Меню Закрыть

Пояснительная записка программы по сбо

Рабочая программа на тему:
Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке 5-9 классы,по ВОРОНКОВОЙ

Рабочая программа предназначенна для учителей СБО в школах VIII вида.Составленна в соответствии с требованием по составлению программ по ФГОС.

Предварительный просмотр:

Программа СБО 5-9классы. учитель: Ширяева О.Г

по социально — бытовой ориентировке для 5, 6, 7, 8, 9 классов

на 2016-2017 учебный год

Структура рабочей программы по СБО

предусматривает следующие разделы:

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание места учебного предмета, в учебном плане.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

5.Содержание учебного предмета.

7.Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

8.Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Рабочая программа по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов :

— Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально — бытовая ориентировка» авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;

— «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

— Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

-Программа соответствует Учебному плану школы, Сан Пину 2.4.2821 «Санитарно – эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», Постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №03-600 (зарегистрирован МинОстом Риссии 03.03.2011г. №22290)

— СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»),

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15СанПиН 2.4.2.3286-15″Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (вместе с «СанПиН 2.4.2.3286-15.Санитарно-эпидемиологические правила инормативы. «)(Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 N 38528).

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Цель курса социально – бытовой ориентировки: подготовка обучающихся,с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи предмета СБО:

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблю дательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии — тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

  1. Основное содержание предмета.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4—5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.). Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сдвоенные часы). Эти занятия требуют от учителя серьезной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии и зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии,

во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в VI классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (IX класс) следует закончить экскурсией в Сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вел экскурсию, вовлекая детей и беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения дает не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объем и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и др.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми раннее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии — повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т.д. Повторение учебного материала по изучае мой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из числа наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовывать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он дает учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассированием овощей или заправкой первого блюда. Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы

целесообразно вести разные формы учета. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Смотрите так же:  Общепризнанные принципы и нормы международного права как источники уголовного права

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Для проведения занятий и экскурсий в VI-IX классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным детям языком четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

(Программы для 5—9 классов с(к)оу VIII вида. Сб. 1 « ВЛАДОС».2000г.)

Направленность программы:- практическая.

2.Общая характеристика учебного предмета

Характерными особенностями учебного предмета являются :

* практико-ориентированная направленность содержания обучения;

* применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

* применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу :

воспитание положительных качеств личности ;

развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

* разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются : уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Рабочая программа по СБО (3 класс)

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Для обучающихся 3 класса .

Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-

ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),

Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе проекта ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Устав образовательной организации.

Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС;

Постановления Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986г. №4076-86″Санитарные правила устройства, оборудования,

содержания и режима специальных общеобразовательных школ -интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» ( с изменениями на 29.06.2010г.)

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у

них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психо физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

ознакомить обучающегося с элементарными базовыми сведениями социально-бытового характера.

развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности

формирование у обучающегося знаний и умений, способствующих социальной адаптации в обществе, безопасного поведения в социуме, в природе;

развитие коммуникативных качеств;

повышение общего уровня развития обучающегося, расширение его кругозора;

воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости.

2.Общая характеристика учебного предмета , курса.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. «Питание» — один из важнейших разделов, который решает нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

3.Место учебного предмета.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 8 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 17 часов в год или 0,5 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Рабочая программа по СБО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану КГС(К)ОУ «Змеиногорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п), Устава КГС(К)ОУ «Змеиногорская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», с учетом требований, установленных СанПиНами.
При проведении занятий по СБО осуществляется деление классов на подгруппы согласно списку класса, через одного учащегося.

Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид (издательство ВЛАДОС, 2000год под редакцией В.В. Воронковой). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Общая характеристика учебного предмета

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VIII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

Большое внимание на занятиях по СБО отводится эстетическому воспитанию учащихся, развитию их фантазии, художественного вкуса. Для воспитания этих качеств, в программу включен раздел «Вязание». Который является средством расширения профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к труду, способствует увлекательному заполнению досуга, создает условия для проявления самостоятельности, развивает художественный вкус, воспитывает терпение и приучает к аккуратности, дает возможность учащимся применять полученные навыки в области надомного труда. Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями и воспитателями.

