Меню Закрыть

Требования к школе 21 века

Какой должна быть современная школа?

25 Декабрь 2014

Сегодня можно услышать множество обвинений в адрес системы среднего образования. Но новое время диктует свои требования к воспитанию личности.

Для достижения высоких результатов образования, школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, быстрым Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, а также условиями для занятий спортом и творчеством.

Современная школа, какая она?

Павел Шмаков – российский и финский педагог, создатель и директор школы СОлНЦе г. Казани.

Павел Панкин — директор школы № 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания.

Статья на тему:
Программа «Начальная школа XXI века»- ОТЗЫВ

В современной школе к выбору учеников и их родителей предлагается несколько учебных программ и учебных пособий. Как сделать правильный выбор, по какой программе будут обучаться ваши дети? В данном отзыве я расскажу о программе «Начальная школа XXI века», по которой работаю 11-ый год.

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, издательский центр «Вентана-Граф»

Отзыв составлен по результатам работы по УМК «Начальная школа XXI века»

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» уже 11-ый год. Считаю, что данный УМК сохраняет все лучшее, что накоплено в практике преподавания в начальной школе. Он гарантирует достижение положительных результатов в обучении и развитии детей. Это учебники и учебные пособия нового поколения отвечают требованиям современной школы и новым стандартам. Материал учебников изложен ясно, логически, формулировки определений доступны. Есть необходимое количество иллюстраций, схем, графиков. Очень важна направленность комплекта на здоровьесбережение: это проведение прогулок, экскурсий, уроков на природе (особенно на уроках по курсу «Окружающий мир»), сокращение объемов обязательных домашних заданий (больше по выбору). Комплект соответствует не только обязательному минимуму содержания образования, но и рассчитан на учеников, которые могут работать по программе, превышающей обязательный минимум, дает возможность учесть познавательные потребности продвинутых учащихся.

Одной из главных задач обучения остается формирование мотива учения, т.е. желания учиться, потребности получать новые знания. Этому способствует направленность комплекта на организацию творческой, коллективной деятельности. Например, при проведении обобщающего урока по разделу «Идет волшебница-зима» («Литературное чтение» организую выставку групповых рисунков. Дети называют авторов прочитанных произведений, защищают свои композиции, выделяют и читают отдельные эпизоды из прочитанных произведений, дают характеристику героям, оценивают их поступки. Ученики сравнивают разные произведения на эту тему, сопоставляют героев и их поступки разных произведений, рассказывают сказку с изменением лица рассказчика, создают собственные произведения на эту тему.

Задания и вопросы в учебниках рассчитаны на высказывание предположений, выбор альтернативных решений, вовлечение детей в обсуждение возникающих проблем. Например, «Математика, 3класс». Тема урока: «Сложение». Предлагаю решить примеры: 324+163=487, 453+268=721, 69+48= 117. Задаю вопросы: как каждый ученик выполнил сложение? Кому из учеников достался самый трудный пример, а кому – самый легкий?

Во 2 – 4 классах возрастает доля теоретических сведений по всем предметам, что позволяет решать достаточно интересные задачи, требующие коллективных рассуждений.

Хрестоматии и тетради на печатной основе к каждому предмету дополняют учебники. Они помогают организовать дифференцированную и индивидуальную самостоятельную работу учащихся с учетом особенностей подготовки каждого ребенка, его способностей и интересов. В тетрадях часто оказывается та или иная помощь ученикам, которая дает возможность выполнить достаточно трудные упражнения самостоятельно. Контрольные странички «Проверь себя» помогают детям самим проверить уровень своей обученности.

Данный комплект дает возможность сформировать у детей интерес к учебному процессу, конкретно к предмету, развивать познавательную направленность личности ребенка, его активность и самостоятельность, его отношение с окружающим миром – все это в дальнейшем определяет развитие и становление личности ребенка. Во время работы с учебниками у детей формируются и основные учебные умения и навыки.

