Меню Закрыть

Эксперт органа по сертификации требования

Процедура аккредитации и требования к аккредитованным лицам

Добрый день, дорогие коллеги!

Я рада приветствовать такую заинтересованную и позитивно настроенную аудиторию. К сожалению, в рамках данного выступления мне не удастся поговорить обо всем, о чем хотелось бы, но, поскольку формат конференции предусматривает в том числе и целый блок ответов на вопросы, и круглые столы, полагаю, что за этот совместно проведенный день мы должны снять все наболевшие проблемы. В докладе же мне хотелось остановиться на основных моментах, с которыми сотрудники Росаккредитации сталкиваются в своей практике, и озвучить позицию Службы по ключевым и наиболее противоречивым вопросам.

Для того чтобы структурировать данное выступление, необходимо определить, что же такое аккредитация. Если абстрагироваться от сухих формулировок нормативных документов, то можно сказать, что аккредитация представляет собой делегирование государственных полномочий неким агентам – некоммерческим или негосударственным организациям – в рамках подтверждения качества продукции и услуг на основании определенных критериев, утвержденных нормативными актами, и силами профессионального сообщества, т.е. экспертов, которые являются специалистами в своей области и пользуются доверием коллег.

Таким образом, для того чтобы охарактеризовать процесс аккредитации, достаточно говорить о трех вещах. Во-первых, о том, что должна быть хорошо прописанная, понятная и прозрачная процедура. Во-вторых, о том, что должны существовать выполнимые и четко обозначенные критерии. И в-третьих, о том, что должно быть сформировано экспертное сообщество – те профессионалы, которые называются экспертами по аккредитации и являются опорой национального органа по аккредитации.

На этих трех моментах я и хотела бы остановиться по порядку. Начну с процедуры.

Как вы знаете, процедура аккредитации прописана в 602-м постановлении Правительства , о котором сегодня уже много говорилось. Я не буду останавливаться на том, что написано в данном постановлении, так как работа по нему осуществляется с октября 2012 года и присутствующие хорошо знакомы с его положениями. Вместе с тем есть определенные моменты, которые, несмотря на такой значительный срок, на практике до сих пор не отлажены.

Самый сложный момент – это соблюдение сроков, и здесь пробуксовка происходит на стадии заключения договора между экспертной организацией и заявителем. В Росаккредитацию поступает огромное количество сигналов и с одной, и с другой стороны. Заявители говорят: «Что нам делать, когда нам выставляют непомерно высокие цены?». Экспертная организация говорит: «Что нам делать, когда мы отправили проект договора, и ни ответа ни привета не слышим и не видим?».

Что нужно иметь в виду? Конечно, заявитель имеет право – и мы просим об этом – сигнализировать в Росаккредитацию обо всем, что кажется завышенным и неправомерным в действиях экспертной организации. Росаккредитация будет стараться в кратчайшие сроки, учитывая, что государственная услуга идет своим чередом, отвечать на все эти запросы. Но это не значит, что эти запросы будут в обязательном порядке удовлетворяться. Будем разбираться в каждой конкретной ситуации, будем писать ответы.

Сторонам же спора, в свою очередь, необходимо попытаться объяснить друг другу суть существующих между ними разногласий. Лицу, подающему заявление на аккредитацию, нужно постараться договориться с экспертной организацией о цене оказываемых ей услуг, потому что ответственность за получение необходимой обязательной государственной услуги лежит в том числе и на заявителе. И эта ответственность очень неприятным образом выражается тогда, когда за спорами с экспертной организацией о цене договора или других вопросах проходит срок государственной услуги. В таком случае у сотрудников Росаккредитации нет другого выхода, кроме как закрыть эту государственную услугу единственным образом – приказом об отказе в аккредитации. Просто на основании того, что выходит срок аккредитации. Такие ситуации сейчас встречаются, и многие из присутствующих, либо из их знакомых, работающих на рынке сертификации, уже сталкивались с подобным. И дальше это будет точно так же. Поэтому имейте в виду, что 602-м постановлением Правительства установлен срок в 90 рабочих дней, и задача и экспертной организации, и заявителя, и Росаккредитации состоит в том, чтобы уложиться в эти 90 рабочих дней.

Савва Витальевич в своем докладе говорил, что наблюдатели от Росаккредитации участвуют в выездной оценке в ограниченных случаях: тогда, когда речь идет только об органах по сертификации (в лаборатории мы пока не ездим) и тогда, когда идет либо первичная аккредитация, либо расширение области аккредитации на технические регламенты Таможенного союза. Тогда в выездной оценке, кроме экспертной группы, участвует и представитель Росаккредитации. В случае, если в выездной оценке участвовал и наблюдатель, и экспертная группа, решение по государственной услуге оформляется приказом на основании двух документов. Первый документ – это акт выездной оценки от экспертной группы, в котором должны содержаться выводы, о том, что рекомендуют эксперты: аккредитовать, частично аккредитовать или отказать в аккредитации. И второй документ, с учетом которого принимается окончательное решение, — это служебная записка наблюдателя. Поэтому крайне важно, чтобы обе позиции были хорошо прописаны. И нет ничего страшного в том, что они совпадают, или не совпадают, или частично совпадают. Это нормально. Мы только стремимся к тому, чтобы выравнивать позиции и чтобы и у экспертов, и у сотрудников Росаккредитации был одинаковый взгляд на оценку соответствия и на применение существующих критериев аккредитации. Однако хотелось бы отметить, что мы хотим отказаться от практики, в соответствии с которой решение принимается в основном на основании служебной записки наблюдателя. Сейчас будет согласительная комиссия по каждому из случаев, когда позиции наблюдателя и экспертной группы по одному и тому же выезду расходятся. К сожалению, на данный момент подобные расхождения случаются нередко. В моей личной практике был, например, следующий случай. Организация заявлялась на 12 технических регламентов Таможенного союза, и ни по одному из этих технических регламентов она не соответствовала критериям. Я не уверена в том, что, если бы я сама не принимала участие в этой выездной оценке, решение было бы таким же. У членов экспертной группы было другое мнение на этот счет.

