Меню Закрыть

Экспертиза и согласование проектов

Экспертиза, согласование и утверждение проектов

Проектно-сметная документация перед утверждением представляется на государственную экспертизу в зависимости от сложности и стоимости объекта: в Госстрой СССР (Главгосэкспертиза), госстрои союзных республик, министерства, ведомства, исполкомы Советов народных депутатов.

Как правило, при экспертизе проектов, существенно улучшаются технико-экономические показатели, устраняются недостатки и просчеты проектировщиков, снижается первоначальная сметная стоимость строительства. Экспертиза является действенным средством контроля за проектированием и внедрением новейших научно-технических достижений в проекты зданий и сооружений.

В процессе экспертизы документации на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:
соответствие проекта заданию на проектирование, генеральному плану населенного места или промышленного узла;
соответствие технологических процессов, оборудования новейшим достижениям науки, техники и научной организации труда, решений технологической части проекта нормам техническое проектирования;
соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства;
качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;
правильность решений генплана предприятия, комплекса или от дельных зданий;
правильность определения сметной стоимости строительств (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений, структур капитальных вложений, а также подготовленность сметной документации для осуществления расчетов за полностью законченные объекты или этапы работ;
прогрессивность применяемых конструктивных решений и методов организации и механизации строительства.

Весь круг вопросов организации экспертизы определяется «конструкцией о порядке проведения экспертизы проектов и смет строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» с учетом специфики и особенностей запроектированного объекта, в соответствии с которыми составляется план проведения экспертизы, устанавливаются конкретные исполнители и сроки ее проведения.

В соответствии с постановлением «О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве» Госстрою СССР, Госплану СССР, Советам Министров союзных республик поручено при проведении экспертизы технико-экономических обоснований, проектно-сметной документации обеспечить контроль за комплексным решением вопросов строительства объектов производственного, социально-бытового назначения, жилищных объектов, охраны окружающей среды.

Проекты наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений представляются на экспертизу министерствами и ведомствами СССР (часто после рассмотрения на научно-технических советах) или Советами Министров союзных республик в Главное управление государственной экспертизы Госстроя СССР, а также в органы экспертизы Государственного комитета СССР по науке и технике и Государственного комитета СССР по ценам. Сводное экспертное заключение представляется в Совет Министров СССР.

Экспертизу проектно-сметной документации по стройкам стоимостью 4 млн. руб. и выше проводят министерства и ведомства СССР. Экспертизу проектно-сметной документации по стройкам, подлежащих утверждению Советами Министров союзных республик, проводят Госстрои союзных республик.

Проекты и сметы на экспертизу представляют заказчики, срок ее проведения не должен превышать 30 дней.

Значительно повышается качество экспертизы проектов с применением ЭВМ и созданием автоматизированной системы экспертизы проектов, которая объединяет автоматизированные системы проектирования и управления (САПР и АСУС) и дает возможность оценивать результаты автоматизированного проектирования» управлять качеством проектов (рис. 2.6).


Рис. 2.6. Взаимосвязь автоматизированной системы экспертизы с САПР и АСУС

Как показал опыт работы Главгосэкспертизы Госстроя СССР автоматизированная система экспертизы проектно-сметной документации обеспечивает: повышение производительности труда экспертов, широкое внедрение машинных программ оценки проектов, повышение достоверности оценки и качества экспертизы, поэтапную экспертизу сложных проектов в ходе разработки и выдачу прогнозов и рекомендаций по их улучшению, выявление излишеств в проектных решениях, экономию материальных и трудовых затрат в строительстве.

Использование ЭВМ при экспертизе расширяет возможности выборочного контроля проектов. Оценка всех без исключения проектов (по определенному виду производства) позволяет выявить проекты наиболее низкого качества. При достаточной степени доверия к машинной оценке со стороны эксперта проект, забракованный ЭВМ, можно сразу отправить на переработку в проектный институт. Если же средствами автоматизации экспертизы пользуется проектный институт, то это дает возможность не допускать недостатков в проектах или устранять их до представления на экспертизу.