Специальные виды упражнений позволяют воспитывать самостоятельность в выборе действий, развивать творческие способности, формировать умения самоконтроля. При проверке любой работы по русскому языку, литературному чтению, математике и другим предметам дети учатся контролю и самоконтролю: задают вопросы по содержанию, осуществляют проверку каждого этапа работы, обосновывают свое решение, получая простые навыки построения алгоритмов, определяют границы своего знания и незнания.

Заметную роль в воспитании у детей интереса к учению играют нестандартные уроки и широко представленные в учебниках занимательные упражнения. Это задачи на смекалку, ребусы, кроссворды, логические вопросы, головоломки.

Работая с учебниками и другими пособиями комплекта (таблицы, тетради, хрестоматии), учащиеся выполняют довольно много практических заданий. Например, в учебнике «Математика. 3 класс» есть задание: «вырежи квадрат, длина стороны которого 6 см. Перегни его по одной из диагоналей. Является ли диагональ его осью симметрии?». Или, например, такое задание: «с помощью весов определи массу: учебника математики; ручки; яблока; апельсина». Мне кажется, все это имеет прямое отношение к подготовке детей к жизни.

Детям предлагается очень много творческих заданий (сочинение сказок, рассказов, загадок, стихотворений, рисование иллюстраций к произведениям). При их выполнении ребята проявляют оригинальность, самостоятельность, не повторяют образец. Такие задания развивают у детей память, воображение, мышление, умение создавать новые оригинальные образцы и их детали.

В учебниках и тетрадях комплекта «Начальная школа XXI века» особое внимание уделяется развитию эрудиции детей, их познавательных интересов. Содержание прочитанного вызывает у детей эмоционально-полжительнное отношение (удивление, радость открытия). Так, Юля Попова в отзыве на рассказ А.П.Чехова «Каштанка» пишет следующее: «Рассказ А.П.Чехова «Каштанка» мне понравился потому, что это рассказ о настоящей преданности и верности собаки людям, которые её воспитали».

По мониторингу учителей среднего звена ученики отличаются внимательностью друг к другу и окружающим. Любят читать, являются постоянными посетителями библиотеки, принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места. Им нравится учиться.

Уровень образования начальной школы 21 века

Конечно, возможно начальная школа 21 века слишком требовательна к первоклассникам, но это вполне обоснованно, ведь уровень образования растет с каждым днем, а вместе с ним и требования к первоклассникам школьной деятельности. Не пугайтесь, когда Вам предоставят список требований, просто по результатам первого тестирования ребенка, определят в соответствующую группу по успеваемости.

Не зря существуют несколько параллельных классов, каждый из них подразумевает определенный уровень ребенка. Например, в А классе ребенок умеет читать, писать, знает буквы и цифры еще при поступлении, а по степени снижения букв, уменьшаются и требования к потенциальному первокласснику. В каждый параллельный класс наберется достаточное количество детей, так что переживания тут бессмысленны.

Образование получит каждый ребенок, но необходимо быть готовым к тому, что при желании отдать ребенка в более развитую группу, необходимо обучить его достаточному уровню знаний при поступлении. Есть классы, которые принимают детей вообще не знающих ничего, при этом просто доступно говорящих, это не значит, что ребенок не будет зачислен. Готовьтесь также к тому, что в большинстве школ сегодня преподают дисциплину – информатику, то есть ребенок еще с начальных классов учится работе на компьютере в своеобразной игровой форме, поэтому стоит оснастить его в домашних условиях достойной техникой для проведения домашнего задания.

В большинстве случаев для выработки дисциплины, начальная школа 21 века требует обязательного соблюдения правил формата школьной формы и дисциплинированности в правилах пунктуальности, а также ведения личной гигиены и опрятности. Следите за тем, чтобы Ваше дитя было снабжено в школе влажными салфетками, губкой для обуви, при этом обязательно должна присутствовать сменная обувь и спортивная (для проведения занятий по физической культуре). Это все знакомо каждому родителю, но при этом немного усложнились требования, однако в скором времени Вы будете благодарны педагогам за это. Особенно оценить такие труды можно будет в институтские годы, где данные правила еще более суровы и ребенок будет достаточно адаптирован к такой постановке вопроса, что позволит уделять больше времени новым предметам, а не привыканию к новой системе требований образовательного процесса.

