Меню Закрыть

Экспертиза продовольственных товаров книга

Криштафович, Пучкова, Жебелева: Товароведение и экспертиза продовольственных товаров

Аннотация к книге «Товароведение и экспертиза продовольственных товаров»

В лабораторном практикуме изложены методические указания по проведению экспертиз и оценке качества различных групп продовольственных товаров. Указаны материальное обеспечение каждой работы, подробные методики проведения исследований качества продовольственных товаров по органолептическим и физико-химическим показателям, приведены ситуационные задачи.
Для студентов высших учебных заведений.
2-е издание.
Под редакцией профессора В.И. Криштафович.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Экспертиза продовольственных товаров книга

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Товароведение продовольственных товаров

В учебнике рассмотрены классификация, ассортимент, кодирование, маркировка, органолептическая и объективная оценки качества продовольственных товаров в соответствии с особенностями их химического состава, используемыми сырьем и пищевыми добавками. Освещены проблемы обеспечения населения продовольствием и способы их решения. Особое внимание уделено вопросам организации хранения продовольственных товаров и мерам борьбы с потерями, а также оценке качества и гигиеническим показателям воды. Учебник может быть использован при изучении общепрофессиональной дисциплины ОП.02 «Теоретические основы товароведения» в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров растительного происхождения. Кондитерские товары, Галун Л.А., 2009

Товароведение и экспертиза продовольственных товаров растительного происхождения. Кондитерские товары, Галун Л.А., 2009.

Предлагаемое учебное пособие содержит необходимую информацию о разных группах кондитерских товаров. Особое внимание уделено также вопросам технологии товаров, выявления фальсификации, экспертизы их качества. Рассмотрено влияние технологии на формирование потребительских свойств кондитерских товаров, на их качество и сохраняемость.
В пособии приведена классификация кондитерских товаров и их характеристика. Подробно рассматриваются такие группы кондитерских товаров, как сахаристые и мучные.

КРАХМАЛ.
Основной представитель углеводов в питании человека -крахмал. Являясь важнейшим резервным углеводом растений, крахмал принадлежит к числу наиболее распространенных в растительном мире веществ. Он образуется в результате фотосинтеза в зеленых частях растений.

Крахмал и крахмалопродукты широко используются во многих отраслях пищевой промышленности: кондитерской, хлебопекарной, консервной, пищеконцентратной, молочной, мясной, а также в текстильной, бумажной, кожевенной, полиграфической, фармацевтической промышленности, в металлургии. в быту. Кроме того, крахмал и его производные применяют в химической промышленности при производстве сорбита, молочной кислоты, глицерина, ацетона, бутанола. лаков, различных пленок и т.д.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Ю. Сидоренко: Экспертиза продовольственных товаров: лабораторынй практикум

Аннотация к книге «Экспертиза продовольственных товаров: лабораторынй практикум»

В лабораторном практикуме изложены методы экспертизы качества основных групп продовольственных товаров, сгруппированных согласно учебной товароведной классификации. Приведены примеры экспертизы основных видов продовольственных товаров в каждой товароведной группе. Рассмотрены нормативная база, состоящая из основных нормативных документов, относящихся к данной товароведной группе, основные термины и определения, касающиеся технологии и оборота товаров данной товароведной группы. Приведены основные методы оценки по органолептическим и физико-химическим показателям товаров. Лабораторный практикум предназначен для студентов, обучающихся по специальностям 260504.65 «Технология консервов и пищеконцентратов», 260505.65 «Технология детского и функционального питания» и 260503.65 «Технология субтропических и пищевкусовых продуктов».

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Данные методические указания помогут студентам организовать самостоятельную работу по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы». Основными задачами, поставленными при выполнении самостоятельного задания являются: изучение ассортимента товаров на продовольственном рынке; изучение спроса и предложения определенных групп товара на рынке; анализ условий и методов хранения, реализации и отпуска товаров; изучение товарной информации. Предназначено для студентов очного и дистанционного обучения по специальностям 080401 — Товароведение и экспертиза товаров, 080301 — Коммерция.

Учебные издания

  • Издательская деятельность
  • Издания по годам
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999

Товароведение и таможенная экспертиза продовольственных товаров животного происхождения. Практикум

Е.Ю. Пятковская, А.В. Виноградова Товароведение и таможенная экспертиза продовольственных товаров животного происхождения. Практикум — Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2012. — 75 с. — 100 экз.

Практикум написан в соответствии с программой изучения дисциплины «Товароведение и экспертиза в таможенном деле и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности». В практикуме рассмотрены методы исследования, необходимые для приобретения практических навыков при проведении таможенной экспертизы.

Материал практикума излагается так, чтобы в процессе его использования была осуществлена оценка качества продуктов животного происхождения с учетом выявленных органолептических показателей и данных измерительного анализа. При описании методов проведения экспертизы приводятся характеристики качества пищевых продуктов животного происхождения в соответствии с нормативно-технической документацией.

Для студентов по направлению подготовки 036401 «Таможенное дело», специализации 036401.65 «Таможенный менеджмент».

Название : Товароведение и таможенная экспертиза продовольственных товаров животного происхождения. Практикум Скачать PDF (980.23 Кб)

ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА СЕРВИСА И ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Е. Архипов А.Н. Аршинова ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Коммерция (торговое дело)» Новосибирск

2 ББК А 87 Издается в соответствии с планом учебно-методической работы НГУЭУ А 87 Архипов А.Е., Аршинова А.Н. Товароведение и экспертиза товаров: Учебно-методический комплекс. Новосибирск, с. ББК Архипов А.Е., Аршинова А.Н., 2006 НГУЭУ,

3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Рабочая программа учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» по профессиональной подготовке для студентов специальности «Коммерция (торговое дело)» является основным нормативным документом, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания, уровню подготовки и методике освоения слушателями учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров», определенных государственным стандартом. Рабочая программа учебной дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» для студентов специальности «Коммерция (торговое дело)» является единой для разных форм обучения ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Товароведение и экспертиза товаров» предназначена для того, чтобы дать студентам специальности «Коммерция (торговое дело)» знания об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование у студентов понимания основополагающих характеристик товара, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи: четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость; установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы; систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования; изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации; управление ассортиментом организации; изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов; экспертиза качества товаров, выявление градации качества и дефектов товаров; информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя; товароведная характеристика конкретных товаров ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По окончании изучения дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» студенты должны: иметь представления о круге проблем, связанных с товароведением и экспертизой товаров; о существующих подходах к рассмотрению проблем показателей качества, ассортимента и конкурентоспособности продовольственных и непродовольственных товаров; об организации и порядке проведения и оформления экспертизы; знать нормативные документы, определяющие качество, маркировку, упаковку, транспортирование и хранение потребительских товаров; свойства и показатели ассортимента, управление ассортиментом, принципы формирования ассортиментной политики; гигиенические требования к качеству; ассортимент и качество потребительских товаров; методы проведения экспертизы потребительских товаров; идентификацию и фальсификацию товаров; методы контроля 3

4 качества товаров в процессе хранения, транспортирования и реализации; факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; структуру, назначение и правила маркировки товаров; организацию закупок, хранения, транспортирования и приемки товаров; уметь анализировать товарный ассортимент предприятия, формулировать ассортиментную политику; анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами; осуществлять оценку и экспертизу качества товаров; оформлять документы для целей сертификации товаров и услуг; проводить идентификацию и обнаруживать фальсификацию товаров на всех этапах товародвижения; разрабатывать мероприятия по предупреждению дефектов и потерь; осуществлять приемку товаров по количеству и качеству; составлять претензии на некачественные товары и ответы на претензии; осуществлять связи с поставщиками и покупателями, контролирующими органами; обеспечивать соблюдение правил и режимов транспортирования, хранения, реализации потребительских товаров, организацию складского хранения и сбыта продукции ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому. Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование тем 2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Лекции Очная форма обучения Количество часов Практическистоятель- Само- занятия ная Заочная форма обучения Количество часов Всего часов по теме Лекции Самостоятельная работа работа Всего часов по теме Тема 1. Товароведение: основные понятия, цели и задачи Тема 2. Методы товароведения Тема 3. Ассортимент товаров Тема 4. Качество товаров Тема 5. Информация о товаре Тема 6. Экспертиза: понятие, цели и задачи. Идентификация и фальсификация товаров Тема 7. Ассортимент, качество и экспертиза зерномучных товаров Тема 8. Ассортимент, качество и экспертиза вкусовых товаров Тема 9. Ассортимент, качество и экспертиза сахара, меда и кондитерских товаров Тема 10. Ассортимент, качество и экспертиза молочных товаров Тема 11. Ассортимент, качество и экспертиза мясных товаров Тема 12. Ассортимент, качество и экспертиза рыбных товаров Тема 13. Ассортимент, качество и экспертиза швейных и трикотажных изделий Тема 14. Ассортимент, качество и экспертиза обувных товаров

5 Окончание табл Тема 15. Ассортимент, качество и экспертиза товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения Тема 16. Ассортимент, качество и экспертиза канцелярских и школьно-письменных товаров Тема 17. Ассортимент, качество и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров Итого СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Товароведение: основные понятия, цели и задачи Объект, предмет, цели и задачи товароведения в области формирования и реализации товарной политики предприятия. Потребности человека, их классификация и роль в формировании ассортимента и качества товаров. Тема 2. Методы товароведения Методы товароведения. «Модель исходной ситуации» и жизненный цикл товаров. Связь товароведения с общенаучными и смежными дисциплинами. Основоположники научного товароведения. Тема 3. Ассортимент товаров Понятие, термины, виды, классификация, показатели ассортимента, методы их оценки. Принципы и методы формирования и управления ассортиментом. Тема 4. Качество товаров Понятие, термины, номенклатура показателей качества товаров. Уровень качества и конкурентоспособность товаров, методы их измерения и оценки. Факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров: маркировка, упаковка, транспортирование, хранение, реализация. Тема 5. Информация о товаре Требования, виды, средства информации о товаре. Маркировочно-справочная товароведная информация. Маркировочно-условная информация. Знаки соответствия. Эксплуатационные, предупредительные и экологические знаки. Тема 6. Экспертиза: понятие, цели и задачи. Идентификация и фальсификация товаров Понятие, виды, объекты, субъекты, цели и методы экспертизы. Идентификация и фальсификация товаров. Качественная, количественная, стоимостная и потребительская экспертиза. Особенности экспертизы отдельных групп потребительских товаров. Тема 7. Ассортимент, качество и экспертиза зерномучных товаров Сырье для мукомольной и крупяной промышленности. Экспертиза качества зерна. Производство и хранение крупы. Экспертиза качества крупы. Производство и ассортимент муки. Хлеб и хлебобулочные изделия. Бараночные и сухарные изделия. Макаронные изделия. Экспертиза качества макаронных изделий. Тема 8. Ассортимент, качество и экспертиза вкусовых товаров Группы вкусовых товаров. Пряности, приправы. Чай, кофе: производство, хранение и экспертиза. 5

