Меню Закрыть

Энергосервисный договор закон

Энергосервисный договор

Подборка наиболее важных документов по запросу Энергосервисный договор (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Энергосервисный договор

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Энергосервисный договор

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Энергосервисный договор

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов) (ст.ст. 19 — 21)

Глава 5. Энергосервисные договоры (контракты) и договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисных договоров (контрактов)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Энергосервисный договор закон

Согласно определению Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г., энергосервисный договор (контракт) – это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный контракт заключается с целью обеспечить экономию потребления энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих мероприятий. Сэкономленные за счет внедрения средства поступают в счет оплаты по контракту.

Что такое энергосервисный контракт

Не секрет, что состояние инфраструктуры ЖКХ и многих промышленных предприятий в нашей стране далеко от идеала. По некоторым данным, износ материальных активов может достигать 60%. На практике это означает серьезные утечки тепла, воды, а так же значительные потери в электрических сетях. Очевидно, что для улучшения ситуации нужны очень большие деньги, а собственных средств на нужды модернизации инфраструктуры у предприятий, как правило, просто нет. В то же время, на фоне ежегодного роста тарифов, сокращение потребления энергоносителей за счет более эффективного их использования становится практически безальтернативным.

Внедрение энергосберегающих технологий – это вопрос выживания на рынке каждого конкретного предприятия, его конкурентоспособности и перспектив развития. И наиболее приемлемым вариантом действий, при отсутствии собственных средств, является модернизация с использованием энергосервисного контракта.

Основное принципиальное отличие энергосервисного контракта от других видов финансирования энергосберегающих мероприятий заключается в том, что предприятию не нужно вкладывать собственных средства или занимать их в банке в виде кредита. То есть, предприятие получает возможность приобрести новое оборудование и внедрить энергоэффективные технологий, не неся финансовых затрат.

В случае заключения энергосервисного контракта, большую часть финансовых рисков берет на себя энергосервисная компания. Все затраты на реализацию проекта возмещаются за счет полученной экономии энергоресурсов. Согласно Федерального закона № 261-ФЗ, энергосервисный контракт должен содержать:

  • условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Таким образом, проявляется еще одна особенность энергосервисного контракта — четкие параметры экономии энергоносителей и сроки реализации проекта по внедрению энергосберегающих мероприятий.

Препятствия и риски при осуществлении энергосервисного контракта

При бесспорно выгодной и эффективной сути, энергосервисный контракт все же несет в себе определенные риски, понимать которые следует до его заключения. К явным рискам, которые могут привести к срыву долгосрочного контракта относятся:

  • риски возникновения неплатежеспособности заказчика;
  • риски связанные с ошибками в прогнозированием роста тарифов;
  • риски связанные с неверными сведениями, полученными по результатам энергетического обследования;
  • риск существенного изменения законодательства, регулирующего энергосервисные отношения;
  • риск выхода из строя оборудования в результате некорректной эксплуатации;

Сегодня существуют факторы, которые сдерживают распространение модернизации инфраструктуры объектов по энергосервисным контрактам. Прежде всего, это отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений. Отсутствие четких механизмов государственного контроля, а значит и ясных полномочий надзорных органов. Следует отметить и неразвитость рынка страховых услуг, что затрудняет страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта.

Но, несмотря на вышеуказанные сложности, энергосервисные контракты являются перспективным и экономически обоснованным инструментом повышения энергоэффективности и достижения реальной экономии средств за счет энергосбережения.

Этапы реализации энергосервисного контракта

  1. Инвестиционный аудит заказчика
    Цель: Независимая оценка финансового состояния потенциального заказчика.
    Результат: Принятие решения о заключении энергосервисного контракта.
  1. Энергетическое обследование
    Цель:
    Определение потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности объектов заказчика.
    Результат: Разработка комплекса энергосберегающих мероприятий с расчетом экономического эффекта и срока окупаемости.
  1. Привлечение инвесторов
    Цель:
    Разработка схемы механизма финансирования.
    Результат: Открытие финансирования.
  1. Проектные работы
    Цель:
    Разработка и согласование проекта в контролирующих инстанциях.
    Результат: Проект со всей сопроводительной документацией.
  1. Монтаж и накладка оборудования
    Цель:
    Выбор поставщика оборудования и выполнение работ. Пуско-наладочные работы.
    Результат: Энергоэффективное оборудование готово к эксплуатации.
  1. Заключительный этап
    Цель:
    Разработка инструкций и оказание консалтинговых услуг техническому персоналу заказчика.
    Результат: Ввод в эксплуатацию энергоэффективного оборудования.

Преимущества энергосервисного контракта

Энергосервисный контракт имеет несколько явных преимуществ, по сравнению с другими формами договоров, направленных на достижение экономии энергоносителей. Прежде всего, это отсутствие финансовых вложений со стороны заказчика, а так же обязательств по кредитам.