Уделяйте время своему ребенку еще в дошкольные годы и проблем не возникнет. Если Вы вкладывали любовь и достаточное количество свободного времени своему чаду, то ребенок покажет только лучшие показатели и тем самым превознесет Вас как родителя в глазах педагогического персонала. Уверенны, что каждый ребенок будет достойно образован и обучен всем необходимым по школьной программе дисциплинам, не зависимо от того, где расположена школа (в каком регионе страны).

Программы начального образования: важны школа и учитель

Впрочем, слово «программа» сейчас употребляется все реже.

— Нет разных программ начальной школы, — говорит Татьяна Хотылева, завуч начальной школы гимназии №1540 . — Основа всего – это Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он определяет содержание программы обучения в начальной школе, цели, которые перед собой ставит эта программа, и результаты, которые должны быть достигнуты при обучении. Поэтому учебно-методические комплекты (УМК, по старому – учебники и методические, дидактические материалы) представляют собой разные вариации на тему одной и той же программы. Разумеется, они отличаются друг от друга: в них входят учебники разных авторов, и разные УМК рассчитаны на разный уровень освоения образовательной программы начальной школы.

Чтобы получить право на жизнь, образовательная система и учебно-методические комплекты должны получить одобрение Министерства образования и науки России и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). Приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 года № 93 одобрены две образовательные системы – традиционная и развивающая. Каждая из них объединяет определенные учебно-методические комплекты. Их отличия проявляются в способах подачи информации и организации учебной деятельности, а также в количестве дополнительных сведений.

Смотрите так же:  Приказ по переливанию крови 183

На сегодня соответствующими ФГОСам признаны:

УМК традиционной системы обучения

— «Начальная школа XXI века»;

— «Перспективная начальная школа»;

УМК развивающей системы обучения :

Программа общего развития Л.В.Занкова с 2014 года из упомянутого списка исключена. Не входят сейчас в федеральный перечень и такие программы, как «Школа 2000» и «Школа 2100».

— Каждой из программ соответствует определенный учебно-методический комплект. Все современные комплекты учебных пособий разрабатываются с учетом требований ФГОС. В нем перечислены планируемые результаты освоения программы начального образования: предметные и метапредметные, личностные достижения, которыми владеет выпускник начальной школы, — замечает Анна Рябцева, заместитель директора начальной Ломоносовской школы . — Решение, какой именно УМК выбрать, принимает методический совет школы, опираясь на опыт использования УМК и учитывая требования государства: «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» и перечень организаций, выпускающих учебные пособия.

— Сегодня нет такого УМК, про который можно было бы сказать, что он лучший, — считает Татьяна Хотылева. — Когда школа выбирает, по каким из них работать, она ориентируется на контингент детей, которые приходят учиться, и на их возможности. В одном классе ученики по-разному усваивают знания не потому, что кто-то плохо подготовлен, а просто потому, что у каждого человека есть индивидуальные особенности. Родителям надо четко понимать, что комплектов учебников, которые подходили бы всем детям, нет.

Достоинства и недостатки

Какие же учебно-методические комплексы входят сейчас в федеральный перечень и чем они отличаются друг от друга?

— Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

— Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

— Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

— Математика. Моро М.И. и др.

— Окружающий мир. Плешаков А.А.

По этой программе учится уже несколько поколений школьников. Она позволяет хорошо отрабатывать умение считать, читать, писать. По ней неплохо учатся даже весьма средне подготовленные к школе дети. В курсе математики в равных пропорциях отрабатываются навыки вычисления и умение логически мыслить, в курсе русского языка большое внимание уделено развитию устной, письменной речи и грамотности.

Преимущества: Все учебники написаны по привычной для родителей и старшего поколения схеме, потому объяснить ребенку то, что он пропустил или не понял на уроке, взрослым членам семьи будет совсем нетрудно. В учебниках четко выделены стандартные (базовые) задания и задания повышенного уровня сложности.

Недостатки: Для хорошо подготовленных к школе детей программа может показаться слишком простой. На уроках, особенно в первой половине учебного года, такие первоклассники могут откровенно скучать.

Мнение родителей: судя по отзывам в интернете , многие мамы и папы отмечают, что эта программа близка к традиционной, по которой они когда-то учились, учебники составлены грамотно, выдержана логическая последовательность тем. Нарекания вызывает, в основном, такой предмет, как «Окружающий мир». В течение учебного года ученик должен сделать множество проектов, в подготовке которых самое активное участие должны принимать родители, иначе первоклассник просто не уложится в отведенное на проект время.

«Начальная школа XXI века»

— Обучение грамоте и чтению. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

— Русский язык. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

— Литературное чтение. Ефросинина Л.А.

— Математика. Рудницкая В.Н.

— Окружающий мир. Виноградова Н.Ф. и др.

Программа поощряет учеников размышлять, фантазировать, для этого выпущены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир». По ней комфортно будет учиться эрудированным, но долго привыкающим к новым условиям детям.

Преимущества : представляет собой щадящий вариант обучения, предусматривает долгий период привыкания первоклашек к новым условиям.

Недостатки: в учебниках много заданий, но практически нет объяснений, как их выполнять. Так что вариантов действий два: или ребенок додумается до всего самостоятельно, или ему все объяснят родители. Как вы понимаете, чаще всего сюжет развивается по второму варианту.

Мнение родителей: многие папы и мамы отмечают непоследовательность в подаче информации. Сетуют они и на объемные задания. К плюсам они относят упор на чтение, грамотность и письмо, а также то, что не придется придумывать, «как выглядит мир глазами кузнечика». Радует взрослых и программа по чтению – классика, которую в том же возрасте читали родители.

«Перспективная начальная школа»

— Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

— Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

— Литературное чтение. Чуракова Н.А.

— Математика. Чекин А.Л.

— Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

По мнению специалистов, больше подходит для малокомплектных сельских школ, где в одном помещении одновременно занимаются ученики 1-4 классов. Развивает навыки самостоятельной работы, обучающиеся по ней первоклассники быстрее начинают бегло читать, писать и считать.

Преимущества: программа по силам любому ребенку. Предполагается работа на уроке в малых группах, что учит детей взаимодействовать с одноклассниками и совместно решать поставленные перед ними задачи.

Недостатки: программа не имеет продолжения в средней и старшей школе. Отучившемуся по этой программе четыре года и привыкшему к определенному способу изложения той или иной проблемы пятикласснику придется привыкать к совершенно другой методике.

Мнение родителей : некоторые мамы и папы отмечают эту особенность программы как большой «плюс», но большинство все-таки относят ее к существенным недостаткам: много заданий подразумевают проведение опытов и экспериментов с помощью взрослых во внеурочное время. Если родители загружены работой, а бабушки и дедушки далеко, у ребенка появляются трудности с выполнением домашних заданий. Недовольны родители также и тем, что в текстах для чтения много современных авторов при минимуме классики.

— Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс).

Программа больше гуманитарной направленности, сделан упор на творческое развитие ребенка, так, например, есть задания сочинить сказку, создать к ней иллюстрации. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и работу в группе.

Преимущества : в учебниках содержатся как задания рассчитанные на базовый уровень знаний, так и творческо-поисковые. Хорошая подборка текстов в учебниках по русскому языку и чтению. Новые темы сопровождаются цветными графиками, схемами, много иллюстраций. Предметы связаны друг с другом: читая рассказы Носова, ребенок вместе с его персонажами решает задачи, изучая животных, живущих в тайге, пишет по этой теме изложение.

Недостатки: для хорошо подготовленных к школе детей программа может оказаться слишком простой.