Смотрите так же:  Образец бланка заявления в загс

6 Тема 9. Ассортимент, качество и экспертиза сахара, меда и кондитерских товаров Сахар-песок, сахар-рафинад: основные стадии производства, качество, упаковка и маркировка. Мед: классификация и ассортимент. Фальсификация меда. Кондитерские товары: сахаристые кондитерские товары, шоколад, какао-порошок, карамель, конфеты. Мучные кондитерские изделия. Тема 10. Ассортимент, качество и экспертиза молочных товаров Состав и потребительские свойства молока. Приемка и обработка молока на заводе. Ассортимент молока. Экспертиза качества молока и сливок. Молочные консервы, сухие молочные консервы, сухие молочные продукты детского питания. Масло и кисломолочные продукты. Мороженое. Тема 11. Ассортимент, качество и экспертиза мясных товаров Морфология и химический состав мяса. Классификация и маркировка мяса. Экспертиза качества мяса. Субпродукты. Мясо птицы. Колбасные изделия. Копченые продукты из свинины, говядины и баранины. Мясные консервы. Тема 12. Ассортимент, качество и экспертиза рыбных товаров Рыба как промышленное сырье. Химический состав мяса рыбы. Живая товарная рыба. Влияние холодильной обработки на качество рыбы. Товароведная оценка и экспертиза качества охлажденной рыбы. Соленые и маринованные рыбные товары. Сушеные, вяленые и копченые рыбные товары. Рыбные консервы и пресервы. Тема 13. Ассортимент, качество и экспертиза швейных и трикотажных изделий Требования, предъявляемые к швейным и трикотажным изделиям. Классификация и ассортимент швейных изделий. Экспертиза качества швейных изделий. Классификация и ассортимент трикотажных изделий. Экспертиза качества трикотажных изделий. Тема 14. Ассортимент, качество и экспертиза обувных товаров Потребительские свойства обуви. Кожаная, резиновая, валяная обувь: классификация и ассортимент, маркировка, упаковка и хранение. Экспертиза качества обуви. Тема 15. Ассортимент, качество и экспертиза товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения Ассортимент товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения. Экспертиза качества отдельных групп товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения. Тема 16. Ассортимент, качество и экспертиза канцелярских и школьно-письменных товаров Ассортимент, правила маркировки и упаковки бумаги и картона. Принадлежности для письма, черчения и рисования: ассортимент и экспертиза качества. Ассортимент, качество и экспертиза микрокалькуляторов. Тема 17. Ассортимент, качество и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров Ассортимент и показатели качества парфюмерных товаров. Ассортимент косметических товаров и туалетного мыла. Ассортимент и экспертиза качества ювелирных товаров. Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Товар как объект коммерческой деятельности, особенности его обмена в условиях административно-распределительной и рыночной экономики. 2. Товароведная и торговая классификация продовольственных товаров, возможности и примеры их использования в коммерческой деятельности.

7 3. Товароведная и торговая классификация непродовольственных товаров, возможности и примеры их использования в коммерческой деятельности. 4. Номенклатура показателей качества товаров, возможности и методы их использования при оценке потребительских предпочтений. 5. Объективные методы оценки показателей качества товаров и возможности их совершенствования. 6. Субъективные методы оценки показателей качества товаров и возможности их совершенствования. 7. Органолептические методы оценки показателей качества товаров и возможности их совершенствования. 8. Анализ и экспертиза ассортимента или качества отдельных групп или видов продовольственных товаров. 9. Анализ и экспертиза ассортимента или качества отдельных групп или видов непродовольственных товаров. 10. Анализ и экспертиза отдельных ассортиментных или качественных показателей продовольственных товаров. 11. Анализ и экспертиза экологичности или безопасности отдельных групп или видов продовольственных товаров, возможности их улучшения. 12. Анализ и экспертиза отдельных ассортиментных или качественных показателей непродовольственных товаров. 13. Анализ и экспертиза экологичности или безопасности отдельных групп или видов непродовольственных товаров, возможности их улучшения. 14. Маркировка отдельных групп или видов товаров, ее значимость и пути улучшения. 15. Упаковка отдельных групп или видов товаров и пути ее улучшения. 16. Хранение отдельных групп или видов продовольственных товаров и пути его улучшения. 17. Хранение отдельных групп или видов непродовольственных товаров и пути его улучшения. 18. Информация о товаре, целесообразность и возможности ее эффективность использования в коммерческой деятельности. 19. Потребительская экспертиза товаров и возможности ее использования в коммерческой деятельности. 20. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров, методы их оценки, значение в коммерческой деятельности. 21. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров, методы их оценки, значение в коммерческой деятельности. 22. Анализ путей снижения потерь качества товаров. 23. Товарный знак, его значимость и функции. 24. Конкурентоспособность товаров, ее значимость и методы оценки. 25. Товарная политика предприятия и методы ее формирования ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Предмет, объекты и методы товароведения, его связь с естественными, общественными и техническими науками. 2. Значение и задачи коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики. 3. Основные категории товароведения. Раскрытие сущности терминов «товар», «потребительная стоимость товара», «качество товара», «информация о товаре». 4. Классификация: общие принципы и правила. Использование классификации в коммерческой деятельности. 5. Фасетный и иерархические методы классификации, их использование в товароведении коммерческой деятельности. 6. Классификаторы: виды, значимость, использование в коммерческой деятельности. 7. Кодирование продукции: значимость, использование в коммерческой деятельности. 8. Штриховое кодирование: определение, значимость, перспективы использования. 9. Ассортимент товаров: определение, понятие, виды; показатели ассортимента. 10. Потребительские свойства товаров, их классификация, связь с естественными свойствами товаров. 7

8 11. Качество товаров: номенклатура потребительских свойств и показателей качества, значимость и весомость отдельных показателей. 12. Номенклатура показателей качества товаров и их группировка; комплексные и единичные показатели. 13. Методы определения показателей качества товаров (количественные, качественные, статистические). 14. Контроль качества товаров на производстве: входной, операционный, приемочный. Сорт изделия. Уровень дефектности. 15. Контроль качества товаров в торговле: в процессе приемки, на этапе подготовки к продаже. 16. Экспертиза товаров: предмет, цели, задачи; объекты и методы экспертизы. 17. Виды и разновидности товарной экспертизы, области их применения. 18. Правовая и нормативная база товарной экспертизы. 19. Методы испытаний: классификация, преимущества и недостатки различных методов испытаний. 20. Потребительская экспертиза товаров и возможности ее использования в коммерческой деятельности. 21. Организация проведения экспертизы товаров, основные этапы ее проведения. Порядок составления заключения. 22. Идентификация товаров: виды, средства, методы. Особенности идентификации отдельных групп и видов продовольственных товаров. 23. Идентификация товаров: виды, средства, методы. Особенности идентификации отдельных групп и видов непродовольственных товаров. 24. Фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификации отдельных групп и видов продовольственных товаров. Последствия фальсификации. 25. Фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификации отдельных групп и видов непродовольственных товаров. Последствия фальсификации. 26. Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров. 27. Факторы, влияющие на сохранение качества товаров. 28. Маркировка и упаковка товаров: требования, виды, идентификация и информационная значимость. 29. Хранение продовольственных товаров и пути его улучшения. 30. Хранение непродовольственных товаров и пути его улучшения. 31. Информация о товаре: требования, виды, средства, возможности использования в коммерческой деятельности. 32. Требования к информации о продовольственных товарах. 33. Требования к информации о непродовольственных товарах. 34. Товарный знак: сущность, индивидуализирующая, рекламная и охранная функции, их значимость в коммерческой деятельности. 35. Ассортимент и качество зерномучных товаров. 36. Ассортимент и качество вкусовых товаров. 37. Ассортимент, качество и экспертиза сахара, меда и кондитерских товаров. 38. Ассортимент и качество молочных товаров. 39. Ассортимент и качество мясных товаров. 40. Ассортимент и качество рыбных товаров. 41. Ассортимент, качество и экспертиза швейных и трикотажных изделий. 42. Ассортимент, качество и экспертиза обувных товаров. 43. Ассортимент, качество и экспертиза товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения. 44. Ассортимент, качество и экспертиза канцелярских и школьно-письменных товаров. 45. Ассортимент, качество и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров. 46. Экспертиза зерномучных товаров. 47. Экспертиза вкусовых товаров. 48. Экспертиза молочных товаров. 49. Экспертиза мясных товаров. 50. Экспертиза рыбных товаров. 8

9 3.3. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература, Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. М.: Норма, Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение. М.: ИД «Дашков и К», Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник / Под общ. ред. В.В. Шевченко. М.: ИНФРА-М, Хлебников В.И. Технология товаров (продовольственных). М.: ИД «Дашков и К», Дополнительная 1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутинян Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, Беседин А.И., Ганцов Ш.К. Товароведение меховых товаров. М.: Экономика, Бровко А.С. и др. Товароведение пищевых продуктов. М.: Экономика, Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. М.: Деловая литература, Гордиенко А.Б. и др. Товароведение пищевых продуктов. М.: Экономика, Гусейнова Т.С. Товароведение швейных и трикотажных товаров. М.: Экономика, Дронова Н.Д. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий. М.: Дело, Иванов М.И. и др. Товароведение обувных товаров. М.: Экономика, Красовский П.А. и др. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, Николаева М.А. и др. Средства информации о товарах. М.: Экономика, Николаева М.А. Товароведение плодов и овощей. М.: Экономика, Николаева М.А. и др. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. М.: Экономика, Родина Т.Г., Вукс Г.А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, Сафронова Т.М. Справочник дегустатора рыбной продукции. М.: ВНИРО, Тесленко В.В. Организация торговли драгоценными камнями: Прикладное пособие. М.: ИНФРА-М, Федько В.П. Упаковка и маркировка. М.: ПРИОР, НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Закон РФ «О защите прав потребителей». М.: ИПК, Издательство стандартов, Закон РФ «О стандартизации». М.: ИПК, Издательство стандартов Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». М.: ИПК, Издательство стандартов, 4. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». М.: ИПК, Издательство стандартов, 9

11 ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ» 11

12 Тема 1. ТОВАРОВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1.1. Теоретические основы товароведения Предмет и цели товароведения Потребности человека ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ Любая наука или учебная дисциплина начинается с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение. В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продовольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие основные понятия, термины и их определения. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины. Продукция материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов. Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т.п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба. Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар. Товар материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией. Товар сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он представляет объект особой науки и учебной дисциплины товароведения. Существует множество определений термина «товароведение». Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения». В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление». Одно из наиболее точных определений предмета товароведения дано К. Марксом: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины товароведения». Это определение положено в основу многих последующих определений термина. В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 года в г. Лейпциге, зафиксировано следующее определение: «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров». Представляет интерес высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении» ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ Товароведение наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. 12

Смотрите так же:  Подать прошение в церкви

13 Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскрита vеdа («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение знания о товарах. Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т.п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре. Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает реальным запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения. Цель товароведения изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения. Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи: 1) четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость; 2) установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы; 3) систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования; 4) изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации; 5) управление ассортиментом организации; определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров; 6) оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных; 7) выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров; 8) определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий; 9) обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов; 10) установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению; 11) информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя; 12) товароведная характеристика конкретных товаров. Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь об их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний. Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа 13

14 с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения. Потребительная стоимость это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е. ее полезность непосредственно как предмета потребления (хлеб, одежда) или косвенно (сырье, машины). Потребительная стоимость это вещественное свойство, труд, воплощенный в товаре. Потребительная стоимость проявляется лишь в пользовании или потреблении. Стоимость товара овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров. Как потребительные стоимости товары различаются качественно, так как они удовлетворяют разные потребности людей, и не различаются количественно, поскольку они разнородны и непосредственно несоизмеримы. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, и в зависимости от характера потребления она может быть индивидуальной и общественной. Индивидуальной называют потребительную стоимость продуктов труда, произведенных для личного потребления; она формируется естественными свойствами продуктов труда. Общественной потребительной стоимостью обладают товары, созданные для удовлетворения общественных потребностей, для продажи. В этом случае потребительная стоимость товаров зависит не только от материально-вещественной стороны, но и от социально-экономической, т.е. от уровня и характера требований, которые общество предъявляет к товару. Общественная потребительная стоимость может быть единичной и совокупно-общественной. Единичная общественная потребительная стоимость присуща единице товаров определенного вида; она удовлетворяет потребности одного человека или семьи, определяется свойствами этого товара и имеет качественную определенность. Совокупно-общественная потребительная стоимость удовлетворяет потребности конкретного контингента людей или всего общества; она присуща большинству единиц товара определенного вида. Совокупно-общественной потребительной стоимости присуща не только качественная, но и количественная определенность, так как в этом случае способность товара удовлетворять потребность людей определяется не только свойствами товара, но и их количеством. Качественная определенность потребительной стоимости это характеристика, которая может быть измерена и оценена. Она применима лишь к конкретной потребительной стоимости. Между потребительной стоимостью и качеством товара существует определенная взаимосвязь. Потребительная стоимость выражает полезность вещи вообще, а качество характеризует его способность удовлетворять конкретную потребность. В этом случае качество выступает мерой потребительной стоимости. В связи с этим предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная стоимость товара не отвечает запросам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения. Контрольные вопросы 1. Какие особенности присущи продукции? 2. В каком случае продукция становится товаром? 3. Какие подходы к определению товароведения вам известны? 4. Что является предметом товароведения? 5. Обоснуйте цели товароведения. 6. В чем отличие потребительной стоимости от стоимости товара? 7. Какая потребительная стоимость называется индивидуальной? 8. На какие две группы делится общественная потребительная стоимость? 9. Определите взаимосвязь между потребительной стоимостью и качеством товара. 14

15 Литература 1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: Учебник для вузов. М.: НОРМА, С Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. М.: ИНФРА-М, С Тема 2. МЕТОДЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 2.1. Методы научного познания Кодирование товаров Межпредметные связи товароведения История и направления развития товароведения МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические, или экспериментальные, и аналитические методы научного познания. Эмпирические, или экспериментальные, методы методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные физические, физикохимические, химические, биологические; органолептические. Разновидностями физических, физикохимических и химических методов исследования являются хроматографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реалогические, рефрактометрические и другие, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний. Методы, применяемые в товароведении Научного познания Практической товароведной деятельности Эмпирические Аналитические Оценки качества Технологические Физические Физико-химические Химические Биологические Методы управления Анализ Диагностика Прогнозирование Программирование Методы систематизации Идентификация Классификация Обобщение Планирование Рис. 1. Классификация методов, применяемых в товароведении Упаковывание Маркирование Хранение Измерительные Органолептические Кодирование 15

16 Измерительный метод метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений. Органолептический метод метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение. Более подробно этот метод рассматривается в учебной дисциплине «Экспертиза потребительских товаров». Аналитические методы методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Изучение таких сложных и многочисленных объектов, как товары, невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение товара как совокупности отдельных характеристик (ассортиментной, качественной и количественной) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации. К методам управления научным познанием относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары. Диагностика причин возникновения различных дефектов, товарных потерь, распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении имеет существенное значение в товароведении. Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т.п. Использование методов прогнозирования является одним из актуальных и перспективных направлений развития товароведения. Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т.е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения. В результате применения указанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров. Методы систематизации методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации. Основополагающие методы систематизации идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодирование. Идентификация метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим. Идентификация товаров направлена на установление соответствия их характеристик требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров нормативными, товарно-сопроводительными документами или маркировкой. Подробно этот метод рассматривается в учебной дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров». Группировка метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков. Классификация находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам. Классификация ассортимента, свойств и показателей качества является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара. Для рационального применения этого метода требуется знание его основ: определений, терминов, структурных элементов, разновидностей. Основные понятия, термины и определения установлены ГОСТ «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения», в соответствии с которыми ниже приводятся все термины классификации и кодирования. 16

Смотрите так же:  Как можно оформить альбом семейный

17 Классификация как метод товароведения Классификация разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника). Признак классификации свойство или характеристика объекта, по которой производится классификация. Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других, назначение, сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный количественно и качественно. Например, один из признаков классификации молока, сливок, сметаны, творога, сыров на виды содержание жира (молоко 1,5%-; 2,5%-; 3,2%-; 3,6%-; 6%-ной жирности), а для тканей это сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т.п.). В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный. Иерархический метод классификации последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Схематично сущность метода показана на рис. 2. Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации. Ступень классификации этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации. М Рис. 2. Иерархический метод классификации 17

18 М n. Рис. 3. Фасетный метод классификации Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. На рис. 2 показана классификация иерархическим методом, глубина которой равна 3. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах. При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод. Фасетный метод классификации параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу (рис. 3). Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем, ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок. Примером фасетного метода классификации может служить классификация вин: по срокам выдержки молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету белые, розовые, красные; по технологии тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п. Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (табл. 1), знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения. Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно. Приведенная выше классификация виноградных вин фасетным методом всегда дополняется иерархическим методом классификации вин по технологическому признаку, причем на разных ступенях в качестве классификационных признаков выступают определенные операции, формирующие качество вин и обусловливающие их особенности. Так, тихие вина в зависимости от характера брожения и применяемых добавок подразделяются на столовые и специального назначения. На следующей ступени столовые вина делятся на типы по полноте сбраживания и применяемым операциям (вина сухие, полусухие, полусладкие и др.). Т а б л и ц а 1 Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации Метод Преимущества Недостатки Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные, трудность применения. При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов Невозможность выделения общности и разницы между объектами в разных классификационных группировках 18

19 В этом случае можно говорить о системе классификации как совокупности методов и правил классификации, ее результатов. Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Важнейшим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения. Назовем правила классификации объектов при иерархическом методе: 1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков. 2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа. 3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному. 4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины. Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т.п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ Кодирование образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации. Код знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации. Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением электронновычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ. Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правила кодирования: код должен иметь определенную структуру построения; код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков; код должен способствовать упорядочению объектов. Структура кода условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Она состоит из алфавита, основания, разряда и длины. Алфавит кода система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода. Цифровой алфавит кода алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, консервам «Молоко сгущенное» Общероссийским классификатором продукции присвоен код 67. Буквенный алфавит кода алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности Н. Буквенно-цифровой алфавит кода алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи С4. Штриховой алфавит кода алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике. Число знаков в алфавите кода называется основанием кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом. Разряд кода позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, 19

20 массой 60 г 1 м 2 имеет код Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности. Условное обозначение в структуре кода это цифра, буква, штрих или пробел. Пробел определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 продукция целлюлознобумажной промышленности, 3121 бумага и ее общая характеристика, 1211 частные признаки бумаги). В штрих-кодах цифровую информацию несут ширина штрихов, пробелов и цифры внизу. Структура кода характеризуется также длиной. Длина кода число знаков в коде без учета пробелов. Например, имеет длину кода 10, а основание 12. Таким образом, длина (Дл) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп): Дл = Ос Кп. Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода. Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийнопорядковый, последовательный, параллельный. Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис. 4. Методы кодирования Порядковый Серийнопорядковый Последовательный Параллельный Иерархический Фасетный Методы классификации Рис. 4. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации Порядковый метод кодирования образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Примером порядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т.п. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т.п.) случайны. Серийно-порядковый метод кодирования образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номеров определенной группе товаров. Например, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 лосось дальневосточный натуральный горбуша. Последовательный метод кодирования образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Главными достоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков. 20