Следует отметить и тот факт, что параметры экономии, заложенные в энергосервисный контракт, основаны на данных объективного энергетического обследования и точном технико-экономическом обосновании, а вовсе не на рекламных буклетах, декларирующих технические характеристики того или иного оборудования.

Одним из главных преимуществ является сама схема возврата инвестиций. Возврат средств инвестора, за счет реально достигнутой экономии, гарантирует заинтересованность энергосервисной компании в достижении максимального эффекта от внедрения, а так же, максимальной надежности предлагаемых технических решений.

Специалисты ООО «СЦЭНЭФ» имеют девятнадцатилетний практический опыт работы в сфере энергетических обследований с разработкой и внедрением энергосберегающих мероприятий и проектов.

Если у Вас возникли какие-то вопросы или Вы хотите заказать наши услуги, обращайтесь к нашим специалистам по телефону 8 (846) 333-07-69 или по электронной почте [email protected] Специалисты компании предоставят вам исчерпывающую информацию и ответят на все интересующие Вас вопросы.

Наша компания строит свои взаимоотношения с клиентами и партнерами, основываясь на принципах долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Мы стараемся исполнять свои обязательства таким образом, чтобы у клиента появилось желание продолжать сотрудничество с нашей компанией и при реализации других проектов.

Энергосервисный договор: правовая модель и проблемы реализации

А.П. Прозор, юрист международной юридической компании CMS, Россия

В современных условиях повышения внимания к вопросам эффективности использования энергетических ресурсов в нашей стране особое значение приобретают механизмы, позволяющие повысить потенциал энергосбережения при ограниченных возможностях финансирования и рентабельности. Одним из таких механизмов, наряду с иными формами сотрудничества (включающими, например, государственно-частные партнерства), является энергосервисный договор.

В целом, модель энергосервисного договора предполагает реализацию исполнителем мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергии заказчиком, причем соответствующие инвестиции исполнителя, по общему правилу, окупаются за счет достигнутой экономии энергии. Соответственно, основной отличительной чертой данного инструмента является принцип зависимости вознаграждения инвестора от результатов оказанных им услуг (произведенных работ), сводящихся к достигнутой экономии энергетических ресурсов.

Положительные стороны механизма энергосервисного договора, в принципе, очевидны: это и прямая заинтересованность инвестора в качестве производимых им мероприятий по энергосбережению, и возможность заказчика по реализации соответствующих проектов без вложения значительных средств. Разумеется, указанные элементы могут варьироваться в зависимости от конкретной избранной модели партнерства, однако они, несомненно, должны привлекать и заказчиков, и энергосервисные компании, в чем позволяет наглядно убедиться сложившаяся западная практика.

Тем не менее, на настоящем, начальном, этапе разработки механизмов энергосервисных договоров в России их стороны сталкиваются с различными проблемами, включающими и недостатки правовой регламентации, и ограниченные возможности обеспечения исполнения обязательств, и недостаток налоговых и экономических льгот. Некоторые из таких практических проблем и будут рассмотрены в настоящей статье.

Понятие энергосервисного договора

В настоящее время основным нормативно-правовым актом, определяющим понятие энергосервисного договора, является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с положениями указанного закона, существенными условиями энергосервисного договора являются следующие:

  • во-первых, условие о предмете договора, сформулированное как осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
  • во-вторых, условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора;
  • в-третьих, условие о сроке действия энергосервисного договора, причем такой срок не может быть менее срока, необходимого для достижения установленной соответствующим договором величины экономии энергетических ресурсов.

Законом устанавливаются и факультативные условия (в частности, условие об определении цены исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации соответствующего договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов), согласование и включение в текст энергосервисного договора которых относится законодателем на усмотрение сторон.

Несмотря на достаточно подробное регулирование понятия и принципов энергосервисного договора, в действующем законодательстве отсутствует указание на квалификацию договора на энергосервис в качестве определенного вида гражданско-правового обязательства. Имеющаяся в этой связи неопределенность правовой природы энергосервисного договора (который может толковаться и в качестве подрядного обязательства, и в качестве договора возмездного оказания услуг) может породить затруднения в практической реализации проектов на основе такой договорной конструкции и, в частности, при возникновении вопроса о возможности комплементарного применения норм гражданского законодательства.

Обеспечение исполнения обязательств по энергосервисному договору

Решение проблемы обеспечения исполнения обязательств по энергосервисным договорам является одним из центральных вопросов для успешной реализации проектов, направленных на повышение энергетической эффективности. Дело в том, что на практике такая проблема стоит как со стороны исполнителя (энергосервисной компании), так и со стороны заказчика.

При этом, если при реализации энергосервисных договоров по схеме «бизнес-бизнес» стороны имеют возможность обеспечить исполнение своих обязательств с помощью классических механизмов (использования банковских гарантий, поручительств и т.д.), то в случае вовлечения в структуру отношений активов, принадлежащих государству, данные механизмы могут оказаться неприменимыми. Дело в том, что в случае применения энергосервисных моделей в сделках с участием государства (в широком смысле), на первый план выходят ограничения, связанные с необходимостью регулярного бюджетирования расходов на соответствующем (федеральном, региональном или муниципальном) уровне.