Мнение родителей : родителей радует, что со своими проектами ребенок может справиться самостоятельно, без помощи родителей. Правда, многим эта программа кажется поверхностной и простоватой, за что ее и ругают.

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

— Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В., Петерсон Л.Г.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

Программа делает упор на развитие логики, математического мышления. На уроках обучения грамоте много внимания уделяется речевому этикету, а на уроках русского языка — произношению слов, их правильному употреблению в речи.

Преимущества : в учебниках много развивающих заданий, детей просят сравнить, доказать, подумать, вспомнить, найти. Для любознательных учеников есть раздел «За страницами учебника», две книги для чтения «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».

Недостатки : По предмету «Окружающий мир» предусмотрено много докладов и презентаций, которые первоклассник не сможет сделать самостоятельно, так что родителям придется потрудиться. Учебники перескакивают с темы на тему, трудно понять логику их подачи.

Мнение родителей : критикуется непоследовательность изложения тем, а также немногочисленность текстов для чтения. Среди достоинств отмечается наличие классики. Все родители сходятся во мнении, что программа рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную работу после уроков. Правда, одни мамы и папы считают это обстоятельство большим плюсом, а другие за то же самое программу нещадно ругают.

— Букварь. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.

— Русский язык. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.

— Литературное чтение. Матвеева Е.И.

— Математика. Александрова Э.И.

— Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Авторы хотят сформировать у детей теоретическое мышление: научить их выдвигать гипотезы, искать доказательства, а не заучивать преподнесенную на блюдечке информацию. От ребенка требуется быть внимательным к деталям, усидчивым, уметь обобщать разрозненные сведения. Подойдет тем родителям, которые хотят развивать у ребенка аналитические способности и умение нешаблонно мыслить.

Преимущества : в система Эльконина-Давыдова упор делается не на результат (усвоенные знания), а на способы добывания знаний. Ученик может что-то забыть, но должен знать, где и при помощи чего восполнить пробел в знаниях. Оценивается и поощряется буквально каждое усилие ученика.

Недостатки: предельно сложный уровень преподавания. Грамотных учителей, умеющих работать по такой программе, мало, а родители, учившиеся по традиционной системе, не всегда могут помочь детям в выполнении домашних заданий.

Мнение родителей : программа не для среднего учителя. Если педагог хорошо владеет этой оригинальной методикой, дети, у которых не было мотивации к учебе, начинают ходить в школу с интересом. За это программу хвалят. Но в то же время тем, кто обучался по традиционной программе, очень трудно в ней разобраться. А так как родителям приходится очень много заниматься с ребенком дома, эти сложности вызывают многочисленные нарекания со стороны мам и пап. Не зря родители говорят, что программа подходит для детей, которые могут учиться самостоятельно.
Критерии выбора

Смотрите так же:  Приказ создания комиссию по сокращению

В интернете настоятельно советуют, выбирая школу и учителя, обратить внимание на программу обучения. Но специалисты считают, что последнее обстоятельство далеко не самое главное.

— Сейчас больше всего востребованы УМК «Школа России», «Начальная школа XXI век» и «Перспектива», но принципиальных отличий между ними и другими традиционными УМК нет, — говорит Анна Рябцева. — ФГОС устанавливает требования к образовательному процессу так, чтобы ребенок не только воспроизводил то, что сообщил ему учитель, но и умел добывать знания, потому развивающие задания и задания повышенного уровня сложности сейчас есть в любом УМК. Учитель так выстраивает работу на уроке, чтобы ученик сам открывал новые знания, осознавал учебную задачу, планировал и оценивал свои действия.

— Действительно, самый популярный и самый известный УМК – «Школа России». По нему работают, наверное, 90% российских школ, — вступает в разговор Татьяна Хотылева . – В него входят учебники, которыми пользуются достаточно долго, они адаптированы к новым ФГОСам. Это учебники, по которым любой среднестатистический ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы. Достаточно популярен также УМК «Начальная школа XXI века», однако успешное обучение по нему возможно при хорошем уровне речевого развития ребенка. К сожалению, сейчас у многих детей есть логопедические проблемы и речевое недоразвитие. У них обучение по данному УМК может вызвать трудности, особенно если такие ученик не получат логопедической поддержки в школе.

Принципиально отличается от других УМК системы Эльконина-Давыдова. Это иная логика подачи информации, иная система построение самих учебников. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, педагог должен очень хорошо и в полном объеме овладеть методикой. Иначе результаты будут совсем не такими, как ожидают родители.

— Родителям стоит выбирать не систему обучения или комплект учебников, а прежде всего школу, — считает Анна Рябцева . — Если это школа со сложившимися традициями, стабильным педагогическим коллективом, ей можно доверять. Выбрав школу, познакомьтесь с учителем. Важно, чтобы ребенку было с ним комфортно. Во многих школах для углубленного изучения предметов вводят дополнительные курсы: иностранный язык, шахматы, музыка. В Ломоносовской школе, например, приоритетное направление работы – развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью авторской образовательной технологии «ИнтеллекТ».

— С одной стороны, идти надо к учителю. Очень важно понять, насколько педагог учитывает возможности своих учеников, — продолжает Татьяна Хотылева . — Работая по одному и тому же УМК, один добивается результатов на грани фола, а другой – блестящей положительной динамики со всеми учениками своего класса. С другой стороны, блестящий учитель может заболеть, поменять место работы, а так как в начальной школе часто преподают молодые женщины, учительница может уйти в декрет или на больничный по уходу за ребенком. Как изменится тогда ситуация, как скажется это на детях?

Программа «Начальная школа XXI века» (ФГОС)

«Начальная школа XXI века» — это система учебников для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта — заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Систему учебно-методических комплектов (УМК) «Начальная школа XXI века» выпускает корпорация «Российский учебник» (издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ»).

Система учебников «Начальная школа 21 века» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

Русский язык.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
Технология. Автор: Лутцева Е.А.
Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
— Английский язык «FORWARD».Авторы:Вербицкая М.В.,Оралова О.В.,Эббс Б.,Уорелл Э.,Уорд Э.

Учебники системы УМК «Начальная школа XXI века» успешно прошли экспертизы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО) в 2010 году. Экспертные заключения, полученные в двух Российских академиях, содержат однозначный вывод, о том, что данная система обеспечивает выполнение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Качество обучения по программе «Начальная школа XXI века» проверено многолетним отслеживанием результатов практически во всех регионах Российской Федерации. Не случайно коллектив авторов «Начальной школы XXI века» был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.

Для авторского коллектива и издательства одной из приоритетных остается задача сделать работу учителя максимально эффективной, заранее предложив ему варианты решения проблем, возникающих в учебном процессе. В помощь педагогам на сайте издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» опубликован вариант основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, работающего по системе учебников «Начальная школа 21 века». Материал учебников, рабочих тетрадей и методических пособий нацелен на решение задач, стоящих перед начальным общим образованием на современном этапе развития общества. С самого своего возникновения в 1997 году основной дидактической идеей программы «Начальная школа 21 века» был системно-деятельностный подход. Дети, прошедшие обучение по данным учебникам, неизменно показывают хороший результат не только при итоговой аттестации и в педагогической диагностике, но и в международных педагогических исследованиях. В результате применения программы «Начальная школа XXI века» в учебном процессе осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Успешно формируются универсальные учебные действия. На материале данных учебников и сопровождающих их учебно-методических материалов учителя начальной школы могут успешно осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также системно работать над укреплением физического и духовного здоровья обучающихся.

Сформированность учебной деятельности школьника предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

УМК «Начальная школа XXI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.
1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).
6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

Система УМК «Начальная школа 21 века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

Программа «Начальная школа XXI века» всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования. Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования.

Смотрите так же:  Ярославль заволга нотариус

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Частные и государственные начальные школы Москвы: особенности обучения, возможности и качество образования

Начальное образование – основа всех знаний и успеха в будущем. Поэтому так важно выбрать качественную школу.

Выбирая школу, стоит узнать о программах адаптации: они сделают обучение легче, интереснее и эффективнее.

Обратите внимание на уникальную возможность изучать английский на профессиональном уровне с раннего возраста, с получением кембриджского сертификата.

Для быстрой адаптации и хорошей успеваемости ребенка в первом классе рекомендуется пройти подготовительные занятия.

Забота о здоровье и правильном физическом развитии учащихся – важнейшая характеристика хорошей начальной школы.

Чтобы платное обучение оправдало затраты, следует обращаться в проверенные школы.

Начальная школа – безусловно, один из важнейших периодов в жизни ребенка. Ведь именно от того, как пройдет этот этап, будет зависеть успех и достижения школьника в дальнейшем. Сегодня мы расскажем о возможностях начального образования в России и о лучших начальных школах.

Первые начальные школы появились еще во времена Петра I. Тогда они делились на несколько типов (цифирные, русские, адмиралтейские и др.) и были созданы по образцу европейской культуры. Массовая народная школа появилась уже позже – во время коренных преобразований с середины 19-го и начала 20-го века. Начальная школа в ее современном виде уже не раз претерпевала различные изменения.

Особенности начального образования в России

Отправляясь в начальную школу, ребенок не просто идет в новый неизведанный мир, но и меняет социальный статус. Именно в начальных классах ребенок учится дисциплине. Здесь расширяется его сфера взаимодействия с окружающим миром, выстраиваются новые границы, появляется потребность в самовыражении. От того, как пройдут первые годы в школе, будут во многом зависеть и дальнейшие результаты обучения. Школьник учится не только писать, считать, читать. На этом этапе закладывается его мировосприятие, основы познавательной мотивации, происходит становление самосознания и самооценка, развиваются творческие навыки, воображение, эстетическая и физическая культура.

На сегодняшний день в России есть трехлетняя и четырехлетняя начальные школы. Все больше специалистов считает, что четырехлетняя школа обеспечивает более благоприятную адаптацию ребят к учебе. Поступить в начальную школу можно как с 6, так и с 7 лет. В настоящее время есть тенденция полного перехода на 4 года начальной школы – это создает более комфортные условия для младших школьников, поддерживает их интерес к учебе и формирует более глубокие познавательные навыки. Кроме того, такой подход соответствует международным стандартам.

Нормативные документы

Качество начального образования в России регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями, вступившими в силу 19.05.2013 г.);
  • Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373);
  • Приказы о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г. и от 22.09.2011 г.);
  • Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Стандарт начального общего образования позволяет обеспечить единство образовательного процесса на всей территории нашей страны. В нем содержатся требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы, базисный учебный план, в который, в частности, был включен раздел «Внеурочная деятельность». Нормативные документы обеспечивают комфортную обстановку в процессе обучения и создают наиболее благоприятные условия для учебы.

Программы образования в начальной школе

В современной начальной школе предполагается две системы обучения – это традиционная и развивающая. В рамках традиционной системы изучается одна из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний». К развивающим относятся программы Занкова и Эльконина-Давыдова, однако и многие классические программы были настолько трансформированы, что уже могут считаться развивающими.

Вот некоторые особенности каждой из программ:

  • «Школа России» делает акцент на приобщение детей к традициям и культуре своей страны, духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории России, ее природе и т.д.
  • «Школа 2100» ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.
  • «Начальная школа XXI века» мягко адаптирует школьников к учебе. Обучение происходит в форме игры. Дети учатся сами добывать знания, дискутировать, обсуждать, анализировать.
  • «Гармония» – это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений как между детьми, так и между учителями и учениками. Включает в себя новые перспективные технологии обучения.
  • «Классическая начальная школа» построена на традиционных методиках, а вот «Перспективная начальная школа» идеально подходит для сельских школ, где в одном классе могут обучаться дети разных возрастов и уровней знаний.
  • В программе «Планета знаний» все задания носят развивающий характер. Дети становятся более самостоятельными, инициативными, учатся делать выводы и добывать информацию.
  • Программа Занкова имеет другую структуру. Во-первых, она создает доверительные отношения между учителем и учеником, которые общаются не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, культурных мероприятиях. Именно поэтому дети становятся хорошими собеседниками. Во-вторых, школьники сначала выполняют задания, а потом уже изучают теорию – причем познают и раскрывают ее самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе, считаются сложными, но при этом очень притягательными для детей.
  • А вот программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях, хорошо развивает мыслительные способности. Большая часть занятий проходит в классе, дома дети отдыхают. Программа очень насыщенная, и в нашей стране не так много педагогов, которые умеют по ней работать.

Типы (виды) начальных школ

Начальные школы можно разделить как по направленности (углубленное изучение определенных предметов – например, иностранных языков или математики), так и по формату – частные или государственные. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес к частным школам по-прежнему остается высоким, многие родители считают, что именно частные школы способны дать более качественное образование. Так ли это – давайте разберемся.

Частное образование не случайно считается более престижным. В первую очередь, оно имеет главное преимущество – детей в классе намного меньше, а это значит, что преподаватель может уделить больше внимания каждому ученику. Часто частные школы имеют свою направленность и предлагают редкие программы. В таких школах создается более комфортная обстановка, предоставляются широкие возможности для всестороннего развития способностей ребенка, его творческого раскрытия. Благоприятный микроклимат способствует лучшей учебе. В штате частных школ обычно работает детский психолог и логопед, проводятся регулярные медицинские осмотры, есть своя столовая, предлагающая разнообразное и полезное питание, а сами классы, здание, залы отвечают самым современным и высоким требованиям качества и безопасности. Такие школы хорошо охраняются. Здесь заботятся не только о том, чтобы ребенок получил нужные знания в соответствии с программой, но и чтобы он рос здоровым и активным.

Единственный минус – за любую частную школу нужно платить, и суммы порой складываются немаленькие.

Государственная школа

Государственные школы бесплатны, однако и условия здесь обычно отличаются в худшую сторону. Количество учеников в классах порой достигает 30 или даже больше человек, поэтому учитель физически не может уделить должное внимание каждому ребенку. Государственные школы прошли испытание временем, их учебная программа и план строго соответствуют стандарту, а дети получают разностороннее образование. Но большой поток учащихся превращает процесс учебы в конвейер. Дополнительные секции и услуги предоставляются платно.

Качество образования в начальной школе

При сравнении частных и государственных начальных школ крайне актуальным является вопрос качества образования. В связи со спецификой образовательного процесса первого этапа это понятие включает в себя не только оценку базовых навыков, таких как умение читать, писать, но и принципиальных личностных характеристик, которые в дальнейшем обязательно отразятся на успешности учащегося. Среди них – дисциплина, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход, воображение. При формальном подходе к обучению, который обычно практикуется в государственных школах, развитие этих ключевых личностных характеристик – вторичный процесс, и это зачастую отрицательно сказывается на успешности школьников в дальнейшем. В частных же учебных учреждениях практикуется личностный подход. В этом случае ребенок не только получает необходимые знания, но и развивает свои способности к познанию мира. Во многом – это достигается за счет применения творческого подхода к обучению, уникальных образовательных программ и методик, неформального общения педагога и ребенка, грамотной работы школьного психолога. Однако в этом есть и определенный риск. Так, некоторые родители отмечают, что при переводе из частной в государственную школу их ребенок на начальном этапе значительно отстает по уровню знаний от одноклассников. Однако это скорее исключение из правил. В большинстве случаев уровень образования детей из частных учреждений несколько выше, а сами дети значительно более мотивированы на получение знаний и нацелены на успех.

Какую школу выбрать для ребенка?

Итак, какую же школу выбрать? Рассмотрим основные плюсы и минусы частных и государственных школ: