Меню Закрыть

Компенсация за перевозку льготников

Проблема льготных перевозок достигла критической точки

Сейчас ситуация в регионах катастрофическая – уже третий месяц льготные перевозки осуществляются без какого либо финансирования

Экономические и социальные проблемы от неурегулированной системы льготных перевозок на всех видах транспорта в Украине назрели уже давно и сегодня достигли критической точки, пишет председатель Федерации работодателей транспортной отрасли Украины Орест Климпуш в своей колонке для портала ЦТС.

Годами перевозчики не получали полной компенсации расходов за такие перевозки, а многие их них – даже части средств, которые были предусмотрены. Сейчас ситуация в регионах катастрофическая – уже третий месяц льготные перевозки осуществляются без какого либо финансирования, потому что ни субвенций из госбюджета, ни собственных средств в местных бюджетах в большинстве случаев не предусмотрены. Кроме того, обязательство местных органов выделять такое финансирование нормативно не определено.

Такая неурегулированость повышает социальное напряжение и в обществе постоянно возникает конфликт «льготник-перевозчик». Перевозчик становится заложником ситуации между государством, которое финансово не обеспечивает гарантированное право льготника на бесплатный проезд, и пассажиром, который имеет право пользоваться льготой, которую выделило ему государство.

Понимая социальную роль таких перевозок и свою ответственность перед социально незащищенными слоями населения, перевозчики продолжают работать в убыток, годами перевозя льготников фактически бесплатно. Но, в условиях отсутствия финансирования и борьбы с нелегалами, некоторые вынуждены не осуществлять бесплатные перевозки до урегулирования ситуации.

Не менее важными являются проблемы льготных перевозок на железной дороге, которые в большей степени субсидируются за счет грузовых. И это вопрос не только потерь для бизнеса. Отсутствие компенсации приводит к убыточности предприятий, потери рабочих мест и невозможности обновлять и ремонтировать подвижной состав, что ведет к закрытию маршрутов в селах, где большинство пассажиров – льготники. Это является причиной недополучения налогов в бюджет, снижения уровня безопасности и комфорта пассажиров, невозможности выполнять социальные перевозки и как следствие – не выполнение законодательства.

Учитывая критичность ситуации, Федерация обратилась к Кабинету Министров, Минсоцполитики, Мининфраструктуры про урегулирование льготных перевозок на автомобильном, железнодорожном, электрическом транспорте, подготовить и донести до общества разъяснение, которое вмещало бы:

Список льготных категорий населения, которые имеют право на бесплатный или со скидкой проезд в автомобильном, железнодорожном или электротранспорте.

Субъекты, источники, суммы и порядок начисления и выплаты компенсаций за осуществление льготных перевозок в 2016 г.

Меры, которые принимаются правительством для решения проблемы с системой предоставления льгот, их монетизации.

Федерация уже несколько лет подряд на всех стадиях бюджетного процесса обращается к власти с предложением о выделении отдельной строкой в Госбюджете средств на финансирование льготных перевозок, потому что тогда будет четко ясно сколько денег и куда именно было использовано.

18.02.2016. ВР Украины приняла Закон “О внесении изменений к додаткам №3 и №7 Закона Украины “О Государственном Бюджете Украины на 2016 г.”, которые касаются финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других не предусмотренных законом льгот”. 23.02 он подписан главой ВРи направлен Президенту. Учитывая то, что в установленные строки ведомости о его прохождении отсутствуют, Федерация обратилась к Главе Администрации Президента о предоставлении такой информации.

В проекте предусмотренно 1,9 млрд грн на предоставление льгот связи, некоторых других и на компенсацию льготного проезда. Снова компенсация за перевозки не выделена в отдельный ряд, а поэтому сложно сказать, какая часть средств пойдет на перевозчиков. По нашим подсчетам, 1,9 млрд грн – это менше ¼ расходов перевозчиков. Это вновь приведет к теневому распределению субвенций и почти не меняет ситуацию.

Только смена подхода к организации и финансированию позволит решить все проблемы, связанные с социальными перевозками. По нашему мнению, именно монетизация льгот является выходом из ситуации. Для сравнения, приведем международный опыт.

В Молдавии в 2000-м году все льготы были отменены и внедренна денежная адресная компенсация, но только для инвалидов 1 и 2 груп и детей-инвалидов. Такой шаг был обусловлен недостатком средств в бюджете. Источником финансирования являются сейчас местные бюджеты, а суммы зависят от наличия средств.

В Польше в 90-тых голах было сокращено большое количество льгот и сведено регулирование в один закон “О билетах н апроезд в общественном трансорте по льготным тарифам” вместо 22 нормативных актов. Установлено право на проезд со скидками и урегулировано схему финансирования. Расчет происходит не по схеме “пассажир-перевозчик”, а по схеме “местный бюджет-перевозчик”. Между предприятием и заказчиком заключается договор, соответственно к которому за определенное количество поездок вносится опеределленая сумма денег. Все билеты покупаются в автоматах, что исключает возможность теневого оборота выручки и содействует четкому учету льготных категорий.

В Литве все льготы на проезд в общественном транспорте изменены на 50-ти и 80-ти % скидки. Из госбюджета финансируются льготы на проезд межгородским транспортом, остальные – из местных бюджетов. В Украине также предусмотрено право местной власти вводить дополнительные льготы в рамках социальных программ и программ развития транспорта, но они в разных регионах либо отсутствуют, либо не действуют, либо не финансируются. Есть право, но нет обязательства.

Как видим, много стран уже преодолели те проблемы, перед которыми стоит украинское общество и мы можем взять на вооружение лучший опыт наших соседей, чьи исходящие ситуации были близки к нашей.

Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram, читайте нас в Facebook и Twitter, чтобы первыми узнавать о новых материалах и ключевых событиях дня.

Редакция не влияет и не несет ответственности за содержание мнений. Точка зрения редакции может не совпадать с точкой зрения авторов мнений.

«Башавтотранс» потребовал у министерства компенсаций за перевозку федеральных льготников

Государственный перевозчик «Башавтотранс» (БАТ, собственность республики) требует в арбитраже от Российской Федерации в лице министерства финансов России и управления Федерального казначейства по Башкирии (УФК) погасить убытки, понесенные ею в 2008-2010 годах в результате перевозки федеральных льготников. Ущерб в компании оценили в 228,7 млн руб. В минфине с претензиями не согласны. Юристы полагают, что исход судебного разбирательства может определить уже вступившее в силу решение суда о взысканию с минфина в пользу перевозчика аналогичных убытков за 2007 год.

Вчера на предварительных слушаниях в арбитражном суде республики государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» заявило о претензиях к Российской Федерации. Компания предъявила иск региональному управлению Федерального казначейства и минфину РФ о взыскании из бюджета 228,7 млн руб. за перевозку федеральных льготников в 2008–2010 годах. В заявлении «Башавтотранс» указал, что также просит признать «незаконным» бездействие ведомств по длительному погашению задолженности. По информации представителя компании в суде Гузель Мухамадеевой, в период 2008–2009 год компании были компенсированы из бюджета лишь 38% затрат на перевозку льготников, а в 2010-м году компенсаций не было вообще в связи «с изменением правил предоставления субвенций из бюджета России».

Смотрите так же:  Согаз уфа отзывы по осаго

По данным регионального отделения Пенсионного фонда РФ, в Башкирии в 2011 году насчитывалось более 387 тыс. федеральных льготников.

