Меню Закрыть

Ликвидация общества влечет за собой

Статья 21. Ликвидация общества

Статья 21. Ликвидация общества

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в пункт 4 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

4. В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Ответственность гендиректора при ликвидации организации по инициативе учредителя?

Я назначен генеральным директором ООО. У меня с обществом оформлен трудовой договор. В обществе один учредитель. Фирма проработала пять лет. Сейчас учредитель хочет начать процедуру ликвидации, и уехать заграницу на постоянное место проживания. Фирма, насколько я осведомлен по бухгалтерским документам, задолженности ни перед кем не имеет. Учредитель хочет оставить мне проводить всю процедуру ликвидации и на следующей неделе уезжает в США. Если учредитель уедет, а я сам буду ликвидировать фирму, надо ли ему будет ставить свою подпись в каких-то учредительных документах или я могу спокойно его отпускать и сам проводить ликвидацию?

Ответы юристов (6)

Если Вы будете осуществлять функции члена ликвидационной комиссии, то Вам необходимо получить от учредителя решение общего собрания участников (единственного участника) общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ:

Статья 92. Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью

1. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

В соответствии с ФЗ «Об ООО»:

Статья 57. Ликвидация общества

1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Есть вопрос к юристу?

На Ваш вопрос сообщаю следующее.

Согласно положениям Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»:

2. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Согласно положениям Гражданского кодекса:

Статья 62.
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лиц.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Согласно положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

Статья 20.
3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, из изложенных норм закона следует, что в ходе проведения процедуры ликвидации ООО участие учредителя необходимо.

Все последующие действия и решения в процессе ликвидации общества (кроме утверждения ликвидационных балансов) находятся в компетенции ликвидационной комиссии на основании статьи 63 Гражданского Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 57 Закона об ООО Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

СОгласно ст. 62 и 63 ГК РФ Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменносообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

То есть, Вам потребуется доверенность учредителя для подписания необходимых документов.

При этом,в доверенности следует указать все полномочия как можно подробнее.

Смотрите так же:  Снятие авто с регистрации купля продажа

С уважением Ф. Тамара

Уточнение клиента

да, если он хочет скорее уехать, пусть на меня делает доверенность

11 Августа 2012, 15:06

Уточнение клиента

— да, если он хочет скорее уехать, пусть на меня делает доверенность


Вы сможете по доверенности, выданной участником общества в порядке абзаца 2 пункта 2 статьи 37 Федерального закона «Об ООО», осуществлять права участника ООО при утверждении ликвидационных балансов и при решении других вопросов, отнесенных законом и уставом общества к компетенции общего собрания.

Вы также можете от имени ликвидационной комиссии подготовить проекты ликвидационных балансов и проекты решений единственного учредителя и направлять их на утверждение (принятие) единственному учредителю по месту его фактического нахождения.

И тот, и другой вариант соответствует действующему законодательству.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ прерогатива добровольной ликвидации юридического лица (в рассматриваемом случае — ООО) принадлежит его учредителям. Порядок ликвидации не зависит от того, осуществлялась ли обществом какая-либо деятельность. Законодательством установлен единый порядок ликвидации, который состоит из следующих этапов:

— принятие решения о ликвидации;

— формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора);

— публикация сообщения о ликвидации;

— осуществление расчетов с кредиторами и составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса;

— государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Принятие решения о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества или единственному участнику. Решение о ликвидации должно быть принято единогласно всеми участниками (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Учредители (участники) юридического лица с момента принятия решения о ликвидации ООО в трехдневный срок в письменной форме обязаны уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого ООО с приложением решения о его ликвидации (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ)).

Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица подается по форме N Р15001, установленной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление N 439).

На основании уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, и выдает заявителю соответствующие подтверждающие документы. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того, при принятии решения о ликвидации согласно пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации в течение трех дней со дня принятия такого решения обязаны письменно (по форме N C-09-4, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/[email protected]) сообщать об этом в налоговый орган по своему месту нахождения.

После принятия решения о ликвидации учредители (участники) юридического лица, согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ, должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством РФ. О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ учредителям (участникам) юридического лица также необходимо уведомить регистрирующий орган по форме N Р15002 (утверждена Постановлением N 439).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Порядок ликвидации ООО ликвидационной комиссией установлен ст. 63 ГК РФ и заключается в следующем.

Ликвидационная комиссия размещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о его предстоящей ликвидации. В публикации должны быть указаны порядок и срок (не менее двух месяцев с момента размещения информации) заявления требований кредиторами. Такое объявление размещается независимо от того, есть у ООО кредиторы или их нет. В настоящее время такие сведения публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации» (см. Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]).

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Обратите внимание, что такое уведомление должно осуществляться надлежащим образом — чаще всего почтовым отправлением по юридическому адресу с уведомлением о вручении письма.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме N 1 «Бухгалтерский баланс», утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Так как баланс содержит не все необходимые сведения, дополнительно рекомендуем вам приложить документы, содержащие информацию о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием учредителей (участников) ООО юридического лица, принявшим решение о ликвидации.

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в регистрирующий орган необходимо направить уведомление по форме N Р15003 (утверждена Постановлением N 439). К уведомлению должен быть приложен промежуточный бухгалтерский баланс.

При наличии кредиторской задолженности ликвидационная комиссия производит выплаты денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается на общем собрании учредителями (участниками) юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица распределяется между его учредителями (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия подает в регистрирующий орган заявление о регистрации в связи ликвидацией юридического лица по форме N Р16001 (утверждена Постановлением N 439). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях. К заявлению необходимо приложить документы, указанные в ст. 21 Закона N 129-ФЗ:

— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации ООО на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 400 руб.);

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

До внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ ваша организация должна исполнять все обязанности налогоплательщика: даже если деятельность не ведется, необходимо по-прежнему сдавать «нулевые» декларации. Также в отношении ликвидируемой организации на основании п. 11 ст. 89 НК РФ может быть проведена выездная налоговая проверка (независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки). При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Помимо рассмотренного порядка добровольной ликвидации, законодательством предусмотрена ликвидация по решению налогового органа. В соответствии со ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке по инициативе налогового органа. Такая «административная ликвидация» производится при наличии одновременно двух непременных условий:

— непредставления непрерывно в течение 12 месяцев, предшествующих моменту ликвидации, юридическим лицом налоговой отчетности;

— отсутствия операции хотя бы по одному банковскому счету.

По мнению Президиума ВАС РФ, высказанному в Информационном письме от 17.01.2006 N 100, для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них.

Согласно п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган, установив наличие вышеуказанных признаков, принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Так же как и в случае добровольной ликвидации, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых размещается информация о государственной регистрации юридического лица. Публикация должна быть размещена в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Смотрите так же:  Нотариус на ставропольской в краснодаре

Все действия, в том числе от имени собрания учредителей (учредителя), а также ликвидационной комиссии, Вы вправе совершать по доверенности.

Желаю Вам удачи!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Возможна ли ликвидации ООО без директора?

Необходимо добровольно ликвидировать ООО, однако директор (он же учредитель) уволен пару месяцев назад, сотрудников нет. Возможно ли не принимая нового директора решением единственного участника принять решение о ликвидации общества, назначить ликвидатора и так далее? Спасибо за ответ!

20 Декабря 2016, 09:46 Елена, г. Самара

Ответы юристов (2)

Уважаемая Елена, согласно ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Примите решение учредителей о возложении обязанностей директора на одного из учредителей. Ну, а потом приступайте к ликвидации, вариантов два быстрый и затратный, предпочтительный если у ООО есть долги и долгий и дешевый, если долгов нет.

Уточнение клиента

Большое спасибо за ответ!

20 Декабря 2016, 10:15

Исходя из положений норм Гражданского кодекса и ст. 57 ФЗ «Об ООО» решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимает, в Вашем случае, единственный участник. Назначать директора для этого не требуется

ст. 57 ФЗ «Об ООО»

2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Уточнение клиента

20 Декабря 2016, 10:16

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Ликвидация акционерного общества ЗАО

ЗАО зарегистрировано в начале 2001 года. Я являюсь его единственным учредителем. Общество, за все время существования, деятельности практически не осуществляло. Нулевую отчетность исправно сдавал (ЗАО на УСН-доходы).

Задолженности ни перед кем нет.

Акции больше никому не принадлежат. Нужно еще сдавать справки о чистых активах. Я обратился в юридическую фирму за помощью, чтобы мне помогли быстро и безболезненно ликвидировать ЗАО по решению. Они мне предложили один вариант: я назначаю директором другое лицо, их человека, поручаю ему всю отчетность. Больше от меня ничего не требуется.

Организация плавно ликвидируется. Действительно ли это так? Насколько реальна и безопасна для меня такая схема закрытия моего ЗАО?

Ответы юристов (4)

Официальная ликвидация компании без кредиторов и работников занимает по времени примерно 4 месяца.

Для этого принимается решение о ликвидации и назначаетс яликвидационная комиссия/ликвидатор.

Публикуется сообщение в «Вестнике государственной регистрации» и уведомляются кредиторы.

Спустя 2 месяца составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, который подается в налоговую. Затем осуществляются расчеты с кредиторами, оставшееся имущество передается акционеру. После этого составляется ликвидационный баланс, который подается в налоговую с заявлением о ликвидации. С момента внесения записи в ЕГРЮЛ общество перестанет существовать.

Это описана процедура в кратком виде.

Некоторые компании действительно предлагают услуги по ликвидации путем присоединения, смены акционеров и директора. Но не известно, что на самом деле кроме ликвидации сделают с вашей компанией, и не придут ли к Вам потом люди в погонах с разными вопросами.

Самому ликвидировать не так сложно, если компания беспроблемная. И это гораздо дешевле. Вы только заплатите за публикацию в Вестнике, нотариальное заверение 4-х заявлений и госпошлину за ликвидацию.

Есть вопрос к юристу?

Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

2. В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

3. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

4. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем отметим, что такой договор вполне имеет право на существование, в нем участники общества и ликвидатор смогут закрепить свои права и обязанности по отношению друг к другу (в том числе предусмотреть размер вознаграждения ликвидатора).

Положения Гражданского кодекса России

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Из изложенных норм закона следует, что при начале ликвидации общества все полномочия по управлению делами общества, в том числе связанные с его ликвидацией переходят ликвидационной комисии. Поэтому по моему мнению назначить директором представителя юридической фирмы нет необходимости. А вот членом ликвидационной комиссии либо ликвидатором такое лицо вполне можно назначить.

Добрый день! Пологаю, что фирма в котороую вы обратились хочет ликвидировать ЗОА путем смены директора. Хочу Вас предостеречь.

Смена учредителей и директора с последующим «бросанием» фирмы на произвол судьбы — самый недорогой и, по-прежнему, популярный способ ликвидации ЗОА. Этот метод гораздо проще, чем, например, ликвидация ЗОА через банкротство или

Смотрите так же:  Купить лиды по осаго

реорганизация юридического лица. Ситуация выглядит примерно следующим образом: есть ненужное ЗАО, которое «продается» со сменой учредителей и директора на номинальных, меняется место его регистрации, после чего о нем благополучно «забывают». Действительно, в таком случае шанс на принятие решения о ликвидации ЗАО и автоматическое его исключение из ЕГРЮЛ есть, и именно таким способом реестры расчищаются от «однодневок». Срок ожидания «амнистии», то есть решения о ликвидации фирмы, минимум, 12 месяцев, а, если почитать бухгалтерские форумы, то на практике и два года не срок. Что может случиться за эти тревожные месяцы ожидания?

Налоговики могут войти в искушение, а если есть «грехи», то и должны, и начнут раскапывать все связи брошенной фирмы с целью доначислить налоги. Другие кредиторы также не останутся в стороне.

При этом, согласно пункту 2 статьи 49 НК РФ, если несостоятельность юридического лица была вызвана действиями учредителя, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов и долгов перед кредиторами. Это уже практика, а не теория.

Для выявления долгов по налогам будет назначена выездная проверка. Поскольку обычно на этот момент на предприятии реально никого и ничего нет, то все вопросы обращаются к бывшему директору или учредителю, которые действовали в спорный период. Найти их с помощью оперативников МВД не составит труда. Чаще всего на момент проверки у бывших директоров уже нет никаких документов по деятельности ЗАО, они «переданы» по передаточному акту при «продаже» предприятия. В этом случае инспекторы прибегают к расчетному способу исчисления налогов, право на который им дано в случае непредставления в течение двух месяцев документов (п. 7 ст. 31 НК РФ). Если расчеты с проверяемого предприятия осуществлялись через банк, то налоговики обычно принимают за налоговую базу всю сумму доходов предприятия, без учета расходов, которые нечем подтвердить! Таким образом, даже если у фирмы не было «старых грехов», сумма претензий может быть огромна. Это, конечно, неправомерно, но доказывать придется в суде. По моей практике доказывать в суде уже ничего не приходится, так как связь с компанией уже потеряна и решение налоговой вступило в законную силу значительно раньше чем о нём узнают бывший директор и учредитель.

Еще раз обращу внимание на субсидиарную ответственность — эту ахиллесову пяту учредителей и директоров. Вот один из свежих примеров, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 14 августа 2009г. по делу N А56-11933/2007. Одно питерское ЗАО, поработав несколько лет, было брошено. Конкурсный управляющий, которому было поручено найти имущество отсутствующего должника (ЗАО) для погашения кредиторской задолженности, имущество не нашел без первички, но нашел основание для привлечения учредителя к субсидиарной ответственности. Суд эту просьбу удовлетворил и постановил взыскать с учредителя — физического лица всю сумму долгов на сумму 27млн. рублей.

К изложенному мною выше, хочу добавить, что в назначении директором общества представителя юридической фирмы нет необходимости, особенно до начала процесса ликвидации. Вы как учредитель общества вполне сможете контролировать процесс ликвидации общества и действия ликвидационной комиссии (ликвидатора), в частности путем утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Что касается вопроса о порядке оформления взаимоотношений между обществом и ликвидатором, то на законодательном уровне вопрос взаимоотношений участников общества и ликвидатора не урегулирован. Поэтому сказать однозначно, что с ликвидатором должен быть заключен договор, не представляется возможным.
Вместе с тем хочу отметить, что такой договор вполне имеет право на существование, в нем Вы и ликвидатор смогут закрепить свои права и обязанности по отношению друг к другу (в том числе предусмотреть размер вознаграждения ликвидатора).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

13. Реорганизация и ликвидация Общества

13.2. При реорганизации Общества совет директоров Общества обладает полномочиями, установленными Законом и пунктом. настоящего Устава.

13.3. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

13.4. При реорганизации Общества в форме присоединения к нему другого Общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного Общества.

13.5. Не позднее … дней с даты принятия решения о реорганизации Общества, а при реорганизации Общества в форме слияния или присоединения – с даты принятия решения об этом последним из Обществ, участвующих в слиянии или присоединении, Общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов Общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

13.6. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Закона и настоящего Устава. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

13.7. Ликвидация Общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации Общества и назначении ликвидационной комиссии Общества (далее также – ликвидационная комиссия).

13.8. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами Общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Общества выступает в суде.

13.9. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации Общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее. месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации Общества.

13.10. В случае если на момент принятия решения о ликвидации Общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии с пунктом. настоящего Устава.

13.11. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов Общества и получению дебиторской задолженности Общества, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации Общества. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого Общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием акционеров.

13.12. Если имеющихся у ликвидируемого Общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества Общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

13.14. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого Общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

13.14.1. В первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона.

13.14.2. Во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом Общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям.

13.14.3. В третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого Общества между акционерами – владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

13.15. Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата Обществом определенной уставом Общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом Общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

13.16. Если имеющегося у Общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом Общества ликвидационной стоимости всем акционерам – владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами – владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

13.17. Ликвидация Общества считается завершенной, а Общество – прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

14. Порядок вступления настоящего Устава в силу. Порядок внесения в настоящий Устав изменений и дополнений

14.1. Настоящий Устав вступает в силу с момента государственной регистрации Общества.

14.2. Изменения и дополнения в настоящий Устав принимаются общим собранием акционеров в порядке, установленном Законом и настоящим Уставом, и вступают в силу для третьих лиц с момента государственной регистрации указанных изменений, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

14.3. Внесение в настоящий Устав изменений и дополнений, связанных с созданием филиалов и (или) открытием представительств Общества и (или) их ликвидацией, осуществляется общим собранием акционеров Общества.