Представляется, что одним из путей решения данной проблемы бюджетной сферы может являться применение револьверных, или возобновляемых, гарантий — механизма, хоть и не запрещенного действующим бюджетным законодательством, но не применяемого широко на практике в публичном секторе.

Смотрите так же:  Срок подачи иска по неустойка алименты

Суть возобновляемых гарантий состоит в их оформлении на весь срок действия контракта, но не на всю сумму сделки, а только на ее часть, с регулярным (например, ежегодным) возобновлением. Такие гарантии позволят избежать необходимость единоразового бюджетирования всей суммы обеспечения исполнения обязательств заказчика, сократив тем самым его потребности в единовременном изыскивании денежных средств.

Налоговые и экономические льготы, применимые при реализации мероприятий в сфере энергоэффективности

В целом, наличие и реальное функционирование механизмов налоговых и экономических льгот является одним из ключевых факторов привлекательности проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В настоящее время законодательство предусматривает четыре основных типа льгот в этой сфере:

  • ускоренная амортизация активов (применение к основной норме амортизации специального коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, — либо для объектов, относящимся к высшим классам энергетической эффективности (если такие классы установлены), либо по перечню, утверждаемому российским Правительством);
  • освобождение от налога на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение трех лет со дня постановки на учет такого имущества;
  • инвестиционный налоговый кредит; и
  • возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения.

К сожалению, вышеперечисленные механизмы не являются достаточными и реально действующими. Так, возможность применения механизмов ускоренной амортизации активов и освобождения от налога на имущество является весьма ограниченной в связи с тем, что соответствующие перечни энергоэффективных основных средств в настоящий момент Правительством не утверждены.

Что касается механизма инвестиционного налогового кредита, то он в принципе является значительно недоработанным: процедуры получения такого кредита сложны и неэффективны, в связи с чем этот инструмент практически не используется на практике.

Наконец, возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам также является сложно применимым инструментом в связи с отсутствием разработанных схем и процедур. Предполагается, что такое возмещение будет происходить на региональном уровне, тем не менее, разработка каких-либо методических указаний в этой сфере на уровне федеральном является необходимым условием функционирования данного льготного механизма.

Представляется, что все перечисленные проблемы не могут быть решены на практике: их решение необходимо начинать на законодательном уровне. Соответственно, в целях повышения инвестиционной привлекательности проектов в области энергетической эффективности представляется необходимым как совершенствовать существующие механизмы предоставления налоговых и экономических льгот организациям, инвестирующим в энергосбережение, так и внедрять новые льготы (к числу таковых может быть отнесено, например, освобождение от обложения НДС работ в сфере энергосервиса).

Что такое энергосервисный контракт и работает ли эта система в МКД?

Понятие энергосервисного контракта есть в федеральном законе № 261 от 2009 года. В него периодически вносились правки. Последние внесены в 2016 году. Энергосервисный договор – это соглашение, в результате которого выполняются мероприятия, действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Энергосервисные контракты заключаются с управляющими компания многоквартирных домов, но пока это не стало распространенным явлением в России. При этом, количество возможных мероприятий немалое, исчисляется десятками, начиная от установки приборов учета и заканчивая утеплением фасадов.

В России уже немало специализированных организаций, которые предоставляют энергосервисные услуги. Они предлагают различным компаниям, в том числе управляющим МКД, уменьшить энергозатраты. Энергосервисные учреждения должны брать на себя расходы за оптимизацию, а прибыль получают за счет сэкономленных заказчиком средств.

Сначала делается энергоаудит, потом представитель энергосервисной компании предлагает проект мероприятий. Энергосервисные контракты могут быть заключены и с органами власти, и с бюджетными учреждениями, и с частными, коммерческими организациями, и с владельцами квартир в многоквартирных домах. Другое дело, что зачастую энергосервисным компаниям совсем не интересно заключать договоры с отдельными владельцами квартир. Им выгоднее работать с потребителями больших мощностей энергии.

Еще раз подчеркнем, энергосервисный контракт – это развитие и совершенствование технологий, модернизация жилищно-коммунального комплекса.

Обговорим отдельно сроки действия подобных договоров. Они должны действовать с

момента заключения и до выполнения всех обязательств сторонами. То есть, срок контракта не должен быть меньше, чем нужно времени для достижения планируемой экономии. Также срок договора предусматривает окупаемость установленного оборудования. В связи с вышеперечисленным срок энергосервисного договора обычно колеблется от пяти до десяти лет. Впрочем, возможны и другие периоды. Срок окупаемости может быть от трех месяцев до 15 лет.

В энергосервисном договоре должен быть прописан пункт о величине экономии энергетических ресурсов, которая появится в результате проведенных работ. Также должен быть указан срок действия контракта, необходимый для достижения планируемой экономии.