Компенсация выпадающих доходов из-за перевозки пассажиров, пользующихся льготами, предусматривалась в соглашениях, которые «Башавтотранс» заключал с министерством строительства, архитектуры и транспорта республики (в 2010 года было реформировано в госкомитет по транспорту). Мотивируя исковые требования компании, госпожа Мухамадеева сослалась на постановление пленума Высшего арбитражного суда РФ, по которому ответчиком по взысканию «убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей», признавалась «Российская Федерация в лице министерства финансов». Претензии к управлению казначейства в «Башавтотрансе» объясняют «незаконными» действиями ведомства. «В ноябре 2011 года „Башавтотранс“ обратился о возмещении убытков, но на сегодняшний день требование не было исполнено»,— сказала госпожа Мухамадеева.

В казначействе и минфине с исковыми требованиями не согласны. Их представитель в суде Рустам Загидуллин заявил, что иск направлен к ненадлежащему ответчику, так как «дофинансирование убытков не входит в компетенцию» этих ведомств. В минфине считают, что «Башавтотранс» должен доказать наличие убытков «первичными документами» — билетами и талонами на проезд. Кроме того, в ведомстве недоумевают, почему «зная суммы субвенций и ежегодно терпя убытки, компания все-таки заключала новые соглашения о перевозке льготников», тем более что «ни Российская Федерация, ни республика ей их не навязывали». Представитель госкомпании на это заметила, что кроме получения прибыли, «Башавтотранс» по своему уставу «осуществляет социальные функции» как государственное унитарное предприятие.

По существу процесс должен начаться 17 апреля.

Генеральный директор «Башавтотранса» Алексей Клуг рассказал вчера „Ъ“, что поводом для взыскания убытков стало вступление в силу решения по аналогичным претензиям к минфину за 2007 год. В октябре 2011 года госперевозчик выиграл в трех инстанциях арбитража иск к РФ на 62,3 млн руб. «После положительного для нас решения, мы подали иск о компенсации выпадающих доходов по другим годам»,— отметил господин Клуг. Он не исключил возможности направления такого же иска по итогам 2011 года.

В госкомтрансе, который привлечен к процессу в качестве третьего лица, вчера от комментариев отказались.

Эксперты полагают, что суд может принять во внимание решение суда по взысканию убытков в пользу перевозчика, которое уже вступило в силу. По мнению юриста арбитражной практики юридической фирмы «Результат» Дины Кручининой, «судебная практика по аналогичным искам может определить исход судебного разбирательства». «Истцы, скорее всего, обратят внимание суда на вступившее в законную силу решение по предыдущему иску, и тогда у суда появляется возможность идти по пути наименьшего сопротивления. Тем более, что мнение трех судебных инстанций в пользу перевозчика было идентичным»,— отмечает эксперт.

Учет компенсации за перевозку льготников

Предприятие — плательщик ЕН группы 3 (ставка 5 %) осуществляет городские автобусные пассажирские перевозки и имеет право на получение дотации из местного бюджета в качестве компенсации предоставленного бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Включается ли эта дотация в доход плательщика ЕН?

Компенсация проезда льготников В соответствии со ст. 29 Закона об автотранспорте 1 органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию в соответствии с законом . Виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказом, в котором определяется порядок компенсации автомобильным перевозчикам убытков от этих перевозок на маршрутах общего пользования (ст. 37 Закона об автотранспорте).

1 Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Так, во исполнение указанных норм местные органы должны разрабатывать программы компенсации убытков автоперевозчиков за счет бюджетных средств, а также утверждать порядки их получения.

Такие расходы местных бюджетов проводятся за счет субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты в соответствии с Порядком финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета, утвержденным постановлением КМУ от 04.03.2002 г. № 256 (ст. 102 БКУ 2 ).

Кроме того, дополнительным источником компенсации льготных перевозок отдельных категорий граждан могут быть средства городского бюджета (ст. 91 БКУ).

Как правило, порядком получения компенсации предусмотрено, что возмещение компенсационных выплат производится на основании договоров о возмещении перевозки отдельных льготных категорий граждан, заключенных между перевозчиком и распорядителем бюджетных средств. Такие договоры требуют от автоперевозчиков вести учет поездок льготных категорий граждан, которым в соответствии с законодательством предоставлено право льготного проезда.

