2011 году (период вынесения оспариваемых решений, требований, постановлений) у налоговой инспекции не имелось, ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка, установленной в 2012 году (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2012 года по делу N А74-4599/2011 вступило в законную силу 14.03.2012).

Судами также правильно отклонены ссылки налогоплательщика о представлении им в налоговую инспекцию 09.04.2012 уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды 2008, 2009, 2010 годов, в которых сумма земельного налога исчислена с учетом кадастровой стоимости земельного участка 11 695 559 рублей. Данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения вопроса о законности и обоснованности ненормативных актов налоговой инспекции, вынесенных по результатам камеральных проверок иных налоговых деклараций.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального или процессуального права, являются позицией налогоплательщика по делу, основаны на ошибочном толковании им норм права и направлены на переоценку фактических обстоятельств по делу, установленных судами двух инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных статьями 286 , 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274 , 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 июля 2012 года по делу N А74-4866/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Перерасчет земельного налога на основании решения суда

Здравствуйте. Вот как советует поступать Минфин:

Редакция действует с 1 янв 2013

Как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом в Налоговом кодексе не установлен механизм расчета налога с учетом изменения кадастровой стоимости в течение года.

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:
по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.
В первом случае изменение кадастровой стоимости может быть внесено в Государственный кадастр недвижимости:
либо на дату вступления в силу судебного акта (решения комиссии);
либо на дату, указанную в решении суда (комиссии).
Изменение кадастровой стоимости должно быть учтено при расчете земельного налога. Такая позиция отражена впостановлении Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11. При этом контролирующие ведомства опираются на положения пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и поясняют, что при расчете земельного налога кадастровую стоимость, измененную по решению суда или комиссии в текущем году, нужно применять:
с 1 января следующего года ;
с 1 января текущего года, если в решении суда (комиссии) прямо указано, что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года .
Во втором случае изменение кадастровой стоимости вносится в Государственный кадастр недвижимости при смене категории или вида разрешенного использования земельного участка. При расчете земельного налога это изменениедолжно учитываться с 1 января следующего года.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 и ФНС России от 22 июля 2013 г. № БС-4-11/13149. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Источник Система Главбух

То есть я думаю, если у вас в решении суда указано что кадастровая стоимость меняется по состоянию на 1 января текущего года, делаете перерасчет с 2012 года, если нет, то считаете новую стоимость с 2013 года.

Перерасчет земельного налога

Здравствуйте. Своевременно оплачиваю земельный налог. В текущем 2015 году пришел перерасчет за 2012, 2013 и 2014года, так как в 2012г. был произведен перерасчет кадастровой стоимости, Правомерно ли это? И учитывалась ли при этом оплата налога за эти года?

Ответы юристов (1)

ПИСЬМО от 4 октября 2010 г. N 03-05-06-02/96 разъясняет Ваш вопрос

Федеральным законом N 283-ФЗ внесено дополнение в п. 4 ст. 397 Кодекса, устанавливающее, что налогоплательщики, уплачивающие земельный налог на основании налогового уведомления, своевременно не привлеченные к уплате этого налога, привлекаются к его уплате не более чем за три предшествующих года. Такое же ограничение устанавливается в отношении пересмотра неправильно произведенного налогообложения указанных налогоплательщиков. Согласно п. 1 ст. 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Кодекса). На основании п. 4 ст. 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления. При этом отмечаем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Смотрите так же:  Договор еоус текст

В Вашем случае это, возможно, не техническая ошибка, а пересчет кадастровой стоимости. Если это так, пересчет налога не правомерен. В доказательство изложенной позиции, существует письмо Минфина

Фирма уплатила земельный налог на основе имевшихся у нее сведений о кадастровой стоимости участка. После этого орган исполнительной власти субъекта РФ установил его новую кадастровую стоимость и указал, что она применяется с 01 января года, за который уплачен налог. Если в результате изменения кадастровой стоимости участка сумма налога увеличивается, то земельный налог за предыдущий налоговый период не пересчитывается.
— Письмо от 25.09.2013 № 03-05-06-02/39682

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как пересчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости земель?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — базы для определения размера платежа — один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их кадастровая стоимость. Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка — стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “. полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае — отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Пример: 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности 1 , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года — исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, — но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ — “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория — земли поселений, разрешенное использование — под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).