Данный раздел разработан для учащихся 6-9 классов. Для выделения часов на тему «Вязание», были взяты часы с других тем.

6 класс

  • Культура поведения – 1 час.
  • Жилище – 3 часа.
  • Транспорт – 2 часа.
  • Медицинская помощь – 1 час.

7 класс

  • Одежда и обувь – 2 часа.
  • Транспорт – 2 часа.
  • Семья – 1 час.
  • Жилище – 2 часа.

8 класс

  • Одежда – 2 часа.
  • Семья – 1 час.
  • Жилище – 1 час.
  • Торговля – 1 час.
  • Средства связи – 2 часа.
  • Медицинская помощь – 1 час.
  • Учреждения и организации – 1 час.

9 класс

  • Личная гигиена – 1 час.
  • Одежда и обувь – 2 часа.
  • Семейные отношения – 2 часа.
  • Культура поведения – 1 час.
  • Жилище – 1 час.
  • Медицинская помощь – 1 час.

При обучении вязанию дети овладевают техническими навыками работы с крючком, у них закрепляются знакомые слова и фразы, формируется как средство общения диалогическая речь, развивается логическое мышление, память, закрепляется знание цвета, геометрических форм. Учебной задачей курса СБО является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-технического прогресса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. На уроках учитель способствует ориентировке учащихся в современном мире, применяет различные методы и приемы для благополучной адаптации учащихся и их успешной реализации после окончания школы.

Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания»*1.

Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.

I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.

На занятиях по СБО учащихся практически знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

  • формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
  • развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  • Воспитание позитивных качеств личности

Курс СБО изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по СБО знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Смотрите так же:  Какой штраф если нет прописки больше года

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.

Аудиторные формы организации занятий:

Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;
лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.

Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для каждого класса.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

В течение девяти лет обучения в школе учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

в сфере организации питания:

– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;
– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания;
– различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;
– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;
– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);
– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);
– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);
– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;
– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

в сфере ухода за телом:

– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
– мыть тело;
– мыть и расчёсывать волосы;
– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
– пользоваться дезодорантом;
– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

в сфере ухода за одеждой и обувью:

пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);
складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);
чистить одежду щёткой;
стирать одежду вручную и в стиральной машине;
гладить одежду;
выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);
зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;
чистить обувь;
сушить мокрую обувь;

в сфере ухода за жилищем:

– наводить порядок в помещении;
– застилать постель;
– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
– подметать и мыть, пол;
– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;
– пользоваться пылесосом;
– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);
– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.
– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;
– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.
– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;
– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
– правильно вести себя в учреждениях культуры;
– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;
– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;
– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.

Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:
– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);
– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.

Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.

Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.

Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:

– называть основные документы гражданина РФ.
– называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;
– оформлять документы (заявление, анкета);
– ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.

Тематическое планирование

5 класс

1. Введение – 1 ч.
2. Личная гигиена – 3 ч.
3. Одежда и обувь – 6 ч.
4. Питание – 12 ч.
5. Жилище – 2 ч.
6. Культура поведение – 4 ч.
7. Торговля – 2 ч.
8. Транспорт – 3 ч.

Практические работы.

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Заполнение почтового адреса на открытках, приготовление бутербродов, салата, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к чаю, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе; чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
  • Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.
  • Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
  • Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
  • Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
  • Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.
  • Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Учащиеся должны уметь:

  • Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.
  • Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
  • Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
  • Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
  • Писать адреса на почтовых открытках.
  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
  • Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.

6 класс

1. Личная гигиена – 4 часа
2. Одежда – 8 часов
3. Семья – 2 часа
4. Культура поведения – 5 часов
5. Питание – 14 часов
6. Жилище – 7 часов
7. Вязание – 7 часов
8. Транспорт – 4 часа
9. Средства связи – 8 часов
10. Торговля – 6 часов
11 Медицинская помощь – 4 часа

Практические работы

Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Варка макарон, картофеля, оформление готовых блюд. Написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков. Сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним. Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду, стирка и утюжка изделий из х/б и шелковых тканей; вязание изделий. Вязание изделий столбиками без накида по кругу.
Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.
  • Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
  • Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.
  • Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
  • Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
  • Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.
  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.
  • Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
  • Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
  • Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.
  • Слова, обозначающие понятия, указанные в программе. Название предметов и материалов, используемых в работе и действия с ними..

Учащиеся должны уметь:

  • Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами.
  • Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
  • Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.
  • Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.
  • Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
  • Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
  • Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду. Подшивать платья, брюки, рукава. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия.
  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.
  • Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру.
  • Выполнять образцы вязания. Уметь планировать последовательность и время выполнения работы.

7 класс

1. Личная гигиена – 2 часа
2. Одежда и обувь – 10 часов
3. Культура поведения – 4 часа
4. Питание – 13 часов
5. Транспорт – 4 часа
6. Семья – 2 часа
7. Вязание – 7 часов
8. Жилище – 6 часов
9. Торговля – 5 часов
10. Средства связи – 7 часов
11. Медицинская помощь – 5 часов
12. Бюджет семьи – 3 часа

Практические работы:

Разучивание тихих и подвижных игр. Ремонт разорванных мест одежды штопка, утюжка. Уборка помещений, чистка мягкой мебели, мытье окон. Изготовление несложных поделок, используемых в качестве подарка, сувениров. Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд, сервировка стола к обеду. Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность, заваривание травяного настоя. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка, стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины. Заполнение бланков на бандероль, упаковка бандеролей. Вязание изделий крючком.

Учащиеся должны знать:

  • Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья, санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
  • Некоторые тихие и подвижные игры.
  • Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, способы утепления окон, правила ухода за мебелью, правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме, правила содержания домашних животных и птиц.
  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила вручения и приема подарков.
  • Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами.
  • Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средства, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки ран и наложение повязки меры по предупреждению осложнений, правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении и вывихах.
  • Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа.
  • Особенности стирки цветного и белого белья. Правила пользования моющими средствами, устройство и правила пользования стиральной машиной. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки белья и одежды. Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды и виды оказываемых услуг, правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
  • Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов, стоимость отдельных товаров, приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
  • Перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки бандеролей.
  • Составные части бюджета семьи и их размер. Основные статьи расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
  • Названия видов столбиков. Названия материала, используемого на занятиях и тех изделий, которые сами вяжут.
Смотрите так же:  Полномочия премьер министра в парламентской республике

Учащиеся должны уметь:

  • Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.
  • Убирать жилые помещения, чистить мебель, мыть зеркала и стекла, утеплять окна.
  • Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
  • Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
  • Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины.
  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.
  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить белье и одежду.
  • Приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
  • Заполнять бланки на отправку бандеролей, составлять опись посылаемых предметов, упаковывать бандероли.
  • Подсчитывать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.
  • Легко и свободно вязать все виды столбиков, правильно начинать и заканчивать ряд, вязать квадрат с ровными краями.

8 класс

1. Личная гигиена – 2 часа
2. Одежда – 4 часа
3. Культура поведения – 3 часа
4. Семья – 5 часов
5. Питание – 14 часов
6. Жилище – 3 часа
7. Транспорт – 4 часа
8. Торговля – 3 часа
9. Вязание – 9 часов
10. Средства связи – 2 часа
11. Медицинская помощь – 5 часов
12. Учреждения и организации – 1 час
13. Экономика домашнего хозяйства – 12 часов

Практические работы:

Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, кремом; упражнения в одевании, купании, пеленании куклы, мытье детской посуды и игрушек. Выпечка печения, блинов, консервирование овощей, ягод; стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Упражнения в подсчете стоимости покупок, снятии показателей электросчетчика. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций; мытье кафельных стен, чистка раковин; упражнения в оказании первой помощи при ожогах, при обморожении, помощь утопающему. Вязание изделий крючком.

Учащиеся должны знать:

  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
  • Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка.
  • Способы и последовательность приготовления изделий из теста, консервирование овощей.
  • Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.
  • Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
  • Ассортимент товаров в различных спец. магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров.
  • Правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним, номера телефонов срочного вызова.
  • Правила и периодичность уборки кухни, санузла, моющие средства.
  • Основные автобусные маршруты, маршруты водного транспорта.
  • Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях, виды глистных заболеваний и меры предупреждения.
  • Основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
  • Название материала, используемого на занятиях, слова, обозначающие понятия, указанные в программе, и использовать их в речи.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.
  • Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.
  • Готовить изделия из разных видов теста, солить овощи, оформлять изделия.
  • Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
  • Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и платьев.
  • Выбирать покупку с учетом различных условий, подсчитывать стоимость покупок.
  • Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
  • Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.
  • Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.
  • Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, помощь утопающему.
  • Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. д; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки.
  • Ориентироваться в схемах вязания и вязать по ним с небольшой помощью учителя, отбирать нужный материал для работы.
  • Накрахмаливать, накалывать на ткань и оформлять салфетки.

9 класс

1. Личная гигиена – 2 часа
2. Одежда и обувь – 4 часа
3. Семья – 4 часа
4. Культура поведения – 3 часа
5. Питание – 13 часов
6. Жилище – 3 часа
7. Транспорт – 2 часа
8. Средства связи – 6 часов
9. Торговля – 4 часа
10. Медицинская помощь – 3 часа
11. Предприятия бытового обслуживания – 1 час
12. Вязание – 8 часов
13. Бюджет семьи – 4 часа
14 Трудоустройство – 11 часов

Практические работы:

Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Расчеты рационального ведения домашнего хозяйства. Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Выведение пятен. Правила сервировки праздничного стола, приготовление вегетарианского борща, правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами. Уход за больным: переодеть, умыть, чтение назначений врача в рецепте, листа-вкладыша к лекарствам; составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы и инструменты; упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера; заполнение бланков денежных переводов, на посылки. Экскурсии в сбербанк, ЖЭК (ДЭЗ) для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, расписки, докладной записки. Самостоятельное вязание изделий.

Учащиеся должны знать:

  • О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
  • Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.
  • Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
  • Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен.
  • Способы приготовления национальных блюд, правила сервировки праздничного стола.
  • Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.
  • Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным).
  • Учреждения и отделы по трудоустройству.
  • Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.
  • Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
  • Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера.
  • Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
  • Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
  • Слова, обозначающие понятия, указанные в программе.
  • Названия необходимых в работе материалов.

Учащиеся должны уметь:

  • Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.
  • Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
  • Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами.
  • Сервировать праздничные стол, готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста, составлять меню праздничного стола.
  • Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.
  • Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.
  • Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.
  • Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
  • Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода, упаковывать посылку.
  • Выполнять безошибочно филейное вязание по схемам.

Уметь планировать последовательность и время выполнения работы, находить и исправлять допущенные в вязании ошибки.

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Учитель должен проверить:

  • усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
  • может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
  • способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.

Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трех частей:

  • итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
  • Контроль уровня сформированности умений (контроль умений);
  • итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Критерии оценки достижения учащихся

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
  • самостоятельность ответа;
  • умение переносить полученные знания на практику;
  • степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Телевизор, DVD проигрыватель, учебные диски, демонстрационные материалы.
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, диагностические методики). Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа, журналы «Школьный психолог».

Список использованной литературы

1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО – 2000 год.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
3. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
5. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.
6. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
7. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
8. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3.
9. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.
10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.
11. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.
12. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954.
13. Иванов Е.С, Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.
14. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996.
15. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
16. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
18. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.
19. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
20. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1998.
21. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми //Дефектология. М., 1984. № 1
22. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.
23. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.

1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.
2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.
3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.
4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.
5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.
7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.
9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.
10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.
11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.
12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.
13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.
14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.
15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.
16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.
17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.
18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.
19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.
21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.
22. Янкелевич Е.И. Осанка – красивая, походка – легкая. М., 2001.