При этом порядками разных местных органов может быть предусмотрен учет таких перевозок на основании данных статистической отчетности, по талонной системе (льготники получают одноразовые талоны на проезд) и т. п. На основании имеющихся данных готовят расчеты выполненных объемов перевозок льготных категорий населения и убытков от них, которые подают в соответствующий орган для возмещения суммы убытков (договором может быть предусмотрена подача и других документов). Далее при выполнении условий договора перевозчики получают на расчетный счет компенсацию.

Единый налог Нужно ли включать суммы полученной компенсации в доход, который облагается ЕН, предприятию на упрощенной системе налогообложения? Фискальные органы, как правило, настаивают, чтобы любые поступления на счет или в кассу единщика облагались ЕН на основании п.п. 2 п. 292.1 НКУ. Например, такого подхода они придерживаются в категории 108.01.02 ЗІР в отношении страхового возмещения, полученного от страховой компании.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Средства, которые перевозчики получат из бюджета, компенсируют их убытки (расходы) , то есть формально не являются оплатой проезда льготников вместо них самих. Иными словами, можно утверждать, что такие суммы не относятся к выручке за предоставленные услуги.

Вместе с тем, у получателей бюджетных денег есть еще один козырь в рукаве —п.п. 4 п. 292.11 НКУ .

ЦИТАТА . «292.11. В состав дохода, определенного настоящей статьей, не включаются:

4) суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в рамках государственных или местных программ ;
»
(извлечение из п. 292.11
НКУ )

Именно эта норма стала для налоговиков основанием для вывода о том, что суммы компенсации расходов (убытков) на проезд льготников, которые получают автоперевозчики-единщики, не включаются в их единоналожный доход, — об этом речь идет в ИНК ГФСУ от 31.10.2017 г. № 2454/6/99-99-12-02-03-15/ІПК . Фискалы согласны с тем, что сумму компенсации расходов на льготный проезд можно не включать в доход на основании п.п. 4 п. 292.11 НКУ, но отмечают, что:

  • её выделение должно быть одобрено местным советом на текущий год;
  • предприятие должно выполнить условия для её получения.

Причем в данной ИНК фискалы ответили перевозчику, что право не включать в доход сумму компенсации у него будет:

  • если решением городского совета в распределении расходов бюджета города предусмотрены расходы по КПКРК 1513035 «Компенсационные выплаты на льготный проезд автомобильным транспортом отдельным категориям граждан»;
  • при наличии заключенного договора с уполномоченным органом;
  • при наличии соответствующих подтверждающих документов об объемах предоставленных на льготных условиях услуг гражданам (в частности, книг учета расчетных операций, ведомостей учета реализованных разовых билетов, отчетов об осуществлении пассажирских перевозок на маршрутах общего пользования в режиме маршрутного такси, отчетов о расходах от льготных перевозок отдельных категорий граждан в режиме маршрутного такси и т. п.).

Считаем, что наличие перечисленных подтверждающих документов нужно только в том случае, если это предусмотрено порядком получения компенсации, утвержденным отдельным местным органом, и/или договором. Как уже было сказано, в каждом населенном пункте могут быть предусмотрены свои правила получения компенсации, а ИНК была адресована одному налогоплательщику. Кроме того, считаем, что налоговики не могут требовать оформлять документы, составление и заполнение которых не обязательно согласно законодательству для отдельного перевозчика. Факт поступления компенсации на текущий счет говорит о том, что перевозчик выполнил условия её получения согласно порядку и/или договору. Но важно, чтобы эти средства были выделены как отдельная статья расходов бюджета, а не, к примеру, поступали в рамках каких-либо донорских программ гуманитарных организаций и т. п.

Учитывая «шаткий» статус получаемой компенсации, в этой ситуации не лишним будет получить ИНК. Судя по всему, рассчитывать на хороший ответ вы можете.

Уровень компенсации Укрзализныци за перевозку пассажиров-льготников не достигает и 15%

«За 11 месяцев 2017 года «Укрзализныця» пригородными поездами перевезла пассажиров льготных категорий на сумму почти 382 млн грн, а компенсаций получено лишь 56 млн, или 14,8% от необходимого. Причем есть некоторые регионы-аутсайдеры, которые почти не компенсируют расходы железнодорожникам: город Киев и область – 0% компенсации, Ивано-Франковская область – 1,7%, Черновицкая область – 1,8% и т. д.», – рассказал и. о. председателя правления ПАО Евгений Кравцов. Для ликвидации задолженностей «Укрзализныця» создает специальный счет для аккумулирования средств от компенсации за перевозку льготников, в связи с чем руководство компании обратилось с призывом к местным органам власти о партнерстве и полной компенсации перевозчику его расходов за перевозку пассажиров льготных категорий.

При этом в «Укрзализныце» заявили, что гарантируют прозрачное и целевое использование средств, которые поступят из местных бюджетов, и направят их исключительно на обновление и модернизацию подвижного состава. Как отметил Е. Кравцов, УЗ готова по аналогии со средствами, которые поступают в компанию от индексации тарифов на грузовые перевозки, открыть специальный инвестиционный счет, на котором будут аккумулироваться средства от компенсации за перевозку льготников и средств, которые должны выделяться из местных бюджетов на обновление подвижного состава. «Компания будет их направлять исключительно на нужды пригородных перевозок, в частности на обновление и модернизацию подвижного состава, и публично отчитываться об их использовании», – заверил глава УЗ. Как сообщают в компании, несмотря на низкий процент возмещения расходов, «Укрзализныця» в этом году в модернизацию и капитальный ремонт электричек вложила уже 348,5 млн грн, восстановив 61 секцию, или 13 составов. Общий план 2017 года – восстановить 93 секции, или 18 составов на сумму 560,6 млн грн.

Столкнулись закон и рынок

В такой ситуации перевозчикам чаще всего приходится отстаивать свои права в суде, поскольку иного способа получить от государства положенную по закону компенсацию за перевозку льготников, фактически, не существует. Подобные дела до недавнего времени, как правило, решались в пользу пригородных компаний. Однако в июле был создан прецедент, который может прекратить эту практику: суд отказал транспортникам во взыскании с государства 7 миллиардов рублей за провоз льготников в 2009 году.

Участники рынка называют такое решение тревожной тенденцией, поскольку оно принято, несмотря на сложившуюся судебную практику, а также на указание федеральных властей, провозгласивших полную компенсацию перевозчикам стоимости проезда льготных категорий граждан основным принципом организации пригородного сообщения.

«Это очень плохой прецедент. В сложившейся практике получилось, что наши суды в данном случае стали выполнять экономическую функцию аудиторов. Такая ситуация вызывает тревогу. Если перевозчики повысят тарифы, с тем чтобы компенсировать выпадающие доходы от льготников, то это приведет к тому, что платежеспособное население пересядет на автомобили и существенно увеличит трафик в городе. А менее имущие граждане начнут всячески уклоняться от оплаты проезда. Это уже не говоря про тяжелые социальные последствия», — говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

«В решении суд высказал позицию, согласно которой взысканию подлежит не разница в стоимости обычных и льготных проездных документов, а затраты, связанные с перевозкой данной категории граждан, — говорит юрист одного из крупнейших железнодорожных перевозчиков ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Анастасия Ларина. — Однако судом не учтен тот факт, что, как правило, тарифы на перевозку населения для обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта устанавливаются ниже реальных затрат перевозчика. И в этом случае убытки, предъявляемые государству, могут быть гораздо выше. Что касается последствий таких судебных решений, то они очевидны — у перевозчика не останется иного, как предоставлять льготный проезд только в сумме ежемесячного норматива финансовых затрат на человека, который в 2014 году составляет 82 рубля в месяц».

Упрощенно механизм расчетов на практике выглядит следующим образом. Перевозчик заключает государственный контракт на бесплатную перевозку определенных категорий пассажиров. Стоимость контракта складывается из трех составляющих: нормативов месячных затрат на человека, числа льготников и доли участия компании в их перевозке. Норматив финансовых затрат, к примеру, в 2012 году равнялся 74 рублям. Умножаем его на количество льготников и получаем ту сумму, которую государство должно возместить перевозчику: 2,97 млрд рублей (к слову, фактически было компенсировано только 1,54 млрд рублей).

Однако эта сумма не имеет ничего общего с реальными затратами. Так, если каждый из льготников в месяц совершает не одну, а, скажем, десять поездок на электричке (а некоторые ездят и сорок раз), то размер компенсации должен возрасти в десять раз. Но как раз этого, как и дальность поездки, и установленный тариф на перевозку, существующая схема не учитывает, а значит, в бюджет просто не закладываются деньги на компенсацию реальных убытков.

Цифры впечатляют: по данным «Центральной ППК», доля льготных категорий от общего числа пассажиров составляет 28,02%, из которых 10,66% — федеральные льготники. Например, в 2013 году выпадающий доход от их перевозки составил свыше 3 миллиардов рублей, при этом государство компенсировало только 1,66 миллиарда.

«Одностороннее нарушение государством обязательств, возложенных на него законом, по полной компенсации расходов вынудит перевозчика прекратить оказание услуг в рамках государственного контракта. Ограничение льготных поездок будет со стороны перевозчиков вынужденной мерой, но осуществленной в рамках предоставленных гражданских прав», — отмечают в «Центральной ППК».

Чтобы и права пассажиров не нарушить, и компенсацию получить, нужно менять схему расчетов, считают участники рынка. И предлагают рассчитывать цену государственного контракта исходя из отчетов перевозчика за предыдущие периоды, учитывая при этом ежегодный прирост пассажирооборота. Это позволило бы сделать верный прогноз и заложить в федеральный бюджет необходимую для компенсации сумму.

«Государству нужно перестать себя обманывать. Во-первых, необходимо провести инвентаризацию льгот, т.к. не все они являются безусловными. Во-вторых, все льготы должны быть компенсированы из бюджета транспортным предприятиям в полной мере. Попытки применять какие-то сложные схемы компенсации и формулы расчета — это самообман. Транспортные компании не могут бесплатно возить значительное количество своих пассажиров», — добавляет Михаил Блинкин.

С данной инициативой компании-перевозчики неоднократно обращались в уполномоченные органы, но, к сожалению, безрезультатно. Эксперты, в свою очередь, предупреждают, что применение существующей схемы расчетов ставит под удар самые незащищенные категории населения: участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и инвалидов.

По информации мэрии Симферополя, из 30 действующих перевозчиков договоры о возмещении затрат на обслуживание льготников заключили только 20. В результате в 2015 году в бюджет было возвращено около 50 миллионов рублей, предназначавшихся городским перевозчикам. Ежемесячно на эти цели выделяется порядка трех миллионов рублей. У чиновников такая ситуация вызывает недоумение, ведь автотранспортные предприятия могли бы потратить деньги на содержание автобусов и увеличение фонда оплаты труда. К тому же представители отрасли продолжают утверждать, что стоимость проезда 12 рублей — экономически необоснованная и не покрывает даже половину их затрат.

— Сетования предпринимателей на низкие тарифы неуместны, и я призываю перевозчиков в максимально сжатые сроки заключить соответствующие договоры, — говорит заместитель главы горадминистрации Юрий Тур.

Аналогичная ситуация и в других городах республики. Например, в Ялте перевозчики тоже не хотят бюджетных денег. А из семи АТП договоры о возмещении затрат заключили только четыре.

Как оказалось, причин такой «благотворительности» несколько. Первая — отсутствие у транспортников полного пакета разрешительных документов. У многих из них истек срок действия договоров об обслуживании пассажиров, заключенных с администрациями городов еще при Украине. А новые конкурсы по распределению маршрутов по законодательству РФ еще не проводились: не готова законодательная база, разрабатывают которую местные парламентарии и министерство транспорта РК.

— Компенсация за провоз льготников — это бюджетные деньги. И если у перевозчика закончился срок действия украинского договора, а новый с горадминистрацией он заключить пока не может, значит, получить возмещение не удастся, — поясняет автоперевозчик Александр. — Мы не можем объяснить управлению труда и соцзащиты, на каком основании осуществляем деятельность, и ведомство просто отказывает нам.

Поэтому большинство маршруток вынуждены бесплатно возить льготников, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание проверяющих органов. А некоторые решили вовсе приостановить работу до прояснения ситуации с конкурсами.

— С 1 января 2016 года мои автобусы стоят на приколе в гараже из-за больших убытков, — рассказал «РГ» один из владельцев симферопольского АТП. — Я не смог получить компенсацию за провоз льготников с января по октябрь 2015 года. Еще одна причина — экономически необоснованный тариф на перевозку. А затраты постоянно растут из-за подорожания бензина, дизтоплива, запчастей. В итоге убыток предприятия за прошлый год составил около двух миллионов рублей.

Еще одна проблема — отток местных водителей в Краснодарский край и Ростовскую область, где более высокая заработная плата.

Минтранс РК подготовил проект республиканского закона об организации регулярных автомобильных перевозок автобусным и городским электрическим транспортом. Уже проведены предварительные обсуждения проекта закона с профильными ассоциациями и комитетом Госсовета Крыма. После того как парламентарии утвердят закон, в течение месяца будут изданы нормативные документы и подзаконные акты Совета министров — типовая конкурсная документация, порядок проведения конкурсов. Чиновники надеются, что уже в апреле будут проведены конкурсы на распределение маршрутов. Сами автоперевозчики считают, что это произойдет не раньше лета.

Помимо этого, автотранспортники уверены: вносить изменения надо и в постановление Совета министров РК N575 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан РК мер социальной поддержки на льготный проезд». В нем прописан алгоритм возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с перевозкой льготников. В основе — сложная формула, учитывающая выручку, а также соотношение платных и «бесплатных» пассажиров. Но не все перевозчики хотят показывать свою прибыль, да и определить реальное число «бесплатных» пассажиров тоже невозможно.

По мнению чиновников и автоперевозчиков, выходом из сложившийся ситуации могла бы стать монетизация проезда, уже произошедшая на материковой части РФ. Вместо права на бесплатный проезд льготники получают на руки наличные и рассчитываются, как все пассажиры. Но Крым пока не готов к таким экспериментам. В минсоцзащиты РК, изучив опыт других субъектов РФ, пришли к выводу, что сначала надо подсчитать количество льготников, перевозимых в маршрутках и троллейбусах, а уже потом разработать механизм монетизации проезда.

Медведев поручил проработать вопрос компенсации за перевозку льготников

РИАМО — 13 сен. Председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил дополнительно проработать вопрос компенсации убытков компаниям-перевозчикам за перевозку льготников.

«Некоторые категории льготников имеют право на бесплатный проезд в пригородных электричках. Здесь есть проблема. Деньги, которые мы выделяем из федерального бюджета, не покрывают расходы компаний-перевозчиков, поэтому нужно дополнительно проработать вопрос о том, как компенсировать перевозчику убытки в перевозке льготников», — сказал Медведев на совещании по вопросам развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, которое проходит во вторник на площадке моторвагонного депо «Подмосковная».

Как уточняется в пояснительном материале, в совещании принимают участие заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, губернатор Московской области Андрей Воробьев, мэр Москвы Сергей Собянин, а также руководители профильных корпораций.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»