Согласование и утверждение проектно-сметной документации регламентируется Инструкцией СНиП. Раздел рабочего проекта (проекта) «Организация строительства» заказчик проекта согласовывает с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.

Проекты на строительство наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений утверждаются Советом Министров СССР; остальные рабочие проекты (проекты) после прохождения экспертизы в зависимости от сложности и стоимости объекта — министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик.

Утвержденный рабочий проект (проект) предприятия, здания, сооружения является основанием для планирования и финансирования строительства этого объекта, заказа основного оборудования, а также заключения договора подряда на строительство.

§ 6. Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов

В инвестиционном процессе действует единый порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов.

Согласование разработанного проекта лежит на обязанности проектной организации. Она обязана согласовать технический проект с соответствующими организациями в части энергоснабжения, противопожарной безопасности, защиты окружающей среды и др.

Затем проект направляется заказчику для согласования с ним принятых проектных решений. После согласования проект подвергается экспертизе.

Порядок проведения экспертизы градостроительной до-кументации и проектов строительства в РФ, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 4008, действует с учетом вводимых изменений в связи с принятием нового Градостроительного кодекса РФ.

Экспертиза является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в произ-водство новейших научно-технических достижений и эффек-тивностью капитальных вложений.

Экспертизу проектов строительства осуществляют:

Федеральное агенство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству (Росстрой);

организации вневедомственной экспертизы республик, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

экспертные подразделения министерств.

Госэкспертиза Росстроя осуществляет экспертизу:

генеральных планов городов численностью населения 500 тыс. человек и более и курортных городов; схем решения;

проектов строительства, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений и государственного кредита;

объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением иностранных фирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета или внебюджетных фондов РФ;

экспериментальных проектов и проектов массового применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ;

потенциально опасных и технически особо сложных объектов по установленному перечню.

Организации вневедомственной экспертизы республик, краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу проектов строительства:

объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;

объектов, независимо от источников финансирования капитальных вложений, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления.

Экспертные подразделения министерств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами.

При экспертизе проектов и смет на строительство (ре-конструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:

соответствие проектов и смет задачам научно-технического прогресса;

экономическая целесообразность строительства нового предприятия в сопоставлении с экономической целесооб-разностью реконструкции или увеличения мощностей дей-ствующих предприятий;

прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий по сравнению с показателями лучших предприятий, а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий данной отрасли;

наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками и т. п.;

соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и техники и научной организации труда;

наличие решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда;

эффективность принятых систем управления предпри-ятием;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил пожарной безопасности и соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда;

правильность решений генерального плана предприятия;

соответствие архитектурно-строительных решений технологическим требованиям;

соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов;

оптимальность принятых решений по энергоснабжению, водоснабжению, теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции;

правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений.

В результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.

Заключение экспертизы по проекту и смете на строи-тельство (реконструкцию) предприятия, здания, сооружения должно содержать следующие разделы:

Смотрите так же:  Адвокат головин андрей серафимович

1) краткую характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей; замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам. Дается обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;

общие выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения.

заключение экспертизы — направляется организации, утверждающей проект, и проектному институту.

Защита проекта в утверждающих инстанциях по поручению заказчика производится проектными организациями.

Экспертиза является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.

После экспертизы и положительного ее заключения проекты утверждаются соответствующим органом в зависимости от источников их финансирования:

при строительстве за счет централизованных государственных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета — Госстроем совместно с заинтересованным министерством и ведомством. Как правило, утверждение этих проектов осуществляется в Госстрое;

при строительстве объектов за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга — утверждение проектов осуществляется органами управления субъектов РФ в установленном ими порядке.

По стройкам, осуществляемым за счет собственных финансовых ресурсов заемных средств и привлеченных средств инвесторов, проекты на строительство объектов утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ предусмотрена государственная и негосударственная экспертиза проектной документации.

Государственная экспертиза проектной документации проводится Федеральным органом исполнительной власти (Росстроем).

Предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, тре-бованиям пожарной, промышленной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Проведение иных, кроме указанных, государственных экспертиз не допускается.

Срок проведения госэкспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 3 месяца.

Результатом госэкспертизы проектной документации яв-ляется заключение о соответствии или несоответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Отрицательное заключение госэкспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, размер платы за ее проведение и порядок взимания устанавливаются Правительством РФ.

Застройщик либо заказчик или лицо, осуществляющее разработку проектной документации на основании договора с застройщиком или заказчиком, может направить документацию на негосударственную экспертизу.

Негосударственная экспертиза проектной документации проводится аккредитованными организациями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласование проектно-сметной документации на строительство

Принципиальным условием для получения разрешения на строительство объекта является согласование и утверждение проектной документации

Проектно-сметная документация – пакет нормативно установленных документов, который требует рассмотрения и утверждения в уполномоченных госучреждениях города или района. Данные документы включают в себя различные предпроектные материалы на строительство. Разработка проектно-сметной документации ведется с учетом ИРД и техзадания.

По российскому Градостроительному кодексу, проектная и сметная документация обязательна для осуществления таких видов работ, как: строительство и реконструкция зданий, их капитальный ремонт (в случае затрагивания несущих конструкций). Данное положение распространяется на все промышленные и коммерческие объекты, на которые оформлены имущественные права Инвестора. Под исключение попадают объекты частной жилой недвижимости: для них какая-либо разработка и, соответственно, согласование проектной документации не требуются.

Инженеры компании SEVERIN DEVELOPMENT обладают успешным многолетним опытом работы в сфере согласования и утверждения проектной документации. За накопленным опытом скрываются полученные многочисленные положительные заключения, подтверждающие соответствие проектной и сметной документации условиям техрегламентов.

Какие документы должны входить в состав обозначенных выше разделов проектной документации и каким образом оформляются эти разделы содержится в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87.

Проектно-сметная документация состоит из 3 разделов:

  • текстовой части (пояснительной записки, таблиц);
  • расчетной части;
  • графической части (чертежей, схем).

Первый раздел проектной документации включает документы, касающиеся:

  • общих данных об объекте строительства, технико-экономических показателях этого объекта;
  • описаний принятых решений (архитектурных, конструктивных, инженерных и технологических);
  • ссылок на градостроительные документы, технические регламенты, определяющие порядок подготовки предпроектной документации;
  • ссылок на нормативно-технические документы;
  • программных расчетов, обосновывающих принятие конструктивных решений.

Чертежи последнего третьего раздела проектно-сметной документации отражают принятые инженерные решения в виде различных схем, планов, аксонометрий и других необходимых элементов в графической форме.

При частичном или полном финансировании строительства объекта из федеральных либо местных бюджетов – к выше перечисленным документам добавляется сметная документация, разработанная с использованием единичных расценок.

Порядок согласования проектно-сметной документации определяет Заказчик.

Пакет проектной документации также подкрепляется необходимыми материалами ИРД.

Согласование проектной документации на строительство осуществляет Технический заказчик SEVERIN DEVELOPMENT.

Порядок утверждения проектно-сметной документации во многом зависит от того, где территориально располагается объект строительства.

Согласование проектно-сметной документации проводится целым рядом государственных и муниципальных органов, а также иных организаций, которые официально уполномочены выполнять надзорно-контрольные функции и рассмотрение заявок, согласование проектов и оформление заключений о соответствии этих проектов условиям технических регламентов.