Что еще хотела сказать по 602-му Постановлению.

Срок окончания государственной услуги прекращает течь, когда появляется приказ, то есть оформленное решение. Однако на практике издать приказ – это еще не значит дать аккредитованному лицу путевку в работу. После приказа необходимо напечатать аттестат, внести орган в реестр аккредитованных лиц, если его еще там нет. Также необходимо рассмотреть вопрос о том, есть ли в данной конкретной ситуации технические регламенты Таможенного союза и отвечает ли аккредитованное лицо критериям 319-го решения Евразийской экономической комиссии, в котором содержатся критерии внесения аккредитованных лиц в Единый реестр Таможенного союза. После этого, если все в порядке, внести аккредитованное лицо в Единый реестр и выдать бланки. И только тогда, получив полный комплект вот таких документов, аккредитованное лицо может начинать работать. Процесс иногда бывает долгий. Я признаю, что задолженность по внесению в Единый реестр Таможенного союза действительно была большой, но мы сейчас поставили себе задачу и динамично движемся к ликвидации этой задолженности. И 602-е постановление Правительства будет корректироваться и модернизироваться, и Росаккредитация ставит себе задачу отлаживать внутренние процессы по оказанию госуслуги, и мы продолжим работу по установлению обратной связи с заявителями, с экспертами, по дальнейшему недопущению просрочек по оказанию государственных услуг.

Начиная с октября 2012 года, в рамках 602-го постановления Правительства в Росаккредитации было аккредитовано всего 1847 органов по сертификации и испытательных лабораторий, отказано в аккредитации 402-м заявителям, сейчас в работе находится 760 заявлений.

Из этих почти двух тысяч аккредитованных лиц на сегодняшний момент мы фиксируем 13 случаев просроченных государственных услуг, что составляет 0,57% от общего количества оказанных услуг до момента нашей встречи.

Перейду ко второй части намеченного ранее плана – к критериям аккредитации. Указанные критерии, как известно присутствующим, содержатся в приложении к 682-му приказу Министерства экономического развития. В данном документе прописано определенное число критериев, однако мне в своем выступлении хотелось бы остановиться только на двух из них. Это п. 2 и п. 5 682-го приказа для органов по сертификации и п. 8 и п. 10 для испытательных лабораторий, то есть требования к системам менеджмента качества и к сотрудникам.

Что касается требований, предъявляемых к сотрудникам, то здесь важны два момента. Требуется базовое профильное – высшее, среднее профессиональное или дополнительное – образование. Если с высшим или средним образованием не возникает вопросов, то с дополнительным их очень много. В частности, возникает следующий вопрос. Считаются ли курсы повышения квалификации в той области, в которой заявляется эксперт, достаточным базовым профильным образованием для того, чтобы считать эксперта соответствующим данному критерию? Ответ Росаккредитации: нет, недостаточно. Чтобы повысить квалификацию, сначала нужно ее иметь. Поэтому базовое профильное образование – это все-таки высшее, среднее специальное образование, либо – вот что является дополнительным профильным образованием – профессиональная переподготовка. Диплом о профессиональной переподготовке подтверждает, что вы имеете профессию. Вы вынуждены не менее 500 часов проучиться, и тогда можно сказать, что вы, например, из юриста переквалифицировались в специалиста по ЭМСу или низковольтному оборудованию.

На следующем слайде приведен первый лист протокола испытаний и одно из приложений к протоколу испытаний. Что я хочу показать на этом слайде. Что человек, не имеющий профильного образования, не способен за 72 или за 140 часов получить такие знания, чтобы прочитать эти протоколы. На проверках, в которых я принимаю участие, когда мне представляют эксперта и я вижу, что у него нет профильного образования, я иногда даю ему протокол испытаний и говорю: «Прочитайте мне, пожалуйста, и объясните, что здесь написано». Люди путаются даже в обычной терминологии, на уровне общего курса физики, и в тех измерениях, которые характеризуют тот или иной показатель.

Заодно хотелось бы сказать несколько слов о порядке составления протоколов испытаний для представителей испытательных лабораторий. В соответствии с принятой в нашей стране практикой, в протоколах часто не записываются реальные показания, которые были получены во время испытаний, а просто указывается, соответствует продукция установленным требованиям или не соответствует, попадает в диапазон требуемых величин или не попадает. Это расходится с международной практикой и с требованиями международных стандартов. Если мы хотим приблизиться к международной практике и хотим международного признания системы аккредитации Российской Федерации, мы должны отходить от сложившейся практики. И Росаккредитация со временем будет требовать, чтобы в протоколах испытаний лабораторий появлялись реальные показатели, которые были получены в ходе опытов, тестов, испытаний.

Смотрите так же:  Пояснительная записка к годовому отчету бюджетного учреждения образец

Перейдем к критерию по опыту работы. Еще одно требование для сотрудников – это наличие 3-летнего опыта работы в заявленной области. Я обращаю ваше внимание на то, что необходимо наличие не просто 3-летнего опыта работы по оценке соответствия чего бы то ни было, а опыта работы именно в той области, в которой сотрудник позиционирует себя как эксперт во время выездной оценки. У меня в практике были случаи, когда эксперт говорил: «Я специалист по топливу. И да: у меня есть 3-летний стаж. Я работал в органах по сертификации. Вот, посмотрите, трудовая книжка» и так далее. Смотрим: действительно, органы по сертификации, действительно в трудовой книжке записано основное место работы. Даже должность записана: «Специалист по сертификации». Захожу в реестр, нахожу там данный орган, и выясняется, что у него в области аккредитации нет топлива, то есть эксперт не мог заниматься оценкой соответствия именно в заявленной области просто потому, что в области аккредитации самого органа ее не было. В таком случае эксперт выпадает из орбиты моего внимания, потому что не отвечает рассматриваемому критерию.

Что хотелось бы сказать о СМК. Сейчас научились готовить очень красивые пакеты документов. Все написано замечательно. Иногда даже руководитель органа берет на себя труд и выучивает это. Но при этом он зачастую забывает попросить выучить это сотрудников к выездной оценке. И если рядовому сотруднику-эксперту задаются вопросы: «А как у вас происходит вот это? А что вы делаете, если вот так?», — быстро выясняется, что человек не читал СМК и уж тем более не собирался по ней работать. А если и собирался, то только после того, как аккредитуется вместе со своим работодателем. Поэтому обращаю внимание присутствующих на ключевой момент. П. 2 и п. 8 682-го приказа Минэкономразвития содержат следующую формулировку: «Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности органа по сертификации требований системы менеджмента качества». Эта фраза говорит о том, что СМК должна не просто быть: она должна быть внедрена. Чтобы проверить это, я беру СМК и смотрю, что там написано. Если в СМК написано: «Ответственный за ведение журнала – заместитель руководителя органа по сертификации», — я смотрю в этой же СМК, кто сейчас является заместителем руководителя органа пофамильно, смотрю приказ о назначении этого человека заместителем, а дальше беру журналы, которые существуют на сегодняшний день выездной оценки в этом органе. Если на журнале написана другая фамилия, я делаю однозначный вывод: система менеджмента качества не внедрена. То, что должно быть, и то, что есть на самом деле, расходится. Это один из способов проверить, внедрена или не внедрена система менеджмента качества. И если она не внедрена – это стопроцентный отказ в аккредитации, причем по всем заявленным позициям области аккредитации сразу.

Что касается экспертов. Сегодня уже говорилось, что у нас в реестре 570 экспертов по аккредитации и что некоторые из них из этого реестра исключены в связи с тем, что прекратили свой статус эксперта по аккредитации, и не всегда по заявлению эксперта. Есть эксперты, статус которых был прекращен Росаккредитацией в связи с допущенными нарушениями. Перечислим самые распространенные из них. На основании абз. 4 пункта 91-го 602-го постановления Правительства к числу нарушений в работе экспертов относится, в частности, предоставление недостоверных сведений или, как это дословно звучит в постановлении, подтверждение Федеральной службой по аккредитации факта недостоверности или необъективности результатов деятельности эксперта по аккредитации. В нашей практике встречались следующие случаи. Экспертная группа проводит выездную экспертизу, пишет положительный акт, на основании которого Росаккредитация аккредитует юридическое лицо. Через полтора месяца по чьей-то жалобе, которая признается действительно заслуживающей внимания не только Росаккредитацией, но и Генеральной прокуратурой, согласовывается государственная выездная проверка по контролю, в аккредитованный орган выезжают представители Росаккредитации, пишут весь перечень нарушений, которые видят на месте. В результате проверки выясняется, что часть этих нарушений эксперт должен был выявить полтора месяца назад. То есть человек в своем акте писал то, что для нас очевидно явилось недостоверной информацией. Дальше происходит согласительная процедура с экспертом, которая, как правило, заканчивается не очень хорошо для эксперта. К слову сказать, пока только один эксперт был лишен своего свидетельства и статуса по этому основанию. Сейчас у нас на подходе есть еще один подобный случай, который мы будем рассматривать.

К числу нарушений, являющихся основанием лишения эксперта статуса, также относится неоднократный необоснованный отказ от проведения экспертизы документов или выездной экспертизы (абз. 6 п. 91 602-го Постановления). По этому основанию довольно большое количество экспертов по аккредитации уже потеряло свой статус. Что такое необоснованный отказ? Сказать, что «я слишком загружен работой по основному месту» (еще добавить, что эксперт по аккредитации – это не основное место работы, а есть другое место) – это необоснованный отказ. Сказать просто: «Я болел», — это необоснованный отказ, если это не подтверждается выпиской из стационара либо больничным листом. И так далее. То есть любой отказ должен быть подтвержден. В том же случае, если область аттестации эксперта не совпадет с областью аккредитации, Росаккредитация пока рассматривает это как обоснованный отказ. Происходит это в том случае, если автоматизированная система по методике выбирает эксперта по аккредитации, у которого заявлена общая область аттестации, после чего на практике выясняется, что эксперт не готов проводить экспертизу в рамках данной компетенции. Сейчас мы такие отказы принимаем и на них реагируем с пониманием.

И последний пункт, по которому, как правило, возникает большое количество претензий к экспертам, — это пункт 101 602-го постановления Правительства –совмещение работ по подтверждению соответствия с работами по аккредитации в той же области.

На практике встречаются случаи, когда эксперт занимается оценкой соответствия и подписывает сертификаты в той же области, в которой он числится в реестре Росаккредитации, или же когда числящийся в реестре эксперт подписывает сертификаты в качестве руководителя или иного должностного лица органа по сертификации. Позиция Росаккредитации по данному вопросу однозначна. Те эксперты, которые внесены в реестр в качестве экспертов по аккредитации, не имеют права подписывать сертификаты в той же области, даже в качестве руководителя органа по сертификации.

Есть и хорошая новость. Она состоит в том, что в настоящее время Росаккредитация никого не лишает статуса эксперта заочно. Любому человеку, который, по нашему мнению, что-то нарушил, мы даем возможность приехать, изложить свою позицию, показать документы, что-то объяснить. Иными словами, всех, к кому у нас есть вопросы, мы вызываем на согласительную комиссию. Если эксперт живет далеко, мы будем давать ему возможность пояснить свою позицию и высказать свое мнение по видеоконференцсвязи через наши территориальные управления. Возможно, позже мы придем и к телефонной конференции, потому что не у всех есть возможность приехать даже в региональный центр или в центр, где есть наш терорган, чтобы использовать видеоконференцсвязь. Однако я хочу подчеркнуть, что мы хотим поговорить и хотим выслушать всех.

Таким образом, я вкратце остановилась на всех трех составляющих понятия аккредитации. Хотелось бы сказать, что нам предстоит еще большая работа, но работа эта должна быть совместной с экспертами, с представителями органов по сертификации и испытательных лабораторий. Росаккредитация хочет наладить хорошую обратную связь и взаимодействие с бизнес-сообществом. Мы хотим услышать обоснованные и профессиональные мнения, пусть даже это будут мнения только по одному маленькому критерию. Я призываю представителей организаций, занимающихся оценкой соответствия, к совместной конструктивной работе. Для этих целей я каждую пятницу провожу личный прием. На сайте Росаккредитации есть номер телефона, по которому можно записаться на прием на 15 минут или же на телефонный разговор, если заявитель из другого города и не имеет возможности лично приехать на встречу.

В заключение хотела бы озвучить следующую мысль. На мой взгляд, аккредитация тесно связана с таким понятием, как доверие, а доверие, в свою очередь, связано с репутацией. Репутация – это некая история устойчивого доверия. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из присутствующих здесь работал над репутацией того органа, той лаборатории, которые вы представляете, над созданием того экспертного имиджа, который вы собою являете. Тогда все это вместе будет влиять на репутацию системы аккредитации в нашей стране, а система аккредитации будет поднимать весь российский бизнес и Российскую Федерацию вообще на тот уровень, которого она достойна. Давайте стремиться к этому, давайте делать это вместе.

Аккредитация органов по сертификации (подготовка экспертов)

Тематический план

Документ об окончании:

Удостоверение о повышении квалификации

Руководители и специалисты ОС, заявители в эксперты

(499) 742-43-44, (499) 172-04-62

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)»

Режим работы: пятидневная рабочая неделя
График работы — 09.00-17.30
Выходной — суббота, воскресенье

109443, Москва,
Волгоградский проспект, дом 90, корпус 1

РД ССПБ 3 Требования к экспертам и порядок их аттестации

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
центрального органа Системы сертификации
в области пожарной безопасности
в Российской Федерации
Ю . П . Ненашев
21 апреля 2006 г .

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

V. ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ

VI. АТТЕСТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

VII. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБЛАСТИ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОТЧЕТ о прохождении стажировки кандидатом в эксперты Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотрите так же:  Приказ рф минздрава 1175

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ЗАЯВЛЕНИЕ о проведении (пере)аттестации в качестве эксперта Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Информация 13 о деятельности эксперта ССПБ по сертификации продукции

I . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящий документ устанавливает основные требования , которым должны соответствовать эксперты по сертификации Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации 1 , порядок их подготовки и аттестации .

2. Документ предназначен для применения центральным органом Системы , органами по сертификации , испытательными лабораториями ( центрами ), организациями , осуществляющими подготовку экспертов в области сертификации , аккредитации , иными организациями и предприятиями , контролирующими деятельность по сертификации в рамках Системы , экспертами и лицами , претендующими на аттестацию в Системе в качестве экспертов .

3. Настоящий документ учитывает требования и положения , изложенные в руководствах Международной организации по стандартизации , Европейском стандарте EN 45013 «Общие критерии для органов по сертификации , занимающихся сертификацией персонала» , ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 «Руководящие указания по проверке систем качества . Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов — аудиторов» , П равилах по проведению сертификации в Российской Федерации ( утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10 мая 2000 г . № 26 ).

II . ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. В настоящем документе применяются определения , содержащиеся в Положении о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации , с некоторыми уточнениями и дополнениями , необходимыми для обеспечения взаимопонимания в вопросах аттестации экспертов .

Аккредитация экспертов — процедура , посредством которой центральным органом Системы в соответствии с правилами Системы официально признается возможность выполнения экспертом конкретных работ в заявленной области .

Аттестация ( переаттестация ) экспертов — деятельность по оценке и подтверждению компетентности экспертов и соответствия установленным требованиям .

Аттестат компетентности эксперта — документ , выданный центральным органом Системы по правилам Системы , удостоверяющий , что указанное в нем лицо обладает необходимой компетентностью и уполномочено выполнять работы в определенной области деятельности ( область аккредитации ).

Заявитель ( аккредитации ) — физическое лицо , которое желает подтвердить свою компетентность посредством прохождения процедуры аккредитации в Системе .

Кандидат в эксперты — заявитель , прошедший первоначальную подготовку в области сертификации или аккредитации в соответствии с установленными требованиями .

Компетентность эксперта — совокупность знаний , умений , навыков и личных качеств специалиста ,

1 Далее — Система .

необходимых для выполнения им работ с целью сертификации или аккредитации в Системе .

Контроль за деятельностью экспертов — контрольная оценка компетентности , осуществляемая с целью подтверждения того , что эксперты продолжают соответствовать требованиям в установленной им области аттестации .

Область аттестации эксперта — сфера деятельности эксперта по определенным направлениям и объектам сертификации ( аккредитации ), в отношении которых его компетентность подтверждена аттестатом компетентности эксперта .

Стажировка — исполнение кандидатом в эксперты функций эксперта в реальных практических работах по сертификации , аккредитации .

Учебный центр — уполномоченная центральным органом Системы организация , осуществляющая обучение в области сертификации , аккредитации .

Эксперт Системы 2 — физическое лицо , прошедшее процедуру аккредитации на право проведения одного или нескольких видов работ с целью сертификации или аккредитации в Системе и имеющее аттестат компетентности эксперта .

III . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5. Функции экспертов в Системе заключаются в техническом обеспечении проведения работ по направлениям в установленных для них областях в соответствии с правилами Системы , в том числе : организация непосредственного проведения работ , сбор ( получение ) и анализ необходимой информации , разработка и представление заключений , выводов для принятия соответствующих решений .

6. Эксперты осуществляют свою деятельность в Системе по следующим направлениям :

— аккредитация испытательных лабораторий ;

— аккредитация органов по сертификации .

Области конкретной аттестации экспертов в рамках указанных направлений устанавливаются в приложении 1 к настоящему документу .

7. Экспертам при аттестации указываются области , в которых осуществляется их деятельность .

IV . ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

8. Эксперт , независимо от направления его деятельности , должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих функций и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа , а также иметь высшее образование в области знаний , близких к видам деятельности по сертификации или аккредитации , на право проведения которых он будет аттестован .

9.1. Эксперт по сертификации продукции должен иметь предшествующий , не менее чем четырехлетний стаж практической работы в области пожарной безопасности по нескольким или одному из следующих видов деятельности : разработка , производство , испытания ( оценка ), приемка , внедрение , эксплуатация ( использование ), выполнение работ , оказание услуг , преподавательская , консультационная деятельность , государственный контроль ( надзор ).

9.2. Эксперт по аккредитации испытательных лабораторий должен иметь предшествующий , не менее чем двухлетний стаж работы по испытаниям продукции .

9.3. Эксперт по аккредитации органов по сертификации должен иметь предшествующий , не менее чем трехлетний стаж работы по подтверждению соответствия и при этом принять участие в процедуре сертификации не менее чем 15 объектов обязательной сертификации .

10.1. Эксперт должен иметь широкий кругозор , обладать логическим мышлением , аналитическим складом ума , твердостью воли и способностью реально оценивать ситуацию , быть выдержанным , понимать сложные процессы с точки зрения главной перспективы , владеть правилами делового этикета , постоянно повышать свою квалификацию . Эксперт должен иметь способность ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно , в достаточной степени обосновывать свои выводы и заключения .

10.2. Эксперт должен иметь необходимые навыки в руководстве , требуемые для осуществления его деятельности , обеспечивать конфиденциальность информации , полученной в ходе его деятельности , сохранять верность заключению вопреки давлению о внесении изменений , не основанных на доказательстве .

10.3. Эксперт должен быть объективным и беспристрастным , не иметь прямой или косвенной связи с разработкой и внедрением объекта сертификации или ведением подготовки к сертификации проверяемой организации . Эксперты не могут одновременно проводить работы по сертификации и испытания одной и той же продукции 3 .

2 Далее — эксперт .

3 Не допускается принятие участия эксперта в сертификации той продукции , в испытаниях которой он принимал участие .

10.4. Эксперт должен обладать независимостью от организаций и физических лиц , с которыми осуществляется его деятельность , основанной на отсутствии коммерческого и финансового интереса или другого давления , которое может оказать влияние на принимаемые решения .

11. Эксперт должен иметь специальную подготовку по соответствующему направлению деятельности .

11.1. Эксперт , независимо от направления его деятельности и области аттестации , должен знать :

— законодательство Российской Федерации , постановления Правительства Российской Федерации , относящиеся к области сертификации , стандартизации и метрологии ;

— направления и основные принципы международного сотрудничества в области сертификации , стандартизации и метрологии ;

— международную и региональную практику сертификации ;

— общие принципы построения систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 и 14000;

— общие правила и рекомендации по сертификации в Российской Федерации ;

— правила , порядок и руководящие документы ССПБ ;

— психологические аспекты работы с кадрами .

11.2. Эксперты , в зависимости от направления их деятельности , должны , кроме того , знать :

— эксперт по сертификации — нормативные , правовые акты в области сертификации продукции и услуг , государственные стандарты Российской Федерации , межгосударственные стандарты , признанные Российской Федерацией , международные ( региональные ) стандарты и другие нормативные документы в соответствии с областью аттестации эксперта , а также документы по сертификации однородной продукции , в области которой будет осуществляться его деятельность ;

— эксперт по аккредитации — международные и российские основополагающие документы в области аккредитации , требования к органам по сертификации ( испытательным лабораториям ), процедуры проведения аккредитации и инспекционного контроля , правила оформления документов по аккредитации ; эксперт по аккредитации испытательных лабораторий должен также знать требования ГОСТ Р ИСО /МЭК 17025-2000 и основные аспекты организации метрологического обеспечения при испытаниях продукции .

12. Эксперт по сертификации продукции должен уметь :

организовать работу по сертификации продукции и обеспечить обоснованность выдачи сертификата , в том числе :

провести анализ документов , представленных заявителем на сертификацию продукции , и принять по ним решение , выбрать схему сертификации ;

отобрать образцы для испытаний ;

провести анализ результатов испытаний ;

провести в порядке , установленном в ССПБ , анализ состояния производства и оценку стабильности качества выпускаемой продукции ;

разработать методики и рабочие программы анализа состояния производства конкретных видов продукции ;

оформить типовые формы основных документов , применяемых в Системе ( заявку , договор , решения , декларацию , сертификат пожарной безопасности и др .);

организовать и провести инспекционный контроль сертифицированной продукции ;

оценить выполнение корректирующих мероприятий .

13. Эксперт по аккредитации должен уметь :

организовать работу и обеспечить соблюдение правил и процедуры аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий , в том числе :

провести экспертизу документов , представленных на аккредитацию , оценить соответствие области аккредитации органа по сертификации областям аккредитации испытательных лабораторий ( собственной и тех , с которыми орган имеет соглашение на проведение сертификационных испытаний ), обеспеченность испытательной лаборатории испытательным оборудованием и средствами измерений в соответствии с заявляемой областью аккредитации , оформить экспертное заключение ;

составить программу аттестационной проверки ;

провести проверку укомплектованности и состояния испытательного оборудования и средств измерений , предназначенных для проведения испытаний в заявленной области ;

оценить полноту и правильность требований методик испытаний , применяемых испытательной лабораторией ;

оценить соответствие помещения испытательной лаборатории и условий работы требованиям , обеспечивающим качество испытаний , безопасность труда и охрану окружающей среды ;

организовать проведение деловой игры по конкретной специализации и оценить правильность действий и обоснованность принимаемых решений ( для эксперта по аккредитации органа по сертификации );

организовать проведение контрольных испытаний конкретной продукции и оценить квалификацию испытателей по проведению испытаний , по обработке и оформлению результатов испытаний , а также технические ( заявленные ) возможности испытательной лаборатории ( для эксперта по аккредитации испытательных лабораторий );

оценить соответствие действующему законодательству статуса организации , претендующей на аккредитацию в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории ;

дать рекомендации по устранению недостатков в работе организации , претендующей на аккредитацию ;

оценить соответствие организации общим требованиям , предъявляемым к органам по сертификации ( испытательным лабораториям ), конкретной специализации ( требованиям к системе качества , организации работ , персоналу , структуре , фонду нормативных документов и документации ), оформить акт аттестации , при необходимости оформить обоснованное особое мнение ;

организовать и провести инспекционный контроль за соблюдением правил по сертификации органом по сертификации и аккредитованной испытательной лабораторией , а также за соблюдением предъявляемых к ним требований и оформить документы и решение по результатам инспекционного контроля ;

оценить выполнение корректирующих мероприятий .

V . ПОДГОТОВКА ЭКСПЕРТОВ

14.1. К аттестации допускаются заявители , которые отвечают требованиям раздела IV применительно к их специализации .

14.2. Наличие высшего образования подтверждается документом государственного образца . Стаж работы , обеспечивающий получение необходимого практического опыта в заявленной области аттестации эксперта , подтверждается трудовой книжкой или иными эквивалентными документами . Личные качества заявителя , к которым предъявляются требования в п . 10 настоящего документа , подтверждаются характеристикой с места основной трудовой деятельности или из организации , представляющей эксперта на аттестацию 4 .

Смотрите так же:  Страховка на машину белоруссия

4 При возможности .

14.3. Наличие начальной специальной подготовки эксперта по необходимому профилю подтверждается документом учебного центра , уполномоченного центральным органом Системы .

14.4. Наличие опыта практической работы по направлению деятельности эксперта подтверждается отчетами о стажировках .

Обучение для получения первоначальной специальной подготовки эксперта проводится по направлениям деятельности , указанным в п . 6, в очной форме , по согласованной ЦО Системы программе .

Обучение заканчивается сдачей экзамена . В случае успешной сдачи экзамена кандидату в эксперты выдается документ установленного образца , свидетельствующий о наличии необходимых знаний .

16.1. Кандидат в эксперты должен пройти не менее четырех стажировок по каждому заявляемому направлению ( приложение 1 ), в котором он аттестуется как эксперт . В процессе стажировки кандидат в эксперты должен принять практическое участие в выполнении всех работ , предусмотренных процедурами сертификации ( аккредитации ).

16.2. Финансовые затраты на проведение стажировок оплачиваются на договорной основе между организацией , представляющей эксперта , и органом по сертификации , в котором проходит стажировка .

16.3. Стажировки заявителей , аттестующихся как эксперты по сертификации , проводятся под руководством экспертов , имеющих право проведения работ в заявленной области аттестации и стаж работы в этом качестве более трех лет .

Стажировки заявителей , аттестующихся как эксперты по аккредитации , проводятся под руководством экспертов , имеющих право проведения работ в заявленной области аттестации , либо под руководством председателя комиссии по аттестации органа по сертификации или испытательной лаборатории , в которой проводится стажировка .

16.4. По окончании стажировки кандидат в эксперты составляет отчет ( приложение 2 ) 5 , который должен содержать информацию о выполнении всех функций эксперта по пп . 12 — 13 6 с указанием обоснования принимаемых им решений , а также включать в себя :

5 Для экспертов по аккредитации представляются акты проверок .

6 Применительно к их специализации .

— сведения о месте проведения работ ( наименование организации , адрес );

— сроки проведения работ ;

— наименования и регистрационные номера документов , выданных по результатам работ , в которых участвовал заявитель ;

— перечень нормативной документации , использованной в процедурах сертификации ( аккредитации , испытаний ).

Отчет кандидата в эксперты по сертификации подписывает сам кандидат , а также руководитель стажировки и утверждает руководитель органа по сертификации . Отчет кандидата в эксперты по аккредитации подписывают сам кандидат и руководитель стажировки — председатель комиссии по аттестации ( органа по сертификации или испытательной лаборатории ).

Руководитель стажировки в приложении к отчету дополнительно дает оценку теоретической подготовки , опыта и личностных качеств кандидата в эксперты .

VI . АТТЕСТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

17.1. Аттестация экспертов направлена на достижение следующих целей : обеспечение достоверности результатов сертификации в ССПБ ;

содействие юридическим лицам , занятым в сфере сертификации ( аккредитации , испытаний ), в подборе компетентных специалистов ;

повышение уровня компетентности специалистов органов по сертификации и испытательных лабораторий и обеспечение их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках сертификационных услуг ;

защита юридических лиц , занятых в сфере сертификации ( аккредитации , испытаний ), от некомпетентных и недобросовестных специалистов .

17.2. Объективность и достоверность аттестации в Системе обеспечивается : независимостью и компетентностью экспертов Системы , органов по сертификации , испытательных лабораторий и учебных центров , в которых проводится подготовка ;

инспекционным контролем за соблюдением правил сертификации и контролем за деятельностью экспертов Системы .

17.3. Система имеет собственную форму аттестата компетентности эксперта ( приложение 3 ).

17.4. Аттестация ( переаттестация ) и регистрация экспертов осуществляется на договорной основе между организацией , представляющей кандидата в эксперты , и центральным органом Системы .

18.1. Аттестация экспертов включает в себя :

подачу заявления на аттестацию в центральный орган Системы ( приложение 4 ). К заявлению прилагаются заверенные копии документов в соответствии с требованиями пп . 14- 16 и копия платежного документа о возмещении затрат на аттестацию ;

рассмотрение в установленном порядке полного комплекта документов заявителя ;

принятие центральным органом Системы мотивированного решения по заявлению 7 ;

выдачу аттестата эксперту и его регистрацию в Реестре Системы ;

проведение контроля за деятельностью экспертов ;

приостановление или отмену действия аттестата , проведение корректирующих мероприятий ;

распространение информации о результатах аттестации экспертов .

18.2. Центральный орган Системы рассматривает заявление и сообщает заявителю : решение о принятии документов к рассмотрению или об их отклонении ( с указанием обоснованных причин );

перечень документов , которые необходимо представить дополнительно ;

о необходимости прохождения собеседования 8 .

18.3. Принятие решения об аттестации кандидата проводится комиссией центрального органа Системы по аккредитации и аттестации 9 .

Если представленных материалов недостаточно для принятия решения , комиссия проводит собеседование с кандидатом в эксперты для оценки фактических знаний , навыков и способности выполнять функции эксперта .

При необходимости комиссия привлекает для подготовки и анализа материалов , проведения

7 В случае необходимости могут быть запрошены дополнительные сведения .

8 В случае принятия такого решения .

9 Далее — комиссия .

собеседования квалифицированных специалистов по вопросам , рассматриваемым при аттестации .

18.4. При положительном решении аттестационной комиссии о соответствии компетентности заявителя установленным требованиям ему выдается аттестат компетентности эксперта , с указанием области аттестации , сроком не более чем на 5 лет 10 . По итогам рассмотрения представленных материалов комиссия может также принять решение об ограничении области аттестации по сравнению с заявленной .

При отрицательных результатах аттестации центральный орган Системы оформляет решение об отказе в выдаче аттестата с указанием причин .

18.5. Повторная аттестация после вынесения решения об отказе может быть проведена при условии устранения причин , повлекших отказ , но не ранее чем через 6 месяцев после окончания предшествовавшей аттестации .

18.6. Аккредитованные в Системе эксперты могут расширить область своей аттестации после прохождения специальной подготовки , соответствующей новой области деятельности , и необходимых стажировок . Эксперты , претендующие на расширение области аттестации , подают заявление в центральный орган Системы с приложением копии документа о прохождении специальной подготовки 11 , отчетов о стажировках , сводной справки эксперта по формам , аналогичным применяемым для первичной аттестации , и копии платежного документа . Процедура рассмотрения и принятия решения по представленным материалам — в соответствии с положениями пп . 18.2- 18.4. В случае если процедура проводится до истечения срока действия аттестата , выданного ранее , срок окончания действия нового аттестата устанавливается такой же , как у предыдущего .

19.1. Контроль за деятельностью экспертов проводится центральным органом Системы в течение всего срока действия аттестата , не реже одного раза в год , в форме периодических проверок , включающих в себя анализ отзывов об их деятельности и их ежегодных отчетов .

19.2. Эксперт к 20 января и 20 июля представляет в центральный орган Системы информацию о своей деятельности ( по форме приложения 5 ).

При непредставлении информации ( в месячный срок со дня окончания отчетного периода ) комиссия вправе принять решение о приостановке или отмене действия аттестата компетентности эксперта .

19.3. В случаях поступления информации от участников Системы о претензиях к деятельности эксперта или к качеству проводимых им работ , а также от органов , осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил подтверждения соответствия , могут проводиться также внеплановые проверки деятельности экспертов .

19.4. Результаты контроля за деятельностью экспертов и внеплановых проверок оформляются решением комиссии , в котором дается оценка результатов , делается заключение о сохранении , приостановлении или отмене действия выданного аттестата .

19.5. Решение о приостановлении действия аттестата эксперта принимается в том случае , если путем предложенных корректирующих мероприятий эксперт может устранить обнаруженные причины некомпетентности и подтвердить свою компетентность .

19.6. Действие аттестата эксперта может быть досрочно прекращено в случаях , если : эксперт допускал нарушения правил Системы , повлиявшие на результат подтверждения соответствия , аккредитации , или совершил любое такое нарушение умышленно ;

эксперт не соответствует критериям , приведенным в п . 10 ;

по представлению эксперта или на основе оформленного с его участием протокола испытаний орган по сертификации немотивированно отказывает в выдаче или выдает сертификат в области , выходящей за пределы области аттестации эксперта ;

в течение года эксперт не проводил работ по сертификации ( аккредитации ) 12 .

Действие аттестата может быть досрочно прекращено также по заявлению эксперта , представленному им лично или заверенному в установленном порядке .

20. Информация об отмене ( приостановке ) действия аттестата эксперта доводится до сведения заинтересованных организаций , экспертов и участников Системы .

21. Апелляции заявителей и экспертов рассматриваются комиссией по апелляциям центрального органа Системы .

Апелляции рассматриваются в случаях :

отказа в приеме документов заявителя или эксперта ;

отказа в выдаче аттестата эксперта или ограничения области аттестации по сравнению с заявленной ;

приостановления или прекращения действия аттестата эксперта ;

10 Кандидат в эксперты или представляющая его организация возмещает затраты , связанные с проведением процедуры аттестации .

11 При необходимости .

12 В случае аттестации эксперта по нескольким направлениям отсутствие работ по одному из направлений влечет за собой приостановку действия аттестата по соответствующему направлению .

отказа в продлении действия аттестата эксперта .

22. Информация об экспертах , внесенных в Реестр Системы , об уполномоченных учебных подразделениях и правилах аттестации экспертов публикуется в порядке , установленном центральным органом Системы .

23.1. После окончания срока действия аттестата аккредитации эксперта проводится повторная аттестация ( переаттестация ).

Переаттестация проводится центральным органом Системы по заявлению ( по форме приложения 4 ), поданному экспертом не позднее , чем за 3 месяца до истечения срока действия его аттестата . К заявлению эксперты прикладывают заверенные копии документов , подтверждающих прохождение специального обучения по программе повышения квалификации , утвержденной центральным органом Системы , копию платежного документа о возмещении затрат на переаттестацию , отчет за весь период деятельности ( по форме отчета эксперта ). По запросу комиссии эксперты также представляют дополнительные материалы .

Решение о подтверждении компетентности эксперта ( отказе в подтверждении , подтверждении с ограничением области аттестации ) принимается с учетом анализа результатов деятельности эксперта , повышения квалификации и других форм подтверждения компетентности эксперта , установленных в Системе .

24. При положительных результатах переаттестации экспертам выдается новый аттестат с указанием области аттестации на срок , установленный комиссией . Соответствующая информация направляется в реестр Системы .

При отрицательных результатах переаттестации эксперт исключается из реестра Системы . Информация об исключении эксперта из реестра публикуется в информационных изданиях Системы .

VII . ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ

25. Настоящий документ вводится в действие с 01.07.2006 г .

26. Документы , подтверждающие право проведения работ в Системе , выданные экспертам до введения в действие настоящих «Требований . » , имеют силу до окончания срока их действия .

27. При переаттестации экспертов , аттестованных до введения в действие настоящего документа , им устанавливаются области аттестации , совпадающие по охватываемой сфере с ранее указанными .

ОБЛАСТИ АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