Потребитель энергоресурса не должен предварительно нести никаких затрат и расходовать какие-либо средства.

Бывают государственные и муниципальные энергосервисные договоры. В этом случае оплата и прочие нюансы определяются в соответствии с законодательством. Есть так называемые смешанные договоры, то есть договоры купли-продажи, поставки, передачи энергоресурсов. Такие договоры могут заключаться по соглашению между поставщиком ресурсов – за исключением природного газа и негосударственным потребителем.

Размер вознаграждения энергосберегающей компании определяется по соглашению сторон. Он может быть разным. К примеру, соответствовать той сумме, на которую получилась экономия в результате энергосберегающих мероприятий. Если экономии и снижения объема потребления нет, то энергосервисная компания может остаться и без средств.

Энергосервисные договоры долгосрочны, поэтому заранее должна быть достигнута договоренность, кто несёт риски по расходам и эффекту.

Методики измерения и расчета эффекта от энергосберегающих технологий одни специалисты называют простыми и понятными, другие убеждены, что это слишком тонкая материя, чтобы её можно было рассчитать. Тем не менее, методики в стране есть и многие компании их используют.

Зачастую сложно определить целесообразность финансирования проектов энергосбережение, ведь применяются разные подходы к оценки различных проектов, в том числе и рискованных. Многие программы энергосбережения требуют изменений и дополнений. Энергосервисным компаниям очень сложно получить кредиты. И есть риск, что заказчик мероприятий окажется неплатежеспособным или, к примеру, объявит себя банкротом, что особенно распространенное явление среди управляющих компаний МКД.

Тем не менее, во многих городах РФ энергосервисные контракты реализуются. И у них есть большие перспективы, ведь снижение затрат – весьма привлекательная цель и для организаций, и для физических лиц. Кроме того, государство на законодательном уровне рекомендует позаботиться об энергосбережении и об энергоэффективности. Уже даже разработаны классы энергоэффективности для жилых многоквартирных домов. И в зависимости от этого класса будет введена разная плата для собственников.

Энергосервисный договор

Что такое энергосервисный договор

Энергосервисный контракт – представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счёт повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых,организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Заключение договора

Это новый вид договора, дополнительно заключаемого между собственниками и управляющей компанией или ТСЖ, на выполнение мероприятий по энергосбережению.

Его цель – снизить потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятом здании. Качественный энергосервисный договор должен окупиться и принести прибыль.
Энергосервисный договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
После его реализации в здании должны снизиться объёмы потребляемых энергоресурсов за счёт их более рационального использования. Составление энергосервисного договора производится на основании собранной информации об объекте путём его осмотров, показаний установленных счетчиков, возможно, энергоаудита и другими методами. Договор заключается на основании решения принятого на общем собрании собственников жилья. Цена определяется соглашением сторон.

Особенности договора

Товарищества, кооперативы и управляющие компании могут претворять в жизнь заключенный энергосервисный договор как самостоятельно, так и привлечь специализированную организацию. В домах, выбравших способ непосредственного управления, собственники могут заключить его напрямую со специализированным предприятием или ресурсоснабжающей организацией. Но договор с РСО встречается довольно редко, поскольку «ресурсники» заинтересованы в расширении рынка сбыта, а не в сужении, которое повлекут энергосберегающие мероприятия.
Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , далее – Федеральный закон об энергосбережении.
Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком ( ч. 1 ст. 19 Федерального закона об энергосбережении ).
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы (извлечение из ч. 9 ст. 11 Федерального закона об энергосбережении ).
Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирные дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома (извлечение из ч. 5 ст. 12 Федерального закона об энергосбережении ).
Таким образом, исполнителем энергосервисного договора (контракта) может является организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирные дома.

  • Состав и сроки размещения информации об энергосервисном договоре
  • Как разместить информацию об энергосервисном договоре
  • Как заполнить план энергоэффективных мероприятий
  • Расторжение энергосервисного договора
  • Пролонгация договора

Энергосервисный договор: правовое обеспечение рынка услуг и проблемы (Игнатьева И.А.)

Дата размещения статьи: 21.04.2016

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон, Закон об энергосбережении) инициировал развитие рынка услуг в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемых на основе заключения энергосервисного договора (контракта) (далее — энергосервисный договор).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711. Здесь и далее использование текстов нормативных правовых актов и актов судебной практики осуществлялось при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».

Закон актуализирует энергосервисный договор сразу в двух направлениях: а) для осуществления вполне самостоятельной деятельности специализированных компаний, предлагающих услуги по энергосбережению (у данного рода услуг, безусловно, есть своя ниша, свой спрос); б) посредством включения его условий в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20), тем самым как бы «подключая» новый рынок услуг в сфере энергосбережения к уже существующим рынкам реализации энергоресурсов. Последнее дало основания исследователям заключить, что положения Закона «распространяются и на договорные отношения, складывающиеся на рынках (оптовом и розничных) как электрической, так и тепловой энергии» .
———————————
Матиящук С.В. Новые модели договорных отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности // Законодательство и экономика. 2010. N 6. С. 13.

Поскольку одним из основных обязательных условий энергосервисного договора согласно ст. 19 Закона является условие о величине экономии энергетических ресурсов, поставщики или продавцы энергетических ресурсов, решившие включить в свои традиционные договоры реализации энергетических ресурсов условия энергосервисного договора, фактически тем самым выступают как заинтересованные в сокращении потребления энергетических ресурсов лица. Налицо наличие разнонаправленных интересов субъектов, действующих на рынке энергетических ресурсов, при осуществлении ими одновременно поставки энергоресурсов и услуг по сокращению их потребления. Это, как полагаем, объективно затрудняет широкое использование предоставленной Законом возможности развивать энергосервисные услуги обозначенным путем и является, в частности, одной из основных причин возникновения типичных проблем при внедрении приборов учета энергетических ресурсов . Определенная практика заключения сбытовыми энергетическими компаниями энергосервисных договоров все же есть .
———————————
См.: Игнатьева И.А. Некоторые вопросы практики применения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности // Закон. 2015. N 1. С. 62 — 67.
Например, ОАО «Мосэнергосбыт» осуществляет работы по ряду энергосервисных договоров в г. Москве и Московской области. См.: Энергосервисные контракты как способ сокращения издержек // http://ieport.ru/stat/32770-yenergoservisnye-kontrakty-kak-sposob.html.

Смотрите так же:  Увольнение сотрудников пенсионеров

В судебных спорах, касающихся выполнения условий энергосервисных договоров, как правило, сторонами выступают специализированные организации. Вообще обзор судебных дел, равно как и сведений из средств массовой информации, экспертные оценки в условиях отсутствия пока официальной обобщенной статистики по энергосервисным договорам позволяют обозначить примерный комплекс услуг, предлагаемый этими организациями в рамках энергосервисных договоров. Среди наиболее востребованных из них — проекты модернизации систем учета энергоресурсов, повышения эффективности освещения общественных мест. Получили широкое освещение в СМИ проекты, осуществляемые в рамках энергосервисного договора, по замене электрического отопления на газовое в фельдшерско-акушерском пункте, осуществляемые фирмой «Союз энергетиков Поволжья» , по модернизации оборудования на Магнитогорском металлургическом комбинате (ООО «ГПБ Энергоэффект») , по переводу школьных котельных с угля на щепу («Центр внедрения возобновляемых источников энергии») и др.
———————————
См.: Никитин В. В Ульяновской области бюджетная сфера переводится на энергосервисные контракты // http://media73.ru/2014/53026-v-ulyanovskoj-oblasti-byudzhetnaya-sfera-perevoditsya-na-energoservisnye-kontrakty.
См.: Портал ЭнергоСовет.Ru — портал по энергосбережению // http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1428998941.
См.: http://energoplatforma.ru/news/Kotelnye-dvukh-shkol-v-YAroslavskoy-oblasti-perevodyat-s-uglya-na-shchepu-blagodarya-energoservisu.

Рынок услуг в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности еще очень молод, но практика заключения энергосервисных договоров, по оценкам экспертов, расширяется. Развитие энергетического комплекса, предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р , предполагает наряду с формированием новой системы институтов либерализованного рынка энергии решение задачи активного энергосбережения за счет структурных факторов, модернизации производства, внедрения новых технологий и реализации системы мер по энергосбережению (п. 6).
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.

Закон определяет энергосервисный договор как договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (ст. 2); данному договору, его видам и условиям посвящена гл. 5 Закона. Несмотря на бесполезное дублирование правовых установлений в начале указанной главы (ч. 1 ст. 19 Закона снова определяется предмет энергосервисного договора), в остальном она довольно содержательна, поскольку в ней последовательно закреплены: а) условия этого договора как обязательные (но перечень остался незакрытым), так и возможные; б) некоторые особенности заключения энергосервисного договора с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома; в) условия включения в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов условий энергосервисного договора; г) специфика заключения и оплаты государственных или муниципальных энергосервисных договоров . В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона Приказом Минэкономразвития России от 11 мая 2010 г. N 174 утверждены примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа).
———————————
Бюджетным кодексом Российской Федерации особо выделен случай заключения таких договоров в ч. 3 ст. 72. См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.
Российская газета. 2010. 30 июня.

Сведения о практике заключения энергосервисных договоров согласно ст. 23 Закона включены в информацию, содержащуюся в государственной информационной системе в области энергосбережения (создание которой находится в компетенции Минэнерго России ) — отраслевом сегменте государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса , созданной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» . Порядок предоставления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденный Приказом Минэнерго России от 30 июня 2014 г. N 401 , предполагает ее предоставление в форме электронного документа путем размещения в сети Интернет на официальном сайте или посредством направления электронного носителя информации почтовым отправлением на адрес Минэнерго России (п. 4).
———————————
См.: пункт 4.4.14 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 22. Ст. 2577.
Пункт 7 Положения о создании, об эксплуатации и о совершенствовании государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 354 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 17. Ст. 2171.
См. также: Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 г. N 391 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 23. Ст. 2851.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7060.
Российская газета. 2014. 19 дек.

Минэнерго России готовит ежегодно, начиная с 2015 г., государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. К сожалению, в нем структурированно не заложено обособление информации об энергосервисных договорах . Поскольку ч. 1 ст. 27 Закона предполагает пропаганду использования энергосервисных договоров, наличие самостоятельного раздела информации в специализированном государственном докладе могло бы ей поспособствовать.
———————————
См.: Правила подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1412 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 1 (ч. II). Ст. 213.

Перспектива развития рынка услуг на основе энергосервисного договора получила, таким образом, довольно четкую правовую основу и ориентиры. С учетом того что нынешний Закон об энергосбережении применяется около шести лет и некоторый комплекс мер энергосберегающей направленности был предусмотрен до его принятия (ныне утративший силу Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ «Об энергосбережении» предусматривал учет энергетических ресурсов, проведение энергетических обследований организаций, информационное обеспечение энергосбережения ), оценки интенсивности развития рынка энергосервисных услуг вполне своевременны. Они разнятся, хотя, как правило, эксперты сходны в констатации последовательного увеличения числа энергосервисных контрактов и их еще большего потенциала .
———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 15. Ст. 1551.
См.: Игнатьева И.А. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: особенности и проблемы // Энергетическое право. 2011. N 1. С. 18 — 22.
При отсутствии систематизированных официальных данных по этому вопросу полагаем возможным привести мнение ряда экспертов и практиков в исследуемой сфере: См., напр.: Треть объявленных энергосервисных контрактов в России не доходит до стадии заключения // http://www.energo-save.com/news_archive/energoservice/213/; Никитин В. В Ульяновской области бюджетная сфера переводится на энергосервисные контракты // http://media73.ru/2014/53026-v-ulyanovskoi-oblasti-byudzhetnaya-sfera-perevoditsya-na-energoservisnye-kontrakty; Энергосервисные контракты как способ сокращения издержек // http://ieport.ru/stat/32770-yenergoservisnye-kontrakty-kak-sposob.html.

Новые правовые средства обычно проходят некоторый период апробации с последовательным установлением единообразия в применении и толковании норм права в судебных спорах, в том числе на основании разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, поскольку «судебной практикой проверяется жизненность и актуальность тех или иных правовых положений или, наоборот, их ошибочность, отставание от новых условий» . И хотя судебные споры относительно применения тех или иных нововведений Закона об энергосбережении начались практически сразу после его вступления в силу , судебной практики в полном смысле слова по проблемам энергосервисного договора пока не сложилось: судебных актов до сих пор немного, если не рассматривать здесь же многочисленные споры по установке и применению при расчетах приборов учета энергетических ресурсов.
———————————
Лебедев В.М. Судебная практика и развитие законодательства // Законодательство России в XXI веке: по материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. М., 2002. С. 45.
См.: Игнатьева И.А. Некоторые вопросы практики применения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности // Закон. 2015. N 1. С. 62 — 67.
Судебная практика — понятие, не имеющее нормативного определения. Полагаем правильным вслед за И.Б. Новицким рассматривать в качестве судебной практики «только устоявшуюся и вполне определившуюся практику» (Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М., 1959. С. 125). За недостатком таковой в рассматриваемой сфере считаем возможным в настоящей работе проанализировать все имеющиеся на данный момент судебные споры, связанные с энергосервисными договорами.

Полагаем, что последние сформировали самостоятельный массив судебных решений по довольно однотипным проблемам: определения ответственных за установку приборов учета лиц, уточнения места установки прибора учета, принуждения к принятию установленных приборов учета снабжающими организациями и др. Часто это споры, не связанные с исполнением именно энергосервисного договора . Если принять во внимание, что сами по себе приборы учета могут рассматриваться, скорее всего, лишь как основа для последующих энергосберегающих мероприятий , такая ситуация вполне объяснима.
———————————
Вообще же условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов допускается в энергосервисном договоре согласно ст. 19 Закона. Так, в судебном решении Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2014 г. по делу N А50-24708/2013, а также Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2014 г., Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2014 г. судами было установлено, что общество «Лидер-Инжиниринг-Сервис» провело работы по проектированию и установке узлов учета тепловой энергии, а также работы по автоматизации тепловых пунктов, выполняя условия заключенного со средней общеобразовательной школой энергосервисного контракта.
См.: Матиящук С.В. Формирование условий и заключение энергосервисного договора с управляющими организациями // Жилищное право. 2010. N 8. С. 65 — 70.

Анализ судебных решений способствует косвенному определению степени развитости рынка услуг, оказываемых в рамках энергосервисного договора. Так, при рассмотрении дела по иску ЗАО «НПК Эллирон» к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Курска и ООО «АйТи.Энергофинанс» о признании контракта на оказание услуг энергосервиса по наружному освещению муниципального образования город Курск недействительным и применении последствий недействительности сделки в решении Арбитражного суда Курской области от 30 октября 2013 г., Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 г., Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2014 г. установлено, что на извещение о проведении открытого конкурса на заключение указанного муниципального контракта на участие в конкурсе подали заявки сразу три претендента. Спор же возник относительно цены контракта, которая была определена в виде фиксированного процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетического ресурса в денежном выражении. В ходе судебного разбирательства выяснено, что сумма, указанная как цена контракта на официальном сайте для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, представляет собой фактические расходы комитета ЖКХ на поставки энергетического ресурса, которые должны быть понесены за период исполнения контракта вследствие достигнутой экономии. Появление данной суммы в поле «цена контракта», по пояснению ответчика, является технической ошибкой. Сведения, содержащиеся в контракте на энергосервис, оценены судебными инстанциями как не нарушающие прав истца и не являющиеся основанием для признания этого контракта недействительной сделкой.
В данном деле была затронута проблема соотношения правил заключения и исполнения энергосервисных контрактов по Закону об энергосбережении и по законодательству о размещении заказов (сейчас — о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Ссылку истца на положения Закона об энергоснабжении суд не принял во внимание, рассмотрев положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) в качестве специальных по отношению к нормам Закона об энергосбережении.
В связи с принятием Закона об энергосбережении утративший ныне силу Закон о размещении заказов был дополнен гл. 7.1 и ст. 56.1, согласно которой контракт на энергосервис должен был заключаться отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии. Сформулирован также ряд условий по определению начальной цены контракта и другие, связанные с размещением заказа на энергосервис.
Аналогичный подход в настоящее время сохраняется: соответствующие положения закреплены в ст. 108 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). Надо отметить, что в п. 1 названной статьи еще раз (дополнительно к двум в Законе об энергосбережении) повторяется положение о предмете энергосервисного договора . Полагаем невозможным оценить данное обстоятельство как учет положений ст. 19 Закона об энергосбережении : это факт бесполезного дублирования положений одного законодательного акта в тексте другого.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.
Только по Закону о контрактной системе используется несколько иная терминология — «энергосервисный контракт». По утратившему силу с 1 января 2014 г. Закону о размещении заказов такой договор назывался контрактом на энергосервис. Сложно объяснить такую пестроту в терминах, тем более что последний вводился в Закон от 21 июля 2005 г. Законом об энергосбережении, который, как известно, сам термин «контракт на энергосервис» не использует. С.В. Матиящук обозначает нюансы в используемых терминах: «Разница между энергосервисным договором и энергосервисным контрактом заключается лишь в том, что последний призван регулировать аналогичные отношения, но только в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Как следствие, к энергосервисному контракту применяются нормы законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов» (Матиящук С.В. Новые модели договорных отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности // Законодательство и экономика. 2010. N 6. С. 12).
См.: Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М., 2013. Комментарий к ст. 108.

Смотрите так же:  Форма пд-4 бланк госпошлина

В это же время ст. 20 Закона об энергосбережении устанавливает, что по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива) при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к энергосервисному договору этим Законом (о предмете и обязательных условиях договора). Иными словами, исключением из этого общего правила Закон об энергосбережении видит лишь договоры купли-продажи, поставки, передачи природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива.
Если сопоставлять данное положение с приведенными запрещающими установлениями Закона о контрактной системе (а ранее Закона о размещении заказов), получается, что Закон об энергосбережении, введя в Закон о размещении заказов новую статью 56.1, тем самым одновременно создал еще одно исключение из общего правила , но не отметил его в ст. 20.
———————————
А.Н. Борисов, сопоставляя анализируемые нормы, охарактеризовал соответствующее положение Закона о размещении заказов именно как изъятие из общего правила, установленного Законом об энергосбережении. См.: Борисов А.Н. Новое в законодательстве о размещении заказов. М., 2011 // СПС «КонсультантПлюс».

Однако отсылка к законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд наряду с бюджетным законодательством используется в ст. 21 Закона об энергосбережении — применительно к заключению и оплате государственных или муниципальных энергосервисных договоров. Следовательно, Закон об энергосбережении структурно разделяет положения ст. ст. 20 и 21: в одном случае имеются в виду договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов с включенными в них условиями энергосервисного договора, в другом — государственные или муниципальные энергосервисные договоры как вид энергосервисных договоров в целом. Но для Закона о контрактной системе эти оттенки правового регулирования оказались излишними, поскольку он фактически установил иные правила, отражающиеся на содержании и первых, и вторых выделяемых Законом об энергосбережении договоров.
———————————
Определенное акцентирование последних подчеркивалось в научной литературе: «названные договоры (контракты), будучи урегулированы, прежде всего бюджетным законодательством, следует рассматривать как правовые средства, имеющие публично-правовой характер» (Губин Е.П., Губин П.Е. Модернизация российской экономики и право // Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии / Отв. ред. Е.П. Губин, Е.Б. Лаутс. М., 2010).