К таким организациям относятся следующие структуры:

  • главный архитектор района;
  • префектура;
  • муниципальный орган архитектуры и градостроительства;
  • управа города;
  • ОПС Мосгоргеотрест;
  • Роспотребнадзор;
  • орган ГО и ЧС;
  • НИиПИ Генплана;
  • УГИБДД;
  • Департамент городского имущества;
  • ГУОП;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды;
  • энергосбытовые компании.

При строительстве объекта на охраняемой территории, имеющей историко-культурное или же природоохранное значение, может понадобиться определенное дополнительное согласование строительства объекта.

Как правило, дополнительное согласование строительства является требованием таких структур, как муниципальные органы архитектуры и градостроительства, а так же органов экспертизы.

  • Государственная/негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Экспертиза разработанной проектной документации , а также результатов технических изысканий, обязательная для получения необходимого разрешения на строительство объекта промышленной или коммерческой недвижимости, осуществляется в форме государственной или же негосударственной экспертизы. Технический заказчик СЕВЕРИН ДЕВЕЛОПМЕНТ вправе направлять предпроектные материалы на ту и другую форму строительной экспертизы.

Для определенного ряда объектов организация и, соответственно, проведение экспертизы проекта не предусматриваются. В соответствии с п. 5.1. ст. 6 гл. 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ, такими объектами являются: оборонные объекты и объекты безопасности; различные объекты-носители сведений, касающихся гостайны; любые объекты культурного наследия, имеющие федеральное значение; федеральные автомобильные дороги; уникальные и сложные с технической точки зрения объекты. Для выше перечисленных объектов экспертиза проекта проводится на муниципальном или федеральном уровне в органах Главгосэкспертизы.

По завершению экспертизы проекта (проектных материалов) выдается заключение. В нем содержатся выводы о том, соответствуют ли или не соответствуют принятые решения (архитектурные, конструктивные, инженерные и технологические) строительным нормам и правилам, действующим на территории страны. В случае, если полный комплект документации отвечает требованиям технических регламентов, выдается положительное заключение.

Порядок проведения строительной экспертизы подразумевает осуществление проверки соответствия проектных решений различным требованиям, в частности требованиям строительных, санитарно-экологических норм и правил, пожарной безопасности и др.

Государственную экспертизу проектных материалов проводит орган госвласти субъекта РФ по месту расположения конкретного объекта строительства.

Экспертиза типовых проектов

Проведение экспертизы предпроектных материалов не требуются, если типовые проекты применяется повторно или подлежали модификации (при этом не затрагиваются конструктивные и др. характеристики надежности объекта) и ранее уже получено положительное заключение строительной экспертизы. (п.3 ст.49 ГК РФ, п.8 Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ 05 марта 2007 года №145)

В случае наличия типового проекта или его допустимой модификации в обязательном порядке требуется получить положительное заключение экспертизы этого проекта (в том числе положительное заключение экспертизы инженерно-технических изысканий).

Срок проведения экспертизы

Срок проведения строительной экспертизы устанавливается законодательно. Исчисляется он с даты заключения договора, согласно которому будет осуществляться экспертиза.

Проведение строительной экспертизы предпроектных материалов не может осуществляться в предельный срок, превышающий 60 дней. (п.29 Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ 05 марта 2007 года №145)

Отрицательное заключение строительной экспертизы

В случае неполучения положительного заключения государственной/негосударственной строительной экспертизы заказчик не может выдать проектную документацию и принятые решения в производство работ.

Смотрите так же:  Проникновение в магазин статья ук рф

Технический заказчик, проводивший согласование и утверждение предпроектных материалов, может обратиться в суд для оспаривания отрицательного заключения экспертизы, полученной по проекту, в течение 3 лет со дня утверждения такого заключения. ( п.38 Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 06 марта 2007 года № 145)

Повторная экспертиза проектно-сметной документации

В отдельных случаях для уже имеющих положительное заключение государственной/ негосударственной экспертизы объектов строительства требуется проведение повторной проверки проекта (проектных материалов). Такими случаями являются:

  • корректировка проектной документации, имеющей заключение государственной экспертизы;
  • изменение проектно-сметной документации по требованиям предыдущей государственной экспертизы;
  • строительство объекта с серьезными отклонениями от проекта, ранее прошедшего экспертизу;
  • окончание предельно допустимых сроков действия заключения государственной экспертизы.

Разработка и согласование проектной документации. Экспертиза и утверждение

Разработка и согласование проектной документации осуществляется по нормам федерального законодательства и Положению №1008 от 27.12.2000 г. В случае ее составления в соответствии с техническими условиями, исходными данными и требованиями, дополнительного представления в структуры, их установившие, для получения разрешения, не требуется. Исключения составляют случаи, предусмотренные в законодательстве и указанном выше Положении. Рассмотрим далее, в каких ситуациях необходимо согласование проектной документации.

Согласование проектной документации производится ее исполнителем при участии заказчика. В договоре (контракте) может быть установлено иное правило. Согласование осуществляется в рамках вопросов, относящихся к ведению участников подготовки проекта строительства. Процедура проводится по конкретным разделам. По ее результатам выдается лист согласований проектной документации.

Контролирующие структуры

В Положении предусмотрено обязательное утверждение проектной документации следующими органами и должностными лицами:

  1. Главным архитектором. С ним согласовываются объемно-планировочные и архитектурные решения.
  2. КГИОП. Эта организация утверждает объемно-планировочные и архитектурные решения объектов, которые находятся в зоне особо охраняемых недвижимых культурно-исторических памятников.
  3. Центром госсанэпиднадзора. Эта структура выдает санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам соответствующей экспертизы.
  4. Управлением ГИБДД. С инспекцией согласовываются въезды/выезды на магистрали и городские улицы, схемы движения пешеходов и транспорта, в том числе на период ведения работ в сложных условиях (для объектов, предусматривающих интенсивный транспортный поток).
  5. Управлением садово-паркового хозяйства, Комитетом по благоустройству. Эти структуры выдают акт для сноса/сохранения зеленых насаждений, определяют объем, место и характер компенсационного озеленения. В Комитете по благоустройству также согласовывается технологический регламент обращения со строительным мусором.

Порядок согласования проектной документации на строительство по специальным технологиям предусматривает обязательное ее представление эксплуатирующей организации. В частности, речь идет об объектах спорта, здравоохранения, образования, зрелищных учреждениях и пр. Согласование проектной документации по благоустройству в пределах отведенных под соответствующие цели участков земли, а также функциональное назначение помещений встроенного типа, в случае их приобретения исполнительными госорганами осуществляется с Администрациями районов населенного пункта. В Положении предусмотрены и особые случаи. В частности, при размещении объекта в отсутствие технологических требований и условий либо возможности их подготовки, согласование проектной документации осуществляется с заинтересованными организациями. Их перечень приводится в Приложении Д к указанному Положению.

Продолжительность рассмотрения заявок

Порядок согласования проектной документации предусматривает установление сроков рассмотрения заявок. Он не должен превышать 15 дней с момента поступления. При этом для простых объектов срок не должен быть больше 5 дней. Продолжительность выполнения санитарно-эпидемиологической экспертизы зависит от категории сложности представленного объекта. Срок проведения процедуры находится в диапазоне 7-30 дн.

Специфика оказания услуг

Госорганы по надзору и контролю, а также иные заинтересованные организации не могут изменять условия согласований, предоставленных при предпроектной подготовке объекта. Услуги указанных структур, финансируемые за счет бюджетных средств, не подлежат оплате. К ним в том числе относится экспертиза проектной документации. Услуги в заинтересованных организациях должны оказываться по принципу «одного окна». Отказ в выдаче заключения должен предоставляться единожды в письменном виде. Он должен быть удостоверен подписью уполномоченного лица с указанием замечаний и их обоснованием. Если данные недочеты не приводят к изменениям в проектных решениях, то их необходимо устранять на стадии согласования.

В соответствии с Положением №1008 от 27.12.2000 г., экспертиза проектной документации проводится вне зависимости от источников финансирования и форм собственности объектов. В качестве основания для начала проверки выступает представление бумаг, выданных КГА, ЦГСЭН и КГИОП. В процессе экспертизы осуществляется ревизия соответствия проектной и градостроительной документации исходным параметрам, требованиям и техническим условиям, выданным государственными органами по контролю и надзору, а также заинтересованными организациями. В результате проверки осуществляются подготовка и последующая передача заказчику сводного заключения. Его неотъемлемым элементом является акт проведения специализированной экспертизы. При наличии замечаний они включаются в заключение. При этом устанавливаются сроки для их устранения. Заказчику также может быть выдано отрицательное заключение. Оно может быть обусловлено необходимостью провести доработку документации, после чего выполнить повторную экспертизу. Замечания должны быть подготовлены комплексно по всем разделам. В ходе работы по их устранению они не подлежат изменению либо дополнению.

Проектная документация и решения по застройке объектов представляются заказчиком для выполнения специализированной экспертизы до организации и проведения государственной процедуры проверки. Условия передачи бумаг установлены в разделах I.6, III, IV Положения. Услуги уполномоченными структурами должны осуществляться по правилам «одного окна». Длительность выполнения государственной и специализированной проверок определяется в договоре. При этом их продолжительность не должна быть больше месяца. Для простых объектов длительность специализированной и государственной экспертиз сокращена до 15 дней. Исключением является проверка ГУПР и ООС, которая выполняется по положениям ФЗ №174, а также нормативным актам Минприроды. Для объектов, относящихся к категории особо сложных, продолжительность экспертизы допускается увеличить, но не больше чем на 10 дней.

Оно осуществляется различными уполномоченными органами в зависимости от источников, из которых осуществляется финансирование. Так, при проведении строительных работ за счет бюджетных средств процедура входит в компетенцию исполнительных структур власти. Она выполняется после проверки сводной сметы. Расчеты составляются в составе рабочих документов на строительство объекта. В случае проведения мероприятий за счет собственных средств заказчиком, а также с привлечением дополнительного финансирования, указанная процедура им и осуществляется.

Инженерные разделы

Документация, составленная в соответствии с техническими требованиями организаций и ведомств, осуществляющих эксплуатацию сетей или владеющих ими, представляется указанным субъектам на рассмотрение и согласование в случае наличия соответствующих положений в технических условиях. Срок проведения указанных процедур не должен быть больше 20 дней. Инженерные разделы согласовываются только в части исполнения технических условий. Список бумаг, представляемых указанным выше организациям и ведомствам, определен в Приложении Ж к Положению №1008.

Комплектация документов производится в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 21.101-97. Уполномоченные организации и ведомства не имеют права разрабатывать правила по оформлению и формированию пакета чертежей в отступлении от установленных в указанном выше госстандарте. В случае необходимости проведения вскрытия дорожных покрытий улиц для прокладки инженерных коммуникаций, согласование на выполнение необходимых работ выдается специальным отделом Комитета по дорожному хозяйству и благоустройству.
При размещении сетей по территории, которая находится в собственности, необходимо получить разрешение от ее законных владельцев. Совмещенный план по размещению коммуникаций под землей, составленный на этапе формирования рабочей документации, должен быть согласован с соответствующим отделом Комитета градостроительства и архитектуры, ведающим подземными сооружениями.

Экспертиза, согласование, утверждение и порядок разработки проектно-сметной документации

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 3628 ; Нарушение авторских прав

В соответствии с «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий и сооружений» (СНиП 11-01-95) сметная документация является составной частью проекта на возведение строительной продукции и входит в проект отдельным разделом.

Проект- это комплекс инженерных решений, оформленных в виде комплекта технико-экономических документов, расчётов, позволяющих судить о целесообразности и качестве будущего здания или сооружения. Он включает пояснительную записку, чертежи и сметы.

Основными документами, регулирующими отношения сторон при проектировании являются договор, заключаемый заказчиком с проектировщиком, и задание на проектирование.

Договор –соглашение двух или более сторон направляемое на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Смотрите так же:  Помощник прокурора красноярского края

Рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование приведены в приложении 2. Основные требования к заданию на разработку проекта застройки изложены в СНиП 11-04-2003 «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации».Задание на проектирование подлежит согласованию с КГА.

Вместе с утверждённым заданием на проектирование заказчик передаёт проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования в соответствии с договором.

В зависимости от ответственности зданий и сооружений устанавливаются три категории сложности объектов и стадии их проектирования (проект и рабочая документация – проектирование в две стадии; рабочий проект — проектирование в одну стадию).

Проект и утверждаемая часть рабочего проекта на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоят из следующих разделов:

— Общая пояснительная записка.

— Решения по инженерному обеспечению и оборудованию.

— Охрана окружающей среды.

— Инженерно-технические мероприятия по ГО ЧС.

— Технологический регламент обращения со строительными отходами.

Сметная документация разрабатывается в соответствии с требованиями СНиП 81-01-2004 и МДС 81-35.2004. Состав проектной документации содержит сводный сметный отчёт.

Правительство РФ Постановлением от 27.12.2000 № 1008 утвердило «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации», в соответствии с которым проектная документация до её утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов.

До утверждения и экспертизы проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение:

— В Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

— В Управление ГИБДД.

— В Управление садово-паркового хозяйства.

Экспертиза объектов государственного значения проводится в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы.

В соответствующих министерствах и ведомствах действуют отраслевые экспертизные подразделения.

Основная цель экспертизы – контроль соблюдения государственных норм и правил. Продолжительность проведения государственной и специализированных экспертиз устанавливается договором, но не должна превышать 30 дней. Для особо сложных объектов продолжительность экспертизы может быть увеличена, но не более чем на 10 дней.

По результатам экспертизы составляется заключение, которое является обязательным документом для исполнения заказчиками, проектными, подрядными и другими заинтересованными организациями.

Работы по экспертизе предпроектной и проектной документации оплачиваются заказчиком с отнесением затрат на главу 12 сводного сметного расчёта стоимости строительства по нормативам от стоимости проектных и изыскательских работ (графы 7 и 8).

Критерием оценки качества проектов строительства является эффективность инвестиций в создание (развитие) предприятий, зданий и сооружений, а также рациональность технологических, объёмно-планировочных, конструктивных и прочих решений и соответствие их современными техническим, природоохранным, социальным, эстетическим, градостроительным и другим требованиям. При этом производится оценка качества каждого раздела проекта и на её основе формируется общая экспертная оценка, указываемая в выводах и предложениях по проекту в целом.

Оценка качества формируется с учётом:

— анализа технико-экономических показателей, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики и видов строительства , их сопоставления с показателями, определёнными в составе обоснования инвестиций в строительство данного объекта, а также установленными заданием на проектирование;

— соответствия проектных решений заданию на проектирование;

— комплектности представленной документации и глубины проектных проработок, включая качество оформления документации;

— отмеченных нарушений и отступлений от требований действующих директивных и нормативных документов.

При формировании выводов и предложений должно быть учтено влияние проведённой экспертизы на технико-экономический уровень проектируемого объекта с оценкой изменений эффективности инвестиций, технико-экономических показателей, расхода сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов в производстве и строительстве, уровня воздействия на окружающую среду, сметной стоимости строительства.

На основе проведенного анализа и оценок проектных решений может быть сделан один из следующих выводов:

-проект рекомендуется к утверждению (при отсутствии замечаний, ведущих к существенным изменениям проектных решений и основных технико-экономических показателей);

-проект возвращается на доработку (при серьезных замечаниях, вызывающих изменения

проектных решений и основных технико-экономических показателей или при необходимости проработки дополнительных вариантов проектных решений).

Может быть также сделан вывод, о нецелесообразности осуществления проекта исходя из оценки уровня показателей эффективности инвестиций, их надежности, устойчивости и других условий реализации проектных решений.

При наличии незначительных замечаний в ходе экспертизы допускается корректировка проектной организацией документации, что должно быть оговорено в экспертном заключении.

Для проведения государственной экспертизы проектной документации необходимые документы в 4 экземплярах представляются:

-в экспертный совет при Правительстве РФ по объектам, относящихся к его компетенции;

Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РФ по объектам градостроительной деятельности, финансируемые за счет федерального бюджета и целевых программ, потенциально опасных и технически особо сложных объектов;

-в организации вневедомственной экспертизы субъектов РФ по месту размещения объекта.

Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку:

-экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности;

-соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических требований технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности;

-технико-экономические показатели строительства объекта.

Предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором).

Проектная документация утверждается:

-по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета — Госстроем РФ;

-по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ — в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ;

-по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов — заказчиком (инвестором).

Схема согласования и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации на строительство объектов, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Структурная схема согласования и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации на строительство объектов, финансируемых за счёт средств федерального бюджета

Требования к проектированию и строительству зданий и сооружений приводятся в строительных нормах и правилах, состоящих из пяти частей, включающих следующие сборники:

Часть 1: «Строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование».

Часть 2:«Нормы строительного проектирования».

Часть 3:«Правила производства и приёмки строительных работ».

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя

Часть 4СНиП «Сметные нормы и правила», состоящую из отдельных сборников (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001).

Часть 5:«Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов»

Утверждение проектной документации на строительство объектов в зависимости от источников финансирования производится:

при строительстве за счёт бюджета – соответствующими органами государственной власти (после государственной экспертизы сводного места расчёта, выполненного в составе рабочей документации на строительство объекта);

при строительстве за счёт собственных средств заказчика (инвестора), включая привлечённые средства, — непосредственно заказчиком (инвестором).

Рабочая документация включает весь комплект рабочих чертежей, по которым выполняются все строительно-монтажные работы по запроектированному объекту.

Рабочие чертежи являются основой составления локальных и сводных ведомостей потребностей в ресурсах, разработки локальных и объектных смет, входящих также в состав рабочей документации.

Раздел «Сметная документация» содержит локальные и объектные сметные расчёты, сметные расчёты на отдельные виды затрат, в том числе на изыскательские и проектные работы, сводный сметный расчёт стоимости строительства и, при необходимости, сводку затрат. На основе сметной стоимости строительства заказчики и подрядчики по результатам подрядных торгов формируют договорную цену на строительную продукцию.

Договорная цена может быть окончательной или открытой, уточняемой по условиям договора в ходе строительства.

Определение стоимости строительной продукции, как правило, осуществляется в два этапа.

1. В составе ТЭО на предпроектной стадии разработки проекта.

На данном этапе рекомендуется использовать укрупнённые показатели базовой стоимости или данные проектов-аналогов. При этом учитывается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, и НДС.

2. В составе проектно-сметной документации определяется сметная стоимость строительства.

Основанием для определения стоимости строительства служат проект, рабочая документация и соответствующая сметно-нормативная база.

Продолжительность проектирования по рекомендованному графику с момента постановления Правительства и начала оформления АПЗ КГА до окончания разработки рабочей документации составляет почти 14 месяцев.

Период строительства от отвода участка до окончания благоустройства и озеленения равен в среднем 22 месяцам.

В развитых странах вся подготовительная работа занимает 1 год (сначала приобретается земля, которая становится залогом).

Затраты на проектирование составляют в России 3-6% стоимости строительства, за рубежом (в развитых странах) – 12%.