В других судебных актах (решение Арбитражного суда Брянской области от 31 октября 2014 г. по делу N А09-323/2014, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 г., Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2015 г.) Закон об энергосбережении и Закон о размещении заказов не противопоставляются и оба последовательно применяются к спорным правоотношениям. В деле по иску комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации к ООО «Айти Энергофинанс Брянск» об обязании привести уровень освещенности на всех объектах муниципального контракта на энергосервис (система уличного освещения города Брянска) к нормативным значениям в соответствии с соответствующими ГОСТами было установлено, что ответчик оказал истцу в рамках заключенного контракта на энергосервис следующие услуги: осуществил энергосберегающие мероприятия согласно утвержденному перечню мероприятий по энергосервису, произвел замену светильников на энергоэффективные и установил реле астрономического времени. Квалифицируя данные правоотношения, суд признал их «вытекающими из договора возмездного оказания услуг для муниципальных нужд» с соответствующим правовым регулированием Законом о размещении заказов (действовавшим на момент заключения контракта), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636, предусмотревшим требования к конкретному закрытому перечню условий энергосервисного контракта. В то же время для вынесения решения суд применяет к правоотношениям сторон также Закон об энергосбережении, допускающий открытый перечень условий энергосервисного договора. В результате относительно заявления истца о недостаточной степени уличного освещения, полученного в результате проведенных работ, суд указал, что «сторонами контракта условие об уровне освещенности не согласовывалось, исполнитель не принимал на себя обязательство по контролю и приведению уровня освещенности к определенным значениям».
При регулировании отношений, связанных с заключением и исполнением энергосервисного контракта, таким образом, обнаруживаются недостаточно скоординированные установления разных законодательных актов. Они вызывают разночтения в правоприменительной деятельности, допускают вариативность толкования. Эти недостатки вполне преодолеваемы совершенствованием законодательства.
Развитие правового регулирования в отношении энергосервисных договоров в настоящее время планируется как минимум в двух направлениях. Одно из них связано с заключением энергосервисных договоров в бюджетной сфере, другое — в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г. , в рамках поддержки бизнеса и улучшения условий предпринимательской деятельности должна упроститься конкурсная процедура заключения энергосервисных контрактов для увеличения инвестиционной привлекательности проектов по энергосбережению в бюджетной сфере, планируется совершенствование системы предоставления инвесторам гарантий оплаты с учетом достигнутой экономии энергетических ресурсов (п. 2 разд. II).
———————————
http://government.ru/

Некоторые организационно-правовые требования к оформлению процесса модернизации многоквартирных домов на основе заключения энергосервисного договора нуждаются в скорейшей корректировке. На основании ч. 4 ст. 19 Закона об энергосбережении в случае заключения энергосервисного договора с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственники помещений в многоквартирном доме передали полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора, такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора является ничтожным. При данном подходе энергосервисный договор предполагается заключать в отношении всего многоквартирного дома, включая общее имущество и помещения собственников. Требование о письменном согласии каждого собственника помещения в доме с большим их числом фактически сводит на нет возможность модернизации общего имущества собственников помещений .
———————————
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в докладе на заседании Совета Федерации 10 июня 2015 г. относительно практики заключения энергосервисных договоров в жилищной сфере отметил: «Возможность заключения такого договора введена еще в 2009 году, однако, к сожалению, нельзя говорить о масштабном опыте их реализации. Это в первую очередь обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы. Одним из ярких примеров здесь можно привести требование о необходимости подписания договора энергосервиса каждым собственником помещений в доме, что в сложившихся реалиях практически невозможно» (http://www.minstroyrf.ru/press/doklad-ministra-mikhaila-menya-na-zasedanii-soveta-federatsii-federalnogo-sobraniya-rossiyskoy-feder/?sphrase_id=98921).

Законопроект по внесению изменений в Закон об энергосбережении, в Жилищный кодекс Российской Федерации, другие законодательные акты, подготовленный Минстроем России , среди наиболее кардинальных изменений, способных, как полагаем, усилить интерес собственников помещений в многоквартирных домах к энергосервисным мероприятиям, прежде всего четко обозначает возможность заключения энергосервисного договора в отношении лишь общего имущества в многоквартирном доме, решение о чем принимается на общем собрании собственников. Кроме того, законопроект предполагает включение условий энергосервисного договора в отношении этого имущества непосредственно в договор управления многоквартирным домом.
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Для полноты и результативности дальнейшей регламентации энергосервисного договора особое значение имеет правоприменительная деятельность, выводы судов. Таким образом будет обосновано и задано системное видение проблем правового регулирования, необходимости разработки мер для успешного осуществления и расширения деятельности по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, развития нового рынка услуг, оказываемых в рамках энергосервисного договора.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: